Научная статья на тему 'Связь самооценки со стилями поведения в конфликте у мужчин и женщин ранней взрослости'

Связь самооценки со стилями поведения в конфликте у мужчин и женщин ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
750
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аверина Кристина Николаевна

Предметом исследования являются стили поведения личности в конфликтной ситуации, особенности самооценки и их связь у мужчин и женщин ранней взрослости. Автором подробно рассматривается феномен самооценки как оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Аргументируется актуальность изучения самооценки у мужчин и женщин в период ранней взрослости, который традиционно определяется от 20 до 40 лет. В работе приводятся полученные результаты, которые могут быть использованы в деятельности практического психолога в рамках проведения психологических консультаций для мужчин и женщин ранней взрослости с целью повышения их конфликтологической компетентности, а также для разработки спецкурса в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов, юристов, социологов, государственных гражданских служащих. в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме; тестирование; количественно-качественные методы обработки результатов, статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий по критерию φ – угловое преобразование Фишера и изучение корреляционной связи с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Новизна исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы профилактики и управления конфликтным поведением взрослых людей ставит задачу всестороннего изучения личностных детерминант поведения человека в конфликте, т.к. тема взаимосвязи самооценки и стилей поведения личности в конфликтной ситуации разработана в основном в возрастной психологии с позиции самооценки детей и подростков. Автором, по итогам проведенного исследования, делается вывод о том, что поведение человека в конфликте обусловлено внутренними психологическими факторами, и, в частности, его самооценкой. Поэтому формирование адекватной самооценки, повышение ее, если она занижена, и наоборот, возвращение в русло адекватного самооценивания, если самооценка чрезмерно завышена, будет способствовать построению более продуктивных межличностных контактов. Формирование новой модели поведения, решение внутриличностных проблем требует больших усилий и занимает много времени как у психолога, так и у самого клиента. Индивидуальное консультирование, занятие в тренинговых группах (Т-группах) может оказать необходимую помощь человеку в решении указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь самооценки со стилями поведения в конфликте у мужчин и женщин ранней взрослости»

Связь самооценки со стилями поведения в конфликте у мужчин и женщин ранней взрослости

Аверина Кристина Николаевна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Коми республиканская академия

государственной службы и управления

167000, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11, каб. 508в

И akristin@bk.ru

Статья из рубрики "Профилактика конфликта"

Аннотация.

Предметом исследования являются стили поведения личности в конфликтной ситуации, особенности самооценки и их связь у мужчин и женщин ранней взрослости. Автором подробно рассматривается феномен самооценки как оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Аргументируется актуальность изучения самооценки у мужчин и женщин в период ранней взрослости, который традиционно определяется от 20 до 40 лет. В работе приводятся полученные результаты, которые могут быть использованы в деятельности практического психолога в рамках проведения психологических консультаций для мужчин и женщин ранней взрослости с целью повышения их конфликтологической компетентности, а также для разработки спецкурса в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов, юристов, социологов, государственных гражданских служащих. в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме; тестирование; количественно-качественные методы обработки результатов, статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий по критерию ф - угловое преобразование Фишера и изучение корреляционной связи с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Новизна исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы профилактики и управления конфликтным поведением взрослых людей ставит задачу всестороннего изучения личностных детерминант поведения человека в конфликте, т.к. тема взаимосвязи самооценки и стилей поведения личности в конфликтной ситуации разработана в основном в возрастной психологии с позиции самооценки детей и подростков. Автором, по итогам проведенного исследования, делается вывод о том, что поведение человека в конфликте обусловлено внутренними психологическими факторами, и, в частности, его самооценкой. Поэтому формирование адекватной самооценки, повышение ее, если она занижена, и наоборот, возвращение в русло адекватного самооценивания, если самооценка чрезмерно завышена, будет способствовать построению более продуктивных межличностных контактов. Формирование новой модели поведения, решение внутриличностных проблем требует больших усилий и занимает много времени как у психолога, так и у самого клиента. Индивидуальное консультирование, занятие в тренинговых группах (Т-группах) может оказать необходимую помощь человеку в решении указанных проблем.

