Научная статья на тему 'Развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе'

Развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FACTORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIABILITY / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / БЕСПЕЧНОСТЬ / CARELESSNESS / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / SENSITIVITY / НЕЗАВИСИМОСТЬ / INDEPENDENCE / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / СКЛОННОСТЬ К АСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / PROPENSITY FOR ASOCIAL BEHAVIOR / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабинцева Людмила Николаевна

Дается определение социально-психологической компетентности личности. Исследуется развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе. Результаты, полученные на выборке студентов, свидетельствуют о том, какие факторы СПК за время обучения в вузе формируются интенсивно, какие развиваются слабо, а какие вообще не развиваются. Предполагается, что для развития личностных качеств студентов-психологов в процессе обучения необходимо увеличение числа практических дисциплин и семинаров-тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабинцева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGY STUDENTS DURING HIGH SCHOOL TRAINING

The article gives a definition of socio-psychological competence of an individual. It examines the development of a socio-psychological competence of psychology students during training at a high school. The results obtained on the sample of students indicate the factors of socio-psychological competence that are developed intensively, poorly or generally not developed during training at a high school. It is assumed that the development of personal qualities of psychology students in the learning process requires an increase in the number of practical courses and training seminars.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе»

УДК 159.923

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Л.Н. Бабинцева1

Иркутский государственный университет 664001, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

Дается определение социально-психологической компетентности личности. Исследуется развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе. Результаты, полученные на выборке студентов, свидетельствуют о том, какие факторы СПК за время обучения в вузе формируются интенсивно, какие развиваются слабо, а какие вообще не развиваются. Предполагается, что для развития личностных качеств студентов-психологов в процессе обучения необходимо увеличение числа практических дисциплин и семинаров-тренингов.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность личности; факторы социально-психологической компетентности; общительность; логическое мышление; эмоциональная устойчивость; беспечность; чувствительность; независимость; самоконтроль;, склонность к асоциальному поведению.

DEVELOPMENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGY STUDENTS DURING HIGH SCHOOL TRAINING L.N. Babintseva

Irkutsk State University, 1 K. Marx St., Irkutsk, 664001, Russia.

The article gives a definition of socio-psychological competence of an individual. It examines the development of a socio-psychological competence of psychology students during training at a high school. The results obtained on the sample of students indicate the factors of socio-psychological competence that are developed intensively, poorly or generally not developed during training at a high school. It is assumed that the development of personal qualities of psychology students in the learning process requires an increase in the number of practical courses and training seminars. Keywords: socio-psychological competence of an individual; factors of socio-psychological competence; sociability; logical thinking; emotional stability; carelessness; sensitivity; independence; self-control; propensity for asocial behavior.

Одной из центральных задач современного высшего образования является развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Нужно это для того, чтобы специалист на «выходе» мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.

Под термином «компетенция» понимается не только способность применять для успешной деятельности в любой области полученные знания и умения, но и личностные качества. Решить задачу развития личностных качеств у студентов, обучающихся в вузе, можно посредством развития социально-психологической компетентности.

Но как происходит формирование тех или иных компетенций за время обучения в вузе, и происходит ли вообще, никак

не отслеживается. Поэтому наше исследование, результаты которого мы представляем в данной статье, направлено на изучение развития социально-психологической компетентности за время обучения в вузе.

Итак, предметом изучения в нашем исследовании является развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе.

Вопрос о понятии социально-психологической компетентности (СПК) рассматривался многими исследователями. В основном СПК рассматривается как «...способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» [1, 3, 4].

О.В. Сафронова дает следующее определение данного понятия: «Социаль-

1Бабинцева Людмила Николаевна, старший преподаватель, тел.: 89246344741, e-mail: lyu-kolmynina@yandex.ru Babintseva Lyudmila, Senior Lecturer, tel.: 89246344741, e-mail: lyu-kolmynina@yandex.ru

но-психологическая компетентность выражается в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения» [5, с. 63].

На наш взгляд, подход О.В. Сафро-новой к определению социально-психологической компетентности личности наиболее полно отражает суть данного понятия, так как речь идет не только об эффективном взаимодействии с другими людьми, но и о владении механизмами саморегуляции, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. На это определение мы опираемся в нашем исследовании.

