Научная статья на тему 'Трактат Галена De indolentia в контексте моральной философии'

Трактат Галена De indolentia в контексте моральной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
294
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философский журнал
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ГАЛЕН / DE INDOLENTIA / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ПЕЧАЛЬ / АНТИЧНАЯ МЕДИЦИНА / GREEK PHILOSOPHY / STOICS / EPICUREANS / GALEN / PRACTICAL ETHICS / DISTRESS / ANCIENT MEDICINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пролыгина Ирина Викторовна

Статья посвящена анализу недавно открытого трактата Галена Пергамского (129-216 гг.) «О том, что не стоит печалиться» (De indolentia) в контексте этической философии. Рассматриваются жанровые особенности этого текста, имеющие общие черты с жанром практической этики, распространенным в постэллинистической философии, и античным жанром утешения. Анализируется понятие λύπη в этике и медицине Галена, которое рассматривается в рамках дискуссии о способности управлять страстями души и учении Галена о влиянии эмоций на физиологическое состояние, в частности об эмоциях как болезнях души, требующих диагностики и лечения. Кроме того, рассматривается предлагаемый Галеном метод т. н. praemeditatio malorum futurorum в контексте стоической проблемы предупреждения развития страстей или аффектов, к которым относится и печаль. Также затрагивается скрытая полемика Галена с эпикурейским и стоическим учением о благе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Galen’s De indolentia from the standpoint of moral philosophy

This is a study of the recently discovered essay of Galen of Pergamon (ca. 129-216) On Freedom from Distress ( De indolentia ). The main points of interest are: which place this text occupies in Galen’s moral philosophy and how it is related both to contemporary Greek literature in the genre of practical ethics, which attained popularity in post-Hellenistic period, and to the ancient writings in the genre of consolation. A prominent place in both Galen’s moral reasoning and his medical theory is taken by the notion of λύπη (‘distress’). Reflecting on the ability of human soul to control its passions, Galen recognizes the impact human emotions have on the physiological state of the body: he represents emotions as diseases of the soul which require a diagnosis and a proper treatment. This explains the many parallels between Galen’s method of the so-called praemeditatio malorum futurorum and the Stoic doctrine of preventing passions or affections, to which distress also belongs. Finally, the new insight into Galen’s moral teaching resulting from the examination of the text of De indolentia helps to reveal the implicit polemics against the Epicurean and the Stoic doctrine of the Good.

Текст научной работы на тему «Трактат Галена De indolentia в контексте моральной философии»

Философский журнал The Philosophy Journal

2018. Т. 11. № 4. С. 171-179 2018, Vol. 11, No. 4, pp. 171-179

УДК 17.023.35 DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-4-171-179

И.В. Пролыгина

ТРАКТАТ ГАЛЕНА DE INDOLENTIA В КОНТЕКСТЕ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Пролыгина Ирина Викторовна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой латинского языка и основ терминологии. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова. Российская Федерация, 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1; e-mail: prolygina99@yandex.ru

Статья посвящена анализу недавно открытого трактата Галена Пергамского (129216 гг.) «О том, что не стоит печалиться» (De indolentia) в контексте этической философии. Рассматриваются жанровые особенности этого текста, имеющие общие черты с жанром практической этики, распространенным в постэллинистической философии, и античным жанром утешения. Анализируется понятие Хтап в этике и медицине Галена, которое рассматривается в рамках дискуссии о способности управлять страстями души и учении Галена о влиянии эмоций на физиологическое состояние, в частности об эмоциях как болезнях души, требующих диагностики и лечения. Кроме того, рассматривается предлагаемый Галеном метод т. н. praemedi-tatio malorum futurorum в контексте стоической проблемы предупреждения развития страстей или аффектов, к которым относится и печаль. Также затрагивается скрытая полемика Галена с эпикурейским и стоическим учением о благе. Ключевые слова: греческая философия, Гален, De indolentia, практическая этика, печаль, античная медицина

В своем автобиблиографическом сочинении De libris propriis (15, 1) Гален упоминает среди сочинений по этической философии небольшой трактат Пер! áAumag, «О том, что не стоит печалиться» (De indolentia). Долгое время этот текст считался утраченным, пока в 2005 г. он не был обнаружен А. Пье-тробелли в библиотеке монастыря Влатадон в Фессалониках. Его подлинность была установлена В. Будон-Мийо, и в скором времени вышло в свет editio princeps1, а затем критическое издание под редакцией Ж. Жуанна2.