Ключевые слова: самооценка, конфликтное поведение, межличностные конфликты, управление конфликтами, конфликтологическая компетентность, психологическое консультирование, профессиональная подготовка, межличностные отношения,

государственные служащие, ранняя взрослость

DOI:

10.7256/2454-0617.2018.4.21747

Дата направления в редакцию:

12-03-2017

Дата рецензирования:

10-02-2017

Связь самооценки со стилями поведения в конфликте у мужчин и женщин ранней

в з рос лос ти

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Межличностные конфликты выступают одним из неблагоприятных факторов, препятствующих продуктивности деятельности людей на производстве, в организациях, а также в семье и дружеском общении. Многочисленные конфликты приводят к нарушению межличностных отношений между людьми в самых разных сферах жизнедеятельности. Конфликты побуждают работников к увольнению со службы, вносят разлад в семью, отчуждают людей друг от друга, вызывают стрессовые состояния, приводят к насилию и жестокости, и, как правило, тяжело переживаются людьми.

Управление конфликтами невозможно без понимания роли самосознания и самоотношения в поведении человека, т.к. именно самосознание выполняет функцию регуляции поведения личности.

Одним из важнейших вопросов конфликтологии является вопрос об индивидуально-психологических детерминантах поведения личности в конфликтной ситуации. Индивидуально-психологическим характеристикам личности в конфликте принадлежит важнейшая роль, поэтому необходимо выявлять и учитывать личностные качества людей, склонных к конфликтам и наоборот, умеющих конструктивно решать конфликтные ситуации.

К одной из важнейших личностных особенностей, связанных с поведением человека в конфликтных ситуациях, относится самооценка. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является обобщенным результатом познания себя и эмоционально-ценностного

отношения к себе -Ш. В работах современных авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности. Функции самооценки в психической жизни личности состоят в том, что она выступает внутренним условием регуляции поведения и деятельности человека. Неадекватность сформировавшейся у человека

самооценки (заниженная или завышенная самооценка), не соответствующая реальным возможностям личности, приводят к возникновению межличностных конфликтов.

Исследование роли самооценки в конфликтном поведении личности проводится в основном в возрастной психологии, так как сензитивным периодом формирования самооценки является подростковой возраст (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Э.Эриксон и др.). По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто имеют

внутриличностное происхождение В семье, в общении с родителями и значимыми взрослыми складывается неадекватно завышенная или неадекватно заниженная самооценка, которая лежит, как правило, в основе внутренних противоречий и конфликтов. Неадекватные самооценки конфликтогенны. Специфические внутренние противоречия повышают склонность индивида к конфликту. Внутренние конфликты, формирующиеся в детском возрасте, становятся источником внешних конфликтов. Сочетание внутренних и внешних конфликтов создают почву для конфликтного поведения.

Исследований связи конфликтного поведения и самооценки у взрослых людей явно недостаточно, что делает тему исследования, проведенного среди слушателей курсов повышения квалификации ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», актуальной и практически значимой.

Одной из основных проблем возрастной психологии является проблема установления хронологических границ возрастных периодов психического развития человека. И если для детского возраста эти границы указываются разными авторами достаточно сходно, то единой периодизации взрослого возраста до сих пор не создано. В нашем исследовании мы взяли за основу периодизацию психического развития взрослого человека Г.Крайга

которая в отечественной психологии получила распространение в работах А.А.Реана и его сотрудников [4]. Г. Крайг и А.А.Реан выделяют следующие возрастные этапы взрослости: ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет), поздняя в з ро с лос ть и с та ро сть (о т 60 л е т и бо ле е ).

Период ранней взрослости 20-40 лет также имеет свои подпериоды.

Первая фаза периода ранней взрослости длится приблизительно с 20 до 30 лет и характеризуется тем, что заканчивается с окончанием юношества, молодой человек входит во взрослую самостоятельную жизнь. Он осознает себя взрослым, стремится к самостоятельности и независимости, становится полноправным членом общества. В этот подпериод происходит включение индивида в общественную, профессиональную жизнь, он активно овладевает многими социальными ролями, устанавливает дружеские связи, выбирает спутника семейной жизни. Чаще всего в возрасте с20 до 30 лет человек создает семью и рождает первых детей. Психическая жизнь в молодости отличается интенсивным развитием всех функций. Изменения происходят в познавательной сфере, развивается мышление, логика, память. Изменения происходят в мотивационно-ценностной сфере. Активно действуя и пробуя себя в разных сферах социальной жизни, молодые люди приобретают опыт, на основе которого начинает складываться система ценностных ориентаций личности, формируются собственные жизненные стратегии, убеждения и мировоззрение, появляются нравственные критерии и оценки себя и других. Этот этап заканчивается как правило к 29-32 годам, когда достигается определенный уровень зрелости, самопонимания, подводятся первые итоги. В древнекитайской философии считалось, что только в тридцать лет заканчивается детство мужчины, и начинается его взрослая жизнь. К тридцати годам человек накапливает

достаточный опыт побед, ошибок и поражений, чтобы скорректировать свои жизненные планы, определиться в выборе нравственных критериев и доминирующих ценностей. Самооценка стабилизируется, человек познает, что он может, а что дается ему с трудом. Именно возраст 27-33 лет часто называют периодом «кризиса молодости» (В.И.Слободчиков, И.В.Бестужев-Лада, Ю.М.Орлов).

