Научная статья на тему 'Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере студенческой молодежи)'

Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере студенческой молодежи) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / RELIGIOSITY / RELIGION / STUDENTS / MORAL QUALITIES / EMOTIONAL PROCESSES / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются особенности религиозного сознания современного российского общества на примере студенческой молодежи. Указывается, что религиозное сознание является неотъемлемой частью жизни населения России. Отмечается, что в последние годы среди молодежи увеличивается процент людей, причисляющих себя к категории «верующих в Бога». Автором было проведено философско-психологическое исследование студентов, основанное на методах анкетирования и тестирования. В качестве анкеты представлена авторская разработка, включающая себя взаимосвязанные вопросы, касающиеся отношения студентов к религии в целом, собственной религиозности, а также ряд вопросов о тенденциях развития религиозного сознания в России и о роли религии в современном российском обществе. Из тестовых методик была использована методика Л.М. Попова «Добро-Зло», отражающая наличие морально-нравственных качеств студентов. Исследование показало, что современные молодые люди считают себя осведомленными в религиозных вопросах и оценивают роль религии как положительную в российском обществе. При этом они считают, что уровень религиозного сознания молодежи, в целом, остается невысоким. Кроме этого все студенты по результатам тестирования были распределены по трем категориям (студенты с поверхностными качествами личности, с глубокими и фундаментальными) в соответствии с представленностью у них морально-нравственных качеств и тех качеств характера, которые определяются степенью их отношения к другим людям. В заключении делается вывод о том, что религиозное сознание присуще в равной степени студентам всех трех категорий, также отмечается, что половые различия не влияют на характер религиозности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and psychological research on religious consciousness of Russia’s population (the case of student-age population)

The article deals with the characteristics of religious consciousness of the modern Russian society on the example of student-age population. According to the author, religious consciousness is an integral part of life of the Russian population. In recent years, the percentage of people who identify themselves to be "believers in God" has increased among young people. The philosophical and psychological research (based on the methods of questioning and testing among students) shows that modern young people consider themselves aware of religious issues and value the role of religion as positive in Russian society. At the same time, they believe that the level of religious consciousness of young people, in general, remains low. In addition, all students according to the test results were divided into three categories (students with superficial, deep and fundamental personal qualities) in accordance with the representation of their moral qualities and those qualities of character that are determined by the level of their relationship towards other people. The author concludes that religious consciousness is equally inherent in students of all three categories and notes that gender differences do not affect the nature of religiosity of students.

Текст научной работы на тему «Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере студенческой молодежи)»

https:// mir-nauki. com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Голубева О.Ю. Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере студенческой молодежи) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Golubeva O.Yu. (2019). Philosophical and psychological research on religious consciousness of Russia's population (the case of student-age population). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN319.pdf (in Russian)

Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере

студенческой молодежи)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности религиозного сознания современного российского общества на примере студенческой молодежи. Указывается, что религиозное сознание является неотъемлемой частью жизни населения России. Отмечается, что в последние годы среди молодежи увеличивается процент людей, причисляющих себя к категории «верующих в Бога». Автором было проведено философско-психологическое исследование студентов, основанное на методах анкетирования и тестирования. В качестве анкеты представлена авторская разработка, включающая себя взаимосвязанные вопросы, касающиеся отношения студентов к религии в целом, собственной религиозности, а также ряд вопросов о тенденциях развития религиозного сознания в России и о роли религии в современном российском обществе. Из тестовых методик была использована методика Л.М. Попова «Добро-Зло», отражающая наличие морально-нравственных качеств студентов. Исследование показало, что современные молодые люди считают себя осведомленными в религиозных вопросах и оценивают роль религии как положительную в российском обществе. При этом они считают, что уровень религиозного сознания молодежи, в целом, остается невысоким. Кроме этого все студенты по результатам тестирования были распределены по трем категориям (студенты с поверхностными качествами личности, с глубокими и фундаментальными) в соответствии с представленностью у них морально-нравственных качеств и тех качеств характера, которые определяются степенью их отношения к другим людям. В заключении делается вывод о том, что религиозное сознание присуще в равной степени студентам всех трех категорий, также отмечается, что половые различия не влияют на характер религиозности студенческой молодежи.

