УДК 902.035 ББК 63.5
НИГОРА^ОИ "СУРДИ" ДАР ОСОРХОНАИ МУНИСИПАЛИИ СИАН
«СОГДИЙСКИЕ» ЭКСПОНАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ
СИАНЯ
"SOGDIANI" EXHIBITS IN MUNICIPAL MUSEUM OF XI'AN
Рахимов Набицон Турдиалиевич, д. и. т., профессори кафедраи Таърихи Ватан ва археологияи МДТ "ДДХ ба номи академик Б. Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд)
Рахимов Набиджон Турдиалиевич, д. ист. наук, профессор кафедры Отечественной истории и археологии ГОУ "ХГУ имени академика Б.Гафурова "(Таджикистан, Худжанд)
Rahimov Nabijon Turdialievich, Dr. of History, Professor of the department of home hstory and archaeology under the State Educational Establishment "Khujand State University named after academician B. Gafurov" (Tajikistan Khujand); E-MAIL: [email protected]
Вожа^ои калиди: осорхонаи Сиан, сугдиён, Роуи абрешим, нигора^ои сугдй, тобут, сюжет^о
Мацола ба баррасии нигорауои сугдии Осорхонаи шаурии Сиан(Чин) бахшида шудааст. Муаллиф цайд намудааст, ки сугдиён дар эъмори Ро^и бузурги абрешим ва таърихи мавцудияти он нацши мууим бозидаанд. Зикр мешавад, ки сугдиён бештар дар минтацаи шимолу гарбии Чин умр ба сар мебурданд, ки дар цараёни уафриёти бостоншиносй дар ин минтаца ёдгориуои зиёди сугдй ба даст омадаанд. Дар ин навишта чанде аз он тавсиф шудааст. Таваццууи вижа ба яке аз ини ёдгорщо - тобути сангини нациби сугдиён Ши Виркак(асри VI)дода шудааст. Муаллиф саунауои кандакоришудаи руи тобути сангиро овардааст, ки дар он %аёт ва фаъолияти Ши Виркак инъикос ёфтааст. Таваццуу бар он равона гардидааст, ки уарчанд Ши Вирнак аз руи цоида^ои чинй дафн карда шуда бошад уам, дар он таъсири фар^анги сугдй низ ба чашм мерасад, хусусан, са^наи интицоли рууи Ши Виркак ба охират цолиби диццат аст. Муаллиф ба ин натица мерасад, ки нигорауои осорхонаи Сиан мавцеияти сугдиёнро дар императории Чин хуб инъикос менамоянд.
Ключевые слова: музей Сианя, согдийцы, Шёлковый путь, согдийские экспонаты, саркофаг согдийца, сюжеты
Статья посвящена согдийским экспонатам в Муниципальном музее Сианя (Китай). Автор указывает, что согдийцы сыграли важную роль в истории Шёлкового пути, жили и работали во многих пунктах Северо-западного Китая. Отмечает, что во время археологических работ на территории Китая было найдено много артефактов, связанных с согдийцами. В статье описаны некоторые из согдийских экспонатов. Особое внимание уделяется саркофагу знатного согдийца по имени Ши Виркак (VI в.н.э.). Автор описывает сцены, вырезанные на стенках каменного саркофага, изображающие сцены из жизни и деятельности Ши Виркака. Обращает внимание на то, что погребение совершено по-китайски, хотя имеет много элементов, связанных с культурой Согда, где интересна сцена, связанная с переходом души Ши Виркак в загробный мир. Автор отмечает, что экспонаты в Муниципальном музее Сианя показывают положение согдийцев в Китайской империи.
Key words: Xi'an museum, Sogdians, Silk Road, Sogdiani exhibits, sarcophagus of Sogdian, scenes
The article dwells on the Sogdian's exhibits in the Municipal museum of Xi'an (China). The author of the article indicates that the Sogdians played an important role in the Silk Road history. Sogdians lived and worked in many places of North-Western China. There were many artifacts of Sogdian origin found during archaeological works in the China. The article describes some of the Sogdian exhibits. Particular attention is paid to the sarcophagus of a noble Sogdian named Shi Wirkak (VI AD). The author describes the scenes carved on the walls of the stone sarcophagus. Here was depicted a scene of life and business of Shi Wirkak. He pays his own attention that the burial is done in Chinese, but has many elements related to the Sogdian culture, where it is Interesting scene, connected with the transition Shi Wirkak's soul to the afterlife. The author underscores that Municipal Museum of Xi'an exhibits shows the position of the Sogdians in the Chinese empire.
