Научная статья на тему 'Процесс профессионального самоопределения будущих социологов'

Процесс профессионального самоопределения будущих социологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОЛОГИ / ВУЗ / МОТИВЫ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / SOCIOLOGISTS / HIGH SCHOOL / MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайсбург А. В.

Рассматривается процесс профессиональной социализации социологов, а именно этап его профессионального самоопределения. Перечислены основные факторы, влияющие на данные процесс. Представлен вторичный анализ результатов зарубежных социологических исследований, исследованы основные особенности профессионального самоопределения будущих социологов на примере Тверского региона и разработан ряд рекомендаций для оптимизации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайсбург А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of professional self-determination of the future sociologists

In given article the analysis of professional self-determination of the future sociologists is resulted. About the basic motives of receipt on a speciality "Sociology" results of sociological researches are presented to Russia and abroad. Measures of optimization of process of professional self-determination of the future sociologists in modern Russia are offered.

Текст научной работы на тему «Процесс профессионального самоопределения будущих социологов»

СОЦИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 310-313.

УДК 316.007 А.В. Вайсбург

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ

Рассматривается процесс профессиональной социализации социологов, а именно этап его профессионального самоопределения. Перечислены основные факторы, влияющие на данные процесс. Представлен вторичный анализ результатов зарубежных социологических исследований, исследованы основные особенности профессионального самоопределения будущих социологов на примере Тверского региона и разработан ряд рекомендаций для оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: профессиональная социализация, социологи, вуз, мотивы.

По продолжительности профессионально-трудовой деятельности большинство авторов придерживаются следующей классификации этапов профессиональной социализации, представленной Ю.В. Кабли-новой [3, с. 67]: выбор профессии, получение профессионального образования, адаптация к профессии в период после получения профессии.

На профессиональный выбор будущих социологов влияют различные факторы: объективные и субъективные. Среди объективных факторов можно выделить: общие (социально-демографические, политические, социально-психологические, духовно-нравственные) и специфические (профессиональный спрос, престиж профессии, качество социологического образования, возможности социально-профессиональной мобильности и доходность будущей профессии). К субъективным факторам относят: социально-экономический и интеллектуальный капиталы абитуриентов, личностно-мотивационные и социальнодемографические факторы.

Процесс профессиональной социализации осуществляется на основе мотивации индивида и проходит определенные этапы на различных уровнях. При дифференциации такого сложного явления, как профессиональная социализация необходимо обязательно учитывать мотивы, которыми руководствуются будущие специалисты. Классификация мотивов трудовой деятельности, по мнению А. И. Зеличенко и А.Г.Шмелева [1, с. 36], включает в себя внешние и внутренние мотивационные факторы, состоящие из несколько подгрупп. Внешние включают в себя условия труда (социальные, организационные, территориально-географические, физические условия, стереотипы наличных социальных ролей, обыденные эталоны «социального преуспевания», рекомендации, советы и указания). Внутренние мотивационные факторы - это возможности, предоставленные профессиональной сферой для реализации профессиональных целей (общение, психологическое сохранение и развитие, сохранение и укрепление здоровья, отдых и развлечения, реализацию материальных ценностей, достижение желаемого общественного положения и общественную работу). Внешние мотивы ориентированы на социальный характер и формируются под воздействием социального окружения на индивида, а внутренние - на потребностях личности и ее представлениях о жизни, стереотипах убеждениях.

© А.В. Вайсбург, 2011

На различных этапах профессиональной социализации личности, согласно трудам С.И. Кучмиевой [4, с. 40-42], выделяется преобладание определенных мотивационных факторов: мотивация поступления в вуз, мотивация осуществления учебной деятельности и мотивация профессионального выбора личности. Они, в свою очередь, включают в себя следующие группы мотивов: мотивы, основанные на интересе к профессии, учебно-познавательные мотивы, мотивы развития, социальные, материальные, просо-циальные и инфантильные мотивы.

На этапе выбора профессии происходит сбор информации о профессии и оценка собственных возможностей. Этот этап, как отмечает Ю.В. Каблинова, связан в основном с профориентационной работой в школьной среде. На данном этапе основными мотивами профессиональной социализации являются советы родственников и родителей, позитивный пример карьерного роста, получение прибыли, быстрое продвижение по службе, внутреннее призвание личности и случайность.

Согласно рассуждениям П. Бергера существуют следующие ошибочные взгляды абитуриентов на профессию социолога: представление о социологе как теоретике социальной работы, как социальном реформаторе, как собирателе статистических данных о человеческом поведении, как человеке, занятом разработкой методологии, как особом беспристрастном и хладнокровном типе личности. Реально же, по мнению П. Бергера, выбирая профессию социолога, люди руководствуются следующими мотивами: возрастающей

ролью социологии, престижностью и прибыльностью данной профессии, склонностью к изучению гуманитарных наук и интересом непосредственно к социологии.

