Научная статья на тему 'Практическое использование методов анализа с целью повышения эффективности деятельности негосударственных образовательных учреждений'

Практическое использование методов анализа с целью повышения эффективности деятельности негосударственных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова В. А.

Анализ занимает особое место в структуре функций управления. Статья раскрывает содержание и возможности аналитической функции в негосударственных образовательных учреждениях и с учетом их особенностей предлагает ее применение, что позволит повысить эффективность деятельности негосударственных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическое использование методов анализа с целью повышения эффективности деятельности негосударственных образовательных учреждений»

Практическое использование методов анализа с целью повышения эффективности деятельности негосударственных образовательных

учреждений.

В.А. Ибрагимова Аспирантка

АНО ВПО «Евразийский открытый институт»

Кафедра менеджмента ibragimova75 @mail.ru

Аннотация.

Анализ занимает особое место в структуре функций управления. Статья раскрывает содержание и возможности аналитической функции в негосударственных образовательных учреждениях и с учетом их особенностей предлагает ее применение, что позволит повысить эффективность деятельности негосударственных образовательных учреждениях.

The analysis takes a special place in the structure of management functions. The article reveals the content and the possibility of analytical functions in nonstate educational institutions and takes into account their peculiarities offers its application, that will allow to raise efficiency of activity of non-state educational institutions.

Ключевые слова.

Анализ, негосударственное образовательное учреждение, оценка деятельности, внешняя среда, внутренняя среда.

Analysis, non-state educational institution, evaluation оf achievements, external environment, internal environment.

На сегодняшний день негосударственные образовательные учреждения являются полноправными участниками рыночных отношений, внедряющими

в своей деятельности функции менеджмента. Анализ в структуре функций управления занимает особое место. Любой управленческий цикл, состоящий из взаимосвязанных функций, с анализа начинается и им заканчивается. Анализ деятельности образовательного учреждения необходим для: его эффективной деятельности, выявления проблем и противоречий возникающих в процессе деятельности и развития, причин их возникновения, выявление реальных возможностей. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, образовательные учреждения должны постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об образовательной отрасли, рынке труда и образовательных услуг, конкуренции и других факторах.

В деятельности негосударственных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования (далее образовательные учреждения) могут использоваться разнообразные типы и виды анализа (таблица 1), в зависимости от информационных потребностей лиц, принимающих управленческое решение.

Таблица 1

Классификация видов анализа, используемых в негосударственных

образовательных учреждениях.

Признак Вид анализа Наличие в образовательных учреждениях (ОУ)1

По признаку повторяемости Периодический: годовой, полугодовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, непериодический анализ: разовый, Г одовой всегда, остальные в зависимости от образовательной программы, влияния внешней среды

По масштабности решаемых задач Перспективный, оперативный, экспресс-анализ, итоговый Перспективный - для оценки эффективности целей, долгосрочных прогнозов, в том числе, реализации концепции опережающего образования, оперативный - для оценки состояния учебно-воспитательной и хозяйственной работы,

1 Разработано автором

экспресс-анализ - для получения оперативной оценки финансового благополучия и динамики развития образовательного учреждения. Итоговый, по результатам, учебного года с целью оценки деятельности ОУ в целом.

Пространствен- ности Внутренний и внешний Внутренний - для оценки организации обучения, структуры ОУ, оборудования, ресурсов, качества образовательной услуги, т.п. Внешний для выбора конкурентной политики, сегментации рынка образовательных услуг и т.п.

По объему анализа Полный, выборочный, локальный, тематический Присутствуют все виды. Полный дает всестороннюю информацию о деятельности ОУ, остальные об отдельных ее сторонах и частях, представляющих интерес в данный момент.

