Научная статья на тему 'Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования'

Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КАФЕДРА ВУЗА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ / SPECIALIZED DEPARTMENT / PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTION / TEACHER TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISMS / INTEGRATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с созданием базовой кафедры в дошкольных образовательных организациях как более совершенной формы подготовки будущих педагогов, основанной на механизмах социального партнерства между организациями высшего образования и предприятиями, организациями профильной направленности. Показано, что работа подобных кафедр ориентирована на формирование целого ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов и обеспечивает высокое качество образовательного процесса вуза. Разработанная авторами модель интеграции вузов, профильных организаций и предприятий региона путем создания базовых кафедр позволяет реагировать на изменения, происходящие в экономической политике страны и на рынке труда, через номенклатуру основных образовательных программ, обеспечивая непрерывность и личностную ориентированность образования, а также взаимную заинтересованность и согласованность всех участников единого процесса непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A specialized department in preschool education institution as an innovative approach to training preschool teachers

The study deals with opening a specialized department in preschool educational institutions as the perfect way of training teachers which is based on social partnership mechanisms between the higher education institutions and relevant enterprises. The research shows that such department activities focus on the development of a wide range of cultural and professional skills in future teachers and provide high-quality training. The authors developed the integration model for universities and relevant companies and enterprises by opening specialized departments. It allows one to respond to economic and labor market changes by means of core curricula that ensure the continuing and student-centered education as well as mutual interest and coordination of persons involved in continuing professional education.

Текст научной работы на тему «Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования»

УДК 371.134:378:373 Булах Ксения Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

Демченко Наталья Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

БАЗОВАЯ КАФЕДРА ВУЗА В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.16 Bulakh Ksenia Vladimirovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

Demchenko Natalia Yuryevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

A SPECIALIZED DEPARTMENT IN PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTION AS AN INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING PRESCHOOL TEACHERS

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы, связанные с созданием базовой кафедры в дошкольных образовательных организациях как более совершенной формы подготовки будущих педагогов, основанной на механизмах социального партнерства между организациями высшего образования и предприятиями, организациями профильной направленности. Показано, что работа подобных кафедр ориентирована на формирование целого ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов и обеспечивает высокое качество образовательного процесса вуза. Разработанная авторами модель интеграции вузов, профильных организаций и предприятий региона путем создания базовых кафедр позволяет реагировать на изменения, происходящие в экономической политике страны и на рынке труда, через номенклатуру основных образовательных программ, обеспечивая непрерывность и личностную ориентированность образования, а также взаимную заинтересованность и согласованность всех участников единого процесса непрерывного профессионального образования.

Summary:

The study deals with opening a specialized department in preschool educational institutions as the perfect way of training teachers which is based on social partnership mechanisms between the higher education institutions and relevant enterprises. The research shows that such department activities focus on the development of a wide range of cultural and professional skills in future teachers and provide high-quality training. The authors developed the integration model for universities and relevant companies and enterprises by opening specialized departments. It allows one to respond to economic and labor market changes by means of core curricula that ensure the continuing and student-centered education as well as mutual interest and coordination of persons involved in continuing professional education.

Ключевые слова:

базовая кафедра вуза, дошкольная образовательная организация, профессиональная подготовка педагога, механизмы социального партнерства, модель интеграции.

Keywords:

specialized department, preschool education institution, teacher training, social partnership mechanisms, integration model.

Одной из стратегически значимых задач развития высшего образования в Российской Федерации является поиск и переход к более совершенным формам подготовки будущих профессионалов, основанным на механизмах социального партнерства между организациями высшего образования и предприятиями, организациями профильной направленности. В качестве такой формы может выступить профессиональная подготовка с использованием дидактического потенциала базовых кафедр высших учебных заведений на профильных предприятиях и в организациях. Как отмечают многие специалисты в области высшего образования [1; 2; 3; 4], формирование корпоративных кафедр становится одним из приоритетных направлений деятельности как региональных систем образования, так и экономики в целом.