Методы и организация

исследования

Эмпирическое исследование проводилось на студентах 1-5 курсов (специали-тет) психологического факультета Иркутского государственного университета. Выборка составила 196 человек: на 1 курсе -40, на 2 курсе - 40, на 3 курсе - 36, на 4 курсе - 40 и на 5 курсе - 40. Возраст студентов составлял 17-21 год.

Исследование проводилось в не-

сколько этапов: на первом этапе нами была проведена диагностика социально-психологической компетентности; на втором этапе мы выявили различия между выборками с помощью математической обработки; на третьем этапе провели качественный анализ результатов исследования.

Для диагностики социально-психологической компетентности применялся тест «Коммуникативно-социальная компетентность» [7], который включает в себя 8 факторов, измеряющих: общительность (А), логическое мышление (В), эмоциональную устойчивость (С), беспечность (Д), чувствительность (К), независимость (М), самоконтроль (Н), склонность к асоциальному поведению (П) и шкалу лжи. Каждый фактор подразумевает полярность личностных качеств. С помощью данной методики можно получить более полные представления о личности, точнее составить вероятностный прогноз успешности ее профессиональной деятельности.

Для выявления различий между выборками испытуемых использовался и-критерий Манна - Уитни [6].

Результаты эмпирического

исследования

1. Фактор А («Общение»). Данный фактор определяет, насколько человек является открытым, внимательным к другим людям, более непринужденным и легким в общении или, наоборот, необщительным и замкнутым (рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

■низкие значения

■примерное равновесие м\у личн-ми качествами

преобладание высоких значений

■высокие значения

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 1. Изменение показателей по фактору А (в % соотношении)

Из рис. 1 видно, что на 1 и 2 курсах наибольшее количество испытуемых имеют средние показатели по фактору А, на всех остальных курсах наибольшее количество студентов имеют преобладание общительности над замкнутостью.

Наибольшее количество студентов, замкнутых, необщительных, скрытых, обособленных, склонных к излишней строгости в оценке людей наблюдается на 1 курсе. Число таких студентов к старшим курсам уменьшается и достигает минимального количества. Наименьшее количе-

чения в вузе развивается незначительно.

2. Фактор С («Эмоциональная устойчивость», или «эмоциональная стабильность».). Данный фактор характеризует личность как эмоционально устойчивую, зрелую, обладающую эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциональные раздражители, ситуации или эмоционально неустойчивую, т.е., повышено эмоционально возбудимую и склонную к частой смене эмоциональных состояний (рис. 2).

60 50 40 30 20 10

низкие значения

примерное равновесие м\у личн-ми качествами

преобладание высоких значений

высокие значения

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 2. Изменение показателей по фактору С (в % соотношении)

ство студентов, имеющих высокие показатели по фактору А, находится на 1 курсе, и к старшим курсам их число увеличивается. Также видно, что число испытуемых, имеющих преобладание открытости, общительности над замкнутостью, к 5-му курсу постепенно увеличивается за счет снижения числа испытуемых, имеющих средние показатели по шкале. Это происходит потому, что за время обучения у студентов развиваются такие личностные качества, как общительность, открытость, легкость и непринужденность в общении, готовность к сотрудничеству, внимательность к другим людям. Эти личностные качества являются важнейшими для психолога.

При оценке различий между выборками с помощью и-критерия Манна - Уитни разницы в зоне достоверности не выявлено (иЭмп = от 634 до 747 при и ф = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01). Это говорит о том, что данный фактор СПК за время обу-

Эмоционально устойчивых студентов, которые умеют не реагировать на эмо-циогенные раздражители и ситуации, на 1 курсе 5% - наименьшее количество. Постепенно их количество от курса к курсу увеличивается, и на 5 курсе таких студентов становится 20%.

Эмоционально неустойчивых, т.е. эмоционально возбудимых и склонных к частой смене эмоциональных состояний, поддающихся чувствам, студентов на 1 курсе 25%. Постепенно их количество снижается, и к 5-му курсу их становится 7,5%. (иэмп = 585 р = 0,05). Это происходит за счет того, что данное личностное качество имеет свойство развиваться [2]. А в процессе обучения, приобретя навыки по регуляции и саморегуляции своего эмоционального состояния, студенты к 5-му курсу научились справляться со своими эмоциями. Эмоциональная стабильность также является одним из ПВК психолога.

