Научная статья на тему 'Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования'

Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНДЕКСЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОГЕРЕНТНОСТЬ / ДИВЕРГЕНТНОСТЬ / «ГОМОГЕННОСТЬ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ» СТРУКТУРЫ / PSYCHOSOCIAL COMPETENCE / INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION / STRUCTURAL ORGANIZATION / THE STRUCTURAL ORGANIZATION INDICES / COHERENCE / DIVERGENCE / “HOMOGENEITY-HETEROGENEITY” STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Анатолий Викторович, Бабинцева Людмила Николаевна

Введение. В данной статье описывается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности психологов через формирование профессиональных компетенций за время обучения в вузе. Рассматриваются особенности структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования. Материалы и метод.: Представленная проблема раскрывается посредством изучения «гомогенности гетерогенности» структур и оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации. Результаты исследования. Выявленные различия имеют характер не качественных, а количественных изменений целостных структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, происходящих за время обучения в вузе. Заключение. У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, структура социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции отличается большей организованностью, интегрированностью, синтезированностью и сплочённостью качеств, входящих в неё.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features of the Socio-psychological Competence Structure and Individual Style of Self-regulation in Psychology Students of Different Education Levels

Introduction. This paper describes the problem of improving the efficiency of professional activity of psychologists through the formation of professional competencies during their studies at University. Consideration is given to the features of the structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation of psychology students of different education levels. Materials and methods. The presented problem is revealed by studying the “homogeneity-heterogeneity” of the structures and assessing the degree of organization of the correlation pleiades and the nature of their configuration.The results of the research. The revealed differences are quantitative (not qualitative) changes in the holistic structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation of psychology students of different education levels, which occur during their study at University.Conclusion. The research has revealed that the structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation in the psychology specialist-degree students are characterized by higher degree of organization, integration, synthesis and cohesion of qualities included in it.

Текст научной работы на тему «Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 159.923

Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования

А. В. Карпов

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль Л. Н. Бабинцева

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация. Введение. В данной статье описывается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности психологов через формирование профессиональных компетенций за время обучения в вузе. Рассматриваются особенности структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования. Материалы и метод.: Представленная проблема раскрывается посредством изучения «гомогенности - гетерогенности» структур и оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации. Результаты исследования. Выявленные различия имеют характер не качественных, а количественных изменений целостных структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, происходящих за время обучения в вузе. Заключение. У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, структура социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции отличается большей организованностью, интегрированностью, синтезированностью и сплочённостью качеств, входящих в неё.

Ключевые

слова: социально-психологическая компетентность, индивиду-

альный стиль саморегуляции, структурная организация, индексы структурной организации, когерентность, дивер-гентность, «гомогенность - гетерогенность» структуры.

Для цитирования: Карпов А. В., Бабинцева Л. Н. Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 465-475.

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-465-475

Дата поступления статьи в редакцию: 27 июня 2019 г.

Введение

Психологические проблемы сферы профессиональной деятельностичеловекаможносчитатьфундаментальными, и их междисциплинарный характер очевиден. В ходе длительных исследований в психологии накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, который способствует эффективной профессиональной деятельности специалиста (Р. Дэвис [22], Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, А. В. Карпов, Е. А. Климов [7; 8], Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Д. Патерсон, Ф. Парсонс, Ю. П. Поваренков, М. Савикс [22], Д. Сьюпер [24], Дж. Холланд, В. Д. Шадриков [20] и мн. др.).

Важным направлением повышения эффективности профессиональной деятельности является изучение факторов и условий формирования необходимых компетенций, в том числе социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции.

Специфика современной исследовательской ситуация, сформированнаякнастоящему времени, заключается в том, что две предметные области исследований (социально-психологическая компетентность и индивидуальный стиль саморегуляции) активно разрабатываются по отдельности, независимо друг от друга. Вклад в изучение социально-психологической компетентности внесли Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, Л. А. Петровская, А. Н. Сухов и др. [2; 3; 16; 18]. Концепция индивидуального стиля саморегуляции была предложена О. А. Конопкиным [9] и продолжила своё развитие в исследованиях В. И. Моросановой, А. К. Осницкого и др. [11; 14]. Феномен индивидуального стиля саморегуляции описан современными исследователями на материалах различных исследований процессов саморегуляции в разных видах деятельности, таких как спортивная [17], профессиональная [4; 10; 14; 19] и учебная [15; 12]. В научной литературе исследовательские данные о процессе взаимосвязи и совместного развития социально-психологической компетентности и саморегуляции деятельности и поведения психолога практически отсутствуют.

