УДК 37 ББК Ч 31
Гармацырен Цыденович Молонов,
доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected] Алдар Валерьевич Дамдинов, кандидат педагогических наук, министр образования Бурятской республики (Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Педагогика - наука с междисциплинарной основой и практической направленностью
Статья посвящена рассмотрению одного из важнейших методологических вопросов педагогики, вопроса об определении понятия педагогика как наука. Авторы рассматривают это понятие, опираясь на философское определение. Это позволило им выделить 4 элемента в составе педагогики как науки и рассмотреть их, а затем сформулировать авторское определение данного понятия. В статье особо акцентируется внимание на понятии воспитание. Рассматривается взаимосвязь педагогики как науки с системой гуманитарных и социальных наук: философией, социологией, экономикой, психологией. Авторы высказывают точку зрения, что педагогика находится на пересечении гуманитарных и социальных наук, в этом и проявляется междисциплинарный характер педагогики. В статье также обстоятельно рассмотрена роль и значение практики. Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики, по мнению авторов, осуществляется в трёх ситуациях: практика предшествует теории, апробация теории происходит одновременно с реализацией практики, теория создаётся прежде практики.
Ключевые слова: наука, педагогика, воспитание, образование, междисциплинарная основа педагогики, практика, взаимосвязь педагогической науки и практики.
Garmatsyren Tsydenovich Molonov,
Doctor of Pedagogy, Professor, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected] Aldar Valer’evich Damdinov, Candidate of Pedagogy, Education Minister of the Buryat Republic (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
Pedagogy as a Science with the Interdisciplinary Framework and Practical Orientation
This paper addresses one of the most important methodological issues of pedagogy, the question of the definition of pedagogy as a science. The authors consider this concept on the basis of the philosophical definition. This allows them to identify four elements in pedagogy as a science, to analyze them, and then formulate the authors’ definition of the concept. The paper particularly focuses on the concept of upbringing and the relation of pedagogy as a science with the system of the humanities and social sciences: philosophy, sociology, economics, and psychology. The authors express the view that pedagogy is at the intersection of the humanities and social sciences, and this illustrates the interdisciplinary character of pedagogy. The article also discusses in detail the role and importance of practice. According to the authors, the relationship between educational theory and educational practice is manifested in three situations: practice precedes theory, theory testing takes place simultaneously with the implementation of practice, and theory is created before practice.
Keywords: science, pedagogy, upbringing, education, interdisciplinary basis of pedagogy, practice, relationship between pedagogy and practice.
Что такое наука? В словаре С. И. Ожегова под наукой понимается: «1. Система знаний о развитии природы, общества и мышле-
ния, а также отдельная отрасль таких знаний.
2. То, что поучает, даёт опыт, урок» [4, с. 504]. Существуют общественные и естественные
науки. Педагогика относится к общественным наукам. Это совокупность теорий, заключающих факты, научные и практические идеи, положения, подходы,принципы и закономерности о явлениях и взаимосвязях между обществом и человеком, его сознанием и мышлением.
Эта характеристика выходит за пределы приведённого, краткого определения, что такое наука, и основывается на определении философии. В учебнике под ред. В. Н. Лавриненко выделяются наиболее существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще [6]. А именно:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия.
2. Анализ наиболее общих вопросов познания.
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека.
Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира [5, с. 13]. На основе такой структуры философского знания рассмотрим аспекты педагогики.
Вопрос о бытии имеет универсальный смысл: бытие и небытие, материальное и идеальное, бытие природы, общества и человека. Воспитание ребёнка - бытие или небытие, это материальное или идеальное явление или это только практика - постановка таких проблем в педагогике правомерна.
По второму аспекту можно ставить вопросы: познаваемо ли образование, какова его сущность, что в нём истинного, реального, каков объект и субъект в воспитании, обучении. Эти вопросы являются фундаментальными в разработке и выстраивании педагогической теории.
Серьёзной теоретической и практической проблемой является осуществление образования в постиндустриальном обществе. Таково суждение по третьему аспекту.
В рамках четвёртого аспекта важен вопрос о том, какое воспитание и образование имеет наибольшее значение в жизни человека прошлого и настоящего и т. д.
В рассмотренных четырёх аспектах дадим характеристику воспитанию и образованию. Они представляют часть материального и идеального бытия; познаваемы, теоретически объяснимы, практически организуемы и управляемы. В истории общественной практики теории воспитания и образования изменяются и развиваются, и имеют в жизни и
судьбе каждого человека непреходящее значение.
Таким образом, философия имеет методологическое значение, т. е. она служит фундаментом теоретического и практического освоения действительности, реальности и разработки построения теории педагогики как науки.
