Научная статья на тему 'Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста'

Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1137
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ / ATTACHMENT TO MOTHER / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PARENT-CHILD INTERACTION / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна, Задорова Юлия Александровна

В статье анализируется связь привязанности и специфики взаимодействия матери с ребенком. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность ребенка к матери и ее роль в психическом развитии и благополучии детей. На выборке детей выделены и описаны типы привязанности ребенка к матери: надежный и ненадежный. Произведено сравнение групп детей и матерей с учетом типа привязанности. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с особенностями родительско-детского взаимодействия. Показано, что чем продуктивнее и эмоционально принимаемое матерью взаимодействие, тем более выражена надежная привязанность. Установлено влияние параметров взаимодействия матери с ребенком на устойчивое формирование привязанности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTACHMENT AND INTERACTION OF MOTHER WITH A CHILD OF PRESCHOOL AGE

The paper analyses the relations between attachment and the specifics of interaction between a mother and her child. It summarizes a modern view of child’s attachment to his mother and her role in the mental development and well-being of children. Types of child’s attachment to his mother (secure, unsecure) have been revealed and described on children’s sample. The paper compares the groups of children and the groups of mothers with account for the type of attachment. The empirical study enables to reveal comprehensive relations between the specific features of attachment to a mother and peculiarities of parent-child interaction. The paper shows that the more effective is the interaction and the more it is emotionally accepted by a mother, the more manifest is secure attachment. It establishes the influence of the parameters of interaction between a mother and a child on the sustainable development of child’s attachment.

Текст научной работы на тему «Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста»

Психология

УДК 159.9.072

доктор психологических наук, доцент Куфтяк Елена Владимировна

Костромской государственный университет (г. Кострома); преподаватель Задорова Юлия Александровна

Костромской государственный университет (г. Кострома)

ПРИВЯЗАННОСТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01101

Аннотация. В статье анализируется связь привязанности и специфики взаимодействия матери с ребенком. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность ребенка к матери и ее роль в психическом развитии и благополучии детей. На выборке детей выделены и описаны типы привязанности ребенка к матери: надежный и ненадежный. Произведено сравнение групп детей и матерей с учетом типа привязанности. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с особенностями родительско-детского взаимодействия. Показано, что чем продуктивнее и эмоционально принимаемое матерью взаимодействие, тем более выражена надежная привязанность. Установлено влияние параметров взаимодействия матери с ребенком на устойчивое формирование привязанности ребенка.

Ключевые слова: привязанность к матери, родительско-детское взаимодействие, дошкольники.

Annotation. The paper analyses the relations between attachment and the specifics of interaction between a mother and her child. It summarizes a modern view of child's attachment to his mother and her role in the mental development and well-being of children. Types of child's attachment to his mother (secure, unsecure) have been revealed and described on children's sample. The paper compares the groups of children and the groups of mothers with account for the type of attachment. The empirical study enables to reveal comprehensive relations between the specific features of attachment to a mother and peculiarities of parent-child interaction. The paper shows that the more effective is the interaction and the more it is emotionally accepted by a mother, the more manifest is secure attachment. It establishes the influence of the parameters of interaction between a mother and a child on the sustainable development of child's attachment.

Keywords: attachment to mother, parent-child interaction, preschoolers.

Введение. В современной психологии общепризнано, что мать для ребенка на протяжении всего детства выступает источником развития его личности в целом и посредником поддержки в его связях с окружающим миром [2, 20]. Привязанность ребенка к матери устанавливается с момента рождения (и даже ранее - в пренатальный период) и имеет влияние на его психическое развитие [7, 13]. Понятие привязанности понимается как поиск и установление близости с другим индивидом или чувство близости к кому-либо, основанное на симпатии, преданности. В рамках классической трактовки привязанности в зарубежной психологии и отечественного подхода изучения взаимодействия взрослого и ребенка привязанность определяется как индивидуально направленная устойчивая эмоциональная установка, в основе которой лежит опыт аффективно насыщенных отношений ребенка с близким взрослым (обычно с матерью) [2, 7]. Эмоциональная связь между ребенком и ухаживающим за ним взрослым строится на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни после рождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его [20]. Важным положением теории привязанности является то, что тип отношений, который ребенок сформировал с близкими, станет основой всех последующих взаимоотношений [6, 10, 11, 17].

