Научная статья на тему '"СЫН МАНАСА СЕМЕТЕЙ" ЖАЛИЛА САДЫКОВА - ЭТАПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ'

"СЫН МАНАСА СЕМЕТЕЙ" ЖАЛИЛА САДЫКОВА - ЭТАПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
291
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАТЫР / ДРАМА / ПЕРСОНАЖ / ГЕРОЙ / СТИЛЬ / ЭПИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Темирова Б.Т.

В статье исследуются проблемы художественного мастерства, жанрово-стилевые особенности, система персонажей, сюжет и композиция, литературно-эстетическое мировоззрение, творческие искания при разработке эпоса в драме Ж.Садыкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SON OF MANAS SEMETEI" STUNG SADYKOV - THEETAPIC’S WORK IN NATIONAL FICTION’S PROCESS

The article examines the problem of artistic skill, genre and style features, character system, the plot and composition, literary and aesthetic outlook, creative research in the development of the epic drama J. Sadykov.

Текст научной работы на тему «"СЫН МАНАСА СЕМЕТЕЙ" ЖАЛИЛА САДЫКОВА - ЭТАПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ»

героев через показ их внутренних движений, психологии и привычек на вершину реалистической драматургии.

Использованные источники:

1. Борбугулов М. Адабият теориясы: Окуу китеби. - Бишкек: Шам, 1996. (Теория литературы: учебная книга). - на кырг. языке.

2. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. - М.: Советский писатель, 1971.

3. Садыков Ж. Драмалар. 1 том.-Бишкек: Бийиктик, 2008 (Драмы). - на кырг. языке.

Темирова Б.Т., кфилол.н.

доцент ОшГУ

Temirova BT, kand.filol.nauk, associate professor of Osh State University "СЫН МАНАСА СЕМЕТЕЙ" ЖАЛИЛА САДЫКОВА - ЭТАПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ

ПРОЦЕССЕ

"SON OF MANAS SEMETEI" STUNG SADYKOV -THEETAPIC'S WORK IN NATIONAL FICTION'S PROCESS

В статье исследуются проблемы художественного мастерства, жанрово-стилевые особенности, система персонажей, сюжет и композиция, литературно-эстетическое мировоззрение, творческие искания при разработке эпоса в драме Ж.Садыкова.

Ключевые слова: батыр, драма, герой, идеал, композиция, персонаж, стиль, эпическое мышление, эстетика.

The article examines the problem of artistic skill, genre and style features, character system, the plot and composition, literary and aesthetic outlook, creative research in the development of the epic drama J. Sadykov.

Keywords: Batyr, the drama, the hero, the ideal composition, character, style, epic mindset, aesthetics.

Драма Жалила Садыкова «Сын Манаса Семетей» считается продолжением второй жизни трилогии "Манас" на драматической основе. На сцене театра она живет уже в течение четверти века. Автор своевременно поставленного спектакляи исполнявшие главные ролиартисты стали лауреатами Государственной премии имени Токтогула. Эпическая драма состояла издвух частей, если в первой части речь идет в основном о том, что у батыра Манаса родился сын Семетей, и изображается, как до его совершеннолетия кыргызский народбыл зависим от врагов и еле выживал, то во второй части отражены события, когда Семетейдостиг уже совершеннолетия, вместе с Кулчоро и Айчурек разбил врагов, обеспечил свободу инезависимость народа. Очень правильно брать именно такие важные события. Потому что в течение определенного срока сценического

представления в драматическом произведении не вместить все содержание эпоса. Автор был нацелен напоказ основных событий выхода из тяжелого горестного положения, помня о трагическом состоянии народной судьбы.

При показе образа Семетея драматург вместе с тем, что на основе эпических материалов самостоятельно нашел самые нужные жизненные детали. Автор особенное внимание уделил характерным чертам батыра Семетея: высокую человечность, великодушие, честолюбие, показывая его в основном вместе с мудрым старцем Бакаем. Хотя Семетей несравненный батыр, могучий богатырь, но он подчиняется словам разума, справедливый, с высоким гуманистическим духом, милосердный человек. Поэтомуон полностью развеял обиды Канчоро, отберет у своего верного, как надежная опора, Кулчоро коня Сур Коена и вернет обиженному. В драме также открыто и подробно показана такая черта, как доверчивость Семетея. Канчоро и Кыяз тайно сговорились, чтобы Семетей и Кулчоро без оружия совершили паломничество к надгробию Манаса и потом загубить их. Хотя это и было подозрительно, несмотря на предупреждения Каныкей и Бакая, мало того,когда они получили видение во время заглядывания в синий камень, показывающий добро и зло, Семетей все равно согласится с Канчоро. Потому что он хотел полностью развеять обиды Канчоро, простодушно думая, чтобы тот к нему стал относиться с прежним доверием.

