Научная статья на тему 'Оптимизация вузовского этапа профессиональной социализации современных российских социологов'

Оптимизация вузовского этапа профессиональной социализации современных российских социологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / СОЦИОЛОГ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIOLOGICAL FORMATION / HIGH SCHOOL / THE SOCIOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайсбург Александра Владимировна

Рассматриваются понятие процесса профессиональной социализации, уровни профессионального социологического образования, основные проблемы и особенности вузовского этапа профессиональной социализации социологов, а также меры оптимизации данного процесса. Приводятся результаты исследования по проблеме современного социологического образования, проводившегося среди студентов-социологов старших курсов и выпускников вузов Тверского региона, работающих по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE HIGH SCHOOL STAGE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN SOCIOLOGISTS

The concept of process of professional socialization, levels of professional sociological formation, the basic problems and features of the high school stage of professional socialization of sociologists, and also measures of optimization of the given process are considered. Results of researches among sociologists-graduates and the graduates working on a speciality of the Tver region about lacks of modern sociological formation are resulted.

Текст научной работы на тему «Оптимизация вузовского этапа профессиональной социализации современных российских социологов»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевс кого. Серия Социальныен науки, 2011, № 1 (21), с. 17-22 17

УДК 316.614.4

ОПТИМИЗАЦИЯ ВУЗОВСКОГО ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГОВ

© 2011 г.

А.В. Вайсбург Тверской государственный технический университет lassie 1 @inbox.ru

Поступила в редакцию 26.11.2010

Рассматриваются понятие процесса профессиональной социализации, уровни профессионального социологического образования, основные проблемы и особенности вузовского этапа профессиональной социализации социологов, а также меры оптимизации данного процесса. Приводятся результаты исследования по проблеме современного социологического образования, проводившегося среди сту-дентов-социологов старших курсов и выпускников вузов Тверского региона, работающих по специальности.

Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное социологическое образование, вуз, социолог.

Динамизм современной общественной жизни, крайне сложные и противоречивые процессы реформирования российского общества неизбежно влекут за собой усиление значимости социологического знания в решении многих социальных проблем и предъявляют высокие требования к уровню подготовки самих социологов. Формирование высококвалифицированного специалиста является результатом его успешной профессиональной социализации, которая предполагает выработку профессионального самоопределения и самоидентификации, осознание индивидом своей роли, места, а также глубокое овладение знаниями, умениями и навыками данной профессии.

Профессиональная социализация является сложным и длительным процессом, который можно разделить на 3 этапа: довузовский (профессиональное самоопределение), вузовский (профессиональное обучение) и послевузовский (трудоустройство и профессиональная деятельность). От эффективности протекания профессиональной социализации на каждом из ее этапов во многом зависит уровень профессионализма специалиста, а следовательно, качество выполненных им работ и востребованность на рынке труда.

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть особенности и проблемы профессиональной социализации социологов на стадии обучения в вузе. Данный этап является, на наш взгляд, наиболее значимым, ключевым звеном в профессиональном становлении личности.

Именно здесь закладываются основы профессионального потенциала будущего специалиста

(знания, умения, навыки, определяющие профессиональную компетентность), а также развивается его когнитивный, творческий, коммуникативный и духовно-нравственный потенциал [Г|.

В современной России достаточно много сделано для развития процесса профессиональной социализации социологов на этапе получения высшего образования. В настоящее время более 150 вузов ведут обучение социологов [2]. Существует немало передовых социологических факультетов и кафедр, обеспечивающих подготовку социологов на достаточно высоком уровне. Вместе с тем профессиональная компетентность основной массы выпускников не находится на должном уровне. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена наличием проблем, которые оказывают существенное воздействие на качество подготовки студентов-социологов. Среди них следует выделить: отставание учебных планов от потребностей работодателей; упрощенность программ обучения [3-4]; невысокий уровень практической подготовки выпускников; недостаток ведомственного финансирования и грантовой поддержки социологических факультетов и кафедр; слабую государственную поддержку программ переподготовки и повышения квалификации преподава-телей-социологов, в том числе и на базе ведущих зарубежных университетов; недостаток квалифицированных кадров в региональных центрах социологического образования; низкий статус преподавательской деятельности; уход компетентных работников из вузов и, как следствие, замедленное развитие научно-педаго-

гических школ; слабые связи российского социологического сообщества с международным и др. [5]. Безусловно, на качество современного социологического образования сильное влияние оказал разрыв преемственности в образовательных традициях: в отличие от технических и естественных наук с многолетним опытом воспроизводства кадров, российской социологии после полувекового перерыва пришлось заново выстраивать систему высшего профессионального образования [6-10].

