Научная статья на тему 'ШАМАНИЗМ КАК АРХАИКО-ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС"'

ШАМАНИЗМ КАК АРХАИКО-ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ВЕРОВАНИЕ / АРХАИКА / ШАМАНИЗМ / ФОЛЬКЛОР / ЭПОС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ПОЭТИКА / RELIGIOUS BELIEF / ARCHAIC / SHAMANISM / FOLKLORE / EPIC / ARTISTIC MEANS / POETICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маданова К.Ж.

В статье рассмотрено художественное изображение шаманизма как разновидности древних религий в кыргызском эпосе “Манас”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAMANISM AS AN ARCHAIC-EPIC MOTIF IN THE EPIC "MANAS"

The article deals with the artistic image of shamanism as a species of ancient religions in the Kyrgyz epic "Manas".

Текст научной работы на тему «ШАМАНИЗМ КАК АРХАИКО-ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ "МАНАС"»

УДК 398.22

MadaHoea К.Ж.

ОШГУ

ШАМАНИЗМ КАК АРХАИКО-ЭПИЧЕСКИЙ МОТИВ В ЭПОСЕ

"МАНАС"

В статье рассмотрено художественное изображение шаманизма как разновидности древних религий в кыргызском эпосе "Манас ".

Ключевые слова: религиозное верование, архаика, шаманизм, фольклор, эпос, художественные средства, поэтика.

MadaHoea К.Ж.

ОшМУ

"манас" эпосундагы шаманизмдин Кеене

ЭПИКАЛЫК МОТИВ КАТАРЫ БЕРИЛИШИ

Макалада кеене диний ишеним катары шаманизмдин кыргыздардын "Манас" эпосунда келиши каралды.

ÖзектYY сездер: диний ишеним, архаика, шаманизм, фольклор, эпос, керкем сез каражаттары, поэтика.

Madanova K.J.

OshSU

SHAMANISM AS AN ARCHAIC-EPIC MOTIF IN THE EPIC

"MANAS"

The article deals with the artistic image of shamanism as a species of ancient religions in the Kyrgyz epic "Manas".

Key words: religious belief, archaic, shamanism, folklore, epic, artistic means, poetics.

Древние религиозные верования - это общечеловеческие ценности, идущие от первобытно-общинного общества. Одним из них является шаманизм, считающийся широко распространенной среди большинства народов мира формой древней религии. В его основе лежит верование в то, что шаман в состоянии транса общается с духами. Шаманы являются людьми, которые являются исполнителями ритуалов этих верований. Они выполняют обязанности мостов между духами и простыми людьми.

Здесь транс - это измененное сознание, в этом состоянии сознание человека направлено не на внешний фокус, а на внутренний фокус. Иначе говоря, у человека нет дела до внешней среды,он как бы ныряет в свой внутренний мир. Если посмотреть на историю возникновения шаманизма, люди с каменного века обращали внимание на воду, огонь, ветер, природные явления, наделяя их человеческими качествами. Таким образом возникло понятие о том, что у них есть хозяева. Шаманы умели выходить на связь с хозяевами этих земель, воды и духов умерших людей. Умеющие войти в особом состоянии транс ашаманы находили ответы на свои многие вопросы.

Например: для получения урожая они могли выправить погодные условия, общаясь с призраком получали информацию, предсказывали судьбу, излечивали от болезней и др.

Искусство шаманизма продолжалось от поколения к поколению и передавалось как наследие. Здесь есть два главных условия: умение войти в транс и умение разговаривать с хозяевами земли и воды, с призраками. С тех пор, как кыргызский народ принял исламскую религию, роль шаманизма значительно снизилась, однако, в древних эпосах, среди них в эпосе "Манас" его представления сохранились в открытом виде.

Элементы шаманизма сохранились в различных религиозных системах. Ареал названных древних верований был достаточно большим и доподлинно известно, что он был широко распространен среди коренных племен и других этносов народов севера Европы, Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В той или иной форме среди большинства народов мира шаманизм жил в период десятка тысячелетий. Таким образом, в науке отмечается, что все современные религии имеют общие мифологические основания. Эта мифологическая основа имеет специфику ареала. Скажем, мифологические системы африканского, американского, евразийского шаманизма отличаются своими специфическими особенностями. Все они возникли от природных представлений и явлений окружающей древних людей природной среды. Они основываются на вере в то, что по этой причине у природных явлений есть свои хозяева, они приносят различные несчастные случаи, в некоторые поры они поддерживают людей, только отдельные люди могут найти общий язык с ними и могут решительно повлять на их усилия, все это заняло устойчивое место среди народов Средней Азии. Борцами с демонологическими силами и прихотливыми понятиями были как раз шаманы. Шаманы надевали отличающую их от других одежду, носили с собой орудия и инструменты, наделенные волшебными и чудесными силами. Шаманская деятельность сопроовождалась какими-то ритуалами, танцем, игрой на музыкальных инструментах.

По мнению ученого М. Элиаде, шаманизм пришел как результат экстатическихи терапевтических подходов, их целью был выход на связь с паралеллью, невидными глазу мирами и поддержка стараний человека. Элементы шаманизмав практическом виде считаются наряду с рапространением на всех континентах и на всех культурных уровнях религий местом его "оседлости" считается Центральная и Южная Азия. Термин "шаман" вышел из тунгусского языка, обозначает "волшебник", а на общетюркском языке говорится в виде слова "кам" Якуты, кыргызы, узбеки, казахи и монголы используют и другие названия. Например, монголы говорят "бек" [ 5, С.318].

