Научная статья на тему 'Swot-анализ предприятий газовой отрасли'

Swot-анализ предприятий газовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13553
1081
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ / SWOT-ANALYSIS / WEAK AND STRENGTHS / POSSIBILITIES AND THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Людмила Юрьевна

В статье рассматривается пример, анализ предприятия SWOT-анализа предприятия газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчаренко Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-analysis of the gas industry

The article describes an example of analysis of a company SWOT-analysis of the gas industry.

Текст научной работы на тему «Swot-анализ предприятий газовой отрасли»

SWOT-ANALYSIS OF THE GAS INDUSTRY

Ovcharenko Lyudmila Yurievna, Student, Economy and Management Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]

The article describes an example of analysis of a company SWOT-analysis ofthe gas industry.

Keywords: SWOT-analysis; weak and streng ths; possibilities and threats.

SWOT-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ УДК 338.45

В статье рассматривается пример, анализ npeдnpuяmuяSWOT-aнaлuзa предпри- © Овчаренко Л.Ю., 2014

ят иягазовой отрасли.

Ключевые слова: SWOT-анализ; слабые и сильные стороны; возможностииугрозы.

О

гч

г

2

X

гч

SWOT-анализ - метод анализа, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды, т.е. сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, соответственно [2].

Сильные стороны (Strengths) относятся к внутренней среде предприятия, характеристика которого отличает одно предприятие от другого - это чёткая стратегия и уникальные технологии, а также конкурентные преимущества.

Слабые стороны (Weaknesses) - это внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой, неразвитой и которую предприятие в силе улучшить. К ним относится:

- отсутствие четко выраженной стратегии;

- непоследовательность в ее реализации;

- высокая стоимость продукции;

- устарелая технология;

- слабая сеть распределения и др.

Возможности (Opportunites) - характеристика внешней среды компании, предоставляющая всем участникам рынка возможность для расширения своего бизнеса. К ним относят:

- ввод новых рыночных сегментов;

- доступность ресурсов;

- расширение диапазона товаров;

- снижение торговых барьеров и др. [2]

Угрозы (Threats) - характеристика внешней среды компании, которая снижает привлекательность рынка для всех участников. К ним относят:

- ожесточение конкуренции;

- появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;

- неблагоприятный сдвиг в курсах валют;

- усиление требований поставщиков;

- законодательное регулирование цены и др.

В рамках технологий стратегического планирования SWOT-анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, как инструмент формирования и реализации стратегий. Обычно информация для его проведения собирается в соответствии с классическими моделями PEST, TELESCOPIC OBSERVATIONS, Портера и т. д. [3].

Каждый SWOT уникален и может включать несколько элементов, которые в зависимости от восприятия лиц, принимающих решения, могут оказаться как силами, так и слабостями (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).

I-----

МтарнетЗа ty,

—г- *гт У '

I

51

ОВЧАРЕНКО Людмила Юрьевна, студентка,

Инст итут эконом ики иуправления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]

52

Рассмотрим пример SWOT-анализа организации ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ. Для исследования среды его функционирования нами сформирована модель, включившая следующие факторы (табл. 1):

F1 - Маркетинговые факторы F2 - Технологические факторы F3 - Ресурсные факторы F4 - Трудовые факторы F5 - Экологический фактор

Таблица 1 - Модель оценок факторов функционирования ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ для SWOT-анализа

Каждый из параметров сил, слабостей, возможностей и угроз оценивается количественно. Для этого используются следующие показатели [3]:

Z - наблюдаемое значение воздействия или влияние;

P - определенность суждения о наблюдаемом значении;

V - значимость параметра, которая определяется как:

V=Z*P

В итоге каждой отдельной SWOT-ячейке дается количественная оценка как сумма всех параметров:

u=Zv.

Итоги оценки параметров SWOT-матрицы для ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ приведены в таблице 2.

Парамет- F1 F2 F3 F4 F5

ры Маркетинго- Технологи- Ресурс- Трудовые Экологиче-

SWOT- вые ческие ные пока- показате- ская политика

анализа показатели показатели затели ли

S S1 S2 S3 S4 S5

W W1 W2 W3 W4 W5

O O1 O2 O3 O4 O5

T T1 T2 T3 T4 T5

Таблица 2 - МатрицаSWOT-анализа

S (силы) U=3,06 W (слабости) U= 1,89

S1 Маркетинговые показатели: W1 Маркетинговые показатели:

- ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» НЛПУМГ является мощным Z=0,9 - тяжелая региональная структура. Z=0,8

производственно-хозяйственным комплексом, являющимся одним из крупнейших в единой системе газоснабжения России, филиал входит P=0,8 P=0,5

в состав дочерних обществ ОАО «Газпром»; - предприятие транспортирует и поставляет газ потребителям юга России, странам Закавказья и в Турцию. V=0,72 V=0,4

S2 Технологические показатели: Z=0,9 W2 Технологические показатели: Z=0,7

- разветвленная система добычи, транспортировки и сбыта газа; - использование компримированного (сжатого) газа в качестве моторного P=0,6 - постепенно устаревающая техника. P=0,7

топлива. V=0,54 V=0,49

S3 Ресурсные показатели: W3 Ресурсные показатели:

внутренние - располагает мощными запасами природного газа; Z=0,9 - применение агрессивных методов Z=0,5

- обширная ресурсная база создает предпосылки для роста добычи газа P=0,5 повышения нефтеотдачи привело к P=0,5

филиалом в долгосрочной перспективе. V=0,45 тому, что в настоящее время наблюдается снижение темпов добычи. V=0,25

S4 Трудовые показатели: Z=0,9 W4 Трудовые показатели: Z=0,9

- большое внимание уделяется работе с молодёжью, наряду со стажировками P=0,8 -громоздкий управленческий P=0,5

молодых специалистов, пришедших на предприятие после окончания учебных аппарат;

заведений, организуется производственная практика студентов вузов; V=0,72 - ориентация менеджмента на V=0,45

- переподготовка сотрудников. решение государственных задач.