С целью выявления особенностей и проблем вузовского этапа профессиональной социализации современных социологов был проведен ряд социологических исследований: «Уровень нод-готовки и нроцесс трудоустройства в современных комнаниях социологов-вынускников Тверского региона» (2006-2010 гг., п=193 студента 5, 6 курсов ТГУ и ТГТУ, «Проблемы и нерснективы трудоустройства молодых сне-циалистов-социологов Тверских вузов» (20062008 гг., п=55 социологов ТГУ и ТГТУ, трудоустроившихся но снециальности), «Отношение работодателей к трудоустройству молодых снециалистов-социологов в Тверском регионе» (2006-2008 гг., п=60руководителей и начальников отделов кадров), «Социолограмма нрофес-сии социолога» (октябрь - ноябрь 2008 г., п=13 молодых снециалистов-социологов), а также вторичный анализ данных социологических исследований, проведенных в 2000-е гг. в ряде вузов России (Онрос социологов - участников Третьего Всероссийского социологического конгресса на онределение их нрофессионального уровня (2008 г., ГУ ВШЭ, 623 экснерта) [11]; Взаимные ожидания на рынке труда: нерснективы трудоустройства студентов и вынускни-ков социологических факультетов (2003 г., Москва, ВШЭ, 168 старшекурсников и вынускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ, иснолнители - А. Куликова, Д. Василашко, А. Волик, Г. Юдин) [12]; Мониторинг нренода-вательской жизни (2003-2006 гг., социологический клуб «Город» ГУ ВШЭ, 1000 нренодавате-лей) [13]; Единый мониторинг студенческой жизни (2001-2006 гг., социологический клуб «Город» ГУ ВШЭ, 3990 студентов) [13]; Портрет нервокурсника факультета социологии ГУ ВШЭ (2002-2003 гг., социологический клуб «Город» ГУ ВШЭ, 345 студентов) [13]; Социолог-нрофессионал глазами студента (исследование методом неоконченный: нредложе-ний, 2003 г., Е.О. Семина, МГУ им. М.В. Ломоносова, 67 студентов 2, 3 и 4 курсов социологического факультета Московского государст-

венного университета им. М.В. Ломоносова)

[14]; Исследование профессиональной деятельности социологов-выпускников СпбГУ (2004 гг., центр Карьеры и Трудоустройства Forward при факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Е. Степ-кина, А. Толстикова, 101 выпускник факультета социологии СПбГУ, получившие диплом о первом высшем образовании в период с 1990 по 2003 г.

[15]); Мониторинговые исследования мнений студентов, обучающихся на социологических факультетах московских вузов (2008 г., Г.И. Осадчая) [16]; Опрос работников системы высшего образования, ведущих подготовку социологических кадров,из 48 вузов 35 городов России (2010 г., В.И. Добреньков, В.В. Зырянов, Л.В. Темнова) [17].

На основе результатов опросов, проведенных среди студентов-социологов 5 курса Тверского региона (Тверской государственный университет и Тверской государственный технический университет, 2006-2010 гг., n=262 человека), было выявлено, что на младших курсах у большинства студентов наблюдаются слабый уровень информированности о профессии и невысокая профессиональная самоидентификация. В целом имеют место углубленное изучение теории социологии и нехватка подготовки в области практических исследований. При сравнении оценок подготовки социологов было выявлено, что большинство рассматривает уровень теоретической подготовки в вузе выше, чем уровень практической (79.8% против 52.8%, при том что уровень практической и уровень теоретической подготовки приняты каждый за 100%). Половина студентов (52%) всех форм обучения (дневной, заочной формы и сокращенной программы) провела за время обучения в вузе самостоятельно менее 5 социологических исследований, так и не определившись, в какой конкретной области социологии они специализируются. Более 5 прикладных исследований проводили только студенты дневного отделения.

