Научная статья на тему 'СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ С РАЗВИТИЕМ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ С РАЗВИТИЕМ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТЬЕВАЯ ВОДА / МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Медведев Е.В.

Освещены теоретические и практические вопросы распространенности, частоты мочекаменной болезни в Московской обл. и влияние на эти показатели экологически неблагоприятных факторов. Оценивается их прогностическое значение в развитии уролитиаза. Представлены особенности состава питьевой воды регионов Московской обл. и выявлена вариабельность заболеваемости мочекаменной болезнью в зависимости от выраженности антропогенной нагрузки. Установлена корреляционная связь заболеваемости мочекаменной болезнью с соотношением микроэлементов в питьевой воде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Медведев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN MICROELEMENTS CONTENT OF DRINKABLE WATER AND NEPHRO-LITHIASIS FORMATION IN MOSCOW REGION RESIDENTS

The article covers theoretical and practical matters on prevalence, incidence of nephrolithiasis in Moscow region and influencing ecological hazards. Predictive role of those matters is evaluated. The author presented features of drinkable water in Moscow region and revealed changes in nephrolithiasis prevalence in accordance with antropogenous load. Correlation between the nephrolithiasis prevalence and the microelements ratio in drinkable water is established.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ С РАЗВИТИЕМ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

2. Саноцкий И.В., Голубкина H.A. // Соединения селена и здоровье / Под ред. И.В. Саноцкого. —

М., 2004. — С. 43—59.

3. Саноцкий И.В., Еловская Л.Т. Сравнительная характеристика биологического действия разных видов асбеста и его заменителей: Доклад на пленуме Научного совета по гигиене окружающей среды. — М., 2002.

4. Саноцкий И.В., Ткачева Т.А., Карпухина Е.А., Каютина С.В. // Труды VIII Всероссийского конгресса «Питание и здоровье». — М., 2003.

5. Фоломеев В.Ф. // Лаб. дело.— 1981. — № 1. — с. 33—35.

Поступила 20.06.06

УДК 517.118®613.31:616.62-003.7

Е.В. Медведев

СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ С РАЗВИТИЕМ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана

Освещены теоретические и практические вопросы распространенности, частоты мочекаменной болезни в Московской обл. и влияние на эти показатели экологически неблагоприятных факторов. Оценивается их прогностическое значение в развитии уролитиаза. Представлены особенности состава питьевой воды регионов Московской обл. и выявлена вариабельность заболеваемости мочекаменной болезнью в зависимости от выраженности антропогенной нагрузки. Установлена корреляционная связь заболеваемости мочекаменной болезнью с соотношением микроэлементов в питьевой воде.

Ключевые слова: мочекаменная болезнь, питьевая вода, микроэлементы.

E.V. Medvedev. Relationship between microelements content of drinkable water and nephrolithiasis formation in Moscow region residents. The article covers theoretical and practical matters on prevalence, incidence of nephrolithiasis in Moscow region and influencing ecological hazards. Predictive role of those matters is evaluated. The author presented features of drinkable water in Moscow region and revealed changes in nephrolithiasis prevalence in accordance with antropogenous load. Correlation between the nephrolithiasis prevalence and the microelements ratio in drinkable water is established.

Key words: nephrolithiasis, drinkable water, microelements.

Мочекаменная болезнь (МКБ) — это болезнь обмена веществ, характеризующаяся наличием камня в мочевыводящей системе пациента. МКБ является одним из самых распространенных урологических заболеваний, которое склонно к рецидивам и нередко к упорному тяжелому течению. В России она составляет в среднем 38,2 % всех случаев урологических заболеваний. С точки зрения многих исследователей, данное заболевание является многофакторным, и развитие его связано с рядом сложных физико-химических процессов, происходящих как в организме в целом, так и на уровне мочевыводящей системы. Установлено, что распространению МКБ способствуют условия современной жизни: гиподинамия, ведущая к нарушению фосфорно-кальциевого обмена, характер питания (обилие белка в пище). К возникновению данного не-

дуга предрасполагают также такие факторы, как возраст, пол, раса, климатические, географические и жилищные условия, профессия и наследуемые генетические особенности. Причинами образования камней могут быть и факторы местного характера: инфекция мочевых путей, анатомические и патологические изменения в верхних мочевых путях, приводящие к затруднению нормального оттока мочи из почек, обменные и сосудистые нарушения в организме и почке.