0

На всех курсах наибольшее количество испытуемых являются в меру эмоционально устойчивыми, в меру поддающимися чувствам. Сочетание эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных студентов по курсам выглядит следующим образом: на 1-3 курсах эмоционально нестабильных студентов больше, чем эмоционально стабильных; на 4 курсе таких испытуемых равное количество; на 5 курсе эмоционально стабильных, невозмутимых, невпечатлительных испытуемых больше, чем склонных к частой смене эмоциональных состояний.

Несмотря на то, что эмоционально устойчивых студентов к 5-му курсу становится больше, а эмоционально неустойчивых - меньше, основное их количество по-прежнему имеют средние показатели по данному фактору. Это говорит о том, что у основного количества испытуемых данное качество либо осталось неизменным, либо развилось только до средних показателей.

Различия между выборками являются значимыми только у 1 и 5 курсов. Между другими курсами они находятся в зоне незначимости (иэмп = от 666 до 796,5 при и кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01).

3. Фактор Н («Самоконтроль») Здесь рассматривается, насколько человек может контролировать себя, умеет или нет подчинять себя правилам, насколько он импульсивный и неорганизованный (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что на 1 курсе наименьшее количество испытуемых, уме-

ющих себя контролировать, подчинять себя правилам, и наибольшее число импульсивных, неорганизованных студентов. К 5-му курсу испытуемых, умеющих подчинить себя правилам, становится гораздо больше, а неорганизованных - меньше. Это связано с тем, что за время обучения в вузе у обучающихся формируется осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний. Такие студенты становятся организованными, начинают контролировать себя, подчинять себя правилам. Тем не менее, испытуемых, имеющих средние показатели по данному фактору, почти не изменилось (такие испытуемые характеризуются как в меру умеющие контролировать себя, подчинять себя правилам и в меру не умеющие это делать), и их на всех курсах по-прежнему осталось большее количество. Это говорит о том, что данный фактор СПК за время обучения развивается не достаточно хорошо. Об этом говорит и тот факт, что достоверность различий между курсами находится в зоне незначимости (иэмп = от 798 до 632 при и кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01).

4. Фактор П («Склонность к асоциальному поведению»). Фактор П позволяет выявить испытуемых, имеющих склонность к асоциальному поведению, что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям (рис. 4).

70 60 50 40 30 20 10 0

■низкие значения

примерное равновес. м\у личн-ми качествами

преобладающая выраженность высоких значений

■высокие значения

курс 1

курс 2

курс 3

курс 4

курс 5

Рис. 3. Изменение показателей по фактору Н (в % соотношении)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

•склонен к асоциальному поведению

не склонен к асоциальному поведению

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 4. Изменение показателей по фактору П (в % соотношении)

Из рис. 4 видно, что студентов, склонных к асоциальному поведению, на старших курсах становиться значительно меньше. Это говорит о том, что испытуемые, склонные к асоциальному поведению, перестали пренебрегать принятыми общественными нормами, моральными и этическими ценностями и т.д. Мы предполагаем, что это может быть связано с развитием таких личностных качеств, как эмоциональная устойчивость и самоконтроль.

Достоверные различия между курсами по данному фактору находятся в зоне значимости ^¡^ = от 532 до 408 при р = 0,01 ^ кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р =0 ,01)). Это свидетельствует о том, что данный фактор СПК за время обучения развивается на достаточно высоком уровне.

5. Фактор К («Чувствительность»). Данный фактор характеризует,

насколько человек чувствителен, способен выражать свои эмоции, тянется к другим или, наоборот, это реалистичный, рацио-налный, полагающийся на себя человек (рис. 5).

Из рис. 5 видно, что наибольшее количество человек на 1-3, 5 курсах имеют преобладающую выраженность фактора, что характеризует их как чувствительных, больше тянущихся к другим людям, чем полагающихся на себя; на 4 курсе наблюдаем средние показатели по фактору, что характеризует испытуемых как в меру чувствительных, в меру рациональных.

