Научная статья на тему 'Связь трудностей в овладении иностранным языком с самоактуализацией студентов'

Связь трудностей в овладении иностранным языком с самоактуализацией студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соселия И. Л., Чеботарёва Е. Ю.

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования связи мотивационных трудностей, возникающих у студентов в овладении иностранным языком, с уровнем их самоактуализации (вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и метапотребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности). Рассматривается также связь уровня самоактуализации с успеваемостью студентов в области иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection of difficulties in foreign language mastering with self-actualization of students

In the article results of the empirical research of connection of the motivational difficulties arising at students in foreign language mastering with a level of their self-actualization are discussed. Also connection of a level of self-actualization with progress of students in foreign language studying is considered.

Текст научной работы на тему «Связь трудностей в овладении иностранным языком с самоактуализацией студентов»

СВЯЗЬ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ С САМОАКТУАЛИЗАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ

И.Л. Соселия

Кафедра иностранных языков № 4 Института иностранных языков Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Е.Ю. Чеботарёва

Кафедра дифференциальной и социальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования связи мотивационных трудностей, возникающих у студентов в овладении иностранным языком, с уровнем их самоактуализации (вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и метапотребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности). Рассматривается также связь уровня самоактуализации с успеваемостью студентов в области иностранного языка.

В настоящее время в России и в мире активно обсуждается модернизация образования на компетентностной основе (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, Б.Д. Эльконин и др.). Модель компетенций связывает образование с будущей профессиональной деятельностью студентов, так как многие современные процедуры управления персоналом в бизнесе, в том числе отбор и оценка персонала, строятся на основе данной модели.

Чтобы стать эффективным специалистом и полноценным членом современного общества, студент должен самостоятельно, сознательно и целенаправленно выстраивать стратегию своего профессионального развития и всей жизни. Он должен максимально использовать потенциал собственной личности, постоянно заниматься личностным развитием и самосовершенствованием. В таком случае у студента формируется сильная позитивная внутренняя мотивация и мотивация к профессиональному становлению. И каждый учебный предмет им будет рассматриваться не только с точки зрения непосредственного интереса к нему, но и с точки зрения вклада данного предмета в общую структуру профессионализма, роли этого предмета в будущем жизненном успехе.

Мы провели эмпирическое исследование с целью изучения связи самоактуализации студентов с трудностями мотивационного характера, возникающими у них в процессе овладения иностранным языком (ИЯ).

Исследование проводилось на базе Института иностранных языков и общеобразовательных дисциплин РУДН. В нем приняли участие 94 студента, обучающихся на инженерных специальностях, из них 43 девушки и 51 юноша. Возраст испытуемых 17-18 лет. Все испытуемые изучали английский язык по интенсивной программе.

Студентам было предложено заполнить составленный нами опросник о трудностях овладения иностранным языком. Для оценки успеваемости студентов по английскому языку мы выводили средний балл из двух экзаменационных оценок по данному предмету (за первый и второй семестр). Для изучения самоактуализации студентов применялся тест измерения уровня самоактуализации личности Ю.Е. Алёшиной.

Анализ трудностей мотивационного характера, возникающих у студентов при изучении иностранного языка (ИЯ), показал, что сильнее всего процесс овладения иностранным языком осложняют имеющиеся у студентов негативные установки в отношении данного предмета или собственных языковых способностей. На втором месте стоит тесно связанный с установками фактор неадекватной самооценки и уровня притязаний. Третье место занимают трудности, связанные со спецификой иностранного языка как учебного предмета. Многим студентам трудно настроиться на используемые при обучении ИЯ игровые методы. Студенты опасаются выглядеть глупо, стесняются выполнять необычные игровые задания, совершать непривычные мимические движения, необходимые для овладения правильным произношением иноязычных звуков.

В наименьшей степени осложняют процесс овладения ИЯ отношение студентов к преподавателю и тот фактор, что изучение языка не связывается студентами с их актуальными потребностями или жизненными целями.

Статистически значимых различий в уровне трудностей между юношами и девушками выявлено не было.

