Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТЬЮ И АГРЕССИЕЙ У ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ'

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТЬЮ И АГРЕССИЕЙ У ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / агрессия / фрустрированность / социальная фрустрированность / горноспасатели / professional burnout / aggression / frustration / social frustration / mountain rescuers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенихина Валерия Артемовна, Вержицкая Елена Николаевна

Данное исследование анализирует взаимосвязь профессионального выгорания у горноспасателей с социальной фрустрированностью и агрессией. Введение обосновывает актуальность темы в контексте экстремальных условий работы горноспасателей. В основной части исследования рассмотрены подходы к проблеме профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессии. Представлен теоретический анализ и обоснование психологического исследования. Проведён психологический анализ профессиональной деятельности горноспасателей с помощью метода профессиографии. Представлены результаты психодиагностического исследования профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессии. Проведён корреляционный анализ, демонстрирующий связь между уровнем профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессией. Описана психологическая интерпретация статистических связей между изучаемыми явлениями. Также обсуждаются стадии и симптомы, через которые профессиональное выгорание может приводить к агрессивным и фрустрирующим проявлениям у горноспасателей. Заключение подводит итоги исследования, обращая внимание на важность психологической поддержки данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенихина Валерия Артемовна, Вержицкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study analyzes the relationship of professional burnout among mountain rescuers with social frustration and aggression. The introduction substantiates the relevance of the topic in the context of the extreme working conditions of rescuers. The main part of the study examines approaches to the problem of professional burnout, social frustration and aggression. A theoretical analysis and justification of psychological research are presented. A psychological analysis of the professional activity of mountain rescuers was carried out using the occupational method. The results of a psychodiagnostic study of professional burnout, social frustration and aggression are presented. A correlation analysis has been carried out demonstrating the relationship between the level of professional burnout, social frustration and aggression. The psychological interpretation of statistical connections between the studied phenomena is described. The stages and symptoms through which professional burnout can occur are also discussed.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТЬЮ И АГРЕССИЕЙ У ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ»

4) социально-нравственное сознание, для которого характерно начало морального измерения своего поведения, его оценки с позиции «хорошо» - «плохо», «дозволено» - «запрещено» [5].

В подростковом возрасте интенсификация процессов самосознания обусловлена стремлением к познанию себя, пониманию своей роли в социуме и предназначения. Подросток под влиянием реалий школьного обучения нивелирует эгоцентрическую установку (в целом характерную для младших школьников) и начинает задаваться вопросами о себе самом как личности и социальном существе. В педагогическом плане это выражается, в частности, в специфике игровых и имитационных учебных действий, в рамках которых подросток «примеряет» различные роли, осваивает новые для него социальные навыки, стремясь понять своё место в мире. Тогда же в условиях возможности сравнения себя со сверстниками подросток формирует притязание на признание со стороны учителя, родственников и одноклассников, которое интенсифицируется в ситуации исполнения им своей первой конституционной обязанности - получения образования. Здесь, в свою очередь, возникает первое социально-психологическое противоречие, с которым сталкивается подросток: с одной стороны, коммуникативные реалии школьного класса задают основания для того, чтобы «быть как все»; с другой -формирующаяся потребность в самоактуализации проявляется в интенции к успеху, получению лучших - в сравнении с одноклассниками - оценок.

В подростковом возрасте также развивается половая идентификация и самоидентификация, обусловливающая соответствующие особенности поведения в образовательной ситуации. Как отмечается в литературе, «в процессе своего развития подростки разных полов, усваивая цели и смысл общения в различных социальных контекстах, учатся по-разному использовать язык, что позволяет говорить о мужском и женском, или тендерном, коммуникативном стиле, который представляет собой обобщенную характеристику совокупности признаков коммуникативного поведения одной тендерной группы в противопоставлении характеристике коммуникативного поведения другой тендерной группы».

Выводы. Осуществлённая психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста позволяет прийти к выводу о том, что в социально-психологическом статусе их подростков большую роль играют особенности их мышления, коммуникации и кооперации и самосознания, специфика которых должна учитываться при совершенствовании методики и дидактики применительно к образовательной ситуации современной школы.

Литература:

1. Ахметзянова, Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Методическое пособие / Н.В. Ахметзянова. - Казань: Казанский государственный университет, 2012. - 91 с.

