Жамгырчиева Г.Т. ©
Кандидат филологических наук, доцент кафедры "Кыргызской литературы" Ошского
государственного университета
АРХАИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДЕВ БОГАТЫРШ В КЫРГЫЗСКОМ ЭПОСЕ
(ПО ЭПОСУ «МАНАС»)
Аннотация
В статье рассмаривается архаический мотив образов дев-богатырш в кыргызском эпосе "Манас" в сравнительном плане с тюрко-монгольскими эпосами. Цель работы заключается в выделении данного архаического мотива как составляющего древнего кыргызского эпоса и в частичном исследовании эволюции жанра эпоса, который является актуальным направлением современной фольклористики.
Рассматриваемый архаический мотив кыргызского эпоса дает возможность проследить процесс возникновения и формирования эпоса, берущее свое начало от мифических представлений древнего человека. Анализ эпического мышления сказителей эпосов дает возможность восстановить память о мифе и мифическом мышлении этноса.
В статье применен сравнительный метод при рассмотрении кыргызского и тюрко-монгольского эпосов, который позволяет вывести характерные для сюжетов эпосов данных народов общие устойчивые архаические мотивы.
Результаты исследования можно использовать в качестве дополнительного учебного материала по фольклору на факультетах филологии высших учебных заведений.
Ключевые слова: архаика, фольклор, мифические мотивы, девы-богатырши, эпос.
Zhamgyrchieva G.T.
Candidate of Philology, Associate Professor of "Kyrgyz literature"
Osh State University
WOMAN WARRIORS AS AN ARCHAIC MOTIF IN THE KYRGYZ EPOS
Summary
The article deals with the archaic motif of the woman warriors in Kyrgyz epos in comparison with materials of world folklore. The aim of the research is to show the artistic image of the archaic motifs in the Kyrgyz epic of the mythological and poetic context. The objectives of the study are to determine the role of archaic motifs in the formation and development of the epic. In writing the research article we have used the comparative-typological method of folklore study. The research results can be applied to studies of folklore in the philological aspect, particularly in the study of epic.
Keywords: archaic motifs, world folklore, ancient worldview, woman warrior, epic.
В кыргызском фольклоре образы женщин-богатырш встречаются ещё с материнского рода: "Героический эпос посвящен в основном воинской тематике и главными персонажами в нем являются преимущественно мужчины-богатыри. Тем не менее в эпическом творчестве народов Востока и Запада широко представлен тип богатырской девы. В русских былынах ее называют поляницей, в греческих мифах и эпосах - амозонкой, девушкой-гайдук в южнославянской народной эпической поэзии, "алп-кыз" (богатырь-дева) - в тюркоязычных сказаниях. Тип богатырской девы, по единогласному мнению ученых, исследовавших те или
© Жамгырчиева Г.Т., 2016 г.
иные национальные эпосы, считается отголоском бытовых отношений материнского рода" [2, с.33]. Остановимся на образах женщин-богатырш эпоса "Манас". Так, дева-богырша Сайкал занимает место в глубинном пласту эпоса. То, что она берет свое начало со времен матриархата ясно видно из того, как она мерится силой с другими батырами эпоса и как она защищает свою землю и свой род. В народе бытует архаико-богатырский эпос "Дева Сайкал". Древний мотив о Деве-богатырше часто встречается в произведениях устного творчества тюрко-монгольских народов и в том числе, у алтайцев, шорцев, хакасов. Например, в таких эпосах как "Алып - Манаш", "Алтын-Тана", "Алтын-Арыг" и др. Особенно это наблюдается в эпизодах женитьбы батыра, составлящих основу архаического эпоса, когда силой мерятся жених и невеста. И если победа девы-богатырши над женихом батыром, приход на помощь к нему его родной сестры, победившей деву-богатыршу, переодевшись в мужчину, затем, открывшая лицо и забравшая побежденную как свою сноху, то эти мотивы в кыргызском эпосе "Манас" встречаются уже в трансформированной форме. Так, Сайкал на пиру у Теиш хана чуть было не свалила с коня самого Манаса, который сражался с ней осторожно, так как она ему очень приглянулась. Сказители отмечают как Сайкал усадила батыра заново в седло, чтобы не осрамить Манаса и его род. Сайкал не захотела быть второй женой после матери народа Каныкей, а условилась стать супругой батыра после его смерти в потустороннем мире, существование которого было основано на поверьях народа. Образ девы Сайкал, вобравшей в себя богатырскую удаль, человечность и женские качества, занял достойное место в древних пластах эпоса. В кыргызском фольклоре широко известны эпосы, прославляющие мужество дев-богатырш как "Жаныл мырза", "Гюльгакы". Создание образов дев-богатырш является характерным явлением для эпико-мифологических произведений древних кыргызов и в целом для тюркских народов.