В отечественных исследованиях акцент делается на совместной деятельности ребенка и взрослого, где привязанность выступает продуктом деятельности общения [7]. Теорию привязанности исследователи рассматривают как эволюционно-этологический подход, акцентирующийся на отношении ребенка и взрослого, которое существует в неразрывном единстве. Взрослый как бы интериоризуется (принимается внутрь) ребенком и начинает жить в нем [3].

Таким образом, согласно теории привязанности, качество сформированной привязанности напрямую зависит от родителя, который может различным образом проявлять свою заботу о ребенке. Родитель и взаимодействие с ним является для ребенка первым опытом взаимодействия с окружающим миром [1]. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели себя и других, что проявляется в поведении ребенка с другими людьми. Разрыв отношений (разлука) с родителем и проявление родителем пренебрежения в отношениях с ребенком способствует развитию негативного и неустойчивого внутреннего образа себя у ребенка.

Ряд исследований подтверждают влияние поведения матери на тип привязанности ребенка. Установлено, что матери детей с небезопасной привязанностью отличаются низким уровнем контроля и планирования [19]. Проявление в поведении матерей и их отношении к детям напряженности ведет к формированию у детей избегающего типа привязанности [18]. Если мать эмоционально не отзывчива, не проявляет достаточно внимания, то дети чувствуют себя беспомощными и бессильными, меньше проводят времени со своими сверстниками, чем дети у которых матери активно взаимодействуют [15]. Особо отметим, что «способ заботы родителя» имеет значительное влияние в двух основных направлениях: во-первых, значимости отношений между матерью и ребенком; во-вторых, эмоционального восприятия матерью ребенка [14, 16].

В предыдущем исследовании, выполненного автором настоящей статьи проведено изучение взаимосвязи качества привязанности близких взрослых (матери, бабушки) и привязанности ребенка к матери в дошкольном возрасте [5, 9]. В центре исследовательского внимания было изучение влияния типа привязанности матери и бабушки на привязанность ребенка. В работе были изучены, во-первых, качество привязанности ребенка к матери в соответствии с «рабочими моделями привязанности» матери и бабушки, во-вторых, связь качества привязанности ребенка с показателями тревожности и избегания близости в отношениях близких взрослых. Полученные данные свидетельствуют о том, что демонстрация близкими взрослыми (матерью, бабушкой) уверенности в надежности отношений близости способствуют

формированию у ребенка доминанты, связанной с проявлением эмоциональной чувствительности в поведении [8].

Следует отметить, что исследования взаимодействия родителей с ребенком носят разрозненный характер, что не позволяет в полной мере найти ответы на социальные и психологические вопросы. В связи с этим несомненна актуальность исследования привязанности ребенка и взаимодействия матери с ребенком как условия ее становления.

Формулировка цели статьи. В представленной статье освещаются данные исследования, целью которого являлось изучение особенностей взаимосвязи характеристик взаимодействия матери с ребенком с типом привязанности ребенка к матери в дошкольном возрасте. Гипотеза настоящего исследования заключалась в предположении о том, что тип привязанности ребенка к матери определяется особенностями взаимодействия матери с ребенком.

Методы и процедура исследования. В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок - мама». Дети старшего дошкольного возраста (средний возраст 6,5 лет), посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Костромы. Средний возраст матерей - 31,2 года, имеющие высшее и средне-специальное образование. Все семьи полные.

Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием «Опросника оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007). Методика позволяет определить тип привязанности (надежный, ненадежный), а также выявить особенности проявления привязанности в отношениях с матерью: эмоциональная близость с матерью; взаимодействие с матерью в социальном контексте; восприятие матери как источника помощи и поддержки; принятие матерью и др. [14].

