Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов'

Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / БЕСПЕЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К АСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИБКОСТЬ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCY / INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION / BUOYANCY / EMOTIONAL STABILITY / TENDENCY TO ANTISOCIAL BEHAVIOUR / ACTIVITY MODELLING / BEHAVIOUR REGULATORY FLEXIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабинцева Людмила Николаевна

В данной статье дается определение понятиям «социально-психологическая компетентность» и «индивидуальный стиль саморегуляции». Исследуются множественные взаимосвязи таких компонентов социально-психологической компетентности как «Беспечность», «Эмоциональная устойчивость» и «Склонность к асоциальному поведению» с разными параметрами индивидуального стиля саморегуляции личности у студентов-психологов. Результаты, полученные на выборке студентов-психологов (196 человек), показали наличие взаимосвязи только у таких параметров индивидуального стиля саморегуляции как гибкость и осознанное моделирование своей деятельности и поведения с представленными компонентами социально-психологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабинцева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interrelation of the socio-psychological self-regulation and the conscious self-regulation components of students majoring in psychology

This article defines the concepts of the socio-psychological competency and the individual style of self-regulation. It investigates multiple interrelations of such self-regulation components as “Buoyancy”, “Emotional stability”, and the “Tendency to antisocial behaviour”. All parts contain different parameters of the individual style of self-regulation among students majoring in Psychology. The results collected via sampling the work with students majoring in Psychology (196 people) have indicated the interrelation between such parameters of the individual style of self-regulation as the flexibility and the conscious modelling of activity and behaviour with represented components of socio-psychological competency.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Бабинцева Людмила Николаевна

Институт развития образования Иркутской области

lyu-kolmynina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

В данной статье дается определение понятиям «социально-психологическая компетентность» и «индивидуальный стиль саморегуляции». Исследуются множественные взаимосвязи таких компонентов социально-психологической компетентности как «Беспечность», «Эмоциональная устойчивость» и «Склонность к асоциальному поведению» с разными параметрами индивидуального стиля саморегуляции личности у студентов-психологов. Результаты, полученные на выборке студентов-психологов (196 человек), показали наличие взаимосвязи только у таких параметров индивидуального стиля саморегуляции как гибкость и осознанное моделирование своей деятельности и поведения с представленными компонентами социально-психологической компетентности.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, индивидуальный стиль саморегуляции, беспечность, эмоциональная устойчивость, склонность к асоциальному поведению, моделирование своей деятельности, регуляторная гибкость своего поведения.

Развитие личности как профессионала и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в т.ч. и от профессионально-важных качеств человека. К профессионально-важным качествам на ряду со многими другими, относят различные компоненты социально-психологической компетентности, а также и осознанную саморегуляцию деятельности и поведения.

Социально-психологическая компетентность выражается в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимыми для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения [1; 7].

Саморегуляция это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей, и управлению ими [4].

Личностные аспекты саморегуляции базируются в основном на концепции стиля саморегуляции [6].

От индивидуального стиля саморегуляции зависит, как человек планирует, программирует и моделирует свою деятельность, оценивает ее результаты, а так же показывает насколько человек умеет подстраиваться под изменение условий и самостоятелен [6].

В некоторых исследованиях говорится о том, что на целенаправленное сознательное развитие социально-психологической компетентности ока-

зывает влияние саморегуляция, как важный уровень регуляции активности индивида [2]. Но как это влияние происходит, и как связаны между собой эти компоненты, не уточняется.

Поэтому цель нашего исследования выявить многоуровневые взаимосвязи компонентов социально-психологической компетентности и параметров индивидуального стиля саморегуляции.

Предметом изучения в нашем исследовании является взаимосвязь таких компонентов социально-психологической компетентности как «Жизнерадостность», «Эмоциональная устойчивость», «Склонность к асоциальному поведению» и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов обучающихся в вузе.

Методы и организация исследования

Эмпирическое исследование проводилось на студентах-психологах 1-5 курсов (специалитет) факультета психологии Иркутского государственного университета. Выборка составила 196 человек: на 1 курсе - 40, на 2-м - 40, на 3-м - 36, на 4-м - 40 и на 5 курсе - 40. Возраст студентов составлял 18-21 год.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе нами была проведена диагностика индивидуального стиля саморегуляции и социально-психологической компетентности; на втором этапе мы выявили связь между выборками с помощью математической обработки; на третьем этапе провели качественный анализ результатов исследования.

Для диагностики индивидуального стиля саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [5].

При исследовании фактора Н социально-психологической компетентности была использована методика для диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [3].

© Бабинцева Л.Н., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

31

Для выявления связи между выборками использовался коэффициент ранговой корреляции г Спирмена [8].

