Научная статья на тему 'Привязанность ребенка к матери как фактор социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Привязанность ребенка к матери как фактор социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко М. А.

В статье рассматриваются привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются: авторская модификация метода М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и характеристики личности матери, оказывающие влияние на формирование типа привязанности. Освещается влияние типа привязанности на успешность ранней социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привязанность ребенка к матери как фактор социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте»

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Василенко М.А.*

Курского государственного университета, г. Курск

В статье рассматриваются привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются: авторская модификация метода М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и характеристики личности матери, оказывающие влияние на формирование типа привязанности. Освещается влияние типа привязанности на успешность ранней социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность нашей работы обусловлена ростом сложно адаптирующихся в обществе детей, недостаточным исследованием процесса ранней социализации, которая охватывает время от рождения ребенка до его поступления в школу (М.Г. Андреева, В.А. Сластенов) [1], а также с необходимостью его психологического сопровождения на этом этапе. В настоящее время интерес исследователей направлен на увеличение и накопление знаний о феномене привязанности и его влиянии на процесс ранней социализации, отмечается недостаток экспериментальных исследований феномена привязанности в наших социо-культурных условиях. Существует практическая значимость накопления и дополнения теоретических знаний о роли личности матери в формировании типа привязанности.

Выготский Л.С., Д.Б. Эльконин, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.И. Божович указывали на то, что социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в определенную социальную среду, систему социальных связей; с другой, - это процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности и вхождения в социальную среду [2, 5, 8, 10].

Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, A.A. Мудрика, И.С. Кона, A.B. Петровского, как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов социализации. Среди факторов влияния семьи на социализацию личности выделяют следующие: структура семьи, позиция ребенка в ней, основные социализаторы (значимые взрослые), личностный, нравственный и творческий потенциал семьи, стиль воспитания [2, 5, 8, 10].

* Соискатель кафедры Психологии и педагогики.

Современные авторы (B.C. Мухина, A.B. Петровский, Ф.Б. Березин, Л. Д. Столяренко, P.C. Немов, Н.И. Шевандрин, Д.И. Фельдшгейн, А.Я. Варга) выделяют следующие механизмы, посредством которых осуществляется социализация: идентификация и обособляемость личности, адаптация, индиви-дуация и интеграция, импритинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия, внушаемость, социальная фасилитация, конформность, эмоциональное заражение, эмпатия, подкрепление, идентификация, понимание [1].

Многие исследователи указывают на значимость отношений в семье, и отношения с матерью как первый этап социализации ребенка, мы хотим осветить именно процесс взаимодействия ребенка с матерью, поскольку в диадном общении представлено большое число механизмов социализации. В процессе формирования привязанности ребенка к матери в слитом виде представлены эмпатия, эмоциональное заражение, внушаемость, подражание, экзистенциальный нажим и иные механизмы, но их довольно сложно увидеть и диагностировать в развернутом виде в силу раннего возраста ребенка и сложности подбора адекватных диагностических методов.

Но существуют методы, позволяющие диагностировать качество отношений привязанности ребенка к матери. Под привязанностью понимают - подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связывается с отношениями. А также, как указывал Д. Боулби, «один из видов социального поведения» [3].

Нам представляется важным изучить особенности влияния эмоциональной привязанности в диаде «мать - ребенок» на успешность социализации ребенка на этапах его вхождения в новую социальную среду в значимые моменты жизни, такие как поступление в детский сад и школу.

Опираясь на взгляды Д. Боулби, Д. Винникота, М. Эйнсворт, П. Крит-тенден, мы считаем, что привязанность выступает фактором социализации, поскольку привязанность и особенности отношения ребенка с матерью становятся «матрицей» по которой в дальнейшем строятся отношения ребенка с другими людьми. А качество привязанности, в свою очередь влияет на успешность адаптации ребенка в новых социальных условиях.

