педагогические Ахмедьянова Алина Халиловна, Кашапова Ляля Мухаметдиновна
науки ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ...
УДК 37.013
ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
© 2018
Ахмедьянова Алина Халиловна, кандидат философских наук,
докторант кафедры педагогики Кашапова Ляля Мухаметдиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (450008, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследуется проблема формирования гармонично развитой личности, которая является объектом изучения гуманитарных наук. Объектом гуманитарных наук является непосредственно личность и процесс изучения его внутреннего мира, и в целом, жизнедеятельность в социуме. Особенно подробно данную проблему изучают педагогика и психология, которые являются науками, практикующие методы гармонии телесной, душевной и духовной личности. Именно согласованное взаимодействие двух гуманитарных наук способствует раскрытию основных причин дисгармонизации подрастающего поколения и современного общества. Автор статьи доказывает, что психология является фундаментом для педагогики, где воспитание ребенка происходит благодаря психологическому познанию, поиска ответов на возникшие глобальные проблемы в борьбе с дисгармонизацей личности и общества. В свою очередь, педагогика единственная наука, где проходит повседневная воспитательная практика и осуществление у личности жизнеформирующих принципов, которые при определенных условиях могут создать условия для благоприятного одновременного взаимодействия и естественных и гуманитарных наук, ориентированных однозначно на гармонизацию личности. Поэтому, гуманитарные знания есть путь к осмыслению себя как личность, ощущение своего собственного развития и становления человека культуры, а также личная ответственность за данный процесс и за существование человеческой цивилизации.
Ключевые слова: гуманитарные науки, естественные науки, гармонично развитая личность, жизнеформирую-щая система, совершенный человек, деградация личности, нравственность, мораль, новый человек.
HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY AS AN OBJECT OF STUDY
SYSTEMS HUMANITIES
© 2018
Akhmedyanova Alina Khalilovna, candidate of philosophical Sciences,
doctoral student of the Department of pedagogy Kashapova Lyalya Mukhametdinovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla (450008, Russia, Ufa, October Revolution St. 3A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article studies the problem of formation of harmoniously developed personality, which is the object of study of the Humanities. The object of Humanities is the personality itself, and the process of studying his inner world, and in general life in the society. This problem is studied in detail by pedagogics and psychology, which are the main Sciences, practicing methods of physical, mental and spiritual harmony of the individual.Especially extensively this problem is re-searche in pedagogy and psychology, which are the basic Sciences. Physical, mental and spiritual harmony of the individual depends on the practice. Particularly this coordinated interaction of two Humanities contributes to the disclosure of the major causes of disharmonization of the younger generation and modern society. Therefore, the study of pedagogical and psychological concepts of the different historical period, facilitates to gaining the experience in the formation of a harmoniously developed personality. The author of the article proves that pedagogy and psychology, and all the other Sciences in combination and interaction will become the basis for harmonization of the entire society, as the object of the Humanities is man and his inner world, interacting with society and spiritual culture of the society. Humanitarian knowledge is the way to comprehend oneself as a person, the feeling of one's own development and formation of culture, as well as personal responsibility for this process and for the existence of human civilization.
Keywords: Humanities, natural Sciences, harmoniously developed personality, life forming system, the perfect man, the degradation of personality, morality, moral, new human.