Привязанность матери к ребенку определялась с помощью Тест-опросника для оценки отношения матери к ребенку раннего возраста (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009), модифицированного автором с целью его применения для матерей детей дошкольного возраста (Е.В. Куфтяк, 2015). Опросник содержит следующие шкалы: чувствительность / нечувствительность к потребностям ребенка; принятие / отвержение ребенка родителем; неоперативность / вмешательство в развитие ребенка; поддержка / игнорирование ребенка, когда он испытывает трудности [4].

Особенности взаимодействия матерей с детьми изучались с помощью опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская, 2005). Опросник позволяет выявить следующие параметры родителя с ребенком: нетребовательность - требовательность, мягкость - строгость родителя, степень автономности или контроля по отношению к ребенку, уровень эмоциональной дистанции - близости ребенка к родителю, отвержение - принятие ребенка, отсутствие или наличие сотрудничества, тревожность за ребенка, непоследовательность - последовательность родителя, воспитательная конфронтация в семье, авторитетность родителя и удовлетворенность отношениями с ребенком [12].

Обработка полученных данных проводилась с использованием следующих методов.

Методы первичной описательной статистики (среднее значение и стандартное отклонение) применялись для описания полученных результатов по типам привязанности ребенка и матери, параметрам взаимодействия матерей с детьми. Критерий различий (Mann-Whitney U-test) использовался для выявления значимых различий. С помощью коэффициента ранговой корреляции (Spearmen's rank correlation) выявлялась взаимосвязь типа привязанности ребенка и показателей взаимодействия матери с ребенком.

Изложение основного материала статьи. В результате применения опросника были выделены три группы детей с качественно разными типами привязанности к матери (табл. 1): надежной привязанности -тип В (67 % от общей выборки), избегающей - тип А (14 %) и амбивалентной - тип С (19 %).

Таблица 1

Распределение детей в зависимости от типа привязанности, %

Надежный тип привязанности Ненадежная привязанность

Избегающий тип привязанности Амбивалентный тип привязанности

67 14 19

Изучение (в том числе продолжительное наблюдение за их поведением) показало, что большинство детей с надежной привязанностью можно охарактеризовать как благополучных. Общим для них было то, что они вызывают симпатию других детей и воспитателей, в меру активны и уверенны в себе. В то же время большинство детей с ненадежными типами привязанности (А и С) демонстрировали отсутствие навыков конструктивного взаимодействия (проявление агрессивности в поведении со сверстниками, стремление подчинить окружение своим потребностям, или, напротив, уход от общения, которое проявляется в изолированности, замкнутости и отгороженности).

Статистически значимые различия у детей с надежной привязанностью и ненадежной привязанностью были обнаружены в отношении всех показателей оценки привязанности (табл. 2): эмоциональная близость с матерью (р = 0,000), взаимодействие с матерью в социальном контексте (р = 0,005), восприятие матери как источника помощи и поддержки (р = 0,000), принятие матерью (условное/безусловное) (р = 0,005), потребность в присутствии матери (р = 0,001), эмоциональная чуткость матери к ребенку (р = 0,001), совместная деятельность (гармоничность либо конфликтность совместной деятельности) (р = 0,000).

Выраженность показателей отношения к матери у детей с разным типом привязанности

Показатели отношения к матери Надежно-привязанные (п=20) М (8Э) Ненадежно-привязанные (п=10) М (8Э) р-уровень

Эмоциональная близость с матерью 12,2 (2,4) 9,3 (2,2) 0.000

Взаимодействие с матерью в социальном контексте 10,3 (1,9) 9,0 (1,0) 0.005

Восприятие матери как источника помощи и поддержки 10,7 (1,8) 7,1 (2,3) 0.000

Принятие матерью 6,7 (1,69) 5,0 (1,96) 0.005

Потребность в присутствии матери 3,75 (0,55) 2,67 (1,05) 0.001

Эмоциональная чуткость матери к ребенку 10,03 (1,83) 7,87 (1,96) 0.001

Ненадежно привязанные дошкольники испытывают недостаток близких отношений с матерью, не испытывают потребности в ее присутствии и во взаимодействии с ней при освоении разных сфер социальной жизни, не воспринимают мать как определенный ресурс в трудных ситуациях, считают матерей недостаточно чуткими и внимательными.