В зарубежных странах среди будущих специалистов-социологов наблюдается достаточно устойчивая мотивация при поступлении на специальность «Социология». По данным социологического исследования, проведенного в 2007 г. среди студентов-социологов университета г. Констанца (Германия, выборка доступных случаев, п = 70 человек, руководитель проекта - О. Иванова), выявлены следующие результаты [2, с. 67]: 62 % респондентов отметили среди основных мотивов «особый интерес к данному предмету», 40 % - широкие возможности профессиональной деятельности. 36 % студентов считают, что обладают особым талантом и способностями, которые позволят им достичь высот в профессиональной карьере социолога. Доля студентов, которые

целенаправленно поступили на социологию, так как «всегда хотели стать социологом», составила 10 %. По результатам другого исследования, среди студентов специальности «Социология» университета им. Гете

г. Франкфурта-на-Майне (Германия, п = 70 человек, руководитель проекта - О. Иванова), поступили на «Социологию», так как считают ее модной и престижной сферой деятельности 30,7 %, 22,8 % поступали целенаправленно и осознанно (см. рис.). Это подтверждает целенаправленность внутренних мотивов поступления большинства студентов-социологов в Германии.

В России наблюдается несколько иная ситуация. Этап профессионального самоопределения будущих социологов в современной России имеет следующие особенности: небольшая доля школьников имеет ярко выраженные профессиональные предпочтения и призвания; у большинства отсутствуют четкие личные мотивы поступления и понимание данной науки; наблюдается низкая активность участия в школьных конференциях и олимпиадах по обществознанию, посещение факультативов; дается малое количество рекламы и пропаганды специальности «Социология»; встречается слабая распространенность специализированных социологических классов и профориентационной работы со школьниками представителей вузов. Вследствие этого этап профессионального самоопределения будущих социологов зачастую проходит достаточно неэффективно.

Из результатов проведенных исследований в Высшей школе экономики (единый мониторинг студенческой жизни (2001-2006 гг.), социологический клуб «Город» ГУ ВШЭ, п = 3990 студентов [5]) видно, что основными мотивами поступления на специальность «Социология» являются личный интерес к выбранному направлению, возможность получения качественного образования на факультете и перспективы трудоустройства.

Это подтверждают и результаты другого исследования, проведенного в ГУ ВШЭ в 2007 г. (социологический клуб «Город», анкетирование, п = 1636 человек), среди студентов социологического факультета 81 % опрошенных поступили на специальность из-за качественного образования, 79 % привлек личный интерес, 43 % -перспектива трудоустройства. Также необходимо отметить тот факт, что с 2005 по 2007 г. неизменно уменьшается доля целенаправленно поступивших на данную специальность абитуриентов (в 2005 г. -59 %, в 2006 - 49 %, в 2007 - 47 %) [5].

312

А.В. Вайсбург

Мотивы поступления на специальность "Социология"

-Л_______|_

есть возможность найти хорошую работу

посоветовали родственники, друзья

не поступил на желаемую специальность

поступал целенаправленно

модная и престижная сфера деятельности

10,9%

^ 14,9% =р 15,8%

22,8%

30,7%

0,0

5,0

10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0

Доля респондентов, %

Мотивы обучения студентов на специальности «Социология» в Германии

Таким образом, из приведённых данных видно, что в один из наиболее престижных Вузов России абитуриенты, в своей большей массе, поступают осознанно, но доля их неизбежно снижается.

В региональных вузах наблюдается несколько иная ситуация. Согласно исследованиям, проведенным среди абитуриентов, поступавших на специальность «Социология» дневной формы обучения Тверского государственного технического университета (2006-2009 гг., анкетирование, N = 62 человека, руководитель проекта - О.Ю. Верпатова), основными мотивами поступления являются: влияние мнения родителей и родственников (39,4 %), а также престижность университета и специальности (18,2 %). Советы учителей и визиты представителей приемной комиссии в школу привлекли по 9,09 %. Наличие интереса и желания к профессии признали лишь 9 % абитуриентов. Поэтому можно говорить о том, что у большинства опрошенных абитуриентов отсутствуют целенаправленные мотивы поступления на данную специальность.

Основными причинами выбора студентами 2-3 курсов специальности «Социология» дневной формы обучения ТГТУ (анкетирование, п = 79 человек, выборка доступных случаев) в 2009 г. были названы: «советы родственников, друзей и знакомых» - 40 %, «нравится данная специальность» - 24,3 %, «легче было поступить» -20 %. При этом достаточно осознанно на специальность «Социология» поступил только каждый четвертый студент, преимущественно женского пола. Мотивами этого явились интерес к самой специальности или обучение в специализированном социологическом классе. Мужчинами при

выборе специальности в основном руководило мнение референтной группы.

