Научная статья на тему 'Базовая кафедра педагогического вуза в общеобразовательной организации: методический аспект'

Базовая кафедра педагогического вуза в общеобразовательной организации: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ / СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ / СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ / ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безвиконная Е.В., Волох Т.С.

Рассматривается правовое обеспечение, условия процесса создания базовой кафедры в общеобразовательной организации. Предлагаются последовательные действия для организации ее работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безвиконная Е.В., Волох Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION: METHODICAL ASPECT

Legal support, conditions of process of creation of basic department in the general education organization is considered. Consecutive actions for the organization of her work are offered.

Текст научной работы на тему «Базовая кафедра педагогического вуза в общеобразовательной организации: методический аспект»

УДК 378.14

БАЗОВАЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*

Рассматривается правовое обеспечение, условия процесса создания базовой кафедры в общеобразовательной организации. Предлагаются последовательные действия для организации ее работы.

Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, общеобразовательная организация, правовые основы, алгоритм создания, соглашение о взаимодействии, соглашение о создании, положение о базовой кафедре.

E. B. 5e3BUKOHHaa, T. C. Bonox E. V. Bezvikonnaya, T. S. Volokh

BASIC DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE

GENERAL EDUCATION ORGANIZATION: METHODICAL ASPECT

Legal support, conditions of process of creation of basic department in the general education organization is considered. Consecutive actions for the organization of her work are offered.

Keywords: higher education institution, basic department, general education organization, legal basis, algorithm of creation, agreement on interaction, agreement of creation, regulations on basic department.

Переход к инновационным моделям подготовки специалистов - одна из стратегических задач развития системы образования в Российской Федерации. Основным внутренним фактором, обусловливающим недостаточное развитие инновационной деятельности в системе основного общего образования, является утрата связей с высшей школой, как следствие, недостаточный уровень квалификации молодых специалистов, получающих высшее педагогическое образование. Вместе с тем попытки образовательных организаций подготовить специалистов самостоятельно, через систему наставничества, повышение квалификации, без участия учреждений высшего образования показали свою несостоятельность, особенно в условиях материально-финансового кадрового дефицита [1, с. 89].

Современный этап развития сферы образования предъявляет повышенные требования к выпускникам высших учебных заведений. Их профессиональная квалификация определяется не только уровнем и объемом приобретенных во время обучения в вузе знаний и навыков, но и способностью быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, умением постоянно пополнять и творчески использовать получаемую в процессе практической деятельности информацию. Молодые специалисты - педагоги, выпускники вузов должны уметь согласовывать свои решения и действия с задачами образовательных организаций, в которые они приходят работать после завершения обучения. Конкурентоспособность общеобразовательных организаций и высших учебных заведений педагогического профиля, востребованность на рынке труда выпускников вузов во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированности образовательного процесса позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности в конкретных образовательных организациях.

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр высших учебных заведений в организациях (учреждениях). Конкурентоспособность образовательных организаций высшего образования во многом зависит от степени практической направленности проводимых в них образовательных процессов. С другой стороны, отсутствие практики сетевого взаимодействия в разрезе «вуз - школа» ставит последнюю в неравные условия с точки зрения привлечения перспективных (лучших) специалистов, выпускников высших учебных заведений.

Усиление практико-ориентированной направленности учебного процесса в вузах является приоритетной задачей и общемировым трендом. Европейская практика свидетельствует о распространении так называемых «индустриальных департаментов» университетов. Их особенностью является то, что они одновременно работают со многими предприятиями определенной отрасли. «Индустриальные департаменты» организуют для студентов практическое обучение и стажировки в различных компаниях, привлекают для работы в качестве преподавателей специалистов ведущих предприятий, помогают фирмам подобрать студентов для участия в конкретных инновационных и внедренческих проектах. В отличие от «индустриальных департаментов», базовая кафедра представляет собой образовательную площадку, находящуюся не в высшем учебном заведении, а на территории образовательной организации - стратегического партнера вуза. Она создается для сотрудничества с конкретным работодателем, причем рамки взаимодействия в каждом случае оговариваются и формулируются индивидуально на основе заключенного договора о создании базовой кафедры.

Опыт создания базовых кафедр в Российской Федерации начинает складываться с начала 2000-х гг., когда Министерство образования Российской Федерации определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс.

* Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки России, проект 27.168.2016/НМ «Базовая кафедра педвуза в организациях общего образования: новый формат научно-методической работы».

В 2013 г., после издания соответствующего приказа, появилась возможность организовывать кафедры и на предприятиях (организациях) реального сектора экономики для реализации практико-ориентированных образовательных программ с целью наиболее эффективной подготовки специалистов, обладающих должными компетенциями по решению прикладных, технологических задач.

Наиболее успешные практики создания и функционирования кафедр наблюдаются при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Соответствие реализуемой вузом образовательной программы профилю деятельности организации (предприятия) - стратегического партнера, т. е. наличие взаимной заинтересованности партнеров в подготовке высококвалифицированных специалистов.

2. Наличие у стратегического партнера вуза материальной базы, необходимой для деятельности базовой кафедры. Особенно показателен в этом отношении опыт создания базовых кафедр в образовательных организациях, где присутствует необходимая финансово-материальная база и условия для организации образовательного процесса.

3. Обеспечение на базовой кафедре возможности проведения различных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом.

4. Обеспечение организацией (предприятием) - стратегическим партнером вуза условий для подготовки обучающимися на базовой кафедре выпускных квалификационных работ.

