СВЯЗЬ КОМПОНЕНТА «САМОКОНТРОЛЬ» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
THE CONNECTION BETWEEN THE SELF-CONTROL COMPONENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE WITH VARIOUS PARAMETERS OF THE INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION OF STUDENTS MAJORING IN PSYCHOLOGY
Л.Н. Бабинцева L.N. Babintseva
Социально-психологическая компетентность, индивидуальный стиль саморегуляции, компонент «самоконтроль» социально-психологической компетентности, связь компонента «самоконтроль» с параметрами индивидуального стиля саморегуляции, программирование своей деятельности, осознанное моделирование своей деятельности, программирование деятельности, оценка результатов своего поведения. В статье исследуется связь компонента социально-психологической компетентности «самоконтроль» с параметрами индивидуального стиля саморегуляции личности у студентов-психологов. Результаты, полученные на выборке студентов-психологов, свидетельствуют о наличии взаимосвязи стилевых особенностей саморегуляции и компонента «самоконтроль» социально-психологической компетентности. Показано, что у студентов-психологов, умеющих полностью себя контролировать и подчинять правилам, осознанная саморегуляция находится на высоком уровне.
Socio-psychological competence, individual style of self-regulation, self-control component of socio-psy-chological competence, the interrelation of self-control component with the parameters of the individual style of self-regulation, programming one s own activities, conscious modeling of ones own activity, evaluation of the results of ones own behavior. The article investigates the interrelation of such a socio-psychological competence component as self-control with the parameters of the individual style of self-regulation of students majoring in Psychology. The results collected via sampling of students majoring in Psychology have testified an interrelation between the stylistic features of self-regulation and the self-control component of the socio-psycholog-ical competence. The article shows that the conscious self-regulation of students majoring in Psychology, who are able to control themselves totally and obey the rules, is at a high level.
В сегодняшнем динамичном быстроменяющемся мире для реализации государственных запросов нужен человек-профессионал. Развитие личности как профессионала и успешность профессиональной деятельности зависят от многих условий, в т.ч. и от профессионально важных качеств человека. Одними из актуальных качеств личности профессионала являются различные компоненты
социально-психологической компетентности (далее - СП компетентность), а также и осознанная саморегуляция деятельности, которая базируется на индивидуальном стиле саморегуляции [Моросанова, Коноз, 2003].
Несмотря на актуальность и значимость как социально-психологической компетентности, так и индивидуального стиля саморегуляции, их связь никак не отслеживалась и в научной
литературе нет данных об этом процессе. В литературе встречается упоминание о том, что на целенаправленное сознательное развитие СП компетентности оказывает влияние саморегуляция как важный уровень регуляции активности индивида [Буртовая, 2004; Бабинцева, 2016]. Но как это влияние происходит и как связаны между собой эти компоненты, не уточняется. В связи с этим возникает необходимость специального изучения данной взаимосвязи.
В статье мы представим результаты изучения связи одного из компонентов социально-психологической компетентности («самоконтроль») с разными параметрами индивидуального стиля саморегуляции.
Компонент «самоконтроль» СП компетентности включает в себя два полярных личностных качества. С одной стороны, он характеризует личность как умеющую контролировать себя, подчиняться правилам, с другой - импульсивную, неорганизованную [Диагностика..., 2002].
К параметрам индивидуального стиля саморегуляции относятся планирование, моделирование, программирование и оценивание результатов своей деятельности, а также самостоятельность и гибкость [Аронова, 2004; Моросано-ва, 2013; 2010, Моросанова, Коноз, 2003].
Цель исследования: выявить взаимосвязи компонента «самоконтроль» СП компетентности и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции.
Предметом изучения в нашем исследовании является связь компонента «самоконтроль» СП компетентности и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов.