Этот трактат содержит ценную информацию о философии и медицине поздней Античности, римских исторических событиях и римской топографии конца II в. н. э., текстуальной критике и издании античных книг, общественных и частных библиотеках, Второй софистике и биографии самого Галена. Сочинение «О том, что не стоит печалиться» написано в 193 г. н. э. в форме письма к другу, которое можно отнести к античному жанру утеше-

Boudon-Millot V. Un traité perdu de Galien miraculeusement retrouvé, le "Sur l'inutilité de se chagriner": texte grec et traduction française // La science médicale antique. Nouveaux regards. P., 2007. P. 74-125.

Galien. Ne pas se chagriner / Texte établi, trad. et annoté par V. Boudon-Millot, J. Jouanna. P., 2010.

2

© Пролыгина И.В.

ния3 (со^оМю). Однако поводом для утешения служит утрата не близкого человека, а материальных ценностей. Кроме того, оно адресовано не тому, кто сам переживает какую-либо утрату, а другу, который обращается к Гале-ну с просьбой объяснить, «какое упражнение (аок^о^), какие рассуждения (^оуог) или учения (Зоуцата)» подготовили его к тому, чтобы никогда не печалиться (§ 1). Адресат письма остается неизвестным, но из текста становится ясно, что речь идет о друге детства, уроженце Пергама, который получил сходное с Галеном образование (§ 51, 57) и поддерживал с ним дружеские отношения (§ 1, 10, 39). С другой стороны, этот текст имеет общие черты с распространенным в постэллинистической философии жанром практической этики. Известно, что Филон из Лариссы (159-182 гг. до н. э.), бывший главой платоновской Академии, проводя различия между сочинениями по этической философии, выделял увещания (та лротретспка), сочинения по терапии эмоций (та Вералвитгка), и назидания (та аицРои^еиика)4. В настоящем трактате назидания Галена сопровождаются еще и автобиографическими заметками, которые придают тексту большую убедительность.

В начале сочинения Гален приводит своему другу перечень своих утрат в римском пожаре 192 г. - всех своих философских и большинства медицинских сочинений, отредактированных им текстов античных авторов, в частности сочинения Теофраста, Аристотеля, Евдема, Клитомаха и Хрисиппа, лекарств, золотых и серебряных монет, разной утвари, документов и изготовленных на заказ медицинских инструментов (§ 10-30). Гален пишет, что подобные потери могли бы сокрушить любого самого мужественного человека, но ему удается избежать отчаяния благодаря своему величию духа (цеуа^о^^а) (§ 50Ь). Повествование достигает кульминации, когда он рассказывает об утрате большого числа уникальных рецептов, которые он собирал долгие годы, и своих сочинений по фармакологии (§ 31, 37). После перечисления утраченного Гален переходит к изложению того, какие упражнения, рассуждения, нравственные учения и привычки позволили ему преодолеть все трудности и не впасть в отчаяние (до § 66). В конце письма римский врач обращается к рассуждению о природе блага, ненасытности желаний, пределах мудрости и противостоянии физической и душевной боли.

Понятие Хйяп в контексте этической философии и медицине

«Всякий вид печали есть страсть», - пишет Гален в De animi aff. Таким образом, способность не печалиться следует рассматривать в рамках более широкой дискуссии о способности управлять страстями души, которой Гален посвятил большой отрывок в сочинении «О страстях и заблуждениях души». Понимание природы страстей или эмоций служило основанием всей этической философии Галена. В трактате De placitis Hipp. et Pl. Гален пишет, что «учение о добродетелях по необходимости проистекает из учения о стра-

К античному жанру «утешения» относятся, напр., Consolatio Цицерона по поводу смерти его дочери Туллии, Consolatio Сенеки к Марции и к Полибию, Consolatio Плутарха к жене и др.