Особенности взаимосвязей между представляемыми компонентами социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции

Беспечность ирегуляторная гибкость (рис. 1-4). Полюсы такого компонента как «Беспечность» социально-психологической компетентности говорят с одной стороны о таких качествах социально-психологической компетентности, как жизнерадостность, беспечность, весёлость, с другой стороны о трезвости, молчаливости, серьёзности.

Математический анализ показал что, данный компонент социально-психологической компетентности положительно коррелирует с таким параметром саморегуляции, который относится к регуляторно-лич-ностным свойствам, как гибкость (0,4357, 0,5488, 0,4665 при г=0,01 и 0,3344, 0,3902 при г=0,05).

Жизнерадостные, весёлые, беспечные испытуемые обладают высокосформированной регуля-торной гибкостью. Такие студенты демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов, легко перестраивают планы и программы действий и поведения при возникновении непредвиденных обстоятельств. Могут быстро оценить изменение значимых условий и скорректировать свое поведение (рис. 1).

Студенты 1 курса обладающие преобладающей выраженностью качества соответствующего высокой оценке имеют либо высокий, либо средний уровень регуляторной гибкости. На всех осталь-

ных курсах наибольшее количество испытуемых имеет высокую сформированность регуляторной гибкости, т.е. демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. Чуть меньше студентов демонстрируют средний уровень развитости регуляторной гибкости (рис. 2).

На 2-м курсе у испытуемых в меру жизнерадостных, весёлых, беспечных, в меру трезвых, молчаливых, серьёзных регуляторная гибкость развита на высоком уровне. На всех остальных курсах у таких испытуемых регуляторная гибкость сформирована на среднем уровне. У таких испытуемых при быстрых изменениях ситуации, при неожиданном повороте событий (например, на экзамене или в ситуации семинара) могут возникать трудности с реализацией и перестройкой планов (рис. 3).

У испытуемых трезвых, молчаливых, серьёзных регуляторная гибкость находится на низком уровне, это говорит о том, что такие студенты в динамичной, быстроменяющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внесения коррекции (рис. 4).

Склонность к асоциальному поведению и осознанное моделирование деятельности (рис. 5, 6). Склонность к асоциальному поведению как компонент социально-психологической компетентно-

Рис. 1. Соотношение высоких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости

Рис. 2. Соотношение преобладания высоких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости

о.

>

о.

>

о.

>

о.

>

а.

•ВЫСОКИМ

уровень ■средний уровень низкий уровень

Рис. 3. Соотношение средних показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости

15 10 5 0

\ "V Ъ * <о

Лр <¡9° ^ ^ ^ ^ч*

•высоким уровень

•средним уровень

низкий уровень

Рис. 4. Соотношение низких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости

Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции...

20

10

-^-^

♦ I У ■ I ■ I ■ I

Л Л Л > <о ^ ^ # # ^

высоким уровень

средний уровень

низкий уровень

Рис. 5. Соотношение высоких показателей по компоненту «Склонность к асоциальному поведению» и моделирования деятельности

сти говорит о наличии или отсутствии склонности к асоциальному поведению. При корреляционном анализе данный компонент показал отрицательную связь с таким параметром саморегуляции как моделирование (-0,4919, при г=0,01 и -0,3121, -0,3614, -0,3649, -0,3207 при г=0,05).

У студентов, имеющих склонность к асоциальному поведению, потребность в осознанном моделировании своей деятельности находится на низком уровне (рис. 5). Такие испытуемые характеризуются пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

У испытуемых, не имеющих склонности к асоциальному поведению, осознанное моделирование своей деятельности находится на среднем уровне развития. Причем на старших курсах таких испытуемых больше чем на младших (рис. 6).

На старших курсах испытуемых не склонных к асоциальному поведению и имеющих высокий

Рис. 6. Соотношении показателей низких показателей по компоненту «Склонность к асоциальному поведению» и моделирования деятельности

уровень развития моделирования гораздо больше чем на младших.

Эмоциональная устойчивость и регуляторная гибкость (рис. 7-10). Данный компонент социально-психологической компетентности характеризует человека с одной стороны, как эмоционально устойчивого, зрелого, спокойного, с другой стороны, как эмоционально неустойчивого, изменчивого, поддающегося чувствам.

Проводя статистический анализ «Эмоциональной устойчивости» и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции обнаружилась его положительная корреляционная связь с регу-ляторной гибкостью (0,4226, 0,5356, 0,4805 при г=0,01 и 0,3288, 0,3909 при г=0,05).

Эмоционально устойчивые, зрелые, спокойные испытуемые имеют высокий уровень развития ре-гуляторной гибкости (рис. 7).

