Научная статья на тему 'Особенности религиозности российской молодежи'

Особенности религиозности российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3452
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МОТИВАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / YOUTH / RELIGIOUSNESS / RELIGIOUS EXPERIENCE / FAITH / RELIGIOUS MOTIVATION / RELIGIOUS TYPES / INTERNAL AND EXTERNAL RELIGIOUS ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашникова М.Б.

Рассматриваются основные подходы к определению понятия «религиозность», ее составляющие. Раскрываются особенности становления религиозного мировоззрения в современной молодежной среде. Приводятся данные эмпирического исследования на выборке в 215 человек (учащиеся школ и вузов, рабочие). Среди молодежи была выявлена тенденция к внешней религиозной направленности. Внутренняя религиозная ориентация в поведении молодых людей не является значимой. Молодые люди, считающие себя верующими, редко посещают церковь, их молитвы носят характер прошения, а основным признаком религиозности они считают ношение православного креста. Современная молодежь сочетает традиционную веру с абсолютно чуждыми религии суевериями, а то и с оккультными практиками. Подтвердилась и тенденция усиления религиозности в зависимости от возраста. Можно предположить, что в нашем обществе идет новая веха развития религии, происходит некая ее трансформация, видоизменение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN YOUTH’S RELIGIOSITY

In the article major approaches to the term “religious identity” and its constituent parts are observed. Peculiarities of youth’s religious views are pointed out. We present findings of empirical research in which 215 participants were involved (pupils, students, clerks). The research revealed a tendency towards external religious identity of the youth. Internal religious orientation is not relevant for young people. Young people who believed in God seldom go to Church, their prayers are alike petitions and the main indicator of their religiousness is their wearing of orthodox cross. Modern young people combine traditional faith with the foreign to the religion superstitions and even with occult practices. The research has shown an increasing tendency of religious identity level within aging. It may be supposed that there is a modification of religious views in the society, a new trend in the religious development.

Текст научной работы на тему «Особенности религиозности российской молодежи»

УДК 37.034

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

М.Б.Калашникова

FEATURES OF RUSSIAN YOUTH'S RELIGIOSITY M.B.Kalashnikova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, kmb60@mail.ru

Рассматриваются основные подходы к определению понятия «религиозность», ее составляющие. Раскрываются особенности становления религиозного мировоззрения в современной молодежной среде. Приводятся данные эмпирического исследования на выборке в 215 человек (учащиеся школ и вузов, рабочие). Среди молодежи была выявлена тенденция к внешней религиозной направленности. Внутренняя религиозная ориентация в поведении молодых людей не является значимой. Молодые люди, считающие себя верующими, редко посещают церковь, их молитвы носят характер прошения, а основным признаком религиозности они считают ношение православного креста. Современная молодежь сочетает традиционную веру с абсолютно чуждыми религии суевериями, а то и с оккультными практиками. Подтвердилась и тенденция усиления религиозности в зависимости от возраста. Можно предположить, что в нашем обществе идет новая веха развития религии, происходит некая ее трансформация, видоизменение.

Ключевые слова: молодежь, религиозность, религиозный опыт, религиозная вера, влияние религиозной мотивации на поведение индивида, религиозные типы, внутренняя и внешняя религиозная направленность

In the article major approaches to the term "religious identity" and its constituent parts are observed. Peculiarities of youth's religious views are pointed out. We present findings of empirical research in which 215 participants were involved (pupils, students, clerks). The research revealed a tendency towards external religious identity of the youth. Internal religious orientation is not relevant for young people. Young people who believed in God seldom go to Church, their prayers are alike petitions and the main indicator of their religiousness is their wearing of orthodox cross. Modern young people combine traditional faith with the foreign to the religion superstitions and even with occult practices. The research has shown an increasing tendency of religious identity level within aging. It may be supposed that there is a modification of religious views in the society, a new trend in the religious development. Keywords: youth, religiousness, religious experience, faith, religious motivation, religious types, internal and external religious orientation

