SWOT-АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
УДК 338.465.4:378 (571.5)
Екатерина Андреевна Цыремпилова,
соискатель Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Тел.: 8 (950) 395-55-15 Эл. почта: ekabr2000@mail.ru
В статье ставится задача провести SWOT-анализ локального рынка образовательных услуг в Байкальском регионе для выявления его сильных и слабых сторон, имеющихся возможностей и существующих угроз. Базой для проведения исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, законы и постановления Правительства республики в области образования, а также программы и концепции долгосрочного социально-экономического развития. Данный вид анализа позволяет наметить направления взаимодействия региональной образовательной системы с внешней средой и определить соответствующую современной ситуации стратегию развития. Дополнительным преимуществом проведения именно SWOT-анализа выступает возможность оценить диспропорции в перспективах развития федерального и регионального рынков образовательных услуг.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, регионализация системы образования, направления совершенствования системы образования, SWOT-анализ, инновационный потенциал, доступ к сети Интернет, программы содействия трудоустройству выпускников, система непрерывного образования, качество образования, осведомленность потребителей, отток населения, конкурентный потенциал региона, угрозы снижения эффективности.
Ekaterina A. Tsyrempilova,
The applicant, East Siberian State University of Technologies and Management Tel.: 8 (950) 395-55-15 E-mail: ekabr2000@mail.ru
SWOT ANALYSIS OF THE LOCAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE BAIKAL REGION
The task in the article is to carry out a SWOT analysis of the local market of educational services in the Baikal region to identify its strengths, weaknesses, opportunities, and threats. A basis for the research is the data of Federal state statistics service for the Republic of Buryatia, laws and decrees of the Government of the Republic in the field of education, as well as the program and the concept of socio-economic development. This type of analysis allows to identify the directions of interaction of regional educational system with the external environment, and identify appropriate current situation development strategy. An additional advantage of the conference of the SWOT analysis is to assess disparities in prospects of development of Federal and regional markets of educational services.
Keywords: market of educational services, labour market, regionalization of the education system, directions of perfection of education system, SWOT analysis, innovation, Internet access, a program of assistance to employment of graduates, the system of continuous education quality education, awareness of consumers, the outflow of the population, the competitive potential of the region, the threat of decrease in efficiency of
1. Введение
Формирование современной системы организации образовательного процесса поставило перед участниками взаимодействия на рынках образовательных услуг и труда ряд проблем теоретического и практического характера, вызванных необходимостью адаптации к глобальным изменениям в сфере образования и реалиям рыночной экономики.
Рынок образовательных услуг, являясь частью национальной экономики, в научной литературе рассматривается как сложная социально-экономическая система и одновременно как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью [3, с. 37]. Отраслевые особенности рынка образовательных услуг связаны с различиями в их содержании, технологии и условиях оказания в составе субъектов и объектов рынка этих услуг, а также в характеристиках взаимодействия субъектов в образовательном процессе.
Регионализация системы образования приобретает особое значение в условиях развития отечественного рынка образовательных услуг в направлении модернизации и демократизации.
2. Локальный рынок образовательных услуг
Байкальский регион - территория с высокой концентрацией научного и образовательного потенциалов - располагает благоприятными условиями для развития малого и среднего бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.
Локальный рынок образовательных услуг является открытой целостной системой с присущими ей системными характеристиками и закономерностями развития. С этих позиций развитие данной системы возможно рассматривать, проводя исследование развития как отдельных ее подсистем (вузы, работодатели, родители и абитуриенты, студенты, посредники, государственные управляющие и контролирующие органы, основные и дополнительные образовательные услуги, направления деятельности и пр.), так и оптимизацию системы в целом.