5. Создание безопасных условий обучения, их соответствие лицензионным показателям.

Основным преимуществом базовых кафедр является возможность приблизить учебный процесс к нуждам конкретной образовательной организации. Это позволяет ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных учебно-методических, образовательных задач, что делает их готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения в вузе. Фактически это площадка, которая позволяет проводить адаптацию студентов к конкретной образовательной организации в период их учебы в высшем учебном заведении.

Принятие Федерального закона № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» [2] завершило процесс складывания механизма «базовой кафедры», поскольку ввело понятие «сетевое взаимодействие» образовательных организаций высшего образования и организаций (предприятий) реального сектора, на которых могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Базовые кафедры в организациях основного общего образования создаются в целях развития образовательного процесса и привлечения к преподаванию исследователей, а также специалистов, которые могут не иметь ученой степени и стажа научно-педагогической работы, но обладают достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательной организации. Кафедры ориентированы на практическую подготовку обучающихся по соответству-

ющей образовательной программе путем реализации части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности в интересах образовательной организации -стратегического партнера вуза, через реализацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Сетевая модель интеграции вузов и образовательных организаций путем создания базовых кафедр позволяет реагировать на изменения, происходящие в сфере образования и на рынке труда через номенклатуру основных образовательных программ, обеспечивая непрерывность и личностную ориентированность образования, а также взаимную заинтересованность и согласованность всех участников единого процесса непрерывного профессионального образования.

правовое обеспечение процесса создания базовых кафедр

Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-фз в статье 27 определяет правовые условия для создания и функционирования базовых кафедр: «Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [2].

В русле данной установки Министерства образования и науки Российской Федерации приказом от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», определен алгоритм создания базовых кафедр в организациях (предприятиях) [3].

Для реализации задачи создания базовых кафедр в организациях основного общего образования требуется разработка соглашения о намерении создать кафедру с последующим заключением договора о ее создании, которые позволят урегулировать права и обязанности сторон, разграничат их полномочия. В дальнейшем ключевым локальным актом, регламентирующим деятельность базовой кафедры, выступит положение о базовой кафедре - структурном подразделении вуза.

условия создания базовой кафедры

При принятии решения о создании в организации основного общего образования базовой кафедры вуза необходимо учесть наличие следующих обязательных условий, регламентированных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 958.

Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)

83

Соответствие реализуемой образовательной организацией высшего образования образовательной программы профилю деятельности школы. Перечень направлений подготовки, реализуемых вузом должен соответствовать направлениям учебной, учебно-методической, воспитательной работы школы.

Наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности базовой кафедры. Порядок использования и распоряжения имуществом образовательной организации регламентируется ее Уставом и распоряжениями учредителя. Принимая во внимание, что цели деятельности школы и вуза предполагают осуществление образовательного, воспитательного процесса, постольку требования к составу имущества и порядку пользования им принципиально не отличаются, это позволяет без каких-либо трудностей организовать работу базовой кафедры в общеобразовательной организации. Поскольку кафедра не наделяется полномочиями юридического лица, стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности базовой кафедры. Вопросы согласования порядка использования имущества школы для осуществления учебного процесса, прохождения практики студентами на базовой кафедре регулируются договором о создании базовой кафедры.

Обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом. Принимая во внимание сложившуюся практику заключения договоров о прохождении практики студентов в общеобразовательных организациях, данный вопрос разрешается посредством согласования учебных планов и оформляется в виде договора о создании базовой кафедры. Данное согласование может предусматривать возможность корректировки учебного плана соответствующего направления (профиля) подготовки с целью усиления практико-ориенти-рованного подхода и усиления профильности образовательного процесса в вузе.

Обеспечение общеобразовательной организацией условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой. В частности, договором может быть предусмотрено совместное определение тем ВКР, научное руководство ВКР, рецензирование ВКР, участие в формировании тем ВКР, научное руководство и рецензирование ВКР, предоставление обучающимся доступа к информации и т. д.

Создание безопасных условий обучения направлено на обеспечение соответствия образовательного процесса требованиям СанПИН, нормативов и иных регламентов. Поскольку образовательная организация основного общего образования не может осуществлять свою деятельность при наличии условий, угрожающих требованиям безопасности обучающихся, последнее условие должно быть соблюдено априори.

Соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья также относится к обязательным лицензионным показателям деятельности образовательной организации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966).

Поскольку кафедра является структурным подразделением вуза, ведущим учебную, методическую, и научно-исследовательскую работу, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, постольку адреса мест осуществления образовательной деятельности должны быть отражены в приложении к лицензии образовательной организации высшего образования. Для согласования данной процедуры предлагается воспользоваться таким механизмом, как заключение соглашения о намерении создать базовую кафедру с последующим подписанием договора.

Алгоритм создания базовой кафедры

После принятия решения о создании базовой кафедры необходимо последовательно осуществить следующие действия:

1. Согласовать и подписать соглашение о взаимодействии при создании базовой кафедры.

2. Ученый совет образовательной организации высшего образования принимает решение о создании базовой кафедры и утверждении положения Согласование и подписание договора о создании базовой кафедры.

3. Согласование и подпичание договора о создании базовой кафедры. Формы необходимых документов в ОмГПУ разработаны.

1. Радионов А. А., Рулевский А. Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 1. С. 87-93.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-фз (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. М., 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» // Российская газета. 2013. № 211. 20 ноября.

© Безвиконная Е. В., Волох Т. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.