Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / БУДУЩИЕ ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюхова Н.Г.

Статья посвящена актуальной проблеме - исследованию психологических характеристик нравственного развития будущих психологов. Психологические характеристики нравственного развития личности выделялись на основе анализа уже реализованных исследований ученых. Выявлено, что у будущих психологов нравственность положительно связана с такими психологическими характеристиками нравственного развития как совестливость, эмпатия, доброжелательность, человечность, доверие, и с такими личностными особенностями как саморазвитие и креативность. Выявленные данные предоставляют возможность для сопровождения педагогами развития нравственной сферы будущих психологов в процессе учебных занятий, практик, профессионально-ориентированной волонтерской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE MORAL DEVELOPMENT OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article discusses an urgent problem studying the psychological characteristics of moral development in future psychologists. Psychological characteristics of the moral development of the individual were selected based on the analysis of already implemented research from other scientists. The study determines that in future psychologists, morality is positively associated with such psychological characteristics of moral development as conscientiousness, empathy, benevolence, humanity, trust, and with such personal characteristics as self-development and creativity. The data gathered provide an opportunity for teachers to accompany the development of the moral sphere of future psychologists during classes, practices, and professionally-oriented volunteer activities of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.126

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Научная статья

Брюхова Н.Г.*

ORCID: 0000-0002-8494-0643, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия

* Корреспондирующий автор (bryukhova[at]list.ru)

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме - исследованию психологических характеристик нравственного развития будущих психологов. Психологические характеристики нравственного развития личности выделялись на основе анализа уже реализованных исследований ученых. Выявлено, что у будущих психологов нравственность положительно связана с такими психологическими характеристиками нравственного развития как совестливость, эмпатия, доброжелательность, человечность, доверие, и с такими личностными особенностями как саморазвитие и креативность. Выявленные данные предоставляют возможность для сопровождения педагогами развития нравственной сферы будущих психологов в процессе учебных занятий, практик, профессионально -ориентированной волонтерской деятельности студентов.

Ключевые слова: нравственное развитие, психологические характеристики нравственного развития, будущие психологи.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE MORAL DEVELOPMENT OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Research article

Bryukhova N.G.*

ORCID: 0000-0002-8494-0643, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia,

* Corresponding author (bryukhova[at]list.ru)

Abstract

The article discusses an urgent problem studying the psychological characteristics of moral development in future psychologists. Psychological characteristics of the moral development of the individual were selected based on the analysis of already implemented research from other scientists. The study determines that in future psychologists, morality is positively associated with such psychological characteristics of moral development as conscientiousness, empathy, benevolence, humanity, trust, and with such personal characteristics as self-development and creativity. The data gathered provide an opportunity for teachers to accompany the development of the moral sphere of future psychologists during classes, practices, and professionally-oriented volunteer activities of students.

Keywords: moral development, psychological characteristics of moral development, future psychologists.

Введение

Проблема нравственного развития личности характеризуется непреходящей значимостью. Особой актуальностью она отличается, когда речь идет о молодых людях, которые выбрали помогающую профессию психолога и по роду своей профессиональной деятельности могут находиться в непосредственной близости к психической реальности другого человека.

Для разрешения этой проблемы нужно выявить психологические характеристики нравственного развития будущих психологов.

Согласно предложенной Р.А. Алихановой аксиологической модели, комплекс духовно-нравственного воспитания молодежи должен включать в себя ценностно-целевую, содержательную (смыслы и функции), организационно -практическую и результативную (итог деятельности) составляющие [1].

Т.И. Бессонова с целью разрешения проблемы регуляции морально-нравственного и нормативно-личностного развития современного студента в пространстве академической этики и академического этикета предложила студенческим сообществам вуза позаимствовать кодекс этичного поведения у отечественных и зарубежных университетов. Автор, освещая свои обобщения, сделанные на основе ряда теоретических исследований, выявила уровни личностной модели нравственного идеала человека российской национальной культуры. В ней Т.И. Бессонова отмечает, что нравственный идеал человека российской национальной культуры включает в себя уважительное отношение к другим людям, милосердие, дружелюбие и миролюбие в конфликтных ситуациях, отзывчивость и заботливое отношение, открытость, бескорыстие и скромность, великодушие, доброту и добродушие, человечность, сочувствие, сопереживание и совестливость [2].