Ключевые слова: религиозное сознание; религиозность; религия; эмоциональные процессы; студенческая молодежь; морально-нравственные качества; половые различия

For citation:

УДК 159.1 ГРНТИ 15.01.07

Голубева Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Казань, Россия Доцент кафедры «Социально-культурной деятельности и педагогики»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: 2595234@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=808170

В последние десятилетия религиозное сознание граждан России начало приобретать различное содержание, своеобразную направленность и формы самовыражения. При этом стоит отметить, что религиозный аспект в духовной и социальной жизни российского общества вполне очевиден. Так, например, слова «религия», «религиозный», «вероисповедание» встречаются в текстах статей Конституции Российской Федерации, а также в Федеральных законах и документах Правительства России [1 ].

По мнению О.Ф. Лобазовой религиозное сознание населения современной России сегодня существует, в большей степени, как эмоциональная, непосредственная форма отношения людей к неким силам, господствующим над ними и как попытка рационального осмысления трансцендентного. Религиозные идеи и представления, определенная степень духовности общества: во-первых, на обыденном уровне, носят зачастую несистематизированный, хаотический характер; во-вторых, в массовом религиозном сознании они в значительной степени представлены не какими-то абстрактными идеями или догматами, а вполне наглядными представлениями и образами. В этом случае эмоциональные процессы могут относиться к наиболее подвижным элементам религиозного сознания. Так, например, религиозные чувства и религиозные настроения общества весьма чутко реагируют на изменения социальных условий жизни масс, а быстрое распространение этих чувств и настроений среди населения во многом взаимосвязано с воздействием социально-психологических механизмов внушения и подражания. Следовательно, религиозное сознание чувственно, наглядно и образно соединяет адекватные взгляды с иллюзиями. Оно символично, диалогично и эмоционально насыщенно, что позволяет ему обладать особыми знаками и лексикой [2].

Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. полагают, что жизнь человека в ракурсе религиозного сознания только тогда приобретает свой подлинный смысл и становится действительной, когда она устремляется к некоему Абсолютному, Высшему Бытию, которое может открываться человеку в непосредственной его жизнедеятельности при наличии связи с этим Высшим. Принимается человеком как служение Ему или как осмысление Его в бесконечности. При наличии такого стремления можно предположить наличие у личности своеобразного духовного начала, которое не относится ни к природному, ни к социальному; и, которое, зачастую не объяснимо генетической предрасположенностью или влиянием культурной среды и окружением [3].

По мнению Синелиной Ю.Ю. трансформация религиозности в России имеет четыре

этапа:

1. с 1989 - до середины 90-х годов, период т.н. «религиозного» бума в обществе (в это время число лиц, называющих себя верующими, выросло почти в два раза: с 20-30 % в 1988-1989 гг. до 50-60 % к 1996 г., а число атеистов соответственно сократилось с 50 % до 30 %);

2. с 1995 г. по 2004 г., когда доля респондентов, относящих себя к верующим, увеличилась до 60-65 %, а процент атеистов, после резкого падения, показал относительно стабильный результат на прежнем уровне (около 30 % опрошенных);

3. в 2004-2005 гг. рост уровня религиозности практически прекратился;

4. с 2008 г. численность верующих снова стала постепенно увеличиваться, что связывают с началом длительного экономического кризиса [4].

С. Хантингтон полагает, что в конце ХХ в. происходит возрождение религий и усиление религиозного сознания общества. По его мнению, такое возрождение в основном вызвано кризисом идентичности из-за разного рода социальных перемен в модернизирующихся

обществах, а также является специфической реакцией на моральный релятивизм и всеобщий атеизм [5].

