Научная статья на тему 'СВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ РЕЛИГИОЗНОСТИ У МОЛОДЕЖИ'

СВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ РЕЛИГИОЗНОСТИ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ / СОВЕСТЛИВОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Марина Владимировна

Статья содержит результаты теоретического анализа и эмпирического изучения связи нравственности и различной степени религиозности у представителей молодого поколения. В работе описана важность и необходимость изучения нравственной сферы молодых людей с учетом их погруженности в религию и их степенью религиозности. В статье обозначаются концепции, теории и исследовательские работы ученых, описывающие детерминацию нравственной сферы личности, степень религиозности современного общества, влияние морали и религии на человека. Также обозначаются современные тенденции представлений, взглядов и принципов относительно религии и нравственных норм социума. В работе поднимается проблема необходимости изучения нравственности и религиозности именно у молодежи, так как от данных сфер зависит не только будущее любого государства, но и моральный облик общества. В статье представлены цель, гипотеза, методы и организационная база эмпирического исследования. Автор описывает результаты исследования, в ходе которого были изучены нравственная сфера, совестливость и степень религиозности молодежи. Рассмотрены связи между определенными критериями нравственности и различными степенями религиозности. Обозначаются группы исследования, в зависимости от их степени религиозности и дается характеристика данных групп с учетом критерия нравственного поведения. В работе указывается, что степень религиозности определяет совестливость, альтруистические эмоции и нравственную рефлексию. Конкретизируется, что чем выше степенно религиозности, тем выше совестливость у молодых людей, и наоборот, что низкий уровень религиозности определяет и низкую нравственную рефлексию. Делается вывод о том, что существующая связь между нравственной сферой и религиозностью обуславливает необходимость их учета в процессе развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN MORALITY AND DIFFERENT DEGREES OF RELIGIOSITY AMONG YOUNG PEOPLE

The article contains the results of theoretical analysis and empirical study of the relationship between morality and various degrees of religiosity among the representatives of the younger generation. The paper describes the importance and necessity of studying the moral sphere of young people, taking into account their immersion in religion and their degree of religiosity. The article outlines the concepts, theories and research works of scientists describing the determination of the moral sphere of the individual, the degree of religiosity of modern society, the influence of morality and religion on a person. Modern tendencies of ideas, views and principles regarding religion and moral norms of society are also indicated. The paper raises the problem of the need to study morality and religiosity among young people, since not only the future of any state, but also the moral image of society depends on these areas. The article presents the purpose, hypothesis, methods and organizational base of empirical research. The author describes the results of the study, during which the moral sphere, conscientiousness and the degree of religiosity of young people were studied. The connections between certain criteria of morality and various degrees of religiosity are considered. The study groups are designated, depending on their degree of religiosity, and the characteristics of these groups are given, taking into account the criterion of moral behavior. The work indicates that the degree of religiosity determines conscientiousness, altruistic emotions and moral reflection. It is concretized that the higher the degree of religiosity, the higher the conscientiousness of young people, and vice versa, that a low level of religiosity determines a low moral reflection. It is concluded that the existing connection between the moral sphere and religiosity determines the need to take them into account in the process of personal development.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ РЕЛИГИОЗНОСТИ У МОЛОДЕЖИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Романова, М. В. Связь нравственности и различной степени религиозности у молодежи / М. В. Романова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN522.pdf

For citation:

Romanova M.V. The relationship between morality and different degrees of religiosity among young people. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 23PDMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.21

Романова Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

Доцент кафедры «Общая психология» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: marinaaa.82@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3481-0728 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=684723

Связь нравственности и различной степени религиозности у молодежи

Аннотация. Статья содержит результаты теоретического анализа и эмпирического изучения связи нравственности и различной степени религиозности у представителей молодого поколения. В работе описана важность и необходимость изучения нравственной сферы молодых людей с учетом их погруженности в религию и их степенью религиозности. В статье обозначаются концепции, теории и исследовательские работы ученых, описывающие детерминацию нравственной сферы личности, степень религиозности современного общества, влияние морали и религии на человека. Также обозначаются современные тенденции представлений, взглядов и принципов относительно религии и нравственных норм социума. В работе поднимается проблема необходимости изучения нравственности и религиозности именно у молодежи, так как от данных сфер зависит не только будущее любого государства, но и моральный облик общества.

