РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.09 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.25.103
Е. В. Безвиконная, Т. С. Волох, Омский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье на основании анализа нормативно-правовой базы, коллизионной практики, а также опыта работы Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) предпринимается попытка дать оценку сложившейся практике создания кафедр педагогических вузов в общеобразовательных учреждениях, выявить условия, при наличии которых возможно вести речь об эффективности их деятельности. Самостоятельным объектом изучения выступили противоречия требований, предъявляемых к созданию базовой кафедры и лицензионных требований, соблюдение которых является обязанностью образовательной организации. Поскольку создание базовой кафедры становится следствием сетевого взаимодействия организации (предприятия) и вуза, постольку уделено внимание структуре и алгоритму данного взаимодействия для достижения взаимной заинтересованности сторон. Наконец, в условиях перехода на профессиональные стандарты принципиальное значение приобретает адаптация образовательной программы вуза к потребностям общеобразовательной организации, что достигается только посредством осуществления системы учебных (педагогических) практик, обеспечивающих возможность студенту последовательно приобретать необходимый набор компетенций, начиная с должности «учитель» и заканчивая «заместителем директора» и «директором». Предъявляемые к базовой кафедре требования направлены на повышение эффективности их деятельности, а также расширение области сетевого взаимодействия «вуз - школа», обеспечение непрерывности процесса получения образования. Опыт ОмГПУ демонстрирует постепенный рост заинтересованности общеобразовательных организаций в создании и организации эффективной работы базовых кафедр. Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, общеобразовательная организация, правовые коллизии, учебный процесс, практика, компетенции, эффективность.
Статья выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России
(проект 27.168.2016/НМ)
Рыночные условия становятся фактором, требующим от образовательных организаций высшего образования создания условий для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, а значит, и реализации практико-ориентированных образовательных программ, исходя из потребностей потенциальных работодателей. Сформированный на протяжении длительного времени разрыв между освоением основной образовательной программы в вузе и последующей востребованностью
выпускника на рынке труда в его профессиональной деятельности возможно устранить только при условии расширения прикладной составляющей образовательного процесса. После принятия Федерального закона об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [1] особая роль в реализации задач практико-ориентированного обучения отводится структурным подразделениям вузов, обеспечивающим практическую подготовку обучающихся на базе учреждений, предприятий, так называемым «базовым кафедрам». Процесс становления компетентного работника общеобразовательной организации связан не только с получением качественного высшего образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами, но и с благополучным прохождением периода адаптации. С учётом продолжительности данного процесса и финансовой затратности становятся понятными причины высокого уровня текучести кадров сотрудников общеобразовательных организаций, особенно среди молодых специалистов. Применяемые инструменты адаптации - наставничество, стажировки, аттестация - не позволяют в достаточной мере сформировать профессиональные навыки для осуществления своих должностных обязанностей. Не меньшее значение в процессе адаптации приобретает замкнутость организационной структуры школы, ограниченность каналов взаимодействия с внешней средой, наличие сложившейся иерархии и ритуально-обрядовых стереотипов. Последние зачастую становятся фактором, затрудняющим процесс адаптации, поскольку последующее погружение в среду приводит к ограниченности возможностей смены профессиональной деятельности в дальнейшем [6, с. 89].
Необходимо принимать во внимание и такую закономерность процесса адаптации молодых выпускников вуза, как отсутствие гарантий их закрепления в образовательной организации, поскольку во многом данный процесс обусловлен индивидуальными личностными особенностями, сложившейся организационной культурой, уровнем профессиональных умений и навыков сотрудника. Утверждение профессионального стандарта педагога в 2013 г. [4] было призвано, в том числе, разрешить системное противоречие между вузовской системой подготовки кадров для общеобразовательных организаций и требованиями к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым школой. Несмотря на подготовительный период (переход на стандарт запланирован на 1 января 2017 г.), совершенно очевидно наличие двух принципиальных противоречий, которые не позволят стандарту решить задачу повышения эффективности подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Во-первых, стандарт не отражает реальные потребности общеобразовательной организации, перечень трудовых функций педагогов носит универсальный характер, не позволяя при приёме молодого специалиста на работу определить его уровень реальной компетенции, готовность выполнять весь набор трудовых функций согласно должностной инструкции. Во-вторых, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования никак не согласуются с профессиональным стандартом, что неизбежно сохранит потребность школы затрачивать значительный объём временных и финансовых средств на адаптацию молодых сотрудников. В сложившихся условиях наиболее приемлемым способом снижения издержек общеобразовательной организации на адаптацию выпускников педагогических вузов становится расширение сетевого сотрудничества в системе «вуз - школа» на основе взаимовыгодного взаимодействия по заключённым договорам.