В последние десятилетия, благодаря технической и финансовой поддержке государства, значительно вырос масштаб проводимых в Китайской народной республике археологических работ. Вследствие этого, многочисленные артефакты, полученные в ходе раскопочных работ и
освещающие самые разные аспекты истории и культуры китайской цивилизации, ежегодно пополняют музеи, становящиемся популярными среди внутренних и иностранных туристов.
Одним из таких музеев, ставших сразу знаменитым, является Муниципальный музей города Сианя - города, который на протяжении почти тысячи лет был столицей нескольких правящих династий Китая.
Муниципальный музей Сианя - это сравнительно «молодой» музей: публичное открытие музея состоялось в мае 2007 года. Расположенный в центральной части города, музей занимает территорию 245 га. В его коллекции находятся различные экспонаты по многовековой истории Сианя (более 130 тысяч памятников культуры, в том числе, связанные с Малой пагодой дикого гуся - ключевым памятником, охраняемым государством). В этот комплекс входят также группа старых зданий храмового комплекса Джанфу и современное здание музея.
Само здание Муниципального Музея Сианя занимает 16 тыс.кв.м., из которых 5 тыс. кв.м. -это выставочная площадь, где экспонируются шедевры искусства, культурные реликвии, находки китайских археологов. Для историков, интересующихся историей согдийцев в Китае или вообще согдийской колонизацией - это настоящий клад: именно здесь находятся очень ценные экспонаты, свидетельствующие о присутствии согдийцев на территории Китая в период раннего средневековья.
История согдийских экспонатов музея тесно связана с историей появления и функционирования Великого Шёлкового пути, (ВШП) который в древности и средневековье связывал Европу и Азию, и той ролью, которую сыграли согдийцы на международных торговых трассах.
Как известно, в результате вторжения в Среднюю Азию армии Александра Македонского Согд подвергся разрушению и разорению, значительная часть населения вынуждена была покинуть страну. Согдийцы, расселившись в глубинных районах Центральной Азии, образовали свои колонии, сначала в Чаче (Ташкентский оазис) и Фергане, затем в Семиречье и Восточном Туркестане и далее до Дальнего Востока (6,38-44).
Археологический материал позволяет рассмотреть историю согдийских колоний на всём протяжении ВШП. Особенно большой объём источников стал доступен исследователям в результате значительных по размаху и масштабу археологических работ на территории Западного Китая в конце ХХ в. (7, 36-42; 9, 74-81; 10, 147-156). Но интерес к согдийцам возник ещё в первой половине ХХ века. В 1926 году японский исследователь Кувабара нашел упоминания о согдийцах в традиционных китайских источниках. В связи с этим возник интерес к данным китайских историографов о согдийцах и их поселениях на территории древнего Китая. Китайский учёный Сян Да тщательно изучил источники и в 1933 опубликовал свой знаменитый труд «Танский Чаньань и культура Центральной Азии». В книге дан подробный обзор жизни и деятельности согдийцев в столице Китая эпохи династии Тан - городе Чаньань и их влиянии на религию, искусство и культуру Китая в танское время. Сиань, известный под названием Чаньань, была столицей 13 династий Китая, но наибольший расцвет города относится к эпохе правления династии Тан. На этот же период приходится расцвет деятельности согдийцев на трассах Великого Шёлкового пути. В музее экспонируются находки китайских археологов, связанных с торговлей на ВШП.
Город Чаньань считается началом Шёлкового пути на Востоке. Именно из этого города на Запад отправлялись караваны и сюда же возвращались с товарами из далёких стран «Западного края» (5, 34-38; 8, 5-9; 11). Основным вьючным животным был верблюд, приспособленный к дальним переходам и способный вести тяжелый груз - товары купцов.