Stobaeus. Anthol. 2.7.2; cf. 2. 39. 20-41. 25; жанр терапии эмоций восходит, скорее всего, еще к Хрисиппу и его 4 книге «О страстях», см.: Tielemann T. Chrysippus' "On Affections": Reconstruction and Interpretation. Leiden, 2003. P. 140-197; Kotzia P. Galen, nspi àXumaç: title, genre, and two cruces // Studi sul "De indolentia" di Galeno. Roma, 2012. P. 69-91. I, 7 (Kühn V, 35).

3

4

стях6». Таким образом, без контроля над эмоциями невозможно преуспеть в нравственной жизни. Кроме того, печаль и другие эмоции отражаются и на физиологическом состоянии. В основе учения Галена о состоянии здоровья лежит, как известно, представление о балансе в организме соков или гуморов (кровь, желтая желчь, черная желчь и флегма) и их качеств (холодное, горячее, жидкое и влажное). При правильном смешении этих соков (sÚKpaaía) человек здоров, а нарушение их баланса (SuaKpaaía) приводит к болезни.

В трактате De opt. corp. const1. Гален выделяет две причины вредных воздействий на человека - внешние воздействия и выделения из пищи - и относит истощение, печаль (^úna^), бессонницу и тревогу к категории внешних воздействий. Хорошо сложенные тела с правильным смешением четырех соков устойчивы к этим воздействиям, тогда как тела с нарушением баланса жидкостей легко подвергаются болезням8. Поэтому такие люди должны воздерживаться от сильных эмоций. В другом трактате Гален пишет, что душа находится в рабстве у этих смешений, которые «обладают властью (s^ouaíav) опечалить душу, сделать ее боязливее и привести в отчаяние9».

В сочинении Ars medica он замечает, что «следует воздерживаться от несоразмерности, вызванной всеми душевными аффектами: гневом, печалью, радостью, вспыльчивостью, страхом и завистью. Ибо они вредят телу и изменяют его относительно его естественного состояния10». По мнению Галена, они вызывают приток желтой желчи, вырабатываемой в печени, и таким образом нарушают естественный баланс соков в организме11. Значительное нарушение баланса соков вследствие печали может быть достаточно опасным и привести даже к смерти12, поэтому требует обязательного лечения.

Для обозначения лечения этих эмоциональных «болезней» Гален использует традиционный для философской традиции медицинский термин Bspansía, «лечение, забота». В трактате De animi aff. он замечает, что все эмоции суть болезни души и, подобно болезням, которые поражают тело, требуют лечения. Печаль, по мнению Галена, такое же зло для души, как боль - для тела13. Среди причин печали Гален называет смерть детей, членов семьи, близких и друзей, беспорядки в отчизне, утрату имения, потерю чести и любовные неудачи14. Как показывают комментарии Галена к Гиппократу, уже в древней медицине сложилось четкое представление о влиянии эмоций на физическое состояние человека и влиянии болезни на эмоциональное состояние человека. Главным медицинским индикатором, способным указать на «душевное состояние, гнев, удовольствие, печаль и страх15», Гален считал пульс, которому посвятил целый ряд сочинений. Кроме того, Гален отмечает и возможные соматические проявления печали: озноб, жар, усталость16.

О технике управления страстями Гален упоминает в сочинении De animi aff, где он советует применять ее для достижения «воздержания» (éyKpáxsia). Из этого же сочинения он заимствует тему главенствующей роли отцовского воспи-

6 Kühn V, 469.

7 Kühn IV, 472, 10-12.

8 Kühn IV, 473. 3-9.

9 Quod animi mores temp. seq. 3 (Kühn IV, 779, 15-18).

Ars medica 24 (Kühn I, 371, 10-14). Рус. пер.: Гален. Медицинское искусство (XIX-XXX-VII) // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3. М., 2016. С. 108-153.

De temp. 2, 6 (Kühn I, 633, 11-15).

De ind. 7; De loc. aff. (Kühn VIII, 302, 1).

De plac. Hipp. et Pl. (Kühn V, 35-37, 52-54).