Конкурентоспособность высших учебных заведений непосредственно связана с востребованностью выпускников на рынке труда, а значит, и усилением прикладного (практико-ориентированного) подхода к организации образовательного процесса. Отрицательная демографическая динамика и конкуренция на рынке образовательных услуг порождают стремление вузов усилить практическую подготовку студентов с учётом реальных потребностей потенциальных работодателей. Данная установка является ведущей в документе стратегического планирования Правительства Российской Федерации - Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. [3]. К 2018 г. предполагается увеличить количество студентов, обучающихся по программе прикладного бакалавриата, до 30 % (речь идёт только об обучающихся за счёт средств федерального бюджета). Но реализация программ прикладного бакалавриата предполагает наличие отлаженной системы сетевого взаимодействия вуза и организации (предприятия). В качестве одного из действенных инструментов усиления практико-ориентированного подхода в процессе обучения как в прикладном бакалавриате, так и в магистратуре оказывается базовая кафедра.
Кардинальным отличием базовой кафедры от сложившихся структур интеграции вуза и его стратегического партнёра в форме профильных подразделений на базе университетов (институтов) или отдельных учреждений, интегрирующих потенциалы вуза и организации (предприятия),
оказывается её создание на территории конкретной организации (предприятия) [6, с. 88]. Её задача - организовать сотрудничество вуза с конкретным работодателем в соответствии с условиями договора.
Первый опыт по созданию базовых кафедр вузов в Российской Федерации связан с началом 2000-х годов, когда Министерство образования Российской Федерации определило порядок открытия вузами кафедр на базе научных организаций, участвующих в осуществлении образовательного процесса. В 2013 году, после издания Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [5] появилась возможность организовывать кафедры и на предприятиях (организациях) реального сектора экономики для реализации практико-ориентированных образовательных программ с целью наиболее эффективной подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями по решению прикладных задач.
Несмотря на наличие подзаконного акта профильного Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующего условия и порядок создания базовых кафедр, до сих пор сохраняются значительные трудности с соблюдением требований иных нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, в частности, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2].
Сложившаяся коллизионная практика свидетельствует о наличии значительных пробелов в правовом обеспечении процесса создания и обеспечения деятельности данного структурного подразделения вуза. Для выявления конкретных примеров необходимо обратиться к условиям создания базовых кафедр, регламентированных в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 958.
Во-первых, соответствие реализуемой образовательной организацией высшего образования программ профилю деятельности организации (предприятия) - партнёра. В отношении педагогического вуза таковой организацией выступает, в том числе, общеобразовательная школа. Профессиональный стандарт педагога включает требования к наличию базового педагогического образования. В этой связи совершенно объективно формирование условий для создания базовых кафедр педагогического вуза в школе.
Во-вторых, обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, на базе общеобразовательной школы. На первый взгляд, данное условие оказывается вполне выполнимым, если учесть уже сложившиеся формы сетевого сотрудничества вуза и школы, в частности в рамках договоров о прохождении практики студентами. С другой стороны, загруженность аудиторного фонда школы зачастую не позволяет использовать его для проведения занятий со студентами, требуя длительного согласования их сроков и форм. Заключение договора о создании базовой кафедры может снять возникающие коллизии посредством перераспределения потоков студентов между школой - местом нахождения базовой кафедры и вузом. В отличие от иных организаций (предприятий), на которых могут создаваться базовые кафедры, школа оказывается весьма эффективным партнёром педагогического вуза, поскольку на её площадях изначально созданы условия для организации учебного процесса (сформирован и оборудован аудиторный фонд).
В-третьих, обеспечение условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой. Привлечение высококвалифицированных специалистов общеобразовательной организации позволит усилить прикладную направленность тематики учебных и научных исследований студентов, а также обеспечит использование результатов проектной деятельности для совершенствования образовательного процесса в школе в контексте инновационных приёмов и методик обучения.
В-четвёртых, создание безопасных условий обучения и специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с лицензионными требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Соблюдение данного условия оказывается наиболее проблематичным, поскольку площади общеобразовательных школ, на которых будут располагаться базовые кафедры, как структурные подразделения вуза должны быть внесены в приложение к лицензии университета в качестве места осуществления образовательной деятельности, а значит, соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического
надзора, лицензионным показателям и т. д. Если принять во внимание муниципальную подведомственность общеобразовательных школ, наличие учредителя в лице органа местного самоуправления, то возникает потребность согласования данного условия не только между школой и вузом, но и профильным департаментом (отделом) образования местной администрации. Возможным вариантом выхода из данного юридического казуса может стать дополнительное заключение договоров о безвозмездной аренде, которые должны стать основанием для внесения изменений в приложение к лицензии вуза.