Очень популярным является верблюд, как символ ВШП, скульптурные фигурки этого «грузовика» средневековья встречается везде: на улицах города, на рекламных щитах, на тканях и бумаге и т.д. Но наиболее ценными являются археологические находки, выставленные для обозрения в музеях города. В Музее Сианя есть скульптурные фигурки согдийцев, ведущих караван верблюдов, согдийцев-всадников, торговцев на верблюдах и т.д. Фигуры согдийцев резко отличаются от фигур китайцев по антропологическому типу лица, высоким головным уборам, покрою одежды, причёскам и т.д.
Скульптур, связанных с торговлей, караванами и вообще с согдийцами, в музее очень много. Это вполне объяснимо: в период раннего средневековья в Китае всё «западное» было в моде. Всё диковинное из «западных стран» (для китайцев это прежде всего страны от современного Синцзяна до Ирана) попадало в Китай, чаще всего в качестве подарков правящей династии или чиновникам высокого ранга. Но было и немало товаров для продажи и обмена (11) (См. на рис. №1).
Рис. №1. Скульптура согдийца-караванщика и верблюда. Музей Сианя Самым удивительным по сохранности и богатым по информативности в Муниципальном музее Сианя является большой экспонат - гробница (саркофаг) согдийского вельможи, сделанная в виде домика (См. на рис. №2; №3). В последние два десятилетия на территории Китая сделан ряд крупных находок погребений, в том числе и погребений знатных согдийцев, находившихся на службе в императорском дворе (7, 36-42; 13; 18, 129-146). Изучение погребений показало, что знатные согдийцы были захоронены по китайскому обычаю в земле, в специальной камере. К камере ведёт длинный, понижающийся дромос. Захоронение зачастую сопровождается эпитафией на китайском языке, в которой содержится краткая биография покойного.
Рис.№2. Саркофаг Ши Виркака в виде "каменного домика". Фасад. Муниципальный
Сианя. Фото Н.Т. Рахимова
Рис.№3. Фасад саркофага Ши Виркака. Зороастрийский жрец (в образе фантастического существа) совершает ритуал, связанный с погребальным обрядом. Муниципальный музей Сианя. Гробница, выставленная в Муниципальном музее Сианя, была обнаружена в 2004 году, во время раскопок большого погребального кургана на севере города Сианя. Несмотря на то, что захоронение, в целом, совершено по китайскому обряду, всё же здесь содержатся отдельные отличительные элементы согдийского погребального обряда. Для умершего построен
«каменный дом», который сейчас экспонируется в большом зале Муниципального музея Сианя. В других согдийских погребениях также, вместо китайского гроба, сооружались каменные домики или же каменные платформы (18, 129-146). Обнаруженный в подземной камере «каменный дом», подобно согдийским оссуариям, богато украшен вырезанными картинами. Домик всеми элементами повторяет настоящий жилой дом: четыре стены и крыша. В фасадной части - двери и окна. Над входом - табличка с надписью на китайском и согдийском языках.
Судя по надгробной надписи, погребённого звали Виркак (согд. - Волк), а его китайская фамилия читается как Ши. В эпитафии есть информация и о статусе погребённого согдийца: судя по надписи, Ши Виркак был сабао - так называли предводителей караванов, а позднее это был титул руководителей общины, которые регулировали коммерческие дела общины, отвечали за религиозную жизнь зороастрийской общины и представляли её интересы при императорском дворе. В общем, это было довольно высокое и почётное положение в императорском дворе, и, вероятно, Ши Варнак получил должность за какие-то особенные выслуги.