На наш взгляд, привязанность ребенка к матери - это его первый опыт вхождения в социум, первый этап социализации. Согласно взглядам М. Эйнсворт, Д. Боулби, А. Реана, качество привязанности оказывает влияние на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и влияют на успешность социализации.

Поскольку характер устанавливаемых отношений с другими людьми зависит от личностной зрелости самого человека, о чем говорили К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт [9], это еще больше проявляется в ситуации детско-родительских отношений, так как ребенок является более зависимым, нуждается в поддержке и защите. В связи с этим подчеркивается важность развития личности самой матери.

Таким образом, основной целью нашего исследования является изучение влияния характера привязанности на эффективность процесса ранней социализации детей младшего дошкольного и школьного возраста. Эффективность процесса социализации традиционно связывается с критериями развития личности (присвоение ролей, норм, ценностей) [1] и успешной адаптации к новым средам, предполагающей легкость вхождения в коллектив, установление контактов и приспособляемость к изменяющимся условиям.

Исходя из теоретических обобщений, мы ставим следующие задачи:

1. Изучить распространенность различных типов привязанности в возрасте 2-7 лет и определить стабильность характера эмоциональной связи в диаде «Мать - ребенок».

2. Определить влияние личности матери как фактора ранней социализации на формирование определенного типа привязанности у ребенка дошкольного возраста.

3. Изучить взаимосвязь качества привязанности с критериями эффективности ранней социализации (развитие личности и успешность адаптации).

Исследование проводилось с 2007 по 2010 г. В нем приняли участие 127 человек (64 диады «мать - ребенок», 64 ребенка и 63 матери, одна из матерей воспитывает близнецов), из них в лонгитюдном двухлетнем исследовании -32 ребенка. В исследовании принимали участие единственные дети из полных семей в возрасте 2-3 лет, не имеющие органических патологий, их матери 25-35 лет, состоящие в браке и воспитывающие единственного ребенка (исключение - мать близнецов) и эти же дети, но спустя 2 года. Проведение эксперимента осуществлялось в константных условиях: в отдельной комнате, в дневное время суток, с постоянным составом участников.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: наблюдение, клиническую беседу с воспитателями и родителями детей, анализ медицинских карт, психодиагностические методы и методы математической статистики. Для диагностики привязанности мы использовали модифицированный авторским коллективом метод М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и проективный метод Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери. Для диагностики особенностей развития личности ребенка 4-5лет мы воспользовались методикой Г.Х. Махортовой «Расскажи историю» [7] и исследованием самооценки по методу «Лесенка» в модификации Т.Д. Марцинковской. Мы также использовали следующие диагностические методы: «Методику исследования самоактуализации личности (САМОАЛ) А.П. Головко, И.П. Ищенко, Т.Ю. Шиляева и тест-опросник «От неуверенности к уверенности» H.H. Обозова, для изучения особенностей личности матери.

Исследуя особенности психического развития у детей 2-3 лет, мы воспользовались комплексной методикой оценки психического развития детей, предложенной Е.А. Стребелевой. А исследуя особенности психиче-

ского и психомоторного развития детей 4-5 лет - методами исследования функции равновесия, оценки координации, тонкой моторики рук, пальцев рук, механизмов автоматизации ведущей руки [6]. А также методами, предложенными А.Н. Берштейном («Последовательность событий», «Складывание разрезных фигур и картинок»), А.Р. Лурия, Л.С. Выготским и Б.В. Зейгарник («10 слов», «Классификация», «Найди отличия»), модифицированным методом Э. Сегена [6].

Среди методов математической статистки мы воспользовались критериями: х2 Фридмана, х2 Пирсона, угловое преобразование Фишера (ф), и критерий Манна-Уитни.

Представим результаты исследования.