Если дева-богатырша Сайкал готова стать супругой Манаса после его смерти в другой жизни, то жизнь богатырей на белом свете разделяют тоже выдающиеся женщины: Эр Тёштюка-Кенжеке, Манаса-мать народа Каныкей.
Следует отметить, что многоженство - обычное явление для эпосов восточных народов. В качестве примера здесь можно привести так называемую "степную Иллиаду" бурятский эпос "Гэсэр", который имеет трёх удивительных жён. Так, его первая жена Туман-Жаргалатов Гэсэра; вторая - Урмай-Гохон - Саган по оценке железной птицы обладает несравнимой красотой; третья жена Алма-Мергэн - дочь морского царя, женщина-богатырь. Причем у каждой жены в эпосе есть своя роль. Особенно Алма-Мергэн активно помогает мужу в ведении военных дел и в выполнении его великой миссии по спасению своего народа.
В кыргызском эпосе первые две жены Манаса никакого участия в становлении богатыря не принимают и выглядят пассивными. Они даже после смерти батыра согласны стать жёнами врагов. Возможно, эти эпизоды вошли в эпос немного позже. Совершенно по другому представляется образ Каныкей, возникшая и идиализированная по принципу контраста к своим предшественницам. И если у С. Каралаева заботливость, чуткость, отзывчивость, доброта, понятливость и другие качества Каныкей богатыри Манас и Бакай проверяют на том, как она управляется в течение шести месяцев с щенком Кумайык, то испытания невесты в варианте С.Орозбакова даются более широко и подробно. Здесь мы видим как умело соблюдает Каныкей национальные традиции - встречу сватов, жениха, оказывая им верх гостеприимства. Она предстаёт как искусница-рукодельница, хорошо знающая народные обычаи, что уместно демонстрирует на церемонии установки юрты в честь выдаваемой замуж девушки. Мы наблюдаем её предвидение, чувствительность, умение говорить с людьми и находить выход в любой ситуации [6].
По рассматриваемому эпизоду интерес вызывает мнение фольклориста Реми Дордуна, который прочитал его из отрывка эпоса "Манас", записанного им на Памире. Исследователь отмечает, что встреча Манаса со своей невестой совпадает с материалами В.В. Радлова и что подобная сцена содержится и в эпосе "Эр Тёштюк", когда Тёштюк встречается с Бактёрё. Наряду с этим он считает, что такие существующие ритуальные высказывания молодых в
первую брачную ночь как «привязал коня там, где не привязывают, повесил там, где не вешают, посадил там, где не сажают" или "кто в меж ног спустил желтый мёд, кто жажду свою утолил, кто мои пуговицы расстегнул" являются художественным отражением народных обычаев, бытующих ещё с древних времен. Этот обычай предохраняет супругов от разного рода разногласий и ссор, отмечает ученый [3, с. 77].
Традиция мериться силами батыра с будущей женой во время женитьбы относится к древним эпическим мотивам. Они довольно широко встречаются в эпосах других народов. Так, в хакасском эпосе "Алтын-Арыг" богатырь сражается со своей невестой Хыс-Хан, но схватка не выявляет победителя, они дерутся на равных. И тогда Алтын-Арыг помогает Чибетею победить Хыс-Хан, которая соглашается выйти замуж за Чибетея. [1].