В-пятых, решение вопросов организационно-технического обеспечения деятельности базовой кафедры, в частности, процедуры назначения заведующего, перечня практик и учебных курсов, передаваемых в нагрузку кафедре и т. д. непосредственно по соглашению сторон в рамках положения о базовой кафедре.
Сложившаяся практика работы базовых кафедр ОмГПУ в общеобразовательных школах города Омска и Омской области позволяет констатировать наличие основного их преимущества - приближение учебного, научно-исследовательского процесса к нуждам школы (зачастую конкретного учреждения). Подобные кафедры позволяют студентам получать навыки решения профессиональных задач на этапе обучения в вузе с последующим их использованием в процессе педагогической (воспитательной, организационной) деятельности в общеобразовательной школе. Совершенно уместным будет указать на то обстоятельство, что базовая кафедра педагогического вуза в школе - это полноценная площадка для адаптации студентов к конкретной общеобразовательной организации в период обучения в университете. В ОмГПУ на протяжении 2014-2016 гг. предприняты попытки открытия нескольких базовых кафедр в школах, заключены соглашения о намерениях. Но наличие юридических коллизий (в части внесения площадей школы в приложение к лицензии вуза как места осуществления образовательной деятельности) не позволяет завершить начатый процесс, хотя и становится необходимой эмпирической базой для выявления условий эффективности базовых кафедр педагогического вуза в школе. Поскольку основной задачей базовой кафедры является подготовка высококвалифицированных специалистов, бакалавров, магистров с сокращённым периодом адаптации, постольку эффективность подразумевает наличие у выпускника вуза профессиональных знаний, умений и навыков, достаточных для осуществления профессиональной деятельности в общеобразовательной школе. В качестве необходимых условий обеспечения эффективности базовой кафедры выступают следующие факторы.
Во-первых, продуманный подход к отбору стратегических партнёров - общеобразовательных школ. Использовать принцип «если школа готова принять наших выпускников, то она должна выступить стратегическим партнёром» представляется недопустимым, поскольку отсутствует долгосрочный характер сотрудничества. Необходимо осуществлять выбор в пользу образовательных организаций инновационных, ведущих, готовых передать свой опыт, транслировать его во внешнюю среду. Главная ценность базовых кафедр для университета заключается в возможности совершенствования учебного процесса за счёт включения в него передового опыта ведущих школ региона. Не менее значимым представляется наличие у данных школ необходимой материальной, организационно-технической и интеллектуальной базы, без которой деятельность базовой кафедры невозможна. Кроме того, передовые общеобразовательные организации предъявляют высокие требования к сотрудникам, что порождает их заинтересованность в развитии ресурсной базы кафедр, поскольку позволяет рассчитывать на молодых специалистов с необходимым набором профе с-сиональных компетенций. Опыт ОмГПУ свидетельствует о том, что эффективность базовых кафедр выше в ведущих школах города, преимущественно гимназиях и лицеях. Кафедры работают успешно только в том случае, если их потенциальные возможности осознаются и высоко ценятся как университетом, так и школой.
Выявленная закономерность обусловлена тем, что хотя базовая кафедра и является учебно-научным структурным подразделением университета, но она должна быть вовлечена в деятельность школы, которая, в свою очередь, непосредственно принимает участие в решении организационных и материально-финансовых вопросов, связанных с деятельностью кафедры. В частности, как правило, кандидаты на должность заведующего кафедрой проходят дополнительное собеседование с руководителем общеобразовательной школы, представители последней участвуют в заседаниях кафедры и Учёного совета вуза и т. д. Наряду с определением круга полномочий должностных лиц и сотрудников базовой кафедры на уровне положения стоит продумать вопрос о закреплении в локальных актах, делопроизводственной документации школы (возможно, трудовом договоре) должностных
обязанностей заведующего базовой кафедрой. Это позволит заведующему оперативно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями как вуза, так и школы. Не менее важным оказывается решение вопроса о процедуре выборов заведующего кафедрой. Если он будет состоять в трудовых правоотношениях с вузом, это даст ему возможность оперативно решать значительный круг вопросов, связанных с базовой кафедрой. Но не исключается возможность выборов на должность из числа сотрудников общеобразовательной школы, что актуализирует вопрос о возможностях его самостоятельного участия в разрешении противоречий вуза и стратегического партнёра.
