Научная статья на тему 'Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком'

Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / УСПЕВАЕМОСТЬ / УРОВЕНЬ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDENTS / PROGRESS / LEVEL OF DIFFICULTIES IN MASTERING BY A FOREIGN LANGUAGE / BEHAVIOUR TENDENCIES IN GROUP / SELF-ACTUALISATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соселия И. Л.

В статье анализируется общая характеристика мотивации студентов-инженеров, успеваемость и уровень трудностей в овладении иностранным языком, тенденции поведения в группе и самоактуализация студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of the students and psychological difficulties wehn learning foreign languages

The article discusses general characteristics of motivation of the engineer students, their success and level of difficulties when learning foreign languages, as well as tendencies of their behavior in the group and self actualization.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком»

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

И.Л. Соселия

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется общая характеристика мотивации студентов-инженеров, успеваемость и уровень трудностей в овладении иностранным языком, тенденции поведения в группе и самоактуализация студентов.

Ключевые слова: мотивация студентов, успеваемость, уровень трудностей в овладении иностранным языком, тенденции поведения в группе, самоактуализация студентов.

Проблема обучения иностранному языку в условиях преобразующегося общества, усиления межкультурного взаимодействия и плотности социально-экономических связей имеет в наши дни особую актуальность. Советом Европы владение технологиями устного и письменного общения на разных языках признано одной из ключевых компетенций современного специалиста. Данная компетенция важна не только для специалистов гуманитарного профиля, но и для тех специалистов, профессиональная деятельность которых непосредственно с коммуникацией не связана. В частности, существенное изменение содержания профессиональной деятельности современного инженера, требующее от него не только полного усвоения научно-технических знаний, но и умения осмысливать приобретенную информацию для своевременного принятия правильных решений, адаптации их к нуждам отечественного производства, актуализирует проблему приобщения будущих специалистов к самостоятельному использованию специальной научно-технической литературы на иностранном языке.

В статье рассматриваются общая характеристика мотивации студентов-инженеров, успеваемость и уровень трудностей овладения иностранным языком, тенденции поведения в группе и самоактуализация студентов-инженеров, а также гендерные особенности этих параметров.

Использовались эмпирические методы: тестирование, анкетирование, а также методики диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан), мотивации аффи-ляции (А. Мехрабиан в модификации М.Ш. Магомед-Эминова), «Оценка потребности в одобрении» (П. Крауно и А. Марлоу), диагностики интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина), «^-сортировка: диагностика основных тенденции поведения в реальной группе» (В. Стефансон), диагностики социальной эмпатии; методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин), тест измерения уровня самоактули-зации личности (Ю.Е. Алёшина), разработанная нами анкета для оценки трудностей в процессе овладения иностранным языком.

Также в статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации, тенденций поведения в группе и самоактуализации студентов-инженеров в зависимости от уровня трудностей овладения иностранным языком; выявлена факторная структура мотивации и трудностей овладения иностранным языком в целом по выборке, а также по разным уровням трудностей.

В результате анализа полученных данных эмпирического исследования выявлено следующее. Студенты-инженеры в процессе овладения иностранным языком имеют наиболее выраженные трудности, связанные с преодолением негативных установок по поводу своей способности изучать языки, уровнем притязаний, игровыми методами обучения иностранному языку, а так же со страхом отвержения и высокой чувствительности к критике со стороны преподавателя и сокурсников (рис. 1).

Рис. 1. Трудности студентов в овладении иностранным языком

Изучение мотивации студентов (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что мотивационной сфере личности у студентов-инженеров в большей степени преобладают такие мотивы как мотивация достижения, мотивация одобрения, стремление к принятию, избегание неудач и ориентация на сотрудничество. Абсолютное большинство (98%) набрали средние или высокие баллы по уровню выраженности социальной эмпатии.

Таблица 1

Мотивация студентов

Виды мотивов Среднее Медиана Респонденты,набравшие

низкие баллы средние баллы высокие баллы

Мотивация достижения 126,88 127 2% 90,5% 7,5%

Мотивация одобрения 9,85 10 15% 67% 18%

Личные интересы 9,79 9 57% 43% 0%

Сотрудничество 11,31 11 48% 50% 2%

Маргинальная ориентация 9,91 10 55% 45% 0%

Стремление к принятию 131,97 131 1% 79% 20%

Страх отвержения 126,91 127 10% 85% 5%

Социальная эмпатия 21,86 22 2% 40% 58%

Наиболее значимыми мотивами обучения в вузе для этих студентов является стремление стать квалифицированным специалистом, успешность профессиональной деятельности, получение диплома и наличие прочных знаний. Группа лидирующих мотивов указывает на то, что студенты-инженеры ясно представляют свои профессиональные цели и пути их достижения через обучение в вузе.

По тенденциям поведения в группе (рис. 2) наиболее ярко и однозначно выражена ориентация на общение, при отрицательных значениях тенденции необщительности. Две другие тенденции (зависимость-независимость и избегание-принятие борьбы) более противоречивы.

