УДК 378.016:316
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Иванова Анастасия Васильевна
магистрант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: pedagogika@bsu.ru
В современном мире, активно и постоянно развивающемся, качественное образование является важнейшим фактором построения дальнейшей жизни и карьеры выпускников. Для соответствия необходимым сейчас требованиям и тенденциям современного общества нужно развиваться не только в сфере своей специальности, но и в плане общественной деятельности. Надо уметь понимать происходящие в мире процессы и принимать активное участие в развитии общества, а также уметь своевременно принимать необходимые решения. Для решения подобных вопросов чрезвычайно важно развивать в каждом студенте любой специальности социологическую грамотность, чему способствует и освоение материала по дисциплине «Социология». В данной статье описаны ряд моментов по рассмотрению этой педагогической проблемы и аргументов для необходимости ее решения.
Ключевые слова: общество; социология; социальное знание; социологическая безграмотность; социологическое образование; компетенция; самостоятельная работа.
Человек в мире, но человек так же сложен, как мир.
Мир — в человеке, но и мир так же сложен, как и человек.
Павел Флоренский
Общество, окружающее нас, разнообразно, многогранно и непостоянно. Оно меняется каждый день, и даже если мы этого не замечаем, всегда появляется новое — новые люди, новые взгляды, новые ситуации, требующие разумного и логически верного поведения. Справиться со многими положениями рационально правильно можно имея опыт — жизненный, практический. Нужно знать не только самих людей, создающих ваш мир, лично, но и то, как и почему эти люди поступают определенным образом. Нужно иметь в голове некоторую систему общества, в котором мы живем. Зачастую мы выстраиваем ее не так, какой она является — индивидуальной, конкретной, забывая или порой даже не зная, что общество не индивидуально. Оно является целым организмом, имеющим свою структуру. С точки зрения общего оно не состоит из конкретных людей — оно состоит из индивидов, групп, сообществ определенных типов. И чтобы принять эту точку зрения и научиться понимать общество, нужно изучать его — с точки зрения науки. Одной из таких наук и, пожалуй, основной на сегодняшний день является социология.
Социология как область знания обладает рядом особенностей. Во-первых, социология, являясь частью социального знания, тем не менее, есть знание об общем, надындивидуальном в социальной реальности и в этом смысле противостоит «частичности» профессионального знания. Социология как учебный предмет формирует социальные, политические, исследовательские, коммуникативные компетенции, предполагающие способность осознания и решения проблем, про-
исхождение которых не связано напрямую с решением собственно профессиональных задач, а составляет их «контекст». Иными словами, социология — это знания члена общества, а не знания функционера определенного производства. Это отражено в содержании общекультурных компетенций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Во-вторых, социология предполагает постановку вопросов о базовых целях, о ценностях и смыслах человеческой деятельности и в этом плане противостоит естественнонаучному и техническому знанию как знанию практически целесообразному, знанию об объектах и средствах (в отношении к глобальным проблемам решение связано с социальным порядком и отношениями между людьми).
В-третьих, социальное знание всегда имеет мировоззренческую и идеологическую функции, что противостоит внешнему объективизму естественных и технических наук. Существующие социальные структуры заинтересованы не в критике, а в стабилизации и принятии существующего положения дел, в его самооправдании и воспроизводстве.
Несмотря на наличие проблем в различных сферах преподавания, одной из требующих решения, является преподавание в вузах непрофильных дисциплин, а конкретно — социологии. Связано это с тем, что из-за важности и необходимости улучшения, программы изучения профильных дисциплин все-таки подлежат усовершенствованию, корректировке, а вот непрофильные дисциплины остаются вне внимания методистов и, как правило, им не уделяют должного внимания.
Преподавание социологии в непрофильном вузе имеет свою специфику. Для того чтобы ответить на вопрос «как» преподавать, нужно исходить из целевой установки, зачем нужна социология специалисту не-социологу. Ведь многие студенты совершенно не понимают, зачем нужна социология, например, специалисту-биологу или специалисту-историку. Наряду с этой проблемой вытекает и вопрос о социологической безграмотности и проблеме социальной адаптации, ведь многие специалисты даже после выпуска из вуза понятия не имеют о большинстве процессов, происходящих в обществе.
Как известно, социология сама по себе наука конкретно-историческая, изучающая данное конкретное общество в конкретных условиях. Сегодня учебники по социологии нередко страдают одним общим недостатком — «излишней» академичностью: акцент делается на изложении основных категорий, понятий социологии, таких как «структура», «социальные институты», «общности», «организации», «социальные роли» и т. д. При этом создается конструкция некоего абстрактного, несуществующего в реальности общества. Усвоение понятийного аппарата вполне уместно при подготовке специалиста социолога, однако, для студента не-социолога важно дать конкретную картину общества [1]. На данном этапе сложился ряд определенных социальных тенденций, требующих социологического осмысления и понимания: 1) снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий новых — информационных, социальных, интеллектуальных; 2) определяющими факторами развития мирового и национальных сообществ становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания; 3) основным продуктом нового управления становится интеллектуальная собственность [6].
