Научная статья на тему 'Связь компонентов самосознания подростков, участвующих в общественно-организационной деятельности, с личностными характеристиками педагогов-организаторов'

Связь компонентов самосознания подростков, участвующих в общественно-организационной деятельности, с личностными характеристиками педагогов-организаторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ОБЩЕСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-RELATION / I-CONCEPT / LOCUS OF CONTROL / SELF-ESTEEM / LEVEL OF ASPIRATION / SOCIAL AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY / LEVEL OF FORMATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалько Елена Николаевна

В статье представлен анализ корреляционных связей личностных качеств педагога-организатора с компонентами самосознания подростков, участвующих в общественно-организационной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что комплекс «неэффективных» личностных качеств педагога не только препятствует дальнейшему эффективному развитию деятельности, но и полноценному развитию самосознания подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTION OF COMPONENTS OF SELF-CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS INVOLVED IN SOCIAL AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY WITH PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS-ORGANIZERS

The article presents the analysis of the correlation of personal qualities of the teacher-organizer of the components of teenagers self-consciousness involved in social and organizational activity. The results suggest that the complex "ineffective" personal qualities of the teacher not only prevents further effective development activity, but also the full development of self-consciousness of teenagers.

Текст научной работы на тему «Связь компонентов самосознания подростков, участвующих в общественно-организационной деятельности, с личностными характеристиками педагогов-организаторов»

УДК 159.923.2 Шалько Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры психологии филиала Иркутского государственного университета в г. Ангарске тел.: (3955) 51-12-94

СВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕННООРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ

Shalko Elena Nikolaevna

senior teacher of the chair of psychology, affiliate of Irkutsk State University in Angarsk tel. (3955) 51-12-94

CONNECTION OF COMPONENTS OF SELF-CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS INVOLVED IN SOCIAL AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY WITH PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS-ORGANIZERS

Аннотация:

В статье представлен анализ корреляционных связей личностных качеств педагога-организатора с компонентами самосознания подростков, участвующих в общественноорганизационной деятельности. Полученные ре-зультаты свидетельствуют о том, что комплекс «неэффективных» личностных качеств педагога не только препятствует дальнейшему эффективному развитию деятельности, но и полноценному развитию самосознания подростка.

Ключевые слова:

самосознание, самоотношение, Я-концепция, ло-кус контроля, самооценка, уровень притязаний, общественно-организационная деятельность, уровень сформированности деятельности.

The summary:

The article presents the analysis of the correlation of personal qualities of the teacher-organizer of the components of teenagers self-consciousness involved in social and organizational activity. The results suggest that the complex “ineffective” personal qualities of the teacher not only prevents further effective development activity, but also the full development of self-consciousness of teenagers.

Keywords:

self-consciousness, self-relation, I-concept, locus of control, self-esteem, level of aspiration, social and organizational activity, level of formation activity.

Вся история детского движения, как международного, так и отечественного, подтверждает, что потребность подростков в объединении, в совместной деятельности, в неформальном общении за пределами государственного образовательного учреждения есть фактор объективный, так же как и объективна необходимость значимого взрослого рядом с подростками. Взрослые, работающие и входящие в подростковые общественные организации, являются общественной группой, участвующей в воспитании личностном развитии подростков через их добровольные самодеятельные организации и берущей на себя социальную ответственность за то, чтобы представлять и защищать интересы подростков, в частности, их право на объединение в организации. Увлеченный, вдохновленный, высоконравственный, понимающий взрослый -одно из первых и основных условий рождения, создания и развития организации [1, 2].

На современном этапе становления и развития подросткового движения число взрослых, непосредственно и опосредованно причастных к организациям, велико. Они отличаются по темпераменту, интеллекту, общей эрудицией, характеру. Отличаются они и своим отношением к детскому движению. Условно выделяют несколько категорий взрослых: 1) пытающиеся реализовать в подростковом движении свои собственные представления об общественной жизни подростков и своем месте в этой жизни; 2) осуществляющие свои общественные амбиции посредством участия (руководства) и лидерства; 3) движимые стремлением помочь подросткам в их личностном развитии, отвлечь их от дурных занятий и предложить позитивный образ жизни [3].