In Hipp. progn. XVIIIB, 19, 2-8; De animi aff. 7 (Kühn V, 43).

De praecogn., 197 (Nutton).

De caus. puls. IX, 160, 7; De meth. med. 10, 2, 4-6 (Kühn X, 671, 1-2; 679, 5-6, 687, 6-17).

тания в формировании этических принципов (§ 57-60) и критику ненасытности (оотАпотш) желаний и привязанности к почестям, богатству и славе (I, 9; § 4228, 79b-82). Вместо теоретического описания практики управления страстями Гален, отвечая на вопрос друга, указывает в этом письме, какие упражнения, рассуждения и учения вместе с врожденными способностями и отцовским воспитанием позволили ему управлять печалью и сохранять душевную трезвость.

Упражнения

Единственное упражнение, которое Гален находит полезным для противостояния жизненным трудностям (§ 78a), описывается в нескольких стихах Еврипида, которые он повторяет дважды (§ 52, 77). Упражнение состоит в постоянном напоминании и представлении себе возможных бедствий и лишений, чтобы в случае необходимости быть психологически готовым к их принятию и не страдать от внезапности несчастий. В период правления императора Коммода чаще всего следовало ожидать, по свидетельству Галена, конфискации имущества и высылки на пустынный остров (§ 53-56). Метод так называемого praemeditatio futurorum malorum1 был одним из основных в стоической психотерапии и разделялся перипатетиками. Согласно свидетельству самого Галена в De pl. Hipp. et Pl}s, это упражнение восходило к практике предварительной подготовки себя к принятию ударов судьбы, сформулированной Посидонием. А согласно Цицерону (Tusc. III, 52), оно восходило еще к Хрисиппу, который считал, что неожиданность и внезапность событий способствуют усилению аффектов. По всей видимости, обсуждение этой проблемы выходило за пределы стоицизма, поскольку этот вопрос поднимается также у Плутарха в De tranq. an. (474 E). Таким образом, Гален обсуждает типично стоическую проблему о предупреждении развития страстей или аффектов, к которым относится и печаль.

Рассуждения

К рассуждениям или рассказам, которые помогли Галену приобрести способность не печалиться, можно отнести прежде всего назидательные рассказы из жизни Аристиппа и Зенона (§ 39-48), которые показывают тщетность материальных благ и важность самодостаточности. С другой стороны, Гален говорит о том, что большое влияние на формирование его этических взглядов оказали беседы и назидания отца19, который научил его презирать «человеческие дела за их ничтожность» (§ 61). Он описывает те нравственные качества, которые высоко ценились в его семье, состоящей из ученых и техников в лучших эллинистических традициях (прадед был геометром, отец и дед - архитекторами). Прежде всего его отец чтил «справедливость и благоразумие», благодаря которым обладал добродетелью и «без философских учений» (§ 59). Эти беседы с отцом научили Галена равнодушно относиться к власти, богатству, славе, а потому и не печалиться от их отсутствия (§ 65-66).

17 См., напр.: Armisen-Marchetti M. Imagination and meditation in Seneca: the example of praemeditatio // Seneca: Oxford Readings in Classical Studies. Oxf., 2008. P. 102-113; Hadot P. Exercices spirituels et philosophie antique. P., 1981.

18 IV, 7-9 (De Lacy, CMG V 4, 1-3: 282).

19 О воспитании, полученном от отца, Гален подробно рассуждает в De ord. libr. IV, 3-4; De libr. pr. XIV, 4 и в De animi aff. I, 8 (Kuhn V, 40-43).

