Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТРЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубцев Н.Н., Козлова Н.И., Уласень Т.В.

В статье представлены результаты изучения уровней стресса, социальной фрустрированности, агрессивных проявлений и чувства одиночества у студентов 1-го курса медицинского вуза. Полученные данные свидетельствуют о высокой стрессоустойчивости респондентов. Выявленные корреляционные связи между социальной фрустрированностью и враждебностью, между диссоциированным одиночеством и агрессивностью могут расцениваться как возможные маркеры формирующихся проявлений социально-психологической дезадаптации, что объясняет необходимость дополнительных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стародубцев Н.Н., Козлова Н.И., Уласень Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF STRESS RESISTANCE AND SOCIAL FRUSTRATION AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of studying the levels of stress, social frustration, aggressive manifestations and feelings of loneliness among 1st year students of a medical university. The data obtained indicate a high stress resistance of the respondents. The revealed correlations between social frustration and hostility, between dissociated loneliness and aggressiveness can be regarded as possible markers of the emerging manifestations of socio-psychological maladjustment, which explains the need for additional research.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 61:378.180.6:154.2 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.326

^ ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ

ФРУСТРИРОВАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Стародубцев Н.Н., Козлова Н.И., Уласень Т.В.

Научный руководитель - заведующая кафедрой клинической психологии, к.м.н., доцент Уласень Т.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. starodubtsev.nikolay@gmail.com - Стародубцев Н.Н. kozlova 1998@inbox.ru - Козлова Н.И. ulasen.tatjana@yandex.ru — Уласень Т.В.

Резюме. В статье представлены результаты изучения уровней стресса, социальной фрустрированности, агрессивных проявлений и чувства одиночества у студентов 1-го курса медицинского вуза. Полученные данные свидетельствуют о высокой стрессоустойчивости респондентов. Выявленные корреляционные связи между социальной фрустрированностью и враждебностью, между диссоциированным одиночеством и агрессивностью могут расцениваться как возможные маркеры формирующихся проявлений социально-психологической дезадаптации, что объясняет необходимость дополнительных исследований.

Ключевые слова: студенты, стресс, социальная фрустрированность, дезадаптация.

^ THE STUDY OF STRESS RESISTANCE AND SOCIAL FRUSTRATION AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY Starodubtsev N.N., Kozlova N. Y., Ulasen T.V.

Scientific adviser - Head of the department of clinical psychology, PhD, associate professor T.V. Ulasen

Smolensk State Medical University, 28. Krupskaya str., Smolensk, 214019, Russia starodubtsev.nikolay@gmail.com - N.N. Starodubtsev ulasen.tatjana@yandex.ru — T.V. Ulasen kozlova 1998@inbox.ru - N. I. Kozlova

Abstract. The article presents the results of studying the levels of stress, socialfrustration, aggressive manifestations andfeelings of loneliness among 1styear students of a medical university. The data obtained indicate a high stress resistance of the respondents. The revealed correlations between social frustration and hostility, between dissociated loneliness and aggressiveness can be regarded as possible markers of the emerging manifestations of socio-psychological maladjustment, which explains the need for additional research.

Key words: students, stress, social frustration, maladjustment.

Введение. В условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов наблюдается рост требований, предъявляемых к профессионализму личности. Но далеко не каждый может легко адаптироваться к новым условиям работы, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль. Активно вступая в разнообразные социальные взаимоотношения, молодые люди вынужденно сталкиваются с рядом фрустрирующих факторов, препятствующих достижению желаемых целей и удовлетворению важных для личности потребностей, что в итоге приводит к формированию социальной фрустрированности. Под социальной фрустрированностью понимается форма психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях [9]. При этом наибольшему риску развития этих неблагоприятных психических состояний подвержены представители сферы медицинских услуг, причем как сами медицинские работники, так и получатели медицинской помощи [15].