Рис. 2. Тенденции поведения в группе

Установки на зависимость и независимость в исследуемой группе студентов представлены примерно одинаково с небольшим преобладанием ориентации на независимость. Тенденция к зависимости в данном случае понимается как внутреннее стремление человека к принятию групповых стандартов и ценностей. Можно предположить, что здесь проявилась характерная для юношеского возраста тенденция стремления к независимости от взрослых, с одной стороны, и конформизма по отношению к сверстникам — с другой.

Показатели избегания и принятия борьбы имеют нулевое или отрицательное значения соответственно. При сравнении средних значений заметно преобладание позиции избегания борьбы. Можно предположить, что студенты в нашей выборке не принимают борьбу, но и не признают, что избегают ее. Возможно, это объясняется тем, что в студенческих коллективах бунтарство, негативизм часто считаются социально желательными качествами. Поэтому студенты, не склонные к противостоянию, все же не признают (по крайней мере явно) установку на избегание борьбы.

Уровень самоактуализации у опрошенных студентов-инженеров средний (табл. 2). Наиболее выражены следующие параметры самоактуализации: самоуважение, ценностная ориентация, сензитивность, синергичность, принятие агрессии, спонтанность. Они уверены в себе, способны ценить свои достоинства, в основном разделяют ценности самоактуализирующейся личности, способны принимать спонтанные решения и хорошо отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах. Окружающий мир и людей они воспринимают целостно, в единстве проти-

воположностей, с пониманием диалектичности бытия. В целом студенты-инженеры способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.

Таблица 2

Оценка значимости различий в уровне самоактуализации студентов с высоким, низким и средним уровнем трудностей

Шкала Среднее значение 1- 3 1- -2 2- -3

низкий уровень трудностей средний уровень трудностей высокий уровень трудностей t Р t Р t Р

1 / п = 31 2 / п = 32 3 / п = 31

Ориентация во времени 46,30 43,57 44,21 0,53 0,60 0,72 0,48 -0,15 0,88

Поддержка 49,42 46,39 44,45 2,56 0,01 1,47 0,15 0,83 0,41

Ценностные ориентации 62,58 56,25 52,74 2,30 0,02 1,46 0,15 0,78 0,44

Гибкость поведения 49,33 51,04 45,97 0,99 0,33 -0,45 0,65 1,36 0,18

Сензитивность 51,86 53,13 50,12 0,35 0,73 -0,31 0,76 0,58 0,56

Спонтанность 53,46 51,34 47,47 1,60 0,12 0,59 0,56 0,95 0,35

Самопринятие 47,77 44,94 45,16 0,57 0,57 0,75 0,45 -0,05 0,96

Самоуважение 65,16 58,54 53,33 2,77 0,01 1,50 0,14 1,05 0,30

Представления о природе человека 49,35 53,44 47,74 0,37 0,71 -0,95 0,35 1,25 0,22

Синергичность 49,77 54,46 50,69 -0,20 0,84 -1,13 0,26 0,84 0,40

Принятие агрессии 52,02 50,59 52,22 -0,05 0,96 0,37 0,71 -0,35 0,73

Контактность 50,97 48,44 42,90 2,09 0,04 0,72 0,48 1,51 0,14

Познавательная потребность 50,15 57,10 41,94 1,97 0,05 -0,62 0,54 1,35 0,18

Креативность 46,54 39,29 37,79 2,12 0,04 1,80 0,08 0,37 0,71

Среднее значение 51,76 50,61 46,91 2,23 0,03 0,91 0,37 1,17 0,25

По параметрам самоактуализации также были выявлены некоторые тендерные различия. Юноши значительно чаще, чем девушки, проявляют гибкость в поведении, т.е. они быстрее реагируют на изменяющуюся ситуацию, проявляют большую гибкость в реализации своих ценностей, позволяют себе не зависеть от мнения окружающих. Возможно, это связано с тем, что девушки более ориентированы на социально одобряемое поведение и реже нарушают принятые в обществе нормы.

Выявлены следующие различия между группами с высоким и низким уровнем трудностей в овладении иностранным языком.

У студентов с низким уровнем трудностей значительно сильнее выражена мотивация достижения и мотивация одобрения, а у студентов с высоким уровнем трудностей — маргинальная ориентация, т.е. склонность подчиняться обстоятельствам, импульсивность поведения, инфантилизм (табл. 3).