Упрочение позиций религии, включающее определенный рост социально-политического влияния религиозных институтов, ранее отодвинутых на периферию общественной жизни, стало одним из существенных факторов общественного развития последнего десятилетия. Религиозный фактор активно используют в своей деятельности политики и организации самой различной мировоззренческой и общественно-политической ориентации. В современном российском обществе многие социальные цели, ценно -сти, убеждения, идеалы претерпели кардинальную переоценку. Старые нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и поддерживались соответствующими социальными, идеологическими институтами, во многом уже не соответствуют тем реальным отношениям, которые формируются рыночной экономикой. В то же время новые ценности и нормы, регулирующие массовое социальное поведение, еще не утвердились. Острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения, образовавшийся «разрыв» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм объективировали духовный кризис общества. Неуверенность в завтрашнем дне, социальная нестабильность и многое другое, являясь причи-

нами дестабилизации психики, побуждают людей к поиску опоры и защиты. И вот тогда люди нередко начинают прибегать к религии и искать поддержку у высших сил. Особенно остро данная проблема стоит в молодежной среде. Ситуация, в которой находится современная молодежь, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили жизненные возможности молодых людей, с другой — взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей.

Молодежь — это одновременно и не дети, для которых характерны полная несамостоятельность и безответственность, поскольку детьми руководят взрослые (в первую очередь родители), и взрослые отвечают за действия детей; но также и не взрослые, которые, напротив, полностью самостоятельны и отвечают за собственные поступки.

«Молодежь — новая социологическая категория, порожденная индустриальным обществом, она характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Молодежь психологически принадлежит к взрослому, а социологически — к миру отрочества» [1]. Моло-

дежь как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. И.С.Кон дает следующее определение: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и других социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2].

В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии данного периода могут колебаться от 16 до 30 лет. Сознание молодого человека обладает особой пластичностью, податливостью, восприимчивостью, способностью к усвоению огромного потока информации. В этот период оформляются и приобретают устойчивость политические взгляды и мировоззрение, возникают профессиональные интересы, развивается сознание, складывается новый образ жизни, меняется стиль поведения. В основе этих процессов лежит изменение положения молодого человека в обществе, расширение спектра его прав и обязанностей. В то же время отмечается такая черта молодежного сознания, как неустойчивость, которая оказывает влияние на многие формы поведения. Именно в данный период религиозный поиск не носит четко определенного характера. Это может повлиять на интерес молодежи к различным сектам и сомнительным псевдорелигиозным организациям. Попадая туда, молодой человек наносит непоправимый ущерб собственному психическому и физическому здоровью. Помимо этого, религиозно ориентированные граждане являются важным фактором поддержания социально-политической стабильности страны.

Все вышесказанное доказывает актуальность изучения проблемы религиозности современной молодежи, как в теоретическом, так и особенно в практическом плане.

«Религиозность рассматривается психологией религии как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или какой-то группы людей» [3]. «Религиозность представляет собой относительно устойчивую систему субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения» [4]. Атеистический словарь дает следующее определение данного феномена: «Религиозность — мировоззренческая ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений»

Из этого следует, что религиозность представляет собой определенную систему, имеющую не только внутреннее содержание в сознании каждого человека, но и внешние проявления, выражающиеся в поведении индивидуума, его отношениях с другими людьми. Специфичность религиозности выражается в правилах отношения к Богу, к миру, себе и другим, в повседневном поведении в различных областях личной и общественной жизни.

В основе религиозности лежат религиозные представления и соответствующие им действия, благодаря которым она в свою очередь получает определенность и раскрывается для сознания, а благодаря культу религиозной организации сохраняется и поддерживает свое существование, пребывает в мире. «По характеру и настроению проявления религиозности могут демонстрировать небольшие различия, возникающие под влиянием внешних обстоятельств жизни, воспитания, примера, темперамента, мировоззрения, а также особенностей внутреннего развития» [6].