По методам изучения объекта Комплексный, качественный, количественный, сравнительный, отклонений. перекрестного воздействия, матричный, модельный, корреляционный, обратной связи, факторный Присутствуют все виды в зависимости от цели проведения анализа

По степени механизации и автоматизации Ручной, машинно-ручной, автоматизированный Чаще машинно-ручной, реже ручной и редко автоматизированный (специализированные программы анализа деятельности ОУ разрабатываются крайне редко)

По назначению анализа Или по целям Анализ состояния предприятия Анализ результатов деятельности Анализ внутренних процессов и внешних факторов, повлияющих на деятельность в будущем Присутствуют все виды. Анализ состояния даст реальную картину об условиях и процессе образовательной деятельности, финансовой стабильности, анализ результатов о качестве образовательных услуг, перспективных и не эффективных направлениях, а анализ внутренних процессов и внешних факторов укажет на направления в развитии ОУ.

По предметным областям исследования Финансовый, управленческий, инвестиционный, инновационный, производственный или Присущи все виды

Все это многообразие типов и видов анализа, в конечном счете, пересекаются между собой и отражаются в методах их проведения. Обзор аналитических методов, позволил выделить, на наш взгляд, пять самых эффективных методов анализа приемлемых в образовательных учреждениях: 5 сил Портера, карта стратегических групп конкурентов, STEP (PEST) анализ, SWOT-анализ, портфельный анализ.

Деятельность образовательного учреждения начинается с анализа внешней среды, которая находится вне сферы действия ее контроля и которая оказывает влияние на его деятельность. Анализ внешней среды условно можно разделить на анализ микросреды и макросреды.

Анализ микросреды образовательного учреждения является для него жизненно важной деятельностью, проводимой ежегодно или разово, в случае крупных изменений на рынке образования или труда. Целью анализа микросреды, образующей ближайшее поле внешних деловых контактов образовательного учреждения, является оценка его конкурентоспособности и положения в системе образования. В данном анализе уместно использовать модель 5 сил Портера и матричный анализ - карта стратегических групп конкурентов.

Как показывает практика, модель 5 сил Портера дает полное представление о реальном положении образовательного учреждения в системе образования и о ее привлекательности. При оценке угрозы появления новых конкурентов учитывается сложность и легкость входа на рынок образовательных услуг. Трудности состоят в необходимости: наличия существенного начального капитала, укомплектованного штата квалифицированных педагогических работников и получения лицензии на ведение образовательной деятельности. Легкость в: наличие права у любого юридического лица осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам

дошкольного образования и дополнительным образовательным программам, отсутствие со стороны государства контроля над образовательной деятельностью, что приводит к тому, что зачастую образовательные услуги, оказываются без лицензии. При выявлении угрозы со стороны продуктов-заменителей, стоит рассматривать, образовательные услуги, которые появляются на рынке с иным сроком обучения, методикой обучения. Зачастую образовательные услуги, оказываемые образовательными организациями сильно не разняться между собой. Альтернативой классическому методу обучения - дистанционное обучение набирающее обороты, тем самым создавая значительную угрозу. Количество их достаточное, цены доступные, потребительские свойства удовлетворительные, а переход не связан для потребителей с чрезмерными расходами. Определяя рыночную власть покупателей, следует учесть ряд аспектов. Образовательные услуги конкурирующих образовательных организаций достаточно схожи и потребитель может перейти из одного учебного заведения в другое без затрат, что повлечет необходимость организаций идти на дополнительные уступки, желая сохранить контингент учащихся. Количество потребителей образовательных услуг велико, но действуют они в значительной степени независимо друг от друга и покупают небольшое количество услуг, тем самым не имеют возможности взаимодействовать друг с другом и согласованно влиять на цены, качество и другие условия оказания услуг. Большое влияние имеет информированность потребителей об образовательной организации. Чем лучше осведомлены потребители, тем выгоднее положение организации. Изучая рыночная власть поставщиков, прежде всего, анализируется насколько оказание образовательных услуг, зависит от каких либо поставок сторонними организациями, к примеру, приобретение материально-технического оснащение производится не так часто, чтобы как-то зависеть от поставщиков. И наконец, определяя уровень интенсивности соперничества между существующими учреждениями, следует учесть, что она зависит от того,

насколько активно участники отрасли пытаются изменить эти показатели. Конкуренцию в образовательной среде, которая во многом зависит от воздействия рассмотренных выше всех четырех сил, усиливают ряд факторов, среди которых: количество конкурентов; отличительные черты конкурентов, уровень роста рынка; критерии насыщения рынка и другие.