Конечно, автордрамы «Сын Манаса Семетей» взял ссору Семетея с Чинкожо и Толтоем (вспомним, что это событие явилось основой для либретто оперы «Айчурек» - Т.Б.), но оно не отображает его сватку с Конурбаем. Кроме того, по замыслу драматурга,один из главных героев драмы «Сейтек» Семетей не исчезает, какв эпосе, обратно не возвращается, выходит в единоборство с вооруженным плеткой Кыязом, но во время рукопашной схватки, получив удар сзади ножом из рук Канчоро, погибает. В «Сыне Манаса Семетее» автор эпоса «Манас» отобрал дляизображениятолько последние трагические события, когда батыры во главе с Манасом погибают,пришедшие к власти Кобеш и Жакып принижают ханшу, замышляют убийство находящегося в колыбели Семетея, а Чыйырды и Каныкей при помощи мудреца Бакая сбегают в Бухару, там Семетей вырастает, снова возвращается на родину и находит свой народ.

Именно при помощи этих событийеще раз громогласно прославляет драматург вечную народную идею, спрятанную в великих словах «Отчизна, отчий край». Думая об Отчизне, батыры из обеих драм "Сын Манаса Семетей" и "Сейтек" достигают совершеннолетия в чужих краях. Когда Манас погиб,его матьувозит младенца Семетея в Бухару, где он своего дядю по материнской линии Исмаила считал своим отцом, а Сейтек остался в утробе своей матери Айчурек, считая женившегося на своей матери Кыяза своим отцом. Оба батыракогда возмужали, узнали о своих отцах и родной земле и сразу же перед своими матерями твердо поставили перед матерями свои проблемы - вернуться к своему народу. Неоспоримой истиной является то, что, как и у других народов мира, у кыргызского народа понятие Отчизны

издревле проникло через кровь и пот в число святых чувств. Драма начинается с трагического кровавого момента, когда погибает батыр Манас, кыргызский народ пребывает в трауре. После этого события стремительно развиваются с того момента, когда Абыке и Кобеш направились в ставку Манаса, взяв Чыйырды, Каныкей и находящегося в бешике Семетея и решили уехать в Бухару. Вторая часть драмы начинается с того, что Семетею исполняется двенадцать лет, он достигает совершеннолетия, услышав от Сарытаза, что егонарод - кыргызы, родная земля - Талас, отец его Манас, берет Чыйырды, Каныкейи возвращается на свою далекую родину.

Решив освободить свой народ и землю, сын Манаса Семетей посвятил этому всю свою судьбу. Если смотреть не на прямое значение этого звания, а на поэтическое, то оно полно широкой символики. Как его отец боролся за свободу Отчизны, так и Семетей говорит: "Никогда не сойдут с моих уст, Отчизна, твои лозунги, если нужно будет для народа, руку свою дам на отсечение", - ставит перед собой далекие цели [3, 174].Значит,святые традиции отцов перешли к сыновьям, проникли в кровь, пойти дорогой великого поколения должно достойно продолжить младшее поколение. Авторская драма написана на основе некоторых событий из второй части эпоса "Семетей". Традиционные части наследия "Абыке и Кобеш скачут в ставку Манаса ипобег Каныкей в Бухару вместе с Семетеем", "Детство Семетея в Бухаре", "Скачки Каныкей на Тайтоору", "Сказка Каныкей", "Прибытие Семетея из Бухары в Талас" отличаются значительной самостоятельностью, оригинальностью драматурга. Ж. Садыков осваивает материалы эпоса со значительным творческим подходом, он заново разработал стержневую основу эпоса,его содержание, образы, сюжетное обострение, художественность согласно требований драматического жанра. Автор взял некоторые эпизоды сюжетного развития народного произведенияи, самостоятельно изменив их, построил их заново. В первой части драмы «Сын Манаса Семетей» показаны проделки честолюбивого, дорвавшегося до власти Кобеша, судьба народа после смерти Манаса, разграбление ханской ставки. Будет ясно видно, что эти две стороны никогда не объединятся, разность их интересов, впереди множество мелких схваток, радость побед. Очевидно, на сцене действуют самостоятельно мыслящие люди, они выходят сами против себя, озаботившись имучаясь при поиске выхода из ситуации. Ученый Ш. Уметалиев отмечал: "Конфликт становится одной из сил, которая движет драматическим действием. Драматические характеры раскрываются с его помощью" [2, 83]. Возникновение конфликта объясняеся природным положением - они возникают в условиях, создавшихся после того, как Манас погибает. Судя по интересному сюжетному построению,остроте конфликта, переплетению и взаимообусловленности событий, когда они снова сворачиваются в узел, если брать усложняющееся драматическое развитие, прослеживая сценические конфликты с начальной до конечной точки, снова и снова переплетаются, то драма "Сын Манаса Семетей", написанная на высоком сценическом уровне