В отчётах китайских археологов описан порядок раскопок, судя по которым устройство могилы Ши Виркака было похоже на другие, ранее раскопанные согдийские гробницы, но несколько отличается по своим размерам. К погребальной камере (дл. 2.46 м, ширина - 1.55, высота - 1.58) вел длинный дромос, и в глубине большой камеры стоял каменный домик, выполняющий функции оссуария для «китайских» согдийцев. На территории Средней Азии найдено очень большое число оссуариев-остодонов (2,20-26; 4, 1-36; 12, 165-166). Как правило, -оссуарий в Согде - это глиняные ящики, изготовленные в виде домиков. Ещё полвека назад Б.Гафуров указывает, что оссуарии, связанные с загробной жизнью, выполнялись в форме домиков того времени, с четырёхскатной крышей (3,136). Далее Б.Гафуров отмечает, что в оссуариях V в. стены домов изображались глухими, без окон, но с У1-У11 вв. появляются узкие окна в виде бойниц. Посередине длинной стены помещалась двухстворчатая дверь. Перед этой дверью располагался характерный для Средней Азии навес на колоннах (айван). Перекрытие айвана покоилось не прямо на колоннах, а на аркаде, которая опиралась на колонны. Здесь мы видим прообраз таджикской деревянной колонны с её своеобразной капителью и шаровидной базой. Очень часто стенки оссуариев украшали картины. В среднеазиатской археологии хорошо известны оссуарии, на стенках которых тоже изображены различные сюжеты. Самым известным примером являются биянайманские оссуарии (4, 1-36).
Таким образом, мы видим, что зороастрийская традиция согдийцев складывания очищенных костей умершего в устухондон-остодон (оссуарий) уже в Китае трансформируется. Согдийцы, проживающие длительное время среди китайцев, хоронят своих умерших в подземных камерах, во многом сходных с китайскими. Однако, традиция украшать стенки оссуария сохраняется -каменный домик для Ши Виркака, как и другие гробницы знатных согдийцев, богато украшен. Но и здесь есть своеобразие. Если в согдийских оссуариях мы видим сцены из мифов или изображения из зороастрийского пантеона, то на стенах каменных домиков показаны сцены из реальной жизни умершего.
На стенах каменного домика из Муниципального музея Сианя -сцены из биографии похороненного здесь согдийца Ши Виркака. Во время раскопок было отмечено, что гробница оказалась разрушенной: крыша домика провалилась во внутрь. Сейчас же в Муниципальном музее Сианя выставлен домик с отреставрированной крышей. Над дверью погребальной камеры обнаружена эпитафия, выполненная на двух языках - согдийском и китайском. Надписи содержат биографические данные, но, как показало исследование, содержание версий разное, а не перевод с одного языка на другой. Согласно тексту, Ши Виркак умер в 579 году, в том же году умерла и его жена - Ваюси. Как было отмечено, Ши Виркак, служил сабао в Вювее, Ганьсу. Как вытекает из эпитафии, у Виркака было три сына. Согдийская надпись гласит: «Эта гробница («Божий дом») была построена из камня Врешман Виркаком, Жемат Вандаком и Парот Вандаком для своего отца и матери в надлежащем месте». (17, 1-36).
Гробница сделана в виде каменного домика, с крышей и основанием, имеет двери и окна, стены украшены сценами, содержащими те же фигуры, что и другие согдийские гробницы. Рисунки расположены в три ряда: верхний и нижний узкие ряды представляют своеобразный
орнамент из антропоморфных и зооморфных фигур. По центру идут крупные рисунки, с разными сюжетами - иллюстрациями из жизни умершего Ши Виркака.
Фасад. На фасаде саркофага - двухстворчатая дверь, над ней -табличка с надписью, сообщающей сведения об умершем, по бокам двери - изображения богов и два окна. Изображения над и под окнами похожи по сюжету: наверху по четыре музыканта с разными инструментами и в разных позах. Изображены 4 фигуры музыкантов, сидящих на согнутых ногах. У них округлые лица, густые волосы. Одеты в халаты, подпоясанные узким ремнём. Четыре музыканта, играющих на разных музыкальных инструментах: первый слева играет на каком-то инструменте, похожем на губную гармошку, второй - на флейте, у третьего на руках уд (лютня?), и наконец последний играет на арфе (См. на рис.№4).
Рис.№4. Фасад саркофага Ши Виркака. Группа музыкантов. Муниципальный музей Сианя.
Фото Рахимова Н.Т.
А под окнами каменного домика очень интересное изображение: фантастическое существо -птице человек (верхняя часть фигуры - человеческая, нижняя - птичья, похоже на туловище петуха), перед ним - алтарь с огнём и у его подножия - столик с жертвенной пищей (возможно, хлеб, ингредиенты для приготовления хаомы и др.). Птицечеловек касается длинными палочками жертвенной пищи. Исследователи считают, что фантастическое существо (птицечеловек) выступает в роли зороастрийского жреца и выполняет какой-то ритуал (1, 172173; 13).