Регулируют процесс организации базовых кафедр вузов на предприятиях и в организациях Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

в котором предусматривается возможность освоения образовательной программы обучающимися в условиях сетевого взаимодействия, и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 958 от 14 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы».

Как правило, когда речь заходит о базовых кафедрах, в качестве площадок для их создания подразумевают ведущие промышленные предприятия, научные организации или коммерческие структуры. Вместе с тем недостаточно информации о возможности создания базовых кафедр в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, тогда как создание подобных кафедр позволило бы усилить практическую направленность учебного процесса при подготовке педагогов для различных уровней образования (разрабатывать основные образовательные программы подготовки педагогов с учетом потребностей рынка образовательных услуг в отдельном регионе и конкретных образовательных организаций, разрабатывать учебно-методические материалы с учетом специфики той или иной образовательной организации, включая чтение отдельных дисциплин сотрудниками базовой организации); организовать стажировку студентов старших курсов в базовой образовательной организации с возможным созданием рабочих мест; выполнять курсовые проекты и выпускные квалификационные работы по реальной тематике базовой образовательной организации или подключаться к выполнению реальных экспериментальных и инновационных проектов в образовательной организации. Таким образом, работа подобных кафедр может быть ориентирована на формирование целого ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Работа по изучению алгоритма создания базовой кафедры в дошкольной образовательной организации была проведена сотрудниками кафедры педагогики и психологии ГАОУ ВО «Невинно-мысский государственный гуманитарно-технический институт» (далее - НГГТИ) в рамках реализации программы краевой инновационной площадки в сфере образования Ставропольского края по теме «Модели, механизмы и технологии развития практики дуального образования в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Ставропольского края».

На первом этапе реализации проекта были изучены теоретические аспекты рассматриваемой проблемы и опыт работы других вузов по созданию базовых кафедр, в результате чего сделаны выводы о том, что создание базовых кафедр повышает эффективность профессиональной подготовки, позволяет сформировать у обучающихся набор профессиональных компетенций, необходимых для выполнения всех видов деятельности, указанных в соответствующих образовательных стандартах, ускорить адаптацию выпускников в образовательной организации, учитывать требования рынка труда к профессиональным компетенциям молодого специалиста в области педагогического образования. Выявлены основные приоритеты сотрудничества между вузом и дошкольными образовательными организациями: формулирование предложений по организации целевой подготовки бакалавров и магистров; организация стажировок, совместная научно-исследовательская деятельность, проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, тренингов и т. д.; оснащение совместных учебных и лабораторных помещений для выполнения научных исследований, обеспечения учебного процесса, совместная разработка (на основе федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов) рабочих программ по дисциплинам, методических указаний, фонда оценочных средств; разработка и внедрение новых технологий обучения и пр.

Проведенный опрос о предпочтениях и мнениях работодателей относительно педагогических работников для сферы дошкольного образования выявил, что 75 % опрошенных считают важнейшим фактором подготовки специалистов в области дошкольного образования прохождение студентами производственной и преддипломной практик, программы которых ежегодно должны согласовываться и корректироваться в соответствии с теми задачами, которые ставятся перед дошкольными образовательными организациями; 35 % - участие в образовательном процессе педагогов-практиков, владеющих методиками обучения в дошкольных образовательных организациях; 25 % - проведение педагогами-практиками мастер-классов для студентов.

Исследование мнений студентов, обучающихся очно по профилю «Дошкольное образование» направления подготовки «Педагогическое образование», подчеркивает важность практического опыта, который обучающиеся могут получать на всех видах практик (100 %), на занятиях, проводимых в дошкольных образовательных организациях (50 %), в ходе учебных экскурсий (25 %). По мнению студентов, во время проведения практик, занятий в дошкольных образовательных организациях важно получать обратную связь от представителей работодателя о том, насколько хорошо сформированы у студентов необходимые компетенции и что нужно сделать, чтобы приобрести недостающие умения и навыки (33 %). Необходима и постоянная рефлексия собственной работы (25 %).