2. Гетто, Е.Ю. Речевое поведение в тендерном аспекте: проблемы теории и методики описания: Диссертация ... кандидата филологических наук: 12.02.19 / Е.Ю. Гетто. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. -248 с.

3. Дьячкова, М.А. Проблема развития познавательных учебных действий у детей среднего школьного возраста / М.А. Дьячкова, Е.Д. Зверева // Вопросы образования: история, теория, практика: Сборник научных статей. В 2-х частях / науч. ред. М.А. Дьячкова, отв. ред. О.Н. Томюк. Ч.1.- Екатеринбург, 2016,- С. 118-123

4. Маматова, М.А. Особенности формирования учебной мотивации младших школьников посредством дифференцированного подхода в обучении / М.А. Маматова, С.А. Нуржанова // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-1. -С. 185-194

5. Мерлин, B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / B.C. Мерлин. - Пермь: Пермский государственный университет, 1970. - 120 с.

6. Мухина, B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. - 1090 с.

7. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Сост. новая ред. пер. с фр., коммент. Вал.А. Лукова, Вл.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

8. Щедровицкий, Г.П. Проблемы методологии системного исследования / Г.П. Щедровицкий. - М.: Издательство «Знание», 1964. - 64 с.

Психология

УДК 159.9

студент Семеиихииа Валерия Артемовна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат психологических наук Вержицкая Елена Николаевна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТЬЮ И АГРЕССИЕЙ

У ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ

Аннотация. Данное исследование анализирует взаимосвязь профессионального выгорания у горноспасателей с социальной фрустрированностью и агрессией. Введение обосновывает актуальность темы в контексте экстремальных условий работы горноспасателей. В основной части исследования рассмотрены подходы к проблеме профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессии. Представлен теоретический анализ и обоснование психологического исследования. Проведён психологический анализ профессиональной деятельности горноспасателей с помощью метода профессиографии. Представлены результаты психодиагностического исследования профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессии. Проведён корреляционный анализ, демонстрирующий связь между уровнем профессионального выгорания, социальной фрустрированности и агрессией. Описана психологическая интерпретация статистических связей между изучаемыми явлениями. Также обсуждаются стадии и симптомы, через которые профессиональное выгорание может приводить к агрессивным и фрустрирующим проявлениям у горноспасателей. Заключение подводит итоги исследования, обращая внимание на важность психологической поддержки данной профессии.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, агрессия, фрустрированность, социальная фрустрированность, горноспасатели.

Annotation. This study analyzes the relationship of professional burnout among mountain rescuers with social frustration and aggression. The introduction substantiates the relevance of the topic in the context of the extreme working conditions of rescuers.

The main part of the study examines approaches to the problem of professional burnout, social frustration and aggression. А theoretical analysis and justification of psychological research are presented. A psychological analysis ofthe professional activity of mountain reseuers was earried out using the occupational method. The results of a psychodiagnostic study of professional burnout, social frustration and aggression are presented. A correlation analysis has been earried out demonstrating the relationship between the level of professional burnout, social frustration and aggression. The psychological interpretation of Statistical connections between the studied phenomena is described. The stages and symptoms through which professional burnout can occur are also discussed.

Key words: professional burnout, aggression, frustration, social frustration, mountain reseuers.

Введение, горноспасательная деятельность представляет собой одну из самых требовательных и стрессовых профессий. В условиях экстремальных ситуаций, таких как производственные аварии, землетрясения, или лавины, горноспасатели подвергаются значительному физическому и эмоциональному напряжению. Эта работа требует высокой концентрации, силы воли, и способности к принятию сложных решений в сжатые сроки. Горноспасатели часто сталкиваются с высоким уровнем стресса, эмоционального напряжения и физического изнурения во время выполнения своих обязанностей. Если этот стресс и напряжение не управляются эффективно, они могут привести к профессиональному выгоранию. Когда человек чувствует себя выгоревшим, его способность к эмоциональному контролю и управлению ситуациями снижается. Это может привести к возникновению агрессивных реакций на стрессовые ситуации или на окружающих.