Ключевым изображением здесь является алтарь, указывающий на зороастрийский сюжет. Зороастрийский алтарь огня часто встречается на изображениях раннего средневековья, что свидетельствует о популярности этой темы в искусстве: алтарь встречается как на настенных росписях, так и в различных оттисках. Также алтарь является неизменным атрибутом согдийских оссуариев. Как известно, оссуарии были не просто костехранилищем, но в первую очередь - это модели обители богов, рая и обители души.
В целом, схожий сюжет известен по многим изображениям на согдийских оссуариях. Как правило, в центре композиции бывает фигура зороастрийского жреца (мобеда) с повязкой на лице, для того, чтобы не осквернить священный огонь алтаря. Мобед держит в руках специальные щипцы для совершения обряда и руководит процессом взвешивания умершего. На фасаде каменного погребального домика Ши Виркака вместо мобеда - фантастическое существо (птица-человек), держащий палочки вместо щипцов.
На поверхности торцовых и задней стен домика изображены разные эпизоды из жизни Ши Виркака. Отражение биографии начинается с левой стенки домика. В центре сюжета молодая согдийская супружеская пара, подняв руки в мольбе, просит бога (?) дать ребёнка. Корона на голове мужчины и богатая одежда указывают, что это знатные согдийцы. Это подчеркивает и группа согдийцев (вероятно, слуги или подданные), которые также молятся в поддержку просьбы супружеской пары(См. на рис. №5).
Рис.№5. Саркофаг Ши Виркака. Сцена моления о даровании сыне. Муниципальный музей
Сианя. Фото Рахимова Н.Т.
Выше изображён бог, к которому обращены молитвы согдийцев. Фигура бога (Будда?) изображена гораздо крупнее фигур людей. У бога - округлое лицо с усами. Волосы как будто бы сведены в круглый пучок. Голова бога слегка наклонена в сторону супругов и показывает, что он внимательно их слушает. Смысл рисунка становится понятным по второму сюжету. Вероятно, супруги просили бога подарить им ребенка, так как на следующем сюжете изображены радостные супруги, муж держит на коленях мальчика. Слева от супругов изображена группа людей (вероятно, прислуга), радующихся счастью молодых родителей
Два других рисунка показывают, как молодой Ши Виркак рос, занимаясь охотой и торговлей. На следующей сцене изображён большой пир с гостями, есть фигуры музыкантов и танцовщиц. Вероятно, это свадьба молодого Ши Варкака, так как надпись над входом в домик сообщает, что Ши Виркак, достигнув 25 лет женится на знатной тюрчанке, дочери хана тюрков. Интересна ещё одна сцена: в центре за богато накрытым дастарханом (скатертью) сидят четыре человека, судя по одежде - согдийцы и тюрки. Большой круг, очерчивающий сидящих, вероятно, показывает, что гости сидят в шатре (юрте). За кругом изображены музыканты (один с дудочкой, другой держит лютню, у третьего - инструмент, похожий на таблак). Возможно, на этой сцене изображен дипломатический приём или же торговые переговоры. Ведь, судя по тексту Ши Виркак занимался обустройством различных коммерческих переговоров и сделок. Во всяком случае, такие сцены известны и по другим гробницам. Так, на стенках погребального каменного ложа другого знатного согдийца - Ань Джия (который, также, как и Ши Виркак, был сабао) есть сцена, где Ань сидит в большом шатре с лидерами тюрков - это переговоры, а за шатром - верблюды, гружёные товаром. И здесь это не просто торговый караван, и товары на верблюдах - подарки для переговоров (19, 147-158).
