Научная статья на тему 'СЫНОВНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ КАК КОНЦЕПЦИЯ КОРЕЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА'

СЫНОВНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ КАК КОНЦЕПЦИЯ КОРЕЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сыновнее благочестие / конфуцианская этика / восточный менталитет / философия / Корея / Силла / корейское общество / психология / культ предков. / filial piety / Confucian ethics / Eastern mentality / philosophy / Korea / Silla / Korean society / psychology / ancestor cult.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юдичева Екатерина Юрьевна

Цель данного исследования – изучить концепцию сыновнего благочестия, базируясь на конфуцианской основе мироздания корейского народа, обратившись к дошедшим до наших дней историческим источникам, раскрыть идеологию индивидуального и иерархически-группового сознания в корейском обществе, акцентировав внимание на патриархальной системе, ценностных ориентациях, архетипах, социальных установках и убеждений, используя метод диахронического анализа. С древних времен Корея поддерживала сельскохозяйственную культуру и значительно-традиционную семейную систему, а также считала сыновнее почтение к родителям и уважение к пожилым людям базовым аспектом любого социального института. Прежде всего, сыновняя почтительность означает служение родителям, и хотя огласки данной идеологии сохраняются и в наше время, она все же отличается от практики сыновнего благочестия, которого можно встретить в великой истории корейского народа. Идея «сыновнего благочестия» существовала независимо от времени и по сей день является одной из важнейших норм, отражающих светлую сторону человечества. Это фундаментальная и имеющая уникальное содержание и характеристику норма, на которой крепко укоренилось сознание жителей Восточной Азии, на данный момент занимает малоисследованный статус и нуждается в основательном изучении, тем самым акцентируя на научной новизне представленного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILIAL PIETY AS THE CONCEPT OF KOREAN MINDSET

The purpose of this study is to study the concept of filial piety, based on the Confucian basis of the universe of the Korean people, referring to historical sources that have survived to this day, to reveal the ideology of individual and hierarchical-group consciousness in Korean society, focusing on the patriarchal system, value orientations, archetypes, social attitudes and beliefs using the method of diachronic analysis. Since ancient times, Korea has maintained an agricultural culture and a highly traditional family system and has considered filial piety towards parents and respect for the elderly to be a basic aspect of any social institution. First of all, filial piety means serving one's parents, and although the publicity of this ideology continues in our time, it is still different from the practice of filial piety, which can be found in the great history of the Korean people. The idea of «filial piety» existed regardless of time and to this day is one of the most important norms that reflect the bright side of humanity. This is a fundamental norm that has unique content and characteristics, on which the consciousness of the inhabitants of East Asia is firmly rooted, at the moment it occupies a little-studied status and needs to be thoroughly studied, thereby emphasizing the scientific novelty of the presented research.

Текст научной работы на тему «СЫНОВНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ КАК КОНЦЕПЦИЯ КОРЕЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА»

Введение

Идея «сыновней почтительности» 효 孝 существовала независимо от времени и веков и по сей день является одной из важнейших норм, отражающих светлую сторону человечества. Так, вплоть до XIX века в Китае сформировавшиеся кровные кланы нуждались в необходимости проживать вместе, с целью формирования патриархальной семьи, с помощью которой проявлялась потребность в защите жизни от стихийных бедствий и постоянной тирании соседствующих кланов, и, следовательно члены кровного клана были вынуждены поддерживать, уважать, подчиняться и приносить жертвы своим покойным предкам.