Американские социологи Ч.Глок и Р.Старк разработали многомерную модель религиозности [7]. Они выделили пять основных измерений этого явления: религиозный опыт; религиозную веру; культ; знание религии; влияние религиозных мотивов на поведение индивида (в том числе и вне религиозной сферы). Под «религиозным опытом» они понимают различные формы религиозных экстатических состояний, мистических переживаний, в которых индивид ощущает непосредственное присутствие Божественного, священного и свою связь с ним. Религиозный опыт — это некоторая совокупность переживаний, воспринятых, оцененных, переработанных субъектом с религиозной точки зрения и значимых для формирования, укрепления, развития его религиозного мировоззрения. Религиозный опыт всегда связан с мировоззрением личности и ее поиском реальной самости, он направлен на ту силу, которая придает жизни характер священного и составляет основание и цель всякого существования.

Религиозная вера указывает на то, в какие религиозные догматы верит опрашиваемый человек. «Религиозная вера как психологический феномен, как проявление религиозности существует в виде религиозных верований, которые не обязательно связаны с «религиозным знанием», но обязательно — с внутренней уверенностью в приобщении к «тайне»; переживанием того, что невозможное стало возможным. Такая вера является переживанием, для которого, в отличие от интеллектуального акта, логика и доказательства не нужны» [8].

В ритуальном измерении учитываются многие формы культового поведения: посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальная молитва вне церкви. Сюда же Ч.Глок и Р.Старк включают и ряд некультовых форм религиозного поведения (например, чтение Библии, финансовая поддержка организаций и т.д.). Авторы справедливо отмечают, что знание религиозных догматов и мифов далеко не означает веру в них. Так, религиоведы могут быть весьма знающими людьми в области теоло-

гии и религиозной мифологии, но не являться при этом людьми верующими, и, наоборот, существуют группы глубоко верующих людей, которые поверхностно знают священные книги, слабо разбираются в религиозной догматике.

Последнее измерение религиозности — влияние религиозной мотивации на поведение индивида в различных областях социальной жизни, в социальных взаимодействиях: в семье, в быту, в политике, в условиях военной службы. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, в качестве которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство [3]. Данный мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучитель-ными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Религиозный мотив может выступать побудителем как религиозного, так и нерелигиозного поведения.

Известному американскому психологу, Г.Олпорту, принадлежит гипотеза о существовании двух видов мотивации, определяющих внешнюю (экстринсивную) и внутреннюю (интринсивную) религиозность: «Можно охарактеризовать два полюса субъективной религиозности, если говорить о том, что внешне мотивированный человек использует свою религию, в то время как внутренне мотивированный живет ею. Большинство людей, считающих себя религиозными, попадают в континуум между этими двумя полюсами. «Чистые» случаи если и встречаются, то крайне редко» [9].

«Личность с внешней религиозной ориентацией обращена к Богу, но не отстранена от себя. Такая религиозность может быть средством защиты от реальности. Внешняя религиозность отличается неустойчивостью. Она ослабевает или даже разрушается в том случае, если жизненные обстоятельства становятся слишком противоречивыми, невыносимыми» [4, с. 478].

Люди с внешним типом ориентации склонны использовать религию в собственных целях. Люди с такой ориентацией могут находить различные причины, чтобы считать религию полезной. Она обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты и развлечения, статус и самооправдание. Религиозная система взглядов трактуется весьма произвольно и даже модифицируется, чтобы в большей степени соответствовать первичным потребностям личности.