Модификация метода М. Эйнсворт заключалась в выделении единиц наблюдения, разработке критериев диагностики, с помощью которых оценивалось поведение ребенка в «Незнакомой ситуации», записанное на видеокамеру. В результате экспертной оценки проведенного исследования четко обозначились 2 группы привязанности ребенка к матери, условно названные надежным и симбиотическим (амбивалентным) типами привязанности, а также 1 случай тревожно-избегающего типа привязанности, представленные на рис. 1.

31,2

1,6

□ надежный тип привязанности

□ тревожно-избегающий тип привязанности

при вязанное ти

■ сим биотич ески и тип привязанности

Рис. 1. Количественное соотношение типов привязанности в общей выборке (в процентах)

Изучая стабильность феномена привязанности мы провели лонгитюдное исследование. Детей, у которых определили тип привязанности в 2-3 года, обследовали для определения особенностей эмоциональной связи с матерью с помощью проективного метода, адаптированного для возраста детей 4-5 лет. Единицы оценки качества привязанности в котором аналогичны обозначенным в эксперименте «Незнакомая ситуация» для детей 2-3 лет, а именно предлагаются ситуации расставания с мамой, поведения в одино-

честве, вступление в контакт с незнакомым взрослым, ожидание встречи с мамой. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Изменения в распределении типов привязанности в выборке по результатам лонгитюдного исследования, в процентах

Возраст детей Надежный тип привязанности Симбиотический тип привязанности Тревожно-избегающий тип привязанности

2-3 года 62,5* 37,5 0*

4-5 лет 25* 25 50*

Примечание: Здесь и далее * - обозначены значимые отличия.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что часть детей переместилась из группы надежной привязанности в группу ненадежной. Мы предполагаем, что эти изменения могут быть обусловлены наличием влияния различных внешних факторов. В частности, стрессовый фактор влияет на снижение надежности привязанности, поскольку в истории детей, перешедших из группы надежной привязанности в группу ненадежной, отмечены такие факторы как: многочисленные переезды, разводы, потеря работы одним из членов семьи, конфликты в семье, утраты ближайших родственников. И только у одного ребенка, по словам родителей и воспитателей, качество и условия жизни не изменились. Таким образом, мы отмечаем, что феномен привязанности отличается изменчивостью, хотя многие исследователи подтверждают стабильность этого феномена, Д. Боулби лишь предполагал, что тип привязанности неизменен во времени, но указывал на необходимость дальнейших исследований в этой области.

Исследуя особенности личности матери на формирование того или иного типа привязанности, в качестве характеристик ее личности, влияющих на формирование типа привязанности ребенка, мы рассматриваем степень уверенности в себе и уровень самоактуализации. Мы опираемся на взгляды Д. Винникота, К. Хорни, Э. Эриксона, которые говорили о том, что женщины, открытые опыту, доверяющие миру и людям, способные реалистично воспринимать окружающую действительность, себя и своих детей формируют надежную привязанность у своих детей чаще, чем матери, не обладающие этими характеристиками. Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей матери представлены в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь уровня самоактуализации и степени уверенности в себе матери с различными типами привязанности, в процентах

Тип привязанности, формируемый матерью с рассматриваемыми характери- Характеристики личности матери

Уровень самоактуализации Степень уверенности в себе

высокий низкий высокая низкая

Надежный 77* 23* 86* 14*

Ненадежный 41* 59* 24* 76*

Анализ данных показал, что матери, обладающие перечисленными характеристиками, в большей степени формируют надежную привязанность. А также, матери уверенные в себе в большей степени формируют надежную привязанность. Это связано с тем, что уверенность человека проистекает из доверия к миру и людям и чувства защищенности в отношениях с ними. Поэтому такие матери способны создавать и для своего ребенка безопасное пространство, что является одним из условий формирования надежной привязанности.

Таким образом, можно говорить, что уровень самоактуализации и степень уверенности матери влияют на формирование различных типов привязанности.