Подросток относится к значимому взрослому как к идеалу. В нем он ценит разные его качества, они выступают для него эталоном в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К данным качествам подросток как бы примеривает свое идеальное Я, то, каким он хочет стать во взрослой жизни. Для того, чтобы взрослый действительно стал образцом поведения для подростка, между ними должны установиться глубокий личный контакт, сердечность, взаимное понимание, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения подростком (в процессе подражания и сопереживания) нравственных позиций значимых взрослых, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окру- 131 -

жающих и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности подростка к внушению со стороны взрослых, их сознательным установкам, касающимся его поведения [4, 5].

Данный факт определил цель исследования, заключающуюся в изучении роли педагога-организатора в развитии самосознания подростков, участвующих в общественноорганизационной деятельности. Реализация заявленной цели привела к предположению о связи личностных характеристик педагога-организатора с компонентами самосознания подростка-участника общественно-организационной деятельности.

Для доказательства этого предположения было опрошено 30 педагогов и 176 подростков, занимающихся общественно-организационной деятельностью. Были применены следующие психодиагностические методы: методика изучения самооценки и уровня притязания

Дембо-Рубинштейна; методика исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; методика интерперсональной диагностики Т. Лири; методика исследования уровня субъективного контроля; личностный опросник «Общая оценка личности» В.М. Мельникова, Л.Т. Ямполь-ского для исследования личностного профиля педагогов-организаторов. К полученным данным был применен метод ранговой корреляции.

Из 42 выявленных связей «неэффективных» личностных характеристик с компонентами самосознания подростков для 12 характерна высокая степень корреляции, для 1 - очень высокая, для остальных - средняя выраженность степени корреляции.

Между психотизмом педагогов-организаторов, самоотношением, Я-концепцией и уровнем притязаний подростков выявлены достаточно сильные корреляционные связи. Анализ данных связей позволил сделать вывод о том, что чем более обособлены, отгорожены от внешнего мира педагоги, тем меньше подростки верят в свои силы, способности, самостоятельность, хуже понимают себя, не считают себя ответственными по отношению к другим людям, а желают видеть себя более жесткими и враждебными.

Корреляционные связи между робостью педагогов-организаторов и самоотношением и локусом контроля подростков характеризуются сильной степенью выраженности. В целом можно сказать, что чем не решительнее, зависимее педагоги-организаторы, тем менее развит самоконтроль, самоуверенность, тем негативнее самоотношение подростков в целом, тем менее выражено желание работать над своим характером.

Наибольшее количество связей обнаружено с такими личностными характеристиками, как депрессия и интроверсия.

Связи депрессии педагога со всеми компонентами самосознания (самоотношение, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, локус контроля) подростков характеризуются средней степенью выраженности корреляции. В целом, можно сказать, что чем менее жизнерадостны, энергичны, уверенны в своих силах, успешны в выполнении различных видах деятельности будут педагоги-организаторы, тем реже подростки испытывают доверие к себе, одобряют себя, чаще готовы к самообвинению. Также перечисленные качества педагогов-организаторов связаны с проявлениями экстернальности в области неудач, с оцениванием подростками собственной уверенности, нежеланием обладать более развитыми способностями.

Связи интроверсии педагогов-организаторов с Я-концепцией и уровнем притязаний также преимущественно высокой степени выраженности. Чем более интровертированы педагоги, чем менее выражена их активность, честолюбие, лидерство и социальная ловкость, тем менее выражены у подростков склонность к соперничеству, желание стать энергичным, упорным и настойчивым человеком, обладающим социально успешным характером и высокоразвитыми способностями, стремящимся помогать другим людям.