Внутренняя религиозная ориентация — результат духовной практики. Внутренне религиозные люди способны сохранять целостность и психическое здоровье, несмотря на жестокие удары судьбы. «Глубокая интериоризованность религии в человеке сопровождается психическим здоровьем и спокойствием» [4, с. 479]. Для людей с внутренним типом ориентации религия является главенствующим мотивом. Другие потребности, какими бы сильными они ни были, имеют менее принципиальное значение и, насколько это возможно, находятся в гармонии с религиозными убеждениями и предписаниями. Человек с такой системой религиозных взглядов старается ин-териоризировать её и всецело ей следовать. Такой человек живет религией.

Основы типологии мировоззренческих групп по отношению к религии были описаны в 1970-х — 1980-х годах Д.М.Угриновичем. Основываясь на его подходах, модель религиозной типологии может быть представлена в виде пяти основных «религиозных типов» [13]:

1) Убежденные верующие. Обладают глубокой религиозной верой, которая реализуется в их по веде -нии. Они верят в основные религиозные догматы, осознают себя членами определенной религиозной группы (конфессии), позитивно относятся к основным религиозным нормам и ценностям. Таким людям свойственно регулярное отправление религиозных обрядов и праздников, следование религиозным нормам в повседневном поведении, участие в деятельно -сти религиозной организации и пропаганда своего вероучения.

2) Верующие. Им присущи основные признаки религиозной веры, которые непоследовательно реализуются в их поведении. Они верят в самые существенные религиозные догматы и мифы. Такие люди отходят от некоторых религиозных норм в повседневном поведении.

3) Колеблющиеся. Им присуще ситуативное проявление элементов религиозного поведения. Они колеблются между верой и неверием, сомневаются в правильности религиозных догматов в сочетании с верой в некоторые из них. Такие люди не участвуют в деятельности религиозной организации, нерегулярно отмечают религиозные праздники.

4) Неверующие. У них отсутствует вера. Они не разделяют религиозные ценности и нормы, но терпимы в отношении религиозной веры других людей. Неверующие за редким исключением не участвуют в религиозных обрядах и праздниках, у них отсутствует религиозная мотивация. Они равнодушны к деятельности религиозной организации.

5) Атеисты. Отрицают религиозную веру, реализуют в поведении убеждения, связанные с атеизмом. Такие люди отрицают все религиозные догматы. У них материалистическое мировоззрение. Они считают негативной религиозную идентификацию, принципиально не участвуют в религиозных празднованиях, негативно относятся к деятельности религиозных организаций и пропагандируют атеизм.

Мы предполагаем, что у современной молодежи существует двойственное отношение к религии — повышенный интерес к внешним признакам религиозности сочетается с низкой внутренней религиозной направленностью. При этом различия религиозности молодежи связаны с их возрастными и социально-психологическими особенностями.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики: опросник «Структура индивидуальной религиозности» Ю.В.Щербатых; анкета религиозных ориентаций И.М.Богдановской; шкала религиозной ориентации Г.Олпорта, Д.Росса [14].

Выборку составили 215 человек. В исследовании участвовали: учащиеся 8, 9 и 11 классов школ г. Великий Новгород (п = 60); студенты первого и четвертого курсов Института непрерывного педагогиче-

ского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (п = 77); представители рабочей молодежи в возрасте от 19 до 35 лет, проживающие на территории Великого Новгорода (п = 78). Статистическая обработка была проведена с помощью углового преобразования Фишера.

На вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком?», молодые люди ответили так: 50% — «да»; 13% — «нет». 37% затруднились с ответом. Однако, на вопрос: «Считаете ли вы себя искренне верующим?», они ответили иначе: 26% — «да»; 17% — «может быть»; 57% — «нет». С одной стороны, это свидетельствует о том, что у молодых людей отсутствует определенность в отнесении себя к верующему человеку, с другой — неоднозначность в ответах может свидетельствовать о расплывчатом представлении, кто такой верующий человек. Скорее всего, отвечая на первый вопрос, молодые люди руководствовались социально желательным вариантом ответа. Причем наименьший процент искренне верующих был выявлен среди школьников (5%), наибольший — среди работающей молодежи (38%).

