УДК 159.923.2 Адамян Луиза Игоревна
аспирант Московского педагогического государственного университета тел.: (926) 577-33-12
СВЯЗЬ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Adamyan Luisa Igorevna
PhD student of Moscow State University of Education Science tel.: (926) 577-33-12
CORRELATION BETWEEN SANOGEN REFLECTION AND INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF A PERSONALITY
Аннотация:
Данная статья посвящена психологической устойчивости личности. Автор демонстрирует связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности. В статье также рассмотрены теоретические представления о показателях психологической устойчивости. Автор подробно описывает методы эмпирического исследования.
Ключевые слова:
психологическая устойчивость, саногенная рефлексия, показатели психологической устойчивости личности, корреляция, фактор.
The summary:
The article deals with the issue of psychological stability of a personality. The author demonstrates the correlation between sanogen reflection and indicators of psychological stability of a personality, considering the theoretical concepts of psychological stability. The methods of empirical research are described in detail.
Keywords:
psychological stability, sanogen reflection, indicators of psychological stability of a personality, correlation, factor.
Социальные изменения, вызываемые общественными катаклизмами, требуют от человека радикальной перестройки образа жизни, переосмысления всей системы отношения к изменившемуся миру.
В условиях общественных, социальных и психологических изменений возникает опасность нарушения целостности личности, потери человеческой индивидуальности в ходе приспособления к постоянно меняющимся и усложняющимся обстоятельствам. В этой ситуации психологическая проблема психологической устойчивости личности в постоянно меняющихся ситуациях становится особо актуальной.
Психологическая устойчивость личности рассматривается нами как подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия, нарушающего это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой (Е.П. Крупник). Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение. В зависимости от конкретных обстоятельств в данной системе формируется определенная модель, в соответствии с которой осуществляется самопланиро-вание, самоорганизация и самоконтроль поведения [1, с. 273-274].
Психологическая устойчивость личности делает ее способной, с одной стороны, быть открытой для непрерывно меняющихся жизненных обстоятельств и следовать их «вызову», а с другой - сохранять свое «Я» от «хаоса» постоянно изменяющихся ситуаций, обладая гибкостью и пластичностью, способных реорганизовывать сложившуюся систему ценностей, и тем самым определять личностное развитие. Однако при этом остается по существу главная проблема психологической устойчивости личности - генезис этого социально-психологического качества. Мы полагаем, что фактором, определяющим и формирующим этот психологический феномен, является саногенная рефлексия.
Саногенная рефлексия, в понимании С.Н. Морозюк, - «умственные акты различного уровня организации, возникающие в ответ на неопределенность ситуации и ведущие к определению ситуации и выбору оптимального решения» [2, с. 265]. Саногенную рефлексию мы рассматриваем как основной психологический механизм, который позволяет осознать причины психологической неустойчивости и защитные программы поведения, ставшие неконструктивными.
В нашей работе мы выделили следующие показатели психологической устойчивости личности: саморегуляция, личностная и ситуативная тревожность, потребность в достижении, аффилиации и доминировании, интернальный и экстернальный локус контроля и акцентуации характера.
Рассмотрим, каким образом саногенная рефлексия связана с показателями психологической устойчивости личности.
Саморегуляция и саногенная рефлексия. Саморегуляция - это сущностные интегративные психические процессы, связанные с регуляторной функцией психики и обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, его субъектную активность, целостность индивидуальности и личности (В.И. Моросанова) [3, с. 121-127].
О.А. Конопкин предложил функциональную модель процесса осознанного регулирования деятельности, в которую входят: цель-модель значимых условий - программа исполнительских действий - реализация программы - информация о результатах - система критериев - информация о рассогласовании и оценка результатов - решение о коррекции, цель [4, с. 256]. Развивая идеи О.А. Конопкина, В.И. Моросанова в общий процесс саморегуляции включила регуляторно-личностные качества: гибкость, инициативность и самостоятельность, наличие которых способствует осознанию, «включению», процесса рефлексии.