Низкий уровень знаний и умений студенты отметили по таким дисциплинам, как методика и техника социологических исследований, анализ данных в социологии, социальная статистика, иностранный язык и информатика. Слабое владение навыками работы в SPSS отметили 96,5% выпускников. Подобные проблемы отмечают и выпускники, работающие по специальности (исследование проведено в 2008 г. методом социолограммы, n=13 человек). По их мнению, социологическое образование во многом оторвано от требований работодателей. Кроме

названных студентами проблем, выпускники отмечают необходимость более углубленной подготовки в вузе по информатике, маркетингу, анализу данных в ЗРББ, политологии, психологии, иностранному языку, по дисциплинам прикладной социологии, а также развивающим

1

коммуникативные навыки .

К числу особенностей профессиональной социализации следует отнести довольно сильное влияние вторичной занятости студентов на их профессиональное становление. Приблизительно на третьем году вузовского этапа профессиональной социализации наиболее способные и динамичные студенты-социологи прочно закрепляются за коммерческими структурами, причем не обязательно социологическими. Совмещение учебы с работой на оплачиваемых электоральных и маркетинговых исследованиях приводит к формированию коммерциализированного отношения к специальности и желанию студентов трудоустраиваться в области прикладной социологии. Лишь 10%-15% студентов в процессе своей профессиональной социализации в вузе ориентируются на цели фундаментального научного образования [18]. 81% из опрошенных студентов не собираются получать послевузовское образование по социальным наукам, а 41,1% респондентов планирует продолжить процесс своей профессиональной социализации в рамках другой специальности, получив второе высшее образование.

Среди проблем профессиональной социализации студентов-социологов также выделяются их низкая социальная активность, нежелание участвовать в научных исследованиях, семинарах и конференциях, отсутствие интереса к социологическим разработкам и публикациям, слабая мотивация к самообразованию [19-21].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что вузовский этап профессиональной социализации современных российских социологов осуществляется недостаточно эффективно. Для оптимизации данного процесса необходимо внедрение ряда мер, нанравлен-ных на усиление социализирующего воздействия различным институтов и агентов нрофессио-нальной социализации социологов.

Среди институтов, оказывающих существенное влияние на процесс профессиональной социализации социологов, следует выделить государство, образовательные учреждения, профессиональное сообщество, объединения работодателей, службы занятости, СМИ, семью.

На вузовском этапе влияние семьи на процесс профессиональной социализации социологов уменьшается. На первый план выходит ин-

ститут высшей школы. Именно от состояния системы профессионального социологического образования зависит, в первую очередь, эффективность профессиональной социализации будущих специалистов. Для оптимизации вузовского этапа профессиональной социализации социологов необходим комплекс мер, связанных с повышением качества социологического образования.

Во-первых, необходимо совершенствовать структуру и содержание социологического образования, усилить его ориентацию на практическую профессиональную деятельность выпускников в соответствии с запросами работодателей путем включения в него дисциплин, значимых для работы современного социолога. В связи с этим особое внимание следует уделить преподаванию отраслевых социологий, повышению уровня подготовки в области информатики, статистики, маркетинга, иностранных языков, компьютерного анализа данных, а также формированию навыков подготовки отчетов и разработки конкретных рекомендаций для заказчиков социологических исследований. Очевидно, что реализация принципов Болонского процесса позволит не просто формально закрепить в законах изменение системы высшего профессионального образования, а даст возможность существенно усилить практическую подготовку на первом уровне (бакалавриат), перенеся, соответственно, на уровень магистратуры и аспирантуры углубленную теоретическую подготовку.

Во-вторых, важно совершенствовать методику преподавания социологических дисциплин. Социологическим факультетам и кафедрам необходимо шире использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы и методы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии, вузовские и межвузовские телеконференции). Подобные технологии обучения должны способствовать формированию навыков аналитического мышления, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим важно сделать акцент на самостоятельной работе студентов, вовлечении их уже с младших курсов в научноисследовательскую деятельность, включении старшекурсников в качестве исполнителей в исследовательские проекты выпускающих кафедр, создании действенной системы поощрения наиболее способных студентов-социологов (дополнительные стипендии, гранты и т.п.).

В-третьих, необходимо повышать уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения социологического образова-

ния. Для этого требуется оснастить учебные аудиторий и лаборатории необходимым современным оборудованием, компьютерной техникой, лицензионными программными продуктами для обработки и анализа социологических данных. Необходимо обеспечить образовательный процесс учебной, учебно-методической и научной литературой по социологии, отечественной и зарубежной социологической периодикой.

