Продолжение табл. 2
04Трудовые показатели: Т4Трудовые показатели:
-обучение молодого персонала; Z=0,8 - уход квалифицированных Z=0,7
- обучение вторым смежным профессиям; P=0,6 работников за рубеж и другие P=0,7
- переподготовка и обучение работников в собственном учебном корпусе, повышение квалификации. V=0,56 предприятия . V=0,49
05Экологическая политика: Т5Экологическая политика:
- возможность привлечения филиалом специализированныхфирм для Z=0,9 - в случаи каких-либо военных Z=0,8
совместного контроля за окружающей средой. P=0,7 действий на территории тех государств, которым поставляет P=0,6
V=0,63 филиал газ произойдётслучайный подрывгазопровода, вследствие чего будет нанесён огромный вред окружающей среде. V=0,56
ГЧ
Итак, из SWOT-анализа предприятия ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ можно сделать вывод, что у него достаточно много сильных сторон, филиал является одним из крупнейших в единой системе газоснабжения России, в нём хорошо развита экологическая и трудовая политика. Главной слабой стороной является то, что в компании постепенно устаревает техника. К возможностям можно отнести то, что компания может привлекать другие фирмы для совместного решения каких-либо вопросов, а крупной угрозой является то, что на территории, подвластной филиалу, могут закончиться ресурсы.
ГЧ
Примечания:
1. Блохина Т. Южная магистраль: к 50-летию Невинномысско-го ЛПУМ / Николай Блохин. - Ставрополь: Газпром трансгаз Ставрополь, 2010. - 424 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.-5-е изд.,стер.-М.: ИНФРА-М,2011. -576с. -Гриф: Рек. МО для эконом. спец. - Библиогр.: с. 569-574.
3. Бережная Е.В. Формирование конкурентных позиций регионального транспортного комплекса и разработка стратегий его развития в условиях экономических рисков / Е.В.Бережная, О.В. Бережная // Вестник Института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2010. -№ 13. - С. 27-40.
4. http://stavropol-tr.gazprom.ru.
О"
\
<с
I
53
SWOT-ANALYSIS ASASTRATEGIC NEED FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS Ponomareva Elena Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor,
E-mail: p2403@maii.ru
TsaplevaAnastasiaAlexandrovna, Student,
E-mail: heron 93@yandex. ru Borisenko Maria Yuryevna, Student,
E-mail: mar.91@bk.ru
Chair of Economics and Technology Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
The article examines the theoretical and practical aspects of the SWOT-anaiysis as a strategic necessity in modern education an example "Nevinnomyssky State Humanitarian Institute".
Keywords: SWOT-analysis; internal environment; external environment; opportunities; threats; education; planning.
SWOT-АНАЛИЗ KAKCTPA ТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Встатьерассматриеаютсятеоретическиеипрактическиеаспекты SWOT-анализа какстратегической необходимости в современном образовании на примере ТОУВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт".
Ключевые слова: SWOT-анализ; внутренняя среда; внешняя среда; возможности; угрозы; образование; планирование.
УДК 331
© Пономарева Е.А., 2014 © ЦаплеваА.А.,2014 © Борисенко М.Ю., 2014
Качественное, современное образование - это залог устойчивого развития России, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России [5].
54
ПОНОМАРЕВАЕлена Анатольевна, кандидат экономическихнаук, доцент, p2403@mail.ru
ЦАПЛЕВА Анастасия Александровна, студент, h eron93@yandex. ru
БОРИСЕНКОМария Юрьевна, студент, mar.91@bk.ru
кафедра Экономики
итехнологии управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы ставит основной целью обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. К основным задачам Программы относятся: приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования и новые модели управления образованием [7].
Новые модели управления образованием нацеливают руководителей университетов планировать свои управленческие решения на основе анализа несоответствий предшествующего периода управления, стратегически управлять многочисленными процессами, протекающими в университете, на основе постоянного анализа и мониторинга внешней и внутренней среды вуза, для возможности заблаговременно отреагировать на все изменения.
Одним из результативных механизмов для определения основных направлений планирования при разработке планов университета является SWOT-анализ, который позволяет получить ясную оценку сил университета и ситуации на рынке услуг в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности. При проведении данного анализа оцениваются факторы внутренней и внешней среды. К внутренней среде относятся сильные и слабые (Strengths and Weakness) стороны вуза. К внешним факторам относятся возможности (Opportunities) внешней среды, позволяющие создать преимущества университета на рынке образовательных услуг по сравнению с другими высшими учебными заведениями, и опасности (Threats), т. е. характеристики внешней среды, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке.