В связи с рассмотрением проблемы нравственного развития студентов Е.В. Борисова пишет о необходимости воспитания у студентов технических вузов гражданственности [3], Ж.Н. Макушева акцентирует внимание на значимости для студентов медицинских вузов патриотического воспитания [10]. Б.В. Кайгородов и Е.Б. Миронова видят отражение нравственного развития в патриотическом отношении современной молодежи к Родине [8].

М.Р. Сельмурзаева пришла к заключению, что этическая культура специалиста системы помогающих профессий,

на примере учителя, базируется на его профессионализме и на нравственной направленности его деятельности, проявляющейся в высоких нравственных качествах, чувствах и общечеловеческих ценностных ориентирах [11].

О.А. Кондрашихина утверждает, что часто гуманистические ценности отождествляют с нравственными ценностями. Автор установила, что студенты-психологи характеризуются средним уровнем развития эмпатических способностей, что замедляет их гуманистическое и нравственное развитие [9].

Е.В. Дмитриева указала, что развитие доброжелательности, как основы нравственного воспитания, проявляющейся в добрых делах и доброжелательных отношениях, происходит в любом возрасте. Автор среди качеств, которые включают в себя доброжелательность, перечислила милосердие, добротворчество, справедливость и доверительность [7].

Одним из проявлений доброжелательности является стремление к согласию в контексте межличностного общения и социальных коммуникаций. Н.Г. Брюховой в ходе исследования психологических особенностей личностного развития психологов-консультантов было выявлено высокоразвитое стремление к согласию, положительно связанное с их социально-коммуникативной адаптацией [4].

С.Н. Храмешин и А.В. Никитенко, исследуя проблему психологической адаптации студентов-мигрантов, установили, что уровень адаптации у студентов, вовлеченных в жизнь религиозной общины с ее нравственными устоями, значительно выше, а уровень переживаемого стресса ниже. Это говорит о том, что религия, приобщая к нравственным ценностям, выступает в качестве стабилизирующего фактора при адаптации мигрантов [12].

Н.Г. Брюхова и С.В. Агафонова предостерегают, что в нравственном развитии молодежи человечность и креативность должны развиваться согласованно, и что этот процесс развития нуждается в психологически обоснованном сопровождении [6].

Н.Г. Брюховой было выявлено, что развитие у студентов нравственного самоопределения, с проявлением активности в соблюдении нравственных норм и с отказом отвечать злом на зло, положительно связано со способностью к саморазвитию [5].

Таким образом, уже реализованные исследования ученых позволяют выделить такие психологические характеристики нравственного развития личности как нравственность в принятии решений, совестливость, эмпатия, доброжелательность, человечность, доверие, религиозная приобщенность, и такие личностные особенности как саморазвитие и креативность.

Была выдвинута гипотеза о том, что у будущих психологов нравственность положительно связана с такими психологическими характеристиками нравственного развития как совестливость, эмпатия, доброжелательность, человечность, доверие, и с такими личностными особенностями как саморазвитие и креативность.