«Образовательная революция» 1990-х годов, во время которой подготовка по общественным наукам стала массовой, вовлекла в преподавание социологии ву-
зовских специалистов советского образца, что нередко имело весьма печальные последствия. Сложившаяся структура учебного процесса, которая предполагает деление студентов по факультетам, ведет к внутренней конкуренции за место в учебных планах и «вымыванию» из них важных, но «чужих» дисциплин. Этому в старых классических университетах противостояла традиция широкой междисциплинарной подготовки на младших курсах. В других случаях защитным барьером может стать только госстандарт как некая институциональная основа для соблюдения фундаментальных принципов, на которых строятся социологические образовательные программы. Практикоориентированные исследования в этой области были рассмотрены такими педагогами и социологами, как Овсянников В.Г., Шурупова М.Ф.[3], Оганян К. М. [5], Елсуков А.Н. [2], Ткаченко А. В. [8] и другими. Появилось значительное число различной учебной и учебно-методической литературы. Проводятся семинары и конференции по обобщению и распространению опыта изучения социологии в вузах. Однако, как показывает практика, поиски оптимальной модели российского социологического образования продолжаются [1]. Многие преподаватели социологии разрабатывали свои методики по улучшению эффективности занятий и усвоению материала, например, понятийно-терминологическая игра по теме «Культура, ее роль в развитии человека и общества» К.М. Оганяна и К.К. Оганяна [5, 162]. Однако, не смотря на большое количество методов, способов и приемов подачи курса социологии, для начала необходимо не только объяснить студентам-не-социлогам, зачем им знать этот курс, но и чтобы они поняли необходимость и могли донести ее до других. А опыт преподавания мало раскрывает эту проблему в силу отсутствия необходимости.
Многие студенты зачастую ошибочно принимают социологию как некий эквивалент урокам обществознания в школе. Тем не менее, курс социологии в вузе значительно отличается от курса обществознания в школе хотя бы тем, что он показывает знания об обществе в его развитии. Обществознание в школе преподносит учащимся лишь устоявшиеся научные положения, причем из разных социальных наук: экономики, юриспруденции, психологии, культурологии и т. д. Если говорить о других гуманитарных дисциплинах, то социология отличается от них своей опорой на практику в виде сбора статистических данных, требующих анализа с помощью характерной для этой науки методологии. Например, преподавая социологию духовной жизни, уместно оперировать конкретными, собранными на практике данными о проведении людьми культурного досуга. Таким образом, студенты должны привыкнуть к мысли о необходимости проведения самостоятельных исследований по сбору фактов, которые касаются разных сторон социальной жизни, с целью последующего их анализа.
В отличие от истории, политологии, религиоведения, искусствоведения, правоведения или филологии в социологии упор делается на выявление не частного, конкретного и уникального, а общего, типичного и характерного для общества. Социология не останавливает свое внимание на какой-то отдельно взятой стороне общественной жизни — политической, экономической или духовной, а изучает все социальные отношения. Даже учитывая большое проникновение социологии в школьный и вузовский курсы истории, следует признать существенную: социология больше интересуется не прошлым, а настоящим состоянием общества.
Социологию можно рассматривать как науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, о социальных отношениях, механизмах взаимодействия и закономерностях социальных действий. Однако как дисциплина в отличие от многих других социология выделяется сложностью предмета изучения, сложным объемом изучаемого материала. Все это связано со сложностью объекта социологии — общества. Социология дает знание о той реальности, с которой каждый взаимодействует повседневно, позволяя принимать более обоснованные решения в той или иной ситуации, конфликте. Социология способствует применению знаний, умений, навыков, полученных студентом в повседневной жизни — социальных норм, установок, правил поведения, этики — об окружающем его мире в научном ключе [8].
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию. Следовательно, необходима смена существующей парадигмы, ориентированной на традиционное обучение, на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.
Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний [7].
Также у преподавателей социологов бытует мнение, что прикладная часть социологии менее интересна для студентов не социологов. Поэтому и в лекциях, и на семинарах в рамках общего курса этой дисциплины большее внимание уделяется именно проблемам теоретической социологии. Однако опыт показывает, что сами студенты с наибольшим вниманием относятся к темам именно прикладной социологии. И хотя они понимают, что сами никогда не будут профессионально заниматься прикладными социологическими исследованиями, но интуиция им подсказывает важность именно этого материала. Ведь ни в одном другом курсе они столь подробно не изучают саму технологию исследовательской деятельности, критерии достоверности полученных сведений, логику их обобщения и анализа. А все это необходимо не только профессиональному социологу, но и любому пользователю информации, хотя бы для того, чтобы правильно пользоваться ею [2, 195].