Последствия социальной фрустрированности, в частности проявления синдрома эмоционального выгорания, могут начать формироваться еще во время обучения в медицинском вузе,

но наиболее ощутимо обнаруживают себя уже после первого года самостоятельной работы в качестве практикующего врача. По данным ряда исследований в последние 20 лет отмечено увеличение частоты психосоматических расстройств, агрессивного и аддиктивного поведения у студентов-медиков [2, 7, 8]. Исследователями установлено, что распространенность эмоционального выгорания у студентов-медиков колеблется от 31 до 49,6% [1, 11-13]. При этом различные авторы считают, что риск возникновения этих проявлений дезадаптации в изучаемой студенческой популяции приходится преимущественно на младшие курсы (1 и 2), достигая своего максимума к 3-му году обучения. К развитию студенческого эмоционального выгорания приводят две группы фрустрирующих факторов [14, 16]. К внешним факторам относятся университетские нагрузки, дед-лайн, экзаменационные стрессы, финансовая несостоятельность, удаленность от родителей и необходимость самостоятельного принятия быстрых решений (особенно для студентов первого года обучения), страх отчисления из вуза, ролевая конфликтность, а также «встреча со смертью», страдания пациентов, эмоциональное давление со стороны их родственников. Дополнительным внешним фрустрирующим фактором, объясняющим дезадаптиавное поведение среди студентов вузов, выступает и продолжающаяся в настоящее время пандемия коронавирусной инфекции (СОУГО-19), провоцирующая рост нервно-психические расстройств личности среди молодежи [3]. К внутренним факторам развития социальной фрустрированности и связанного с ней студенческого выгорания относятся личностные особенности обучающихся, уровень их стрессоустойчивости, превалирование у них неэффективных стратегий коммуникаций, низкий уровень локус-контроля и, как следствие, наличие оборонительных реакций на чувства беспомощности, ситуации.

Вместе с тем многие образовательные учреждения высшего образования в настоящее время фактически отстранились от выполнения значимой контролирующей, включая состояние психологического здоровья студентов, функции. Остаются недостаточно изученными вопросы взаимосвязи уровней стрессоустойчивости, социальной фрустрированности с нарушениями поведения (агрессивным, зависимым), состоянием субъективно переживаемого чувства одиночества у студентов-медиков.

Цель работы: изучить варианты взаимосвязи стрессоустойчивости и социальной фрустрированности у обучающихся первых курсов медицинского вуза для выявления маркеров формирующейся социально-психологической дезадаптации.

Материал и методы. На базе федеральной инновационной площадки «ЗДОРОВЬЕ ПЕРВОКУРСНИКА - ЗДОРОВЬЕ ВРАЧА - ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ» проведено анонимное психологическое тестирование 64 студентов 1 курса, из которых 32 являются обучающимися на лечебном факультете и 32 - на педиатрическом.

Применены следующие психодиагностические методики:

- для диагностики состояния стресса использована методика Прохорова А.О., позволяющая определить степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях [6];

- для определения уровня социальной фрустрированности (психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных условиях) применена методика Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко [9];

- выявление уровней развития цинизма, агрессивности и враждебности использована шкала шкале Кука-Медлей [10];

- для определения глубины переживания одиночества и его вида использована методика С.Г. Корчагина [5].

Статистический анализ проведен с использованием анализа выборочных оценок среднего и стандартного отклонения, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Корреляционные связи оценивались по шкале Чеддока [4].

Результаты. В ходе проведенного исследования, которое пришлось на обучение в условиях пандемии, уровень стрессоустойчивости студентов 1 курсов составил М^Б) 3,5 (1,50), что означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Несмотря на адаптацию к новым образовательным (в сравнении со школьной программой) и бытовым условиям (в большинстве случаев переезд из другого города), внутригрупповым студенческим процессам, сохраняющуюся сложную эпидемиологическую ситуацию с коронавирусной инфекцией уровень социальной фрустрированности у обследованных студентов оказался очень низким и составил М(8Б) 1,14 (0,54). Полученные данные свидетельствует о хорошей стрессоустойчивости студентов 1 -х курсов и умении быстро приспосабливаться к изменениям внешних обстоятельств. Корреляции между уровнем стресса и социальной фрустрированностью по коэффициенту Спирмена не выявлено (г=-0,11; р=0,3503).

Поскольку одной из форм выхода из фрустрирующей ситуации являются враждебные и агрессивные тенденции, проведено обследование студентов по шкале шкала Кука-Медлей. Методика предназначена для исследования враждебности личности по трем шкалам - цинизма, агрессивности и враждебности. Шкала цинизма в большей степени отражает уровень негативных установок личности по отношению к другим людям, шкала враждебности - склонность испытывать негативные эмоции к окружающим, шкала агрессивности - тенденцию к деструктивным поведенческим реакциям.

По всем трем шкалам получены средние уровни выраженности изучаемого параметра с тенденцией к высокому. Корреляций между уровнем стресса и показателями цинизма, агрессивности и враждебности в изучаемой группе в целом не найдены (таблица 1). Вместе с тем выявлена отрицательная умеренная по шкале Чеддока связь между социальной фрустрированностью и враждебностью (г=-0,35; p=0,0037), что обязательно должно учитываться при проведении психологического консультирования студентов по вопросам адаптации в вузе.