С целью большей объективности исследования, мы не ограничились только представлениями детей о привязанности, но соотнесли их с представлениями матерей. С помощью специального опросника мы получили оценку матерями особенностей привязанности к детям, степени эмоциональной близости и принятия, а также уровень участия в жизни своих детей (табл. 3). Было показано, что матери детей с надежной привязанностью проявляют чувствительность к потребностям своего ребенка (р=0,004), принимают его таким какой он есть (р=0,003), способны оперативно реагировать на возникающие трудности (р=0,03), выступают надежным источником помощи и поддержки своего ребенка (р=0,002).

Таблица 3

Показатели привязанности матерей с учетом типа привязанности детей

Показатели привязанности Матери надежно привязанных детей (п=20) М (8Э) Матери ненадежно привязанных детей (п=10) М (8Э) р-уровень

Чувствительность -нечувствительность 25,8 (2,19) 22,2 (3,16) 0.004

Принятие - отвержение 23,25 (2,4) 20,2 (2,0) 0.003

Оперативность -вмешательство 25 (1,72) 23,5 (1,43) 0.03

Поддержка - игнорирование 27,7 (1,95) 24,7 (2,0) 0.002

Эти результаты можно рассматривать в качестве подтверждения полученных данных о надежной привязанности как условии наиболее благоприятного варианта эмоционально-личностного развития.

Следующим этапом нашей работы являлось рассмотрение различий во взаимодействии матерей с детьми.

Выраженность показателей взаимодействия матерей с детьми с разным типом привязанности

Параметры взаимодействия с ребенком Матери надежно привязанных детей (п=20), М (8Э) Матери ненадежно привязанных детей (п=10), М (8Э) р-уровень

Нетребовательность-требовательность 14,55 (2,39) 13,8 (3,16) 0,391

Мягкость-строгость 14,9 (2,53) 13,3 (1,77) 0,113

Автономность-контроль 15,85 (2,8) 14,2 (2,2) 0,07

Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость 19 (2,32) 19 (2,26) 0,791

Отвержение-принятие 18,9 (1,62) 19,8 (1,14) 0,159

Отсутствие сотрудничества-сотрудничество 19,05 (1,9) 19,6 (1,43) 0,644

«Тревожность за ребенка» 15,35 (2,0) 14,7 (2,11) 0,495

Непоследовательность-последовательность 18,15 (3,79) 19,3 (3,53) 0,441

Воспитательная конфронтация в семье 11,15 (3,65) 8,8 (2,39) 0,08

Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем 19,3 (2,54) 19,2 (2,53) 0,947

Матери детей с надежной и ненадежной привязанностью отличаются по показателю «автономия -контроль за ребенком» (р=0,07). Матери надежно привязанных детей склонны контролировать ребенка, что выражается в разумной опеке, не переходящей при этом в навязчивость, по сравнению с матерями ненадежно привязанных детей, ориентированных на автономию, которая способна приводить к вседозволенности и, вероятно, является следствием безразличного отношения к ребенку. Следует отметить, что характер взаимодействия матерей в группах детей с разным типом привязанности не различается, что свидетельствует об идентичной ситуации отношения матерей к детям.

Нами были обнаружены разнообразные корреляционные связи в группах детей с разной степенью привязанности (табл. 5).

Так, в группе детей с надежной привязанностью отмечается значимое количество корреляционных связей, нежели в группе детей с ненадежной привязанностью.

Таблица 5

Значимые корреляции между показателями привязанности детей и матерей

Показатели привязанности матерей Дети с надежным типом привязанности Дети с ненадежным типом привязанности

Эмоциональная близость с матерью Принятие матерью Совместная деятельность Взаимодействие с матерью в соц. контексте Восприятие матери как источника помощи и поддержки Восприятие матери как источника помощи и поддержки

Мягкость -строгость 0,53*

Автономность -контроль -0,57**

Отсутствие сотрудничества -сотрудничество 0,47*

«Тревожность за ребенка» 0,54**

Непоследовательно сть - последовательность 0,60**

Отвержение -принятие 0,66*

Примечание: * -р < 0,05; ** -р < 0,01; *** -р < 0,001

Показатели степени привязанности ребенка к матери обнаружили корреляционную зависимость от показателей оценки матерью параметров взаимодействия с ребенком.