И в кыргызском эпосе Манас богатырь по варианту С. Орозбакова одолевает деву-богатыршу Кайыпдац кызы Карабёрк и женится на ней. Каныкей же своей силой, мудрой чуткостью, преданностью Манасу стоит на равне с лучшими дружинниками Манаса, который в самые трудние моменты опирается именно на неё.
Согласно мнения И.В. Пухова: «Если генетическая общность древнего эпоса -результат взаимовлияния, или развития былого общего достояния совместного творчества в отделенном прошлом, то типологическое сходство может возникнуть как сходный творческий поиск в сходных жизненных условиях» [5, с.15], эпизоды борьбы Манаса со своей невестой девой Сайкал или его ранение, полученное при первой встрече с Каныкей, содержащиеся в сюжетах богатырской женитьбы, представляют типологические архаические мотивы, встречающиеся не только в эпосе «Манас», но и в эпических произведениях других тюрко-монгольских народов. Они считаются одними из основных древних элементов традиционных сюжетных мотивов, возникших из схожих жизненных условий и одинаково отражённых сказителями, что показывает начальную форму архаических мотивов, которая с течением времени была дополнена сказителями и обрела уже крупную сюжетную форму [4, 73].
Ещё одной девой-богатыршей в эпосе "Манас" является дочь старика Кайыпа Куялы. В главе "Сейтек" описывается сражение Сейтека с мифическим персонажем великаном Сарыбаем-сыном Бабы-Яги. Сарыбай-унижающий народ отрицательный герой. Избавиться от него не просто. В спящего великана Сарыбая вонзает свое копье исполин Карадёё, но копьё не берёт тело Сарыбая, что говорит о его мифическо-сказочном происхождении. В дальнейшей эволюции эпоса наблюдается переход этого героя в умного человека и для того, чтобы его убить жена Семетея Айчурек снова превращается в белого лебедя. Она летит к деве-богатырше Куялы, с помощью которой и удается осуществить задуманное.
В эпосе Куялы - дева-богатырша, обладающая кроме физической силы ещё и силой волшебной. Она удивительным образом возникла в поле, которую вырастил старик Кайып. Как и в образе Сайкал, в образе Куялы сохранены признаки эпохи материнского рода. Она также как Брюнхильда из «Песни о нибелунгах» представляется сильным, доблестным, мастерски владеющим оружием воином. Не сумевшая в своё время выйти замуж за Семетея Куялы, воспользовавшись удобным случаем, связанным с уничтожением Сарыбая и несмотря на свой возраст, поставила условие стать женой Сейтека-сына Семетея. Мудрая Айчурек, из соображения сохранения мира в роду, принимает это условие, считая, будет только хорошо, если родится потомство от двух богатырей. Образ Куялы - это,можно сказать, древний образ справедливого батыра, разработанного сказителями-манасчи в долгом процессе формирования эпоса «Манас».
Не может не вызывать интереса и отрицательный образ женщины батыра Оронгу, являющейся ханшей народа канга и имеющей своё войско. В её характеристике используются элементы гротеска. Она из-за своей алчности в игре по развязыванию верблюда во время поминок по Кокетаю отличилась своей невоспитанностью, что не соответствовало статусу ханши.
Подводя итоги, отметим, что образы дев-богатырш сохранились в качестве одного из древних слоев архаических пластов эпоса "Манас". Мы в рамках эпического жанра остановились только на отдельных архаических образах дев-богатырш.
Литература
1. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1988. - 237 с.
2. Бекмухамедова Н.Х. Эволюция женских образов в эпосе "Манас." - Бишкек, 1997. - 118 с.
3. Дор Реми. Манас. Памирдеги узундусу. Жыйнакта: Кыргыздар. т.1. (ТYЗгeн К. Жусупов). -Бишкек, 1992. - 621 б.
4. Жамгырчиева Г.Т. Кыргыз эпосторундагы архаика-мифологиялык катмарлар. - Бишкек: Бийиктик, 2014. - 158 б.
5. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов в Сибире. Общность, сходства, различия. В кн.: Типология народного эпоса. - М.: Наука, 1975. - 141 с.
6. Манас. Эпос. С. Орозбак уулунун варианты: III китеп. — Фрунзе: Кыргызстан, 1981.- 346 б.