мастерски написанное произведение. Можно также считать, что самое главное в том, что драматические образы доверительно созданы, живые, художественная правдивость характеров, противостояние в конфликте живых людейдоверительно развито, образы персонажей динамичны вактивных действиях, их собственном поведении и внутреннем затухании, раскрытии с сюжетной и психологической сторон в логических мотивировках.

Самой главной обязанностью для ставшей Манасу опорой Каныкей было спасение потомка великодушного - Семетея. Семетей является народной опорой, его будущим, защитой земли. Всю жизнь посвятившая народной судьбе, будущему Отчизны, воспитавшая батыра Чыйырды перед Каныкей тоже ставит такую же трудную обязанность. Образ мудрой матери, воспитавшей народного сына, передан через Чыйырды. В драме Жакып от начала до конца показан как эгоист, жестокий, несправедливый, властолюбивый человек. Поддерживающий во всем Каныкей, если «впереди если, то как путеводная звезда светит, если сзади идет, то как опора служит» по оценке, данной в эпосе, выходит на сцену Бакай. В драме есть многосторонние, друг с другом никак не сходящиеся разные персонажи, раскрываются в смых разных ситуациях и схватках. Через дальновидного и прозорливого акая в своем обращении к Каныкей красной линией переданы драматический конфликт, мотивы, сюжетные линии, образы персонажей. В драме не показаны однотипные, прямолинейные герои. Живое, гибкое и разностороннее построение образов видно из того, что они непрерывно думают, ищут в самых разных от сильных до слабых состояний своей души. Для внутренней обрисовки своих персонажей Ж. Садыков использовал монологи, разговоры их между собой. В драме речь персонажей точна, кратка, ясно построена, много места отдано подтексту, движениям и действиям, сюжет менятся сообразно специфике театрального жанра. При взаимной оценке персонажей, описаниях они показаны с характерных мест. Ж. Садыков внес в драматическую речь особый колорит, почерпнутый из кладезя народного творчества в виде привычных фраз, крылатых выражений, пословиц и поговорок, фразеологизмов.

Вторая часть состоит из четвертой картины, события с временной точки зрения состоят из нескольких часовых линий. По мере того, как принц Семетей рос, проявлялся его мужественный характер, от его баловства страдают даже его учитель Кожо молдо и другие. Мудрый его дядя Исмаил призвал всех на поминки по великодушному Манасу, решает устроить празднество в честь этого ребенка. На славном пиру узнав, что Каныкей решила включить в главный приз на скачках Тайтору, разгневанный Исмаил зовет Семетея или же требует, чтобы его сестра остановилась, иначеон прикажет их казнить. В четвертой картине основой этого конфликта явилось то, что Каныкей совершает действия, которые несогласуются с местными традициями и обычаями, в итоге она противопоставляет себе Исмаила. Ни Каныкей, ни Семетей никогда навечно не остались бы в Бухаре,у них был свой жизненный долг. Прошло двенадцать лет, Семетей возмужал, пришло время

определять его будущую судьбу. Поэтому Каныкей включила в табун из шестисот лошадей Тайтору и загадала исход скачек. В пятой картине конфликт еще больше расширяется. Во время скачек на Тайтору видет упрямый и независимый от ханов и беков характер Каныкей. В такой трудной ситуации происходит схватка между матерью и сыном, и то, что Семетей переходит на сторону Каныкей и опережает Тайтору, это не случайность, а результат издавна складывающихся действий. То, что Тайтору выходит первым, предрешает судьбу Семетея. В истории скачек Каныкей на Тайтору, в ее горестном монологе звучит не только обида, но и показывается ее твердый характер, что она может смело рисковать своей жизнью ради народа и родной земли.

В раскрытии ряда образов персонажей драмы «Сын Манаса Семетей» основным стилистическим приемом автора служит резкое протовоборство, самораскрытие и взаимное раскрытие характеров на переднем плане.