Каждая наука, в том числе и педагогика, даёт определение самой себя, что она изучает. В психолого-педагогическом словаре написано: «Педагогика (греч. pais - дитя и ado -веду) - наука о воспитании подрастающего поколения» [5, с. 318]. Данное определение является неполным. Представляет ли подрастающее поколение только объект воспитания?
В учебнике «Общие основы педагогики» В. В. Анисимова, О. Г. Грохольской, Н. Д. Ни-кандрова даётся следующее определение педагогики: «педагогика есть наука об образовании (её объект), под которым понимается обучение и воспитание в его собственных интересах, в интересах общества и государства» [1, с. 6]. Здесь слово «образование» заменяется словами «воспитание и обучение». Определение соответствует тексту Закона РФ «Об образовании» (1992).
Нами даётся следующее определение педагогики. Педагогика - наука о развитии, формировании и становлении детей, учащихся, молодёжи и взрослых в процессе воспитания, обучения и образования. В нашем определении указывается на взаимодействие двух сторон: человека и внешнего воздействия. Эти две части бытия, действительности изучает, исследует наука педагогика. Одна сторона - ребёнок, школьник, взрослый человек, развивающийся, изменяющийся в силу внутренних предпосылок и окружающих факторов, условий и обстоятельств. А вторая сторона - организованное, целенаправленное, систематическое воспитание, обучение и образование. Вторая сторона всегда реализуется с учётом возраста, пола, социально-педагогического положения воспитуемых, обучаемых.
Определение педагогики как науки только о воспитании или об образовании содержательно не полновесны. Человек никогда полностью не зависит от воспитания или образования, он во многом генетически, наследственно и социально обусловлен. Ныне высказываются мысли, что склонность к преступности передаётся по наследству, некоторые особенности развития человека предполагают социальный, духовный, конфессио-
нальный так называемый социоген, который вне зависимости от человека проявляется в его деятельности. В США более 10 нобелевских лауреатов по экономике, а в России всего один. Система образования в нашей стране во много хуже, чем в Америке - так это или нет? Неправомерно превозносить роль и значение воспитания и образования и в равной степени их недооценивать.
После перехода к рыночной экономике и принятия Закона РФ «Об образовании» практически осуществляется вытеснение воспитания как деятельности, в теории игнорируется понятие «воспитание» как научная категория. Можно сказать, что здесь проявляется стремление некоторых крайних реформаторов отказаться от коммунистического воспитания. Однако воспитание - это духовное явление, возникшее на заре развития человечества, когда ещё не существовало идей коммунизма. Воспитание - органическая, естественная духовно-нравственная забота родителей, родных о своём потомстве. Народные традиции, устное народное творчество всех народов мира содержат богатства духовного, нравственного, эстетического, умственного, трудового воспитания детей. Почему-то в защиту этой очевидной истины не выступают РАО, маститые учёные-педагоги. Когда одна из трёх основных категорий недооценивается, вряд ли педагогические теории могут полноценно развиваться.
Педагогика взаимосвязана с социологией по сущности и содержанию многих понятий. Возьмем, например, социальные функции, к таким относится функция учителя - передавать учащимся знания, оценивать их успехи, организовывать самостоятельную работу детей и т. д. Социальное взаимодействие -социологическое понятие, а педагогическое взаимодействие является одним из видов социального взаимодействия. Социальные институты - понятие из социологии, а школа, вуз - понятия, используемые в социологии, экономике, политологии, философии, а не только в образовании и педагогике.
Родство педагогики и социологии состоит в том, что в педагогике широко используются методы исследования, применяемые в социологии, такие как анкетирование, ранжирование, интервью и др.
Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучше-
ния материально-технической базы учебных заведений и др.
По расчётам экономистов, среднемесячный размер заработной платы учителя составит в ближайшие годы примерно 18 тысяч рублей, как среднемесячную по экономике. Ряд депутатов Госдумы предлагают на законодательной основе приравнять статус педагога к статусу государственного или муниципального служащего, в том числе и в части оплаты труда, как сделано, например, в Германии и Финляндии. Однако даже блестящее развитие педагогической теории не продвинет далеко вперёд развитие образования при современном финансировании.
Обратимся к другим странам. Новая Зеландия выделяет на нужды образования 6,7 % от ВВП, Финляндия - 20 %, Южная Корея - 23 %, а Россия - около 4 %. В стране отчасти идёт свёртывание образования. В мае 2010 г. был принят закон об автономных образовательных учреждениях. Исходя из этого, в 2010 году было закрыто 250 малокомплектных школ, в последующие годы планируется продолжить сокращение. Эти и подобные факты показывают взаимосвязь образования с социальной сферой, соответственно педагогики - с политологией и социологией, экономической теорией и демографией.
Очевидно, не стоит доказывать глубокую, предметную взаимосвязь педагогики с психологией. Достаточно привести одно из определений психологии и на ней строить обоснование. «Психология (от греч. душа и учение) -наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных» [2, с. 328]. Все взаимодействия педагога с детьми, учащимися, студентами, преподавателя со взрослыми обучающимися осуществляются на деятельности психики и управляемом поведении с двух сторон.