Методы и организация исследования
Эмпирическое исследование проводилось со студентами I-V курсов (специалитет) психологического факультета Иркутского государственного университета. Выборка составила 196 человек: на I курсе - 40, на II - 40, на III - 36, на IV - 40 и на V - 40. Возраст студентов составлял 17-21 год.
Исследование проводилось в три этапа: 1 -проведена диагностика индивидуального стиля
саморегуляции и СП компетентности; 2 - выявлена связь между выборками с помощью математической обработки; 3 - проведен качественный анализ результатов исследования.
Для диагностики индивидуального стиля саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [Моросанова, 2004]. При исследовании компонента «самоконтроль» СП компетентности была использована методика для диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [Диагностика..., 2002]. Для выявления связи между выборками использовался коэффициент ранговой корреляции г5 Спирмена [Сидоренко, 2010].
Математическое исследование позволило выявить статистически значимые связи компонента «самоконтроль» СП компетентности с такими параметрами саморегуляции, как планирование (0,6188, 0,4756, 0,4198, 0,5287 при г=0,01, и 0,3227 при г= 0,05), моделирование (0,5522 при г=0,01 и 0,3192, 0,3895, 0,3998, 0,3108 при г=0,05), программирование (0,5229, 0,5059, 0,5115 при г=0,01 и 0,3644, 0,4031 при г= 0,05), оценивание результатов (0,5277, 0,5074, 0,4385, 0,5105 при г=0,01 и 0,3243 при г=0,05) и общего уровня саморегуляции (0,6303, 0,4047, 0,5325 при г=0,01 и 0,3315, 0,3887 при г=0,05).
У компонента «самоконтроль» СП компетентности с такими параметрами индивидуального стиля саморегуляции, как гибкость и самостоятельность, статистически значимых связей не выявлено.
Студенты, контролирующие себя, умеющие подчинить себя правилам, обладают высоким уровнем сформированности потребности в осознанном планировании своей деятельности. Такие студенты демонстрируют потребность в осознанном планировании деятельности, их планы реалистичны, детализированы и устойчивы. Цели деятельности выдвигают самостоятельно (рис. 1).
У испытуемых с преобладающей выраженностью фактора соответствующего высокой оценке осознанное планирование своей деятельности находится также на высоком уровне развития (рис. 2).
<
£
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н и
Наибольшее количество испытуемых с примерным равновесием между полярными качествами данного компонента имеют средний уровень развития осознанного планирования своей деятельности. Испытуемые с такими личностными качествами достаточно тщательно планируют деятельность, назначают конкретные сроки ее выполнения. Иногда прибегают к помощи в планировании учебной, трудовой или другой деятельности (рис. 3).
У импульсивных и неорганизованных студентов осознанное планирование своей деятельности находится на низком уровне. У них существуют трудности в планировании, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно (рис. 4).
Самоконтроль и осознанное планирование деятельности (рис. 1-4)
^ ^
-высокий уровень -средний уровень -низкий уровень
Рис. 1. Соотношение высоких показателей самоконтроля и осознанного планирования
Рис. 3. Соотношение средних показателей самоконтроля и осознанного планирования
Рис. 2. Соотношение преобладания высоких показателей самоконтроля и осознанного планирования
Студенты, контролирующие себя, умеющие подчинить себя правилам, обладают высоким уровнем сформированности потребности в осознанном моделировании своей деятельности. Такие испытуемые умеют правильно оценивать ситуацию (например, учебную), оперативно подобрать пути и способы достижения цели (рис. 5).
У испытуемых с преобладающей выраженностью фактора, соответствующего высокой оценке, осознанное моделирование своей деятельности находится на высоком уровне. И только на I курсе либо на среднем, либо на высоком уровне развития (рис. 6).
Наибольшее количество испытуемых, в меру импульсивных, в меру контролирующих себя, имеют средний уровень развития осознанного моделирования своей деятельности. У испытуемых с такими личностными качествами
Рис. 4. Соотношение низких показателей самоконтроля и осознанного планирования
способность выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем развита хорошо (рис. 7).