Конфуцианская этика рассматривает сыновнюю почтительность не как выбор, а как безусловную и нерушимую обязанность ребенка. Отношения между родителями и детьми являются наиболее базовыми из пяти основных отношений, описанных Конфуцием в его ролевой этике, и сыновняя почтительность вместе с братской любовью лежит в основе этой системы. Обобщив термин, сыновняя почтительность занимает центральное место в конфуцианской роли и этики и, тем самым, является основной добродетелью, которая определяет, ограничивает или даже ликвидирует другие виды проявления благих дел. Согласно традиционным текстам, сыновняя почтительность состоит из физической и духовной заботы, любви, служения, уважения и самого важного аспекта – послушания. Дети должны стараться не позорить своих родителей, а только стремиться возвысить их ранг в обществе и определить показательное лицо. Уважение проявляется в подробных манерах: в способах проявления приветствия родителям, в разговорах, а именно в использовании правильно-поставленной интонации и в выражениях, в способах вхождения в помещение, где находится пожилой человек или же их родители, а также в рассадке за столом и в подношении подарков. Проявление такой заботы выражает факт того, что родители должны чувствовать себя комфортно во всех отношениях: в питании, жилье, одежде, гигиене и, в основном, чтобы они «видели и слышали исключительно приятные вещи», наслаждались и жили без единого беспокойства. Наиболее важными проявлениями в сыновнем благочестии были погребальные и траурные ритуалы, которые должны были посвящены ушедшим в другой мир родителям. Обобщая, «сыновнее благочестие» в первую очередь означает быть добрым к своим родителям, заботиться о них, вести себя хорошо не только по отношению к ним, но и вне дома, чтобы прославить не только их, но и своих покойных предков, хорошо выполнять свои обязанности по работе, а также приносить жертвы умершим, исключить бунт в любом его проявлении, показывать свою любовь, уважение и поддержку, быть рядом с домом, чтобы преданно служить своим родителям, обеспечивать наследников мужского пола и поддерживать братство между братьями, мудро советовать своим родителям, в том числе отговаривать их от моральной неправедности, достойно хоронить и приносить жертвы после их смерти. Более того, почтительный ребенок должен продвигать публичное имя своей семьи и лелеять обществу о привязанности к своим родителям. Обратимся к историческим источникам Кореи.

Результаты исследования

Традиционные тексты в основном описывают сыновнюю почтительность с точки зрения отношений между сыном и отцом, но на практике она включает в себя все отношения между родителями и детьми, а также отношения с приемными родителями, матерями и дочерями, бабушками и дедушками и т.д.

Однако сама идея сыновней почтительности также включает в себя роль родителя по отношению к ребенку. Отец обязан обеспечить сына, научить его традициям в поминании и в поклонениях предкам, найти ему супругу и оставить хорошее наследие. Предполагается, что отец должен быть «суровым и достойным» со своими детьми, тогда как мать должна быть «нежной и сострадательной». Добродетели родителей следует практиковать независимо от благочестия ребенка, и наоборот.

Так, Конфуций 공자установил, что родителей следует уважать, утешать и проводить обряды предков в качестве примера такого уважения, и твердо закрепил такие условия, представив конкретные практики. Эта идея в дальнейшем подчеркивалась у китайского философа Мэн-цзы 맹자, а в Династии Хань 한나라 обязанность перед родителями детьми воплощалась как корень нравственности и принцип мироздания, оговаривалось абсолютное повиновение. Еще одна характеристика «сыновнего благочестия» заключается в том, что она возможна только тогда, когда человек становится «небесным ребенком», и ему дается возможность править миром, тем самым практикуя изучаемую нами идею. С развитием того, что такие законы природы должны соблюдаться, государство поощряло и навязывало сыновнюю почтительность народу и сделало ее важной моральной нормой в корейском обществе[1, с. 277-300].

Сыновняя почтительность в Корее уже была воспитана в «Тхэхак» 태학 в эпоху Когуре 고구려и в «Гукхак» 국학 во времена Силла 신라, а также необходимо отметить то, что данная идея с участием «дочерней почтительностью» 효녀 наблюдается в «Исторических записях трех государств» 삼국사기 в героинях Хяндок 향덕, Солсси, 설씨녀, Джиын 지은.

В период Объединенного Силла конфуцианская сыновняя почтительность, основанная на «Аналектах» 논어 и «Классике сыновьей почтительности» 효경, стала предопределяющей культурой корейских философов и интеллектуалов. Обознается, что в поздней династии Коре «Акт сыновней почтительности» 효행록 от Квон Бу권부, династии Чосон и остров Самганг Хэнгсильдо삼강행실도 в 13-м году правления короля Седжона 세종대왕 представляют собой компиляцию вышеупомянутого сборника. Хотя содержание сыновнего благочестия несколько меняется в зависимости от времени и идеологии, нет никакой разницы в природе уважения, служения и поклонения родителям, поскольку эта философия останется одной из самых приятных благих деяний человеческого сознания.

В конфуцианстве сыновнее благочестие по отношению к родителям является основой нравственных норм, более того, оно коренится как первоочередное учение от государства к семье 충효. Сыновняя почтительность остается неизменной в том смысле, что изначально означает мораль, которую должны соблюдать дети при жизни родителей. Однако конфуцианцы надеются на вечность после смерти и религиозизируют сыновнюю почтительность, прося своих потомков выполнять обряды предков.