В статье представлены цель, гипотеза, методы и организационная база эмпирического исследования. Автор описывает результаты исследования, в ходе которого были изучены нравственная сфера, совестливость и степень религиозности молодежи. Рассмотрены связи между определенными критериями нравственности и различными степенями религиозности. Обозначаются группы исследования, в зависимости от их степени религиозности и дается характеристика данных групп с учетом критерия нравственного поведения. В работе указывается, что степень религиозности определяет совестливость, альтруистические эмоции и нравственную рефлексию. Конкретизируется, что чем выше степенно религиозности, тем выше совестливость у молодых людей, и наоборот, что низкий уровень религиозности определяет и низкую нравственную рефлексию. Делается вывод о том, что существующая связь между нравственной сферой и религиозностью обуславливает необходимость их учета в процессе развития личности.

Ключевые слова: нравственная сфера; степень религиозности; совестливость; нравственные ценности; альтруистические эмоции; молодые люди

Сегодня религия играет большую роль в жизни социума, культурных и общественных процессах, но что более важно — она может играть огромную роль в жизни, становлении и развитии личности [1; 2]. Вопрос религиозности общества в современных реалиях обсуждается и транслируется на многих уровнях и площадках, в том числе и в системе образования с введением специализированных дисциплин с целью развития духовности и нравственности подрастающего поколения [3; 4].

В психологической науке существуют работы, которые раскрывают вопросы религиозности и нравственности: Г. Олпорт (концепция индивидуальной религиозности), Дж. Фаулер (развитие религиозности личности), Д.М. Угринович (Психология религии), И.А. Савченко (Религия в восприятии современной молодежи), В.А. Шорохова (Взаимосвязь религиозной идентичности и ценностных ориентаций), Г.А. Назаров (Взаимовлияние морали и религии), И.Ф. Мягков (Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности), Л. Колберг (теория морального развития), Р.В. Овчарова и Э.Р. Гизатуллина (Психологическая структура нравственной сферы личности; Развитие нравственной сферы личности подростка), Б.С. Братусь (Нравственное сознание личности), Е.Н. Павлова (Нравственное развитие личности), А.В. Юревич (Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества), Л.В. Баранова (Нравственность Современного общества) и другие

В обществе существует множество точек зрения относительно роли религии и нравственности в развитии личности: часть социума придерживается нейтралитета, выделяя при этом плюсы и минусы; существуют радикальные взгляды, при котором религия является болезнью современного общества (как пример взгляды «четырех всадников» атеизма); также существует и принимающая сторона, где религия является основой жизни, способствующая нормальному развитию человека (взгляды на религию священнослужителей, защитников веры, религиозных фанатиков и т. д.) [8]. Однако в проблеме нравственного и духовного развития молодых людей ощущается серьёзный недостаток эмпирических данных и установленных фактов. Изучение вопроса нравственности молодёжи с различной степенью религиозности поможет создать надежный фундамент для прояснения многих вопросов.

Несмотря на очевидность важности и необходимости изучения нравственности и религиозности у молодежи, существуют определенные противоречия: с одной стороны — сегодня в обществе сложилась модная тенденция обращения к религии (иметь собственного духовника, посещение религиозных мест с целью отпущения грехов), а с другой стороны — обращение к религии и определенная степень религиозности не определяет уровень ценностно-нравственной сферы человека и его духовное развитие [9-12]. С данной точки зрения, важно конкретизировать связь нравственной сферы молодежи с различной степенью религиозности. Изучение данного вопроса среди молодёжи вызывает наибольшую актуальность, так как в данном возрасте нравственная сфера у молодого человека уже сформирована, в том числе и под влиянием религиозности семьи, но актуальность вопроса поиска себя может привести к модификации нравственности, духовности и морали, что впоследствии может привести к снижению уровня религиозности [13; 14]. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение именно связи нравственности и различной степени религиозности у молодежи.

Введение

[5-7].

Методы исследования

В качестве гипотезы, мы выдвинули предположение о том, что существует связь между различной степенью религиозности с нравственной сферой у молодежи.