Средняя степень выраженности характерна и для связей между компонентами самосознания подростков с невротизмом, расторможенностью, общей активностью педагогов. То есть чем выше тревожность, возбудимость, истощаемость педагогов, тем чаще вину за свои неудачи и состояние здоровья подростки перекладывают на окружающих и (или) внешние обстоятельства, тем менее интересны для самих себя и окружающих (по их мнению), тем хуже оценивают свой характер. Чем менее разговорчивы, скованны и неуверенны в себе педагоги, тем ниже оценивают свой авторитет подростки, тем более агрессивными хотят стать в будущем. Чем пассивнее педагоги в достижении поставленных целей, чем они безынициативнее и малоподвижны, тем менее развит самоконтроль и лидерские качества у подростков.

Сила связей общительности педагогов с самоотношением и Я-концепцией подростков варьируется от средней до высокой степени выраженности. Анализ совокупности данных связей позволяет сделать вывод о том, что чем скуднее эмоциональные проявления педагогов, чем стереотипнее их поведение, тем выше готовность подростков к самообвинению, тем больше трудностей в интерперсональных контактах подростка на основе неуверенности в себе, тем

ниже склонность к сотрудничеству, кооперации, тем менее энергичны, доминантны, компетентны и успешны в делах данные подростки.

Компоненты самосознания (Я-концепция и уровень притязания) подростков также оказались связаны с эстетической впечатлительностью педагогов. То есть чем богаче воображение, чем увлеченнее педагоги, тем деликатнее, добрее, сострадательнее желает видеть себя подросток, тем выраженнее его желание изменить в лучшую сторону свой характер.

Анализируя связи расторможенности педагогов-организаторов с самооценкой и Я-концепцией подростка, можно сделать вывод о наличии средней и высокой корреляционной связи между ними. В целом можно сказать, что чем менее разговорчивы, скованны и неуверенны в себе педагоги, тем ниже оценивают свой авторитет подростки, тем более агрессивными хотят стать в будущем.

Также были обнаружены связи (средней и высокой степени выраженности) между общей активностью педагогов, компонентами самоотношения и Я-концепции подростков. То есть чем пассивнее педагоги в достижении поставленных целей, чем они безынициативнее и малоподвижны, тем менее развит самоконтроль и лидерские качества у подростков.

Исходя из выявленных корреляционных связей, можно сделать вывод о значимости личности педагога-организатора для формирования и развития компонентов самосознания подростка, участвующего в общественно-организационной деятельности. Наибольшее влияние исследованные «неэффективные» личностные качества педагогов-организаторов оказывают на формирование конфликтного самоотношения подростка, его неустойчивой Я-концепции и неадекватно высокого уровня притязаний.

Таким образом, было доказано, что комплекс «неэффективных» личностных качеств педагога препятствует не только дальнейшему эффективному развитию деятельности, но и полноценному развитию самосознания подростка.

Ссылки:

1. Трухачев Т.В., Кирпинчик А.Г. Детское движение: стратегия и тактика нового века. М., 2003.

2. Швецова Л.И. Наука об общественной жизни детей: старт взят. Кострома, 2002.

3. Тетерский С.В. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи: монография. М., 2003.

4. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: монография. Ярославль,

2000.

5. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980.

References (transliterated):

1. Truhachev T.V., Kirpinchik A.G. Detskoe dvizhenie: strategiya i taktika novogo veka. M., 2003.

2. Shvetsova L.I. Nauka ob obshchestvennoy zhizni detey: start vzyat. Kostroma, 2002.

3. Teterskiy S.V. Mezhdunarodniy opyt gosudarstvenno-obshchestvennoy podderzhki sotsial'nyh initsiativ detey i molodezhi: monografiya. M., 2003.

4. Frishman I.I. Metodika raboty pedagoga dopolni-

tel'nogo obrazovaniya: monografiya. Yaroslavl',

2000.

5. Umanskiy L.I. Psihologiya organizatorskoy deyatel'nosti. M., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.