Исходя из этого, было интересным посмотреть, как молодежь понимает, кто такой «верующий человек». 68% полагают, что это тот, кто искренне верит в Бога. Большинство работающих молодых людей назвали такие признаки: «соблюдает традиции», «посещает церковь», «живет по заповедям», «читает священные книги», «исповедуется». У школьников самыми частыми ответами были: «ходит в церковь», «носит крест», что свидетельствует только о наличии внешнеатрибутивных представлений о вере.

С молитвой к Богу обращается 74% молодых людей, 26% никогда этого не делают. При этом на вопрос «Как часто Вы молитесь?» мы получили следующие ответы: 24% ответили — «часто», 34% — «иногда», 26% — «редко», 16% — «никогда». Таким образом, судя по данным ответам, 84% молодых людей прибегают к молитве, что больше по сравнению с первоначальным результатом. Это свидетельствует о неопределенности молодежи. В большинстве случаев, обращаются с молитвой к Богу только в сложных жизненных ситуациях, когда необходима помощь в трудных делах, в случае болезни близких, когда тяжело, когда чего-то очень надо (например, сдать трудный экзамен). В основном, молитва носит характер прошения, в очень редких случаях — благодарности. Также молитвенное обращение носит ситуативный характер. Скорее всего, молодые люди не приучены молиться каждый день, как это делают поистине верующие люди. Со многими проблемами они могут справиться самостоятельно, но когда нужна помощь, которую ждать совсем неоткуда, они решают попросить ее у Бога и искать поддержку у высших сил. Критерием углового преобразования Фишера были выявлены значимые различия в двух группах испытуемых по данному вопросу — в группах студентов и рабочих молодые люди чаще прибегают к молитве, чем школьники.

Церковь молодежь посещает: 8% — «часто», 33% — «иногда», 40% — «редко», 19% — «никогда». Можно предположить, что они не ходят в храм из-за

наличия устойчивых стереотипов коммунистического прошлого страны, когда посещение церкви являлось постыдным и осуждаемым обществом. Могут иметь место другие факторы: отсутствие устойчивых знаний о поведении в церкви, распространенное недоверчивое отношение верующих старшего возраста к молодежи, пришедшей в храм.

Читают религиозную литературу 3% оптантов часто, 9% — «иногда», 28% — «редко», 60% — «никогда». Те, кто читают, указывали на Библию. Скорее всего, чтение Библии не вызывает интереса среди молодых людей из-за трудностей собственно чтения и главное — понимания.

На вопрос: «Какую религию вы исповедуете?» 79% указали на христианство; 14% ничего не исповедуют; 3% испытывают трудности в определении; 4% — другое. Здесь важно иметь в виду тот факт, что исследование проводилось в мононациональной области, где преобладает русское население, традиционно исповедующее православие. То, что молодые люди считают себя христианами, их ни к чему не обязывает. Так, на вопрос «Смогли бы Вы руководствоваться в своей жизни следующими строками из Евангелия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»? [Мф. 5:44] утвердительно ответили 37% рабочих молодых людей и только 15% учащихся. Таким образом, мы видим, что только в группе рабочих молодые люди смогли бы соответствовать позиции истинного христианина, что может являться тенденцией к внутренней религиозности среди людей более старшего возраста. Среди школьников нет тенденции к внутренней потребности в религиозном веровании. Это можно объяснить тем, что в подростковом и старшем школьном возрасте круг интересов определяется сверстниками. В этом плане религия не интересует нынешних школьников.

Зато среди учащихся школы выявилась тенденция отношения к религии как философской концепции. Верят в существование бессмертной души, которая не разрушается после физической смерти человека 75% школьников и 69% студентов. 60% молодежи считают необходимыми попытки ученых подтвердить или опровергнуть факт существования Бога. На вопрос: «Верно ли, на ваш взгляд, утверждение о том, что Вселенная не могла появиться сама по себе, и вполне вероятно, что ее кто-то создал?» утвердительно ответили 47% учащихся. Такое отношение к религии как философской концепции можно объяснить тем, что на сегодняшний день у каждого человека есть своя внутренняя позиция по отношению ко многим явлениям, происходящим в современном обществе, а также свое видение мира.

