Научная статья на тему 'Связь тела и души в медицине Лузитании , как пример в истории Западной и Восточной медицины'

Связь тела и души в медицине Лузитании , как пример в истории Западной и Восточной медицины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1028
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
душа / тело / медицина (Восточная / Западная) / Антониу Санчес

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паулу Мартинс

Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы в краткой форме привлечь внимание к опыту и практикам Восточной и Западной медицины в плане изучения взаимоотношений тела с душой в окружающем мире. Мы здесь приводим конкретный пример изучения связи между телом и душой в предметном анализе достижений Антониу Санчеса, яркого представителя медицины Лузитании; и мы делаем вывод, что отношения между телом и душой являются метафорой наших собственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь тела и души в медицине Лузитании , как пример в истории Западной и Восточной медицины»

СВЯЗЬ ТЕЛА И ДУШИ В МЕДИЦИНЕ ЛУЗИТАНИИ1, КАК ПРИМЕР В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

Паулу МАРТИНС2

РЕЗЮМЕ. Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы в краткой форме привлечь внимание к опыту и практикам Восточной и Западной медицины в плане изучения взаимоотношений тела с душой в окружающем мире. Мы здесь приводим конкретный пример изучения связи между телом и душой в предметном анализе достижений Антониу Санчеса, яркого представителя медицины Лузитании; и мы делаем вывод, что отношения между телом и душой являются метафорой наших собственных отношений. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: душа, тело, медицина (Восточная, Западная), Антониу Санчес

Содержание

Введение

Пример анализа связи души и тела в медицине Лузитании

Заключение

Введение

Этимологически слово «душа» происходит от еврейского nephesh, смысл жизни, от латинского ашти, что означает «то, что оживляет», и греческий рпеита, которое переводится как «дыхание» или «дыхание жизни». Различные культуры, Восточная и Западная, которые существовали на протяжении веков -они обе углубленно изучали вопрос о возможной взаимосвязи между телом и душой. Однако эта связь всегда казалась неясной, поскольку душа никем и никогда не наблюдалась, и, следовательно, не могла быть исследована в своем существовании.

С философской точки зрения душа определяется как та часть сущности, что участвует в божественных делах; все это признается в тех философских течениях, которые осмысливают смерть тела. Например, на Западе, гностики вызывают трансцендентный «встроенный» дух; также и греки [Бреммер, 1987],

1 Лузитания (лат. Ьшкаша) - древнеримская провинция, располагалась на большей части

территории сегодняшней Португалии и юго-западной Испании (части нынешней автономной области Испании Эстремадура, а также на территории провинций Саламанка и Авила). Столицей Лузитании был город Мерида (лат. Эмерита Августа); данные взятые из Википедии.

2 Межвузовский Центр Истории науки и техники, Нового университета Лиссабона, Капарика, ПОРТУГАЛИЯ.

как Платон [1975] (в «Федоне») предполагает бессмертие души и последовательные реинкарнации, в то время как Аристотель (в своем произведении «О душе») раскрывает нам учение о типах души (душа растительная, животная, человека), что противостоит позиции стоиков, кто отстаивает идею единой души.

Святой Августин [2012] (в своем произведении «О граде Божьем») утверждает, что человек - это душа с телом, или что душа - «рыцарь» тела. Декарт уже известен как защитник дуализма ума/души и тела, в то время как Кант [1998] (в «Критике чистого разума») утверждает, что существование души не было доказано разумом, поэтому «разум полагает бессмертие души». На Востоке, в частности в философии Индии [Дасгупта, 1997], душа определяется как «атман» или «Бытие», которая переживает смерть тела и имеет возможность перевоплотиться в другое тело; тогда как в Китае, в традиции тибетского Буддизма, существует шесть «психологических состояний» души в земной эволюции. Даосизм считает, что душа имеет чувствительную сторону (называемую ро), которая исчезает со смертью, и рациональную сторону (называемую хун), которая переживает смерть. Египтяне же и многие африканские племена утверждают, что существует дух опекуна, который остается с человеком на протяжении всей жизни, называемый ка, и который связан с физическим телом, га. Эту идею разделяют некоторые индейские племена, в которых существование души характеризуется индивидуальным духовным опытом.