Методы и принципы исследования

Методологическим основанием исследования выступили утверждения и выводы ученых о психологических особенностях нравственного развития личности. В исследовании приняли участие 598 человек - студенты, осваивающие профессию психолог и педагог-психолог в возрасте от 17 до 22 лет. Средний возраст участников исследования составил 20 лет. Респонденты являлись студентами высших учебных заведений Астрахани. В процессе эмпирического исследования мы использовали шкалы методик: «Нравственность» опросника «Друг-советчик №1» (Е.К. Веселова), «Совестливость» методики «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский), «Индекс эмпатийности» методики «Диагностика социальной эмпатии», «Саморазвитие» методики «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), «Доброжелательность» методики «Диагностика доброжелательности» (Д. Кэмпбелл), «Доверие» методики «Экспресс-диагностика доверия» (М. Розенберг), «Коэффициент человечности» теста «Добро и зло» (Л.М. Попов, А.П. Кашин), «Креативность» теста «Оценка уровня самоактуализации личности» (Н.Ф. Калина, А.В. Лазукин). На аналитическом этапе использовались математико-статистические методы. Корреляционные показатели выявлялись с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Основные результаты и их обсуждение

Средний показатель «индекса нравственности» хср =12,78 (при хтах = 22) согласно опроснику Е.К. Веселовой указывает на средний уровень развития у будущих психологов нравственности, проявляющейся в выборах и принятии решений. Это говорит о необходимости будущим психологам проявлять большую бдительность в принятии нравственных решений.

Полученный средний показатель «совестливости» хср = 8 (при хтах = 14) в ключе методики В.В. Мельникова и Л.Т. Ямпольского указывает на средний уровень развития у будущих психологов совестливости как их нравственного качества. Это актуализирует необходимость дальнейшего развития у них чувства ответственности и самоконтроля, высокой добросовестности и стойкости моральных принципов, уважения к этическим требованиям и социальным нормам.

По методике Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова были выявлен достаточно высокий средний показатель «эмпатии» хср = 29 (при хтах = 33), что свидетельствует о высоком уровне развития у будущих психологов эмпатии как нравственного качества, свидетельствующего об эмоциональной отзывчивости на переживания других, умении «проникнуть» в чувственный мир, побуждающих оказывать помощь.

Полученный средний показатель «доброжелательности» хср = 6 (при хтах = 8) согласно шкале Д. Кэмпбелла является средним показателем доброжелательного отношения к другим. Это говорит о том, что дальнейшему развитию у будущих психологов доброжелательности как нравственного качества, проявляющегося в доброжелательном отношении к другим людям, необходимо уделить должное внимание.

Согласно ключу к методике Л. М. Попова и А.П. Кашина, выявленный средний показатели шкалы «коэффициент человечности» хср = 25 (при хтах = 60,1) свидетельствует о среднем уровне развития у будущих психологов

человечности как нравственной характеристики и указывает на необходимость развития у них в значительно большей степени ориентации на добро и милосердие, чем на зло.

По шкале М. Розенберга средний показатель «доверия» хср = 1,45 (при хщек = 3) как проявление нравственности в картине мира у выборки будущих психологов говорит о низком уровне доверия к себе и к людям, и нуждается в выявлении психологических причин и разрешении личностных проблем студентов.

Средний показатель «саморазвития» хср = 29 (при хтгх = 75) согласно Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову входит в диапазон баллов, свидетельствующих о среднем уровне саморазвития и о том, что будущим психологам свойственно саморазвитие, нуждающееся в систематизации. Средний показатель «креативности» хср = 8 (при хщек = 15) согласно Н.Ф. Калиной и А.В. Лазукина указывает на то, что студенты характеризуются средним уровнем креативности как стремлением самоактуализирующейся личности к творчеству на основе творческого отношения к жизни. В рамках данного исследования важно выявить наличие или отсутствие связи самореализации и креативности как личностных качеств с нравственностью.

У будущих психологов выявлены значимые положительные взаимосвязи «нравственности» с такими нравственными качествами совестливость (r = 0,623 при p < 0,001), эмпатия (r = 0,555 при p < 0,001), доброжелательность (r = 0,532 при p < 0,001), человечность (r = 0,523 при p < 0,001) и доверие к людям (r = 0,243 при p < 0,005). У будущих психологов «нравственность» значимо положительно связана с саморазвитием (r = 0,225 при p < 0,005) и креативностью (r = 0,211 при p < 0,005). Наличие данных положительных связей говорит о том, что у будущих психологов есть динамическая основа для развития нравственных качеств, их проявления в креативности, личностном и профессиональном развитии и саморазвитии. Является важным грамотное сопровождение процесса развития нравственной сферы будущих психологов со стороны педагогов.