Следующий подпериод ранней взрослости включает в себя возраст от 30 до 40 лет. В познавательной сфере человека после тридцати лет происходят значительные изменения: повышается уровень продуктивности мышления, наблюдается подъем в показателях развития эвристического поиска, интеллект достигает своих наивысших точек развития, рассуждения становятся зрелыми, что, по-видимому, связано с приобретением жизненного опыта. Это возраст высокой интеллектуальной активности.

К тридцати пяти годам заканчивается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. Период обучения в молодости сменяется периодом активной и творческой самореализации человека в разных сферах жизнедеятельности: профессиональной, семейной, образовательной. Происходит консолидация социальных, профессиональных, семейных ролей.

Период ранней взрослости характеризуется существенными изменениями в мотивационной сфере человека. Такие события, как выбор профессии, создание семьи, рождение детей, требуют от личности принятия ответственных решений, сложившейся системы ценностей. Установлено, что индивидуальные различия людей проявляются в разных особенностях их поведения, но, в первую очередь, в разных мотивационных детерминантах, которые участвуют в мотивационном процессе и обуславливают принятие решений (А.А.Реан [4]). Интересно отметить, что мужчины в принятии решений чаще всего опираются на мотиватор «потребность», а женщины - на «долженствование». Это указывает на высокую значимость для женщин социальных требований и норм.

В профессиональной деятельности в возрастном периоде 30-40 лет наблюдается тенденция к сохранению выбранной профессии и рода занятий. Это период карьерного роста и профессионального самосовершенствования. Мотивы выбранной профессии упрочиваются или разрушаются, что приводит к смене работы. В этот период активно формируются внутренние мотиваторы профессиональной деятельности, развиваются профе с с ио на льные инте ре сы и на в ыки, о с оз на е тс я о б щ е с тв е нна я и лич на я з на ч имо с ть труда.

Как уже было сказано в период кризиса молодости 27-30 лет отмечается пересмотр жизненных целей человека, его планов и ценностей. Происходит смена мотивационных установок, которые реализуются на следующем этапе жизни человека, а именно после тридцати лет. У мужчин с возрастом снижается ценность друзей, но повышается ценность счастливой семейной жизни и любви. Интерес к работе, повышению квалификации у мужчин остается неизменным. На смену романтическим ценностям молодости приходят более практические ценности материального обеспечения, карьерных достижений, успеха, заработной платы, материальных поощрений.

В связи с самоактуализацией в период ранней взрослости активно формируется самосознание личности, расширяются, углубляются и осознаются разные стороны своего «Я». У взрослого человека складываются различные представления относительно личной направленности, своих потребностей, способов самореализации. Несоответствие планов «реального» и «желаемого» может порождать внутренние конфликты. К.Роджерс выделил основные показатели «константного ядра Я-концепции»

самоактуализирующейся личности, которое включает в себя такие характеристики, как открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений с людьми, наличие нравственных принципов и ведение этичного образа жизни. К сожалению, в современной психологии недостаточно исследований об особенностях

самосознания взрослого человека. Но работы Сафина В.Ф.-6 показали, что актуальный жизненный опыт преобразует Я-концепцию взрослого человека в связи с новым возрастно-психологическим контекстом.

Самосознание выполняет две важнейшие функции. Оно способствует достижению внутренней согласованности личности и является источником внутренней интерпретации опыта, определяя уровень притязаний, ожиданий, самооценку и самоуважение личности

(А.А.Реан [4]). Р.Бернс [7] пишет о механизме «самореализующегося пророчества», когда ожидания человека реализуются в его поведении. Например, человек с низкой самооценкой ожидает негативного к себе отношения со стороны окружающих, поэтому начинает избегать всяких социальных контактов из-за страха отвержения. Самооценка личности, система ее ожиданий во многом определяют характер поведения человека и интерпретации реакций окружающих. В период ранней зрелости во многом проявляются особенности самооценки, сложившейся на предшествующих этапах развития человека. Неадекватная самооценка может порождать серьезные трудности и проблемы в общении и социальном взаимодействии человека, порождает искаженное восприятие действительности (Р.Бернс ^ А.Л. Журавлев-8!, Е.П. Ильин [9], К.Р.Роджерс^ и др.). Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек начинает осознанно, а чаще всего бессознательно, применять различные способы психологических защит, чтобы снять внутреннее напряжение из-за рассогласования внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом. Наиболее распространенными формами психологических защит являются отрицание и рационализация. В период ранней взрослости личность выбирает цели и средства, связанные с его самооценкой.