У Аристотеля, душа (Psykhe) представляет собой жизненный принцип каждого живого существа, будь то растение, животное или человек, т.е. принцип, который оживляет тела живых существ. Поэтому анализ, проведенный им в «De Anima» [Lawson-Tancred, 2004] не имеет религиозного происхождения, но вместо этого предлагает физические / биологические и метафизические основания. Аристотель обсуждает вопрос о разделении и выживании души из тела, не вдаваясь в подробности. Его основополагающее утверждение состоит в том, что «eíSn ti koivov epi naoqç VUXHÇ Sei Xsysiv, ein av svTsXe%sia n прютп GÔ^aTOç фшжюи ópyaviKov», то есть, Стагирит определяет душу как «первую энтелехию естественного функционального [инструментального] органа [тела]». В этом смысле, и хотя термин «психология» был придуман только в XVI веке, но именно Аристотель, по мнению многих, является основателем психологии, как и многих других наук [Freudenthal, 1995]. Благодаря содержанию «О душе», были написаны восемь небольших трактатов, связанных с темой души (известное латинское название «Parva Naturalia»).

Что касается терминологии души в медицине, термин пневма был перемещен из легких в сердце (и назван жизненной силой), а затем трансформировался в печени (теперь известный как естественная сила) в 4 жидкости тела (черная желчь, желтая желчь, мокрота и кровь). Жизненная сила может генерировать новую жизнь или стать источником психических сил (интеллект и сознание). Доктрина пневмы была разработана Галеном, как

дополнение к теории 4 атрибутов, которые отстаивают концепцию единого Творца, а позднее принимается христианами, иудеями и мусульманами, как Святой Дух. Этот греческий врач утверждал, что пневма связана с душой [Galien, 1962]. Уже стоики утверждали, что здоровье души определяется правильным балансом сферы аффективных переживаний, другими словами, что причина болезни находится внутри человека. Парацельс привнес многое в развитие этого вопроса; он утверждал, что хороший врач должен обладать доброй душой (быть добродетельным человеком с хорошей моралью) - чтобы применять, без эгоизма, свои медицинские знания к существам, которые страдают.

Впоследствии концепция души, как представляется, оказывается связанной с изучением сознания [Frank, 2002]. Во-первых, это Джон Локк, применивший термин «интроспекция»; и Вильгельм Вундт, автор экспериментальной психологии, а затем и Джон Уотсон с его бихевиоризмом. У Фрейда изучение и структура «психики» как смысла «дыхания» означает и характеристику жизни, тогда как у Карла Юнга «психика» стала использоваться как синоним «души» (в разработке «теории коллективного бессознательного» и архетипов). Недавно на Западе появилась и так называемая интегративная медицина, которая утверждает правильную интеграцию между умом / душой и телом, чтобы иметь сбалансированное здоровье [Rolf, 2015]. Эта точка зрения используется восточными лекарственными практиками, начиная с незапамятных времен.

Пример анализа связи души и тела в медицине Лузитании

С середины XVIII века различные теории о человеческой природе, полученные из медико-философской области, побудили некоторых лузитанских врачей интерпретировать страсти человеческого тела как недостаточную проницательность души. Одним из этих врачей был Антониу Санчес (16991783), который написал книгу (диссертацию) на эту тему, под названием «О страстях души» [Sanches, 2003]. Эта работа была результатом как его исследований в медицине в Саламанке, так и тесного сотрудничества с Германом Бурхаавом, который упоминается в истории российского суда, между 1731 и 1747 гг.