Оценивая внутренние факторы, обусловливающие необходимость разрешения противоречий, порождаемых образовательной системой, необходимо провести анализ ее состояния в современных условиях с целью выявления направлений совершенствования. Следует отметить, что на сегодняшний день локальные рынки образовательных услуг в нашей стране находятся в процессе перехода на новый этап развития, с одной стороны, и имеют серьезную конкуренцию с центральными вузами федерального уровня, с другой. По мнению С.Э. Савзихановой, «если в ближайшее время упустить возможность создания реальных механизмов выравнивания существующей диспропорции в темпах развития высшей школы в регионах, то в период демографического отлива сохранит свой образовательный потенциал только столичная высшая школа, а в период новой волны демографического прилива (тенденция увеличения рождаемости уже наметилась) массовая высшая школа на периферии будет просто неспособна справиться с задачами обеспечения экономик регионов высококвалифицированными кадрами. Неравномерность темпов экономического роста регионов будет неустранима даже в долгосрочной перспективе».
3. SWOT-анализ локального рынка образовательных услуг Байкальского региона
Одним из наиболее распространенных методов анализа является SWOT-анализ, заключающийся в определении сильных и слабых сторон какого-либо явления или процесса, выявлении возможностей и угроз при взаимодействии с внешней средой. Основу метода составляет поиск оптимальных путей устранения слабых сторон, нейтрализации угроз и наиболее эффективного использования имеющихся преимуществ (табл. 1).
Рынок образовательных услуг Бурятии, по данным Министерства образования и науки Республики Бурятия, представлен 4 государственными вузами, 2 негосударственными и 11 филиалами государственных и негосударственных вузов [2].
Локальный рынок образовательных услуг Байкальского региона
можно охарактеризовать как перспективную, обладающую инновационным потенциалом систему в силу специфики геополитического положения, структуры экономики, а также социально-культурных особенностей региона. Учет этих факторов позволил выделить такие сильные стороны регионального рынка образовательных услуг, как высокий инновационный потенциал крупнейших региональных вузов. Примером может служить сотрудничество с рядом европейских и азиатских вузов в сфере участия в международных научных проектах, проведении преподавательских и студенческих стажировок за рубежом, наличие программ двойного дипломирования, проведение международных конференций, приглашение иностранных специалистов для чтения лекций.
Все перечисленное осуществляется благодаря наличию высоко-
квалифицированного профессорско-преподавательского состава вузов региона. Процент остепененности преподавателей вузов постоянно растет, во многом это происходит благодаря работе диссертационных советов при вузах региона.
Дополнением к сильным сторонам функционирования рынка образовательных услуг Байкальского региона служит и наличие доступа к сети Интернет - все вузы региона имеют доступ к сети и развивают технологию Wi-Fi. Техническое оснащение позволяет проводить Интернет-конференции не только внутри региона и страны, но и связываться с зарубежными партнерами. Кроме того, это многократно усиливает инновационный и инвестиционный потенциал региона, о чем свидетельствует проведение Байкальского информационного форума.
Безусловно важным пунктом в структуре сильных сторон рынка образовательных услуг региона является наличие программ содействия трудоустройству выпускников во всех крупнейших вузах, призванные решать целый комплекс проблем информационного, аналитического, статистического и даже психологического характера. Это одна из форм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, с одной стороны, и нивелирования имеющегося между ними дисбаланса, с другой. В данном случае рынок образовательных услуг выступает в некоторой степени посредником между потребителями образовательных услуг - выпускниками и работодателями.
Следствием работы программ содействия трудоустройству выпускников является и наличие системы непрерывного образования, применяемой в крупных вузах: школа -колледж - вуз - послевузовское образование. Причинами создания данной системы, по нашему мнению, стали: демографический кризис 1990-х годов, низкая платежеспособность населения, возможность профильной подготовки потенциальных абитуриентов и их профессионального самоопределения. На сегодняшний день эта схема продолжает работать по тем
Таблица 1.