В процессе эмпирического исследования приняли участие 45 человек в возрасте от 20 до 25 лет включительно (15 молодых людей и 30 девушек). Выборку составили студенты и магистранты высших учебных заведений г. Пензы.

Диагностика испытуемых осуществлялась с помощью батареи следующих тестов [15]:

• Опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности) И.Г. Тимощука.

• Методика «Шкала совестливости» (Психодиагностический тест, разработанный В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским).

• Тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых.

Выбранные методики представляют диагностический инструментарий, направленный на диагностику личности молодежи, а именно: уровень религиозности, а также нравственность молодых людей. Математико-статистическая обработка полученных данных была произведена с помощью SPSS 17.0.

Результаты исследования

На начальном этапе исследования, мы определили уровень нравственного развития испытуемых, а также изучили степень религиозности исследуемых молодых людей.

Проанализировав и интегрировав диагностику нравственного развития, мы определили, что 6,6 % (3 человека) выборки имеют низкий уровень нравственности, 57,8 % (26 человек) — средний, а 35,6 % (16 человек) — высокий уровень нравственного развития. Результаты диагностики степени религиозности у испытуемых выглядят следующим образом: 20 % исследуемых имеет повышенный уровень религиозности, 40 % и 24,4 % имеют средний и пониженный уровень религиозности соответственно, 15,6 % — низкий уровень. По результатам тестирования видно, что большинство исследуемых, имеют средний или высокий уровень нравственного развития, который выражается через рефлексию на морально-этические ситуации, интуицию в морально-этической сфере, экзистенциальную ответственность, альтруистические эмоции и морально-этические ценности. 60 % испытуемых отличаются повышенной или высокой степенью религиозности, и проявляется это через поиск утешения и поддержки, внешние признаки религиозности, веру в высшие силы и творца, религиозное самосознание и религиозность, как образец моральных норм поведения. В результате, вся выборка была разделена на 3 группы, в зависимости от степени религиозности (низкий, средний и высокий уровень религиозности), и уже с каждой из групп была проведена математическая обработка с помощью критерия Пирсона и коэффициента ранговой корреляции Спирмена, которая позволила дифференцированно изучить проблему исследования.

Далее, в ходе анализа нами были выявлены корреляционные связи между нравственностью и различными степенями религиозности. Также помимо общей религиозности мы изучили структуру индивидуальной религиозности, которая описывает религиозное самосознание и рассмотрение религии, как образца моральных норм. В рамках изучения нравственных особенностей, мы определили показатели и связи с совестливостью, нравственностью, рефлексией, интуицией в морально-этической сфере, экзистенциальной ответственностью, морально-этическими ценностями и альтруистическими эмоциями.

По результатам в группе с высоким уровнем религиозности обнаружена связь между религиозностью и совестливостью (гэмп = 0,48; при р < 0,001). Данные результаты говорят о том, что у более религиозных людей сильнее выражена совестливость, из этого можно предполагать, что в нравственной сфере у них больше преобладает внешний (моральный) компонент — до конца неосмысленные требования и запреты к себе и обществу. Так как это связано именно с высокой степенью религиозности, можно предположить, что подобные требования исходят из табуирования внутри самой религии (заповеди и т. д.). Так же, подобные результаты могут говорить о чувстве ответственности, высоком самоконтроле и стойкости установленных моральных принципов у религиозных людей, а также о частых чувствах вины и раскаяния.

Религия, как образец моральных норм коррелирует с совестливостью (гэмп = 0,882; при р < 0,01) и с морально-этическими ценностями (гэмп = 0,569; при р < 0,05). Это свидетельствует о том, что для людей с высокой степенью религиозности, которая играет роль образца для морального поведения, свойственна высокая степень авторитарной совестливости, сформированная ценностная сфера и глубокие смысловые процессы. Религия в данном случае выступает как моральный, внешний компонент, то есть в нравственных ситуациях такой человек исходит не только из собственных мыслей и чувств, которые нацелены на рефлексию и процесс поиска смысла во всем, но и опирается на установленные религиозные правила, что подтверждает уже описанная выше корреляционная связь.