Профессиональное выгорание может также приводить к социальной фрустрированности у горноспасателей. Когда работник чувствует себя эмоционально истощенным и измотанным, его способность поддерживать качественные социальные отношения ухудшается, что может привести к ощущению одиночества, недооцененности и разочарования в отношениях с коллегами или близкими. Горноспасатели, страдающие от профессионального выгорания, могут чувствовать, что их нужды в поддержке и понимании не удовлетворяются, что вызывает социальную фрустрированность.

В целом, профессиональное выгорание может оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние горноспасателей, что может привести как к агрессивным реакциям на стресс, так и к социальной фрустрации из-за неспособности поддерживать качественные социальные отношения. Эти явления вместе создают цикл негативных реакций, который может усугубиться в условиях экстремальности и высокого уровня напряжения.

В последние десятилетия наблюдается увеличение внимания к психологическому благополучию и здоровью работников в экстремальных профессиях. Однако, мало исследований фокусировались на связи между профессиональным выгоранием, социальной фрустрированностью и агрессией у горноспасателей, что определило тему настоящего исследования.

Целью работы является исследование взаимосвязи профессионального выгорания с социальной фрустрированностью и агрессией у горноспасателей. Мы предполагаем, что существует значимая взаимосвязь профессионального выгорания с социальной фрустрированностью и агрессией у горноспасателей, а именно: чем ниже профессиональное выгорание, тем ниже агрессия и социальная фрустрированность у горноспасателей.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что профессия горноспасателя сложна, ответственная, выдвигает определенные требования как к знаниям работника, так и к его личностным качествам, умениям. Опытного горноспасателя, контролирующего технику, снижающего панику и оказывающего первую помощь пострадавшим, заменить невозможно, поэтому данная профессия будет актуальна всегда.

Степень проблемности трудовых ситуаций М.И. Марьин определял как высокую, поскольку профессия горноспасателя отличается непредвиденностью и экстремальностью условий труда, в которых четко следовать инструкции не всегда получается, и необходимо быстро адаптироваться и искать новые способы решения профессиональных задач [3].

A.A. Осипова отмечает, что физические условия труда характеризуются тем, что осуществлять профессиональную деятельность горноспасатели могут во всех микроклиматических условиях: от аварии на промышленном предприятии до шахты, для которой характерны затруднённость дыхания, высокая температура и влажность. Специфические условия среды как правило экстремальные, сопровождающие риском для здоровья и жизни.

По мнению Д.А. Бондаревой, физическая и психическая нагрузки во время выполнения профессиональных обязанностей находятся на высоком уровне, т.к. сопряжены с повышенной ответственностью за жизни и здоровье пострадавших, за сохранность экономических и природных ценностей. Психическую напряжённость вызывают как правило постоянное чувство неизвестности, риск для жизни, сложные аварийные ситуации, а также часто горноспасатели становятся свидетелями гибели людей. Физическую напряжённость вызвана интенсивными физическими нагрузками и дежурствами. Профессиональная деятельность горноспасателей выдвигает особые требования к индивидуально-типологические свойствам работников: высокая возбудимость и уравновешенность нервных процессов. Спасатели должны обладать такими мыслительными свойствами как логичность мышления, оперативность мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность для того, чтобы быстро реагировать и принимать решения в экстремальных условиях. Сенсорные и перцептивные свойства представлены развитыми слуховой и зрительной чувствительность, чтобы вовремя заметить и услышать людей, нуждающихся в спасательной помощи. Имажинитивные свойства необходимы для прогнозирования и достраивания картины происходящего. Среди аттенционных свойств горноспасателям необходимо обладать большим объёмом, устойчивостью и переключаемостью внимания, чтобы в полной мере держать ситуацию под контролем.

Эмоционально-волевые свойства должны быть высоко развиты, а именно: эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость и воля, доя регуляции своего поведения и преодоления стрессовых факторов трудовой среды. В то время как психомоторные свойства горноспасателей представлены высоким уровнем ловкости, выносливости, координации движений и силы. Требуется хороший уровень развития речевых и коммуникативных способностей, поскольку спасатели обязаны установить контакт с пострадавшими людьми и скоординировать их в сложившейся опасной ситуации. Кроме того, командное взаимодействие в отряде происходит посредством развитых коммуникативных свойств.