SWOT-анализ должен осуществляться на основе объективных фактов, что должно достигаться за счет сбора всей необходимой информации о ситуации на рынке образовательных услуг, и ожиданий потребителей деятельности университета.
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить те функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке стратегии организации [2]. Если руководство не знает её сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению университета. Таким образом, SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.
Процесс проведения SWOT-анализа можно рассмотреть на примере ГОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (НГГТИ).
НГГТИ - это первый в России вуз, реализующий одновременно образовательные программы начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. 76 процентов преподавателей НГГТИ имеют ученые степени, 10 процентов из них - доктора наук, профессора. Разрабатываются направления по экономическим, педагогическим, социально-политическим, историческим и юридическим наукам [3].
Наиболее целесообразным считаем проведение SWOT-анализа данной организации в 4 этапа, как предложили В.Г. Игнатов и Л.Н. Ал-бастова [4].
На первом этапе исследования необходимо составить список своих сильных и слабых сторон.
К потенциально сильным сторонам института относятся:
1) востребованность выпусников по отдельным направлениям подготовки;
2) наличие современных технологий;
3) наличие инновационных структур;
4) высокий уровень развития информационных технологий.
К потенциально слабым сторонам можно отнести:
1) слабая связь знаний с практикой;
2) слабая связь с международной деятельностью;
3) консерватизм большинства сотрудников;
4) низкая активность персонала в иннова-
На втором этапе SWOT-анализа определяется перечень возможностей и угроз, заключённых во внешней среде.
К возможностям относятся:
1) государственная поддержка;
2) появление финансируемых региональных, федеральных программ научного развития.
К угрозам можно отнести:
1) демографическая яма;
2) интенсификация мирового рынка исследований;
3) ограничения на финансовую деятельность, накладываемые формой государственного образовательного учреждения (ГОУ).
На третьем этапе SWOT-анализа определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составим таблицу SWOT, в данном случае за основу берем следующие направления: позиция; на рынке; учебный процесс; инновационная деятельность; ресурсное обеспечение; эконо-
О
гч
г
2
гч
■ Он
I----------
Ьт«рн!*гЭа t'j,
-—Г- 5|-т У '
ционном развитии.
мические аспекты (табл. 1). Таблица 1 - SWOT-анализ ГОУ ВПО НГГТИ
1. Оценка внутренней с реды
Факторы Сильные стороны Слабые стороны
Позиции на рынке (в среде работодателей) - востребованность выпускников по отдельным направлениям подготовки; - наличие привлекательных для молодежи специальностей; - наличие стратегических партнеров - отсутствие опыта работы на рынке - слабая связь знаний с практикой; - слабая организация международной деятельности; - отсутствие форм системного взаимодействия с работодателями
Учебный процесс - наличие современных (активных) технологий обучения (30/70, Ит и др.); - высокая остепенённость ППС; - открытие магистратуры - отсутствие компетентностного подхода в организации обучения; - отсутствие опыта работ по 2-х ступенчатой модели, кредитно-модульной системы оценки подготовки специалистов; - отсутствие совместных образовательных программ с иногородними и международными образовательными учреждениями
Инновационная деятельность - наличие инновационных структур и энтузиазм отдельных сотрудников - консерватизм большинства сотрудников; - слабое участие сотрудников в разработке и реализацию проектов развития института
Ресурсное обеспечение - намечающаяся тенденция к обновлению материальной базы; - достаточно высокий уровень развития информационных технологий; - наличие системы переподготовки и подготовки преподавателей с новым менталитетом - устаревшая учебно-лабораторная база; Высокий средний возраст профессорскопреподавательского состава. - низкая активность персонала в инновационном развитии.