Рассматривая взаимосвязь привязанности как фактора социализации с критериями эффективности ранней социализации, мы опираемся на работы Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, которые в своих трудах указывали на взаимосвязь развития личности ребенка и успешность его социализации, а также на современную концепцию здоровья С.М. Гром-баха и Ю.Е. Вельтищева. Поскольку личность детей 2-3 лет не представляется возможным изучить непосредственно, а основой развития личности является развитие психических процессов (Л.С. Выготский) [5], мы изучаем особенности развития психических процессов детей 2-3 лет и особенности личности детей 4-5 и 7-8 лет, для изучения которых возможно использовать стандартизированные методы.

Проанализировав полученные в ходе исследования результаты изучения уровня развития психических процессов у детей 2-3- лет, можем отметить следующее. В заданиях, направленных на выявление соотносящих действий, целенаправленности действий, практического ориентирования, уровня развития целостного восприятия анализа образа, наглядно-действенного мышления, развития ручной моторики, понимания жестовой инструкции в группах с надежным и симбиотическим (амбивалентным) типами привязанности наблюдаются значимые различия.

Обратившись к изучению особенностей психического развития детей 4-5 лет с различными типами привязанности, мы можем отметить более высокий уровень развития мыслительных процессов, памяти и внимания, а также благополучие нервно-психического развития детей с надежным типом привязанности и отставание нервно-психического развития от возрастных норм у детей с ненадежным типом привязанности. Причем различия ме^ду подтипами ненадежного типа привязанности несущественны по обозначенным критериям.

Таким образом, в эксперименте установлена взаимосвязь ме^ду уровнем психического развития детей 2-3 и 4-5 лет с их типом привязанности к матери.

Рассматривая связь типа привязанности и развития личности ребенка 4-5 лет, мы анализировали такие характеристики развивающейся личности ребенка как: степень автономности, конфликтности, доверия к миру ребен-

ка, благополучие в отношениях с родителями, степень уверенности в себе. Результаты исследования последней характеристики представлены в табл. 3.

Таблица 3

Изучение самооценки детей 4-5 лет с различными типами привязанности (в процентах)

Типы привязанности Показатели самооценки

Высокая Средняя Низкая

Надежный 75* 25* 0

Симбиотиче ский 25* 25* 50*

Тревожно-избегающий 12,5* 50* 37,5*

Результаты экспериментального исследования позволяют отметить значимые различия в психологических характеристиках личности детей 4-5 лет с различными типами привязанности. Говоря об особенностях развития личности детей 4-5 лет с надежным типом привязанности, можно отметить, что они легко идут на контакт, обладают относительной автономией, хорошо простроенными личностными границами, высокой самооценкой, активно исследуют окружающий мир, уверены, что в сложной ситуации родители придут им на помощь и сами предлагают свою помощь другим людям.

Дети 4-5 лет с симбиотическим типом привязанности с трудом устанавливают контакт, сильно зависимы от родителей, личностные границы у половины обследованных детей размытые, испытывают страх и тревогу при исследовании мира. При этом половина детей обладает низкой самооценкой, и лишь четверть - высокой.

Детей 4-5 лет с тревожно-избегающим типом привязанности отличают сложности вхождения в контакт, агрессивность, конфликтность, некоторая дистанцированность от родителей, критичность в оценивании себя, что нехарактерно для детей этого возраста и ведет к слишком раннему созреванию оценочной функции сознания и, как следствие, формированию негативной оценки себя (С.Н. Чистякова, В.В. Столин) [8].

Результаты исследования личности детей 7-8лет позволяют отметить, что для детей с надежным типом привязанности характерны принятие себя, уверенность в себе, стремление к успеху, достижению цели, стрессо-устойчивость. Дети 7-8 лет со сформированным ненадежным типом привязанности недовольны собой, испытывают неуверенность в своих силах, подвержены деструктивному влиянию стрессовых факторов.

Таким образом, мы можем заключить, что характер привязанности влияет на развитие уверенности в себе, самостоятельности, независимости, стрессоустойчивости, открытости, способности устанавливать качественные отношения с другими людьми.