Полученные данные позволяют утверждать, что по отношению к религии группы школьников и рабочих занимают крайние положения, а группа студентов промежуточное. Наряду с рабочими, студенты чувствуют внутреннюю потребность посещать церковь, чего не испытывают школьники. Зато и студенты, и школьники относятся к религии как философской концепции.

В молодежной среде была выявлена явная тен-

денция к внешней религиозности. Так, крестик считают символом религиозности 87% респондентов, но носят его 50% опрошенных. Возможно, некоторые из опрошенных не подвергались обряду крещения, а другие просто не верят в защиту со стороны данного символа. Собираются крестить будущего ребенка 87% оптантов. По вопросу: «Считаете ли вы, что если во время молитвы поставить свечку, у нее будет больше шансов быть услышанной Богом?» было выявлено практически единодушное мнение: 47% школьников и 41% рабочих ответили «да». У 83% испытуемых в доме есть иконы. Это означает, что у современной молодежи имеются выраженные признаки внешней религиозности. Внутренняя религиозная направленность не является значимой в поведении молодых людей. Об этом свидетельствуют следующие данные: часть тех людей, которые чувствуют внутреннюю потребность посещать церковь, меньше, чем тех, которые не чувствуют такой потребности. 26% опрошенных указали на то, что их вера не дает им ответ на основные волнующие вопросы. 57% молодых людей не считают себя искренне верующими.

Среди современной российской молодежи, а особенно у школьников, отмечается тенденция интереса к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значимо большую роль, чем знания. Среди молодых людей выявилась значительная часть тех, кто прислушивается к астрологическим прогнозам, верит в телепатию, в существование «энергетических вампиров». Также у современной российской молодежи повышен интерес к магии (см. табл.).

Преобладание внешних признаков религиозно -сти над внутренней религиозной направленностью подтвердилось данными, полученными по шкале религиозной ориентации Г.Олпорта, Д.Росса. Данная методика показала достаточную разницу в баллах между шкалами внешней (£ = 26) и внутренней (£ = 21) религиозности, с преобладанием баллов по внешней религиозной направленности. Это свидетельствует о нерелигиозности современной молодежи.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что у нынешней молодежи дос-

таточно противоречивые взгляды по отношению к религии. Представления современных молодых людей о верующем человеке и о том, относятся ли они к такой категории, весьма размыты. Многие затрудняются в определении вероисповедания. Немалая часть тех, кто отнес себя к христианам, не читают священные книги, редко посещают церковь, их молитвы носят характер прошения. Многие молодые люди сочетают традиционную веру с абсолютно чуждыми канонам и догмам религии суевериями, а то и с оккультными практиками. Среди молодежи была выявлена тенденция к внешней религиозной направленно -сти. Внутренняя религиозная ориентация в поведении молодых людей не является значимой. Однако более половины опрошенных людей не отрицают веру в Бога как творца и создателя. Кроме того, значительная часть молодежи считает, что религию нужно сохранить хотя бы для того, что она поддерживает нравственность и мораль в современном обществе. Значит, религия для них имеет какое-то значение, пусть даже не в личностном плане, а как регулятор общественных отношений. Современные молодые люди несут в себе веру, но она не является религиозной. Такая вера смешивается с мировоззрением и жизненной философией каждого отдельного человека и идет по иному пути развития. Подтвердилась и тенденция усиления религиозности в зависимости от возраста: чем старше респонденты, тем выше внутренняя религиозность (г = 0,349 при p < 0,005).