Можно сказать, что индивидуум – это космическое на духовном уровне «Я», рожденное от родителей, Вселенной, неба и земли, и семейное «Я», рожденное от родительской плоти. Поэтому сыновнее почтение к родителям нынешнего мира становится исходным пунктом и предпосылкой уважения к предкам и благодарности, тем самым являющихся «источником праведной жизни» [2, с. 145-189].

Главенствующим ритуалом считается первый и удачливый брак, который, по верованиям корейцев может кармическим путем вернуться в настоящий мир даже после самой жестокой смерти, поэтому обряды по отношению к предкам становятся одним из видов сыновнего благодеяния. Кроме того, поскольку субъектом ритуала являются потомки, рождение потомства, особенно мальчиков, является немаловажным актом такой идеологии.

Все это считалось сыновнем благочестием: сделать все, что в их силах, пока родители живы, провести ритуал с уважением после смерти и родить сына, чтобы ритуал не прерывался, а продолжался из поколения в поколение [3, с. 111-115].

Обратившись к литературным записям о сыновней почтительности, первой из них будет фраза «Сделай утро трех семей прекрасным» в Сунджоне순전. Есть две теории об упомянутом утре. Одна из них – это пять разделов, согласно интерпретации 주희Чжу Хи, относящейся к пяти разделам философа Мэн-цзы맹자. Другая теория состоит в том, что «отец близок, мать благожелательна, ребенок сыновний, старший брат дружелюбный, а младший брат нежный». Последнее содержание служит основой семейной этики сыновней почтительности, ребенка и его брата. Чтобы узнать исходное и существенное значение корейского сыновнего благочестия, которое является основной моральной нормой конфуцианской мысли, необходимо изучить понятие Конфуция о почтительности между сыном и отцом.

Во-первых, Конфуций подчеркивает уважение как изначальную концепцию сыновнего благочестия. Главное не только поклоняться, но и уважать. Он сказал, что проблема в «свете лица», то есть в уважительном отношении, как в этикете к пожилым.

Во-вторых, дети не должны беспокоить своих родителей. Это ясно выражено в «Классике сыновней почтительности» 효경: «наши тела от наших родителей, начиная волосами и заканчивая плотью, поэтому мы не смеем причинять им вред из-за врожденного сыновнего долга и не имеем малейшего права беспокоить их».

В-третьих, сыновняя почтительность раскрывается как понятие, уже распространенное от Конфуция до его самой смерти. Другими словами, он сказал: «когда вы живы, подавайте пример, проводите похороны как урок и устраивайте поминальную службу как наставление младшему поколению». Здесь можно увидеть, что траур и ритуалы конфуцианства сочетаются с идеей поклонения предкам, что составляет часть сыновнего долга[4].

Мэн-цзы 맹자 твердо установил понимание сыновнего благочестия Конфуция как центральную идею корейского конфуцианства, поскольку он, как писали, был основателем концепции сыновней службы в «продвинутую эпоху». Он не только видел в сыновней почтительности основу своих сотен идей и поступков, но и расширил ее, сказав: «долг сыновнего благочестия – это только отроческий долг, крайняя степень сыновней почтительности будет не чем иным, как воспитанием родителей, крайняя работа по воспитанию родителей будет не чем иным, как мечтой о возвышении мира, как отец небесного правителя, это неотъемлемость величия и крайность феодалов», акцентировав внимание на имени небесного правителя.

Благодаря Цинь 진, первой объединенной империи Китая, а затем династии Хань한나라, сыновняя почтительность также претерпела изменения в идеологии из-за социальных и политических изменений. Это установление идеи «трех рек» – Гунвисинганг 군위신강, Бувиджаганг 부위자강и Бувибуганг 부위부강.

Здесь река означает «гребень всех сетей» «그물의 벼리». Другими словами, царь, родители, отец, сын становятся «гребнями», т.е. государственными чиновниками, а слуги, дети, женщины-матери, дочери занимают позицию «сети», тем самым подчиняясь главенствующему «гребню» [5, с. 66-90].