Студенты с преобладающей выраженностью личностных качеств соответствующих высокой

Рис. 7. Соотношение высоких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и регуляторной гибкостью

25 20 15 10 5

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5

■высокии уровень

•средний уровень

низкий уровень

Рис. 8. Соотношение преобладания высоких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и регуляторной гибкостью

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5

-высокий уровень

-средний уровень

низкий

уровень

Рис. 9. Соотношение средних показателей «Эмоциональной регуляции» и регуляторной гибкостью

Рис. 10. Соотношение низких показателей «Эмоциональной устойчивости» и регуляторной гибкостью

оценке по компоненту «Эмоциональная устойчивость», имеют в основном высокий уровень развития регуляторной способности (рис. 8).

У студентов с примерным равновесием между такими личностными качествами как эмоциональная устойчивость, спокойствие, зрелость и эмоциональная неустойчивость, изменчивость регулятор-ная гибкость развита на среднем уровне (рис.9).

Эмоционально неустойчивые, поддающиеся чувствам студенты имеют низкий уровень регуляторной гибкости (рис. 10).

Эмоциональная устойчивость и осознанное моделирование своей деятельности (рис. 11-14). Также компонент «Эмоциональная устойчивость» социально-психологической компетентности коррелирует с таким параметром саморегуляции, как осознанное моделирование своей деятельности. Но данная взаимосвязь прослеживается только на 1-3 курсах (на 1 курсе 0,4441, на 2 курсе 0,4960 при г=0,01, на 3 курсе 0,3757 при г=0,05). На 5 и 4 курсах связь между данными параметрами теряется.

Эмоционально устойчивые, зрелые, спокойные испытуемые имеют высокий уровень развития осознанного моделирования своей деятельности. Такие испытуемые умеют правильно оценивать ситуацию (например, учебную), оперативно подобрать пути и способы достижения цели (рис. 11).

Студенты с преобладающей выраженностью личностных качеств соответствующих высокой оценке по данному компоненту, имеют также высокий уровень развития осознанного моделирования своей деятельности (рис. 12).

У студентов с примерным равновесием между такими личностными качествами как эмоциональная устойчивость, спокойствие, зрелость и эмоциональная неустойчивость, изменчивость осознанное моделирование развито на среднем уровне. У испытуемых с такими личностными качествами способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, развито хорошо (рис. 13).

Эмоционально неустойчивые, поддающиеся чувствам студенты имеют низкий уровень осознанного моделирования своей деятельности на 2 и 3 курсе. На 1 курсе такие испытуемые имеют средний и низкий уровень развития осознанного моделирования. Это говорит о том, что у таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, что часто приводит к неудачам (рис. 14).

Итак, исследование выявило особенности взаимосвязи между компонентами социально-психологической компетентности и параметрами индивидуального стиля саморегуляции:

1. Компонент социально-психологической компетентности «Жизнерадостность» имеет статистически значимые связи с регуляторной гибкостью. Испытуемые жизнерадостные, беспечные и веселые, а также с преобладанием перечисленных качеств имеют высокий уровень развития осознанной гибкости. Студенты, в меру жизнерадостные, весёлые, беспечные, в меру молчаливые и серьёзные имеют средний уровень регуляторной гибкости. У серьезных, молчаливых респондентов регулятор-ная гибкость находится на низком уровне развития;

Рис. 11. Соотношение высоких показателей «Эмоциональной устойчивости» и осознанного моделирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 12. Соотношение преобладания высоких показателей «Эмоциональной устойчивости» и осознанным моделированием

Рис. 13. Соотношение средних показателей «Эмоциональной устойцивости» и осознанным моделированием своей деятельности

15 10 5

•высоким уровень

•средний уровень

низким

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5 уровень

Рис. 14. Соотношение низких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и осознанным моделированием своей деятельности

Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции..

2. Эмоциональная устойчивость связана с такими параметрами индивидуального стиля саморегуляции, как осознанное моделирование и регуляторной гибкостью. У эмоционально устойчивых, зрелых, спокойных испытуемых, а также с преобладанием таких личностных качеств студентов-психологов осознанное моделирование деятельности и поведения и регуляторная гибкость развиты на высоком уровне. У респондентов с примерным равновесием между высокими и низкими показателями по данному компоненту социально-психологической компетентности регуляторная гибкость и осознанное моделирование развиты на среднем уровне. У испытуемых эмоционально неустойчивых, легко поддающихся чувствам моделирование и гибкость находится на низком уровне;

3. Склонность к асоциальному поведению связана с осознанным моделированием своей деятельности и поведения. У студентов-психологов склонных к асоциальному поведению моделирование находится на низком уровне.

Библиографический список

1. Бабинцева Л.Н. Основные подходы к анализу социально-психологической компетентности лич-

ности // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2016. - № 1 (31). - 9-16 с.

2. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы её развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2004. - 176 с.

3. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 138-149.

4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

5. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.

6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М.: Наука, 2010. - 519 с.

7. Сафронова О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1998. - 225 с.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.