Заключение

Полученные во время проведенного исследования результаты показали, что только эмпатия развита у будущих психологов на высоком уровне, и только доверие к людям развито у них на низком уровне. Будущие психологи характеризуются средним уровнем развития нравственности, совестливости, доброжелательности, человечности, доверия, креативности. Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что у будущих психологов нравственность положительно связана с такими психологическими характеристиками нравственного развития как совестливость, эмпатия, доброжелательность, человечность, доверие, и с такими личностными особенностями как саморазвитие и креативность.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они акцентируют внимание на важности нравственного развития будущих психологов, предоставляют информацию для разработки и проведения развивающих занятий, рекомендаций к сопровождению учебного процесса, практических занятий, профессионально -ориентированной волонтерской деятельности будущих психологов.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Алиханова Р.А. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников / Р.А. Алиханова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-4 (108). С. 46-49. DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.104

2. Бессонова Т.И. Проблема регуляции нормативно-личностного и морально-нравственного развития современного студента в пространстве академической этики и академического этикета / Т.И. Бессонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-2 (96). - С. 139-142. DOI: 10.23670/IRJ.2020.96.6.066

3. Борисова Е.В. Воспитание гражданственности у студентов технических вузов в дисциплинах естественнонаучного цикла / Е.В. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 9-3 (111). -С. 11-17. DOI: 10.23670/IRJ.2021.9.111.075

4. Брюхова Н.Г. Психологические особенности личностного развития психологов-консультантов / Н.Г. Брюхова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 5-3 (5). - С. 83-86.

5. Брюхова Н.Г. Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений / Н.Г. Брюхова // Акмеология. - 2018. -№ 3 (67). - С. 39-43.

6. Брюхова Н.Г. Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи / Н.Г. Брюхова, С.В. Агафонова // Российский психологический журнал - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 39-61. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.3

7. Дмитриева Е.В. Развитие доброжелательности в структуре нравственного воспитания подростков / Е.В. Дмитриева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 12-1 (66). - С. 130-134. DOI: 10.23670/IRJ.2017.66.072

8. Кайгородов Б.В. Психологические детерминанты патриотического отношения к Родине современной молодежи / Б.В. Кайгородов, Е.Б. Миронова // Baikal Research Journal. - 2019. - № 10 (2). - С. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).4

9. Кондрашихина О.А. Характеристика гуманистических ценностей студентов-психологов / О.А. Кондрашихина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-3 (108). - С. 147-149. DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.086

10. Макушева Ж.Н. О патриотическом воспитании обучающихся в высшей медицинской школе: на материале научно-практических конференций, проводимых в российских медицинских вузах / Ж.Н. Макушева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 3-3 (105). - С. 58-64. DOI: 10.23670/IRJ.2021.105.3.070

11. Сельмурзаева М.Р. Особенности модели формирования этической культуры у будущего учителя начальных классов / М.Р. Сельмурзаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 8-3 (110). -С. 105-108. DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.095

12. Храмешин С.Н. Психологическая адаптация учащихся и студентов мигрантов в религиозной общине / С.Н. Храмешин, А.В. Никитенко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 8-2 (110). - С. 190193. DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.073

Список литературы на английском языке / References in English

1. Alikhanova R.A. Aksiologicheskaja rnodel' duhovno-nravstvennogo vospitanija shkol'nikov [The axiological rnodel of the spiritual and rnoral education of schoolchildren] / R.A. Alikhanova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. - № 6-4 (108). P. 46-49. DOI: 10.23670/IRJ.2021.108.6.104