В современном обществе на сегодняшний день актуальна проблема гармонично развитой личности. В условиях активного процесса развития инновационных технологий происходит формирование интереса у учащихся к естественно-научным предметам в школьной образовательной среде, а гуманитарные предметы отходят на второй план. В результате развития только естественно-научного мышления у выпускника школы теряются такие важные жизнеформирующие системы - это адаптационный механизм к социальной среде и постоянно меняющемуся миру, потеря речевой коммуникативной способности, из-за чего происходит физиологическая деградация личности, духовно-нравственный кризис, а также понижается гуманитарный потенциал, что влечет за собой несформированность у выпускников школ свободного и осознанного выбора жизненного пути, ответственность к судьбе своей страны и своего будущего. Отсюда следует, что главной задачей современной науки и образования является нахождение альтернативных методов приспособления к подобным условиям постиндустриального общества, и необходимо, чтобы воспитание и образование в школах стали развиваться в един-
стве инновационных технологий, естественных наук и гуманитарных наук с целью формирования современной модели выпускника школ - это гармонично развитая личность способная к нравственному, культурному возрождению, обладающая творческим потенциалом, владеющая культурной компетенцией и умеющая преобразовывать все стороны собственного бытия и всего российского общества. Данная цель достижима в рамках гуманитарного образования, и поэтому поставленная проблема гармонизации современного ученика школы непосредственно является объектом исследования всех гуманитарных наук.
Почему именно гуманитарные науки являются главной основой в формировании гармонично развитой личности ученика? Потому что объектом гуманитарных наук всегда является личность, а именно его внутренний мир, находящийся во взаимосвязи с обществом и духовной культурой общества. К гуманитарным наукам относятся психология, история, социология, правоведение, экономика, которые сочетаются с общественными науками педагогикой, литературоведением, лингвистикой, политологией, культурологией, географией, антрополо-
Akhmedyanova Alina Khalilovna, Kashapova Lyalya Mukhametdinovna pedagogical
HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY AS AN OBJECT ... sciences
гией. Каждая из перечисленных наук изучает личность в своем научном аспекте, и разрабатывает такие концепции, которые способствуют формированию универсального образа личности подрастающего поколения. В данной статье мы рассмотрим личность с позиции двух гуманитарных наук - педагогики и психологии, так как они очень тесно взаимодействуют в воспитательном процессе и гармоничное их сочетание, согласованность дает коэффициент полезного действия формирования гармонично развитой личности.
Педагогика - это наука, которая прямо связана с понятием «личность». Особенность в педагогическом изучении личности проявляется в педагогических принципах и свойствах воспитания, образования и обучения, являющиеся основным фундаментом человеческой жизни. В педагогике «личность - есть продукт социализации индивида» [1, с.94]. В словаре сказано, что с педагогической позиции «личность рассматривается в трех аспектах - это верхний этаж - направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т.д. Второй этаж - опыт человека: знания, умения, компетенции, навыки, привычки. Третий этаж - высшие психические процессы: интеллект, мышление, память, внимание, воля, эмоции физическая активность» [1, с.95]. Взаимодействие и соразмерность трех этажей в личности, позволяют достичь гармонизации внутреннего и внешнего бытия.
Великий ученый Ломоносов М.В. занимает важное место в истории отечественной педагогики и просвещения. В педагогической науке он видит главный фактор развития человечества, которая оказывает благоприятное воздействие на экономическое и культурное процветание государства. Исследуя проблемы «человека и природы, человека и общества», Ломоносов М.В. следовал принципу природосообразности. Ученый считал, что воспитание должно руководствоваться природному развитию детей[2, с.19]. У каждого ребенка, по утверждению ученого, есть природное дарование, способствующее формированию гармоничной личности. К природным дарованием он отнес: «... природное дарование душевное (речь, мышление, память и др.) и телесные (физическая сила)» [2, с.21].
Общественные деятели, революционеры-демократы и активисты просвещения в молодежной среде XIX века Герцен А.И. и Огарев Н.П. в центре своей педагогической теории гармоничного развития личности ставят формирование у подрастающего поколения научной формы мышления и мировоззрения. Для того, чтобы сформировать у ребенка с малых лет научное сознание, ему необходимо изучать такие науки как «наука о жизни, о бытии.» [3, с.4]. Они отмечают, что гармоничная личность формируется лишь при одинаковом познании естественных и гуманитарных, которые способствуют в выпускниках школ формированию образа нового человека с навыками и привычками, приносящими пользу обществу. Также при изучении естественных и гуманитарных наук в равных количествах без отрыва от национальных обычаев, традиций и родного языка, приводит к развитию энциклопедического знания у учащихся. Подобное обучение позволит осмыслить историко-культурные ценности всех народов, построить гармоничные взаимоотношения между различными этносами, увеличить нравственные качества в обществе, и главное, сформирует твердый характер в личности ребенка, который будет уметь определять, что нужно ему в жизни, он будет знать цель своей жизни и приложит все свои силы ради достижения ее. Следовательно, гармоничный человек, по мнению Герцена А.А. и Огарева Н.П., есть совершенная и целеустремленная личность с определенной устоявшейся жизненной идеологией.