Учитывая то, что управление эмоциями - это деятельность, саморегуляцию как составную часть психологической устойчивости можно оптимально рассматривать в контексте этой модели.
Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова под рефлексией понимают универсальный механизм процесса саморегуляции, так как она останавливает процесс деятельности, объективирует его, и это делает возможным осознанное воздействие на этот процесс.
Таким образом, сам факт проявления рефлексии вне зависимости от ее направленности является моментом саморегуляции. Участие саногенной рефлексии в процессе саморегуляции обеспечивает надежно позитивный результат саморегуляции, который, закрепляясь в позитивном эмоциональном опыте, приводит к уверенности в управлении эмоциями, а это обеспечивает психологическую устойчивость личности.
Потребностно-мотивационная сфера и саногенная рефлексия. Потребностно-мотивационная сфера является основой адекватного определения ситуации (угрожает ли она моему «Я», какая потребность стала мотивом и каким мотивом в данной ситуации).
Ю.М. Орлов выделял три потребности: потребность в аффилиации, потребность в достижениях и потребность в доминировании, что и составляет потребностно-мотивационный профиль личности.
Под потребностью в аффилиации понимается стремление человека наладить добрые, эмоциональные положительные взаимоотношения с людьми, «не буквально, - в смысле желания человека общаться с другими людьми, а содержательно, - в смысле стремления выразить свое отношение к миру и к самому себе, как к общественному существу» (Ю.М. Орлов) [5, с. 148].
Под потребностью в достижениях понимают стремление личности улучшить результаты своей деятельности (соревнование с самим собой), получить уникальные результаты или быть включенным в достижение далеких целей.
Под потребностью в доминировании понимается стремление влиять на других, контролировать их поведение, навязывать другим свои взгляды, отношения.
Распознавая собственные потребности и мотивы через отслеживание ощущений, мыслей, привычного их хода и направления в процессе рефлексии становится возможным изменение угла зрения на себя в проблеме и проблемы в себе.
Динамика системы, ее адаптация к условиям постоянно меняющейся среды обеспечиваются психологическим механизмом - рефлексией. Лишь правильное функционирование рефлексии позволяет сохранить целостность системы, и вместе с тем способствовать ее развитию. Рефлексия осуществляет динамику, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований. Функция рефлексии как деятельности - найти рациональный способ разрешения проблемы, возникшей в процессе взаимодействия личности с окружающей действительностью.
Таким образом, саногенная рефлексия помогает осознать и обозначить собственные потребности и мотивы, отделить их от навязанных извне стратегий поведения, избежать возникновению риска появления неадекватных и неадаптивных стратегий поведения, то есть защитных механизмов.
Локус контроля и саногенная рефлексия. Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам.
Исследования в области психологии личности, посвященные данной проблеме, показывают, что основным отличием интерналов и экстерналов являются интерпретации разных социальных ситуаций. Одна и та же ситуация может имеет дифферентные объяснения у экстер-налов и интерналов: первые возлагают ответственность на людей, имеющих отношение к ситуации; интерналы же избегают ситуационных объяснений поведения.
Мы полагаем, что в локусе контроля отражается рефлексивный слой (рефлексия) сознания личности, являющийся универсальным механизмом изменения стратегии поведения и мышления. Поскольку саногенную рефлексию, мы вслед за С.Н. Морозюк понимаем как поведение ума, основной функцией которой является повышение эффективности личности в социуме и в деятельности, она (саногенная рефлексия) рассматривается нами в качестве регулятора локуса контроля. Так как интеранальность проявляется в высоком показателе самоконтроля и регуляции своего поведения, то это обеспечивает психологическую устойчивость личности.
Таким образом, локус контроля является важнейшим показателем психологического здоровья индивида.