Исследователь К. Байжигитов о шаманистских понятиях кыргызов писал: "Шаманистские понятия и верования имели место в общественном сознании и жизни кыргызов до Октябрьской революции. Также можно

видеть, что в целом ряде жанров устного народного творчества, особенно обычаях, в виде песен "бадик", что значит в переводе "возвращение больному месту на теле человека нормального вида посредством словесного воздействия" сохранились его остаточные явления. Такие шаманские взгляды отразились в идейном содержании и образной системе эпоса "Манас" в известной степени" [4, С. 345].

Исследователь эпоса Г. Жамгырчиева отмечает представления, отраженные в мифологическом фольклоре трансформации в религиозных верованиях, утверждая, что они оказали свое влияние на совмещение форм сознания с эпическим содержанием [1, С. 271].

По шаманистским понятиям древних кыргызов, роженицу во время родов покрывает вонючая ведьма (албарсты) или же "мартуу", что означает в переводе "новороженица падает в обморок". Она характеризуется как дух, сулящий жизни рожающей женщины опасность, вредная душа, представленнаяв антропоморфном виде. Например, трудные роды Чыйырды, потеря ею своего сознания считаются прямыми последствиями, связанными с пониманием того, что "злой дух ее покрыл" и приношение в жертву со стороны Джакыпа "большеголового барана, крупнорогатого скота" отражением шаманистского верования.

В поэтике эпоса постоянно повторяются шаманистские понятия типа "ажына" (т.е. душевная болезнь), "абсун" (согласно эпоса с помощью этого дуа можно разных людей превратить в неживые предметы и явления, которые превращаются в барьеры и преграды для врагов, способные чувствовать различные эмоции), "алаткак" (человоекообразные мифические души), устойчиво и активно используемые со стороны сказителей выражения считаются следом от религиозных верований в основном составе эпического произведения. Шаманистские верования, взгляды и образы имеют место в варианте манасчи С. Орозбакова [3]. В варианте эпоса в устах С. Каралаева эти верования даются лишь через некоторые лексические выражения, открыто и конкретно повествуются. Некоторые события отмечены в эпизодах и специфике образов эпосов "Семетей" и "Сейтек", нетрудно пронаблюдать, что имеют место в выражениях шаманистские взгляды и понятия. Поскольку в части "Семетей" главные персонажи в сюжетных событиях стремятся достичь своих целей, и потому совершают паломничество в Хорасан, посвящают этому свои жертвоприношения и сказывают молитву Баабедин [5].

Ученый И. Б. Молдобаев писал о роли и провидческом творчестве общественной роли шаманов: "Как правило, шаманами (бакшы) бывали лишь одаренные. В какой-то мере они были носителями народных знаний, и поэтому, вероятно, некоторые из них могли предсказывать погоду. И когда их предсказания об изменении сказывать погоду совпадали по времени с какими-либо военными событиями, они смело пускали свое "колдовство" в действие. Тут они оказывались на высоте. Удачным предсказаниям способствовало и то, что климат Саяно-Алтая и Кыргызстана резко

континентальный, характеризуется самыми различными "сюрпризами". Это нередко и создает иллюзию "колдовства"[2, С. 243-244].

Кыргызский народ называет шаманов"бакшы", "куучу", "бYбY" Они излечивали людей от болезней, плохих духов, воздействия азыткы и албарсты, чистили инаделяли значением. Например, куучу помогали нерожавшей женщине, изгоняя из нее албарсты, страдавших от плохих болезней. В эпосе "Манас" девять дней подряд испытывала муки Чыйырды, которую покрыла мартуу, Джакып пожертвовал много скота. Большинство куучу могут вонзить нож до рукояти, обрезать волосы, встретить в широком поле большинство охотников или пастухов, пасущих скот. Албарсты после этого не приближался ких роду-племени, не приезжал в этот аил.

Шаманы также у других народов, как и было выше сказано, могли также очистить народ, обладали качеством вместе с функцией очищения изменять погоду. Кыргызский народ называет мастерство выправлять погоду как искуство "жайчылык" Жайчылар были хозяевами приема управления природы, могут изменить погоду так, как они захотят. Например, в эпосе "Манас" Алманбет обладает этим мастерством.

Подытоживая, шаманизм с древних эпох имел место в древних религиозных верованиях в жизни кыргызского народа. Вряду фольклорных произведений великий эпос "Манас" сохранился как эпический мотив. Как один из древних доисламских религиозных верований шаманизм имеет хозяев земли и воды, а такжев беседах с ними обмен мнениями с призраками умерших людей основывается на вере в то, что предсказать будущие события и судьбы. Знание коренных основ религиозной культуры древнего народа создает условия для более широкого ознакомления с аспектами его фольклорного, историко-этнографического и религиозного сознания.

Использованные источники:

1. Жамгырчиева Г.Т. Архаические мотивы в кыргызских эпосах (по эпосам "Манас", Эр Тештук, "Кожожаш"). - Ош, 2016.

2. Молдобаев И.Б. Эпос "Манас" как источник изучения духовной культуры киргизского народа. - Ф.: Илим, 1989.

3. Манас. Эпос. По варианту Сагымбая Орозбак уулу. - 1-4-китеп. -Фрунзе: Кыргызстан, 1978.

4. Манас. Энциклопедия. В 2 т. - Б.: Главная редакция Кыргызской энциклопедии, 1995.

5. Семетей. Эпос. По варианту С. Каралаева. 1-я книга. - Ф.: Кыргызстан, 1986.

6. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. Миф, религия, культура. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.