Научная статья на тему 'SYMBIOSIS" OF FREEDOM OF CHOICE AND THE FATE OF HUMAN IN THE PRESENT OF THE EXISTENCE OF BOTH'

SYMBIOSIS" OF FREEDOM OF CHOICE AND THE FATE OF HUMAN IN THE PRESENT OF THE EXISTENCE OF BOTH Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬБА / СВОБОДА ВЫБОРА / СЛУЧАЙНОСТЬ / ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / ТЕОРИЯ ХАОСА / ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ХАОТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / FATE / FREEDOM OF CHOICE / RANDOMNESS / DETERMINISM / CHAOS THEORY / DYNAMICAL SYSTEMS / CHAOTIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Португальская А.А.

Статья посвящена философскому осмыслению проблемы сосуществования судьбы и свободы выбора человека в окружающей его действительности. Целью работы является обоснование возможности данного сосуществования путём проведения анализа понятия судьбы и выявления его перехода между двумя полярными категориями - предопределённости и случайности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SYMBIOSIS" OF FREEDOM OF CHOICE AND THE FATE OF HUMAN IN THE PRESENT OF THE EXISTENCE OF BOTH»

УДК 123.1/123.2

Португальская А.А. студент 3 курса факультет математики и информатики Таврическая Академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» научный руководитель: Сафонова Н. В., к.филос.н.

доцент

КФУ им. В. И. Вернадского Россия, г. Симферополь «СИМБИОЗ» СВОБОДЫ ВЫБОРА И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДПОЛОЖЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБОИХ

Аннотация: Статья посвящена философскому осмыслению проблемы сосуществования судьбы и свободы выбора человека в окружающей его действительности. Целью работы является обоснование возможности данного сосуществования путём проведения анализа понятия судьбы и выявления его перехода между двумя полярными категориями -предопределённости и случайности.

Ключевые слова: судьба, свобода выбора, случайность, детерминированность, теория хаоса, динамические системы, хаотические системы.

Portugalskaia A.A.

student

3 year, Faculty of Mathematics and Informatics Tavrida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Russia, Simferopol Scientific supervisor: Safonova N. V.

Candidate of Philosophical Sciences, Docent Simferopol, Crimean Federal V. I. Vernadskiy University "SYMBIOSIS" OF FREEDOM OF CHOICE AND THE FATE OF HUMAN IN THE PRESENT OF THE EXISTENCE OF BOTH

Abstract: The article is devoted to the philosophical understanding of the problem of the coexistence offate and freedom of choice of a person in the reality surrounding him. The aim of the work is to substantiate the possibility of this coexistence by analyzing the concept of fate and revealing its transition between two polar categories - predestination and randomness.

Keywords: fate, freedom of choice, randomness, determinism, chaos theory, dynamical systems, chaotic systems.

В концепции фатализма осуществляется противопоставление понятий судьбы и свободы выбора, не допускающее возможности их сосуществования в мировоззрении человека. Однако если вникнуть в суть данных понятий, то можно обнаружить, что они не только способны совместно существовать, не нарушая целостности восприятия человеком

картины мира, но и дополнять друг друга.

Под свободой выбора человека понимается возможность действовать на своё усмотрение, независимо от каких-либо внешних воздействий. Однако, к примеру, как известно, человек не наделён способностью нарушать законы физики, независимо от его намерений. Из чего следует, что выбор человека существенно ограничен, но это не означает, что он сведён к минимуму. Абсолютная свобода выбора может существовать в воображении человека, однако в окружающем мире её существенно ограничивает действительность.

Что касается судьбы, в процессе становления и развития философии как науки разнились не только отводимые ей роли в жизни человека, но и смыслы, вкладываемые в данное понятие.

Одни мыслители рассматривали судьбу как неизбежную череду событий и призывали к принятию этого факта и соответствующих мер. Американский поэт, педагог, эссеист и дипломат Д. Лоуэлл говорил: «Спорить с неизбежностью бесполезно. Единственный аргумент против холодного ветра — теплое пальто». Вторые отрицали её существование и предоставляли полномочия в выборе своего жизненного пути самому человеку, объясняя склонность людей верить в предначертанность событий нежеланием брать на себя ответственность за совершённые или несовершённые действия. Ю. Цезарь: «Каждый кузнец своей судьбы». Р. Роллан: «Судьба — это оправдание безвольных душ». Третьи хотя и отводили главную роль судьбе, но всё же допускали долю влияния собственных решений человека на его жизнь. Карнеад: «Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти».

В отношении содержания, проанализировав смыслы, вкладываемые в понятие случайности в различные временные эпохи, можно заметить переход понятия судьбы между двумя полярными категориями -предопределённости и случайности.