Учения

Гален нигде не дает четких отсылок к философским учениям, которые повлияли на его взгляды. Однако можно отметить учения, с которыми он полемизирует. Прежде всего это критика вульгарного гедонизма, а также эпикурейского тезиса о том, что благо состоит в невозмутимости (ао%А,п^а, § 68) и в отсутствии страдания20 (§ 62). Интересно возражение, которое Гален выдвигает против эпикурейцев: благо не может характеризоваться только привативным образом, оно должно обладать собственной природой (§ 62), поскольку каждому живому существу присуще позитивное желание телесной и душевной деятельности21. С другой стороны, Гален отвергает и другое определение блага как «знания божественных и человеческих вещей» (§ 63), которое напоминает стоическое определение мудрости (ooфía)22. Он настаивает на том, что люди причастны этому знанию лишь в самой малой степени, а точным знанием всего остального они не обладают. А тот, кто не обладает универсальным (кабо^ои) знанием божественных и человеческих вещей, не может обладать и их частным (ката церо^) знанием, а потому не может производить моральный выбор, основанный на научных принципах. В частности, это касается и занятия политикой, от которой Гален отказывается (§ 64).

С другой стороны, он проводит четкое различие между отсутствием печали (а^илаа), которое позволяет ему противостоять ударам судьбы и душевным страданиям, и полным бесстрастием (алябеш), которое, по утверждению «некоторых философов», присуще мудрецу (§ 69-70). Гален, в отличие от стоиков и эпикурейцев, замечает, что существуют такие степени физического и морального страдания, которым он неспособен противостоять, приводя в пример пытку в «быке Фаларида» (§ 71). Что касается лишений, то Гален пишет, что готов их переносить только до такой степени, чтобы не голодать, не мерзнуть и не жаждать, и переносить боль только до такой степени, чтобы сохранять при этом способность беседовать с другом и следить за чтением книги (§ 78Ь). Это заключение может, по-видимому, служить характеристикой морального идеала не только Галена, но вообще любого античного интеллектуала.

Список сокращений

CMG - Corpus Medicorum Graecorum / Ed. Academia Berolinensis et Bran-denburgensis cum Academiis Havniensi atque Lipsiensi. Berolini: Academia Scientiarum, 1907-.

Kühn - Claudii Galeni opera omnia / Hrsg. von C.G. Kühn. Leipzig: Libraria Car. Cnoblochii, 1821-1833.

SVF - Stoicorum veterum fragmenta / Coll. I ab Arnim. Vol. I-IV. Stutgar-diae: B.G. Tuebner, 1964.

20 О термине áo^^naía у Эпикура ср. Ep. ad Men. 4, 127, 11; о терминах áxapa^ía и ánovía ср. Sent. 37.

21 Ср. аристотелевское понятие счастья и человеческого блага как «деятельности (svépysia) души сообразно добродетели» (Eth. Nic. I, 6, 1098a15-6). Ср. De animi aff. II, 1 (Kühn V, 60-61).

22 SVF II 35, 36; ср. Cicero. Tusc. IV 26, 57; De off. I, 153-155.

Список литературы

Гален. Медицинское искусство (XIX-XXXVII) / Пер. с древнегреч. и примеч. И.В. Пролыгиной // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3 / Отв. ред. М.С. Петрова. М.: Аквилон, 2016. С. 108-153.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1979. 620 с.

Anastassiou A., Irmer D. Testimonien zum Corpus Hippocraticum. T. II. Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. 535 S.

Armisen-Marchetti M. Imagination and meditation in Seneca: the example of praemeditatio // Seneca: Oxford Readings in Classical Studies / Ed. by J.G. Fitch. Oxf.: Oxford University Press, 2008. P. 102-113.

Boudon V. Galien face à la peste antonine ou comment penser l'invisible? // Air, miasmes et contagion. Les epidémies dans l'Antiquité et au Moyen Age / Études réunies par S. Bazin-Tacchella, D. Quéruel et E. Samama. Langres: D. Guéniot, 2001. P. 29-54.

Boudon-Millot V. La thériaque selon Galien: poison salutaire ou remède empoisonné? // Le corps à l'épreuve / Études réunies par F. Collard et E. Samama. Langres: D. Guéniot, 2002. P. 45-56.

Dickey E. Ancient Greek Scholarship. Oxf.: Oxford UP, 2007. 368 p.

Dorandi T. Le stylet et la tablette. Dans le secret des auteurs antiques. P.: Les Belles Lettres, 2000. 218 p.

Dorandi T. "Editori" antichi di Platone // Antiquorum Philosophia. 2010. No. 4. P. 161-174.