S5 Экологическая политика: W5Экологическая политика:

- на предприятии успешно действует система производственного Z=0,9 - так как предприятие работает с Z=0,8

экологического мониторинга (ПЭМ), которая следит за состоянием дел P=0,7 газом, а он взрывоопасен, то из-за P=0,6

окружающей среды. V=0,63 утечек может произойти взрыв и пожар; - даже самый небольшой выброс газа в атмосферу может нанести огромный вред окружающей среде. V=0,56

O (возможности) U=2,21 T (угрозы) U=2,98

O1 Маркетинговые показатели: Z=0,6 T1 Маркетинговые показатели: Z=0,9

- возможность выбора поставщиков прискваженного оборудования. P=0,3 - возникновение новых конкурентов. P=0,8

V=0,18 V=0,72

O2 Технологические T2 Технологические показатели: Z=0,7

показатели: Z=0,4 -старение технологий добычи газа, P=0,7

- замена старого оборудования связи с появлением более современного P=0,3 из-за устаревающего оборудования V=0,49

V=0,12

эинтэна O3Ресурсные показатели: - максимально рациональное использование природных ресурсов; 13Ресурсные показатели:

- поиск и разработка новых месторождений. Z=0,9 - истощение ресурсов на территории Z=0,9

P=0,8 Ставропольского края. P=0,8

V=0,72 V=0,72

Продолжение табл. 2

04Трудовые показатели: Т4Трудовые показатели:

-обучение молодого персонала; Z=0,8 - уход квалифицированных Z=0,7

- обучение вторым смежным профессиям; P=0,6 работников за рубеж и другие P=0,7

- переподготовка и обучение работников в собственном учебном корпусе, повышение квалификации. V=0,56 предприятия . V=0,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05Экологическая политика: Т5Экологическая политика:

- возможность привлечения филиалом специализированныхфирм для Z=0,9 - в случаи каких-либо военных Z=0,8

совместного контроля за окружающей средой. P=0,7 действий на территории тех государств, которым поставляет P=0,6

V=0,63 филиал газ произойдётслучайный подрывгазопровода, вследствие чего будет нанесён огромный вред окружающей среде. V=0,56

ГЧ

Итак, из SWOT-анализа предприятия ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ можно сделать вывод, что у него достаточно много сильных сторон, филиал является одним из крупнейших в единой системе газоснабжения России, в нём хорошо развита экологическая и трудовая политика. Главной слабой стороной является то, что в компании постепенно устаревает техника. К возможностям можно отнести то, что компания может привлекать другие фирмы для совместного решения каких-либо вопросов, а крупной угрозой является то, что на территории, подвластной филиалу, могут закончиться ресурсы.

ГЧ

Примечания:

1. Блохина Т. Южная магистраль: к 50-летию Невинномысско-го ЛПУМ / Николай Блохин. - Ставрополь: Газпром трансгаз Ставрополь, 2010. - 424 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.-5-е изд.,стер.-М.: ИНФРА-М,2011. -576с. -Гриф: Рек. МО для эконом. спец. - Библиогр.: с. 569-574.

3. Бережная Е.В. Формирование конкурентных позиций регионального транспортного комплекса и разработка стратегий его развития в условиях экономических рисков / Е.В.Бережная, О.В. Бережная // Вестник Института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2010. -№ 13. - С. 27-40.

4. http://stavropol-tr.gazprom.ru.

О"

\

I

53

SWOT-ANALYSIS ASASTRATEGIC NEED FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS Ponomareva Elena Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor,

E-mail: [email protected]

TsaplevaAnastasiaAlexandrovna, Student,

E-mail: heron 93@yandex. ru Borisenko Maria Yuryevna, Student,

E-mail: [email protected]

Chair of Economics and Technology Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol

The article examines the theoretical and practical aspects of the SWOT-anaiysis as a strategic necessity in modern education an example "Nevinnomyssky State Humanitarian Institute".

Keywords: SWOT-analysis; internal environment; external environment; opportunities; threats; education; planning.

SWOT-АНАЛИЗ KAKCTPA ТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Встатьерассматриеаютсятеоретическиеипрактическиеаспекты SWOT-анализа какстратегической необходимости в современном образовании на примере ТОУВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт".

Ключевые слова: SWOT-анализ; внутренняя среда; внешняя среда; возможности; угрозы; образование; планирование.

УДК 331

© Пономарева Е.А., 2014 © ЦаплеваА.А.,2014 © Борисенко М.Ю., 2014

Качественное, современное образование - это залог устойчивого развития России, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.