В рамках теоретического обучения особый интерес у студентов вызывают занятия в интерактивной форме (66 %), где они могут непосредственно «примерить» свои силы в роли будущих педагогов и изучают всю суть и механизмы педагогического процесса в рамках решения конкретных педагогических ситуаций.

На втором этапе исследования выявлены и проанализированы возможные причины, которые могут повлиять на эффективность процесса создания базовых кафедр в дошкольных образовательных организациях. Основываясь на опыте коллег Уральского федерального университета, с помощью метода стратегического планирования (SWOT-анализа) мы выявили факторы внутренней (определение сильных и слабых сторон процесса создания базовых кафедр для института) и внешней (определение благоприятных возможностей и потенциальных внешних угроз) среды, которые могут проявиться в результате создания базовых кафедр в дошкольных образовательных организациях.

К сильным сторонам мы отнесли: повышение качества практической подготовки обучающихся; создание рабочих групп для решения актуальных образовательных и научно-инновационных задач; консолидация и обмен лучшим опытом образовательной и научно-инновационной деятельности; разработка новых образовательных программ, ориентированных на потребности работодателей; новые ресурсы мотивирования студентов к обучению; дополнительные возможности стимулирования педагогической деятельности работников кафедр института; усиление материально-технической базы за счет вновь создаваемых подразделений, возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся.

Ослабляющими факторами могут стать: проблемы формирования структуры института, изменений штатного расписания, закрепления за кафедрами контингента студентов и др.; финансовые риски для института (увеличение штата преподавателей и административно-управленческого персонала, дополнительные финансовые расходы института по созданию материально-технической базы базовой кафедры и др.); возможное ослабление кафедр института за счет перераспределения кадровых и материальных ресурсов; проблема распределения дисциплин между выпускающей и базовыми кафедрами и возможное их дублирование; небольшой объем часов на базовой кафедре; проблемы контроля качества образовательного процесса из-за пространственной удаленности базовой кафедры; невозможность осуществлять научно-исследовательскую деятельность в полном объеме с привлечением денежных средств из-за ограниченного кадрового ресурса базовой кафедры.

Среди благоприятных возможностей рассматриваемого процесса выделены следующие: увеличение количества организаций - партнеров института; возможность взаимодействия с дошкольными организациями - партнерами на новом качественном уровне (реализация дуального обучения, проведение совместных опытно-экспериментальных, инновационных, апробационных работ с участием обучающихся, научная и методическая поддержка совместных образовательных и научно-исследовательских проектов в рамках государственных программ, грантов, конкурсов и др.); актуализация содержания основных образовательных программ, ориентированных на потребности работодателей, за счет участия в их проектировании и реализации опытных специалистов дошкольных образовательных организаций [5].

Определены и потенциальные внешние угрозы: кадровые риски (насыщенность рынка труда и, как следствие, снижение потребности организации в специалистах направления подготовки кафедры, нежелание выпускников трудоустраиваться в дошкольные образовательные организации, отсутствие ожидаемых организациями-партнерами результатов профессиональной подготовки из-за недостаточной квалификации преподавательского состава или слабых образовательных способностей обучающихся и др.); финансовые риски (отсутствие возможности финансовой и материальной поддержки базовой кафедры у организаций-партнеров); законодательные риски (появление распорядительных документов Минобрнауки России, регламентирующих деятельность базовых кафедр, ужесточение требований к лицензированию и аккредитации программ, реализуемых базовыми кафедрами); организационные риски (сложность процедуры межведомственного согласования документов о создании базовых кафедр); психологические риски (психологическая неготовность образовательных организаций высшего и дошкольного образования к инновационной деятельности по внедрению проекта базовых кафедр).

По итогам проведенной работы были сделаны следующие выводы.

