Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

СВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЯЗАННОСТЬ / ДОВЕРИЕ / САМООЦЕНКА / СПОСОБНОСТЬ К ЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ / ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕЙ СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева М.В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие существование связи качества привязанности к матери и формирования доверия детей дошкольного возраста к другим людям, а также рассматривается самооценка и способность к личной защите дошкольников с разными типами привязанности к матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

12. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд З. Избранное. Кн. 1. - М.: Алетейя, 1998. - 396 с.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.: Пресс, 2004. - 464 с.

14. Юренкова В.А., Душкин А.С., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 132 с.

СВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Моисеева М.В.1

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие существование связи качества привязанности к матери и формирования доверия детей дошкольного возраста к другим людям, а также рассматривается самооценка и способность к личной защите дошкольников с разными типами привязанности к матери.

Ключевые слова: привязанность, доверие, самооценка, способность к личной защите, отношение ребенка к своей семье.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, системы внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Привязанность, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. Боулби Дж. и Брефертон И. считают, что в процессе формирования того или иного типа привязанности к родителям у ребенка развиваются так называемые «внутренние рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они используются для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными

1 2 курс магистерской программы Детской и семейной психотерапии факультета Консультативной и клинической психологии.

партнерами (позитивная рабочая модель окружающих). Неадекватный родительский уход приводит ребенка к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им (отрицательная рабочая модель других). Кроме того, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности ребенка и уважения к самому себе.

Формирование доверия к другим людям начинается с возникновения доверия к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще. Если не сформировалось это глубинное, неосознаваемое доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко. Доверие - это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом. Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир - это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».

Обзор работ зарубежных (И.А. Переверзева, Э. Эриксон, W.H. Jones, D. Perlman) и отечественных (В.С. Сафонов, Т.П. Скрипкина и др.) авторов позволяет выделить ряд основных отличительных признаков доверия человека в сфере общения. В зарубежной психологии проблема доверия детей рассматривается прежде всего в психоаналитических концепциях, в которых главное значение имеет понятие базового доверия, а также затрагивается в теории привязанности, которая, по мнению Е.О. Смирновой, оформилась в самостоятельную научную школу.

Теория привязанности Дж. Боулби, основоположник «Теории привязанностей», его последователь М. Эйнсворт и другие (В. Фалберг, Р. А. Спитц, а также Н.Н. Авдеева, Т.И. Ершова и Б.Е. Микиртумов), отмечали важность привязанности ребенка к родителям (лицам, их заменяющим), важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.

Исходя из вышесказанного, одно из важнейших психологических новообразований детского возраста - появление привязанности к близкому взрослому. Благодаря ему, у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется активная позиция к окружающему миру и к себе самому, что ложится в фундамент развивающейся личности. Также фундаментальные

функции в жизни человека выполняет доверие, которое необходимо рассматривать, как одно из важных условий развития и изменения самого человека.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что существует связь качества привязанности к матери и формирования доверия детей дошкольного возраста к другим людям.

Эмпирическое исследование проводилось в 2016 г. В нем приняли участие 31 ребенок 5-6 летнего возраста (17 девочек и 14 мальчиков), воспитывающихся в дошкольном структурном подразделении.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе исследования мы ставили задачу оценить внутрисемейные отношения данных детей и особенности их личности (самооценка, способность к личной защите). На втором этапе мы исследовали типы привязанности. На третьем - определяли доверительные межличностные отношения детей к людям, которые окружают ребенка. Далее проводился анализ результатов, полученных в исследовании с детьми.

В нашем исследовании мы использовали следующие методики. Метод Н. Каплан для определения особенностей и надежности привязанности ребенка к матери; методика «Рисунок семьи» для определения отношения ребенка к членам своей семьи; методика «Лесенка» на исследование самооценки; методика «Лесенка» на исследование доверия; методика Е. Романовой и Т. Сытько «Рисунок человека под дождем»; модифицированные картинки под исследование доверия дошкольников, также проводилась беседа с дошкольниками в форме вопросов на выявление доверия детей к людям, методы математической статистики (критерий однородности х2 и критерий независимости х2).