Fedeli P. Biblioteche private e pubbliche a Roma e nel mondo romano // Le biblioteche nel mondo antico e medievale / A cura di G. Cavallo. Roma; Bari: Laterza, 2004. P. 29-64.

Galien. Introduction générale; Sur l'ordre de ses Propres Livres; Sur ses Propres Livres; Que l'Excellent Médecin est aussi Philosophe. T. 1 / Texte établi, trad. et annoté par V. Boudon-Millot. P.: Les Belles Lettres, 2007. 315 p.

Galien. Ne pas se chagriner / Texte établi, trad. et annoté par V. Boudon-Millot et J. Jouanna. P.: Les Belles Lettres, 2010. 210 p.

Geymonat M. Grafia e interpunzione nell'antichità greca e latina, nella cultura bizantina e nella latinità medievale // Storia della punteggiatura in Europa / A cura di B. Mortara Garavelli. Roma; Bari: Laterza, 2008. P. 25-62.

Gourinat J.-B. Le Platon de Panétius; à propos d'un témoignage inédit de Galien // Philosophie antique. 2008. No. 8. P. 139-151.

Hadot P. Exercices spirituels et philosophie antique. P.: Etudes augustiniennes, 1981. 416 p.

Jackson R. Lo strumentario chirurgico della domus riminese // Ars medica. I ferri del mestiere: la domus del chirurgo e la chirurgia dell' antica Roma / A cura di S. De Carolis. Rimini: Guaraldi, 2009. P. 73-91.

Jones C. Books and libraries in a newly-discovered treatise of Galen // Journal of Roman Archaeology. 2009. Vol. 22. P. 390-397.

Kotzia P. Galen, Пер! àXuniaç: title, genre, and two cruces // Studi sul "De indolentia" di Galeno / A cura di D. Manetti. Roma: Fabrizio Serra, 2012. P. 69-91.

Nicholls M. Galen and Libraries in the "Peri Alupias" // Journal of Roman Studies. 2011. Vol. 101. P. 123-142.

Littman R.J., Littman M.L. Galen and the Antonine Plague // American Journal of Philology. 1973. Vol. 94. P. 243-255.

Manetti D. La terminologie du livre: à propos des emplois d'^oç et eSo^oç dans deux passages de Galien // Revue des études grecques. 2006. T. 119. P. 157-171.

Nutton V. Galen on Theriac: Problems of Authencity // Galen on Pharmacology / Ed. by A. Debru. Leiden: Brill, 1997. P. 133-151.

Nutton V. Galen's Library // Galen and the World of Knowledge / Ed. by C. Gill, T. Whitmarsh and J. Wilkins. Camb.: Cambridge UP, 2009. P. 19-34.

Rashed M. Aristote à Rome au IIe siècle: Galien, "De indolentia", §§ 15-18 // Elenchos. 2011. T. XXXII. P. 55-77.

Roselli A. Libri e biblioteche a Roma al tempo di Galeno: la testimonianza del "De indolentia" // Galenos. 2010. No. 4. P. 127-148.

Roselli A., Manetti D. Galeno commentatore di Ippocrate // Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. 1994. Tl. II. Bd. 37, 2. P. 1529-1635, 2071-2080.

Stein M. La thériaque chez Galien: sa préparation et son usage thérapeutique // Galen on Pharmacology / Ed. by A. Debru. Leiden: Brill, 1997. P. 199-209.

Stramaglia A. Libri perduti per sempre: Galeno, "De indolentia" 13; 16; 17-19 // Rivista di filologia e di istruzione classica. 2011. Vol. 139. Fasc. 1. P. 118-147.

Tielemann T. Chrysippus' "On Affections": Reconstruction and Interpretation. Leiden: Brill, 2003. 324 p.

Touwaide A. Collecting Books, Acquiring Medicines: Knowledge Acquisition in Galen's Therapeutics // Galen's "De indolentia" / Ed. by C.K. Rotschild and T.W. Thompson. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014. P. 79-88.

Tucci PL. Galen's Storeroom, Rome's Libraries, and the Fire of a.d. 192 // Journal of Roman Archaeology. 2008. Vol. 21. P. 133-149.