Акцентуации характера и саногенная рефлексия. Большая роль в поведении личности отводится акцентуации характера, которой свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим влияниям, обращенным к месту наименьшего сопротивления данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Характер проявляется, прежде всего, в стереотипности поведения, способствуя устойчивости, стабильности психических и психофизиологических состояний, а также толерантности к недовольствам внешних и внутренних условий деятельности. Основная функция, выполняемая характером - это сохранение системы. Однако нельзя не заметить, что выживание личности как системы и ее психологическая устойчивость в постоянно изменяющемся мире возможны только при условии равновесия этих функций: сохранения и изменения. Если основная функция характера - сохранение системы, то функция рефлексии - ее изменение. Именно рефлексия это тот механизм, обеспечивающий динамику личностных образований на смысловом и операциональном уровнях.
Наблюдение посредством рефлексии за целевыми установками, осознание их стереотипности и неадекватности ситуации, изменение представлений о себе и о результате собственных действий с помощью технологии «саногенного» мышления (Ю.М. Орлов), способствует, как нам кажется, формированию новых целевых установок, адекватных ситуации, блокируя, проявление операциональных установок как защитных форм поведения.
Таким образом, благодаря саногенной рефлексии человек способен прервать действие неэффективных, но привычных, стереотипных программ поведения, лежащих в основе характера.
Тревожность и саногенная рефлексия. Тревожность не следует рассматривать в качестве негативной черты. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом у каждого существует свой оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Неадекватная, высокая тревожность служит показателем неблагополучия личностного развития, психологической неустойчивости, благодаря которой происходит включение защитных механизмов и форм поведения.
Саногенная рефлексия, как верно заметил Ю.М. Орлов, значительно увеличивает эффективность именно эмоциональной жизни человека, так как основной ее функцией является регуляция эмоциональных состояний человека. Она не устраняет тревожность как таковую, а оптимизирует ее показатели.
В своем исследовании мы предположили, что существует связь саногенной рефлексии с саморегуляцией, с общим уровнем интернальности, и с интернальностью в области достижения, с потребностью в области достижения.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами Московского педагогического государственного университета и со студентами факультетов «Прикладная математика и физика» и «Двигатели летательных аппаратов» на базе Московского авиационного института, общей численностью 103 человека. Были использованы: «Когнитивно-эмотивный тест» (Ю.М. Орлов, С.Н. Морозюк), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова), методика «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлов), опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в интерпретации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда), тест тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), характерологический опросник (К. Леонгард - Г. Шмишек).
В результате проведенного исследования нами были получены следующие данные.
Была обнаружена тесная корреляционная связь показателя саногенное мышление с общим уровнем саморегуляции (0,80), умеренная связь с интернальностью в области достижения (0,32), общим уровнем интернальности (0,38) и потребностью к достижению (0,36). Следовательно, развивая саногенную рефлексию, возможно повысить уровень саморегуляции, общей интернальности, интернальность достижения и потребность в области достижения.
Таким образом, выявленные положительные корреляции показывают, что развитие саногенной рефлексии является фактором психологической устойчивости личности.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория // Научные труды МПГУ. М., 1999. С. 273-274.
2. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М., 2000.
3. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127.
4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
5. Орлов Ю.М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебной ситуации // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматических заболеваний. М., 1977.
1. Krupnik E.P. Psikhologicheskaya ustoychivost' lich-nosti kak metodologicheskaya kategoriya // Nauchnye trudy MPGU. M., 1999. P. 273-274.
2. Morozyuk S.N. Sanogennaya refleksiya, aktsentuatsii kharaktera i effektivnost' uchebnoy deyatel'nosti. M., 2000.
3. Morosanova V.I. Stilevye osobennosti samoreguliro-vaniya lichnosti // Voprosy psikhologii. 1991. No. 1. P. 121-127.
4. Konopkin O.A. Psikhologicheskie mekhanizmy reg-ulyatsii deyatel'nosti. M., 19S0.
5. Orlov Y.M. Frustratsiya potrebnosti v dostizheniyakh i trevoga v uchebnoy situatsii // Rol' emotsional'nogo stressa v geneze nervno-psikhicheskikh i somatich-eskikh zabolevaniy. M., 1977.