Между религиозным самосознанием и такой особенностью нравственности, как альтруистические эмоции обнаружена отрицательная связь (гэмп = -0,754; при р < 0,05). Данный результат позволяет выделить дополнительную особенность — для людей с высокой степенью религиозности, идеи которой отражаются во взглядах и мыслях людей, характерно отсутствие альтруистических эмоций, то есть процесс сопереживания другим людям в критические моменты их жизни четко дифференцирован или данные эмоции проявляются только в контексте религиозного самосознания.

По результатам в группе с низким уровнем религиозности обнаружена корреляционная связь между уровнем религиозности и низкой нравственной рефлексией (гэмп = 0,688; при р < 0,05). Низкая степень включенности в религию определяет в данном случае и низкий уровень самоанализа и критического отношения к себе и морально-этическим событиям. Данные показатели, конечно, могут свидетельствовать только об узкой направленности в рамках духовного развития и моральных принципов, но, на наш взгляд такие данные говорят и о недостаточности развития рефлексивных процессов у молодых людей в общем контексте, что может быть отправной точной для профилактических и развивающих программ нравственного и духовного воспитания.

Также обнаружилась связь между низким уровнем религиозности и низкой экзистенциальной ответственностью (гэмп = 0,79; при р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о низком уровне экзистенциального аспекта ответственности, что выражается в недостаточной развитости моральных и нравственных качеств в представленной группе испытуемых. Такое поведение может проявляться в диспозициях поведения, в конфликтности на религиозной почве и отсутствии осознанности в собственном поведении в конкретных ситуациях, что может приводить к еще более явным межличностным и личностным конфликтам. И снова необходимо оговориться, что такие результаты могут быть и следствием несформированности морально-этической сферы и рефлексирующих процессов, и которые необходимо учитывать в процессе профилактических и корректирующих мероприятий не только молодежи, но детей и подростков.

Обсуждение

Анализируя полученные результаты и корреляционные связи, можно утверждать, что у молодежи наблюдается положительная связь между религиозностью и совестливостью, которая проявляется как внешний компонент нравственности, из этого можно предполагать, что у более религиозных людей преобладает моральный компонент — требования и запреты к себе и обществу. Так же это свидетельствует о чувстве ответственности, высоком самоконтроле и стойкости установленных моральных принципов у религиозных людей. Подобная положительная связь наблюдается также между совестливостью и религией, как образце моральных норм, и между низким уровнем религиозности и низкой нравственной рефлексией, что для нас более важно, так как через внешнее поведение молодых людей, их нормы и принципы, которыми они придерживаются и отстаивают, как раз можно и увидеть их облик нравственного человека. Между религиозным самосознанием и такой особенностью нравственности, как альтруистические эмоции обнаружена отрицательная связь, что определяет отсутствие сопереживания во взаимодействии с другими людьми.

Обнаружена корреляционная связь между низким уровнем религиозности и низкой нравственной рефлексией, и между низким уровнем религиозности и низкой экзистенциальной ответственностью. Полученные данные свидетельствуют об узкой направленности в рамках духовного развития, морально-этической сферы и о недостаточности развития рефлексивных процессов у молодых людей.

Таким образом, можно утверждать, что чем выше степень религиозности молодого человека, тем больше развиты нравственные ценности и определенные моральные компоненты нравственности: совестливость, нравственная рефлексия, альтруистические эмоции и экзистенциальная ответственность.

Исходя из вышесказанного, можно говорить, что развитие нравственной сферы молодежи обусловлена не только воспитанием и обучением, но и пониманием религиозных особенностей, которыми они придерживаются. Результаты данного исследования позволяют увидеть детерминанты нравственного поведения молодежи, на которые, в перспективе, можно опираться при углублении исследовательского вопроса в рамках изучения нравственного и религиозного поведения молодежи, в разработке и организации профилактических и развивающих мероприятий, что и является ориентиром в нашей дальнейшей работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дулина, Г.С. Религия и мораль в современном обществе / Г.С. Дулина // Психологические проблемы современного общества / Редактор: А.Н. Захарова. — Чебоксары: ООО "Горизонт", 2010. — С. 14-20.

2. Ильин, Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние / Е.П. Ильин. М.: Питер, 2016. — 288 с.

