Научная статья на тему 'АНИМИСТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ КАК АРХАИЧЕСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС"'

АНИМИСТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ КАК АРХАИЧЕСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИКА / РЕЛИГИЯ / АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ФОЛЬКЛОР / ЭПОС / ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ARCHAIC / RELIGION / ANIMISTIC CONCEPTS / FOLKLORE / EPIC / POETICS / ARTISTIC MEANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маданова К.Ж.

В статье рассматривается художественное изображение анимистических верований в составе эпических мотивов эпоса “Манас”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMISTIC BELIEFS AS AN ARCHAIC EPIC MOTIF IN THE EPIC "MANAS"

The article deals with the artistic depiction of animistic beliefs as part of the epic motifs of the Manas epos.

Текст научной работы на тему «АНИМИСТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ КАК АРХАИЧЕСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС"»

УДК 398.22

Маданова К.Ж.

ОШГУ

АНИМИСТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ КАК АРХАИЧЕСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС"

В статье рассматривается художественное изображение анимистических верований в составе эпических мотивов эпоса "Манас".

Ключевые слова: архаика, религия, анимистические понятия, фольклор, эпос, поэтика, художественные средства.

Маданова К.Ж.

ОшМУ

"МАНАС" ЭПОСУНДАГЫ АНИМИСТТИК ИШЕНИМДЕРДИН

Кеене эпикалык мотив катары берилиши

Макалада кеене диний ишеним анимизмдин эпикалык мотив катарында "Манас" эпосунда келиши каралды.

Озектуу сездер: архаика, дин, анимисттик тушунуктер, фольклор, эпос, поэтика, керкем сез каражаттары.

Madanova K.J.

OshSU

ANIMISTIC BELIEFS AS AN ARCHAIC EPIC MOTIF IN THE EPIC "MANAS"

The article deals with the artistic depiction of animistic beliefs as part of the epic motifs of the Manas epos.

Key words: archaic, religion, animistic concepts, folklore, epic, poetics, artistic means.

Религиозные верования как вид общественного сознания существуют с древних эпох и нашли свое достойное место в произведениях кыргызского устного народного творчества, среди них и в эпосе "Манас". Среди древних религиозных верований в эпосе широко встречается анимизм в фольклорных, этнографических материалах и в то же время отличаются своей древностью.

Корнем зарождения религиозных верований явилось невинное сознание людей в первобытном обществе, в которых было дано понимание различных явлений в окружающей среде на основе древних верований. Говоря иными словами, религиозные верования были составлены на синкретическом единстве донаучных взглядов на мировосприятие. В кыргызском эпосе "Манас" можно наблюдать элементы первоначальных религиозных взглядов, среди них признаки анимизма, имеющихся в эпосе "Манас". Названные религиозные верования встречаются не только у кыргызского народа, но и в фольклоре других родственных тюркско -монгольских народов.

Анимизм (лат. Animus - душа, дух) - верование в то, что у всех материальных и нематериальных вещей и явлений есть волшебные души, чудодейственная сила которых ими управляет. По анимистическим взглядам, вся природа окружена белыми и черными духами, к тому же черные силы природы считаются фантастическими духовными силами. Люди поклонялись горным камням, кустам, деревьям, скалам и вершинам, солнцу, месяцу и звездам, земле, воде, огню, родникам и другим вещам. Они посвящали свои пожертвования их хозяевам. Элементы анимистических понятий имеют место и в эпосе "Манас". Одним из основных положений анимизма служит верование в хозяев неба, земли и воды, поддерживающим их силам, приносящим вред. Рождение Манаса мотивируется тем, что Жакып молился хозяину Неба (Тециру) с просьбой осчастливить его отцовством и принес ему в жертву скот. Герои поклоняются Небу-Тециру, чтобы доказать свое доверие друг другу, обосновать преданность во имя того, чтобы достичь победы в войнах с врагами. По этой причине в развитии сюжетного события, передаче характеров героев все время в тексте повторяется верование в то, чтобы "пусть открытая вершиной синь неба проклянет, земля с волосатой грудью проклянет".

Неудачи героев в достижении своих целей и желаний, поражения в войнах, некоторые ошибки тоже связаны с проклятием Тецира. Такие архаические верования, встречающиеся в части эпоса "Манас", продолжаются и в "Семетее" и "Сейтеке" Привычка делить Вселенную на три ступени, на три разных мира, понимание в жизненном порядке также считается одним из анимистического сознания. Говоря конкретнее, древние взгляды на возможность жизни людей под землей, на земле и небесном пространстве даны в связи с одним из главных образов эпоса "Манас" -связанных с Эр ТeштYком событиях. Понятия об отличиях тела от души человека, вечном бессмертии души, его жизни в другой форме являются естественными плодами анимистического мышления. События, в которых повествуется о том, как сын Джакыпа Манас "молится о сохранении души, схожей с мухиной", в сражении с Бооц аяром Ошпур его брюхо распарывает кинжалом, а вместо крови льется вода и выходит дым, голова отделяется от тела, душа не выходит даже во время того, как лошадь протащила его по земле, кроме того, отрубленная голова Бооца следует за волочащимся телом, во время чтения дуа Ырдык аяром "клубится синим дымом, сейчас стоит девяносто тысяч, из-за дыма не видя бежит в муках" считаются признаками анимистических верований [1, с. 114].