По данным многих исследователей и Госкомстата РФ, заболеваемость МКБ продолжает увеличиваться во всех группах населения. В 2002 г. в России заболеваемость МКБ составила 535,8 случаев на 100 000 населения. Многолетними наблюдениями доказана эндемичность регионов России не только по частоте, но и по виду образуемых мочевых

камней (так, в Южных регионах доминируют камни мочевой кислоты, а в Московском регионе — оксалаты).

В Московском регионе МКБ распространена среди жителей всех возрастов [2], причем заметный рост выявляемости этой патологии наблюдается у пациентов наиболее работоспособного возраста, что сказывается на общем уровне потери трудоспособности. По данным ряда авторов, ежегодная заболеваемость в Московской обл. составляет до 1,7 %. При этом исследования, направленные на оценку распространения МКБ в крае, выполнены в единичных случаях [1]. Тем не менее их результаты указывают на выраженную неравномерность распределения уровней заболеваемости уролитиазом в пределах региона. Неравномерность географического распространения этой патологии характерна для всех возрастных групп населения, однако конкретные причины развития болезни в масштабе региона до сих пор не изучены.

Многие исследователи считают, что одним из экзогенных факторов, с которым часто связывают образование камней в органах моче-выведения, является химический состав питьевой воды, потребляемой населением. С давних пор отмечено, что литогенные свойства воды в первую очередь определяются ее природными свойствами, которые отображают геохимическую ситуацию местности. Природный химический состав воды отличается постоянством и имеет связь с существованием зон эндемического уролитиаза в некоторых географических районах мира [5, 7].

К наиболее ранним относятся представления о наличии связи между МКБ и употреблением жестких питьевых вод. Общая жесткость воды — это интегральный показатель, уровень которого определяется содержанием солей кальция, магния и отчасти железа. Считается, что наибольшая заболеваемость МКБ наблюдается в районах, где питьевая вода имеет жесткость от 16 до 23 мг-экв/л, наименьшая — в пределах 6 — 7 мг-экв/л [5]. По данным некоторых исследователей, очень низкую жесткость питьевой воды также следует рассматривать в качестве природного фактора риска мочекаменной болезни [3]. Помимо общей жесткости литогенные свойства питьевой воды может характеризовать содержание в ней некоторых биогенных элементов и минеральных компонентов. Прежде всего, к таким химическим элементам следует отнести кальций, концентрация которого в наибольшей мере

формирует уровень жесткости воды. Исследования показывают, что избыток кальция в питьевой воде систем водоснабжения, наблюдающийся в географических регионах с высокой жесткостью воды в водоисточниках, представляет собой экзогенный фактор риска формирования уролитиаза [4, 6, 8]. Большие концентрации соединений кремния, фтора, гидрокарбонатов, сульфатов и хлоридов в питьевой воде также способствуют развитию мочевых камней у человека. В литературе по этиологии уролитиаза постоянное внимание уделяется дефициту магния, особенно в питьевой воде городских систем водоснабжения [9 —11]. Материалы клинических наблюдений свидетельствуют, что состояние гипомагниемии всегда сопровождает развитие данной патологии у человека [7].

Целью нашей работы явилось изучение распространенности частоты МКБ в Московской обл. и влияния на эти показатели экологически неблагоприятных факторов. Основными показателями в популяционных исследованиях подобного рода, проводимых в определенной территории в определенный период времени, являются распространенность — число случаев заболевания в популяции и заболеваемость — число новых случаев болезни за год. Представляет интерес оценка влияния экологически неблагоприятных факторов на развитие мультифакторных заболеваний, к каковым относится МКБ.

Были проанализированы частота (заболеваемость) и распространенность мочекаменной болезни в Московской обл. за 2000—2005 гг. Помимо того, проводилась оценка качества питьевой воды и содержания в ней минеральных элементов / микроэлементов. В качестве районов для сравнения были выбраны Волоколамский, Наро-Фоминский, Ногинский, Химкинский.