М.П. Мчедлов и некоторые другие ученые полагают, что в начале XXI в. в России сохраняется тенденция своего рода «омоложения» религиозности. То есть процент молодежи, определяющей свою мировоззренческую позицию как «верующие в Бога», начинает превалировать над остальными возрастными группами [6].

С 2002 г., в ИСПИ РАН начали проводиться комплексные исследования, целью которых

были:

а) особенности изучения религиозности населения в условиях десекуляризации российского общества (методология и методы исследования);

б) роль религии в Российском государстве в системе социальных и духовных ценностей общества;

в) особенности конфессионального и межконфессионального развития полиэтнических регионов;

г) специфика проявления религиозной и конфессиональной идентичностей на фоне межнациональных противоречий [7].

На основании данных исследований, проведенных ОСР ИСПИ РАН уже в 2011 г., был зафиксирован ряд интересных моментов:

а) снижение числа граждан, верящих в различные сверхъестественные силы (судьба, высший разум, высшая энергия и т. д.);

б) многие затрудняются ответить на вопрос: «Верите ли вы в Бога?», что свидетельствует об их нежелании идентифицировать себя как верующих;

в) относительное небольшое число сторонников других нетрадиционных для нашей страны конфессий - например, Свидетелей Иеговы (несмотря на то, что численность подобных конфессий резко возросла по сравнению с ХХ в.);

слабая личная религиозность, т. е. нежелание пойти на какие-либо решительные действия в интересах своей церкви;

есть данные, что потенциал экстенсивного роста религиозности близок к исчерпанию;

часть неверующих граждан все равно считают себя соотносимыми с православной культурой;

г)

д)

е)

ж)

высокая доля респондентов, доверяющим таким социальным институтам, как религия (55 %), в то время как доверие к политическим партиям составляет всего 22 % опрошенных;

з) высокий уровень доверия самой церкви и священнослужителей (71 %). Интересно, что на эти показатели не повлияли скандалы, связанные с отдельными иерархами РПЦ, наоборот можно предположить, что в ответ на критику церкви произошла определенная консолидация верующих вокруг нее;

и) некоторый рост респондентов, имеющих отрицательное отношение к деятельности РПЦ (39 %), свидетельствует о том, что многие недовольные стали открыто выражать свое мнение, в том числе посредством интернета;

к) уровень образованности среди православных несколько выше, чем в среднем по массиву (что опровергает мнение о том, что среди новообращенных много лиц с низким уровнем образования). Наоборот, среди воцерковленных православных было около половины людей с высшим образованием и учеными степенями;

л) незначительно увеличилось число тех, кто считает, что религия играет важную роль в жизни человека (61 %) и участвующих в жизни своего прихода или религиозной общины (21 %);

м) посещают храмы около 40 % верующих, при этом почти 9 % из них никогда не были в храме;

н) исповедуются и причащаются более или менее регулярно 24 % православных (в то время как 65 % опрошенных знакомы с Евангелием, но регулярно читает его всего 7 %).

В соответствии с методикой В.Ф. Чесноковой на основании вышеприведенных показателей можно выделить пять групп по уровню воцерковленности: «воцерковленные (10 %)», «полувоцерковленные (25-30 %)», «начинающие», «невоцерковленные» и «нулевая группа» (те, кто никогда не был в храме, никогда не причащались, никогда не молились, никогда не читали Евангелие, никогда не постились). При этом первые две группы («воцерковленные» и «полувоцерковленные») можно обозначить как «церковный народ», а «начинающих» православных нужно, скорее всего, отнести к тем, для кого религия - способ культурной самоидентификации, а не основа мировоззрения [8].

Таким образом, анализ религиозности населения, основанный на данных опросов Фонда «Общественное мнение» и всероссийских исследований религиозности населения Отдела социологии религии и Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, позволяет сделать следующие выводы:

• Православие - важнейшее понятие самоидентификации россиян.

• Религию считают для себя важной большинство россиян.