Белинский В.Г. отстаивал идею «всестороннего гармоничного развития молодежи» [4, с.10]. Основа его педагогического учения строилась на принципе гуманизма. Главным средством в воспитании детей Белинский 28
В.Г. считал человеческие отношения, любовь к окружающим, приумножения добра. По мнению революционера-демократа, - «воспитание - великое дело, им решается участь человека» [4]. Подспорьем воспитания является образование, которое по мнению общественного деятеля должно быть комплексным, всесторонним и сочетать в себе познание естественных и гуманитарных наук. Без изучения гуманитарных наук «и само естествоведение будет только мертвым сбором фактов, а не живым знанием» [4, с.11].
Ушинский К. Д., русский педагог, назвал педагогическую науку высшим искусством: она есть «всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека. В это смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшие из потребностей человека и человечества - их стремление к усовершенствованию в самой человеческой природе. Не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечный предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [5, с.12]. То есть, педагогика есть «собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности» [5, с.13]. Ушинский К.Д. утверждает, что педагогика - это наука не просто изучающая или обучающая как воспитывать детей, но и наука, которая учит воспитывать гармонично развитую личность на основе сочетаний в ней всех наук.
Луначарский А. В. рассмотрел в педагогической практике задачи на всех ступенях школьного образования. Самой важной ступенью является момент, когда ученик становится выпускником школы, тогда перед учителями главной задачей встает привитие в них привычки жить, учиться и работать во благо своей Родины. Если старшеклассники научились этим трем принципам, то они всегда будут совершенны и физически и духовно.
В XX веке появилась универсальная педагогическая концепция Занкова Л. В. Так, в своем труде «Дидактика и жизнь» автор исследует школьную систему образования и приходит к следующему выводу: «... на развитие учащихся оказывает влияние не только школа, но и семья, детские и юношеские организации, книги, радио, кино, театр и т.д. Однако, поскольку учебно-воспитательная работа школы представляет собой целенаправленную систему, имеющая в своей основе вооружение школьников разносторонними научными знаниями и навыками, школе принадлежит ведущая роль в развитии учащихся» [6, с.24]. Поэтому выпускники школ должен иметь высокие гуманистические качества, а это есть образ всесторонней развитой личности: «Всестороннее развитие личности означает гармоническое сочетание в ней духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства» [6].
Таким образом, необходимо отметить, что все вышеперечисленные педагогические концепции имеют одну и ту же цель - это формирование гармонично развитой личности, отличающиеся между собой лишь методами достижения гармонии. По мнению ученых, педагогика должна быть не только наукой, но и повседневной воспитательной практикой и жизнеформирующим принципом, который при определенных условиях может создать условия для благоприятного одновременного взаимодействия и естественных и гуманитарных наук, ориентированных однозначно на гармонизацию личности; во-вторых, ставя в центр своего исследования личность, педагогика как наука о воспитании, ориентируется на соразмерное развитие биологического и социального начал в ребенке как основных критериев гармонично развитой личности ребенка; в-третьих, от гармоничного процесса социализации личности, которая проходит и в семье, и в школе, к примеру, зависит и его гармоничное сосуществование с окружающим миром, и способность гармонично вливаться в ту или иную среду общества;
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Ахмедьянова Алина Халиловна, Кашапова Ляля Мухаметдиновна ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ...