Очевидна необходимость в изучении важной в теоретическом и практическом отношении проблемы взаимосвязи и совместного развития социально-психологической компетентности и саморегуляции деятельности, возможных детерминационных отношений между ними, посредством каких структурных компонентов они усиливают или ослабляют друг друга.

Цель исследования: выявить характер и структуру

социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции как профессиональных качеств, развивающихся у будущих психологов разного уровня образования при обучении в вузе.

Материалы и методы: В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: тест для диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) (В. В. Козлов, Н. П. Фетискин); тест-опросник оценки «социально-коммуникативной компетентности» (Е. И. Рогов.); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова); тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».

Для выявления специфики структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции мы использовали следующие методы математической статистики:

- корреляционный анализ для выявления многоуровневых статистически значимых связей между отдельными компонентами социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции личности студентов разных выборок,

- метод «экспресс %2» для выявления качественного своеобразия структур и метод оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации, предложенные в наших работах [5; 6].

В исследовании приняли участие студенты-психологи: 1-5 курсов, обучающихся на специалитете, и 1-4 курсов, обучающихся на бакалавриате. Общая выборка составила 344 человека.

Результат исследования: На основе проведённого корреляционного анализа были построены структурограммы компонентов социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, которые отражают общую структурную организованность личностных качеств, а также наличие между ними значимых взаимосвязей (рис.1, 2).

Рис. 1. Структурограмма социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов, обучающихся

на специалитете

Fig. 1. Structuregram of socio-psychological competence and individual style of self-regulation of psychology specialist-degree students

Рис. 2. Структурограмма социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов, обучающихся в

бакалавриате

Fig. 2. Structuregram of socio-psychological competence and individual style of self-regulation of psychology bachelor-degree students

Примечание (для рис.1 и рис. 2):

Пунктирные линии - отрицательные корреляции; сплошная линия -

положительные корреляции; толщина линии: жирная - р<0,001; полужирная - р<0,01; тонкая - р<0,05;

Компоненты индивидуального стиля саморегуляции: Пл - планирование, М моделирование, Пр - программирование, Ор - оценивание результатов, Г- гибкость, См - самостоятельность, ОУР - общий уровень саморегуляции, ВС - волевая саморегуляция, Сб - самообладание, Нст - настойчивость.

Компоненты социально-психологической компетентности: А - общительность, М - независимость, С - эмоциональная устойчивость, Н - самоконтроль, П - асоциальное поведение, В - логическое мышление, Д - беспечность, К- чувствительность, СК - стремление к конформности, Т/НН - терпимость/нетерпимость к неопределённости.

Корреляционный анализ показал, что у специалистов и бакалавров наблюдаются как сходные по характеру, силе и устойчивости, которые от курса к курсу не изменяются, так и различные взаимосвязи компонентов социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции.

Наиболее достоверными доказательствами о различиях целостных структур компонентов социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования дают исследования «гомогенности-гетерогенности» структур с помощью метода «экспресс %2» и оценка степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации [5; 6].

При проведении исследования оценки «гомогенности-гетерогенности» матриц интеркорреляций социально-психологической компетентности и индиви-

дуального стиля саморегуляции выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Оценка «гомогенности-гетерогенности» матриц методом «экспресс х2»

Table 1

Assessment of homogeneity-heterogeneity of matrices by the express x2 method

бакалавры специалисты

1 курс 5 курс

1 курс 0,857 -

4 курс - 0,606

Примечание: n=20, r = 0,42 при р=0,05, r = 0,53 при р=0,01, r = 0,65 при р=0,001.

Из таблицы видно, что структуры матриц интеркорреляций у студентов-психологов, обучающихся на специалитете и в бакалавриате, гомогенны. Наиболее близки структуры 1 курсов специалитета и бакалавриата (при р=0,001). Наиболее разнородны структуры 4 курса бакалавриата и 5 курса специалитета (при р=0,01). Гомогенность структур свидетельствует о наличии у юношей и девушек, приходящих в высшую школу, на факультет психологии, в определённой степени сформированности компонентов как социально-психологической компетентности, так и компонентов индивидуального стиля саморегуляции. Также гомогенность структур объясняется тем, что студенты получают одну профессию. Учебные планы и планы воспитательной работы специалитета и бакалавриата содержат схожие предметы, и формы внеучебной работы, направленные на развитие компетенций, формируемых во время обучения согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования для психологов - специалистов и бакалавров. В результате чего за время обучения как у специалистов, так и у бакалавров формируются одни и те же компоненты социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции. Так, развитие саморегуляции и отдельных её компонентов (планирование, программирование, оценивание результатов), а также развитие логического мышления и преодоления склонности к асоциальному поведению у студентов-психологов не зависит от уровня образования (поскольку они за время обучения в вузе развиваются и у специалистов, и у бакалавров). От уровня образования у студентов-психологов зависит развитие общительности и эмоциональной устойчивости. Данные личностные характеристики развиваются за время обучения только у студентов-психологов, обучающихся на специалитете [1].