В отличие от политических взглядов и идеологических ориентаций, ситуативных и динамичных, религиозные убеждения людей являют собой устойчивый феномен, на который смена социально-экономического строя и политического режима непосредственного влияния не оказывает. Перемены в мировоззренческой сфере (формирование религиозных или атеистических убеждений) совершаются обычно в течение довольно длительного исторического периода. Тем не менее, различные компоненты религиозного комплекса также претерпевают перемены в связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями. В свою очередь, мировоззренческая и конфессиональная ори-

Таблица

Ответы на вопросы шкалы «Отношение к магии», %.

Вопросы Утвердительный ответ

Школьники Студенты Рабочие

1) Допускаете ли вы существование другого мира — особенного, который мы не можем ощущать непосредственно? 75 77 65

2) Можно ли приворожить любимого человека? 22 24 33

3) Допускаете ли Вы существование колдунов и ведьм, т.е. людей, знающихся с нечистой силой? 64 68 75

4) Верите ли вы в возможность сглаза и наведения порчи? 80 78 73

5) Появляется ли у вас мысль о неудаче, когда черная кошка перебегает вам дорогу? 44 55 38

ентация людей оказывает существенное воздействие на характер социальных, культурных, политических и мировоззренческих процессов.

Обозначенные нами особенности религиозности российской молодежи могут являться доказательством новой тенденции развития религии в современном обществе. Можно предположить, что в нашем обществе идет новая веха развития религии, происходит некая ее трансформация, видоизменение. В современном обществе на религию оказывают влияние многие факторы, а вместе с этим и религиозность поддается изменению в сознании людей.

1. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.:ФАИС-ПРЕСС, 2004. С. 27.

2. Социология молодежи: учебник / Под ред. В.Т .Лисовского. СПб: СПбГУ, 1996. С. 32-33.

3. Гараджа В.И. Религиеведение: учебное пособие. М.: Ас -пект Пресс, 1995. С. 213.

4. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т .Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. С. 445.

5. Атеистический словарь / Под общ. ред. М.П.Новикова. М.: Политиздат, 1983. С. 420.

6. Копылова О.С. Религиозные предрассудки и формирование религиозности как социально-адаптационного явления // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 291-297.

7. Веремчук В.И. Социология религии: учебное пособие.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 255 с.

8. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь / Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Гардарика, 1998. С. 272.

9. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. С. 192.

References

1. Levikova S.I. Molodyoznaya subkultura: uchebnoye posobie [Subculture of youth]. Moscow, FAIS-PRESS Publ., 2004, p. 27.

2. Lisovskiy V.T., ed. Sociologiya molodyozi: uchebnik [Sociology of youth]. Saint Petersburg, SPbSU Publ., 1996, p. 32-33.

3. Garadza V.l. Religievedenie: uchebnoe posobie [Religious studies]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1995, p. 213.

4. Posohova S.T., ed. Spravochnik prakticheskogo psihologa. Psihodiagnostika [The handbook of practical psycologist. Psychodiagnostics]. Moscow, AST Publ.; Saint Petersburg, Sova Publ., 2005, p. 445

5. Novikov M.P., ed. Ateisticheskiy slovar [Atheist dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1983, p. 420.

6. Kopylova O.S. Religiozniye predrassudki i formirovaniye religioznosti kak socyalno-adaptacionnogo yavleniya [Rtligious prejudice and the formation of religiousness as a social-adaptive phenomenon]. Socialno-gumanitarniye znaniya, 2002, no. 6, pp. 291-297.

7. Veremchuk V.I. Sociologiya religii: uchebnoe posobie [Sociology of religion]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2004. 255 p.

8. Yablokov I.N., ed. Religovedeniye: uchebnoe posobie i uchebny slovar [Religious stadies]. Moscow, Gardarika Publ., 1998, p. 272.

9. Ollport G. Lichnost v psihologii [The person in psychology]. Moscow, Yuventa Publ., 1998, p. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.