В основу методики Н Каплан положено задание составить рассказ, опираясь на серию картинок, изображающих ситуацию разлуки ребенка с матерью, улетающей на самолете. Вначале перед детьми последовательно раскладывались восемь картинок, отражающие процесс разлуки девочки или мальчика с мамой. Ребенку было предложено посмотреть на эти картинки, рассказать по ним историю и объяснить, что здесь происходит? В отношении каждой картинки, предлагалось сказать, о чем здесь герой думает, какое у него настроение, что он чувствует. В конце беседы ребенка спрашивают о том, что будет, когда мама вернется и какая это в целом история - веселая / грустная. Восьмую картинку дополняли следующим вопросом: «А если в посылке будет еще и письмо, что в нем будет написано?» Беседа записывалась, затем подвергалась анализу. Предметом анализа и оценки является как содержание рассказа, составленного ребенком, так и его ответы на вопросы, помогающие выяснить, как ребенок

воспринимает и эмоционально переживает ситуацию разлуки с матерью. Согласно системе оценивания, разработанной Н. Каплан, определяется один из четырех типов привязанности ребенка к матери: надежного, тревожно-избегающего, тревожно-амбивалентного, дезорганизованного типа [4].

Ход тестирования методики «Рисунок семьи» состоял в следующем.

Брался стандартный чистый белый лист бумаги, простой карандаш с мягким стержнем, ластик. Ребенку предлагалось нарисовать семью (свою или любую другую).

Для проведения методики «Лесенка» на исследование доверия был взят рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, брали фигурку ребенка, вырезанную из бумаги (мальчика или девочки в зависимости от пола тестируемого ребенка). Предъявлялась следующая инструкция: Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят детей, которым можно доверять, чем выше - тем больше доверяют этим детям, на ступеньку ниже ставят детей, кому не очень доверяют, чем ниже - тем меньше доверяют, на самой низкой ступеньке стоят дети, которым не доверяют совсем. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? Воспитательница? На какую ступеньку ты поставишь своих маму, папу, членов семьи? Подругу, друга?

При проведении методики Е. Романовой и Т. Сытько «Рисунок человека под дождем» брали чистый лист бумаги формата А4, который был ориентирован вертикально, испытуемому предлагали нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяло определить, как дошкольник реагирует на неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

Исследование доверия дошкольников проводилось посредством предъявления детям картинок с изображением на них ситуаций кратковременного взаимодействия ребенка с людьми на улице (взрослыми или сверстниками), также напротив каждого изображенного на картинке человека было указано предложение, с которым данный человек обращается к ребенку, как то, обращение незнакомого мужчины: «пойдем со мной в зоопарк», сверстников: «давай играть с нами», незнакомой женщины: «пойдем ко мне домой, посмотрим игрушки» или «недалеко отсюда потерялся котенок, он маленький и пушистый, пойдем его покормим» и др.

Дошкольника просят посмотреть на рисунки и дать возможный ответ со стороны изображенного на картинке ребенка на указанные слова присутствующих на рисунке людей.

Также с детьми проводилась беседа, включающая в себя ряд вопросов на выявление доверия детей к людям:

1. Что для тебя значит доверие, доверять, верить? Ты знаешь, что это такое? (в случае, если ребенок не знает сути понятий, проводилось их разъяснение).

2. Кому, по-твоему, можно верить? Почему?

3. Как ты считаешь, кто доверяет тебе?

4. Есть ли на свете люди, которым нельзя верить? Почему? Кто эти люди?

5. Кому ты каждый раз рассказываешь о том, что делал в детском саду?

6. Если у тебя есть какой-то секрет, то кому ты о нем расскажешь? А мне бы доверил свой секрет?

7. Если ты дома испортил или разбил какую-то вещь (например, вазу), то, кому ты сразу об этом скажешь?

8. Когда тебя кто-то обижает, то кому в первую очередь ты об этом рассказываешь?

9. Если ты потеряешься на улице, что ты будешь делать? К кому ты обратишься за помощью?

10. Если тебя поругали в детском саду, то кому ты скажешь об этом?

11. Ты когда-нибудь кого-нибудь обманывал? А тебя обманывали? что ты чувствуешь теперь к этим людям, к этой ситуации?

12. Кому ты можешь дать на время свою любимую игрушку?

13. Если у тебя что-то не получается, например, собрать лего? Что ты сделаешь?

Поскольку каждая методика проводилась индивидуально, имелась возможность наблюдать за поведением каждого ребенка, на основе чего были сделаны некоторые обобщения относительно поведенческих реакций детей, по которым также можно судить о наличии или отсутствии доверительных отношений.

При проведении исследования по методу Н. Каплан четко обозначились три группы привязанности ребенка к матери - надежный, тревожно-амбивалентный и тревожно-избегающий типы привязанности. Дезорганизованный тип привязанности не выявлен.