С возрастом самооценка дифференцируется, осознается, корректируется. У взрослого человека складывается идеальная, реальная самооценка, он начинает дифференцированно оценивать собственную успешность в разных сферах жизнедеятельности, в разных видах деятельности. Активно формируются реальные и идеальные «Я» человека, которые могут совпадать или очень сильно расходиться. В идеальном «Я» представлен стандарт идеальных представлений человека о себе, к которому он стремится, поэтому сформированность и дифференцированность двух видов самооценок (Я-реальное и Я-идеальное) ряд исследователей считают признаком взрослости. А.А.Реан рассматривает профессиональную самооценку, как представление

личности о себе как о профессионале В большинстве случает Я-реальная и Я-идеальная профессиональные самооценки не совпадают, что является источником профессионального самосовершенствования. Выделяют также «самооценку результата», как оценку своих достижений, и «самооценку потенциала», которая отражает представление индивида о своих профессиональных и других возможностях. Обе эти самооценки также активно формируются в возрасте ранней взрослости.

Анализ поведенческих особенностей людей ранней взрослости связан со сферами их жизненной активности и пониманием проблем, которые решает каждый человек в своей взрослой жизни. Традиционно выделяют три сферы самореализации взрослого человека, т.е. сфер его активности: профессиональную, брачно-семейную, досуговую. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные сферы человеческой жизнедеятельности. В раннем взрослом возрасте человек осваивает все

эти три сферы жизни и активно в них участвует. Проблемы, с которыми сталкивается личность, связаны с адаптацией как к новой среде, так и к новым ролям, нормам, ценностям, межличностным отношениям, руководителям, отдельным людям, коллективам. Процесс адаптации и освоения нового завершается формированием так называемого индивидуального стиля поведения и деятельности (А.Адлер, Б.Г.Ананьев, Е. А. Климов, А.В. Либин и др.). В настоящее время выделяются несколько принципов стилевой организации поведения человека. Это принципы: стилевого единства, неизменности

стиля, иерархичности, контекстности ПШ. Понятие стиля поведения сейчас широко используется для характеристики индивидуальной жизнедеятельности человека во всех сферах. А.Адлер использует понятие «стиль жизни», К.Томас - «стиль поведения личности в конфликтной ситуации», Е.А.Климов - «индивидуальный стиль деятельности». В социальной психологии общеупотребительными стали термины «стиль общения», «стиль воспитания», «стиль детско-родительских отношений», «стиль супружеского взаимодействия». Е.А.Климов дает следующее определение понятия «индивидуальный стиль деятельности». Индивидуальный стиль деятельности - это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически

обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями» [10, с 2911.

Таким образом, ведущей деятельностью в возрастной период ранней взрослости человека является самореализация в самих широких сфера жизнедеятельности, в первую очередь в профессиональной, брачно-семейной, досуговой. Активная самореализация в различных деятельностях обогащает, изменяет, расширяет мотивационно-потребностную сферу человека, порождает новый комплекс эмоций и чувств. Существенные изменения происходят в мотивационно-ценностной сфере взрослого человека: складывается индивидуальная система ценностных ориентаций, мировоззрение, осознаются и формируются убеждения, нравственные позиции, интересы, склонности, система личностных предпочтений. Важнейшие изменения касаются самосознания, которое обогащается опытом познания себя, активным самопроявлением и взаимодействием с другими людьми. Самооценке в процессе деятельности и общения отводится одна из ведущих ролей. Поведение взрослого человека связано с освоением профессиональной, семейной, досуговой сферой жизнедеятельности. Именно профессиональное самоопределение,трудовая деятельность и создание семьи являются ведущими факторами психического развития человека в период ранней взрослости.