• Доля православных респондентов, которые более или менее активно участвуют в жизни религиозных организаций, составляет приблизительно 30 %, постоянно участвующих - всего 8 %.

• Показатели, характеризующие уровень религиозного сознания, остаются невысокими, т. к. часть респондентов, считающих себя верующими, на самом деле плохо представляют себе то, во что верят, мало знакомы с догматами церкви и их теоретическим обоснованием и их вера мало влияет на их жизненные цели и установки.

• Интернет, масс-медиа социальные сети не выступают источником новой религиозности.

• Постмодернистские идеи практически не повлияли на религиозное сознание и поведение россиян.

В целях конкретизации философско-психологических представлений об основных особенностях развития религиозного сознания в Российском обществе, нами было проведено исследование студенческой молодежи г. Казани. Данное исследование проходило в два этапа. На первом этапе было проведено анкетирование студентов Казанского государственного института культуры (общее количество опрошенных составило 138 человек, в том числе 37 мужчин и 101 женщина, возраст опрошенных 17-18 лет. Анкетирование проходило в период сентябрь - октябрь 2018 г. во время учебных занятий по гуманитарным дисциплинам и охватило студентов следующих факультетов: дизайна и музееведения, хореографического, кино и телевидения, театрального, музыкального, социально-гуманитарного. В качестве анкеты использовалась оригинальная разработка автора настоящего исследования, которая включала в себя восемь взаимосвязанных вопросов об отношении студентов к религии и феномену постмодернизма, а также о возможной взаимосвязи этих явлений).

https:// mir-nauki. com

Второй этап исследования, в той же выборке студентов, опирался на психодиагностический тест «Добро и Зло» (разработанный Л.М. Поповым, А.П. Кашиным и Старшиновой) [9]. Данный тест включает в себя 44 пункта - утверждения, на которые каждый студент должен был дать оценку двух альтернативных черт характера личности в контексте противопоставления Добра и Зла. Подобная форма косвенной самооценки своей личности происходит в конкретной социокультурной ситуации и позволяет выявить ключевые мировоззренческие позиции опрошенных, их отношение к коллективу и отдельным людям. Во время ответов студентов на тесты использовались различные поправочные коэффициенты, что позволило получить более объективные ответы на сложные вопросы.

Подобное сочетание анкетирования студентов с их ответами на психодиагностические тесты позволяют, на наш взгляд, получить более полное образное представление, а позиции студентов данного казанского вуза могут быть экстраполированы на современное российское студенчество. Теперь непосредственно перейдем к рассмотрению основных итогов первого этапа анкетирования. Они показали следующие результаты:

1. На вопрос «считаете ли вы себя религиозным человеком» ответы распределились следующим образом: более 72 % студентов считают себя полностью или частично религиозным человеком (при этом около 70 % из них полагают себя частично религиозным человеком); не признают себя религиозным человеком всего 12 % (такой низкий показатель является следствием того, что мы имеем дело со студентами сугубо творческих, а не инженерных, специальностей специфика деятельности которых носит в большей мере духовно-нравственный характер); и всего лишь каждый шестой студент затруднился определить степень своей религиозной принадлежности.

2. На вопрос о том, «каковы Ваши представления о религии в целом?» опрошенные студенты дали следующие ответы:

более 85 % студентов полагают, что они знают основные теоретические положения религии, разбираются в тонкостях религиозного культа, проявляют интерес к этой теме и принимают участие в религиозных мероприятиях. При этом, поскольку большая часть из них считает себя лишь частично религиозным человеком, речь скорее всего идет о не совсем глубоких представлениях в этой области.

3. Большой интерес представляют ответы на вопрос о том, «какую роль в современном российском обществе играет религия?»:

подавляющее большинство опрошенных (92 %) ответили, что религия играет только положительную и скорее положительную роль; считают, что религия играет скорее отрицательную роль в обществе всего 2 % из числа опрошенных и 6 % затруднились ответить на этот вопрос (можно предположить, что здесь речь идет либо о тех, кто имеет какой-то отрицательный опыт общения с религиозными организациями, (например речь может идти о фактах религиозного экстремизма или о тех студентах, которые активно занимаются своей творческой деятельностью и попросту не обращают внимание на религиозные проблемы).