Сложные и экстремальные условия труда горноспасателей, напряжение физических и психологических ресурсов являются источником синдрома профессионального выгорания. Термин «синдром профессионального выгорания» был предложен Г. Фрейденбергером в 1974 году. Он описывал нарастающее эмоциональное истощение, которое может привести к изменениям в личности и коммуникативной сфере. Одновременно с его наблюдениями социальные психологи К. Маслач и С.Е. Джексон, определяли синдром выгорания как трёхмерный конструкт, который включает три стадии: эмоциональное истощение как усталость от профессиональной деятельности, деперсонализацию, как циничное отношение к работе и людям, и редукцию профессиональных достижений, как чувство некомпетентности в работе [2].

Основным и объединяющим все подходы к определению мы считаем точку зрения Л.В. Пироговой, которая связывала проявления профессионального выгорания с переживанием стресса, отмечая, что «профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека».

Если профессиональное выгорание сопровождается неудовлетворенностью социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми, то эффективное выполнение профессиональных обязанностей горноспасателем практически невозможно. Подобная социальная неудовлетворенность получила название «социальной фрустрированности», под которой Л.И. Вассерман понимал форму психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях [1].

По мнению В.В. Бойко социальная фрустрированность выражает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он занял в обществе на данный момент. Ее деструктивным проявлением является когнитивная ограниченность, выраженное эмоциональное возбуждение, а также аффективно-окрашенные агрессивные действия, с частичной утратой контроля над самим собой и над ситуацией, что затрудняет работу горноспасателя. Агрессия, согласно А. Бассу, - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Совместно с А. Дарки он выделил 8 основных проявлений, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия - направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм - оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида - зависть и ненависть к окружающим; подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [4].

В настоящем исследовании приняли участие 50 человек, все респонденты мужского пола (100%), зрелого возраста (21-58 лет), преимущественно от 43 до 58 лет, со стажем работы от 3 месяцев до 10 лет.

Для получения информации о профессиональном выгорании горноспасателей нами применялись методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С.Е. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) и «Диагностика уровня профессионального выгорания» (В.В. Бойко).

Полученные данные по двум методикам имеют схожий характер и свидетельствуют о наличии у большинства горноспасателей низкого уровня профессионального выгорания. В профессиональной ситуации это может проявляться во внутренней положительной трудовой мотивации, когда работник отряда берёт на себя больше профессиональных задач, чаще вступает на дежурства, совершенствует навыки, поскольку это приносит ему удовлетворение.

Для диагностики социальной фрустрированности и агрессии работников горноспасательного отряда соответственно использовались «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассермана, модификация В.В. Бойко) и методика «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басса, А. Дарки, в адаптации А.К. Осницкого).

Данные показатели говорят о наличии у большинства горноспасателей среднего уровня агрессии. Таким работникам характерно умеренное проявление угрожающего поведения к окружающим, предположительно зависящее от ситуации. Однако у 8% работников наблюдаются показатели выше среднего, для них характерно наличие некоторых вспышек злости на коллег в ситуациях, выходящих из-под их контроля, либо в сложных коммуникативных ситуациях. Социальная фрустрированность горноспасателей находится на очень низком уровне, либо отсутствует. Такие благоприятные результаты означают, что работники удовлетворены своим социальным положением, они видят и ценят свои достижения в профессиональной деятельности и не испытывают напряжения по этому поводу.

Для осуществления корреляционного анализа нами был применён критерий корреляции К. Пирсона, согласно гипотезе исследования, в математической обработке данных мы использовали показатели шкал системного индекса профессионального выгорания из результатов методики К. Маслач и С.Е. Джексон, общего суммарного показателя выгорания по методике В.В. Бойко, суммарный уровень агрессии по А. Басс и А. Дарки и интегральный уровень социальной фрустрированности по Л.И. Вассерману.

Для исследования полученных связей были определены критические значения коэффициента корреляции г-Пирсона гкрит. = 0,277 при р < 0,05; гкрит. = 0,364 при р < 0,01.

Полученные эмпирические значения коэффициента корреляции г-Пирсона между интегральными и суммарными показателями изучаемых явлений были ниже критических значений, т.е. не позволили выявить наличие значимых связей между суммарными показателями профессионального выгорания с агрессией и социальной фрустрированностью горноспасателей.