Наименьшее количество человек по всем курсам имеют низкие показатели по данному фактору, что характеризует их как нечувствительных, рациональных, не тянущихся к другим людям, полагающихся только на себя. Таких испытуемых на всех курсах незначительное количество.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

низкие значения

примерное равновес. м\у личн-ми качествами

преобладание высоких значений

высокие значения

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 5. Изменение показателей по фактору К (в % соотношении)

Что касается студентов с высоким уровнем чувствительности, то на 3 курсе таких студентов становится меньше, но к 5 курсу их процент вновь увеличивается, и таких студентов среди всех курсов наибольшее количество. Это говорит о том, что испытуемые, у которых чувствительность находилась на среднем уровне, становятся более чувствительными, тянутся к другим людям. Чувствительность является одним из важных качеств психолога. И к 5 курсу у большинства студентов формируется такое профессионально важное качество.

По фактору К значимых различий между выборками не наблюдается (иэмп = от 783,5 до 653,5 при и кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01). Это может быть связано с тем, что у студентов, которые обучались на факультете психологии, чувствительность изначально развита на достаточно высоком уровне. И поэтому особых изменений в развитии данного личностного качества не происходит. Но, тем не менее, число испытуемых с высоким уровнем чувствительности к 5-му курсу возрастает.

6. Фактор В («Логическое мышление»). Данный фактор показывает, насколько у испытуемых развито логическое мышление, насколько они внимательны (рис. 6).

80

70 60 50 40 30 20 10 0

курсе их число начинает расти и достигает наибольшего количества человек на 5-м курсе;

2) студентов с преобладанием данного качества на всех курсах примерно одинаковое количество;

3) со средними значениями по данному фактору наибольшее количество человек на 1 и 2 курсах. Их число к 5 курсу значительно сокращается;

4) испытуемые с низким логическим мышлением есть только на младших курсах, и их незначительное количество.

Отсюда вывод: на старших курсах наблюдается наибольшее количество испытуемых с высокоразвитым логическим мышлением, а на младших курсах - со средними показателями данного параметра социально-психологической компетентности.

Значимость различий по данному фактору наблюдается между 1 и 4 и 1 и 5 курсами (иэмп = 566 при р = 0,05), между 2 и 4 (иэмп = 485,5 при р = 0,01) и 2 и 5 (иэмп = 586,5 при р = 0,05) курсами, а также 3 и 4 (иэмп = 464,5 при р = 0,01) и 3 и 5 курсами (иэмп = 564 при р = 0,05). Это говорит, что развитие данного фактора началось с 3-го курса. Что, безусловно, положительно влияет на формирование СПК студента.

7. Фактор М («Независимость») Данный фактор говорит о наличии таких

низкие значения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

примерное равнов. м\у личн-ми качествами

преобладающая выраженность фактора

высокие значения

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 6. Изменение показателей по фактору В (в % соотношении)

Из графика (рис. 6) видно: 1) наименьшее количество студентов, имеющих высокоразвитое логическое мышление, находится на 1 и 2 курсах. На 3

полярных личностных качеств, как, с одной стороны, независимость, предпочтение собственных решений, ориентированность на себя, с другой - зависимость от группы,

следование за общественным мнением (рис. 7).

Как показывает диаграмма, предпочитающих собственные решения, независимых, ориентированных на себя на всех курсах наименьшее количество. И к 5-му курсу таких студентов не прибавилось.

Число испытуемых с преобладанием независимости над зависимостью от группы к старшим курсам уменьшается.

Наибольшее количество человек на всех пяти курсах в меру зависимы от группы, следуют за общественным мнением и в меру независимы от группы, ориентированы на себя.

А вот студентов, зависимых от группы, следующих за общественным мнением,

на старших курсах становиться больше, чем на младших.

Достоверных различий по фактору «Независимость» не выявлено (иэмп = от 648 до 795 при и кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01).

Такие качества, как независимость, ориентированность на себя, предпочтение собственных решений, как показало исследование, не развивается за время обучения. Что отрицательно сказывается на формировании СПК.