На правой торцовой стенке саркофага изображена заключительная сцена: смерть Ши Виркака и начало его загробной жизни. Трактовка этой сцены различна (15, 273-284; 16,133-143; 17, 1-32). Судя по всему, здесь отражён небесный суд. ( См. на рис. №6). В центре - изображение царственного или божественного персонажа, сидящего скрестив ноги (с подогнутыми ногами). У него округлое лицо, без бороды и усов. Прическа плохо читается. На голове персонажа корона. Персонаж одет в халат. Правая рука поднята вверх, левая рука согнута и упирается в пояс (бедро). С двух сторон божества - две фигуры, держащие над божеством какой-то шарф (?). Персонаж сидит на трёх животных(собаках?). Боковые собаки смотрят в разные стороны, средняя - прямо. Вероятно, это трон.
Рис.№6. Саркофаг Ши Виркака. Сцена небесного суда. Муниципальный музей Сианя.
Фото Рахимова Н.Т.
Перед мостом Чинвад изображены несколько фигур, вероятно - это персонажи, связанные с принятием решения по поводу места назначения души умершего. Такие сцены известны по ряду оссуариев, например, на фрагменте оссуария из Ташкентского музея истории (2). Сцена описана и в письменных источниках: так, в Ардавирафтнаме, часть 5, Ардавираф рассказывает: «Когда я вместе со священным Сорушем и богом огня прошли мост Чинвод, на нашу встречу вышли боги: Михр, Рашан, Вота добрый, Варахран могучий, Ашдод, Фарухар и другие боги и приветствовали меня. Я там видел Рашану с золотыми весами и, взвешивающего хорошие и плохие деяния людей» (12, 172).
В последней сцене - момент перехода души умершего Ши Виркака в потусторонний мир на стене каменного домика много фигур людей, животных и птиц, причём все имеют крылья. По всей вероятности, герой рассказа, то есть умерший Ши Виркак и его жена попали в рай, так как они успешно прошли небесный суд.
Изображения на каменном саркофаге и их сюжет показывает, что у согдийцев существовали устойчивые представления о загробной судьбе души умершего согдийца и традиция их иллюстрирования. Это отражалось в том, что всегда присутствовала сцена небесного суда и показывались прелести рая, загробной жизни праведного. Сравнение сюжетов сцен, вырезанных на поверхности стен погребального домика и зороастрийских текстов IX в., показывает их общность.
Таким образом, жившие в Китае в конце VI в. н.э. относительно немногочисленные согдийцы-эмигранты, находясь в самом центре Китая, окружённые многочисленными иными этносами (главным образом, хань, тюрками, уйгурами, карлуками и др.) пытались сохранить свою идентичность, культуру и религию. Однако, при этом мы видит и явные признаки процесса ассимиляции, который стал необратимым.
Как было отмечено выше, каменный домик (саркофаг Ши Виркака) в Муниципальном музее Сианя - не единственный факт. Найдены и изучены и другие погребения согдийцев. С большой долей уверенности можно сказать, что в будущем предстоят новые находки, которые помогут полней раскрыть погребальный обряд согдийцев-зороастрийцев и другие аспекты быта, культуры и искусства согдийцев, живших в тот период далеко за пределами собственно государства Согд. Подобные находки археологов будут большим вкладом в изучение истории и культуры согдийцев на Великом Шёлковом пути.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бердимурадов, А.Э., Богомолов Г.И. Образ птицечеловека на рельефах погребальных сооружений согдийцев в Северном Китае/ А.Э.Бердимурадов //ИМКУ, вып.36. - Ташкент, 2008. -С.169-175.
2. Бердимурадов, А.Э.Новая находка штампованных оссуариев в окрестностях Шахрисябза / А.Э.Бердимурадов, Г.И. Богомолов, Н.О. Хушваков //Археология Узбекистана. - 2012. - №2(5). -С.20-26.
3. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа. В кратком изложении. Т.1. С древнейших времён до Великой Октябрьской Социалистической Революции Б.Г. Гафуров.- 1917 г. - Душанбе: Государственное издание политической литературы, 1955
4. Кастальский, Б.Н. Бия-найманские оссуарии / Б.Н. Кастальский //Протоколы ТКЛА, год 13, приложение. - СПб.-Ташкент, 1909. - С.1-36.