Изучали следующие показатели: первичную заболеваемость — количество обращений в данном районе по поводу впервые диагностированной МКБ в год на 100 000 населения, и распространенность — общее количество людей в данном районе, лечившихся по поводу МКБ в течение года.

В составе питьевой воды данного региона учитывалось содержание: алюминия, бария бериллия, бикарбонатов, бора, железа, кадмия, кальция, кремния, магния, марганца, меди, молибдена, мышьяка, никеля, нитратов, ртути, свинца, стронция, сульфатов, фторидов, хлоридов, хрома, цинка.

Т а б л и ц а 1

Первичная заболеваемость и распространенность МКБ в районах Московской обл. в период с 2000 по 2005 г.

Согласно нашим данным, показатели заболеваемости МКБ в вышеупомянутых районах демонстрировали существенную вариабельность. Результаты представлены в табл. 1 (данные в виде среднее ± стандартное отклонение за период с 2000 по 2005 г.).

Сравнительный анализ климатических условий данных районов, условий питания и экономического уровня в данных районах различий не выявил. В значительной степени варьировало содержание минералов и микроэлемен-

тов в питьевой воде данных районов Московской обл. (табл. 2).

Как видно из табл. 2, в различных районах Московской обл. наблюдается значительное колебание содержания различных микроэлементов в питьевой воде. С целью определения корреляцонной зависимости между количеством одного элемента и уровнем заболеваемости МКБ проведен корреляцонный анализ. В качестве адекватного статистического метода мы выбрали коэффициент ранговой корреляции Spearman, уровень значимости приняли равным р = 0,05.

Зависимость уровня заболеваемости от содержания кальция в питьевой воде была сильной (r = 0,54, р = 0,013 < 0,05), от содержания кальция — умеренной силы (r = —0,37, р = 0,007 < 0,05). Была обнаружена лишь тенденция к зависимости уровня заболеваемости от содержания стронция: r = 0,37, р = 0,206. Тем не менее отношение содержания кальция/стронция, а также магния/стронция оказалось в линейной связи с заболеваемостью МКБ (соответственно r = —0,35, p = 0,009

Т а б л и ц а 2

Среднее содержание микроэлементов в питьевой воде районов Московской обл., мг/л

Микроэлемент Район Московской обл.

Волоколамский Наро-Фоминский Ногинский Химкинский Щелковский

Алюминий 0,12 0,24 0,39 0,41 0,28

Барий 0,02 0,03 0,03 0,05 0,03

Бериллий 0,0003 0,0005 0,0008 0,0009 0,0006

Бикарбонаты 296,55 300,67 414,66 404,53 253,34

Бор 0,05 0,12 0,19 0,22 0,16

Железо 0,45 0,46 0,47 0,54 0,52

Кадмий 0,0002 0,0004 0,0004 0,0007 0,0006

Кальций 52,38 117,17 130,12 159,48 113,74

Кремний 0,19 0,66 0,63 0,62 0,6

Магний 10,14 12,1 10,71 11,44 11,31

Марганец 0,15 0,16 0,15 0,17 0,16

Медь 0,68 0,58 1,02 0,55 0,86

Молибден 0,06 0,06 0,12 0,12 0,06

Мышьяк 0,01 0,01 0,02 0,02 0,01

Никель 0,01 0,02 0,05 0,09 0,05

Нитраты 35,32 26,07 45,62 35,64 19,07

Ртуть 0,0002 0,0002 0,0002 0,0002 0,0003

Свинец 0,01 0,03 0,02 0,02 0,01

Стронций 3,95 4,53 5,27 3,27 2,53

Сульфаты 184,66 100,65 302,08 290,99 152,89

Фториды 1,03 1,63 1,47 1,45 1,26

Хлориды 71,08 332,98 283,03 285,19 148,44

Хром 0,01 0,02 0,02 0,02 0,01

Цинк 1,12 1,61 2,18 2,72 2,75

Район Московской обл. Первичная заболеваемость, M ± m Распространенность, M ± m

Волоколамский 268,4 ± 23,4 436,7 ± 27,1

Наро-Фоминский 316,9 ± 21,5 465,6 ± 23,5

Ногинский 310,3 ± 17,9 514,4 ± 29,7

Химкинский 324,1 ± 26,8 527,4 ± 34,9

Щелковский 271,6 ± 18,2 495,2 ± 24,7

и г = —0,28, р = 0,02). Как и следовало ожидать, отношение содержания кальция/магния также обнаружило корреляционную связь с заболеваемостью МКБ: г = 0,57, р = 0,004.

