Темирова Б.Т., кфилол.н.
доцент ОшГУ
Temirova BT, kand.filol.nauk, associate professor of Osh State University ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭПОСА В ДРАМЕ ЖАЛИЛА САДЫКОВА "СЕЙТЕК" THE ART CONCEPTION OF THE EPIC STUNG OF JALIL SADYKOV'S DRAMA "SEYTEK"
Исследована проблема мастерства во взаимопереплетениях фольклора и реалистической литературы, основного событийного ядра, дополнениях автора, образах героев, преображении эпоса в сценическое произведение на примере эпической драмыЖалила Садыкова "Сейтек".
Ключевые слова: богатырь, действие, драма, героические события, герой, идеология, образ, политика, фольклор, эпос.
The problem of skill in the intertwining of realistic literature andfolklore, the main event of the nucleus, the author's add-ons, images of heroes, epic transformation in stage work by the example of epic dramyZhalila Sadykov "Seytek".
Tags: hero, action, drama, heroic events, the hero, ideology, lifestyle, politics, folklore, epic.
Встречающиеся в драме "Сейтек" главные герои драм "Манас великодушный" и "Сын Манаса Семетей" несут основную смысловую нагрузку. Хотя характеры главных персонажей кажутся нам знакомыми, они развиваются в событиях разных направлений вышеназванной драмы. Потому мы намерены исследовать авторское мастерство в определении черт, характерных для всех параллелей драмы "Сейтек", создании их психологии.
Драматург Ж.Садыков на основе трилогии «Манас» создал драмы «Сын Манаса Семетей», «Сейтек» и «Манас Великодушный» и сумел убедить многихв том, что прошлая история неразрывно связана с сегодняшним днем. Конечно, драмы быстро появились, для разветвления событий отразили жизненные реалистические действия из народногоэпоса, где полное художественности богатое содержание сыграло известную роль. И все равно он сумел найти в сюжете эпоса «яркую» искру, можно оценить его труд и талант авторского мастерства. Ж. Садыков в вышеназванных драмах успешно смог показать сознательные и разумные действия эпических героев, борющихся за национальную независимость кыргызского народа. Идеи эпоса об уважительной любви к народу, священном отношении кродной земле, посвящение жизни для ее освобождения доходчиво показаны с разных сторон через образы героев в авторских драмах.
После «Сына Манаса Семетея» на сцену вышла драма «Сейтек», в которой убедительно показаны значительные места в народном эпосе, раскрыты национальные различия и историческая судьба. В этой двухактной
драме активно участвуют в событиях одиннадцать главных героев: Семетей, Айчурек, Каныкей, Чачыкей, Бакай, Кулчоро, Канчоро, Кыяз, Карагул, Бозбала, Момунжан. Посредством вышеназванных образов был создан художественный мир реалистической драмы. Для драматурга герои эпоса значимы своими личными взглядами на жизнь, жизненной позицией. В драме «Сейтек» основную нагрузку несут главные герои драмы «Сын Манаса Семетей». Хотя и характеристики главных героев кажутся нам знакомыми, сюжеты обеих драм развиваются в двух разных направлениях.
В самом начале драмы «Сын Манаса Семетей» зрителям сразу же становится ясным, кто есть кто, события развиваются через показ схватки героев, в драме «Сейтек» встречаются характеры, тайны которых крепко скрыты внутри них, они не желают открывать свое истинное лицо в тайном ожидании одного какого-то известного момента. Герои, подобные Канчоро, Чачыкей, Кыязу, претерпели изменения в своих характерах, автор не спеша показывает вместе с развитием событий их злобные думы. Положительные герои типа Каныкей, Семетея, Бакая, Айчурек, Кулчоро, чьи сердца разрывались от такого двуличного поведения, также сопереживаниями мучили зрителей. В драме Ж.Садыкова «Сейтек» в качестве большой находки можно назвать индивидуальный характер, не свойственный для других драм,вместе с поисками справедливости он так искренне их высказывает во время наспех спущенного занавеса о тайных обманных отношениях, что можно объяснить достижениями художественности драмы.