5. Мамадазимов, А. Великий шёлковый путь. История становления, расцвета и падения/ А. Мамадазимов. - Душанбе: Сино, 2014.-384 с
6.Рахимов, Н.Т. Исход согдийцев: начало миграции и колонизации восточных территорий/Н.Т.Рахимов//Учёные записки Худжандского государственного университета.Серия гуманитарно-общетвенных наук. - 2015.- №3 - С.38-44.
7. Рахимов, Н.Т. Согдийская колонизация: история изучения и новые факты / Н.Т. Рахимов// Учёные записки Худжандского государственного университета.Серия гуманитарно-общетвенных наук.-2016.-№2 (47). - С.36-42
8. Рахимов, Н.Т. «Согдийские старые письма» как источник по изучению Согдийской колонизации/Н.Т. Рахимов//Учёные записки Худжандского государственного университета.Серия гуманитарно-общетвенных наук.-2018.- №3(56). - С.5-9
9. Федоров, М.Н. О покупательной способности дирхема и динара в Средней Азии и сопредельных странах в IX-XIIвв/М.Н.Федоров. - СА, № 2, 1972. - С. 74-81.
10. Чугуевский, Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана / Л.И. Чугуевский //Страны и народы Востока. - Вып.Х. Средняя и Центральная Азия. - География, этнография, история. - М., 1971. - С.147-156
11. Шефер, Р. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в имерии Тан. Пер. с англ./Р.Шефер. - М., Наука, 1972.-608с.
12. Якубов, Ю.Я. Изображение богов на Биянайманских оссуариях/ Ю.Я. Якубов //Прошлое Средней Азии (Археология, нумизматика и эпиграфика, этнография). - Душанбе: Дониш, 1987. -С.165-173 (всего 272 с.)
13. Bulletin of Miho museum. Vol.4. Shumei Culture Foundation. March, 2004
14. Etienne de la Vaissiere. Wirkak: Manichaean, Zoroastrian, Khurrami? On bilingualism and syncretism in Sogdian funerary art// Papers in Honour of Professor Yutaka YOSHIDA and Professor Masaharu ARAKAWA on Their 60th Birthday, Studies on the Inner Asian Languages, 30, 2015, p. 95112
15. Grenet, F., Riboud, P., Yang Junkai (2004), Zoroastrian scenes on a newly discovered Sogdian tomb in Xi'an, northern China, Studia iranica 33 (2): 273-284
16. Grenet, F., Riboud, P. (2007), A reflection of the Hephtalite empire: the biographical narrative in the reliefs of the tomb of the sabao Wirkak, Bulletin of the Asia Institute 17 [2003]: 133-143.
17. Gulacsi, Zcuzcanna, Jason BeDuhn "The Religion of Wirkak and Wiyusi: The Zoroastrian Iconographic Program on a Sogdian Sarcophagus from Sixth-Century Xi'an." Bulletin of the Asia Institute, 26 (2012/2016): 1-32/
18. Lerner, Judith A. Yidu: A Sino-Sogdian tomb?// Sogdians, their precursors, contemporaries and heirs. Based on proceeding of conference "Sogdians at Home and Abroad" held in memory of Boris Il'ich Marshak (1933-2006). - St.Petersburg, The State Hermitage Publishers, 2013. - P.129-146
19. Rong Xinjang. New light on Sogdian Colonies along the Silk Road. Recent Archaeological Finds in Northen China/ Lecture at the BBAW on 20th September 2001. - pp.147-158. Edoc.bbaw.de /volltexte/2009/1106/pdf.
20. Wu Zhen. "Hu" - Non-Chinese as They Appear in the Materials from the Astana Graveyard at Turfan", Sino-Platonic Papers, 119 (Summer 2002).
REFERENCES:
1. Berdimuradov, A.E., Bogomolov G.I. The Image of the Bird-Man on the Reliefs of the Burial Structures of the Sogdians in North China / A.E.Berdimuradov// IMCU, issue 36. - Tashkent, 2008. -P.169-175.
2. Berdimuradov, AE, Bogomolov, G.I., Khushvakov, N.O. New Discovery of Stamped Ossuaries in the Vicinity of Shakhrisabz /A.E. Berdimuradov//Archeology of Uzbekistan. - 2012. - №2 (5). - P. 20-26.