Уровень самоактуализации опрошенных студентов в целом средний. К высокому уровню (60 баллов) исследуемая группа в целом приближается только по параметру самоуважения, то есть студенты в основном уверены в себе, признают и ценят свои достоинства, считают, что могут полагаться на свои способности и качества. На втором месте в данной группе находится параметр ценностных ориентаций. Это означает, что студенты в основном разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности: у них есть четкие убеждения в отношении главных человеческих ценностей, они верны своим принципам, социально ориентированы, хорошо осознают и максимально реализуют свою индивидуальность. Менее всего в данной выборке выражена творческая направленность.

Для выявления связи уровня самоактуализации студентов с трудностями, возникающими у них в процессе овладения языком, мы применили метод ранговых корреляций Спирмена (табл.).

В результате статистического анализа обнаружены многочисленные статистически значимые связи как общего уровня самоактуализации, так и отдельных ее параметров с уровнем различных трудностей в овладении ИЯ, а также с успеваемостью студентов по ИЯ. Почти все выявленные статистически значимые связи отрицательны, то есть студенты с высоким уровнем самоактуализации в целом испытывают меньше трудностей мотивационного характера в овладении ИЯ, но при этом добиваются в нем меньших успехов.

Наибольшее число связей показатели уровня самоактуализации обнаруживают с трудностями, связанными со страхом отвержения и с отношением к преподавателю.

Так, страх отвержения, то есть болезненная чувствительность студентов к критике, психологический барьер, связанный с опасениями совершить ошибку, вызвать насмешки, неодобрение преподавателя и одногруппников, отрицательно связан с общим уровнем самоактуализации; а также с такими аспектами, как «поддержка», то есть относительная независимость от мнения окружающих; выраженность ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности (см. описание выше); гибкость поведения (умение адаптироваться к ситуации); сензитивность к себе (хорошее осознание своих потребностей, состояний, поступков), самоуважение; контактность (способность устанавливать и поддерживать с людьми субъект-субъектные отношения) и креативность (творческая направленность). Очевидно, что этот набор качеств придает человеку уверенность в себе, делает его самооценку более устойчивой, независящей от отдельных ситуаций, способствует установлению более глубоких контактов с другими людьми, позволяющих точнее оценивать их отношение к себе и не опасаться их отвержения из-за неудач в процессе обучения. Они активнее сотрудничают с окружающими, охотнее просят о помощи и принимают ее и, конечно, не стесняются рисковать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Ведь невозможно овладеть иноязычной коммуникацией, не вступая в эту коммуникацию.

Трудности, связанные с неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, отрицательно коррелируют с параметрами ценностных ориентаций и креативности. Понятно, что студенты, разделяющие ценности самоактуализирующиейся личности (см. описание ниже), имеют более адекватную самооценку и достаточно высокий, но при этом реальный уровень притязаний. Такие студенты более уверены в своих способностях, они реже прибегают к примитивным способам психологической самозащиты и поэтому не ищут оправдания своим неудачам в окружающих или обстоятельствах. Уверенность в себе позволяет им рационально оценить свои недостатки и работать над их устранением и самосовершенствованием. Также они трезво оценивают свои актуальные возможности и поэтому ставят достижимые ближайшие цели, позволяющие им чаще переживать ситуацию успеха, меньше разочаровываться и поэтапно продвигаться к достижению все более серьезных результатов. Творческая направленность студентов, видимо, также формирует у них привычку ставить и достигать цели, разрабатывать адекватные стратегии достижения. И такой навык они успешно переносят на процесс овладения ИЯ.

