Научная статья на тему 'Особенности самосознания подростков-скаутов'

Особенности самосознания подростков-скаутов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СКАУТИНГ / SELF-CONSCIOUSNESS / SAMOOTNOSHENIE / THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL / SELF-ESTEEM / LEVEL OF ASPIRATIONS / SELF-CONCEPT / SOCIAL AND ORGANIZATIONAL ACTIVITIES / SCOUTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалько Е. Н.

Рассматриваются проблема самосознания подростка в отечественной психологии, проблема общественно-организационной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростков, участвующих в скаутинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSCIOUSNESS OF ADOLESCENTS

Scouts consider the problem of adolescent self-consciousness in the national psychology, the problem of socio-organizational activities as the lead in adolescence. The results of empirical research characteristics of self-consciousness of adolescents involved in Scouting.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания подростков-скаутов»

нания, ^противопоставленный и не противоречащий личностному.

Третий этап выпадает на период обучения в колледже (16-17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического самосознания юношей и девушек наибольшее воздействие оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, целенаправленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этнической направленности. В этот период этническое самосознание формируется по принципу: «Я -представитель своего народа». По утверждению Эриксона [6, с. 322] кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приводит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые идентификации, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.

Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. [8] выделяют четвертый этап, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (1822 года), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по Эриксону можно отнести к «психосоциальному мораторию» [6, с. 167], который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходит многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, достижениям и завершается более или менее формальным подтверждением достижения со стороны

Библиографический список

общества. Этническая самоидентифакация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они».

Негативная этническая самоидентфикация преимущественно характерна молодым людям до 30 лет. Нерешенность многих социальных, экономических, технологических проблем, неудовлетворенность условиями жизни и деятельности в сельском регионе и поэтому ограниченность, узость возможностей реализации собственного потенциала, отсутствие стабильности в жизни, перспективы будущего обусловливают их индифферентность или негативизм ко всему тому, что происходит рядом с ними. У сельской молодежи отсутствует возможность поменять место жительства, например, уехать в город, по причине трудности адаптации к условиям урбанизированной культуры.

Исследования Солдатовой Г.У. [9, с. 339-340], проведенные в Татарстане, Саха (Якутии), Северной Осетии (Алании), позволяют выделить пятый этап. Адекватная форма этнического самосознания с позитивной самоидентификацией выявлена у лиц среднего возраста от 30 до 50 лет. Многие из них имеют среднее специальное и высшее образование, трудятся в государственных организациях и службах, имеют доступ к современным технологическим средствам в трудовой деятельности, выполняют руководящую работу. Они позитивно относятся к межэтническом контактам, активно вступают во взаимодействие с другими народами во всех сферах жизнедеятельности, спокойно относятся к брачному партнерству и дружеским отношениям с лицами иноэтнических групп. Проявляя подлинные чувства национального достоинства, среди них большинство конструктивно стремятся в определенной степени повлиять, используя свои возможности, на ход экономических, политических и других социальных процессов на их этнической территории.

В заключение отметим, что особенности развития и проявления этнического самосознания детерминированы не только этапами развития человека и стадиями развития этнической идентичности, но также зависят от региональной специфики, обусловленной своеобразием этногенеза общности, социально-экономическими, миграционными, политическими процессами, историко-культурными особенностями региона, этнической ситуацией и др.

1. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.

2. Джеймс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.

3. Janet, P. La psychologie de la conduite // Encyclopedie franzaise, 1940. - V. VIII.

4. Mead, G.H. The Social Psychology of George Herbert Meat / A. Strauss (Eds). - Chicago: University of Chicago Press, 1956.

5. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982. - № 1.

6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

7. Флэйк-Хобсон, К., Робинсон, Б.Е., Скин, П. Мир восходящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

8. Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. - Пермь: ПГПУ, 1997.

9. Солдатова, Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Феде-

рации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996.

Статья поступила в редакцию 12.02.10

УДК 159.923.2

Е.Н. Шалько, аспирант ИГПУ, г. Ангарск, E-mail: Elena_shalko@mail.ru ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ-СКАУТОВ

Рассматриваются проблема самосознания подростка в отечественной психологии, проблема общественно-организационной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростков, участвующих в скаутинге.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притязаний, я—концепция, общественно—организационная деятельность, скаутинг.