Для выявления различий в целостных структурах социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов, обучающихся на разных уровнях образования, мы провели

анализ организованности структуры с помощью метода оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации, который показал следующее (см. табл. 2):

Таблица 2

Структурный анализ матриц интеркорреляций социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования

Table 2

Structural analysis of the inter-correlation matrices of socio-psychological competence and individual style of self-regulation in psychology students of

different levels of education

Специалисты

ИКС ИДС ИОС

1 курс 51 13 64

5 курс 70 34 104

Бакалавры

ИКС ИДС ИОС

1 курс 44 12 56

4 курс 46 22 68

Примечание:

ИКС - индекс когерентности структуры, ИДС - индекс дивергентности структуры, ИОС - индекс организованности структуры.

Из таблицы 2 видно, что структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции как у специалистов, так и у бакалавров с преобладанием индекса когерентности, это говорит об интегри-рованности, синтезированности и сплочённости качеств в целостной структуре. Тем не менее показатель открытости и пластичности структуры (индекс дивергентности) также наблюдается.

За время обучения в вузе в структурах студентов-психологов разного уровня образования происходят количественные изменения. Так, индексы когерентности, дивергентности и организованности структуры у студентов-психологов первого курса специалитета и бакалавриата приблизительно одинаковые. К концу обучения на специалитете изучаемые структурные индексы взаимосвязи социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции вырастаю в два раза. Рост же структурных индексов на бакалавриате за время обучения незначительный, практически остаётся на уровне 1 курса (см. табл. 2).

Учитывая, что за высокой когерентностью матрицы стоит не только «равно-мощность» её компонентов, но и, прежде всего, одинаково высокий уровень их

развития [6], можно говорить о том, что целостная структура социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов, обучающихся на специалитете, имеет наиболее высокий уровень развития входящих в неё компонентов. Она более совершенна как на уровне социально-психологической компетентности, так и на уровне индивидуального стиля саморегуляции и отличается большей организованностью, ин-тегрированностью, синтезированностью и сплочённостью.

Ранее нами была обнаружена прямая связь степени структуры организации и внешнего критерия (организация факторов, обеспечивающих результат). Чем выше значение внешнего критерия, тем больше и степень структурированности [6]. Также было доказано, что мера организации структуры значимо возрастает в процессе профессионализации [6]. Внешним критерием, который влияет на меру организованности структуры взаимосвязи компонентов социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, можно считать программы обучения и организацию учебной деятельности, которые отличаются у бакалавров и специалистов.

Опираясь на данные закономерности, можно говорить о том, что максимальное отличие психологических структур 4 курса бакалавриата и 5 курса специалитета объясняется тем, что специалистов и бакалавров за время обучения готовят к одинаковым видам деятельности, таким как практическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая (согласно ФГОС ВО для специалистов и для бакалавров), но с различной постановкой задач. Количество задач, которые должен решать выпускник психолог, предусмотрено для специалистов гораздо большее, чем для бакалавров. Более того, задачи качественно различаются в области общения с клиентами и группового взаимодействия. Для бакалавров стоят задачи, в большей степени касающиеся анализа психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп и т. п. Тогда как для специалистов задачи связаны с организацией коллективов, взаимодействием с клиентом при консультировании, психологической реабилитации и коррекции и пр. Кроме того, у специалистов помимо перечисленных видов профессиональной деятельности федеральный государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрена ещё и специальная деятельность, также имеющая свои задачи. Отсюда количество общеобразовательных и профессиональных компетенций, направленных на способность решать поставленные задачи и формируемых во время обучения во ФГОС ВО, также предусмотрено различное. Кроме общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате освоения программы как у психологов-специалистов, так и у психологов-бакалавров, у обучающихся на специалитете предусмотрены ещё и профессионально-специализированные компетенции. Поэтому в планы учебной и воспитательной работы на специалитете включено большее число предметов и практических занятий, направленных на формирование предусмотренных компетенций.