в-четвертых, педагогическая проблема гармоничного развития личности будет разрешена в условиях воспитательно-образовательной среды, где будет формироваться гармонично развитая личность с планетарным мышлением, преобладанием общечеловеческих ценностей, удовлетворенная результатом своей жизнедеятельности.
Формирование гармонично развитой личности ребенка является и объектом психологии. Отметим, что первоначальная психология носила экспериментальный характер. Так, первым представителем экспериментальной психологии являлся Вильгельм Вундт. Разработал концепцию о психологии народов мира, которая в дальнейшем стала самостоятельной наукой. Объектом исследования новой науки стали «история культуры и нравы, языковедение и философия религии» [7, с.3]. Ученый утверждает, что изучение данных понятий как психологическая категория и методы совершенствования их может привести к познанию внутреннего мира каждого индивида и помочь ему сформироваться как полноценная личность в многокультурном мире.
Французский психолог Бине А. видел гармонично развитую личность в сочетании трех главных жизнефор-мирующих систем - ума, характера и здоровья. Мейман Э. впервые выдвинул теорию о саморазвитии ребенка. В этом главная роль принадлежит эстетическому воспитанию и образованию в начальных классах: «Юношество нашего народа выносит из всех школ, как народных, так и средних, слишком мало эстетических и художественных запросов. Но почти немыслимо, что в ребенке пробудился эстетический смысл без побудительного влияния школьного обучения, ибо дети, покидающие народную школу, - почти всегда, а среднюю школу, - очень часто вовлекаются сейчас же по выходе из нее в жестокую борьбу за существование и нелегко могут дойти сами до занятий роскошью искусства, если потребность к этому не была в них пробуждена в раннем возрасте» [7, с.169].
Вильям Штерн первый психолог, который провел анализ развития личности ребенка. Он обосновал теорию целостной личности, разработал закономерности ее формирования, в результате вывел новую теорию персонализма. В ходе научных экспериментов пришел к выводу о том, что на гармоничное развитие личности ребенка влияют два фактора - наследственность и среда. Среда способствует осознанию самого себя. Наследственность проявляется в индивидуальных качествах ребенка. Равномерное развитие в личности наследственности в сочетании с благоприятной средой закладывает фундамент целостного развития ребенка.
Карл Густав Юнг рассматривает психологию как основу формирования доброты. По мнению ученого, добрый человек - гармоничный человек, а значит совершенный, духовно развитый: «. совершенный человек не настолько завершен, чтобы не было возможным дальнейшее совершенствование. Слово «совершенный» передает смысл греческого слова духовный» [8, с.246].
Австрийский психолог, сторонник индивидуальной психологии Адлер А. выделял в развитии ребенка совершенствование его душевных качеств, которые должны были формироваться в семейном воспитании под руководством матери и отца. Однако большая роль в душевном гармоничном развитии личности ребенка принадлежала матери, она воспитывала в нем сопринадлежность к обществу и соразмерность в отношении к окружающим людям.
Крупнейший мыслитель XX века Эрих Фромм в работе «Душа человека» установил, что «задачей психиатрии, психоанализа и различных гуманитарных наук является изучение условий, которые веду к тому или иному развитию» [10, с. 200]. По Фромму Э. одной из важных условий в саморазвитии личности является воспитание в нем любви, следовательно, ребенку нужно проживать с людьми, которые его любят.
Отметим, в середине XX века формируется новое направление в психологии - гуманистическая психо-
логия. Первым представителем данного направления стал Карл Роджерс. Он считал, что гармонизация личности ребенка происходит в условиях хорошей жизни. Хорошая жизнь создается только творческими людьми. Творческий человек - это человек «с восприимчивой открытостью миру, с его верой в свою способность формировать новые отношения с окружающими, и он будет таким человеком, у которого появятся продукты творчества и творческой жизни. Он не обязательно будет приспособлен к своей культуре, но почти обязательно не будет конформистом. В любое время и в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой ...» [11, с. 111].
Известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Мэй Ролло утверждает, что для воспитания гармонично развитой личности нужно в ребёнке сформировать душевную целостность, и чем развитая душевная целостность, тем здоровей личность.
В середине XIX века складывается собственная отечественная психология, объектом изучения которой становится человек и его развитие в обществе. Также формируются два направления в российской психологии: первое психологию связывает с философией, второе
- с физиологией. Представитель первого направления
- Николай Чернышевский, второго - Памфил Юркевич и Владимир Соловьев, оба направления исследовали проблему человекопознания в дискурсе познания личности, его гармоничного развития, благородных душевных качеств через его природу и окружающий мир. Онтологически и гносеологически обосновывается идея единства духовной и телесной сущности человека.
Кавелин К.Д. изучает проблему нравственности в различных научных ракурсах, выдвигая свою концепцию о том, что личность должна осознавать себя как ценность бытия, от нее зависит индивидуальные совершенные качества и общественная жизнь в целом. В этом направлении большая роль принадлежит психологии, которая развивает нравственность, мораль, человеческое отношение к окружающим. Ученый обращает свое исследование и на этнопсихологическую проблематику, ориентированную главным образом на умственное и нравственное развитие каждой этноличности, формирование такой личности возможно лишь в той среде, где есть развитая гармоничная личность.
Владиславлев М.И. в своем труде «Психология» [12], рассматривает волю как источник психического развития человека. Энергетической силой, с теоретической позиции, в формировании подобной личности выступает искусство.
В XXI в. появляются новые психологические концепции о личности, связанные с философским и религиозным детерминантом, но неотделимые от психологии творчества: объектом изучения психологии становится индивидуальные национальные особенности субъекта, глубокое исследование которого позволяет понять душевное состояние личности любого этноса, его мировоззрение и отношение к другим народностям, и главное, помогает в построении гармоничного межэтнического взаимодействия.
Следовательно, вышеизложенные психологические концепции в решении проблемы гармоничного развития личности предлагают, во-первых, создание оптимальных психологических условий для развития и саморазвития личности, направленных на формирование всеобщей гармонии в окружающей среде; во-вторых, развитие адаптационного психологического механизма, который бы включал в себя психологическое, духовное, социальное и физическое здоровье; в-третьих, формирование гармонично развитой личности зависит от позиции психологии умения учить с малых лет детей быть счастливыми и создавать вокруг себя добро. Поэтому, психология как наука является фундаментом для педагогики, где воспитание ребенка происходит благодаря
Akhmedyanova Alina Khalilovna, Kashapova Lyalya Mukhametdinovna HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY AS AN OBJECT .
pedagogical sciences
психологическому познанию, поиска ответов на возникшие глобальные проблемы в борьбе с дисгармонизацей личности и общества. Таким образом, авторская гипотеза: если психология - на древнегреческом языке, означает «душа» [6], педагогика - это искусство воспитания, значит, она должна воспитывать детей искусству жить в гармонии, а это возможно лишь удовлетворив душевную потребность личности ребенка. Выполняя данный закон, у подрастающего поколения будет душевное здоровье, значит, будет и телесно-духовная гармония.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
2. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. 339 с.
3. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1990. 368 с.
4. Педагогическое наследие/ Белинский В.Г, Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А./сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. 400 с.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. Москва-Ленинград: изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1950. 777 с.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: издательство «Космос», 1912 г. 341 с.
8. Мейман Э. Введение в современную эстетику. М.: издв-во ЛКИ, 2007.200 с.
9. Карл Густав Юнг. Эон. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 411 с.
10. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 251 с.
11. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Прогресс, 2004. 233 с.
12. Владиславлев М.И. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. Т.2. СПб.: в тип. В. Безобразова и комп, 1881. 564 с.
Статья поступила в редакцию 27.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
30
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)