Tucci PL. Flavian libraries in the city of Rome // Ancient libraries / Ed. by J. König, K. Oikonomopoulou, G. Wolf. Camb.; N. Y.: Cambridge UP, 2013. P. 277-311.

Vegetti M. Galeno. Nuovi scritti autobiografici. Roma: Carocci editore, 2013. 303 p.

Galen's De indolentia from the standpoint of moral philosophy

Irina V. Prolygina

A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry. 20/1 Delegatskaya Sir., Moscow, 127473, Russian Federation; e-mail: prolygina99@yandex.ru

This is a study of the recently discovered essay of Galen of Pergamon (ca. 129-216) On Freedom from Distress (De indolentia). The main points of interest are: which place this text occupies in Galen's moral philosophy and how it is related both to contemporary Greek literature in the genre of practical ethics, which attained popularity in post-Hellenistic period, and to the ancient writings in the genre of consolation. A prominent place in both Galen's moral reasoning and his medical theory is taken by the notion of Xrân ('distress'). Reflecting on the ability of human soul to control its passions, Galen recognizes the impact human emotions have on the physiological state of the body: he represents emotions as diseases of the soul which require a diagnosis and a proper treatment. This explains the many parallels between Galen's method of the so-calledpraemeditatio malorum futurorum and the Stoic doctrine of preventing passions or affections, to which distress also belongs. Finally, the new insight into Galen's moral teaching resulting from the examination of the text of De indolentia helps to reveal the implicit polemics against the Epicurean and the Stoic doctrine of the Good.

Keywords: Greek philosophy, Stoics, Epicureans, Galen, De indolentia, practical ethics, distress, ancient medicine

References

Anastassiou, A. und Irmer, D. Testimonien zum Corpus Hippocraticum, Tl. II, Bd. 1. Gottingen Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. 535 S.

Armisen-Marchetti, M. "Imagination and meditation in Seneca the example of praemeditatio", Seneca Oxford Readings in Classical Studies, ed. by J.G. Fitch. Oxford Oxford University Press, 2008, pp. 102-113.

Boudon, V. "Galien face à la peste antonine ou comment penser l'invisible?", Air, miasmes et contagion. Les epidémies dans l'Antiquité et au Moyen Age, études réunies par S. Bazin-Tacchella, D. Quéruel et E. Samama. Langres D. Guéniot, 2001, pp. 29-54.

Boudon-Millot, V. "La thériaque selon Galien poison salutaire ou remède empoisonné?", Le corps à l'épreuve, études réunies par F. Collard et E. Samama. Langres D. Guéniot, 2002, pp. 45-56.

Boudon-Millot, V. (éd. et tr.) Galien, Introduction générale. Sur l ' ordre de ses propres livres. Sur ses propres livres. Que l'excellent médecin est aussi philosophe, T. 1. Paris Les Belles Lettres, 2007. 315 pp.

Boudon-Millot, V. et Jouanna, J. (éd. et tr.) Galien, Ne pas se chagriner. Paris Les Belles Lettres, 2010. 210 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dickey, E. Ancient Greek Scholarship. Oxford Oxford UP, 2007. 368 pp.

Dorandi, T. Le stylet et la tablette. Dans le secret des auteurs antiques. Paris Les Belles Lettres, 2000. 218 pp.

Dorandi, T. "'Editori' antichi di Platone", Antiquorum Philosophia, 2010, No. 4, pp. 161-174.

Fedeli, P. "Biblioteche private e pubbliche a Roma e nel mondo romano", Le biblioteche nel mondo antico e medievale, a cura di G. Cavallo. Roma; Bari Laterza, 2004, pp. 29-64.

Gasparov, M. L. (tr.) Diogenes Laertius, O zhyzni, ucheniyach i izrecheniyach znamenitych filosofov [Lives of Eminent Philosophers]. Moscow Mysl' Publ., 1979. 620 pp. (In Russian)

Geymonat, M. "Grafia e interpunzione nell'antichità greca e latina, nella cultura bizantina e nella latinità medievale", Storia della punteggiatura in Europa, a cura di B. Mortara Garavelli. Roma; Bari Laterza, 2008, pp. 25-62.