Таблица 1. Корреляции между уровнем стресса и проявлениями враждебности по шкале Кука-Медлей (п=64; с использованием коэффициента Спирмена)_

Вид корреляционной связи Коэффициент Спирмена г Р

Цинизм - уровень стресса г= -0,13 Р=0,2876

Агрессивность - уровень стресса г=-0,21 Р=0,0917

Враждебность - уровень стресса г=-0,15 Р=0,2198

Развитие социально-психологической неудовлетворенности со временем приводит к формированию субъективно переживаемого чувства одиночества. С целью определения вида формирующегося одиночества, как защитной реакции на возникшие трудности, и степени его выраженности в референтной группе студентов проведено обследование по опроснику Корчагина С.Г. Выявлена следующая иерархия формирующихся видов одиночества в ответ на фрустрирующие обстоятельства у студентов 1 -х курсов, связанные с адаптацией в вузе:

- Диссоциированное одиночество M(SD) 7,06(2,77) - выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное.

- Отчуждающее одиночество M(SD) 6,53 (1,88). При таком виде одиночества наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению. Человек чувствует себя покинутым и потерянным. Обычно у таких людей отмечаются недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоска, депрессия, тревога. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым и принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, появляется потеря интереса к жизни. Нередко могут возникать мысли аутодеструктивного характера.

- Состояние уединенности M(SD) 6,50 (2,74) представляет собой управляемое одиночество, характеризуется психологической устойчивостью личности относительно воздействий социума.

- Диффузное одиночество M(SD) 6,03(2,39). Людей, переживающих диффузное одиночество, отличает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречивых личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; проявления возбудимости, тревожности и одновременно эмотивности характера. Такие люди демонстрируют абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем общаются. При таком состоянии человек начинает пользоваться психическими ресурсами окружающих его людей.

Проведено изучение корреляционных связей между преобладающими типами одиночества и агрессивными проявлениями. Выявлена положительная умеренная по шкале Чеддока связь между диссоциированным одиночеством и агрессивностью (г=0,31; p=0,0123), что обязательно должно быть учтено в построении персонализированных психокоррекционных мероприятий.

Выводы: полученные данные свидетельствуют о высокой стрессоустойчивости у студентов 1-х курсов. Вместе с тем, выявленные корреляционные связи между социальной фрустрированностью и враждебностью, между диссоциированным одиночеством и агрессивностью должны расцениваться как возможные маркеры формирующихся проявлений социально-психологической дезадаптации.

Литература:

1. Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королёва Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. Изучение динамики синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза в зависимости от года их обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 42-46

URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11963

2. Зорко Ю.А. Психические и поведенческие расстройства у студентов http://www.bsmu.bv/bmm/01.2002/29.html

3. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (доступ свободный).

4. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. 816 с.

5. Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: МПСИ, 2008, 228 с.

6. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. - М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол.ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.

7. Лукьянцева И.С., Руженков В.А., Пономаренко Д.О. Аддиктивное поведение и алкогольная зависимость у студентов-медиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение) // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 26. №3. С. 380387. DOI: 10.23888/PAVL0VJ2018263380-387

8. Мамина В.П. Акцентуации характера студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 127-130. https://doi.Org/10.24158/spp.2021.5.21 (дата обращения: 30.09.2021).

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.10.

10. Шкала враждебности Кука-Медли. https://psvlab.info/

11. Dyrbye L. N., Thomas M. R., Harper W. The learning environment and medical student burnout: a multicentre study// Med Educ. 2009. 43 (3): 274-282.

12. Dyrbye L.N., Massie F.S. Jr, Eacker A. et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitudes among US medical students. JAMA. 2010; 304: 1173-80.

13. Guthrie E., Black D., Bagalkote H., Shaw C., Campbell M., Creed F. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study// JR. Soc. Med., 1998, 91: 237—243.

14. Jacobs S. R., Dodd D. K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload// Journal of College Student Development, 2003. 2: 23—28.

15. Shanafelt, T. D., Bradley, K. A., Wipf, J. E., & Back, A. L. Burnout and self-reported patient care in an internal medicine residency program. Annals of Internal Medicine, 2002. 36, 358-367.

16. Vaez M. Health and Quality of Life during Years at University. Studies on their Development and Determinants// PhD Thesis. Karolinska Institutet, Department of Public Health Sciences; 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.