Следующим критерием эффективности социализации является адаптация к новым средам. В качестве медико-биологических параметров адаптивных возможностей детей, на основании взглядов С.М. Громбаха, Ю.Е. Вельтищева, с позиции современной концепции непрерывности (кон-

тинуума) здоровья, были выбраны показатели физического и умственного функционирования. А также параметры социальной адаптации (поведение, адекватное обстоятельствам, контакты с детьми и взрослыми, самостоятельность действий) и особенности функционирования психо-эмоцио-нальной сферы. В качестве показателя физического функционирования, нами была выбрана заболеваемость, а особенности процесса вхождения в детский коллектив оценивались по наблюдениям и отзывам родителей и воспитателей. Мы можем отметить, что дети 4-5 лет с надежным типом привязанности в течение первого года пребывания в детском саду болели в 1,6 раза реже детей с симбиотическим типом привязанности. А также отличались легкостью вхождения в контакт с другими детьми и взрослыми, инициативностью, активностью, высоким эмоциональным фоном, реже плакали, с удовольствием оказывали помощь воспитателям и другим детям.

При исследовании особенностей адаптации к школе детей 7-8 лет можно заключить, что для детей с надежным типом привязанности характерны более высокая приспособляемость к стрессовым ситуациям, конструктивное реагирование на тревожащий фактор, менее выраженная ориентация на значимость других в оценке своих поступков и мыслей, они также меньше тревожатся по поводу оценок, даваемых окружающими, поскольку инте-риоризировали образ себя как благополучного и успешного человека. Дети с ненадежным типом привязанности скорее склонны к ожиданию негативных оценок со стороны окружающих, поскольку имеют установку на восприятие мира как ненадежного и не вызывающего доверия, а, следовательно, эти дети более подвержены влиянию стрессовых факторов и не всегда способны конструктивно реагировать на возникающую тревогу.

Таким образом, мы отмечаем, что установлена взаимосвязь между характером привязанности и эффективностью вхождения в новые социальные среды, что подтверждается нашими исследованиями детей с различными типами привязанности в 2-3 года и 7-8 лет.

На основе проведенного исследования и полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:

1. Тип привязанности не стабилен в течение первых 7 лет жизни ребенка и может изменяться на менее благоприятный тип привязанности под влиянием различных факторов. Наше исследование показало, что с течением времени, доля детей с надежной привязанностью статистически значимо уменьшается.

2. Влияние личности матери на формирование определенного типа привязанности доказано и осуществляется, в частности такими характеристиками как способность матери выстраивать отношения, степень ее эмпатии, доверия к миру и уверенности в себе влияют на формирование различных типов привязанности.

3. Существует взаимосвязь ме>вду типом привязанности и развитием личности в 2-3, 4-5 и 7-8 лет. В частности, дети с надежным типом

привязанности отличаются более благоприятным развитием личности в целом. Установлена взаимосвязь между характером привязанности и эффективностью вхождения в новые социальные среды. Дети с надежным типом привязанности легче адаптируются к новым социальным средам. Дети же с ненадежным типом привязанности испытывают сложности при вхождении в новые социальные среды.

4. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что привязанность ребенка к матери в диаде «Мать - ребенок» является фактором ранней социализации и влияет на ее эффективность, посредством развития личности ребенка и его способности к адаптации.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

3. Боулби Д. Привязанность. Пер. с англ. Под ред. Г.В. Бурменской. -М.: Гардарики, 2003. - 462 с.

4. Винникот Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Изд. «ЛИТУР», 2005. - 400 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -512 с.

6. Никифоров Г. С Диагностика здоровья. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

7. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребёнка. - М.: Когито-Центр, 2004. - 61 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. - М.: ACT; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. - 651 с.

9. Хьелл П., Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

10. Щетинина A.M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРИВАЦИОННОГО ГЕНЕЗА

© Виноградова Н.В.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме изучения особенностей межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития деприваци-

* Аспирант кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.