У детей тревожно-амбивалентного типа привязанности преобладало негативное отношение к происходящему, дети выражали злость, гнев, открытый или латентный (на самолёт или на маму), не знали, чего ждать. Наблюдалось проговаривание мотива протеста, прогнозирование ближайшего будущего: «ребенок будет плохо себя вести, все разобьет, пойдёт в детсад будет драться», «злая на маму, бросила дочь, хотя подарок передали, радуется, но без мамы грустно и злится на нее, письма нет...».

У детей тревожно-избегающего типа часто наблюдалось игнорирование содержания картинок, присутствовало больше описательной характеристи-

ки: «идут к самолету, несут чемодан». Дети данной группы в основном не расценивали пару как мать и ребенок: «девочка прощается с тетей, им весело, потому что тетя улетела, история веселая, потому что дарят подарки, хотя девочки не играют в самолеты, девочки играют в куклы...». Игнорировался факт значимости разлуки: «ну уехала мама, ну и что». Признают, что есть печаль и грусть, но не связывают эти эмоции с разлукой. В целом, данную группу детей характеризует эмоциональная холодность, отсутствие по-настоящему близких отношений с объектом привязанности.

Дети с надежным типом привязанности в целом определяли историю как грустную, так как мама улетает, но радостно, что присылает подарок, если бы в посылке в подарком было еще и письмо, то в нем бы она написала, что ребенка своего любит, скучает и скоро прилетит. Дети данной группы отвечают: «ребенок грустит, скучает без мамы, но жизнь идёт дальше, он без мамы активно справляется, будет с папой, когда мама приедет он обрадуется».

При проведении теста с предъявлением детям картинок на исследование доверия подсчитывались положительные и отрицательные выборы в пользу доверия / недоверия к другому, сделанные ребенком при предъявлении ему соответствующих рисунков.

Дети с надежной привязанностью, реагировали на картинки следующим образом. Они часто отвечали: «конечно пойдем», «я дам ей прокатиться на велосипеде», «давай играть, будем играть все вместе», «возьму подарок», «пойдем в зоопарк, я люблю зоопарк» и т.д., тем самым демонстрировали доверительное отношение. Также для исследуемых детей данной группы характерно примерно одинаковое объяснение причин того, почему дети согласились на предложения взрослого, проявили доверие к ним. Наиболее часто проявляются такие мотивы как: «они угощали» и «звали в любопытные места», «звали играть». Среди мотивов, по которым дошкольникам не понравились взрослые и дети, чаще всего отмечаются: «мама мне запрещает так делать». Среди таких детей часто наблюдалось повышенное внимание к картинкам, проявление интереса, любопытство.

Среди детей с ненадежной привязанностью, часто преобладали отрицательные ответы на предъявляемые им предложения, звучали фразы: «я не пойду, никуда не пойду», «с это девочкой не пойду», «не дам играть в свои игрушки», «это мой велосипед, не дам», «не хочу в зоопарк, потому что не люблю зоопарк, я много чего не люблю», «подарки мне не нужны». Такие дети испытывали трудности в определении причин, по которым им не понравились изображенные люди. Поведение таких детей было неустойчивым, иногда раздражительным или напряженным, настороженным.

В соответствии с полученными данными, соотношение типа привязанности к матери и доверия детей к другим людям распределилось следующим образом:

Таблица 1

Тип привязанности Уровень доверия

Высокий Низкий

Надежный 20 1

Ненадежный 2 8

При уровне значимости а = 0,000, при использовании критерия одно-

2

родности х экспериментально подтвердилось наличие связи между типом привязанности к матери и формированием доверия детей дошкольного возраста к другим людям.

При проведении беседы на выявление доверия с дошкольниками можно отметить следующее. Среди детей с надежной привязанностью в большинстве случаев дошкольники чаще выбирают мать в качестве объекта доверия, хотя их доверие не является абсолютным. Мать в основном выбиралась не только при ответах на вопросы, где требуется попросить о помощи («Если ты потеряешься на улице, что ты будешь делать? К кому ты обратишься за помощью?»), или доверить свой секрет («Кому ты каждый раз рассказываешь о том, что делал в детском саду?», «Если у тебя есть какой-то секрет, то кому ты о нем расскажешь? А мне бы доверил свой секрет?»), но и в том случае, когда речь идет о проступках («Если ты дома испортил или разбил какую-то вещь (например, вазу), то, кому ты сразу об этом скажешь?»). То есть готовность рассказать матери о совершенном проступке, за которые могут последовать наказания со стороны взрослых говорит о сильном проявления доверия детей к ней. Это еще раз свидетельствует о ведущей роли матери в жизни детей и их зависимости от нее.

