Научная статья на тему 'Связь социологии с другими науками'

Связь социологии с другими науками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8836
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадирова Дилдора Сабирджановна

В данной статье говорится о предмете «социология», которая теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни. Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. В статье отмечается, что вместе с тем и благодаря этому социология наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений. Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь социологии с другими науками»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Кадирова Д.С.

Кадирова Дилдора Сабирджановна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о предмете «социология», которая теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни. Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. В статье отмечается, что вместе с тем и благодаря этому социология - наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений. Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.

Ключевые слова: общественные и гуманитарные науки, социальные изменения, социальные системы и структуры, общество, личность.

Социология - это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью. Социология тесно связана с самыми разными науками: с экономикой, философией, политологией и др. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками. Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное представление об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Социологию студенты изучают в блоке социально-гуманитарных дисциплин. Существует разграничение между гуманитарными и социальными дисциплинами. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствоведение, культурологию. К социальным наукам: психологию, социальную психологию, экономику, политологию, антропологию, этнографию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами; социальные науки - формализированными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Гуманитарные науки не опираются в такой значительной степени, как социальные науки, на эмпирические методы. Социальные, напротив, оперируют суждениями, объективность которых можно проверить на практике. Социология - наука с двойным статусом: она принадлежит и к гуманитарным и к социальным наукам. Она одновременно изучает и социокультурную сущность человека и исследует поведение людей как представителей больших социальных групп, объективные закономерности функционирования социальной структуры и входящих в неё социальных институтов. Социология выполняет объединяющую функцию по отношению ко всем социальным и гуманитарным наукам [1]. По определению В. А. Ядова: Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта -общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и

взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения [2]. В отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе [3]. У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Социология оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между людьми. В то же время социология опирается на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д. Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности [4]. В данной статье рассмотрен вопрос, что же представляет собой социология, а также её связь с другими науками. Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором. Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.

Список литературы

1. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс / А.Н. Елсуков. Минск: «ТетраСистемс», 2009. 127 с.

2. Ядов В.А. Полипарадигмальность в современной социологии / В.А. Ядов // Социология, 2007. № 1. С. 12-20.

3. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н. Елсуков. Минск: «ТетраСистемс», 2003. 240 с.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.info/2-96231.html/ (дата обращения: 19.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.