В мировоззрении философов Древней Греции, предшественников Аристотеля, понятие случайности полностью подавлялось детерминированностью судьбы, и любое событие в то время рассматривалось как проявление последней. Впервые в рамках философии случайность была рассмотрена именно Аристотелем. Он провёл анализ существовавших мнений и пришёл к следующему выводу: «Есть многое из того, что совершается не по необходимости, а случайно... Если в явлениях нет случая, но все существует и возникает из необходимости, тогда не пришлось бы не совещаться, ни действовать для того, чтобы, если поступить так, было одно, а если иначе, то не было этого» [1, с. 91-92].

Однако Аристотель считал, что о случайности не может быть знания: «Многое же, хотя и истинно и существует, но может быть иным, ясно, поэтому, что о нем нет науки» [1, с. 92]. Таким образом, несмотря на столь раннее выявление случайности, она достаточно долго оставалась неизученной в силу того, что имеющихся в арсенале философов и учёных

средств, было недостаточно для определения её свойств и детального изучения.

Подходящий математический аппарат в лице теории вероятности стал разрабатываться только в ХУП-ХУШ вв. Возникновении последней как науки связано с именами Паскаля, Ферма и Гюйгенса [2,с. 5]. Именно теория вероятности, изучая закономерности случайных явлений, впустила случайность в научный мир, где последняя нашла применение в различных сферах научного знания. В рамках данной области математики случайность была рассмотрена в её классическом понимании - как результат пересечения независимых процессов или событий. В то время как изобретённая позже теория хаоса позволила взглянуть на случайность и процессы, в которых наблюдалось её проявление, под другим углом.

При детальном рассмотрении крайне сложных систем оказалось, что их поведение лишь кажется непредсказуемым, но на самом деле основано на определённом порядке. Однако, как ни странно, знание алгоритма построения конкретного процесса не гарантирует возможности прогноза происходящих по нему событий: «Самым важным ударом по традиционной мысли стало понимание того, что предсказать поведение многих систем на больших интервалах времени в принципе невозможно, так как решения уравнений, описывающих движение этих систем, крайне неустойчивы» [3, с. 65].

Речь идёт о так называемом детерминированном хаосе, наблюдаемом в детерминированных динамических системах, чувствительных к начальным условиям по причине того, что решения уравнений данных систем обладают стохастическими свойствами. В хаотических системах можно видеть сосуществование неопределённости и детерминированности: «Непредсказуемый хаос всегда остается детерминированным: если в две практически идентичные хаотические системы подать один и тот же входной сигнал, то выходной сигнал систем будет одинаковым, хотя и непредсказуемым» [3, с. 94].

Таким образом, согласно данной теории, случайность представляет собой не разрыв причинно-следственных связей или полное их отсутствие, а сложную систему, обладающую алгоритмом работы и поддающуюся анализу, но не точным прогнозам.

Итак, можно видеть трансформацию смысла понятия случайности, приводящую к определению через него понятия судьбы.

Провести аналогию по отношению к рассматриваемой проблеме сосуществования свободы выбора и судьбы достаточно легко, поставив в соответствие судьбе детерминированность системы, а свободе выбора -определение начальных условий, осуществляемое при принятии человеком очередного решения. Подтверждением значимости свободы выбора является высокая чувствительность хаотических систем к начальным условиям и наличие точек бифуркации, которые в свою очередь могут интерпретироваться как переломные моменты жизни человека,

характеризующиеся неустойчивым положением системы и непредсказуемыми последствиями.

В рамках данной концепции судьба не представляет собой единый прямой предопределённый жизненный путь. Моделью, обладающей наиболее высоким уровнем абстракции, может служить бинарное дерево, состоящее из множества предначертанных развилок, находясь в вершинах которого, человек как минимум принимает одно решение - попытаться изменить ситуацию или смириться с ней. Более сложной моделью судьбы может являться лабиринт с одним входом, но множеством путей, развилок и выходов (итогов, полученных в результате выбора соответствующих маршрутов). В обоих выше упомянутых случаях сохраняется предопределённость множества возможных путей наряду со свободой выбора одного единственного на каждом шаге.

Таким образом, возможность сосуществования судьбы и свободы выбора может быть обоснована как с научной, так и с логической точки зрения. Такой союз имеет особую значимость для человека в первую очередь по причине того, что он даёт возможность спокойного принятия ситуаций, требующих непростых решений, с которыми человек был вынужден столкнуться, с одновременной уверенностью в своих силах и возможности изменения сложившейся обстановки в лучшую сторону. Подобное видение проблемы не обременяет человека пассивностью и убеждённостью в своей неспособности повлиять на ход жизненных событий, как и не предоставляет иллюзорный карт-бланш в исполнении несбыточных намерений и желаний.

Использованные источники:

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах.- М.: Мысль, 1981. - Т. 3. -613 с.

2. Майстров Л. Е. Теория вероятностей. Исторический очерк. - М.: Наука, 1967. - 321 с.

3. Карлос Мадрид. Бабочка и ураган. Теория хаоса и глобальное потепление. /Мир математики в 40 т. Т. 32. /Пер. с исп. - М.: Де Агостини, 2014. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.