Заключение

В результате нашего исследования была установлена закономерность,

заключающаяся в том, что существуют различия между целостными структурами компонентов социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов, обучающихся на специалитете и бакалавриате. Эти различия носят характер не качественных, а количественных изменений целостных структур, которые произошли за время обучения в вузе. Так, у студентов-психологов, обучающихся на специалитете, структура отличается большей организованностью, интегрированностью, синтезированностью и сплочённостью качеств, входящих в неё. Степень организованности структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции к концу обучения на специалитете у студентов-психологов возрастает в два раза. У бакалавров рост индексов организованности структуры за время обучения незначительный. Центральной детерминантой структурной организации является система обучения, которая позволяет формировать у студентов-психологов на специалитете, в отличие от бакалавриата, более совершенную структуру социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Список литературы

1. Бабинцева Л. Н. Особенности развития социально-психологической компетентности за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования/ Л. Н. Бабинцева// Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 143149.

2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1990. 403 с.

3. Жуков Ю. М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников // Активные методы обучения педагогическому общения. М., 1983. С. 38-65.

4. Индина Т. А. Регуляторные и личностные детерминанты принятия решений: на материале политического голосования : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2007. 203 с.

5. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

6. Карпов А. В. Качественная гетерогения организации // Психология деятельности. В 5 т. Т. V. М. : РАО, 2015. 470 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Институт практической психологии. Воронеж : МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. М. : Академия, 2004. 304 с.

9. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [изд. 2-е, испр. и доп.]. М. : Ленанд, 2011. 320 с.

10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога : дис ... канд. психол. наук :19.00.13. М., 2006. 213 с.

11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.

12. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е. В. Взаимосвязь

мотивации и осознанной саморегуляции учения // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 5.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.08.2014 № 946 (дата обращения: 17.07.2019).

14. Осницкий А. К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3-12.

15. Осницкий А. К., Долгова Н. Ю. Связь успешности совместной деятельности с показателями сформированности регуляторного опыта школьников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.06.2019).

16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. : МГУ, 1989. 216 с.

17. Соколова Л. А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1990. 19 с.

18. Сухов А.Н., Гераськина М. Г., Лафуткин А. М., Чечкова А. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. [7-е изд., перераб. и доп.] [Электронный ресурс]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 615 с. URL. http://znanium.com/catalog/ product/1028856 (дата обращения: 22.06.2019).

19. Фомина Т. Г. Индивидуальные особенности саморегуляции и общительности учителя в педагогическом взаимодействии : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 25 с.

20. Шадриков В. Д. Содержание и структура профессиональной деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2007. С. 125-128.

21. Dawis, R. V., Lofquist, L. A psychological theory of work adjustment // Minneapolis: University of Minnesota Press. 1984. pp. 33-43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Savickas M. L. The 2012 Leona Tyler Award address: Constructing careers Actors, agents, and authors // The Counseling Psychologist. 2013. Vol. 41. р. 648-662.

23. Super D. E., Savickas M. L., Super C. M. The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown & L. Brown (Eds.), Career choice and development (3rd ed) // San Francisco: Jossey-Bass. 1996. р. 121-178.

Specific Features of the Socio-psychological Competence Structure and Individual Style of Self-regulation in Psychology Students of Different Education Levels

Anatoly V. Karpov

Yaroslavl State University. P. G. Demidov

Lyudmila L. Babintseva

Institute of Education Development, Irkutsk

Abstract. Introduction. This paper describes the problem of improving the efficiency of professional activity of psychologists through the formation of professional competencies during their studies at University. Consideration is given to the features of the structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation ofpsychology students of different education levels. Materials and methods. The presented problem is revealed by studying the "homogeneity-heterogeneity" of the structures and assessing the degree of organization of the correlation pleiades and the nature of their configuration. The results of the research. The revealed differences are quantitative (not qualitative) changes in the holistic structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation of psychology students of different education levels, which occur during their study at University.

Conclusion. The research has revealed that the structure of socio-psychological competence and individual style of self-regulation in the psychology specialist-degree students are characterized by higher degree of organization, integration, synthesis and cohesion of qualities included in it.

Keywords: psychosocial competence, individual style of self-regulation, structural organization, the structural organization indices, coherence, divergence, "homogeneity-heterogeneity" structure.

Карпов

Анатолий Викторович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4547-2848

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14

tel.: + 7(4852)797702 e-mail: [email protected]

Бабинцева

Людмила Николаевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

ORCID https://orcid.org/

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А

tel.: + 7(3592)500904

e-mail: [email protected]

Karpov

Anatoly Viktorovich

Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of RAE, Dean of the Faculty of Psychology, Head of the Department of Labor Psychology and Organizational Psychology

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4547-2848

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov

14 Sovetskaya St, Yaroslavl, Russia, 150003

tel.: +7(4852)797702 e-mail: [email protected]

Babintseva Lyudmila Nikolaevna

Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology

ORCID https://orcid.org/

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007

tel.: + 7(3592)500904

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.