Соответственно, лояльность, сыновнее благочестие и энтузиазм также приводят к подчиненной этике, основанной на авторитете. Поэтому высказывалась критика за то, что сильные идеи противоречат передовым этическим концепциям. Замечательным фактом древнекорейской сыновней почтительности является вышеупомянутая нами работа «Классика сыновней почтительности» 효경. Традиционно считается, что это работа Чынг Джа증자, однако подлинный автор неясен. Период написания обычно оценивается в конце периода Воюющих царств 전국시대. Писание «Классика сыновней почтительности» 효경основано на феодальной системе, на сыновнем долге общественной слепоты [6]. Иными словами, обнаруживается, что объект сыновней почтительности расширяется до монарха и его начальника, а абсолютная власть отца релятивизируется и замкнутость рода ослабевает. В конце концов, сыновняя почтительность используется как лучшая добродетель среди неба и земли, а просвещение нравственностью характеризуется как средство политического господства.

Глядя на значение идеологии в «Классике сыновней почтительности» 효경 с уверенностью можно сказать, что иерархически сыновняя почтительность является высшим столпом в проявлении благих дел. Как метод, данную систему разделяют на основной и составляющий, личный и косвенный, начальный и конечный, единый и совокупный, а человеческая нравственность и нравственность родительская – есть «неизменный эталон неба». Говорят, что это «чистота земли», и сублимируется в космический принцип, что дает представление о намерении политического назидания.

Один факт, который нельзя не оставить без внимания в отношении сыновней почтительности, заключается в том, что она может противоречить другой важной этике, а именно – Лояльности «Чхунг» 충. Это связано с тем, что не соответствующие друг другу элементы уже заложены в последствиях двух концепций. «Хе» 효 – это этика, основанная на семейном обществе, требующая хорошего сохранения тела, бескорыстной заботы о родителях и продление рода.

Напротив, лояльность «Чхунг» 충 – это этика на национальном уровне, когда индивидуум в силах пожертвовать собой ради государства или монарха. Поэтому конфликты между двумя идеологиями вполне можно ожидать. Эта проблема была согласована на «Хе» 효, интерпретируя: «верность исходит от двери сыновнего благодеяния».

Наблюдая за процессом развития этих идей сыновней почтительности в Корее, можно увидеть их продвижение вместе с идеями лояльности через образовательные учреждения. Как раннее упоминалось, из-за географического положения Кореи первые записи можно найти в эпоху Когуре 고구려. Тхэхак태학, учебное заведение, основанное в центре царя Сосурима 소수림왕во 2-й год (372 г.) его правления, которое обучало корейских и китайских детей, иными словами, детей-приверженцев из высшего сословия.

В случае с Пэкче 백제 нет документальных данных об обучении за границей в учебных заведениях. Однако такие источники, как Бен Джин Джона 변진전из «Записях о Трех царствах» 삼국지, составленные во времена династии Тан당나라, показывают, что в Пэкче господствовала конфуцианская идеология, а «Изучение Конфуцианской классики» 경학 достиг значительного уровня [7].

В случае Силла обучение за границей было последним среди трех стран. Во время правления вана Джиджинга 지증왕 (437–514) использовались титул «ван» 왕и система траура «Сангбокдже» 상복제, а в Гукхак 국학, учебном заведении для обучения за границей, обязательными предметами были «Аналекты» 논어и «Классика сыновьей почтительности» 효경, что указывало на положительный ключ в воспитании лояльности. Примечательно в Силла, среди хварангов 화랑 появилось много талантливых людей, которые были воспитаны в соответствии с моральными нормами «светских пяти систем» 세속오계, руководящей идеологией острова Хварангдо 화랑도.

При династии Коре «Национальный центр самоуправления» также был создан как лучшее учебное заведение для изучения конфуцианских писаний, а «Аналекты» 논어и «Классика сыновьей почтительности» 효경были обязательными предметами в трех ступенях образования: высшей, средней и низшей. Из этого видно, что конфуцианская верность ярко ценилась в корейском обществе того времени.

Четыре истории о сыновней почтительности효선편, содержащиеся в «Оставшихся сведениях о трех государствах» 삼국유사, имеют нечто общее в выражениях буддийской мысли о причинности и возмездии, которые осчастливлены защитой Будды [8]. Предполагается, что новая концепция сыновней почтительности достигается путем добавления буддийской культуры к ее собственной идее об уважении к родителям.