4. При таком достаточно высоком интересе к проблемам религии в обществе многие из опрошенных (а таких более 50 %) считают, что уровень религиозного сознания современной российской молодежи все же достаточно низкий; почти треть опрошенных считают уровень своих религиозных представлений достаточно средним, и всего лишь каждый пятый полагает, что этот уровень является высоким.

5. На вопрос: «какова, на ваш взгляд, основная тенденция развития религиозного сознания в современной России?» ответы распределились следующим образом:

лишь немногие (12 % от числа опрошенных) полагают, что эта тенденция будет повышаться (видимо речь может идти о том, что «религиозный бум» может закончиться в

будущем); всего 15 % считают, что он сохраняется на прежнем уровне; только 10 % думают, что он снижается. Следовательно, почти две трети опрошенных затрудняются делать какие-либо прогнозы в этой сфере из-за ситуации неопределенности в обществе и возможности появления каких-либо конфликтов, в том числе и на религиозной почве.

6. Ответы на вопрос: «в чем состоит отличие религиозного сознания современной российской молодежи от более старшего поколения (родители, дедушки и т. д.)?» показали следующее:

основная масса опрошенных (почти 70 %) видит главное отличие различного менталитета поколений в попытке отказа от традиционных норм и правил поведения в обществе (на наш взгляд, речь здесь идет главным образом в естественной попытке молодого поколения создать собственные «культурные» формы общения, а не отказа от традиционных религиозных ценностей); интересно, что почти 18 % опрошенных (большинство из них составляют мужчины) видят здесь причиной отличия растущее влияние интернет-технологий и виртуальной реальности в обществе и семье; и около 12 % опрошенных либо не видит большого отличия либо затрудняется ответить на этот вопрос (что почти аналогично тому, что такого различия в действительности не существует).

7. Следующий вопрос затрагивал проблему возможного влияния религии на характер развития социально-экономических процессов страны в будущем:

подавляющее большинство опрошенных (почти 80 %) считают, что религия положительно влияет на ситуацию в стране - снижает уровень наркомании, пьянства, преступности, укрепляет семейно-брачные отношения и др.; всего 4 % считают, что это влияние будет негативным, т. к. приведет к конформизму личности, снижению ее деловой активности и т. д.; и почти каждый шестой опрошенный затруднился дать ответ на этот вопрос (на наш взгляд, к такому ответу опрошенных подтолкнула опять возможность социальной неопределенности в будущем из-за конфликта с Западным миром и той роли, которую может сыграть здесь религиозный экстремизм).

8. На вопрос: «совместима ли современная идеология постмодернизма с теорией и практикой религиозного сознания России?» ответы были следующими:

почти 40 % опрошенных затруднились дать точный ответ на поставленный вопрос (скорее всего, эта категория молодежи осознает, что не совсем точно понимает сущность идеологии постмодернизма); оптимистично смотрят на проблему полной или частичной совместимости религии и постмодернизма почти 34 % опрошенных и только 26 % считают, что эти два явления принципиально не совместимы.

Вторая часть материалов исследования религиозности студентов в нашей стране с помощью психологического теста Добро и Зло (ДЗ) позволило дополнить существенные компоненты личности опрошенных. При этом необходимо учитывать, что результаты данного теста могут быть интерпретированы с точки зрения представленности морально-нравственных качеств и тех качеств характера, которые определяются степенью отношения личности к коллективу в целом и отдельным однокурсникам в частности (поэтому такие отношения обычно определяют по шкале: поверхностные, глубокие, фундаментальные) [10]. Поверхностные качества личности в целом свойственны 46 % опрошенных (это способность признать себя побежденным, даже если ты прав я могу без труда обозвать человека, если он мешает достижению моей цели, я легко делаю комплименты любому человеку, ради успеха я могу сказать что угодно про другого человека и т. д.). Более глубокие отношения с коллективом и однокурсниками свойственны 32 % опрошенных (я долго не прощаю человека, если он меня несправедливо обидел; по возможности я готов ограничить себя во всем; во мне в равной мере уживаются достоинства и недостатки; я терпеливо жду если кто-то задерживается по неизвестной мне причине; я не обещаю ничего, если не уверен, что исполню обещанное; если