Однако в ходе математического анализа, было обнаружено множество других значимых связей: были выявлены сильные положительные статистически значимые связи между системным индексом профессионального выгорания по методике К. Маслач и С.Е. Джексон с такими формами агрессии как подозрительность (г = 0,49, р < 0,01) и враждебность (г = 0,43, р < 0,01), т.е. чем интенсивнее спасатель чувствует воздействие стресс-факторов профессии, тем более выраженно у него будет проявляться недоверчивое и критическое общение с коллегами. Это может быть связано с пресыщением профессиональными контактами, из-за которого вероятно развилось выгорание.

На уровне значимости р < 0,05 системный индекс выгорания связан со шкалами раздражительности (г = 0,34), негативизма (г = 0,28) и вины (г = 0,30). В профессиональной ситуации раздражительность может проявиться следующим образом: на фоне развивающегося выгорания, сопровождающегося общей усталостью, происходит постепенное накопление психического напряжение, которое затем находит выход через резкость и нервозность в служебном общении.

Негативизм, в виде высказывания своего мнения начальству, связан с неудовлетворённость некоторыми нововведениями, являющимися для спасателя стрессовыми, вызывающими напряжение и как следствие выгорание. Соответственно, чем выше выгорание, тем выше негативизм.

Шкала вины, угрызения совести могут расти перед начальством в связи с возможными недочётами в качестве или сроках выполнения рабочих обязанностей, причиной которых является физическая и психическая усталость работника. Чем выше выгорание, тем больше работник допускает ошибок, и тем выше чувство вины. Также работник может испытывать вину за свой негативизм, причиной которого было профессиональное выгорание.

Общий суммарный индекс выгорания по методике В.В. Бойко показал схожие связи с теми же шкалами «Негативизма» (г = 0,33, р < 0,05), «Подозрительности» (г = 0,29, р < 0,05) и «Суммарным уровнем враждебности» (г = 0,36, р < 0,01). Однако в отличие от предыдущей методики, некоторые симптомы обнаружили сильные связи с социальной фрустрированностью и агрессией.

При уровне значимости р < 0,05 интегральный уровень социальной фрустрированности коррелирует с фазой «Истощения» (г = 0,30), её симптомом «Эмоциональным дефицитом» и «Загнанностью в клетку» (г = 0,32). Данная связь может выражаться следующим образом: если специалист испытывает энергетический спад и опустошённость, у него нет сил на эмоциональный отклик в коммуникациях с коллегами и гражданами, такое общение становится для него неудавшимся, в этом случае работник будет напряжён и недоволен ни своим положением в этих отношениях, ни отношениями в целом. Однако, чем выше будет его активность, инициативность в общении, полный спектр эмоциональных реакций, тем выше он будет ценить свои служебные контакты.

Загнанность в клетку, в виде пресыщения обязательной рутинной «бумажной» работой, может привести к неудовлетворенности своим профессиональным положением, желанию сменить должность или профессию.

«Суммарный уровень агрессии» обратным образом связан с «Неудовлетворённостью собой» (г = -0,28, р < 0,05) и фазой «Напряжения» (г = -0,32, р < 0,05). Если горноспасатель не испытывает дестабилизирующих воздействий профессии и вполне доволен собой как специалистом, то его агрессивные реакции становятся более выраженными. Предположительно работники, которые чувствуют себя расслабленно и уверенно в рабочей обстановке, стойко выдерживают стресс-факторы профессиональной деятельности, склонны воспринимать себя как уникального специалиста и высоко ценить свои профессиональные достижения. Иногда критика в их адрес может восприниматься как «покушение» на их самоценность и удовлетворённость собой, поэтому повышение агрессивных реакций может служить защитным механизмом. Таким образом, наша гипотеза о существовании значимой взаимосвязи между профессиональным выгоранием, социальной фрустрированностью и агрессией подтвердилась частично, поскольку были установлены взаимосвязи не между интегральными показателями, а выявлены следующие взаимосвязи:

- профессиональное выгорание в фазе «Напряжения» и «Неудовлетворённость собой» может усиливать выраженность агрессивных реакций, прежде всего проявления «Враждебности», «Негативизма», «Подозрительности»;

- профессиональное выгорание в фазе «Истощения» и при симптоме «Эмоционального дефицита» на несформированном уровне, могут предупреждать развитие социальной фрустрированности, т.к. обнаружили отсутствие или очень низкие значения шкалы «Интегральный уровень социальной фрустрированности» у горноспасателей;

- низкие значения шкалы «Загнанность в клетку» связаны с низкими показателями фрустрированности спасателей.