Во-первых, отбор организаций-партнеров для создания базовых кафедр должен выполняться по следующим критериям: поддержка идеи создания кафедры органами управления образованием и руководителями дошкольных образовательных организаций (Управление образования администрации города Невинномысска, заведующие дошкольными образовательными организациями и т. п.); согласие и возможность софинансирования процесса создания базовых кафедр и впоследствии образовательного процесса со стороны института и дошкольных образовательных

организаций; готовность к заключению договоров о целевом обучении и гарантии трудоустройства выпускников по направлению подготовки; наличие необходимой материально-технической базы для создания кафедры (учебные и административные помещения, наличие учебно-методического инструментария и оборудования или возможности их приобретения, места для проведения практик и т. п.); наличие дидактических возможностей у ведущих специалистов дошкольной образовательной организации (возможность принимать участие в реализации образовательных программ и формировании необходимых компетенций у обучающихся); научный и инновационный потенциал дошкольной образовательной организации (возможности организации и проведения совместных научных, инновационных проектов, научно-практических конференций и пр.).

Во-вторых, необходимы проведение мониторинга потребностей рынка труда в педагогических кадрах и анализ его результатов с разбивкой по годам (по определенному направлению (профилю) профессиональной подготовки) и образовательных потребностей населения в рамках определенного направления профессиональной подготовки.

В-третьих, для обеспечения кафедры профессиональными кадрами необходим конкурсный отбор, что позволит учитывать квалификацию будущих сотрудников кафедры в проектировании образовательных программ и организации образовательного процесса.

В-четвертых, важным условием является процесс формирования образовательных программ, реализующих практико-ориентированный подход к оценке результатов обучения, соответствующих требованиям профессионального педагогического сообщества, что может подтверждаться профессионально-общественной аккредитацией и пр.

На третьем этапе были разработаны проекты нормативно-правовой документации, регламентирующие процесс открытия базовой кафедры дошкольного образования (Положение о базовой кафедре по направленности (профилю); Договор вуза и организации, на базе которой создается базовая кафедра, и др.) и алгоритм создания базовых кафедр.

На четвертом этапе работы совместно с Управлением образования администрации города Невинномысска, заведующими дошкольными образовательными организациями была определена организация, в которой будет создана базовая кафедра. Был выбран ресурсный центр на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22 "Гамма" города Невинномысска». Экспериментальные площадки кафедры будут размещены на базе МБДОУ № 38 «Гвоздика» села Кочубеевского, МБДОУ № 27 «Ласточка» города Невинномысска.

На следующем этапе планируется отработать алгоритм создания базовых кафедр, реализовать (воплотить в жизнь) проект создания базовой кафедры педагогики и психологии. Для этого планируется:

- выйти с предложением о внесении изменений в штатное расписание института, в которое включить данное структурное подразделение;

- выйти с предложением о выделении финансирования на материально-техническое обеспечение создаваемой кафедры;

- вынести разработанные нормативно-правовые акты на утверждение ученого совета;

- разработать учебный план с условием модульного принципа построения образовательной программы нового поколения;

- провести работу по отбору и подготовке кадров для работы на базовой кафедре;

- разработать план работы базовой кафедры.

В завершение необходимо отметить, что основная модель интеграции вузов и профильных организаций и предприятий региона путем создания базовых кафедр позволит реагировать на изменения, происходящие в экономической политике страны и на рынке труда, через номенклатуру основных образовательных программ, обеспечивая непрерывность и личностную ориентированность образования, а также взаимную заинтересованность и согласованность всех участников единого процесса непрерывного профессионального образования.

Ссылки:

1. Гулин А.И., Сухинец Ж.А. Базовая кафедра как современный подход к организации профессиональной подготовки студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 14-22. https://doi.org/10.7442/2071 -9620-2015-2-14-22.

2. Жуков Г.Н., Сопегина В.Т. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 7. С. 20-22.

3. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 265-267.

4. Quirk M.E. How to Learn and Teach in Medical School: A Learner-Centered Approach. Springfield (IL), 1994. 205 p.

5. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2 (27). С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.