В буддизме сыновнее благочестие также является важной добродетелью, и, следовательно, были опубликованы такие книги, как «Преданный сын Бо Ын Ген» «효자 보은경» и «Преданный сын Дам Генг» «효자 담경». Чхве Чхи Вон최치원, свободно разбирающийся в конфуцианстве, буддизме и дзен-буддизме, описал дух Хварана в «Нанранг Бисомун» 난랑비서문 следующим образом: «слово Конфуция – быть почтительным, когда вы входите в дом, и быть верным, когда выходите из него. Аргумент Лао-цзы – сознательно ничего не делать и учить молча. Учение Шакьямуни – делать все добрые дела, не совершая никаких преступлений».

«Менгсимбогам» 명심보감, который, как говорят, был составлен в конце правления династии Коре, представляет собой сборник известных слов, отражающих идеи конфуцианского сыновнего благочестия, базируясь на идейности китайских классиков. Таким образом, до династии Коре концепция сыновней почтительности основывалась на теоретических основах «Аналекта» 논어и «Классике сыновьей почтительности» 효경, что привело к закреплению и систематизации понятия «сыновнего благодеяния» в политические и социальные нормы. Общество Чосон 조선, пришедшее на смену династии Коре, пыталось принять новые моральные нормы и правила, чтобы обучать и просвещать людей. Здесь чосонское общество начало стремиться к вышеупомянутой философии «Трех рек» 삼강, основываясь на лояльности 충. Династия Чосон, которая взяла неоконфуцианство주자학 в качестве своей руководящей идеологии, прилагала усилия для распространения и продвижения идеи лояльности к обычному людскому народу [9].

На 13-м году правления короля Седжона 세종왕 (1431 г.) был опубликован сборник «Самганг Хэнгсильдо» 삼강행실도, составленный Сол Суном 설순и другими корейскими философами, описывающий деятельность 35 лоялистов, сыновнее благочестие и преданных женщин. На 13-м году правления короля Джунджона 중종왕(1518 г.) был выпущен сборник «Ирюн Хэнгсилдо» 이륜행실도, составленный Джо Сином조신, «Донгуксин Соксамкангхэнгсильдо» 동국신속삼강행실도, составленный Ю Гыном 유근во время правления короля Кванхэгуна광해군왕, и «Орюн Хэнгсильдо» 오륜행실도, реорганизованное путем объединения предыдущего «Самганг Хэнгсильдо» 삼강행실도и «Ирюн Хэнгсилдо» 이륜행실도.

О том, как воспринимал обычный корейский народ мораль «сыновнего благочестия», можно сделать выводы, основываясь на разных традиционных корейских сказках. Типичные примеры включают истории о больной матери, которая хотела полакомиться спелым арбузом холодной зимой, о том, как ее преданный сын искал редкую на тот период времени ягоду, и о том, как по пути находил карпа и вместо того, чтобы восполнить энергию, он оставил его лежачему отцу, который мог бы употребить в пищу дабы прожить еще несколько лет. И мы не можем не упомянуть «Сказку о Симчхон» «효녀 심청» как репрезентативную историю о сыновнем благочестии исторической Кореи [10, с. 52-64]. Молодая девушка Симчхон, жившая со своим незрячим отцом, совершенно случайно узнает от моряков, что если та принесет себя в жертву Будде, то ее отец сможет снова прозреть и увидеть этот запутанный мир в еще более запутанных деталях, и принимает решение бросится в море жертвуя своим телом во имя отца. Такая великолепная и преданная почтительность Симчхон, отдавшее абсолютно все ради бедного старика, в конце концов открыла ему глаза [11].

Глядя на широкое распространение этих историй и на тот факт, что они до сих пор передавались из поколения в поколение, можно увидеть, насколько люди в то время ценили и практиковали сыновнее благочестие. Считается, что в этой истории возможны нереальные вещи, потому что искренность по отношению к родителям затронула роль Бога и других мистических существ. Так, на острове Пэннендо 백령도, который послужил местом возникновения истории о благородной дочери Симхчон, был возведен павильон Симчхонгак 심청각, по сей день привлекающий большое количество туристов [12].