Управление институтом - формирование новых (клубных) форм организации, руководства, управления; - наличие нормативной базы - отсутствие системы взаимодействия между подразделениями вуза; - низкая самостоятельность кафедр вуза
2. Оценка внешней среды
Факторы Благоприятные возможности Угрозы
Позиции на рынке (в среде работодателей) - наличие миссии; - признания НГГТИ в профессиональном сообществе, как ведущего ВУЗа и базы подготовки исследователей, практиков и новаторов - недовольство работодателей качеством подготовки студентов; - демографическая яма; - развал наукоемкой промышленности в России и регионе
Учебный процесс - открытие новых специализаций, базовых кафедр, экспериментальных площадок; - наличие аналогов современных образовательных технологий, новых образовательных программ - государственный образовательный стандарт; - консервативный преподавательский состав; - низкий конкурс на специальности НГГТИ
Исследовательская деятельность - появление финансируемых региональных, федеральных программ научного развития; - государственная поддержка науки - интенсификация мирового рынка исследований; - отсутствие спроса на научную продукцию
Ресурсное обеспечение - привлечение средств из грантов и фондов; - привлечения к преподаванию иногородних профессоров и местных практиков - ограничения на финансовую деятельность, накладываемые формой ГОУ; - слабое использование инфраструктуры предприятий -стратегических партнеров для осуществления учебной и исследовательской деятельности
I
55
По результатам таблицы 1, можно сделать вывод о том, что сильными сторонами данной организации является:
1) факт того, что это первый в России вуз, реализующий одновременно образовательные программы начального, среднего, высше-
56
го, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
2) лидерство на региональном рынке по отдельным научно-исследовательским направлениям;
3) наличие высококвалифицированных кадров и др.
Слабыми сторонами является:
1) консерватизм большинства сотрудников;
2) слабое участие сотрудников в разработке и реализацию проектов развития института;
3) отсутствие системы взаимодействия между подразделениями вуза и др.
Возможностями выступают:
1) открытие новых специализаций, базовых кафедр, экспериментальных площадок;
2) наличие аналогов современных образовательных технологий, новых образовательных программ;
3) наличие значительного числа инвестиционных программ и др.
Угрозы состоят в следующем:
1) недовольство работодателей качеством подготовки студентов;
2) слабое использование инфраструктуры предприятий - стратегических партнеров для осуществления учебной и исследовательской деятельности;
3) негативное влияние кризисных явлений в экономике (снижение спроса со стороны промышленности на ряд направлений подготовки кадров) и др.
На четвёртом этапе оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом.
Результаты SWOT-анализа должны быть учтены при планировании и разработке планов качества университета и его структурных подразделений с отражением основных видов мероприятий, ответственных исполнителей, сроки выполнения с учетом бюджетной сметы расходов. Помимо этого должен быть актуализирован план качества всех уровней университета, с составлением планов корректирующих и предупреждающих действий, направленных на устранение слабых сторон, извлечение выгоды из возможностей и уменьшение влияния опасностей.
Литература:
1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент / Д.В. Артюно-ва,- Т.: ТТИ ЮФУ, 2010.- 122 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский.
- М.: ИНФРА-М, 2009.- 130 с.
3. Институты Невинномысска. Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.moeobrazovanie.ru/nggti
4. Забелин П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 120 с.
5. Путин В.В. Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны [Электронный ресурс] / В.В.Путин. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8779
6. Тренев Н.Н. Стратегическое управление / Н.Н.Тренев. - М.: Экономист, 2008. - 288 с.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: http:/ /www.fcpro.ru.
FINANCIAL RISKSAND METHODS OFTHEIRASSESSMENT
Romashchenko Victoria Anatol'evna, master, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: romatoria@yandex.ru
In article the main methods ofan assessment of financial risks are shined. Theshortcharacteristicof qualitative and quantitative techniques ofan assessment offinancial risks their merits and demerits is given.
Keywords: financial risks; methods ofan assessment; system approach; VaR; C-FAR; EaR; Shortfall; "Brain storm"; Scenario analysis; Delfi Method; SWOT-analysis.
УДК 336.02 ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ
© Ромащенко В.А., 2014 В статье проводится обзор основных методов оценки финансовыхрисков. Дает-
ся краткая характеристикакачественной иколичественнойметодикоценкифи-нансовых рисков ихдостоинстваи недостатки.
Ключевые слова: финансовые риски; методы оценки; системный подход; VaR;C-FAR; EaR; Shortfall; "Мозговой штурм"; Сценарный анализ; Метод "Дельфи"; SWOT-анализ.
В настоящее время общемировой тенденцией в развитии экономики является рост неопределенностей, обусловленный глобализацией рынков, усилением конкуренции, усложнением технологичес-