Рассмотрим возможности применения матричного анализа в образовательных учреждениях. Матричный анализ - карта стратегических групп конкурентов, позволит оценить, какие у образовательного учреждения конкурентные позиции на рынке образовательных услуг. Учитывая, что учреждения дополнительного образования оказывают образовательные услуги для разновозрастной категории обучающихся и по самым разным направлениям, то стратегические группы конкурентов необходимо составлять не только для самого образовательного учреждения, но и для оказываемых им образовательных услуг. Проводя обзор местных СМИ, Internet ресурсов, выявляются образовательные учреждения и иные юридические лица, оказывающие услуги по таким же направлениям, после чего полученные данные можно сгруппировать по образовательным учреждениям и по образовательным услугам и получить реальную картину своих конкурентов.

Для исследования внешней макросреды среды целесообразно проводить модельный STEP или как его еще называют PEST-анализ, осуществляющийся на основе комплексного социального (Social), технологического (Technological), экономического (Economic), политического (Political) анализа внешних факторов. Методика STEP-анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния важнейших факторов окружающей макросреды и прогноз их развития для выявления потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей. Факторы, которые на наш взгляд, могут оказывать влияние, и рассматриваемые в ходе PEST-анализа представлены нами в таблице 2.

Таблица 2.

2

Факторы влияния, рассматриваемые в ходе PEST-анализа

Политические Экономические

1. Текущее законодательство и планируемые изменения в законодательстве. 2. Правительственная политика. 3. Государственное регулирование конкуренции. 4. Финансирование, гранты и инициативы. 5. Группы лоббирования/давления рынка. 6. Выборы на всех уровнях власти. 7. Экологические проблемы и др. 1. Экономическая ситуация и тенденции. 2. Уровень инфляции. 3. Инвестиционный климат в отрасли. 4. Налогообложение. 5. Платежеспособный спрос и потребности потребителя. 6. Основные внешние издержки (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации) и др.

Социальные Технологические

1. Демография. 2. Базовые ценности. 3. Тенденции образа жизни. 4. Бренд, репутация образовательного учреждения, имидж используемой технологии. 5. Мнения и отношение потребителей. 6. Потребительские предпочтения. 7. Представления СМИ. 8. Реклама и связи с общественностью и др. 1. Ускорение научно-технического прогресса. 2. Изменение и адаптация новых технологий. 3. Информация и коммуникации, влияние Интернета. 4. Потенциал инноваций. 5. Доступ к технологиям, лицензирование, патенты. 6. Проблемы интеллектуальной собственности и др.

На практике характер влияния на образовательное учреждение отдельных факторов и возможная реакция учреждения проявляются следующим образом.

Внешний социальный анализ: предполагаемый контингент учащихся напрямую зависти от анализа демографической характеристики (спад рождаемости с 1986 года негативно отражается на контингенте, рост рождаемости с 2007 года, даты введения в действие программы по материнскому капиталу - благотворно отразиться.) Технологический анализ: обзор возможностей, которые наука открывает для реализации образовательных услуг (внедрений новых технологий в процесс обучения, к примеру, интерактивные доски, постоянно обновляющееся программное

2 Составлено на основе: Е.Н. Белова. Рекомендации по разработке программы развития оу. URL::http://www.nmc.nevarono.spb.ru/documents/load/nmc/rekomend.doc

обеспечение). Экономический анализ: рост цен на энергоносители,

компьютерное оборудование и иное материально-техническое оснащение повлекут повышение цен на образовательные услуги, пересмотр плана информационного развития учреждения, внедрение энергосберегающих технологий, экономию. Политический анализ: анализ нормативных актов Правительства РФ может показать об изменении конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг, выявить новые возможные направления образовательных услуг. (Появление новых конкурентов, среди различных типов образовательных организаций, гарантировано вступлением в законную силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» статьей 31. Анализ изменений законодательной базы, требующих массового разъяснения, поможет расширить образовательному учреждению спектр, оказываемых им образовательных услуг.)