Во-вторых, сотрудники базовой кафедры должны получать всю необходимую информацию о её деятельности, а также изменениях задач, функций, стоящих перед общеобразовательной школой. Отсутствие подобной информации может привести к апатии, снижению заинтересованности в результатах работы структурного подразделения университета. Для решения данной задачи возможно проведение стажировки для всех сотрудников непосредственно на площадях школы, их вовлечение в учебно-воспитательный процесс (участие в работе педагогического совета).
В-третьих, необходима адаптация образовательных программ университета к нуждам базовой школы. В частности, приобретаемый студентами набор из базовых компетенций оказывается недостаточным для полноценного осуществления профессиональной деятельности в школе, необходимо дополнить его конкретными трудовыми функциями в рамках замещаемой должности. Достижение данного условия становится возможным только при условии согласования основных положений образовательной программы и учебного плана с работодателями, т. е. общеобразовательной организацией. В частности, постепенно входит в практику базовых кафедр ОмГПУ углублённое изучение дисциплин общепрофессионального цикла, курсов по выбору на базе школ-партнёров или с привлечением высококвалифицированных сотрудников школ. На завершающем этапе обучения при разработке и утверждении тематики выпускных работ необходимо усиление практической их направленности для удовлетворения запросов и потребностей общеобразовательной школы. Возможным вариантом решения данной задачи станет привлечение руководителей и преподавателей школ к преподаванию отдельных дисциплин, руководству курсовыми, выпускными работами, проведение стажировок на базе школы на этапе подготовки к государственному экзамену.
В-четвёртых, создание непрерывной системы учебных (педагогических) практик позволяет студенту осуществлять последовательную смену замещаемых должностей, начиная с учителя и заканчивая заместителем руководителя (директора) общеобразовательной организации.
Данный непрерывный цикл прохождения практик традиционно был свойственен техническим вузам, но в условиях перехода к профессиональным стандартам входит в практику и педагогических университетов. Это позволяет студенту и работодателю на этапе обучения в вузе определиться с будущим местом работы выпускника, а значит, исключает необходимость проведения его профессиональной адаптации после назначения на должность.
В-пятых, последовательное расширение сферы деятельности базовой кафедры за счёт научно-исследовательской работы, проводимой для нужд конкретной школы-партнёра. Это позволяет создать вокруг базовой кафедры организационно-правовую, учебно-воспитательную и социокультурную среду, необходимую для обеспечения замкнутости циклов её деятельности, востребованности её инновационного интеллектуального потенциала со стороны работодателя. Данное условие способствует повышению взаимной заинтересованности вуза и общеобразовательных школ в создании и функционировании базовых кафедр.
В-шестых, отработанность алгоритма создания базовых кафедр также оказывается ключевым механизмом обеспечения их эффективного функционирования. В ОмГПУ сформировалась следующая последовательность действий по созданию кафедр в общеобразовательных школах:
1. Заключение договора о намерении создать базовую кафедру.
2. Согласование условий договора о базовой кафедре.
3. Принятие решения Учёным советом о создании базовой кафедры и утверждении положения о базовой кафедре.
4. Подписание договора о базовой кафедре.
Несмотря на наличие достаточно продуманного алгоритма создания базовых кафедр, практика свидетельствует о возникновении трудностей, связанных с согласованием договора и положения о базовой кафедре, в первую очередь, по причине отсутствия условий для юридического закрепления учебного фонда общеобразовательной школы в качестве площади осуществления образовательного процесса вуза. Представляется, что без разрешения данного юридического казуса процесс создания
базовых кафедр окажется под сомнением, поскольку на уровне локального правотворчества образовательной организации или в рамках договорных отношений разрешить его не представляется возможным.
Сетевое взаимодействие высших учебных заведений и организаций (предприятий) - партнёров оказывается необходимым условием для подготовки высококвалифицированных молодых специалистов, готовых выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Наличие взаимной заинтересованности партнёров становится условием для сокращения периода адаптации выпускников на замещаемой должности. В качестве одного из действенных механизмов сетевого взаимодействия педагогического вуза и школы выступают базовые кафедры, обеспечивающие практико-ориентированный подход к процессу освоения основной образовательной программы. Опыт Омского государственного педагогического университета позволил определить и обосновать две ключевые проблемы - наличие юридических казусов в подзаконных актах, регламентирующих создание базовых кафедр, а также недостаточный уровень заинтересованности вуза и школ в выработке согласованных решений и преодолении коллизий в рамках локального правотворчества. Несомненно, базовые кафедры позволяют устранить системное противоречие между требования федерального образовательного стандарта и профессионального стандарта, но для этого необходимы усилия как в направлении совершенствования действующего законодательства, так и организационных усилий со стороны высших учебных заведений и организаций (предприятий) -партнёров.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, № 53 (ч. 1). ст. 7598.