В произведениях кыргызского народного устного творчества, в частности среди эпических жанров религиозные верования заняли одну из форм народного сознания. Как одно из представлений народной жизни эти древние верования нашли свое воплощение среди народных религиозных обрядов и ритуалов. Например, среди кыргызского народа говорилось о том, что у отдельных деревьев, растущих у камней, озер, горных вод есть хозяева, эти духи могли принимать образ человека (старика, женщины), они не

отдалялись от своих объектов, всячески поддерживают людей, которые приходят к ним с надеждой. Также понятия о древних верованиях встречаются в событиях кыргызского эпоса "Манас".

В ряду особенностей анимистического мышления можно сказать, что они имеют место в разработке понятий о духе этих представлений и связанных с этим прихотливых образов. В эпосе "Манас" поддерживают эпических батыров-богатырей, дают направление, сохраняя от врагов, различных случаев духи-ангелы в виде Кырк чилтена, Кыдыра, Баба дыйкана, Ойсул ата, Камбар ата, Шаймердена, представленные в виде анимистических верований, они имели большое влияние на идейный стержень и художественность образной системы эпоса.

Закономерно, что согласно анимистическому сознанию в эпосе эти фантастические и мифические портретные характеристики по виду, выполняемым функциям резко отличаются друг от друга. Во время создания памяти, монументальности эпических батыров Алмамбета и Чубака гибко служат анимистический слой, образы и понятия. В части эпоса "Семетей" почти во всех основных событиях видна поддержка Кызыра, Кырк чилтена. Во всех эпизодах, касающихся к примеру скачек Каныкей на Тайтору во время его первого появления, воздержание Семетея от вод Таласа, во время ночевки ^лчоро в темной пещере Кара^н^р является еще одно отдельное видение, которое также отражается как проявление анимизма. В части "Сейтек" такие анимистические демонологические образы даны в отдельных явлениях, участвуя лишь пассивно в событиях. По традиционному мотиву в эпосе новорожденному Сейтеку никто не смог поставить достойное его имя и тогда Кызыр его называет этим именем. В частях "Семетей" и "Сейтек" эпизоды, связанные с происхождением АйчYрeк, исчезновением Семетея и события с сыном Желмогуз Сарыбаем тоже можно считать производными от анимистического мышления [3, С. 91-92].

Анимизм - верование, основанное на душе и духе. Этот термин был впервые использован английским этнографом Э. Тайлором при изображении общественных верований в первобытно-общинном строе. По мнению ученого, анимизм считается основой для всех других религий. В первом ряду анимистических верований стоит мышление, связанное со сновидениями древних людей, явлений болезни и смерти, а также впадание в транс, состояния волнений в виде галлюцинаций. Кроме того, сохранились такие верования, как выход души из тела умершего, в то время как во Вселенной она снова вселяется в тело и снова возрождается к новой жизни [4, С. 376].

Кроме этого, в считающемся одной из мировых религий - буддизме сон человека воспринимается как путешествие вышедшей из тела души, поэтому человек видит сны. Однако, связь между душой и телом не рвется. Но есть верование в то, что когда человек умирает, душа полностью выходит из тела, бродит по Вселенной, однако обратно в другое тело уже не возвращается. Как отмечено выше, в кыргызском эпосе "Манас" встречается верование в то, что душа сохраняется вдалеке от тела. Например, душа

противостоящего в сражениях Манасу КYЙeнYш аяра находится в другом месте:

КYЙeнYштYн ез жаны, Кара курт деген куш экен. Жакындабай жанына Жарым таш жерде турчу экен. (А душенька-то Куйонуша, В орле по кличке Каракурт, Не может даже приблизиться И полкамня стоит на земле).

КYЙeнYш выглядит как "Хоть сколько его ни руби, он снова становится драконом". Когда мужественный Камбар выстрелит в орла Каракурта, в котором живет душа КYЙeнYша, только тогда он и умрет. То, что душа хранится отдельно от тела, встречается в подобных сказочно -мифологических персонажах, связанных с образом Кецгей дее [2, С.207].

Анимизм пришел как первоначальная форма религиозных верований, опирается на веру в то, что есть душа у природных обьектов и явлений. Согласно ей, весь мир полон духовными, говоря точнее бестелесных жителей. Он не просто живут в природе, а влияют на жизнь человека, входит в его тело и согласно отношению к ним человека бывают правильных и неверных значений. Поэтому живет народное поверье в то, чтобы быть с духами в правильных отношениях, временами их надо развеивать.

Среди кыргызов живет поверье в то, что у воды и земли есть хозяева, поэтому на некоторых мазарах-кладбищах надо поклоняться, и все заветные желания найдут место. Например, можно сказать, что хозяева земли и воды в эпосе "Манас", посещение мазаров связано как раз с этим. До рождения богатыря Манаса желающие детей Джакып и Чыйырды ходили на кладбища, поклонялись хозяевам этих земель, приносили жертвы. В результате, они увидели сны о видениях, и наконец породили себе ребенка.

Подытоживая, можно сказать, что анимизм стал в первобытном обществе социальным верованием, в котором природным растениям, животным, людям было присуще понятие о том, что в них живут внетелесные двигатели, развивающие души, названное верование нашло местов фольклорных произведениях, среди них художественно отображен в сюжетном строе великого эпоса кыргызского народа "Манас".

Использованные источники:

1. Манас. Эпос. По варианту Сагымбая Орозбак уулу. - 1-2-е книги. -Фрунзе: Кыргызстан, 1978.

2. Манас. Эпос. Пересказ С. Орозбакова. 4-книга. - Б.: Кыргызстан, 1982.

3. Манас. Энциклопедия. 1-й т. - Б.: Главная редакция Кыргызской энциклопедии, 1995.

4. Тайлор Э. Первобытная культура.- М.: Издательство политической литературы, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.