Обнаружены следующие взаимосвязи показателей отношения матери к ребенку и показателями эмоциональной привязанности ребенка к матери в группе детей с надежной привязанностью: эмоциональная близость с матерью отрицательно коррелирует с «автономностью - контролем» со стороны матери (г= -0,57), принятие матерью с точки зрения ребенка положительно взаимосвязано с показателем «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» матери (г= 0,47).

Совместная деятельность в диаде мать - ребенок положительно коррелирует с показателем «мягкость-строгость» матери (r= 0,53), взаимодействие с матерью в социальном контексте положительно связано с «тревожностью за ребенка» (г= 0,54), а восприятие матери как источника помощи и поддержки положительно коррелирует с показателем «непоследовательность - последовательность» со стороны матери (г= 0,60).

Полученные результаты указывают на то, что степень привязанности ребенка к матери зависит от качества взаимодействия матери с ребенком: чем продуктивнее и эмоционально принимаемое матерью взаимодействие, тем более выражена надежная привязанность.

Низкий контроль со стороны матери, что связано с проявлением доверия к ребенку, способствует установлению эмоциональной близости с матерью, а признание равенства и партнерства в отношениях матери с ребенком усиливает ощущение у ребенка принятие матерью. Материнская тревожность способствует большему взаимодействию ребенка с матерью, а постоянство матери в отношении к ребенку усиливает восприятие матери как источника помощи и поддержки.

В группе детей с ненадежным типом привязанности обнаружена одна корреляционная связь отношения матери к ребенку и показателем эмоциональной привязанности ребенка к матери.

Восприятие матери как источника помощи и поддержки положительно коррелирует с «отвержением -принятием» ребенка матерью (г= 0,66). Это позволяет утверждать, что отвержение матерью личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка приводит к меньшему восприятию матери как источника помощи и поддержки.

Таким образом, параметры взаимодействия матери с ребенком являются факторами, определяющими устойчивое формирование привязанности ребенка.

Выводы. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Соотношение дошкольников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составило 67 % и 33 %. Дошкольникам с надежной привязанностью характерны эмоционально близкие отношения с матерью, гармоничность взаимодействия и сотрудничества с ней, ощущение потребности в ее присутствии и поддержки. Дошкольники, которых связывала с матерью избегающая или амбивалентная привязанность, негативнее оценивали эмоциональную чуткость матерей и степень совместного сотрудничества и взаимодействия с ней, неохотно воспринимают матерей как источник поддержки. Выявленные качественные различия между надежным и ненадежными типами привязанности ребенка характеризуют своеобразие индивидуальной ситуации возрастного развития.

2. Тип привязанности матери к ребенку соотносятся с типом привязанности ребенка. Матери детей с надежным типом привязанности достоверно чаще надежно привязаны к ребенку, по сравнению с матерями дошкольников с ненадежным типом привязанности. Уровень участия в жизни своих детей, степень эмоциональной близости и принятия ребенка у матерей надежно привязанных к детям значимо выше аналогичных показателей матерей с ненадежным типом привязанности к ребенку.

3. Характер взаимодействия матери с ребенком и ее эмоциональное отношение к нему выступают факторами привязанности ребенка. Чем продуктивнее и эмоционально принимаемое матерью взаимодействие, тем более выражена надежная привязанность. Особо отметим, что взаимосвязи в группах детей с надежной и ненадежной привязанностью являются специфичными, что свидетельствует о том, что характер взаимодействия матери с ребенком выполняет разные функции по отношению к детям с разными типами привязанности к матери. Следует отметить, что особенности взаимодействия являются устойчивыми характеристиками, что создает тенденцию к стабильности сложившейся модели привязанности на последующих этапах возрастного развития.

Литература:

1. Борковская О.Л., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с характеристиками состояния матери // Дефектология. 2007. № 4. С. 46-53.

2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.

3. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 4. С. 17-31.

4. Верещагина Н.В., Николаева Е.И. Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 151-159.

5. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций: коллективная монография / отв. ред. Н.П. Фетискин. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 126-129.

6. Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. T. 9. № 2(43) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.12.2017).

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

8. Куфтяк Е.В. Взаимосвязь привязанности ребенка к матери с отношениями близости в семье // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4 / отв. ред. Д.Б.Богоявленская М.: Когито-Центр, 2015. С. 119-121.

9. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 1 (86). С. 78-83.

10. Куфтяк Е.В. Паттерны привязанности в поколении семьи: межпоколенческая передача // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягиной. Москва - Звенигород, 2015. С. 275-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 1. С. 64-68.

12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. СПб.: Речь, 2005.

13. Мухамедрахимов Р.Ж., Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. 2008. № 2. С. 37-44.

14. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007.

15. Fearon R.P., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H., Lapsley A., Roisman G.I. The significance of insecure attachment and disorganization in the development of children's externalizing behavior: A meta-analytic study // Child Development. 2010. № 81. P. 435-456.

16. Kuftyak E. Relation of child's attachment with proximity relationships in family // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 165. P. 131-135.

17. Main M., Cassidy J. Categories of response to reunion withthe parent at age 6: predictable from infant attachment classifications and stable over a 1-month Period // Development Psychology. 1988. №24. Р. 425-426.

18. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. №81. P. 305-321.

19. Petrie A.J., Davidson I.F. Toward a grounded theory of parent preschool involvement // Early Child Development and Care. 1995. №111. P. 5-17.

20. Spitz R.A. The first year of life. N. Y., 1965.

Психология

УДК:37.032

кандидат психологический наук Лучшева Людмила Михайловна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Пустовалова Виктория Вячеславовна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ У

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь эмоционального интеллекта (компонентов эмоционального интеллекта) с лидерскими качествами на примере студентов входящих в состав студенческого совета.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, лидерские качества, студент.

Annotation. In article the interrelation of emotional intelligence (components of emotional intelligence) with leadership skills on the example of the students who are a part of student council is considered.

Keywords: emotional intelligence, components of emotional intelligence, leadership skills, student.

Введение. Феномен лидерства интересовал ученых с давних времен и поэтому его изучению по сей день уделяется много внимания. Данный феномен интересен не только с точки зрения возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, юридической психологии, но и психологии менеджмента, педагогической психологии и др.

Формулировка цели статьи. Все мы принадлежим различным группам, и на разных этапах их развития и существования появляется лидер. Лидер способен оказывать влияние на настроение членов группы, взаимоотношения, поведение, интересы и деятельность. Но вместе с тем, лидер должен быть способен определять свое эмоциональное состояние и членов группы, для более успешного функционирования группы, выстраивания межличностных отношений, этому способствует сформированный высокий уровень эмоционального интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Исследователи П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году проанализировав имеющиеся на тот момент различные работы, так или иначе касающиеся изучения и понимания человеком своих эмоций и эмоциональных переживаний других людей, ввели понятие «эмоционального интеллекта». Авторами был разработан конструкт эмоционального интеллекта, включающий в себя: понимание и регуляцию эмоций, выстраивание на этой основе свое мышление и поведение. Позднее Д. Гоулман добавил ещё несколько компонентов: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. В окончательном виде после доработок автором данный конструкт состоит из: социальной чуткости, управлением взаимоотношениями, самосознания, самоконтроля и восемнадцати навыков [1].

Р. Бар-Он выделил пять компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. В последнее время интерес к исследованию эмоционального интеллекта в нашей стране возрос и это подтверждается работами таких ученых как И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова, Д.В. Ушаков.

Нам близка позиция Д.В. Люсина, который считает, что эмоциональный интеллект - это «способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими» [3, с 34]. По мнению ученого структура эмоционального интеллекта трёхкомпонентная и состоит из: межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, а также способности к управлению и пониманию своих эмоций и другого человека. Данные способности могут формироваться под влиянием интереса не только к своему внутреннему миру, но миру другого человека, его интересам, ценностям, поведению. Эмоциональный интеллект, это сложный конструкт, проявляющийся в когнитивных способностях и личностных характеристиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.