Таблица. Корреляции видов трудностей в овладении иностранным языком с уровнем самоактуализации студентов

Вид трудностей Ориентация во времени Поддержка Ценностная ориентация Г ибкость поведения Сензитив- ность Спонтан- ность Само- принятие Само- уважение Предст. о прир. чел. Синергич- ность Принятие агрессии Контакт- ность Познавательная потрбность Креатив- ность Общий уровень

Установки -0,01 -0,16 -0,15 -0,10 -0,02 -0,13 -0,01 -0,11 -0,11 0,02 -0,08 0,15 -0,09 0,15 0,15

Удовлетворение потребностей 0,10 л і Л 1 ^ А АА А Г\Л 0,09 -0,09 -0,12 -0,14 0,05 0,06 0,10 -0,04 0,16 0,10

Страх отвержения -0,12 Щ&- гШ -022 н Я§ -0711 -0,13 -0,08 -0,13 -0,13 А-' ~ •о;з5

Продолжение таблицы

Уровень притязаний 0,15 -0,02 -- -'■'Щ 0,01 0,00 -0,09 0,16 -0,03 -0,13 -0,10 0,03 0,15 -0,06 * № 0.08

Отношение к преподавателю 0,07 -0,17 -0,14 -0,06 -0,04 -'А : шШВЩ 0,18 -0,17 0,03 02*

Отношение к предмету 0,01 -0,06 -0,08 -0,05 0,08 -0,02 0,04 -0,04 -0,07 0,14 0,09 0,01 -0,09 0,09 0,01

Отношение к игре 0,09 0,14 0,12 0,14 -0,08 -0,02 0,16 0,13 0,11 0,11 0,06 0,04 -0,14 0,09 0,11

Г отовность к сотрудничеству 0,07 -0,07 8р$ -0,02 -0,09 -0,07 -0,16 -0,16 0,01 0,07 0,11 -0,14 0,10 0,13

Общий балл 0,03 -0,16 -0,16 -0,13 -0,02 -0,03 -0?14 0,00 0,02 0,15

Успеваемость -0,11 Я |-0,14 -0,11 -0,02 -0,19 -0,15 -0,11 - 0,05 -0,01 г * т №

Примечание: значимые корреляции выделены, уровень значимости р<0,05

Трудности, связанные с негативным отношением к преподавателю, отрицательно коррелируют с общим уровнем самоактуализации, а также с такими аспектами, как ценностные ориентации, спонтанность, самоуважение, адекватное представление о природе человека (позитивное отношение к людям, способность принимать их такими, какие они есть), синергичность (целостное восприятие мира и людей, понимание связанности противоположностей). Все перечисленные качества позволяют студентам принимать преподавателей такими, какие они есть, не строить в отношении них неадекватных ожиданий, точнее оценивать их психологические особенности и поступки. Соответственно, учебный процесс не осложняется негативными переносами. Ведь отношения с преподавателем при обучении ИЯ особенно важны, так как преподаватель служит образцом для подражания в иноязычной речевой деятельности и студентам трудно подражать человеку, которого они не уважают, которому не доверяют и т.п.

Однако такой параметр самоактуализации, как принятие агрессии (признание своего права проявлять негативные чувства социально приемлемыми способами), положительно связан с трудностями из-за негативного отношения к преподавателю. Возможно, студенты, в большей степени принимающие свое раздражение, гнев и агрессию, чаще «позволяют себе» испытывать негативные чувства в отношении преподавателя. Также негативное отношение у таких людей может быть способом оправдания своих неудач в овладении языком, перекладыванием вины за неудачи с себя на преподавателя. В любом случае, негативное отношение к преподавателю может значительно осложнять процесс овладения иностранным языком.

Трудности, возникающие из-за неспособности студента к сотрудничеству с группой, отрицательно связаны с независимостью ценностей и поведения студентов от воздействия окружающих (шкала поддержки) и гибкостью поведения. Измеряемая данной шкалой независимость не означает конфронтации с группой или враждебности к окружающим, это, скорее, способность устанавливать в отношениях оптимальный баланс близости-отдаленности, позволяющий и самому человеку, и окружающим чувствовать себя наиболее комфортно во взаимоотношениях. Естественно, что способность устанавливать такие отношения

в сочетании с гибкостью поведения, умением точно оценивать ситуации и гибко под них подстраиваться, меняя свое поведение, но не отступая при этом от основополагающих принципов, предотвращает возникновение любых трудностей, связанных с умением взаимодействовать с людьми, сотрудничать.