Целью исследования стало изучение связи самооценки со стилями поведения личности в конфликтной ситуации у мужчин и женщин ранней взрослости. Объектом исследования выступила самооценка личности как внутренний фактор, обуславливающий выбор стратегии поведения индивида в конфликтной ситуации. В качестве предмета исследования в работе изучались стили поведения личности в конфликтной ситуации, особенности самооценки и их связь.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто два предположения:

1) существует взаимосвязь между самооценкой и стилем поведения личности в конфликтной ситуации;

2) выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется половой принадлежностью индивида.

Выборка испытуемых составила 68 человек (30 мужчин и 38 женщин). Возраст

испытуемых 27-40 лет. Этот возраст согласно возрастным периодизациям Г.Крайга-3- и А.А.Реана-4 соответствует возрастному периоду ранней взрослости. Все испытуемые проживают в г.Сыктывкаре Республики Коми. Исследование проводилось на базе ГОУ ВО «Коми республиканской академии государственной службы и управления» в 2016 году. Все участники исследования - слушатели курсов повышения квалификации, это муниципальные и государственные служащие, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны проходить обучение на курсах повышения квалификации, программой которой в обязательном порядке предусмотрены вопросы психологической коррекции поведения и профилактики стрессовых состояний.

Подробная характеристика респондентов получена при анализе заполненных ими социально-демографических анкет и представлена в таблице ниже.

Социально-демографические характеристики испытуемых

Показатель Мужчины Женщины

Количество 30 человек 38 человек

Возраст 28-40 лет 27-40 лет

Образование Высшее 100% Высшее 100%

Семейное положение Холост-23% (7 чел.) Женат- 77% (23 чел.) н/замужем- 32% (12 чел.) замужем- 68% (26 чел.)

Количество детей Нет детей- 10% (3 чел.) 1 ребенок- 37% (11 чел.) 2 ребенка- 47% (14 чел.) 3 и более-6% (2 чел.) Нет детей- 21% (8 чел.) 1 ребенок- 39% (15 чел.) 2 ребенка- 32% (12 чел.) 3 и более- 8% (3 чел.)

Социальная группа Служащие государственного управления Служащие государственного управления

В качестве конкретных методик исследования в работе использовались:

1) «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)-11-;

2) «Методика экспресс-диагностики устойчивости к конфликтам» по Фетискину Н.П., Козлову В.В., Мануйлову Г.М.

3) Методика «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова

4) «Методика исследования самооценки личности» Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн П31;

5) Методика «Вербальная диагностика самооценки личности» по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову

Исследование особенностей поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях у мужчин

является компромисс (50% от общего числа опрошенных мужчин). Треть мужчин (36,6%) придерживается стратегии сотрудничества, которая является оптимальной в конфликтных ситуациях и предполагает открытое обсуждение проблем. Стиль соперничества доминирует только у 13% мужчин нашей выборки, а стратегий избегания и приспособления мужчины не придерживаются вообще. Мужчины не демонстрируют в поведении таких черт как готовность пренебречь своими целями и интересами в угоду другому человеку и обстоятельствам.

В женской выборке присутствуют все стили поведения в конфликтной ситуации, но преобладающими являются компромисс (34% от общего числа опрошенных женщин) и сотрудничество (29%). Стратегию избегания выбирают для себя 16% женщин, приспособление и соперничество по 10,5% женщин.

И хотя статистически достоверных различий в показателях выраженности стратегий поведения в конфликте у мужчин и женщин нами не обнаружено, но качественный анализ результатов показал, что:

а) стратегию компромисса в конфликтной ситуации мужчины выбирают чаще, чем женщины (соответственно 50% и 34%). Мужчины в конфликтной ситуации в большей степени готовы учитывать интересы другой стороны, чем женщины;

б) если у мужчин стили избегания и приспособления не встречаются в конфликтном взаимодействии вообще, то треть женщин (26,5%) демонстрируют в конфликте именно эти два стиля. Оба этих стиля характеризуются отсутствием напористости, стремления утверждать в конфликте свои позиции и интересы любым путем. Женщины с преобладанием избегания и приспособления в поведении отказываются от активных действий в свою пользу и стараются уйти от конфликта, легко подчиняются противнику. Такое поведение женщин соответствуют традиционному женскому стереотипу общения, для которого характерны уступчивость, бесконфликтность, ориентация на сохранение добрых межличностных отношений любыми путями;

в) процент женщин с преобладание стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях меньше, чем среди мужчин (соответственно 29% и 36,6%). Ж енщинам труднее устанавливать в конфликтной ситуации равные отношения с оппонентами, особенно если эти оппоненты мужчины;

2. Мужчины нашей выборки обладают достоверно большей конфликтоустойчивостью, чем женщины (различия статистически достоверны на 1% уровне значимости). Среди мужчин преобладают лица с выраженной конфликтоустойчивостью (56,8% от общего числа опрошенных мужчин), а среди женщин - с выраженной конфликтностью (60,5% от общего числа опрошенных женщин).

Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что особенности поведения в конфликтной ситуации определяются половой принадлежностью индивида подтвердилась.

3. Исследование самооценки испытуемых показало, что большинство респондентов нашей выборки (60% от общего числа опрошенных) имеют среднюю самооценку, которая присуща большинству мужчин и женщин (70% и 50% соответственно). Но анализ результатов обнаружил факт того, что самооценка мужчин характеризуется большей стабильностью, ровностью и непротиворечивостью. Соотношение частных и общих самооценок показало, что самооценки мужчин по всем шкалам находятся в диапазоне средних значений. Это говорит о довольно высоком, но адекватном отношении мужчин к

себе, своей самореализации, успехах в разных сферах жизнедеятельности.

Самооценки женщин имеют парадоксальный характер. Более трети женщин (39,5%) имеют неадекватно завышенную самооценку. Они высоко оценили свои умственные способности и характер, но при этом считают себя несчастными. Их не удовлетворяет текущая жизненная ситуация. Женщины, как они сами отметили, не могут в жизни полностью реализовать себя, имеют много претензий к мужьям, начальникам, детям. Завышенный уровень притязаний и высокая самооценка часто приводят к тому, что женщины ставят перед собой неадекватно-завышенные цели.

4. Исследования связи между самооценкой, стилями поведения личности в конфликтной ситуации и конфликтоустойчивостью показали, что такая связь достоверно существует на статистически значимом уровне. Чем выше общая самооценка индивида, тем больше проявляется его склонность к таким стратегиям поведения в конфликте как «сотрудничество» и «компромисс», тем выше его конфликтоустойчивость, ниже конфликтность в общении с людьми. Женщины с неадекватно высокой самооценкой своего ума и характера имеют склонность к соперничеству, борьбе, самоутверждению в межличностных отношениях.

Таким образом, гипотеза исследования о связи самооценки и стиля поведения личности в конфликтной ситуации была подтверждена.

Поведение человека в конфликте обусловлено внутренними психологическими факторами, и, в частности, его самооценкой. Поэтому формирование адекватной самооценки, повышение ее, если она занижена, и наоборот, возвращение в русло адекватного самооценивания, если самооценка чрезмерно завышена, будет способствовать построению более продуктивных межличностных контактов. Формирование новой модели поведения, решение внутриличностных проблем требует больших усилий и занимает много времени как у психолога, так и у самого клиента. Индивидуальное консультирование, занятие в тренинговых группах (Т-группах) может оказать необходимую помощь человеку в решении указанных проблем.

Приводимые результаты исследования могут быть использованы в рамках проведения психологических консультаций для мужчин и женщин ранней взрослости, а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов, юристов, социологов, государственных гражданских служащих.

Библиография

1. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. [Текст] / И.И. Чеснокова. -М., 1977.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта. [Текст] / Н.В.Гришина. - М: Питер, 2015.

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. - М: Питер, 2012.

4. Реан, А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. [Текст] / А.А.реан, А.Р. Кудашев, А.А.Баранов. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

5. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика. [Текст]/ К.Р. Роджерс. - М: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

6. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности [Текст] / В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов. - Уфа: Вагант, 2008.

7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р.Бернс. - М, 1986.

8. Журавлев, А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие [Текст] // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред.

А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.-С. 198222.

9. Ильин, Е. П. Психология взрослости [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2012.

10. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека [Текст] / Аверин В. А. и др.; под ред. А. А. Реана. - М: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК , 2010.

11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.-М: Психотерапия, 2009.

13. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. [Текст]/ Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб: Речь, 2010.

14. Полянина О.И., Шлыкова Н.И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин // Психология и Психотехника. -2015. - 9. - С. 905 - 912. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.9.16515.

15. Кабанов П.А. Основания и порядок вывода членов Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов из их состава // Административное и муниципальное право. - 2012. - 3. - С. 10 - 13.

16. Овчинников Н.А. Административно-правовое регулирование разрешения конфликта интересов и соблюдение требований к служебному поведению как способ обеспечения законности в деятельности сотрудников и гражданских служащих МВД России. // Полицейская деятельность. - 2011. - 2. - С. 7 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.