Современный подросток живёт в мире, сложном по сво- сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились та-

ему содержанию и тенденциям социализации. Наряду с пози- кие негативные тенденции, как имущественное неравенство,

тивными изменениями, стимулирующими развитие многих резкое снижение востребованости духовных ценностей, уси-

ление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Всё это особенно болезненно сказалось на жизни подростков.

Обозначился рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденций: алкоголизация и наркомания подростков, омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового возраста, участие в военизированных формированиях экстремистов, а также беспризорность среди несовершеннолетних. Одной из причин возникновении данной проблемы выступает незнание социально приемлемых способов удовлетворения присущей подростку обостренной потребности познать свое Я и утвердить его.

Оптимальной для реализации данных потребностей можно считать ведущую деятельность подростков, в качестве которой В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн определяют общественно значимую деятельность, включающую в себя общественно-организационную [1].

Роль общественно значимой деятельности в становлении личности подростка была изучена Д.И. Фельдштейном и сотрудниками его лаборатории (Козинцевой Т.Н., Пикаловой Г.М., Сарсенбаевой Б.И, Лишиным О.В. и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Тем не менее, при исследовании данной проблемы возникает ряд вопросов, не получивших достаточного объяснения. Во-первых, исследования, проведенные вышеперечисленными авторами, относятся к 60 -90 годам 20 века, несут на себе отпечаток идеологической направленности, а также сводятся в основном к изучению изменений в мотивацион-но-потребностной сфере личности подростков. Во-вторых, в психологической литературе существует неоднозначность в определении общественно полезной деятельности и отсутствие четкого определения общественно-организационной деятельности. В-третьих, мало изученной остается проблема влияния общественно-организационной деятельности на формирование и развитие самосознания подростка. Таким образом, научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключаются в уточнении и дополнении теории формирования личности в общественно полезной деятельности Д. И. Фельдштейна.

На основе анализа работ по заявленной проблеме можно сделать вывод, что общественно организационная деятельность подростков - это вид общественно полезной деятельности, в процессе которого у школьников вырабатываются организаторские умения и навыки, формируется сознание ответственности и долга, а также формируется умение действовать в интересах людей. Данный вид деятельности реализуется в детских общественных формированиях, в том числе и в скаутинге. В деятельности скаутских объединений реализуются

программы для детей, ориентированные на изучение истории малой родины, символов российской государственности, на взаимодействие с родителями, на социальную адаптацию ребенка в обществе, развитие лидерских качеств.

В ходе данного исследования была поставлена цель, заключающаяся в выявлении особенностей самосознания под-ростков-скаутов. Для этого было проведено сравнительное изучение компонентов самосознания подростков-скаутов (условно названных 1 группой, численность которой - 62 человека) и подростков, не участвующих в общественно-организационной деятельности (2 группа - 56 человек).

При организации исследования использовались подходы к изучению самосознания Е.Т. Соколовой, В.В. Столина и И.И. Чесноковой [7; 8; 9] . Таким образом, под самосознанием будем подразумевать совокупность осознаваемых психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, формирует отношение с миром, выявляет свою сущность, обладает возможностью изменять отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Параметрами эмпирического изучения самосознания являются самоотношение, самооценка, уровень притязания, уровень субъективного контроля, Я-концепция.

Для исследования самоотношения подростков применялась методика ОСО В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Сопоставляя выраженность факторов в обеих группах подростков, статистически достоверные различия были обнаружены только в высоком уровне.

Так, по шкале отношение к себе других высокие оценки имеют только подростки-скауты. Возможно, это объяснимо осознанием того, что они занимаются социально одобряемым видом деятельности.

Интересен тот факт, что по шкале самопонимания высокие оценки у 53,3% подростков, не занимающихся ООД, и только у 20% опрошенных подростков-скаутов. Объяснение данного факта можно найти с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Придя в скаутинг, подросток занимает определенную социальную позицию, т.е. функциональное место по отношению к другим людям. Данная позиция определяет нормативную систему действий, которые он должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стилей поведения, который он должен освоить. Таких позиций и ролей у подростка становится все больше, а отсюда больше прав и обязанностей. Происходит некая путаница в том, что ему надо и для чего все это делается, и, соответственно возрастает доля непонимания себя и своих желаний. Данные результаты представлены на рис.1.