Общий уровень самоактуализации с успеваемостью связан отрицательно. Возможно, это обусловлено тем, что уровень самоактуализации в выборке, принимавшей участие в исследовании, был средний, и, может быть, данные студенты не вполне осознали роль иностранного языка в своей будущей профессиональной карьере и жизни. Поэтому, считая ИЯ второстепенной дисциплиной, они хорошо приспосабливаются к процессу обучения и не испытывают в нем больших трудностей, но не прилагают достаточно усилий, чтобы достичь максимальных результатов.

Объяснение такой корреляции может быть связано также со способом выставления оценок. Известно, что современная система оценивания знаний, умений и навыков, используемая в школах и вузах, не вполне адекватно отражает уровень сформированности компетенций. Не случайно статистика показывает, что лучшими студентами вузов становятся не те, кто был отличником в школе, а крепкие хорошисты; так же как и больших успехов в профессиональной деятельности добиваются не те студенты, которые закончили вуз с красным дипломом. Иными словами, полученный нами результат может отражать нацеленность студентов с высоким уровнем самоактуализации не столько на получение отличных оценок, сколько на овладение иноязычной коммуникацией (общением). К сожалению, в нашем исследовании последний параметр не измерялся.

Как показано выше, шкала поддержки отражает степень независимости ценностей и поведения испытуемых от внешних воздействий. Поскольку овладение иноязычной речью связано отчасти с подражанием, копированием речевых моделей, видимо, высокая степень независимости не позволяет студентам полностью принять этот прием процесса овладения ИЯ. Шкалы представления о природе человека и принятия агрессии связаны со шкалой самопринятия. Очевидно, что человек, принимающий себя вне зависимости от успешности собственных действий и оценки окружающих, в меньшей степени стремится к высоким оценкам, для него важнее внутренний комфорт, уверенность в своей возможности использовать изучаемый язык для общения на должном уровне. Креативность, видимо, также связана с мотивацией овладения ИЯ, отличной от получения хороших оценок. Творчески ориентированные студенты могут чаще выбирать для себя более сложные или необычные задания, экспериментировать, рисковать, используя оригинальные, а не хорошо заученные слова и речевые конструкции. Таким образом, они чаще допускают ошибки, их общая оценка может снижаться.

Трудности мотивационного характера в овладении иностранным языком в основном отрицательно связаны с уровнем самоактуализации студентов. Большинство параметров самоактуализации отрицательно коррелируют с трудностями, возникающими из-за страха отвержения или из-за негативного отношения к преподавателю. Некоторые аспекты самоактуализации также отрицательно связаны с трудностями в овладении иностранным языком, возникающими из-за неадекватной самооценки студентов и уровня их притязаний,

а также из-за неспособности студентов к сотрудничеству. Положительная связь выявлена только между принятием агрессии и трудностями в связи с негативным отношением к преподавателю.

Хотя студенты с высоким уровнем самоактуализации в целом испытывают меньше мотивационных трудностей в овладении языком, их успеваемость в среднем ниже, чем у студентов с более низким уровнем самоактуализации. Возможно, это связано с тем, что студенты с высоким уровнем самоактуализации не столько ориентированы на получение оценок, сколько на получение интеллектуального удовлетворения от учебного процесса или от процесса иноязычного общения.

CONNECTION OF DIFFICULTIES IN FOREIGN LANGUAGE MASTERING WITH SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS

I.L. Soseliya, E.Y. Chebotaryova

Department of foreign languages of Institute of Foreign Languages Peoples’ friendship university of Russia MuKnyxo-Maklaya str. 6, 117198 Moscow, Russia

Department of differential and social psychology Peoples’ friendship university of Russia Muxjiyxo-Maklaya str. 6, 117198 Moscow, Russia

In the article results of the empirical research of connection of the motivational difficulties arising at students in foreign language mastering with a level of their self-actualization are discussed. Also connection of a level of self-actualization with progress of students in foreign language studying is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.