SWOT-ANALYSIS OF THE GAS INDUSTRY
Ovcharenko Lyudmila Yurievna, Student, Economy and Management Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article describes an example of analysis of a company SWOT-analysis ofthe gas industry.
Keywords: SWOT-analysis; weak and streng ths; possibilities and threats.
SWOT-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ УДК 338.45
В статье рассматривается пример, анализ npeдnpuяmuяSWOT-aнaлuзa предпри- © Овчаренко Л.Ю., 2014
ят иягазовой отрасли.
Ключевые слова: SWOT-анализ; слабые и сильные стороны; возможностииугрозы.
О
гч
г
2
X
гч
SWOT-анализ - метод анализа, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды, т.е. сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, соответственно [2].
Сильные стороны (Strengths) относятся к внутренней среде предприятия, характеристика которого отличает одно предприятие от другого - это чёткая стратегия и уникальные технологии, а также конкурентные преимущества.
Слабые стороны (Weaknesses) - это внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой, неразвитой и которую предприятие в силе улучшить. К ним относится:
- отсутствие четко выраженной стратегии;
- непоследовательность в ее реализации;
- высокая стоимость продукции;
- устарелая технология;
- слабая сеть распределения и др.
Возможности (Opportunites) - характеристика внешней среды компании, предоставляющая всем участникам рынка возможность для расширения своего бизнеса. К ним относят:
- ввод новых рыночных сегментов;
- доступность ресурсов;
- расширение диапазона товаров;
- снижение торговых барьеров и др. [2]
Угрозы (Threats) - характеристика внешней среды компании, которая снижает привлекательность рынка для всех участников. К ним относят:
- ожесточение конкуренции;
- появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;
- неблагоприятный сдвиг в курсах валют;
- усиление требований поставщиков;
- законодательное регулирование цены и др.
В рамках технологий стратегического планирования SWOT-анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, как инструмент формирования и реализации стратегий. Обычно информация для его проведения собирается в соответствии с классическими моделями PEST, TELESCOPIC OBSERVATIONS, Портера и т. д. [3].
Каждый SWOT уникален и может включать несколько элементов, которые в зависимости от восприятия лиц, принимающих решения, могут оказаться как силами, так и слабостями (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
I-----
МтарнетЗа ty,
—г- *гт У '
I
51
ОВЧАРЕНКО Людмила Юрьевна, студентка,
Инст итут эконом ики иуправления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
52
Рассмотрим пример SWOT-анализа организации ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ. Для исследования среды его функционирования нами сформирована модель, включившая следующие факторы (табл. 1):
F1 - Маркетинговые факторы F2 - Технологические факторы F3 - Ресурсные факторы F4 - Трудовые факторы F5 - Экологический фактор
Таблица 1 - Модель оценок факторов функционирования ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ для SWOT-анализа
Каждый из параметров сил, слабостей, возможностей и угроз оценивается количественно. Для этого используются следующие показатели [3]:
Z - наблюдаемое значение воздействия или влияние;
P - определенность суждения о наблюдаемом значении;
V - значимость параметра, которая определяется как:
V=Z*P
В итоге каждой отдельной SWOT-ячейке дается количественная оценка как сумма всех параметров:
u=Zv.
Итоги оценки параметров SWOT-матрицы для ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ приведены в таблице 2.
Парамет- F1 F2 F3 F4 F5
ры Маркетинго- Технологи- Ресурс- Трудовые Экологиче-
SWOT- вые ческие ные пока- показате- ская политика
анализа показатели показатели затели ли
S S1 S2 S3 S4 S5
W W1 W2 W3 W4 W5
O O1 O2 O3 O4 O5
T T1 T2 T3 T4 T5
Таблица 2 - МатрицаSWOT-анализа
S (силы) U=3,06 W (слабости) U= 1,89
S1 Маркетинговые показатели: W1 Маркетинговые показатели:
- ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» НЛПУМГ является мощным Z=0,9 - тяжелая региональная структура. Z=0,8
производственно-хозяйственным комплексом, являющимся одним из крупнейших в единой системе газоснабжения России, филиал входит P=0,8 P=0,5
в состав дочерних обществ ОАО «Газпром»; - предприятие транспортирует и поставляет газ потребителям юга России, странам Закавказья и в Турцию. V=0,72 V=0,4
S2 Технологические показатели: Z=0,9 W2 Технологические показатели: Z=0,7
- разветвленная система добычи, транспортировки и сбыта газа; - использование компримированного (сжатого) газа в качестве моторного P=0,6 - постепенно устаревающая техника. P=0,7
топлива. V=0,54 V=0,49
S3 Ресурсные показатели: W3 Ресурсные показатели:
внутренние - располагает мощными запасами природного газа; Z=0,9 - применение агрессивных методов Z=0,5
- обширная ресурсная база создает предпосылки для роста добычи газа P=0,5 повышения нефтеотдачи привело к P=0,5
филиалом в долгосрочной перспективе. V=0,45 тому, что в настоящее время наблюдается снижение темпов добычи. V=0,25
S4 Трудовые показатели: Z=0,9 W4 Трудовые показатели: Z=0,9
- большое внимание уделяется работе с молодёжью, наряду со стажировками P=0,8 -громоздкий управленческий P=0,5
молодых специалистов, пришедших на предприятие после окончания учебных аппарат;
заведений, организуется производственная практика студентов вузов; V=0,72 - ориентация менеджмента на V=0,45
- переподготовка сотрудников. решение государственных задач.