В меньшем количестве случаев зафиксировано доверительное отношение к другим людям. Однако среди некоторых детей (8 человек) с надежной привязанностью частота выборов объектов доверия других людей по сравнению с матерью преобладала. В основном отвечали, что могли бы поделиться своими секретами, обидами или проступками с бабушкой (дедушкой), реже с папой или братом (сестрой), еще реже с подругой (другом). На вопрос: «есть ли на свете люди, которым нельзя верить? Почему? Кто эти люди?» дети этой группы в основном называли конкретных людей, которые «разбалтывают секреты» или «не выполняют обещания». Почти все дети этой группы затруднились с ответом на вопрос: «если ты потеряешься на улице, что ты будешь делать? К кому ты обратишься за помощью?», отвечали, что не знают. Также на ответ на вопрос: «Как ты считаешь, кто доверяет

тебе?» называли большее количество конкретных людей по сравнению с детьми с ненадежной привязанностью.

Дети с ненадежной привязанность ни в одном случае не выбрали в качестве объекта доверия мать. Так в одном случае ребенок охотно доверит свои секреты, проступки или обратится за помощью к бабушке, в другом случае к няне. Некоторые дети из этой группы при совершении проступка, предпочитают никому не рассказывать о нем. Также на вопрос о том, если его поругали в садике, дети в основном замалчивают эту информацию, предпочитают ей не делиться. Также, как и дети с надежной привязанностью называют конкретных людей при ответе на вопрос: «есть ли на свете люди, которым нельзя верить? Почему? Кто эти люди?», но в отличие от детей противоположной группы, чаще не называют причин, просто говорят, что это «плохой человек, плохой и всё». В целом дети этой группы, ведут себя более тревожно и напряженно в отличие от группы детей с надежной привязанностью.

Надо отметить, что почти все дети - 29 человек затрудняются с ответом на первый вопрос: «Что для тебя значит доверие, доверять, верить? Ты знаешь, что это такое?». То есть само понятие как таковое они не знают.

Анализ полученных данных на основании ряда вопросов, заданных в рамках беседы на выявление доверия детей к людям позволяет выделить некоторые закономерности доверия дошкольников.

Таблица 2

Тип привязанности Частота выбора объектов доверия

Мать Другие люди

Надежный 13 8

Ненадежный 0 10

При проведении методики «Лесенка» на исследование доверия важно отметить, что в группе детей с надежной привязанностью все дети - 21 человек, поставили себя на высокие ступени. То есть все дошкольники с надежной привязанность к матери с уверенностью отмечают, что им могут довериться с высокой степенью значимости.

Большая часть детей в группе с ненадежной привязанностью поставили и себя и других на более низкие ступени при ответах на вопрос: «на какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа и др.?». То есть у детей с ненадежной привязанностью в основном отсутствует доверительное отношение к себе и другим. Обращает на себя внимание тот факт, что дети этой группы настроены в некоторых случаях негативистично и оппозиционно. Плохо идут на контакт.

При анализе результатов методики «Лесенка» на исследование доверия получены следующие результаты (таблица 3, таблица 4):

Таблица 3

Тип привязанности Уровень доверия других к себе

Высокий Низкий

Надежный 21 0

Ненадежный 9 7

Используя критерий независимости х2, уровень значимости а = 0,141, следовательно, мы можем утверждать, что связи между типом привязанности дошкольников к матери и уровнем доверия других к себе нет.

Таблица 4

Тип привязанности Уровень доверия к другим

Высокий Низкий

Надежный 17 4

Ненадежный 4 6

Также, в результате наблюдения за поведением детей можно отметить следующее. Дети с высоким уровнем доверия к другим выражают свои эмоции открыто, они активны, чаще доброжелательны. Детей с низким уровнем доверия к другим характеризует ярко выраженная тревожность, они чаще замкнуты и проявляют настороженность в общении со сверстниками и, особенно, с малознакомыми взрослыми, прослеживается отсутствие проявления признаков доверия к другим. Дети данной группы как правило, ведут себя неуверенно, при желании общаться некоторые дети проявляют застенчивость, склонны подчиняться более инициативным детям. Одной из основных особенностей в отношениях этих детей с другими людьми, является тревога, связанная в первую очередь, с нежеланием близко подпустить к себе человека и возможно с отсутствием умения конструктивно выйти из конфликтной ситуации. Чаще всего в конфликтных ситуациях такие дети выбирают стратегию избегания, то есть ухода от общения. Также к группе с низким уровнем доверия можно отнести детей малообщительных, пассивных из-за своей астеничности. Их нежелание общаться объясняется повышенной утомляемостью, эмоциональной холодностью, некоторых детей отличают агрессивные тенденции и негативизм.