Вопрос о взаимодействии между телом и душой анализируется в данной работе Антонио Санчеса, которая отличается от традиции Гиппократа-Галена. Последние утверждают, что происхождение человеческих страстей (коварных и унижающих достоинство) связано с дисбалансом тканевых жидкостей (humours), присутствующих в теле. Поэтому страсти тела имеют возможности изменять рациональные действия, выводя поведение из-под контроля человека. Таким образом, Антонио Санчес утверждает, что необходимо видеть страсти человеческого тела как «движения» души, которые стремятся взять «инструмент» - тело - и полностью реализовать его возможности на Земле.

Таким образом, Антонио Санчес предлагает реформу в медицинской практике, которая должна учитывать философское поле для полного исследования человеческой личности. Обычно философы и богословы

обращаются к изучению болезней души, в то время как врачи сосредотачиваются на болезнях тела, исключительно в физиологической перспективе. Антонио Санчес предлагает в своей работе синтез этих двух подходов, следуя примеру своего наставника, Бурхаава, который защищал парадигму «эклектического врача», и что соответствует предположениям Восточной медицины и целостному взгляду на здоровье человека, принимая во внимание связь тела с душой.

Выводы

В этом кратком эссе мы увидели, что изучение связи между телом и душой - это метафора, и мы можем перенести эти отношения на любые другие отношения, независимо от того, что это родственные или дружеские отношения / или отношения в браке. Здесь связь является такой же, как и у человека, запечатлеваясь и укорененяясь у него в душе и всей его жизненной истории, и являясь органической частью конституции всех его глубочайших воспоминаний и бытия в целом. Сама по себе жизнь этих нитей (связей) не имеет смысла, однако только через них мы и оказываемся в состоянии действительно соединяться и активизировать наши самые глубокие эмоции. Только через эти связи мы вносим изменения в жизни других людей, а другие люди меняют и нашу жизнь. Личные связи поднимают и выявляют самые могущественные силы нашей человечности.

Любовь, дружба и страсть по-прежнему остаются загадкой для научных исследований, хотя исследователи и понимают серии химических реакций, которые возникают в вашем мозгу; все же есть еще много вопросов, которые остаются без ответа, например как установить правильные человеческие отношения (почему мы легко устанавливаем отношения с одним человеком, и трудно с другим). Чем сильнее связь, тем сильнее отношения. Многие люди говорят, что уходят от (разрывают с) человеком, потому что якобы перестали работать в той же компании или переехали в другой город. Но если связи остаются истинными, то в какой-то момент эти люди будут воссоединены, как бы долго не приходил этот день.

Связь между телом и душой - это отношения более близкие (и более сильные!), чем те, что мы имеем [Bailey, 1996], потому что это встреча с нашей собственной сущностью или нашим реальным существованием. Эта встреча может занять много времени, но в качестве близких и сильных отношений это произойдет в конце концов, и тогда обе стороны почувствуют, что ничего не изменилось, несмотря на прошедшее время.

Литература

Aristotle. 2004. De Anima (On the Soul), Hugh Lawson-Tancred (transl.), Penguin UK.

Augustine. 2012. The City of God. Traduzido por William Babcock. New City Press.

Bailey, Alice.1996. A alma e o seu mecanismo. Editora Avatar. Bremmer, Jan. 1987. The Early Greek Concept of the Soul. Princeton University Press.

Dasgupta, Surendranath. 1997. A History of Indian Philosophy. Motilal Banarsidass. Frank, Manfred. 2002. "Self-consciousness and self-knowledge: on some difficulties

with the reduction of subjectivity". Constellations 9(3): 390-408. Freudenthal, Grad.1995. Aristotle's Theory of Material Substance: Heat andPneuma,

Form and Soul. Oxford: Clarendon Press. Galien, Claude. 1962. Epitome en Quatre Parties. Paris, 4 Tomes. Kant, Immanuel.1998. Kritik der reinen Vernunft. Meiner Verlag. Plato. 1975. Phaedo. Traduzido por David Gallop. Clarendon Press. Rolf, Eric. 2015. La medicina del Alma. Zenith.

Sanches, Antonio. 2003. Disserta?ao sobre as paixoes da alma. Universidade da Beira Interior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.