2. Bessonova T.I. Problerna reguljacii norrnativno-lichnostnogo i rnoral'no-nravstvennogo razvitija sovrernennogo studenta v prostranstve akademicheskoj jetiki i akademicheskogo jetiketa [The problern of regulating the normative-personal and rnoral-ethical development of the rnodern student in the space of acadernic ethics and academic etiquette] / T.I. Bessonova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2020. - № 6-2 (96). -P. 139-142. DOI: 10.23670/IRJ.2020.96.6.066

3. Borisova E.V. Vospitanie grazhdanstvennosti u studentov tehnicheskih vuzov v disciplinah estestvenno-nauchnogo cikla [Education of citizenship arnong students of technical universities in the disciplines of the natural science cycle] / E.V. Borisova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. - № 9-3 (111). - P. 11-17. DOI: 10.23670/IRJ.2021.9.111.075

4. Bryukhova N.G. Psihologicheskie osobennosti lichnostnogo razvitija psihologov-konsul'tantov [Psychological features of the personal developrnent of counseling psychologists] / N.G. Bryukhova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2012. - № 5-3 (5). - P. 83-86.

5. Bryukhova N.G. Sposobnost' studentov k sarnorazvitiju v ih nravstvennorn sarnoopredelenii i prmjatii reshenij [The ability of students to self-developrnent in their rnoral self-deterrnination and decision-rnaking] / N.G. Bryukhova // Akrneologija [Acrneology]. - 2018. -№ 3 (67). - P. 39-43.

6. Bryukhova N.G. Chelovechnost' i kreativnost' v nravstvennorn razvitii rnolodezhi [Humanity and creativity in the rnoral developrnent of youth] / N.G. Bryukhova, S.V. Agafonova // Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian psychological journal]. - 2017. - V. 14. - № 1. - P. 39-61. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.3

7. Drnitrieva E.V. Razvitie dobrozhelatel'nosti v strukture nravstvennogo vospitanija podrostkov [Development of benevolence in the structure of rnoral education of adolescents] / E.V. Drnitrieva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2017. - № 12-1 (66). - P. 130-134. DOI: 10.23670/IRJ.2017.66.072

8. Kaigorodov B.V. Psihologicheskie deterrninanty patrioticheskogo otnoshenija k Rodine sovrernennoj rnolodezhi [Psychological deterrninants of patriotic attitude towards the Motherland of rnodern youth] / B.V. Kaigorodov, E.B. Mironova // // Baikal Research Journal. - 2019. - № 10 (2). - P. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).4

9. Kondrasikhina O.A. Harakteristika gurnanisticheskih cennostej studentov-psihologov [Characteristics of the hurnamstic values of psychology students] / O.A. Kondrasikhina // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. - № 6-3 (108). - P. 147-149. DOI 10.23670/IRJ.2021.108.6.086

10. Makusheva Zh.N. O patrioticheskorn vospitanii obuchajushhihsja v vysshej rnedicinskoj shkole: na rnateriale nauchno-prakticheskih konferencij, provodirnyh v rossijskih medicinskih vuzah [About patriotic education of students in higher rnedical school: on the rnaterial of scientific and practical conferences held in Russian rnedical universities] / Zh.N. Makusheva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. -№ 3-3 (105). - P. 58-64. DOI: 10.23670/IRJ.2021.105.3.070

11. Selrnurzaeva M.R. Osobennosti rnodeli forrnirovanija jeticheskoj kul'tury u budushhego uchitelja nachal'nyh klassov [Features of the rnodel of the forrnation of ethical culture in the future prirnary school teacher] / M.R. Selrnurzaeva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. - № 8-3 (110). -P. 105-108. DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.095

12. Khrarneshin S.N. Psihologicheskaja adaptacija uchashhihsja i studentov rnigrantov v religioznoj obshhine [Psychological adaptation of pupils and students of rnigrants in a religious cornrnunity] / S.N. Khrarneshin, A.V. Nikitenko // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. - 2021. - № 8-2 (110). -P. 190-193. DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.073

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.