Результаты STEP-анализа обобщаются, на основе чего оцениваются выявленные тенденции изменения внешней среды на деятельность образовательного учреждения. Таким образом, по нашему мнению, STEP-анализ целесообразно проводить систематически, и в случае резкого изменения влияния одной из четырех групп факторов, что позволит разрабатывать стратегии на вызовы внешней среды.

В разработке стратегии образовательного учреждения отправным моментом является анализ внутренней среды, целью которого является определение возможностей, на которые оно может опираться в своей деятельности, а так же выявление и устранение недоработок. Наиболее известным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ (SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития

образовательного учреждения и рынка образовательных услуг. Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа образовательного учреждения представлена в таблице 3.

Таблица 3

Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа на примере НОУ ДПО «Дом знаний»3

Сильные стороны

1. Устойчивая репутация и имидж Дома знаний.

2. Широкий спектр образовательных услуг.

3. Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения.

4. Более высокое качество услуг по сравнению с конкурентами.

5. Достаточная материально-

техническая база, в целом соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

6. Использование современных

технологий обучения.

7. Результативное использование

технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения.

8. Мотивация учащихся.

9. Сплоченность и работоспособность коллектива.

10. Укомплектованность педагогическими кадрами.

11. Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

Слабые стороны

1. Отсутствие четко

сформулированного направления стратегического развития.

2. Недостаток ключевых навыков и компетенции (слабый менеджмент).

3. Слабый бренд.

4. Слабый анализ образовательного рынка.

5. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности.

6. Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах обучения в Доме знаний.

7. Слабый приток новых потребителей

из-за падения

конкурентоспособности предлагаемых услуг и недостатка предлагаемых образовательных услуг.

8. Недостаточная работа по повышению качества образования.

9. Недоукомплектованность педагогическими кадрами в части взаимозамещения.

10. Профессионально-педагогическая

компетентность некоторых

преподавателей, несмотря на опыт не соответствует современным

требованиям

11. Недостаточно высокая

инициативность, активность,

самостоятельность и ответственность (эффективность) сотрудников.

12. Недостаточно высокий уровень мотивации сотрудников.

3 Составлено автором

13. Высокие издержки по сравнению с конкурентами. 14. Отсутствие необходимых условий для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.

Возможности 1. В получении образования заинтересованы обучающиеся, родители, работодатели. 2. Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на подготовку детей к школе (55%). 3. Возможность обучения безработных граждан по направлению Центра занятости населения. 4. Востребованность дополнительного профессионального обучения взрослых. 5. Возможность расширения спектра образовательных услуг, открытие новых профилей и направлений обучения, в соответствии с запросами населения и работодателей. 6. Внедрение и развитие открытого (дистанционного) обучения. 7. Благоприятные демографические изменения, вызывающие увеличение спроса на образовательные услуги. 8. Возможность вертикальной интеграции (непрерывное образование). 9. Привлечение опытных квалифицированных кадров. 10. Возможность использования Интернет-ресурсов для рекламы Дома знаний. 11. Возможность эксплуатации новых технологий. 12. Возможности для высокого уровня обслуживания потребителей. Угрозы 1. Не совсем удачное местонахождения. 2. Близкое расположение прямого конкурента. 3. Ужесточение конкуренции между действующими на рынке образовательных услуг ОУ. 4. Угроза появления на рынке новых конкурентов (открытие в школах факультативов по иностранному языку, подготовка детей к школе непосредственно в школе, реализация образовательных программ любым юридическим лицом). 5. Угроза появление продуктов-заменителей (дистанционное обучение). 6. Отсутствие должного государственного регулирования конкуренции. 7. Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек, низкий образовательный и социальный статус семей. 8. Неблагоприятные демографические изменения, вызывающие сокращение спроса на образовательные услуги. 9. Снижение спроса на образовательные услуги из-за изменения потребностей и вкусов потребителей.