Рис.1. Результаты методики ОСО в группах испытуемых

Для исследования уровня субъективного контроля подростков была применена методика УСК.

Статистически значимые отличия получены по шкале общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), по шкале в области неудач (Ин), в области спортивных достижений (Ип), по шкале интернальности в отношении здоровья (рис.2).

Таким образом, подростков-скаутов характеризуют следующие особенности: преобладает интернальный тип контроля над соответствующими ситуациями. Это свидетельствует о том, что в межличностных отношениях, эти подростки более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей

согласованностью образов реального и идеального «Я», что мы уже наблюдали у подростков-спортсменов в предыдущих теста. У скаутов обнаружена более активная позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще

обращаются за профилактической помощью. Они чаще достигают успеха в творческой и спортивной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей.

Рис.2. Показатели УСК в группах подростков

В группе подростков, не занимающихся ООД преобладает экстернальный тип контроля. Им в большей степени присуще уступчивое поведение. А это значит, что эти подростки более склонны подчиняться давлению со стороны окружающих, и не сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они слабо реагируют на утрату личной свободы.

Далее нами было проведено исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейна в модификации Прихожан.

Анализ результатов значений по 6 шкалам показал, что большее количество подростков занимающихся скаутингом имеют адекватный уровень самооценки и уровень притязаний, что является важным фактором личностного развития. У подростков 2 группы прослеживается очень высокий показатель уровня притязаний (от 90 до100 баллов), что обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям (рис.3).

Рис.3. Уровень притязаний в группах испытуемых

Примечание: 1 - способности, 2 - характер, 3 - авторитет у сверстников, 4 - умелые руки, 5 - внешность, 6 себе

Таким образом, можно предположить, что постановка целей и развитие умений их достигать в скаутинге влияет на адекватность уровня самооценки и реалистичность своих возможностей в других видах деятельности.

Для изучения Я-концепции применялась методика Т.

Лири и мини-сочинение на основе методики Куна и Мак-Портленда "Кто Я? 20 предложений".

Подростки-скауты считают себя мене подозрительными, лучше настроенными на сотрудничество и стремящимися работать в кооперации, более гибкими по отношению к другим людям, а также проявляющими искреннее эмоциональное отношение, бескорыстность и отзывчивость. Это связано, скорее всего, с тем, что в выбранном виде деятельности им приходится достаточно часто взаимодействовать, и, видя плоды своего сотрудничества, убеждаться в эффективности работы в команде.

Показатели по методике "Кто Я?" позволили говорить о выраженности различных социальных ролей в группах подростков. Так, в группе скаутов достоверно чаще встречаются роли, описывающие социальную позицию личности, в то время во второй группе - роли, связанные с семьей (детей, внуков, сиблингов). Данный факт можно связать с проводимой воспитательной работе среди скаутов, формированием у них активной гражданской позиции. Неопределенная позиция одинаково часто встречается в обеих группах подростков.

Вероятно, это связано с актуальностью для данного возраста

уверенность в

вопроса "Кто Я?"

Подростки второй группы достоверно чаще оценивают свои поступки, действия, внутренние переживания и ощущения с позиции того, что им постоянно кто-то мешает добиться высоких результатов, их неправильно понимают и оценивают, принижают достоинства, в сочинениях фигурируют самообвинение за неприглядные оценки взрослых, собственные слабости, сомнения в своих способностях. Таким образом, в данных случаях можно говорить о деформированной позиции личности.

Недеформированная позиция в большей степени характерна для скаутов. Т.е. речь в данном случае идет об активной позиции в жизни, эти подростки осознают происходящее с ними, свою ответственность за происходящие события, имеют адекватную самооценку, проявляют уверенность в деятельности, стремление в достижении успеха. Данные выводы подтверждают результаты методики УСК.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют особенности в развитии самосознания личности подростка-скаута по сравнению с подростками, не участвующими в общественно-организационной деятельности. Полученные результаты позволят более эффективно выстроить психолого-педагогическую работу как с подростками, участвующими в ООД, так и социально неактивными школьниками. Полученные результаты и сделанные выводы могут быть использованы в процессе подготовки специали-

стов для работы с подростками и в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений.