В свете изложенного возникает вопрос: к какой группе наук относится педагогика? Понятно, что не к естественным, точным и техническим. Хотя многое от них вбирает, прежде всего в использовании методов научного исследования. Педагогика - это общественная наука, которая подразделяется на гуманитарные и социальные дисциплины.
К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, языкознание, искусствознание, культурологию. К социальным наукам относят социологию, политологию, психологию, экономику, антропологию, этнографию, юриспруденцию. При исследовании объекта и предмета изу-
чения педагогика опирается на все названные науки, но больше всего на философию, социологию, психологические дисциплины, культурологию, экономику, юридические науки (правоведение).
На обе группы наук педагогика ссылается при выборе методов научного исследования. «Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценками, суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными методами, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, знание» [3, с. 45]. Для социальных наук характерно изучение поведения людей с использованием эмпирических методов и математического аппарата. В педагогике применяются модели и методы исследования, присущие и гуманитарным, и социальным наукам.
Для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает уход от ценностей, культурных и духовных артефактов. Для педагогики значимы мир духа, культуры, ценностей, а также социальные действия и взаимодействия людей, вещественные изделия, выполненные ими.
По предмету изучения, выбору методов исследования, полученным результатам, фактам педагогику можно представить на пересечении гуманитарных и социальных наук.
Такова междисциплинарная основа (матрица) педагогики. Хотя все гуманитарные науки содержат теорию, они имеют выход на практику, жизнь. Практика - одно из многозначных понятий в жизни, действительности, науке и обиходе. В словаре С. И. Ожегова практика определяется, как: «1. Деятель-
ность людей, в которой они воздействуют на материальный мир в процессе производства, преобразуют его, деятельность по применению чего-нибудь в жизнь, опыт. 2. Приёмы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём»
[4, с. 445]. Мы обращаемся к первому и третьему значениям, когда речь идет о практике в связи с наукой.
Более содержательная характеристика понятия практики для нашего подхода дана в «Психолого-педагогическом словаре»: «Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу человеческого общества и познания» [5, с. 352].
С позиции такого понимания сущности и значения практики взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики осуществляется в трёх ситуациях: первая -практика предшествует разработке теории; вторая - апробация теории происходит одновременно с реализацией практики; третья -сначала создаётся теория, затем она выполняется практически. Обратимся к следующим примерам. Первая ситуация: переход к информационному обществу требует разработки нового содержания образовательных стандартов. Вторая ситуация: одновременно отрабатываются теории и методики проведения мониторинга по многим проблемам и вопросам педагогики и образования. Третья ситуация: воспитание толерантности у детей, молодёжи необходимо вначале рассматривать в теории, а затем реализовывать в опытно-экспериментальной работе. Таких обоснований достаточно.
Педагогика, являясь социально-гуманитарной наукой, на практику ориентирована больше, чем другие общественные науки. Ни политология, ни социология, ни культурология и другие дисциплины не заключают столько практических выходов и рекомендаций, как педагогика.
Итак, педагогика - наука с междисциплинарной матрицей и практической направленностью.
Список литературы
1. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
2. Дъяченко М. Н., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Минск.: Хар-вест, М. АСТ, 2001. 567 с.
3. Кравченко А. Н. Социология. М.: Велби; Проспект, 2007. 536 с.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 24-е. М.: Мир и Образование, 2008. 896 с.
5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 544 с.
6. Философия / В. Н. Лавриненко, Г И. Иконникова, В. П. Ратников, В. В. Юдин М.: ЮРАЙТ; Высшее образование, 2009. 576 с.
References
1. Anisimov V. V., Grokholskaya O. G., Nikandrov N. D. Obshchiye osnovy pedagogiki. M.: Prosveshcheniye, 2006. 574 s.
2. Dyachenko M. N., Kandybovich L. A. Psikhologichesky slovar-spravochnik. Minsk.:
Kharvest, M. AST, 2001. 567 s.
3. Kravchenko A. N. Sotsiologiya. M.: Velbi; Prospekt, 2007. 536 s.
4. Ozhegov S. I. Slovar russkogo yazyka. Izd. 24-e. M.: Mir i Obrazovaniye, 2008. 896 s.
5. Psikhologo-pedagogichesky slovar dlya uchiteley i rukovoditeley obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeny. Rostov n/D : Feniks, 1998. 544 s.
6. Filosofiya / V. N. Lavrinenko, G. I. Ikonnikova, V. P. Ratnikov, V. V. Yudin M.: YuRAYT; Vyssheye obrazovaniye, 2009. 576 s.
Статья поступила в редакцию 19.06.2012