Результаты SWOT-анализа показывают, что в целом Дом знаний обладает потенциалом, необходимым для развития и совершенствования своей деятельности. Например, используя интернет-ресурсы, появится дополнительная возможность информирования потенциальных и реальных

потребителей о преимуществах обучения в Доме знаний, поддержания его имиджа, что смягчит угрозу появления новых конкурентов. Возможность расширения спектра образовательных услуг в соответствии с запросами населения и работодателей, посредством изучения общественного мнения, мотивация учащихся, использование современных технологий, привлечение квалифицированных преподавателей значительно ослабит снижение спроса на образовательные услуги из-за изменения потребностей и вкусов покупателей. Угроза появления продуктов-заменителей превратиться в благоприятную возможность внедрения и развитие открытого (дистанционного) обучения.

Как мы видим, данная методика позволяет оценивать и прогнозировать как составляющие факторы внутренней среды образовательного учреждения (систему управления, методы обучения, персонал, экономическую и финансовую деятельность), так и факторы внешней макро и микросреды образовательного учреждения (потребители, конкуренты, партнеры, общественное мнение). Своевременно проведенный анализ позволит образовательному учреждению с полной отдачей использовать возможности, смягчить угрозы и их последствия, или превратить их в благоприятные возможности.

Для оценки деятельности образовательного учреждения с целью вложения средств в наиболее перспективные направления и сокращение неэффективных необходим инструмент, которым на наш взгляд будет являться портфельный анализ. Получившая широкое распространение в практике матрица матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG) будет актуальны и для образовательного учреждения. Учитывая сезонность оказания образовательных услуг, анализ строят на основе данных за учебный год, которые выделят четыре категории образовательных услуг: проблема (стратегическая образовательная услуга), звезда (основная образовательная услуга), дойная корова (поддерживающая образовательная услуга), собака (тактическая образовательная услуга). Полученное разделение по категориям

укажет на перспективные направления деятельности, нуждающиеся в поддержке, и на безнадёжные, подлежащие ликвидации. Применение матрицы БКГ позволит учитывать, при разработке ассортиментной политики, сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка, конкурентов, прибыльность той или иной образовательной услуги.

Таким образом, по нашему мнению, в основе анализа деятельности и перспективы развития образовательного учреждения дополнительного образования целесообразно использовать SWOT-анализ, комплексно исследующий внешнюю среду и ресурсный потенциал учреждения. Методами оценки возможностей и угроз, выявлении сильных и слабых сторон использовать 5 сил Портера, карту стратегических групп конкурентов, STEP (PEST) анализ, матрицу БГК.

Систематически проводимый образовательным учреждением внутренний анализ даст оценку: 1) элементов управляющей системы (общих и специфических функций управления, оргструктуры, методов управления и др.), 2) качественных сторон элементов обучающей системы

(образовательные услуги, педагогический состав, личную эффективность сотрудников их мотивацию и др.), 3)обучаемой системы (элементов входа, выхода, процесса обучения), 4)уровню эффективности использования образовательным учреждением финансовых и иных материальных ресурсов, финансовой состоятельности для реализации новых проектов.

Регулярно проводимый внешний анализ изучит так называемую «среду бизнеса образовательного учреждения», выявит признаки возможных изменений, которые в той или иной мере смогут оказать воздействие на деятельность образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно заключить, что анализ создаст информационную основу для реализации других функций управления, таких как, целеполагание, планирование, организация и контроль. Выявит предпосылки и сдерживающие факты развития образовательного учреждения и как следствие укажет на необходимые преобразования в педагогическом,

материальном и организационном обеспечении образовательного процесса. Позволит установить критерии воздействия одних факторов на другие с целью определения недостатков в системе управления и их последующей ликвидации, а также выявления потенциалов и путей их развития. Все это даст возможность разработать направления по совершенствованию деятельности образовательного учреждения.

Литература.

1. Е.Н. Белова. Рекомендации по разработке программы развития оу. URL::http://www.nmc.nevarono.spb.m/documentsЛoad/nmc/rekomend.doc

• Автор гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее

опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом

журнале.

• Автор гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все

авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.

• Автор осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как

в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных) - могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.