Результаты исследованной самооценки у детей 5-6 лет представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 5

Тип привязанности Уровень самооценки

Высокий Низкий

Надежный 19 2

Ненадежный 5 5

При сопоставлении результатов, при критерий независимости х2, получили, что уровень значимости а = 0,012, что указывает на наличие связи между уровнем самооценки дошкольников их типом привязанности к матери. На основании полученных данных, можно отметить, что высокая самооценка наблюдается у детей с надежным типом привязанности, что обусловлено особенностями возраста и возможно особенностями взаимодействия с родителями.

У детей с ненадежным типом привязанности фиксировалась не только высокая, но и низкая самооценка, что нетипично для детей данного возраста, возможно это связано с особенностью взаимодействия с матерью, что способствуют раннему развитию оценочной функции у ребенка, в некоторых случаях сниженный уровень самооценки связан с сильной зависимостью от матери и как следствие убежденность ребенка в неспособности действовать самостоятельно.

Для детей с низким уровнем доверия и низкой самооценкой характерна тревожность, робость, мнительность, неумение постоять за себя, они чувствительны к мнению других о себе и, боясь порицания со стороны взрослых, уходят от общения.

Некоторых детей с низким уровнем доверия, но с высокой самооценкой отличает внешняя общительность, активность, эмоциональная неустойчивость, иногда демонстративность. Они склонны обвинять других в конфликтных ситуациях, поэтому для них характерна несдержанность, повышенная конфликтность, враждебность, агрессивность. Они склонны доминировать среди сверстников и если что-то не получается вымещают свое раздражение на других. Возможно подобная проекция на других своей агрессии связана с ощущением неуверенности в себе, неполноценностью, незащищенностью, трудностью в общении. Такая реакция ребенка на общение является одной из компенсаторных форм поведения.

По результатам методики «Рисунок семьи» делались выводы о представлении ребенка о своей семье (таблица 6). Далее, на основании изучения рисунков были определены основные психоэмоциональные характеристики: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности, эмоциональности. Выраженность и направленность каждого состояния определялась на основе данных, описанных в методике «Рисунок семьи».

Таблица 6

Тип привязанности Отношения ребенка к своей семье

Имеются нарушения (5-9 баллов) Нормальное (3-4 балла)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надежный 4 17

Ненадежный 10 0

Применяя критерий независимости х2, уровень значимости а = 0,000. Это означает, что мы можем считать экспериментально подтвержденным наличие связи между типом привязанности к матери и отношением ребенка к своей семье.

Дети в группе с надежной привязанностью, а также с высоким уровнем доверия изображали всех членов семьи, с которыми проживают, члены семьи расположены рядом, держатся за руки, они заняты одним общим делом (например, совместной прогулкой, купанием в море и т.д.), с преобладанием веселого, хорошего настроения.

В группе детей с ненадежной привязанностью можно отметить некоторые общие особенности, которые указывают на неблагополучное отношение ребенка к своей семье, так:

- присутствуют дополнительные штрихи, которые сделаны с очень сильным нажимом и прорисованы небрежно, что говорит о высокой эмоциональной напряженности;

- на многих рисунках не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с ребенком;

- некоторые фигуры заштрихованы с сильным нажимом - напряженная эмоциональная атмосфера в семье;

- удаленность всех членов семьи друг от друга - разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;

- отсутствие себя на рисунке, что указывает на чувство своей отверженности в семье;

- отсутствие матери на рисунке или изображение ее на рисунке в последнюю очередь - свидетельствует о наличии конфликта, ее малой значимости для ребенка или негативном (амбивалентном) отношении к ней;

- другие особенности.

При анализе результатов проведенной методики Е. Романовой и Т. Сытько «Рисунок человека под дождем» рисунки детей можно также разделить на две группы: высокая способность к личной защите и низкая способность к личной защите.