SWOT-анализ локального рынка образовательных услуг Байкальского региона
Сильные стороны Слабые стороны
1. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав 2. Наличие инновационного потенциала 3. Сотрудничество с крупными российскими и зарубежными вузами, научно-исследовательскими институтами 4. Участие в международных научно-исследовательских проектах 5. Обеспеченность доступом к сети Интернет 6. Содействие в реализации региональной программы трудоустройства выпускников 7. Организация системы непрерывного образования: школа - колледж - вуз -послевузовское образование 1. Избыточное число филиалов 2. Низкое качество образовательных услуг в филиалах 3. Недостаточная развитость материально-технической базы 4. Неосведомленность субъектов рынка образовательных услуг обо всех основных и дополнительных образовательных услугах 5. Высокая миграция выпускников за пределы региона
Возможности Угрозы
1. Научная база 4 государственных вузов и Бурятского научного центра 2. Географическая близость иностранных партнеров (Монголия, Китай) 3. Позиция власти в отношении высшего профессионального образования 4. Возможности интеграции профильных вузов 1. Последствия демографического кризиса 2. Сокращение численности профессорско-преподавательского состава 3. Пассивность общественных, независимых, некоммерческих организаций 4. Несоответствие спроса и предложения на рынке труда 5. Отставание от требований рынка труда 6. Сокращение числа бюджетных мест и бюджетного финансирования
же принципам, но с поправкой на переход к двухуровневой системе образования «бакалавриат - магистратура», благодаря которой вузы получили возможность продолжать образование своих выпускников в более массовом порядке.
К слабым сторонам относится, в первую очередь, наличие большого числа филиалов вузов - 11 - как государственных, так и негосударственных. Как правило, подобные учебные заведения отличает низкое качество основных образовательных услуг, почти полное отсутствие дополнительных образовательных услуг, слабая материально-техническая база.
В последние годы при обсуждении проблемы качества в сфере высшего образования руководители государственных вузов часто пытаются свести все проблемы в этой сфере к проблемам качества образования в негосударственных вузах и в филиалах вузов.
Политика государства, нацеленная на расширение филиальной сети вузов в перестроечный период, была оправдана и позволила сделать высшее образование более доступным для населения, а также решить серьезную социальную проблему по обеспечению занятости молодежи. Все студенты, которые поступали в то время в филиалы, были обречены остаться на улице. Государство эту задачу решило без материальных затрат.
Вузам было выгодно без особых усилий и затрат иметь дополнительный контингент обучающихся и дополнительные внебюджетные средства.
Когда открывались филиалы, подразумевалось, что они, используя потенциал головного вуза, в том числе и научно-педагогический, будут организовывать на своей территории образовательный процесс на высоком уровне. Однако на практике этого не произошло, и филиалы вынуждены были выживать самостоятельно. В условиях экономического кризиса положение филиалов государственных вузов еще больше усугубилось [3, с. 41].
При всем развитии информационных технологий и ресурсов на современно этапе, проблема
осведомленности потребителей об оказываемых образовательных услугах, дополнительных программах, возможностях обучения и перспективах дальнейшего образования стоит для местных вузов весьма остро. Зачастую абитуриенты ориентированы, в первую очередь, на получение образования в центральных вузах страны, мотивируя свой выбор более высоким качеством образования, большими возможностями и более высокой конкурентоспособностью на рынке труда.
Всплеск информации о вузах приходится на период приемной кампании, с почти полным отсутствием таковой в течение всего года. Ни родители, ни абитуриенты, ни работодатели не владеют полной информацией о современном состоянии рынка образовательных услуг, о его достижениях и преимуществах. Представляется, что данная проблема должна решаться совместно со средствами массовой информации, интернет-ресурсами, рекламными агентствами, издательствами, органами управления образованием.
Не менее важной проблемой в регионе на сегодняшний день стал отток населения за пределы региона. По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на 1 января 2013 года межрегиональные миграционные процессы в общем объеме миграционных потоков республики составили 33,1%. Среди российских территорий, принявших в январе-июне 2013 года наибольшее число мигрантов из Республики Бурятия, лидирует Центральный федеральный округ (559 человек или 55,4% в миграционном оттоке в пределах России), из них в Москву и Московскую область - 489 человек. Также республика теряет население в миграционном обмене с регионами Северо-Западного федерального округа (255 человек, или 25,3%), в том числе в г. Санкт-Петербург - 203 человека; Южного федерального округа (15,0%), в том числе в Краснодарский край - 151 человек [4]. Уезжают естественно люди трудоспособного возраста и значительную долю составляют выпускники, как наиболее мобильная часть населения. С одной
стороны это свидетельствует о востребованности выпускников и конкурентоспособности их дипломов, но с другой стороны, регион теряет квалифицированных специалистов. Хотя, в какой-то мере, это процесс объективный.