Полученные результаты согласуются с имеющимися в мировой литературе данными, полученными А.С. Музалевской [6], М.А. Жубаткановым [4], А.В. Ульяновой [8] и О.А. Тиктинским [7]. Вместе с тем подтвердив результаты предыдущих работ, ряд вопросов наше исследование оставило без ответа. Не до конца изученной остается роль стронция в питьевой воде в формировании уролитиаза, равно как недостаточно исследованы биохимические механизмы взаимодействия различных микроэлементов. Возможно, ключевую роль играют в меньшей степени отдельные микроэлементы и их содержание в питьевой воде и в большей степени — нарушение их соотношения и альтерация биохимических процессов, в которых данные элементы принимают участие в различных комбинациях. Тем не менее уже сейчас на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что содержание микроэлементов в питьевой воде влияет на развитие МКБ у населения, проживающего на данной области. Таким образом, особенности различных районов Московской обл., по-видимому, являются причиной развития у населения многих форм географической патологии, к числу которых принято причислять и МКБ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России) /Ю.П. Гичев. — Новосибирск: СО РАМП, 2002.

2. Дасаева A.A. // Клин. мед. — 2004. — № 1. — С. 21—26.

3. Емельянова Т.П. // Витамины и минеральные вещества: полн. справочник для врачей. — СПб.: Весь,

2001. — С. 321—325.

4. Жубатканов M.A. // Здравоохр. Казахстана.

— 1998. — № 10. — С. 51—52.

5. Мудрый И.В. // Гиг. и сан. — 1999. — № 1.

— С. 15—18.

6. Музалевская A.C. // Там же. — 1993. — № 12. — С. 17—20.

7. Тиктинский O.A. Мочекаменная болезнь / О.Л. Тиктинский, В.П. Александров. — СПб.: Питер, 2000.

8. Ульянова A.B. (и др.) // Региональные проблемы охраны окружающей среды: сб. науч. трудов / Московский НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана / Под ред. А.И. Потапова. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 78—79.

9. Jung A. et al. // Pol. Merkuriusz. Lek. — 2000.

— Vol. 8, Nb 46. — P. 170—171.

10. Kohri K. et al. //Urol. Res. — 1993. — Vol. 21, No. 4. — P. 269—271.

11. Polissiou M. et al. // Magnesium Res. — 1988.

— Vol. 1, No. 2. — P. 115—116.

Поступила 18.10.06

УДК 616.127-005.8-02:616.594-092:612.015.7]-057

Д.Д. Зербино, Т.Н. Соломенчук

СОДЕРЖАНИЕ РЯДА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ВОЛОСАХ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА, И ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

Институт клинической патологии Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого, Львов (Украина)

Проведен рентгенофлуоресцентный анализ элементного состава волос 39 больных инфарктом миокарда (ИМ) и 23 здоровых людей. Наибольшая степень «химического загрязнения» организма отмечается у больных ИМ, чьи профессии связаны с воздействием ксенобиотиков. В их волосах обнаружен достоверно более высокий уровень железа, меди, марганца, хрома, кадмия, свинца, стронция, рубидия, калия, брома и хлора. Почти у 2/3 из них уровень калия и стронция значительно превысил максимально допустимые значения. Наличие у больных ИМ достоверно более высокого, чем в контроле, уровня ряда химических элементов можно рассматривать как доказательство существования непосредственной причинно-следственной связи между влиянием ксенобиотиков и развитием коронарной патологии у лиц до 50 лет, особенно при отсутствии у них традиционных факторов риска.

Ключевые слова: инфаркт миокарда, ксенобиотики, элементный состав волос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.