Таблица 3

Оценка значимости различий в мотивационной сфере студентов с высоким, низким и средним уровнем трудностей

Виды мотивов Средние значения 1—3 1—2 2—3

низкий уровень трудностей средний уровень трудностей высокий уровень трудностей г Р г Р Т Р

1 /п = 31 2 / п = 32 3 / п = 31

Стремление к принятию 131,16 131,00 133,77 -0,53 0,60 0,04 0,97 -0,57 0,57

Страх отвержения 123,94 127,59 129,19 -0,81 0,42 -0,75 0,45 -0,26 0,80

Мотивация достижения 129,87 132,38 118,23 2,72 0,01 -0,53 0,60 3,28 0,00

Личн. интересы 9,26 9,59 10,52 -1,67 0,10 -0,44 0,66 -1,37 0,18

Сотрудничество 11,58 12,00 10,32 1,26 0,21 -0,44 0,66 2,01 0,05

Маргинальная ориентация 9,42 9,44 10,90 -1,98 0,05 -0,02 0,98 -1,77 0,08

Социальная эмпатия 22,10 21,75 21,74 0,25 0,81 0,24 0,81 0,01 1,00

Мотивация одобрения 11,00 9,72 8,84 2,51 0,01 1,51 0,14 1,34 0,19

Студенты с низким и высоким уровнем трудностей в овладении иностранным языком статистически значимо различаются по общему уровню самоактуализации (см. табл. 2). В частности, студенты с низким уровнем трудностей в большей степени, чем студенты с высоким уровнем, разделяют ценности самоактуализирующейся личности. Они относительно независимы в своих ценностях и поведении от воздействий окружающих, у них преобладает внутренний локус контроля, они больше ценят свои достоинства, уважают себя, в большей степени обладают способностью к быстрому установлению глубоких контактов с людьми (субъект-субъектным отношениям); у них сильнее выражены познавательные потребности и творческая направленность.

Высокий уровень трудностей в овладении языком отрицательно связан с успеваемостью по иностранному языку. На успеваемости в первую очередь отрицательно сказывается негативное отношение к преподавателю и к самому изучаемому языку. Однако в общей структуре трудностей именно эти показатели выражены менее всего, что и отражается в высокой успеваемости в целом по группе (средний балл по успеваемости — 4,27). Кроме того, с общей успеваемостью отрицательно связан уровень самоактуализации студентов.

Корреляционный анализ показал, что имеются многочисленные связи различных трудностей в овладении языком с мотивацией студентов (табл. 4). Мотивации достижения и одобрения отрицательно связаны с различного рода трудностями в овладении иностранным языком. Эгоистичные, узколичные интересы имеют прямую связь с трудностями.

Таблица 4

Корреляции видов трудностей в овладении иностранным языком с мотивами студентов

Виды трудностей Моти- Стрем- Страх Лич- Сотруд- Марги- Социал Моти-

вация ление отвер- ные ничест- нальная ьная вация

одобрен. к при- жения инте- во ориен- эмпа- дости-

нятию ресы тация тия жения

Установки -0,15 0,01 0,04 0,22* -0,11 0,00 -0,01 -0,18

Удовлетворение -0,22* -0,22* 0,01 0,09 -0,13 0,10 -0,22* -0,21*

потребностей

Страх отвержения -0,22* 0,02 0,22* 0,11 -0,15 0,11 0,03 -0,24*

Уровень притязаний -0,26* -0,06 -0,05 0,08 -0,25* 0,19 -0,27* -0,13

Отношение -0,29* -0,04 0,05 0,12 -0,08 0,06 -0,21* -0,18

к преподавателю

Отношение -0,25* 0,03 0,00 0,08 -0,12 0,06 -0,05 -0,18

к предмету

Отношение к игре 0,01 0,15 0,21* 0,13 -0,10 0,07 0,09 0,08

Готовность -0,24* 0,06 0,06 0,08 0,00 -0,07 -0,03 -0,09

к сотрудничеству

Общее -0,27* -0,02 0,02 0,21* -0,12 0,07 -0,10 -0,26*

Успеваемость -0,01 0,03 0,03 -0,10 0,03 -0,03 0,07 0,10

В среднем положительная мотивация обучения в вузе (как внешняя, так и внутренняя) обратно связана с различными трудностями в овладении иностранным языком. В первую очередь это такие мотивы, как стремление быть успешным в профессиональной деятельности, желание быть примером для окружающих и продолжение обучения на следующих ступенях.

Высокий уровень самоактуализации в целом отрицательно связан с трудностями в овладении иностранным языком. Наибольшее число связей показатели уровня самоактуализации обнаруживают с трудностями, связанными со страхом отвержения и с отношением к преподавателю.

Студенты, разделяющие ценности самоактуализирующейся личности, имеющие творческую направленность, реже испытывают трудности, связанные с неадекватной самооценкой и уровнем притязаний.

MOTIVATION OF THE STUDENTS AND PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES WEHN LEARNING FOREIGN LANGUAGES.

I. L. Soseliya

Chair of Psychology and differential psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article discusses general characteristics of motivation of the engineer students, their success and level of difficulties when learning foreign languages, as well as tendencies of their behavior in the group and self actualization.

Key words: motivation of students, progress, level of difficulties in mastering by a foreign language, behaviour tendencies in group, self-actualisation of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.