В-четвертых, важно усилить требования к преподавательскому составу социологических кафедр. Необходимо создать условия для постоянного воспроизводства научно-педагогических кадров (привлечение на работу молодых специалистов с мотивацией их поступления в бесплатную аспирантуру; регулярное повышение квалификации и переподготовка преподавателей; обеспечение их академической мобильности). Не менее важными представляются такие меры, как популяризация лучшего зарубежного и отечественного опыта преподавания социологии, привлечение к обучению социологов-практиков.

В-пятых, целесообразно проводить специальные мероприятия, нацеленные на формирование профессиональной самоидентификации и профессиональной культуры студентов-социо-логов, воспитание гордости за свою профессию, например празднование «Дня социолога», «Дня молодого исследователя», проведение конкурса «Лучший социолог» и т.п.

В-шестых, вузам необходимо больше внимания уделять трудоустройству выпускников-социологов. Прежде всего следует повышать уровень информированности потенциальных работодателей о возможностях социологов: проводить презентации работ выпускников-социо-логов; рассылать соответствующие информационные материалы в организации и на предприятия; выпускать сборники «Лучшие выпускники»; знакомить работодателей с портфолио студентов; обеспечивать прохождение «непрерывной» практики в организациях - местах будущего трудоустройства; взаимодействовать с работодателями при подготовке социологов (круглые столы, деловые встречи, опросы и т.д.).

Реализация многих мер по повышению качества социологического образования и оптимизации вузовского этапа профессиональной социализации социологов возможна только при поддержке государства. Особенно значимыми здесь представляются развитие социологического образования на основе совершенствования государственного образовательного стандарта с учетом требований современных работодателей, изменений, происходящих в экономике и социальной сфере, что позволит во мно-

гом решить существующие проблемы; контроль качества социологического образования; финансовая поддержка сферы высшего социологического образования и профессионального социологического сообщества (обеспечение достойной оплаты труда преподавателей, создание единой информационной среды, внедрение современных интернет-технологий, развитие системы поощрения студентов и преподавателей (гранты, стипендии и т.д.)). Не менее важны финансирование фундаментальных и прикладных исследований в сфере социологии, развитие образовательной кредитной политики, формирование государственного заказа на социологические кадры, развитие системы целевой контрактной подготовки специалистов-социологов, государственная поддержка учебного книгоиздания в области социологии.

Работодателям для содействия профессиональной подготовке социологов на вузовском этапе их профессиональной социализации необходимо привлекать студентов в период обучения на учебную и производственную практику в организации, оказывать помощь в проведении исследований, выступать их заказчиками, создавать условия для дополнительного обучения студентов профессиональными социологами, работающими в организациях.

Многое для оптимизации процесса профессиональной социализации социологов на вузовском этапе способно сделать нрофессиональное сообщество. В связи с этим весьма актуальным является сплочение и вовлечение студентов-социологов в профессиональное сообщество, передача профессиональных ценностей и норм. Для этого целесообразно развивать молодежные (студенческие) подразделения в структуре профессиональных организаций (Российское общество социологов, Российская социологическая ассоциация и др.), активнее привлекать студенческую молодежь к выполнению научно-исследовательских проектов. Необходимо обеспечить условия для профессионального общения молодых социологов с более опытными специалистами (мастер-классы, круглые столы, летние школы и т.д.), организовать систему профессионального консультирования в рамках социологических ассоциаций, в том числе с использованием возможностей сети Интернет. Профессиональным организациям социологов необходимо поддерживать научные изыскания студентов (конференции, гранты, стипендии, стажировки и т.д.), устанавливать высокие стандарты профессиональной деятельности, осуществлять мониторинг и диагностику проблем профессиональной социализации студентов-социологов.

СМИ призваны обеспечить информационное сопровождение процесса профессиональной социализации социологов на вузовском этапе. Общая задача всех СМИ - формирование благоприятного имиджа социологов в глазах общественности. Для специализированных профессиональных СМИ основными задачами являются: содействие публикации студенческих работ и обеспечение их качества (определение требований к ним, бесплатное опубликование); информирование студентов о конкурсах грантов, конференциях, вакансиях и т.п. Особую группу составляют студенческие СМИ, непосредственно обращенные к учащейся аудитории, которые призваны освещать студенческую жизнь социологов, раскрывать проблемы их профессионального становления.

Службы занятости населения должны содействовать вторичной занятости студентов-социологов в период обучения, оказывать им помощь в трудоустройстве по специальности после окончания вуза.