Среди детей с надежным типом привязанности количество дошкольников с высокой способностью и с низкой способностью к личной защите распределилось почти одинаково (11 и 10 человек соответственно) (таблица 7). Дети группы надежной привязанности и с высоким доверием к другим с высокой способностью к защите изображали редкие капли на рисунке, что может трактоваться как временная, преодолимая помеха. Никто из них не нарисовал луж, туч, грязи, что являлось бы ожиданием неприятностей или

последствием тревожной ситуации. Не все дети в вышеназванных группах изобразили зонт, также отсутствовали и другие средства защиты - шляпа, плащ, что говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Однако 3 человека изобразили не только зонт, но плащ и головной убор, что является символами защитных механизмов, способами справляться с неприятностями. Встречалась и другая картина. В рисунке одного мальчика была изображена фигура в шляпе, с большим куполом зонта (материнское начало), но дождь и тучи не были нарисованы. Такая картина характерна для ребенка гиперопекаемого, «чрезмерно защищенного», который всегда «готов к удару». Безусловно, он успешен в противостоянии неприятностям, но какой энергии и напряжения это требует.

Зонт - это родительская защита, и на рисунках детей данного возраста естественно ожидать его изображение. Однако, часть детей группы как с надежной, так и с ненадежной привязанностью не изобразила его. Также чаще в группе детей с ненадежной привязанностью отмечалось присутствие на рисунках некоторых дополнительных деталей - лужи, тучи, которые имеют негативное символическое значение, усугубляют ситуацию восприятия неприятностей и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия. У некоторых детей тучи были нарисованы в большом количестве, зонта не было. В изображении дождя как восприятия трудной ситуации, капли у многих детей, в основной из группы с низким доверием были нарисованы тяжелые, закрашенные или в виде тяжелых, постоянных линий.

Таблица 7

Тип привязанности Способность к личной защите

Высокая Низкая

Надежный 11 10

Ненадежный 1 9

Применяя критерий независимости х2, уровень значимости а = 0,024, мы делаем вывод, что связь между типом привязанности и способностью к личной защите присутствует.

Установлено наличие связи между привязанностью к матери и доверием дошкольников к другим.

Среди детей с надежным типом привязанности к матери наблюдается сформированное доверительное отношение к другим, к знакомым и незнакомым людям. Дети, не задумываясь, дают ответ на вопрос о том, кому они готовы доверить свои секреты, информацию о достижениях, проступках. Также охотно при проведении методики на высоких ступеньках лесенки располагают людей, которым готовы довериться. С готовностью соглашаются на пред-

ложения пойти вместе поиграть или пойти в зоопарк и др. Все дошкольники с надежной привязанностью к матери с уверенностью отмечают, что им самим возможно довериться с высокой степенью значимости, также можно отметить их высокую самооценку и способность к личной защите.

У детей ненадежного типа привязанности можно наблюдать отсутствие установок на доверие к другим, дифференциация по критерию «свой» и «чужой» носит неустойчивый характер. Такие дети затруднялись в выборе объектов доверия при готовности поделиться своим секретом или достижениями, ни разу не была выбрана в качестве объекта доверия мать.

Рисунки семьи таких детей указывали на нарушение контактов между членами семьи, эмоциональную холодность, отсутствие тепла и заинтересованного отношения к ребенку, а также на эмоциональную напряженность в семье и иногда на чувство своей отверженности. Чаще чем у детей с надежной привязанностью фиксировалась сниженная самооценка и низкая способность к личной защите.

Следовательно, качество привязанности детей дошкольного возраста к матери влияет на формирование доверия к другим людям.

Список литературы:

1. Боулби Д.Ж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности. - Лондон, 1988.

2. Боулби Д. Привязанность: пер. с англ. / Д. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Брефертон И., Манхоланд К.А. Внутренние рабочие модели в отношениях привязанности: построить вновь // В: Кассиди J., Шавер П. Настольная книга о привязанности. - Н.Йорк. Гилфорд, 1999. - С. 89-111.

4. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности ребенка к матери // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С. 5-44.

5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-19.

6. Переверзева И.А. Проблема доверия в сфере бизнеса // Иностранная психология. - 2000. - № 12. - С. 84-93.

7. Сидоренков А.В. Психологические особенности доверия дошкольников. - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ 2001. - 134 с.

8. Скрипкина Т.П. Психология доверия. - М., 2000.

9. Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Ленато; ACT; Университетская книга, 1996. - 592 с.

10. Ainsworth M.D. Mother-infant attachment / M.D. Ainsworth // J. Amer. Psychol. - 1979. - V 11. - P. 67-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.