Несмотря на наличие слабых сторон, Байкальский регион обладает рядом существенных возможностей, способных усилить конкурентный потенциал региона в образовательной сфере.
Наличие научной базы. Для инновационного развития рынка образовательных услуг у региона есть научная база 4 ведущих вузов и Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.
Географическая близость иностранных партнеров. В силу геополитического положения Байкальский регион имеет давние и прочные связи не только с вузами, но и предприятиями Монголии и Китая, что многократно увеличивает перспективы развития партнерских отношений между вузами.
Позиция власти в отношении высшего профессионального образования в регионе. В 2006 году принят Закон Республики Бурятия № 2028-III «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия». В рамках реализации Закона Министерством образования и науки Республики Бурятия при участии ВУЗов и НИИ Республики Бурятия была разработана и утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия Республиканская инновационная программа на 2008-2012 годы. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года по направлению «Развитие образования» предполагает осуществление институциональных преобразований, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионального образования; по направлению «Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий» - создание малых инновационных предприятий при участии крупных предприятий, лабораторий академических институтов и ВУЗов, что будет способствовать интеграции
_
науки, техники и производства [2]. В 2013 году утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования, науки и молодежной политики» на период до 2020 года.
В завершение анализа возможностей локального рынка образовательных услуг стоит упомянуть о наличии профильных вузов, что позволяет рассчитывать на решение кадровых проблем Байкальского региона, используя свой внутренний потенциал в подготовке квалифицированных специалистов, избегая затрат на обучение студентов за пределами региона и привлечение специалистов из других регионов.
Однако существуют угрозы, способные снизить эффективность использования имеющихся возможностей. Одной из основных является демографический спад 2007-2009 годов, который повлечет за собой резкое уменьшение количества студентов и, соответственно, набора по ряду направлений. Социальная опасность указанной тенденции прослеживается в неизбежности сокращения части профессорско-преподавательского состава. Опасение вызывает также пассивность институтов гражданского общества в отношении реформирования системы высшего образования. Кроме того, усиливается дисбаланс в структуре спроса и предложения
на рынке труда. Приверженность вузов к «модным» специальностям и направлениям позволяет удовлетворять платежеспособный спрос населения, который идет вразрез с реальной потребностью в «рабочих» специальностях [1].
Еще одной угрозой рынку образовательных услуг Байкальского региона является сокращение числа бюджетных мест в контрольных цифрах набора на каждый учебный год и объемов бюджетного финансирования. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в регионе и низкую платежеспособность населения это может серьезно отразиться на числе абитуриентов в высшие учебные заведения.
4. Заключение
Результаты проведенного SWOT-анализа рынка образовательных услуг Байкальского региона определили направления стратегического развития системы высшего профессионального образования для перехода на качественно новый уровень функционирования с использованием новых управленческих, информационных, организационных, педагогических технологий на базе имеющихся ресурсов.
Литература
1. Анализ (swot-анализ) к рынку образовательных услуг Краснодарс-
кого края. [Электронный ресурс]. -URL: http://do.gendocs.ru/docs/ index-18296.html
2. Министерство образования и науки Республики Бурятия. [Электронный ресурс]. - URL: http:// edu03.ru/
3. Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №31(238). - С. 37 - 42.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. [Электронный ресурс]. - URL: http:// burstat.gks.ru/
References
1. Analysis (swot analysis) to educational market of Krasnodar region. [Electronic resource]. - URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-18296.html
2. The Ministry of education and science of the Republic of Buryatia. [Electronic resource]. - URL: http:// edu03.ru/
3. Savzihanova S.E, Problems and prospects of development of the regional market of educational services // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2011. - №31(238). - S. 37-42.
4. Territorial body of Federal service of state statistics in the Republic of Buryatia. [Electronic resource]. - URL: http://burstat.gks.ru/