В эпосе после победы Семетея над Толтоем он ведет за собой Суркоена, перед ним в панике появляются Кулчоро и Канчоро, их взаимоотношения почти во всех событиях показаны через одно простое представление. Ж. Садыков в драме «Сейтек» при показе начала сюжетного противостояния взял именно это представление и творчески его переработал. В эпосе Семетей подтягивает Кулчоро, расположенного где-то поблизости ставки, - обо всем этом открыто говорится. В драме хотя и сохранилось это представление, но разрешается совсем в другом положении. Тогда Семетей справедливо кидает в центр жгут, Кулчоро изловчился и раньше Канчоро притянул к себе этот приз. Канчоро был недоволен, что Кулчоро радовался подобно младенцу, когда узда попала в его руки, и несмотря на то, что Семетей его останавливал, он вышел, ни разу не обернувшись назад. Одним из стержневых характеров, показанных в обострении сюжета, драматических противоречивых характеров в драме «Сейтек» выступает Канчоро. В эпосе он дается в таких чертах, как «внешне родной, внутренне воинствующий», «думы черные, душа нечестная», идо конца событий нам так открыто и не сообщается, на чьей он стороне. В драмецели Канчоро ясные, и только в четвертом видении раскрывается его предательское лицо...
В характере Канчоро такая жадность, гневливость не приводит его к добру, и он дан как продолжатель рода Чубака из эпоса «Манас». Недавно только близко познакомившийся с Манасом и его витязями Бакай почувствует, что в Канчоро есть характер отца.Для раскрытия драматургом
больших замыслов Канчоро перед зрителям и время от времени делает акцент на постепенно растущую обиду в его душе. Почувствовавшая черные думы Канчоро сердцем матери Каныкей много раз пытаетсся очистить его душу.Автор особо выделяет конфликт в развитии событий, раскрытии характеров.
Ученый Мухтар Борбугулов писал об этом так: "При сравнении эпоса и лирики роль и значение конфликта особые для драматической основы литературы. Если для развития сюжета произведений любой литературыконфликт играет роль в той или иной степени, то в драме он служит главной пружиной и основным средством раскрытия характера при развитии драматургического действия" [1, 378]. Если развить теоретическую мысль М. Борбугулова, в драматическом произведении конфликт живет не только для того, чтобы служить фактором развития драматического действия или же чтобы сделатьего сюжет интересным. Самое главное, функция категории конфликта- это раскрытие образов персонажей. У конфликта в художественном произведении нет смысла, если не он не раскрывает образы персонажей, их понятийное мировоззрение, позиции, верования, человеческие мечты и привычки. Если смотреть с этой точки зрения, конфликт в драме выходит художественно эффективным.
К примеру, при развитии событий не один Канчоро создает проблемы и мыслит противоречиво. Разделяет его помыслы, прикрываясь и замышляя неладное, затаив камень за пазухой, Чачыкей. У Чачыкей душа злая, характер легкомысленный, она знакома зрителям еще с либретто «Айчурек». Если там Чачыкей показана как думающая только о своих интересах и глупая женщина, то в драме Ж. Садыкова «Сейтек» характер Чачыкей еще более расширен и углублен. Для того, чтобы достичь своих идей на практике, она использует различные способы. Иногда она разгневается, бросается на всех с руганью, иногда скрывает свое истинное лицо, поступает как лисичка. В драме образ Чачыкей раскрыт с самых разных сторон, это разветвляющий развитие событий сложный образ. Она превратилась в один из характеров, который был выдернут из эпизодов эпоса, развивающий противоречия в драматическом сюжете.