Небольшое количество ученых-практиков, критиковавших неоконфуцианство, выступали за отмену прошлой системы и использование аристократов, бросив вызов авторитету неоконфуцианства, которое сосредоточилось на взращивании политиков. Другими словами, они считали, что национальное сознание должно быть выше семейного, тем самым восстав против идеи ранней династии Чосон о том, что другие добродетели естественным образом следуют за сыновнем благочестием. Можно сказать, что это некое изменение в представлении о верности сыновней почтительности в новую эпоху, пережившую колоссальные государственные кризисы, такие как Имджинская война 임진왜란и маньчжурское вторжение на территорию Кореи병자호란. Столкнувшись с так называемой «встречей с Западом» и волной модернизации, ученые-практики утверждали, что аристократы также должны работать над развитием торговли и промышленности, изучать науку и знать Запад. Когда возникла эта тенденция, произошли различные изменения в этике. В качестве примера, глядя на концепцию сыновней почтительности Донхака동학, «Кодекс Пхалихуна» 팔리훈강령 выражает сыновнюю почтительность следующим образом: «Дэхе» 대효равен «Джихе» 지효. Один человек способен произвести впечатление на жителей страны и заставить их почувствовать себя людьми небесного мира, так как же он может достичь, если это не разум мира? Когда люди постигают эту правду, небеса запоминают» [13, с. 357-369]. Так, они говорили о трудностях сыновней почтительности и обучали ее практике. В отличие от конфуцианства, буддистское сыновнее благочестие характеризуется тем, что связывает ее с волей Неба, но не с так называемой верностью. Этика практики не сильно отличается, но причина, по которой данная идея запутана и затруднена, считается той же, что и трудность веры в небеса.

Выводы

Таким образом, по мере возникновения просветительских идей этические ценности «сыновнего благочестия» дифференцируются. К XIX веку семейная, национальная и социальная этика рассматривались отдельно. Иными словами, сыновнее благочестие, верность и Бог являются высшими благими делами, однако объект объясняется человеческими отношениями родителей-детей и соседей. Сыновняя почтительность не господствует над всем, а ограничивается сознанием от меры воспитания в семье. Неоспорим факт того, что одним из наиболее существенных влияний на интеллектуальную историю Кореи было введение конфуцианской мысли как части культурного обмена из Китая. Сегодня наследие конфуцианства остается фундаментальной частью корейского общества, формируя нравственную систему, образ жизни, социальные отношения между старшим и молодым поколениями, высокую культуру и даже пережило модернизацию правовой системы.

В традиционном обществе сыновнее благочестие имеет положительный аспект, поскольку оно способствует укреплению семьи и социальных обычаев. С другой стороны, следует учитывать и отрицательные стороны этикета сыновнего благочестия, которые были формально закреплены и приняты для подавления индивидуальной инициативы и замедления рационального реформирования общества, сопротивлением когнитивным изменениям, суевериями и фатализмом.

Сегодняшнее сыновнее благочестие можно назвать моралью семьи, связывающую ребенка с его родителями. Поскольку родители воспитывали своих детей всем сердцем, уважение к родителям и гарантия им хорошей жизни на старческие годы – это своеобразный способ оплаты. Если начало сыновнего благочестия заключается в том, чтобы жить здоровой и благополучной жизнью, то его завершение, можно сказать, «освещает» имя родителей.

Список литературы

1. Мартынов, А.С. Зограф, И. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000. Т. 1. 384 с. – ISBN 5-352-01211-5. – Текст: непосредственный.

2. Торчинов, Е.А. Пути философии Востока и запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-Классика, Петербургское востоковедение, 2007. – 480 с. – ISBN 978-5-352-02163-7. – Текст: непосредственный.

3. Курбанов, С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновей почтительности» в корейской трактовке. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 279 c. – ISBN 978-5-288-04321-5. – Текст: непосредственный.

4. Filial Piety: Greatest Heritage of Korea. – Text: electronic // koreatimes.co.kr: сайт. – URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/news/special/2008/08/181_29719.html#:~:text=Filial%20piety%2C%20which%20is%20called,%60%60hyojae''%20of%20Confucianism (дата обращения: 02.02.2023).

5. Lu, Miaw Fen. The Reception of the Classic of Fillial Piety from Medieval to Late Imperial China. In Goldin, Paul R (ed.). A Concise Companion to Confucius. – Oxford: John Wiley & Sons, 2017. – 285 с. – ISBN 9781118783832.

6. Classic of Filial Piety. – Текст: электронный // en.wikipedia.org: сайт. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Classic_of_Filial_Piety#Citations (дата обращения: 03.02.2023).

7. Korean Philosophy. – Текст: электронный // plato.stanford.edu: сайт. – URL: https://plato.stanford.edu/entries/korean-philosophy/ (дата обращения: 10.02.2023).

8. 효. – Текст: электронный // terms.naver.com: sait. – URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=571434&cid=46649&categoryId=46649 (дата обращения: 12.02.2023).