3. Донцов, А.В. Религиозность как личностное качество, ее влияние на формирование ценностно-нравственной сферы / А.В. Донцов // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 4-2(23). — С. 110-115.

4. Клинецкая, Н.В. Влияние религии на социализацию молодежи в условиях кризиса / Н.В. Клинецкая // Социология религии в обществе позднего модерна. — 2018. — Т. 7. — С. 77-83.

5. Коваленко, А.И. Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга / А.И. Коваленко // Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 16. — С. 78-82.

6. Лобазова, О.Ф. Религиоведение / О.Ф. Лобазова. — М.: Юрайт, 2019. — 327 с.

7. Спичкова, Е.А. Религия в современном российском обществе: особенности молодежной религиозности / Е.А. Спичкова // Материалы научной сессии: Направления: "Исторические науки и археология", "Политические науки и регионоведение", "Философские и социальные науки", "Сервис и туризм", Волгоград, 24-28 апреля 2017 года / Ответственный редактор Е.Н. Васильева. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2017. — С. 347-352.

8. Савченко, И.А. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии / И.А. Савченко, С.В. Устинкин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2016. — № 7. — С. 232263.

9. Благоевич, М. Религия и нравственность в студенческой среде России и Сербии / М. Благоевич, С.Д. Лебедев // Социология религии в обществе позднего модерна: сборник статей по материалам IV Международной научной конференции, Белгород, 12 сентября 2014 года. — Белгород: Издательский дом "Белгород",

2014. — С. 142-152.

10. Бражникова, А.Н. Нравственность как психологический феномен / А.Н. Бражникова // Вестник университета российской академии образования. — 2018. — № 2. — С. 4-10.

11. Бражникова, А.Н. Отношение современной молодежи к религии / А.Н. Бражникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2011. — № 9(79). — С. 41-46.

12. Гнездилов, А.С. Анализ религиозной ситуации в студенческой среде / А.С. Гнездилов, С.А. Пономарева // Молодежь: свобода и ответственность: Материалы Шестых региональных Рождественских образовательных чтений, Пенза, 19-23 ноября 2018 года. — Пенза: Православная религиозная организация — учреждение высшего религиозного профессионального образования "Пензенская Духовная Семинария", 2019. — С. 71-75.

13. Логунова, Л.В. Религиозность современной молодежи / Л.В. Логунова, Л.В. Конева // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы философии и социологии", Красноярск, 14 апреля 2016 года. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. — С. 123-129. — EDN XFZTTX.

14. Назаров, Г.А. Взаимовлияние морали и религии / Г.А. Назаров // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург: [УрФУ],

2015. — С. 402-407.

15. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 488 с.

Romanova Marina Vladimirovna

Penza State University, Penza, Russia E-mail: marinaaa.82@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3481-0728 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=684723

The relationship between morality and different degrees of religiosity among young people

Abstract. The article contains the results of theoretical analysis and empirical study of the relationship between morality and various degrees of religiosity among the representatives of the younger generation. The paper describes the importance and necessity of studying the moral sphere of young people, taking into account their immersion in religion and their degree of religiosity. The article outlines the concepts, theories and research works of scientists describing the determination of the moral sphere of the individual, the degree of religiosity of modern society, the influence of morality and religion on a person. Modern tendencies of ideas, views and principles regarding religion and moral norms of society are also indicated. The paper raises the problem of the need to study morality and religiosity among young people, since not only the future of any state, but also the moral image of society depends on these areas.

The article presents the purpose, hypothesis, methods and organizational base of empirical research. The author describes the results of the study, during which the moral sphere, conscientiousness and the degree of religiosity of young people were studied. The connections between certain criteria of morality and various degrees of religiosity are considered. The study groups are designated, depending on their degree of religiosity, and the characteristics of these groups are given, taking into account the criterion of moral behavior. The work indicates that the degree of religiosity determines conscientiousness, altruistic emotions and moral reflection. It is concretized that the higher the degree of religiosity, the higher the conscientiousness of young people, and vice versa, that a low level of religiosity determines a low moral reflection. It is concluded that the existing connection between the moral sphere and religiosity determines the need to take them into account in the process of personal development.

Keywords: moral sphere; degree of religiosity; conscientiousness; moral values; altruistic emotions; young people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.