Gourinat, J.-B. "Le Platon de Panétius; à propos d'un témoignage inédit de Galien", Philosophie antique, 2008, No. 8, pp. 139-151.

Hadot, P. Exercices spirituels et philosophie antique. Paris Etudes augustiniennes, 1981. 416 pp.

Jackson, R. "Lo strumentario chirurgico della domus riminese", Ars medica. I ferri del mestiere la domus del chirurgo e la chirurgia dell 'anticaRoma, a cura di S. De Carolis. Rimini Guaraldi, 2009, pp. 73-91.

Jones, C. "Books and libraries in a newly-discovered treatise of Galen", Journal of Roman Archaeology, 2009, Vol. 22, pp. 390-397.

Kotzia, P. "Galen, nept àlraiaç title, genre, and two cruces", Studi sul 'De indolentia ' di Galeno, a cura di D. Manetti. Roma Fabrizio Serra, 2012, pp. 69-91.

Littman, R. J. & Littman, M. L. "Galen and the Antonine Plague", American Journal of Philology, 1973, Vol. 94, pp. 243-255.

Manetti, D. "La terminologie du livre à propos des emplois d'u^oç et eSa^oç dans deux passages de Galien", Revue des études grecques, 2006, T. 119, pp. 157-171.

Nicholls, M. "Galen and Libraries in the 'Peri Alupias'", Journal of Roman Studies, 2011, Vol. 101, pp. 123-142.

Nutton, V. "Galen on Theriac Problems of Authencity", Galen on Pharmacology, ed. by A. Debru. Leiden Brill, 1997, pp. 133-151.

Nutton, V. "Galen's Library", Galen and the World of Knowledge, ed. by C. Gill, T. Whitmarsh and J. Wilkins. Cambridge Cambridge UP, 2009, pp. 19-34.

Prolygina, I. V (tr.) Galen, "Medizinskoe iskusstvo (XIX-XXXVII) [Art of Medicine (XIX-XXXVTI)], Intellektualnye tradicii v proshlom i nastoyashchem, 2016, No. 3, pp. 108-153. (In Russian)

Rashed, M. "Aristote à Rome au IIe siècle Galien, 'De indolentia', §§ 15-18", Elenchos, 2011, T. XXXII, pp. 55-77.

Roselli, A. "Libri e biblioteche a Roma al tempo di Galeno la testimonianza del 'De indolentia", Galenos, 2010, Vol. 4, pp. 127-148.

Roselli, A. e Manetti, D. "Galeno commentatore di Ippocrate", Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt, 1994, Tl. II, Bd. 37, 2, pp. 1529-1635, 2071-2080.

Stein, M. "La thériaque chez Galien sa préparation et son usage thérapeutique", Galen on Pharmacology, ed. by A. Debru. Leiden Brill, 1997, pp. 199-209.

Stramaglia, A. "Libri perduti per sempre Galeno, 'De indolentia' 13; 16; 17-19", Rivista difilologia e di istruzione classica, 2011, Vol. 139, Fasc. 1, pp. 118-147.

Tielemann, T. Chrysippus' 'On Affections' Reconstruction and Interpretation. Leiden Brill, 2003. 324 pp.

Touwaide, A. "Collecting Books, Acquiring Medicines Knowledge Acquisition in Galen's Therapeutics", Galen 's 'De indolentia', ed. by C.K. Rotschild and T.W. Thompson. Tübingen Mohr Siebeck, 2014, pp. 79-88.

Tucci, P. L. "Galen's Storeroom, Rome's Libraries, and the Fire of a.d. 192", Journal of Roman Archaeology, 2008, Vol. 21, pp. 133-149.

Tucci, P. L. "Flavian libraries in the city of Rome", Ancient libraries, ed. by J. König, K. Oikonomopoulou and G. Wolf. Cambridge; New York Cambridge UP, 2013, pp. 277-311. Vegetti, M. Galeno. Nuovi scritti autobiografici. Roma Carocci editore, 2013, 303 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.