У импульсивных и неорганизованных студентов осознанное моделирование своей деятельности находится на низком уровне. Это говорит о том, что у таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, что часто приводит к неудачам (рис. 8).
Студенты, контролирующие себя, умеющие подчинить себя правилам, обладают высоким уровнем сформированности потребности в осознанном программировании своей деятельности. Программы и действия такими студентами разрабатываются самостоятельно, они детализированы и развернуты, гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации
Самоконтроль и осознанное моделирование своей деятельности (рис. 5-8)
Рис. 5. Соотношение высоких показателей самоконтроля и осознанного моделирования
Рис. 7. Соотношение средних показателей самоконтроля и осознанного моделирования
~высокий уровень средний уровень -низкий уровень
^ # /
■высоким
уровень средний
уровень -низкий
уровень
Рис. 6. Соотношение преобладания высоких показателей самоконтроля и осознанного моделирования
помех. Легко производят коррекцию программы действий до получения приемлемого для себя результата (рис. 9).
У испытуемых с преобладающей выраженностью фактора, соответствующего высокой оценке, осознанное программирование своей деятельности находится в основном на высоком уровне развития (рис. 10).
Наибольшее количество испытуемых, в меру импульсивных, в меру контролирующих себя, имеют средний уровень развития осознанного программирования своей деятельности. Такие
Рис. 8. Соотношение низких показателей самоконтроля и осознанного моделирования
испытуемые самостоятельно и достаточно продуманно разрабатывают программы действий и поведения для достижения намеченных целей. Иногда прибегают к помощи со стороны (рис. 11).
У импульсивных и неорганизованных студентов осознанное программирование своей деятельности находится на низком уровне. Такие испытуемые не умеют и не желают продумывать последовательность действий. Не могут самостоятельно сформулировать программу действий, действуют импульсивно, путем проб и ошибок (рис. 12).
Самоконтроль и осознанное программирование своей деятельности (рис. 9-12)
Рис. 9. Соотношение высоких показателей самоконтроля и осознанного программирования
Рис. 11. Соотношение средних показателей самоконтроля и осознанного моделирования
Рис. 10. Соотношение преобладания высоких показателей самоконтроля и осознанного моделирования
Рис. 12. Соотношение низких показателей самоконтроля и осознанного моделирования
<
И м л
I
о <
с
и
§
м
Е-
к
о
м да
о ^
о о
о
1-4
о я я
м да н
о <
о м
к
3 Р
я Ь
£ да « с
К
н
и
и м
У контролирующих себя, умеющих подчинить себя правилам студентов потребность в осознанном оценивании результатов своей деятельности сформирована на высоком уровне. Такие студенты адекватно оценивают себя и результаты деятельности и поведения. Они имеют сформированные и устойчивые субъективные критерии оценки результатов. Гибко адаптируются к изменению условий (рис. 13).
У испытуемых с преобладающей выраженностью фактора, соответствующего высокой оценке, умение адекватно оценивать результаты своей деятельности находится у студентов 111 —курсов на высоком уровне, у студентов 1-11 курсов - на среднем уровне развития (рис. 14).
У наибольшего количества испытуемых, в меру импульсивных, в меру контролирующих себя, оценивание результатов своей деятельности находится на среднем уровне развития. Такие испытуемые имеют достаточно адекватную самооценку. Может оценить как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины (рис. 15).
У импульсивных и неорганизованных студентов потребность в оценивании результатов своей деятельности находится в большинстве случаях на низком уровне. Они не замечают ошибок, не критичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, это ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы (рис. 16).