3. Gafurov, B.G. The History of the Tajik People. In summary. -V.1. From the Ancient Times to the Great October Socialist Revolution of 1917 - Dushanbe: Political Literature, -1955.
4. Kastalsky, B.N. Biya-Naiman Ossuaries /B.N. Kastalsky // TKLA Protocols, year 13, annex. - SPb.-Tashkent, 1909. - P. 1-36.
5. Mamadazimov, A. The Great Silk Road. The History of Formation, Flowering and Fall./ A.Mamadazimov. - Dushanbe, 2013.
6. Rahimov, N.T. Exodus of Sogdians: the Beginning of the Migration and Colonization of the Eastern Territories/N.T. Rahimov, //Nomai Donishgoh (KNU Scientific Notes). - №3 - Khujand2015. - P.38-44.
7. Rahimov, N.T. Sughd Colonization: a History of Investigation and New Facts / N.T. Rahimov // Nomai Donishgoh (KSU Scientific Notes). -№ 2 (47). - Khujand, 2016. - P.36-42.
8. Rahimov, N.T. "Old Sogdian Letters" as a Source for the Study of the Sogdian Colonization/ N.T. Rahimov //Nomai Donishgoh (KhSUScientific Notes), No. 3 (56). - Khujand, 2018. - P.5-9
9. Fedorov, M.N. On the Purchasing Power of Dirham and Dinar in Central Asia and Neighboring Countries Referring to the IX-th - the XII-th centuries/ M.N.Fedorov. - SA, № 2, 1972. - p. 74-81.
10. Chuguevsky, L.I. New Materials on the History of the Sogdian Colony in the Dunhuang Region /L.I. Chuguevsky // Countries and Peoples of the East. - Issue X. Central and Middle Asia. - Geography, Ethnography, History. - M., 1971. - P.147-156.
11. Schaefer, R. Golden Peaches of Samarkand/ R.Schaefer. - M., Nauka, 1972
12. Yakubov Yu.Ya. The Image of the Gods on the Biyanaiman Ossuaries // The Past of Central Asia (Archeology, Numismatics and Epigraphy, Ethnography). - Dushanbe: Donish, 1987. -272 p.
13. Bulletin of Miho Museum. Vol.4. Shumei Culture Foundation. March, 2004.
14. Etienne de la Vaissière. Wirkak: Manichaean, Zoroastrian, Khurramî? On Bilingualism and Syncretism in Sogdian Funerary Art// Papers in Honour of Professor Yutaka YOSHIDA and Professor Masaharu ARAKAWA on Their the 60-th Birthday, Studies on the Inner Asian Languages, 30, 2015, - P. 95-112.
15. Grenet, F., Riboud, P., Yang Junkai (2004), Zoroastrian Scenes on a Newly Discovered Sogdian Tomb in Xi'an, Northern China, Studia iranica 33 (2): - P. 273-284.
16. Grenet, F., Riboud, P. (2007), A reflection of the Hephtalite empire: the biographical narrative in the reliefs of the tomb of the sabao Wirkak, Bulletin of the Asia Institute 17 [2003]: 133-143.
17. Gulacsi, Zcuzcanna, Jason BeDuhn "The Religion of Wirkak and Wiyusi: The Zoroastrian Iconographic Program on a Sogdian Sarcophagus from Sixth-Century Xi'an." Bulletin of the Asia Institute, 26 (2012/2016): 1-32/
18. Lerner, Judith A. Yidu: A Sino-Sogdian tomb?// Sogdians, their Precursors, Contemporaries and Heirs. Based on conference "Sogdians at Home and Abroad" Held in Memory of Boris Il'ich Marshak (1933-2006). - St.Petersburg, The State Hermitage Publishers, 2013. - P.129-146.
19. Rong Xinjang. New Light on Sogdian Colonies along the Silk Road. Recent Archaeological Finds in Northen China/ Lecture at the BBAW on 20th September 2001. - pp.147-158. Edoc.bbaw.de /volltexte/2009/1106/pdf.
20. Wu Zhen. "Hu" - Non-Chinese as They Appear in the Materials from the Astana Graveyard at Turfan", Sino-Platonic Papers, 119 (Summer 2002).