На самом деле, в драме Чачыкейпоказана приносящей еще больше, чем Канчоро, бедствия для Семетея и всего народа. Для того, чтобы «отомстить» Семетею и вместе с ним Айчурек, использует завистливого душой Канчоро в своих целях, вместе с ним захочет сделать «переворот». Поэтому она использовала все силы, чтобы разъединить Семетея и Канчоро, постаралась в их отношения внести огонь и смуту. Одна сторона такого черного замыслаЧачыкей состоит в том, чтобы заставить «плакать кровавым слезами» Айчурек и позлорадствовать, а другая сторона состоит в том, чтобы находящийся под ее послушанием Канчоро стал ханом, а она выйдет за него замуж и дорвется до власти. Посредством показа действий Чачыкей автор драмы рисует ее образ прожженной, готовой на все ради достижения своих целей женщины. Это ясно видно при показе характеров совершенно ей
противостоящих образов Каныкей и Айчурек. Если драма «Сын Манаса Семетей» охватывает период детства Семетея и завершается тем, что он вернулся на родину и взял власть в свои руки, то в драме «Сейтек» душа Семетея как отдельного человека полнее раскрыта. Драматург сумел отразить всю ауру Семетея как героя эпоса, верно показав характерные его треволнения. Хотя в драме Семетей и показан как неустрашимый батыр, мужественный воин, но он кажется реальным человеком, который все жизненные проблемы сам прочувствует, пропуская через свое сердце.
Драматическая напряженность, развитие противоречий, решение сюжета в пьесе обусловлены личным мужеством, волнением и решением персонажей. Успех драмы обусловлен тем, что автор в первую очередь стремился сделать акцент на раскрытии внутренних движений души персонажей, отразить сложность внутреннего мира. В кыргызской драматургии бесспорно то, что авторы проявили индивидуальное отношение к каждому человеку, персонажу, что и обусловило личный успех силы их таланта. Придание персонажам художественных произведений черт отдельных характеров, отдельное их отражение в жизни кыргызского фольклора обусловлено историческими и социальными причинами. Это, прежде всего, определяется в результате действий литературных персонажей из народных произведений, совершаемых в реальных жизненных ситуациях.
В драме «Сейтек» Айчурек представлена последовательница мудрой и прозорливой Каныкей, эти два образаслились в одно дополняющее друг друга единство, показывающие как сложно быть жизненными спутницами и матерями народных батыров. В драме «Сын Манаса Семетей» - Каныкей, в драме «Сейтек» - Айчурек считают самым главным будущее своих детей (а значит и своего народа), десятки лет живя в чужом краю и незнакомых с детства местах, скрывая свою истинную суть и подчиняясь жизни. Для них счастьем является то, что род батыров сохраняется и продолжается, находящийся в неволе народ освобождается и утверждается спокойствие. Оставшийся в колыбели Семетей подрастает, оставшийся в утробе Сейтек рождается, они мужают, а «дочь святого» Каныкей и «дочь феи» Айчурек подвергаются суровым испытаниям, готовы нести тяжкий груз жизни. Точно также, как в эпосе, реалистические мысли, жизненные события составляют стержень драмы Ж. Садыкова, став основой сюжетного построения.
Одним из образов, обеспечивших художественность и остроту сюжета драмы «Сейтек», является Кулчоро. В эпосе Кулчоро бесстрашно защищает Семетея, Бакая, чтит как свою мать Каныкей и Айчурек, служит своему народу открытым сердцем, чистой душой, в драме его характер дополняется новыми чертами, ракрыты новые свойства. Рядом со вздорным Канчоро ясно и контрастно показан характер доброжелательного, общительного Кулчоро. Согласно особым требованиям драмы, в резком контрасте даны образы Семетея и Кыяза, Айчурек и Чачыкей, Канчоро и Кулчоро, мастерски подобранные для обострения сюжетных противоречий. _В вышеназванных драмах Ж. Садыков мастерски использовал
словесные средства для умелого и влиятельного показа персонажей. Особенно в широкой характеристике Бакая, Каныкей, Семетея можно заметить сильные чувства, преданные через эпические восклицания из народной мудрости, отражающие соответствующий исторический дух. В драмах «Сын Манаса Семетей», «Сейтек» каждый образ со стороны автора тщательно разработан, его психологическое развитие и раскрытие перед зрителями не вызывает сомнений.