со мной случиться несчастье, то я считаю, прежде всего, виноватым себя; если человек раскаивается, то не считаю нужным его наказывать и т. д.). И только 22 % опрошенных имеют фундаментальные качества (я проживаю каждый день на земле так, как будто это мой последний день; я считаю, что в споре с другим человеком необходимо, прежде всего, тактично относиться к собеседнику; ради интересов близких мне людей я могу пожертвовать своими интересами и даже жизнью и т. д.).

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что:

1. Наличие религиозного сознания почти в одинаковой степени присуще всем этим трем категориям личностей и не является определяющим в их мировоззренческих категориях добра и зла, однако среди лиц с фундаментальными характеристиками личности наблюдается больший процент людей, имеющих религиозное сознание и считающих, что религия играет в современном мире преимущественно позитивную роль.

2. Было установлено, что не имеется прямой связи между характером религиозности среди студентов и их половыми различиями. В тоже время среди женской части опрошенных наблюдается большее число лиц, способных к совершению добрых поступков по сравнению с мужчинами, и большее число лиц, которые одновременно могут совершать как добрые, так и злые поступки. При этом среди мужской части опрошенных студентов немного превалирует число лиц, которые склонны к совершению злых поступков по сравнению с женской частью опрошенных. В тоже время следует отметить, что этот разрыв является несущественным и обусловлен биосоциальными различиями мужчин и женщин и не свидетельствует о глубинных мировоззренческих различиях между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов М.Ю. Религия и религиоведение в России. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. - 365 с.

2. Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. - М., 2010. - 44 с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 384 с.

4. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. - 2013. - №1(52). Электронный ресурс Ы*р:/^гапа-О2.гц/2013/1/геН§Ю2по81-у-воугешеппоу-говвп.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. -1994. - №1. - С. 33-48.

6. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. - 2002. - №7. - С. 69-70.

7. Кублицкая Е.А. Особенности религиозности в современной России Социологические исследования. -2009. - № 4. - С. 96-107.

8. Чеснокова В.Ф. Тесным путем. Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. - М.: «Академический проспект», 2005. - 304 с.

9. Попов Л.М., Кашин А.Л., Старшинова Т.А., Добро и зло в психологии человека. Коллективная монография. - Казань: Изд-во КГУ, 2000. - 176 с.

10. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт Психологии РАН, 2008. - 240 с.

https:// mir-nauki. com

Golubeva Olga Yur'evna

Kazan state institute of culture, Kazan, Russia E-mail: 2595234@mail.ru

Philosophical and psychological research on religious consciousness of Russia's population (the case of student-age population)

Abstract. The article deals with the characteristics of religious consciousness of the modern Russian society on the example of student-age population. According to the author, religious consciousness is an integral part of life of the Russian population. In recent years, the percentage of people who identify themselves to be "believers in God" has increased among young people. The philosophical and psychological research (based on the methods of questioning and testing among students) shows that modern young people consider themselves aware of religious issues and value the role of religion as positive in Russian society. At the same time, they believe that the level of religious consciousness of young people, in general, remains low. In addition, all students according to the test results were divided into three categories (students with superficial, deep and fundamental personal qualities) in accordance with the representation of their moral qualities and those qualities of character that are determined by the level of their relationship towards other people. The author concludes that religious consciousness is equally inherent in students of all three categories and notes that gender differences do not affect the nature of religiosity of students.

Keywords: religious consciousness; religiosity; religion; students; moral qualities; emotional processes; gender differences

11PSMN319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.