Результаты анализа научной литературы и проведенных социологических исследований приводят к выводу, что для создания условий успешной профессиональной социализации необходимо всемерно содействовать подъему качества социологического образования. Переход на двухуровневую систему подготовки кадров и внедрение компетентностного подхода открывают возможности для совершенствования содержания основных образовательных программ, повышения качества учебного процесса и уровня конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Реализация принципов Болонского процесса, при условии сохранения ценностей, преимуществ и интересов российского социологического образования, позволит преодолеть многие его проблемы и, следовательно, способствовать оптимизации процесса профессиональной социализации современных российский социологов.

Примечания

1. Более подробно результаты исследований среди студентов-выпускников и выпускников, работающих по специальности были опубликованы в статье: Вайсбург А.В. Проблемы профессиональной социализации социологов в регионе // Регионология. № 1. 2009. С. 176-183.

Список литературы

1. Ковалев В.Н. Моя профессия - социолог. М.: Союз, 2000. 236 с.

2. Добреньков В.И. Социология: взгляд за горизонты человечества. Интервью в программе «Мировая политика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgsu.info/t/doklad-ssr/http://rus.ruvг. ги/2010/09/28/22652237.Ыш1

3. Зборовский Г.Е. Учебники по социологии - у них и у нас // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 134-142.

4. Тадевосян Э.Т. Об опыте подготовки учебных пособий по социологии // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 7-11.

5. Меморандум Третьего Всероссийского социологического конгресса // СОЦИС. 2009. № 3. С. 5-7.

6. Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 204.

7. Гудков Л.Д. Есть ли основания у теоретической социологии в России? // Социологический журнал. 2010. № 1. С. 104-12.

8. Саралиева З.М., Балабанов С.С. Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект // СОЦИС. 2002. № 11. С. 1-31.

9. Ромашов О.В. Новые учебники по социологии // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 141-143.

10. Городяненко В.Г. Учебная социологическая литература: разнообразие и потребности // СОЦИС. 2006. №1. С. 1-20.

11. Интерактивный опрос участников 3 ВСК // Портал института социологии РАН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page id=844

12. Ожидания на рынке труда и перспективы трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов. Аналитический отчет по исследованию в рамках практикума по экономической социологии / А. Куликова, Д. Василашко, А. Волик, Г. Юдин. М.: МГУ, 2003. 73 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=iob&t=09

13. Мониторинговые исследования // Портал социологического клуба «Г ород» при ГУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorod. org. т/тШ/c1ub/prik1adnie/monitoring.htm1

14. Семина Е.О. Социолог-профессионал глазами студента: опыт применения метода неоконченных предложений // В сб.: Российское общество и социология в XXI в: социальные вызовы и альтернативы / Под ред. В.И. Добренькова и др. - М.: МГУ. 2003. Т. 1. С. 234-236.

15. Степкина Е., Толстикова А. Профессия «социолог»: о чем это? // Пчела. № 47 (март-май 2005) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pche1a. т/ podshiv/47/socio1og.htm

16. Осадчая Г.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества. Социологические исследования. 2009. №2. С. 102-107.

17. Добреньков В.И., Зырянов В. В., Темнова Л.В. Вопросы качества подготовки социологов в контексте реформирования высшей школы России // Социология образования. 2010. № 9. С. 36-48.

18. Покровский Н.Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе. Доклад Президента СоПСо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socio1og.net/konf2003.htm1

19. Жуков В.И. Социология в современной России. Доклад на Учредительном съезде Союза социологов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgsu.info/t/dok1ad-ssr/

20. Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. М.: Наука, 2009. 743 с.

21. Ядов В.А. Исследование опыта зарубежных университетов в центре социологического образова-

ния института РАН // Материалы международной конференции «Национальные ориентиры и мировой опыт в области преподавания социально-экономических дисциплин в высшей школе». М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2000. С. 345-360.

OPTIMIZATION OF THE HIGH SCHOOL STAGE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN SOCIOLOGISTS

A. V. Vaisburg

The concept of process of professional socialization, levels of professional sociological formation, the basic problems and features of the high school stage of professional socialization of sociologists, and also measures of optimization of the given process are considered. Results of researches among sociologists-graduates and the graduates working on a speciality of the Tver region about lacks of modern sociological formation are resulted.

Keywords: professional socialization, professional sociological formation, high school, the sociologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.