Чуть более половины социологов относятся к профессии социолога оптимистично - 54,8 %, нейтрально - 42,5 % и пессимистично - лишь 2,7 % опрошенных. Это в целом свидетельствует об отсутствии негативных тенденций в вопросах отношения студентов к своей профессии. Отношение к профессии среди студентов 3 курса практически поровну делится на оптимистичное и нейтральное, но преобладает нейтральное (54,3 %). На 4-м курсе - тенденция та же, но преобладает оптимистичное отношение. При этом появляются и пессимистичные оценки. К 5-му курсу пессимизм и нейтральность оценок снижаются, и уже среди 69,7 % студентов отмечается оптимистичное отношение к профессии. Таким образом, наблюдается зависимость: чем дольше человек учится по специальности «Социология», тем больше у него преобладают оптимистичные оценки отношения к своей профессии.

Выпускники-социологи Тверского региона 2006-2010 гг. (анкетирование,

N = 262 человека, выборка доступных случаев) признают основным мотивом поступления уже лишь желание получения высшего гуманитарного образования (65,6 %), 2,9 % не прошли на другую специальность, а 5,9 % затруднились ответить. А уже 11,8 % выпускников признались в явном желании стать социологом.

По результатам исследований профессиональных практикующих социологов Тверского региона, проведенного в 2008 г. методом социолограммы (глубинные экспертные интервью, п=13 человек), основными мотивами поступления на данную специальность людей, которые продолжа-

ют профессиональную социализацию в профессии социолога, являлись как интерес к специальности, так и простое стечение обстоятельств. При этом часть из них признаются, что у них не было почти никакого понимания о том, что такое социология. Но абсолютно все они удовлетворены полученной профессией.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди социологов Тверского региона со временем взгляды на мотивы выбора профессии социолога изменяются, и у них увеличивается уверенность в осознанности и правильности данного выбора.

Из проведенного анализа данных видно, что процесс профессионального самоопределения современных российских социологов осуществляется недостаточно осознанно. Для оптимизации процесса профессионального самоопределения в современной России возможно внедрение ряда мер, ориентированных на совершенствование деятельности основных институтов, оказывающих влияние на становление будущего профессионала-социо-лога. Необходимо просвещение родителей в вопросах профессионального самоопределения детей, профессиональной ориентации и профессионального выбора. Современная школа должна внедрять рассказы педагогов о работе современных социологов и ее значении для жизни современного общества, организовывать встречи школьников с профессиональными социологами и экскурсии в социологические организации, оформлять профориентационные стенды и распространять профориентационные буклеты, демонстрацию фильмов о профессиях. Также необходимо повышение качества социологической пропедевтики (подготовка и издание учебных пособий по социологии для школьников; использование активных методов обучения социологии; организация конкурсов творческих работ, научнопрактических конференций, олимпиад по социологии для школьников). Университеты могут способствовать оптимизации довузовского этапа профессиональной социализации будущего социолога с помощью таких мер, как организация олимпиад по социологии для абитуриентов с последующим предоставлением льгот при зачислении их победителям; проведение дней открытых дверей социологических факультетов и кафедр; постоянная профориентационная и рекламно-информа-

ционная работа со школьниками (экскурсии, ознакомительные занятия, ярмарки учебных мест, буклеты, фотоальбомы, фильмы и т. д.); специализированные подготовительные курсы для поступающих на социологические факультеты; консультирование абитуриентов через сеть Интернет; создание общегородских «Школ юного социолога», летних исследовательских лагерей для школьников и студентов. Важно, чтобы в профориентационную работу со школьниками включались не только преподаватели, но и студенты специальности «Социология». Руководителям предприятий и организаций целесообразно устанавливать шефство над школами, имеющими профильные социологические классы. СМИ необходимо регулярно публиковать информационные материалы о профессии социолога, данные различных социологических исследований, сведения о вузах, в которых можно получить социологическое образование, об особенностях поступления и обучения в них.

Перечисленные меры оптимизации процесса профессионального самоопределения будущих социологов позволят увеличить долю абитуриентов, которые будут поступать осознанно на специальность «Социология», так как количество данных представителей ежегодно снижается как в столичных, так и, в большей степени, в региональных вузах.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зеличенко А. Н., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. с. 36.

[2] Иванова О. И. Социологическое образование в России и Германии: сравнительный анализ : дипломная работа по специальности 040201. ТГТУ, 2008. 158 с.

[3] Каблинова Ю. В. Мотивационная структура процесса профессиональной социализации молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. №4 (52). С. 67

[4] Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов // Среднее профессиональное образование. 2006. № 3. С. 40-42.

[5] Мониторинговые исследования [опНпе] // Портал социологического клуба Город при ГУ ВШЭ. [Обращение к документу 12 июня 2007]. Ш1_: http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/ рпк^те/тотЬппд.Мт!.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.