9. Chow, N. Does Filial Piety exist under Chinese Communism? / Chow N. – Текст: непосредственный. // Journal of Aging & Social Policy. – 1991, Vol. 3. – С. 225.

10. Heller, P.L. Familism scale: A measure of family solidarity. / Heller P. L. – Текст: непосредственный. // Journal of Marriage and the Family. – 1976, Vol. 32. – С. 88.

11. A Cross-Cultural Study of Filial Piety and Palliative Care Knowledge: Moderating Effect of Culture and Universality of Filial Piety. – Текст: электронный // frontiersin.org: сайт. – URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.787724/full#:~:text=Filial%20piety%20is%20a%20Confucian,two%20dimensions%20of%20filial%20piety (дата обращения: 13.02.2023).

12. 심청전. – Текст: электронный // terms.naver.com: сайт. – URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=579038&cid=46641&categoryId=46641 (дата обращения: 16.02.2023).

13. Yo, Jackson. Encyclopedia of Multicultural Psychology. – California: SAGE Publications, 2006. 536 p. – ISBN 978-1-4522-6556-8. Текст: непосредственный.

References

1. Martynov, A.S., Zograf, I. Klassicheskoe konfucianstvo: perevody, stat'i, kommentarii. – SPb.: Izdatel'skij Dom «Neva», 2000. T. 1. 384 s. – ISBN 5-352-01211-5. – Tekst: neposredstvennyj.

2. Torchinov, E.A. Puti filosofii Vostoka i zapada: poznanie zapredel'nogo. – SPb.: Azbuka-Klassika, Peterburgskoe vostokovedenie, 2007. – 480 s. – ISBN 978-5-352-02163-7. – Tekst: neposredstvennyj.

3. Kurbanov, S.O. Konfucianskij klassicheskij «Kanon synovej pochtitel'nosti» v korejskoj traktovke. – SPb.: Izdatel'stvo SPbGU, 2007. – 279 c. – ISBN 978-5-288-04321-5. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Filial Piety: Greatest Heritage of Korea. – Text: electronic // koreatimes.co.kr: sajt. – URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/news/special/2008/08/181_29719.html#:~:text=Filial%20piety%2C%20which%20is%20called,%60%60hyojae''%20of%20Confucianism (data obrashhenija: 02.02.2023).

5. Lu, Miaw Fen. The Reception of the Classic of Fillial Piety from Medieval to Late Imperial China. In Goldin, Paul R (ed.). A Concise Companion to Confucius. – Oxford: John Wiley & Sons, 2017. – 285 s. – ISBN 9781118783832.

6. Classic of Filial Piety. – Tekst: jelektronnyj // en.wikipedia.org: sajt. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Classic_of_Filial_Piety#Citations (data obrashhenija: 03.02.2023).

7. Korean Philosophy. – Tekst: jelektronnyj // plato.stanford.edu: sajt. – URL: https://plato.stanford.edu/entries/korean-philosophy/ (data obrashhenija: 10.02.2023).

8. 효. – Tekst: jelektronnyj // terms.naver.com: sait. – URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=571434&cid=46649&categoryId=46649 (data obrashhenija: 12.02.2023).

9. Chow, N. Does Filial Piety exist under Chinese Communism? / Chow N. – Tekst: neposredstvennyj. // Journal of Aging & Social Policy. – 1991, Vol. 3. – S. 225.

10. Heller, P.L. Familism scale: A measure of family solidarity. / Heller P. L. – Tekst: neposredstvennyj. // Journal of Marriage and the Family. – 1976, Vol. 32. – S. 88.

11. A Cross-Cultural Study of Filial Piety and Palliative Care Knowledge: Moderating Effect of Culture and Universality of Filial Piety. – Tekst: jelektronnyj // frontiersin.org: sajt. – URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.787724/full#:~:text=Filial%20piety%20is%20a%20Confucian,two%20dimensions%20of%20filial%20piety (data obrashhenija: 13.02.2023).

12. 심청전. – Tekst: jelektronnyj // terms.naver.com: sajt. – URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=579038&cid=46641&categoryId=46641 (data obrashhenija: 16.02.2023).

13. Yo, Jackson. Encyclopedia of Multicultural Psychology. – California: SAGE Publications, 2006. 536 p. – ISBN 978-1-4522-6556-8. Tekst: neposredstvennyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.