2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. ст. 2716.
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция). Утв. Правительством РФ 14.05.2015 г. // Документ опубликован не был.
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // Российская газета. - № 285. - 18.12.2013.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» // Российская газета. - № 211. - 20.09.2013.
6. Радионов, А. А. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов / А. А. Радионов, А. Д. Рулевский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 87-93.
E. V. Bezvikonnaya, T. S. Volokh, Omsk State Pedagogical University
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE CREATION OF THE DEPARTMENT OF BASIC PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
In this article, based on the analysis of the legal framework, the practice of the collision, and the experience of the Omsk State Pedagogical University (OSPU, Omsk) an attempt to assess the current practice of establishing Departments of Pedagogical Institutes in educational institutions is peformed in order to identify the conditions under which it is possible to talk about their performance. An independent object of study were contradictions in requirements for the establishment of the base of the department and licensing requirements, compliance with which is the responsibility of the educational organization. As the creation of the base of the department is a consequence of the network of the organization (enterprise) and the university, so that then the attention is paid to the structure and algorithm of cooperation to achieve mutual interest of the parties. Finally, in the transition to professional standards the fundamental importance is the adaptation of the educational programs of the university to the comprehensive needs of the organization, that can only be achieved through the implementation of training (educational) practices for the students to consistently acquire the required set of competencies ranging from the position of «a teacher» to «a Deputy
Director" and "Director». The criteria for the basic requirements of the department are aimed at improving the efficiency of their operations, as well as the expansion of the field of network, "college - school", to ensure the continuity of the process of education. The OSPU experience shows a gradual increase in the interest of educational organizations in the establishment and effective operation of basic chairs.
Keywords: high school, base department, educational organization, legal conflicts, the learning process, practice, competence, efficiency.
References
1. Federalnyi zakon ot 29 dekabrya 2012h. № 273-FZ (red. ot 2 iyunya 2016h.) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [The federal law of December 29, 2012 N 273-FZ (ed. of June 2, 2016) «On Education in the Russian Federation»] (2012, December 31). Sobraniye zakonodatelstva RF no. 53 (ch. 1), 7598.
2. Federalnyi zakon ot 4 maya 2011h. № 99-FZ (red. ot 30 dekabrya 2015h.) «O litsenzirovanii otdelnyh vidov deyatelnosti» [The federal law of May 4, 2011 N 99-FZ (ed. of December 30, 2015) «On licensing of certain activities»] (2011, May 9) Sobraniye zakonodatelstva RF no. 19, 2716.
3. Osnovnye napravleniya deyatelnosti Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii na period do 2018 goda (novaya redaktsiya) [The main activities of the Russian Federation for the period until 2018 (new edition).] (2015, May 14) Utv. Pravitelstvom RF, document opublikovan ne byl.
4. Prikaz Mintruda Rossii ot 18 dekabrya 2013h. № 544n (s izm. ot 25 dekabrya 2014h.) «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v cfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obschchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)» [The order of the Ministry of Labor of Russia of Oktober 18, 2013 N 544n (rev. on December 25, 2014) «On approval of the professional standard «The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)»] (2013, December 18) Rosiiskaya gazeta, 285
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 14 avgusta 2013h. № 958 «Ob utverzhdenii Poryadka sozdaniya professionalnymi obrazovatelnymi organizatsiyami i obrazovatelnymi organizatsiyami vysshego obrazovaniya kafedr i inyh strukturnyh podrazdelenii, obespechivayushchih prakticheskuyu podgotovku obuchaushchihsya, na baze inyh organizatsii, osushchestvlyayushchih deyatelnost po profilyu sootvetstvuyushchey obrazovateknoi programmy» [The Russian Federation Ministry of education and science on August 14, 2013 N 958 «On approval of the creation of professional educational organizations and educational institutions of higher education departments and other structural divisions, providing practical training for students, on the basis of other organizations active in the profile appropriate educational programs»] (2013, September 20) Rossiiskaya gazeta, 211.
6. Radionov A. A., Rulevsky A. D. Terms of the effectiveness of university basic departments. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvenogo universiteta. Seria "Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki", 2016, vol. 8, no. 1, pp. 87 - 93.
© Е. В. Безвиконная, Т. С. Волох, 2016
Авторы статьи:
Елена Владимировна Безвиконная, доктор политических наук, доцент, зав. кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета. Тамара Сергеевна Волох, кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета.
Рецензенты:
Н. С. Макарова, доктор педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет. С. Н. Голерова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
УДК 373.3
DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.110