В драме «Сын Манаса Семетей» персонажи через диалог, действия, само- и взаимохарактеристике раскрываются в острых конфликтных, драматических ситуациях, типа скачки на Тайтору. В драматических прозведениях автора, написаных на основе народных эпосов, в качестве еще одной успешной черты среди современных зрителей можно назвать сделанный им отбор реалистических действий в настоящих жизненных ситуациях эпических героев, отражение вечных, важных для многих поколений вечных идей. В сюжете драмы, характеристике героев не встречаются уже избитые, порождающие излишние движения эпические мотивы. Наоборот, движение драматического события раскрывается через обострение противоречий, реальные размышления действующих персонажей, руководимые стремлением ясного разрешения сюжета, конкретные действия личных характеристик.

Слово Семетея воспринимается как древняя клятва настоящего джигита, прославляя национальный дух вечно живущего народного эпоса. Его стремление к справедливоости, степенная мудрость, мужество и храбрость воина, берущего в руки оружие в нужных ситуациях, это образ, чья честь стала образцом национального воспитания в веках. Истинную красоту, нравственную чистоту и любовь к народу персонажей можно видеть в драматических произведениях, созданных по тайным мотивам эпических произведений Ж. Садыкова. «... настоящий талант, - говорит Чингиз Айтматов,- если хотите, это не временная категория. Если художниквидит сердцем, а творчество подчиняется слепым чувствам, тогда он опыт прошлых времен может изменить как участник и свидетель последующей эпохи». Жалил Садыков на основе трилогии «Манас» создал драмы «Сын Манаса Семетей», «Сейтек», «Манас великодушный» и смог уверить большинство в том, что в единстве прошлой истории с сегодняшним днем их нерушимая связь может жить для зрителей. Конечно, в быстром появлении драм, развитии ветви событий то обстоятельство, что в народном эпосе отражены реалистические жизненные действия, полное художественности богатое

содержание сыграло известную роль. И все-таки нахождение в сюжете эпоса «яркой» искры, труд и талантливое мастерство автора можно высоко оценить. Ж. Садыков в вышеназванных драмах смог показать зрителям разумные дейтсвия эпических батыров, сражавшихся за независимость кыргызского народа. Идеи об уважительной любви к народу, священном отношении к родной земле, посвящения жизни ради ее свободы, взятые из эпоса, полностью сохранились в характерах главных персонажей драмы «Сын Манаса Семетей», что достоверно и убедительно показано с самых разных сторон.

Использованные источники:

1. Айтматов Ч. Кыргыз кинематографтар союзунун IV сьездинде CYЙлeгeн // Кыргызстан маданияты. - 1981. - 21-май. (Ч. Айтматов. Речь на IY съезде союза кинематографистов Кыргызстана, Газета «Культура Кыргызстана» от 21 мая 1981 года). - на кырг.языке.

2. Yмeталиев Ш. Ак дил: Адабий сын макалалар. - Фрунзе: Кыргызстан, 1986. (Ш. Уметалиев. Чистая душа: Литературно-критические статьи). - на кырг.языке.

3. Садыков Ж. Драмалар. 1 том. - Бишкек: Бийиктик, 2008. (Джалил Садыков. Драмы. 1-й том). - на кырг.языке.

Тесленко Н.В. студент

Брянский гос. университет им. акад. И.Г. Петровского

филиал в г. Новозыбков

ЗАЩИТА ОТ ВИРУСОВ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы защиты от вирусов.

Abstract: The article deals with the problem of anti-virus

Ключевые слова:защита от вирусов

Keywords: protection against viruses.

Компьютерный вирус - разновидность вредоносного ПО, которая имеет свойство размножатся путем создания копий самой себя, а также внедрятся в код различных других программ, в разделы системной памяти, загрузочные секторы. Это специально написанная программа, чаще всего небольшая по размерам, которая распространяет свои копии при помощи различных каналов связи. Обычно вирус запрограммирован для нарушения работы программ, блокирования работы пользователей, уничтожения файлов, приведения в нерабочее состояние аппаратных комплексов ПК.

Компьютерные вирусы можно разделить на определенные типы, в зависимости от их среды обитания:

• Загрузочные вирусы - те, что попадают в загрузочный сектор устройств хранения данных, таких как жесткие диски, флэшки, дискеты и т.д., и могут своей деятельностью сделать файлы недоступными.

• Файловые вирусы - тип вирусов, который внедряется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.