В то же время, проведенное исследование поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом

дальнейшего исследования может стать изучение гендерных различий самосознания подростков -скаутов, а также сравнительное исследование самосознания подростков, занимающихся различными видами ООД.

Библиографический список

1. Козинцева, Т.Н. Индивидуальный подход к подросткам в процессе формирования их организационно-общественной деятельности // Вопросы психологии, 1980. - № 2.

2. Лишин, О.В. Психологические особенности включения подростка в общественно полезную деятельность. - В сб.: "Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков". - М.,1980.

3. Лишин, О. В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.

4. Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1980.

5. Пикалова, Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: автореф. канд. дис. - М., 1979.

6. Сарсенбаева, Б.И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной деятельности // Вопросы психологии, 1981. - № 4.

7. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство МГУ, 1989

8. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: 1983.

9. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

Статья поступила в редакцию 12.02.10

УДК 378

И.Г. Захарова, ст. преп., Сам ГТУ. г. Сызрань, E-mail: konfer@sstu.syzran.ru

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

В статье рассматривается необходимость формирования социальной компетенции для профессионального становления будущего инженера, рассматриваются условия ее успешной реализации и предлагается авторская система ее развития. Особое внимание в данной системе уделяется неимитационным и имитационно- интенсивым технологиям обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетенция, имитационно-интенсивые методы.

В новых социально-экономических условиях меняются и задачи высшего профессионального образования России. Основная цель которого - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому особую актуальность для развития личности будущего специалиста приобретает проблема формирования его социальной компетенции, в особенности такой ее составляющей как способность взять на себя ответственность.

Социальная компетенция - способность быть ответственным, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов [1, с. 266]. Сформированная социальная компетенция, обеспечивает успешное функционирование индивида в социуме, расширяет возможности для творческого саморазвития, формирует у молодого поколения личную ответственность за благополучие общества, обеспечивает успех в профессиональной деятельности.

Следовательно, к одной из основных задач администрации и профессорско-преподавательского состава вузов можно отнести формирование и развитие социальной компетенции студентов, которая в дальнейшем призвана активно влиять на развитие общепрофессиональных и специальных компетенций, устанавливает связь между формируемыми знаниями и профессиональной деятельностью, между дисциплинарными знаниями и возникшей ситуацией. Для достижения поставленных условий необходима четкая и последовательная работа педагогического коллектива совместно с окружающим социумом над развитием социальной компетенции выпускников. В исследовании, мы руководствуемся идеей о том, что ведущей целью формирования социальной компетенции будущего инженера является его социальное развитие.

Это качество специалиста технического профиля формируется всем ходом учебно-воспитательного процесса, так и целенаправленно организованным педагогическим воспитанием. Социальное развитие представляет собой совокупность различных видов развития, каждый из которых имеет собственную характеристику. В результате социального развития и социализации специалист технического профиля должен стать социально ориентированной личностью, социально активной, со сформированной социальной компетенцией, быть коммуникабельным, толерантным, ответственным.

Социализация - это непрерывный процесс стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, длящийся в течение всей жизни человека. Раскрывается на основе таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация личности. Единство этих понятий обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства культурных норм. На социальное развитие специалиста оказывает большое значение среда, в которой развивается и функционирует специалист.

Учебно-педагогическая среда - совокупность факторов социализации, представляющая собой спроектированную и хорошо организованную педагогическую систему, обеспечивающую личную и профессиональную готовность студентов учебного заведения к предстоящей профессиональной деятельности. Правильно организованная учебно-педагогическая среда формирует социальную компетенцию специалиста технического профиля. Поэтому педагогическому коллективу вуза, необходимо создать условия для ее организации (таб. 1). Для эффективной работы по формированию социальной компетенции студентов технического профиля целесообразно все перечисленные подсистемы формирования социальной компетенции интегрировать в единое открытое студенческое объединение под руководством и управлением как со стороны студентов, так и с участием администрации ВУЗа. Данная «система включения студентов в социальные виды деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.