Пробудить интерес и потребность в изучении социологии у студента возможно на основе рационально-адаптивного подхода, ориентирующего на как раз-таки практическое применение социологических знаний в качестве инструментария в повседневной жизни и деятельности. Вместе с тем, динамичность и вероятность социальных процессов актуализирует проблему адаптивности, которая ставит студента перед необходимостью овладения методологией прогнозирования будущего, умения предвидеть предстоящие изменения, быстро и адекватно улавливать их и успешно адаптироваться к новым условиям [6].
Кроме того, престиж социологии среди студентов можно поднять за счет активного включения социологии и самих студентов в жизнь вуза, посредством проведения разнообразных социологических опросов. Учет профиля вуза, как в
преподавании, так и при проведении научных исследований является одной из форм интеграции социального и естественнонаучного знания. Соединение с насущными сторонами жизни вуза должно осуществляться через социологический анализ проблем [1].
Итак, среди главных задач преподавания социологии будущим инженерам, учителям, экономистам, юристам, агрономам стоят следующие задачи:
во-первых, ликвидация «социологической безграмотности» — информирование о происходящих в обществе процессах и их базовых принципах, с целью просвещения и расширения кругозора;
во-вторых, формирование нравственной и гражданской позиции личности по отношению к существующим объективно и субъективно обусловленным социальным тенденциям, что предполагает осмысление и оценку знаний об обществе;
в-третьих, формирование и развитие личности студентов, то есть развитие их собственных социально-значимых качеств на основе возникновения в результате изучения социологии новых потребностей самопознания и самосовершенствования собственного поведения, детализации понимания и оценки происходящих макро- и микросоциальных взаимодействий, роста умений выявлять перспективы личностного продвижения в сложившихся социальных условиях.
Среди дополнительных задач изучения социологии можно перечислить формирование общего положительного отношения к социологии как науке и к профессиональной деятельности социологов, формирование общих представлений о процессах и методах социологического исследования, формирование и развитие навыков публичных дискуссий и выступлений. Курс социологии вполне способен реализовать образовательные и воспитательные задачи, компенсировать проблемы семейного воспитания и заложить основы просвещенной гражданской и личностной позиции будущих специалистов с высшим образованием.
Несмотря на значительно накопленный практический опыт преподавания социологии в непрофильных вузах, тем не менее, поиски оптимальной модели российского социологического образования в настоящее время продолжаются. Новая методология образования, формируемая под воздействием Болонского процесса, построена на применении компетентностного подхода в подготовке специалиста, то есть приобретение студентом, в ходе обучения способности "применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области" [6]. Курс социологии для студентов-несоциологов в вузе предполагает приобретение собственного опыта в применении определенных методик и инструментария с последующим обсуждением результатов, "осуществленных "в поле" наблюдений или замеров в ходе аудиторного занятия" [4]. Социальная значимость собственного, пережитого личного опыта, в данном случае является гарантом прочного и надежного закрепления теоретического материала, благодаря опытному, лабораторному или полевому сопровождению.
Литература
1. Абрамкина С. Г., Еньшина Н. А. Использование качественных методов преподавания социологии в вузе. — Барнаул: 2003.
2. Бекиров С. Н. Преподавания социологии в непрофильных вузах как психолого-педагогическая проблема.
3. Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2003. — 240 с.
4. Овсянников В. Г., Шурупова М.Ф. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социс. — 1993. — № 11. — С. 28-38.
5. Овчар Н. А. Прикладные методики в преподавании социологии и их роль в формировании компетенций // Известия ВолгГТУ. — С. 156-157.
6. Оганян К. М., Оганян К. К. Методика преподавания социологии: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 163 с.
7. Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке // Социс — социологические исследования (Москва) //23.03.2004 — http://789.ru/news/9956-2963.html
8. Проектная технология обучения — http://student39.ru/lector/proektnaya-tehnologiya/
9. Терентьева И. Н. «Социологическое воображение» и преподавание социологии в техническом вузе // Издательство «Грамота». № 9 (35) 2013, часть 1. 2013. — С.175-177.
10. Ткаченко А. В. Методика преподавания социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2015. — 369 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
PROBLEM OF TEACHING SOCIOLOGY AT STUDENTS OF NON-CORE SPECIALTIES
Ivanova Anastasia V. Undergraduate, Buryat State University
In the modern world, an actively and constantly evolving, quality education is the most important way of building the life and career of graduates. To meet today's requirements and trends of modern society, one needs to develop not only in the field of their specialty, but also in terms of social activities. We must be able to understand the processes occurring in the world, and also be able to make timely decisions. To solve such problems, it is extremely important to develop in every student of any specialty sociological literacy, which is facilitated by the development of material on the discipline "Sociology". This article describes a number of points on the consideration of this pedagogical problem and the arguments for its solution. Keywords: society; sociology; social knowledge; sociological illiteracy; sociological education; competence; independent work.