Самоконтроль и оценивание результатов своей деятельности (рис. 13-16)
Рис. 13. Соотношение высоких показателей самоконтроля и оценивания результатов деятельности
Рис. 15. Соотношение средних показателей самоконтроля и оценивания результатов деятельности
Рис. 14. Соотношение преобладания высоких показателей самоконтроля и оценивания результатов деятельности
Саморегуляция у студентов, контролирующих себя, умеющих подчинить себя правилам, находится на высоком уровне сформирован-ности. Причем на младших курсах таких испытуемых меньше, чем на старших. Такие студенты самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать
Рис. 16. Соотношение низких показателей самоконтроля и оценивания результатов деятельности
влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности (рис.17).
У испытуемых с преобладающей выраженностью фактора, соответствующего высокой оценке, саморегуляция деятельности находится на высоком уровне развития (рис. 18).
Испытуемые, в меру импульсивные, в меру Такие испытуемые зависимы от ситуации и
контролирующие себя, имеют средний уровень развития общей саморегуляции на НИ курсах, и высокий уровень развития - на IV и V курсах (рис. 19).
У импульсивных и неорганизованных студентов саморегуляция деятельности находится на низком уровне. При этом на младших курсах таких испытуемых больше, чем на старших.
мнения окружающих. У них снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей. Успешность овладения новыми видами деятельности в большей степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности (рис. 20).
«Самоконтроль» и общий уровень саморегуляции (рис. 17-20)
Рис. 17. Соотношение высоких показателей самоконтроля и общего уровня саморегуляции
курс1 курс2 курсЗ курс4курс5
Рис. 19. Соотношение средних показателей самоконтроля и общего уровня саморегуляции
Рис. 18. Соотношение преобладания высоких показателей самоконтроля и общего уровня саморегуляции
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- у умеющих себя контролировать и подчинять правилам испытуемых на высоком уровне развития находятся планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов своей деятельности и общий уровень саморегуляции поведения;
- у респондентов, у которых контроль над собой преобладает над импульсивностью, планирование, моделирование, программирование и общий уровень саморегуляции поведения находятся на высоком уровне развития. Умение оценивать результаты своей деятельности у студентов курсов также развито на высоком уровне, на I и II курсах - на среднем;
- у студентов, в меру импульсивных, в меру контролирующих себя, такие параметры саморегуляции, как планирование, моделирование,
Рис. 20. Соотношение низких показателей самоконтроля и общего уровня саморегуляции
программирование, оценка результатов своей деятельности, развиты на среднем уровне. Общая саморегуляция поведения с данными показателями самоконтроля у студентов IV и V курса высоко развита, а у студентов НИ курсов находится на среднем уровне развития;
- студенты импульсивные и неорганизованные имеют низкий уровень развития вышеописанных параметров индивидуального стиля саморегуляции, включая и общий уровень.
Данная работа рассматривает лишь один из аспектов изучаемой проблемы. Исследования в этом направлении будут продолжены. Это может быть выявление различий во взаимосвязях данного компонента социально-психологической компетентности с параметрами индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов в зависимости от степени квалификации (специ-алитет и бакалавриат).
<
и
м
£
£
о С
С И
е
й и
Ж е-ч Ш £
и
о
о ^
У м
3 Я
^ к о ^
Рц к О О
я Ь
о ^
<с ^
Д и
« с «
X
н
и
И «
Библиографический список
1. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004, 190 с.
2. Бабинцева Л.Н. Основные подходы к анализу социально-психологической компетентности личности: Человеческий фактор // Социальный психолог. 2016. Вып. 1 (31). С. 9-16.
3. Бабинцева Л.Н. Развитие индивидуального стиля саморегуляции и его параметров у студентов-психологов за время обучения в вузе: методология современной психологии: сб. / под ред. В.В. Козлова, А.В. Карпова, В.А. Мазилова, В.Ф. Петренко. М.; Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2016. С. 3-16.
4. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. 176 с.
5. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) // Н.П. Фетискин,
B.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 138-149.
6. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения // Мир психологии. 2013. № 2. С. 189-199.
7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
8. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регулятор-ные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятерки) // Журнал прикладной психологии. 2003. № 3.
C. 51-57.
9. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.