Достижения драм Ж. Садыкова, написанных наоснове народных эпосов, состоят в том, что они показали сложные судьбы людей в прошлые огненные эпохи, мучительная борьба за свободу, независимость, высоту философских взглядов, не отрывая от реального контекста и согласно современным настроениям. А также выше упоминалось о том, что главной причиной восприятия этих драм со стороны зрителей как жизненной правды стало то, в эпосе изначально имелись реалистические мировоззрения, отражающие события исторической судьбы. Обе вышеназванные драмы завершаются тем, что люди празднуют победу после возвращения воинов с поля боя, достижения мечтаний веками обездоленного народа, гибелью главных батыров, боровшихся за его свободу. Написанные на основе великого эпоса драмы «Сын Манаса Семетей», «Сейтек», «Айкёл Манас» близки друг к другу своим сюжетным построением, национальными особенностями характеров, раскрывающихся в различных ситуациях, реалистическим мышлением, содержащим тайные идеи. "Вершина устного народного творчества кыргызского народа - эпос «Манас» расценивается своей способностью задевать юные чувства через показ мучительной борьбы в самых разных реалиях жизни от прошлых поколений к следующим поколениям, и вовсе не для слияния с национальной историей. Потому что он, как и все другие виды искусства, отражает правду, порожденную жизненными условиями в разных ситуациях общественного развития" [2, 12].
Как одно из бесспорных достижений написанных на основе эпоса драм Жалила Садыкова можно считать его способность выделить отдельную личность из характерных масштабных общностей. В драмах характеры Манаса, Семетея, Сейтекасохраняются эпические черты, в то же время в результате конкретных событийных действий разработаны до конца, превратившись в самостоятельные точно разработанные драматические образы. При показе в драме «полного раскрытия человека» (Л. Толстой), его внутреннего мира Ж. Садыков приуспел при составлении драматического положения в проверке своих сил. Как отмечал автор: "после написания драмы до их постановки долго обсуждаются, проходят через многочисленные проверки... У каждой из них есть своя судьба" [3, 4].
Подытоживая, можно сказать, что Ж. Садыков вложил все свои творческие силы в раскрытие образов монументальных героев великого наследия, всесторонне исследовал сложные характеры людей. Как и в эпосе, в драме герои стараются показать свой природный нрав, различные судьбы, взаимоотношения друг с другом в самых разных событиях. Художник поднял
героев через показ их внутренних движений, психологии и привычек на вершину реалистической драматургии.
Использованные источники:
1. Борбугулов М. Адабият теориясы: Окуу китеби. - Бишкек: Шам, 1996. (Теория литературы: учебная книга). - на кырг. языке.
2. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. - М.: Советский писатель, 1971.
3. Садыков Ж. Драмалар. 1 том.-Бишкек: Бийиктик, 2008 (Драмы). - на кырг. языке.
Темирова Б.Т., кфилол.н.
доцент ОшГУ
Temirova BT, kand.filol.nauk, associate professor of Osh State University "СЫН МАНАСА СЕМЕТЕЙ" ЖАЛИЛА САДЫКОВА - ЭТАПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ
ПРОЦЕССЕ
"SON OF MANAS SEMETEI" STUNG SADYKOV -THEETAPIC'S WORK IN NATIONAL FICTION'S PROCESS
В статье исследуются проблемы художественного мастерства, жанрово-стилевые особенности, система персонажей, сюжет и композиция, литературно-эстетическое мировоззрение, творческие искания при разработке эпоса в драме Ж.Садыкова.
Ключевые слова: батыр, драма, герой, идеал, композиция, персонаж, стиль, эпическое мышление, эстетика.
The article examines the problem of artistic skill, genre and style features, character system, the plot and composition, literary and aesthetic outlook, creative research in the development of the epic drama J. Sadykov.
Keywords: Batyr, the drama, the hero, the ideal composition, character, style, epic mindset, aesthetics.
Драма Жалила Садыкова «Сын Манаса Семетей» считается продолжением второй жизни трилогии "Манас" на драматической основе. На сцене театра она живет уже в течение четверти века. Автор своевременно поставленного спектакляи исполнявшие главные ролиартисты стали лауреатами Государственной премии имени Токтогула. Эпическая драма состояла издвух частей, если в первой части речь идет в основном о том, что у батыра Манаса родился сын Семетей, и изображается, как до его совершеннолетия кыргызский народбыл зависим от врагов и еле выживал, то во второй части отражены события, когда Семетейдостиг уже совершеннолетия, вместе с Кулчоро и Айчурек разбил врагов, обеспечил свободу инезависимость народа. Очень правильно брать именно такие важные события. Потому что в течение определенного срока сценического