S5 Экологическая политика: W5Экологическая политика:
- на предприятии успешно действует система производственного Z=0,9 - так как предприятие работает с Z=0,8
экологического мониторинга (ПЭМ), которая следит за состоянием дел P=0,7 газом, а он взрывоопасен, то из-за P=0,6
окружающей среды. V=0,63 утечек может произойти взрыв и пожар; - даже самый небольшой выброс газа в атмосферу может нанести огромный вред окружающей среде. V=0,56
O (возможности) U=2,21 T (угрозы) U=2,98
O1 Маркетинговые показатели: Z=0,6 T1 Маркетинговые показатели: Z=0,9
- возможность выбора поставщиков прискваженного оборудования. P=0,3 - возникновение новых конкурентов. P=0,8
V=0,18 V=0,72
O2 Технологические T2 Технологические показатели: Z=0,7
показатели: Z=0,4 -старение технологий добычи газа, P=0,7
- замена старого оборудования связи с появлением более современного P=0,3 из-за устаревающего оборудования V=0,49
V=0,12
эинтэна O3Ресурсные показатели: - максимально рациональное использование природных ресурсов; 13Ресурсные показатели:
- поиск и разработка новых месторождений. Z=0,9 - истощение ресурсов на территории Z=0,9
P=0,8 Ставропольского края. P=0,8
V=0,72 V=0,72
Продолжение табл. 2
04Трудовые показатели: Т4Трудовые показатели:
-обучение молодого персонала; Z=0,8 - уход квалифицированных Z=0,7
- обучение вторым смежным профессиям; P=0,6 работников за рубеж и другие P=0,7
- переподготовка и обучение работников в собственном учебном корпусе, повышение квалификации. V=0,56 предприятия . V=0,49
05Экологическая политика: Т5Экологическая политика:
- возможность привлечения филиалом специализированныхфирм для Z=0,9 - в случаи каких-либо военных Z=0,8
совместного контроля за окружающей средой. P=0,7 действий на территории тех государств, которым поставляет P=0,6
V=0,63 филиал газ произойдётслучайный подрывгазопровода, вследствие чего будет нанесён огромный вред окружающей среде. V=0,56
ГЧ
Итак, из SWOT-анализа предприятия ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" НЛПУМГ можно сделать вывод, что у него достаточно много сильных сторон, филиал является одним из крупнейших в единой системе газоснабжения России, в нём хорошо развита экологическая и трудовая политика. Главной слабой стороной является то, что в компании постепенно устаревает техника. К возможностям можно отнести то, что компания может привлекать другие фирмы для совместного решения каких-либо вопросов, а крупной угрозой является то, что на территории, подвластной филиалу, могут закончиться ресурсы.
ГЧ
Примечания:
1. Блохина Т. Южная магистраль: к 50-летию Невинномысско-го ЛПУМ / Николай Блохин. - Ставрополь: Газпром трансгаз Ставрополь, 2010. - 424 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.-5-е изд.,стер.-М.: ИНФРА-М,2011. -576с. -Гриф: Рек. МО для эконом. спец. - Библиогр.: с. 569-574.
3. Бережная Е.В. Формирование конкурентных позиций регионального транспортного комплекса и разработка стратегий его развития в условиях экономических рисков / Е.В.Бережная, О.В. Бережная // Вестник Института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2010. -№ 13. - С. 27-40.
4. http://stavropol-tr.gazprom.ru.
О"
\
<с
I
53
SWOT-ANALYSIS ASASTRATEGIC NEED FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS Ponomareva Elena Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor,
E-mail: [email protected]
TsaplevaAnastasiaAlexandrovna, Student,
E-mail: heron 93@yandex. ru Borisenko Maria Yuryevna, Student,
E-mail: [email protected]
Chair of Economics and Technology Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
The article examines the theoretical and practical aspects of the SWOT-anaiysis as a strategic necessity in modern education an example "Nevinnomyssky State Humanitarian Institute".
Keywords: SWOT-analysis; internal environment; external environment; opportunities; threats; education; planning.
SWOT-АНАЛИЗ KAKCTPA ТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Встатьерассматриеаютсятеоретическиеипрактическиеаспекты SWOT-анализа какстратегической необходимости в современном образовании на примере ТОУВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт".
Ключевые слова: SWOT-анализ; внутренняя среда; внешняя среда; возможности; угрозы; образование; планирование.
УДК 331
© Пономарева Е.А., 2014 © ЦаплеваА.А.,2014 © Борисенко М.Ю., 2014
Качественное, современное образование - это залог устойчивого развития России, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России [5].