Выводы. Таким образом, в результате проведённого исследования связи профессионального выгорания с социальной

фрустрированнотстью и агрессией горноспасателей, мы обнаружили следующие значимые связи:

- обратные связи фазы «Напряжения» и «Неудовлетворённости собой» с агрессией в формах «Негативизма», «Подозрительности» и «Враждебности»;

- прямые связи социальной фрустрированности с фазой «Истощения», «Эмоциональным дефицитом» и «Загнанностью в клетку».

Таким образом, наша гипотеза о существовании значимой взаимосвязи между профессиональным выгоранием, социальной фрустрированностью и агрессией, а именно: чем ниже профессиональное выгорание, тем ниже агрессия и социальная фрустрированность у горноспасателей, подтвердилась частично.

Литература:

1. Агапитова, Е.С. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС / Е.С. Агапитова, H.A. Левина // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 7-8. - С. 238-243

2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. -278 с.

3. Гермацкая, E.H. Психологические аспекты профессионально важных качеств пожарных-спасателей / E.H. Гермацкая // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Том 4,- № 1,- С. 96-105

4. Шестакова, Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. - 2011. -№1. - С. 211-225

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Солынин Никита Эдуардович

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (г. Ярославль); магистрант второго курса Цветкова Елена Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ

СУПРУЖЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается такой психологический феномен как толерантность к неопределённости. Интерес к теме толерантности к неопределённости обусловлен социально-культурными проблемами, возникающими в современном обществе. Важное значение уделяется институту семьи, особенно молодой. С учётом этого в статье осуществлено сравнение трёх групп семей с разным стажем семейной жизни. Методы исследования: Шкала толерантности к неопределенности (С. Баднер Адаптация: Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова), Шкала толерантности к неопределенности: (Д. МакЛейн, Адаптация Е.Н. Осин), Шкала семейной адаптации и сплоченности, FACES-3 (D. Olson, J. Portner, Y. Eavee) Адаптация: Э.Г. Эйдемиллер, М.Ю. Городнова. В качестве методов статистики применены критерий K-S Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции r-Спирмена. Для оценки значимости различий применен U-критерий Манна-Уитни. В результате статистического анализа установлено, что четыре компонента толерантности к неопределённости различаются в изучаемых группах: общий показатель толерантности к неопределенности, предпочитание неопределенности, отношение к неопределенным ситуациям. Анализ взаимосвязей изучаемых показателей с семейной адаптацией и сплоченностью позволил увидеть, что молодая семья наименее стабильна. Только на стадии 10-20 лет семейной жизни неопределённость связывается с показателями семейной адаптации и удовлетворенности браком.

Ключевые слова: толерантность, толерантность к неопределённости семья, семейная адаптация, семейная сплоченность.

Annotation The article examines such a psychological phenomenon as tolerance to uncertainty. The interest in the topic of tolerance to uncertainty is due to the socio-cultural problems that arise in modern society. Great importance is given to the institution of the family, especially the young one. With this in mind, the article compares three groups of families with different family life experience. Research methods: Scale of tolerance to uncertainty (S. Badner Adaptation: G.U. Soldatova, L.A. Shaigerova), Scale of tolerance to uncertainty: (D. McLane, Adaptation by E.N. Osin), Scale of family adaptation and cohesion, FACES-3 (D. Olson, J. Portner, Y. Lavee) Adaptation: E.G. Eidemiller, M.Y. Gorodnova. The Kolmogorov-Smirnov K-S criterion and the Spearman r-correlation coefficient are used as statistical methods. The Mann-Whitney U-test was used to assess the significance of the differences. As a result of statistical analysis, it was found that four components of tolerance to uncertainty differ in the studied groups: the general indicator of tolerance to uncertainty, preference for uncertainty, attitude to uncertain situations. The analysis of the interrelationships of the studied indicators with family adaptation and cohesion made it possible to see that the young family is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.