8. Фактор Д («Беспечность»). Этот фактор показывает, насколько человек является беспечным и насколько серьезным. Данные по фактору Д отражены на рис. 8.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

низкие значения

примерное равнов. м\у личн-ми качествами

преобладание высоких значений

высокие значения

курс 1

курс 2

курс 3 курс 4

курс 5

Рис. 7. Изменение показателей по фактору М (в % соотношении)

70 60 50 40 30 20 10 0

низкие значения

примерное равнов. м\у личн-ми качествами

преобладание высоких значений

высокие значения

курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5

Рис. 8. Изменение показателей по фактору Д ( в % соотношении)

Высокий уровень, соответствующий таким качествам личности, как жизнерадостность, веселость, беспечность, наблюдается у наименьшего количества испытуемых на всех пяти курсах. Таких испытуемых среди всех курсов незначительное количество.

Число испытуемых с преобладанием беспечности над серьезностью к 4-му курсу возрастает, и на 5-м курсе их число вновь уменьшается.

Наибольшее количество студентов на всех курсах имеют средние показатели по фактору. Такие испытуемые характеризуются как в меру серьезные, молчаливые, трезвые и в меру беспечные, веселые, жизнерадостные. Их число к 5-му курсу также снижается. Это происходит за счет увеличения числа студентов, имеющих низкие показатели. Появление большего числа испытуемых, обладающих такими качествами, говорит о том, что эти студенты в силу того, что перед ними стоит проблема поиска работы, выбора дальнейшего жизненного пути, становятся серьезными и относятся к жизни более трезво и ответственно. Тем не менее на младших курсах число испытуемых, обладающих серьезностью, больше, чем на старших.

При выявлении различий между выборками по фактору Д значимых показателей выявлено не было (иэмп = от 641 до 784 при и кр = 628 (р = 0,05) и 557 (р = 0,01).

Из вышеописанного видно, что данный фактор за время обучения не развивается, что отрицательно сказывается на формировании СПК.

Итак, как видно из продемонстрированных данных, у студентов факультета психологии такие факторы СПК, как «Логическое мышление» и «Склонность к асоциальному поведению» за время обучения развиваются интенсивно. Факторы СПК

Библиогр1

1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05: Л.: ЛГУ, 1991. 403 с.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

3. Миронова О.И. Компетентность руководителя в

«Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Самоконтроль», «Чувствительность» развиваются слабо. А факторы «Независимость» и «Беспечность» за время обучения в вузе не развиваются вообще.

Часть факторов СПК, таких как «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Самоконтроль», «Чувствительность», являются не просто личностными характеристиками, они являются еще и наиболее важными профессиональными качествами психолога. И от их развития зависит, каким будет будущий специалист.

По мнению автора статьи, для того чтобы у студентов психологического факультета данные личностные качества развивались лучше в процессе обучения, необходимо увеличить число практических дисциплин и семинаров-тренингов, на которых студенты могли бы не только обучаться, но и развивать свою социально-психологическую компетентность.

Например, такое личностное качество, как «общительность», можно развивать:

1) на лекциях-дискуссиях, где организуется свободный обмен мнениями студентов на предлагаемую тему;

2) на семинарах-тренингах, направленных на развитие общительности.

Такое качество, как «Чувствительность», развивается при общении с людьми. Поэтому при развитии общительности будет развиваться и чувствительность, т.е. способность человека чувствовать и выражать свои эмоции.

Такие качества, как «эмоциональная устойчивость» и «самоконтроль», можно развивать, используя в учебном процессе семинары-тренинги, направленные на формирование этих качеств.

Статья поступила 09.07.2015 г.

ий список

оптимизации материальных условий деятельности персонала: сущность, структура, условия и факторы развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Тамбов, 2003. 207 с.

4. Психология: словарь / под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.; Политиздат, 1990. 494 с.

5. Сафронова О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: СПб, 1998. 225 с.

6. Сидоренко Е.В. Методы математической обра-

ботки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с. 7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

УДК 27-9+791.224.1+726.03

ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЬНОГО ОБЛАЧЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НЕРЧИНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ НАЧАЛА XVIII ВЕКА

© Е.С. Бушуева1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Впервые в истории православной церкви Восточной Сибири приводится подробное описание церемониального облачения священнослужителей начала XVIII века на примере облачения священнослужителей Нерчинской Успенской церкви, воссозданное по сохранившимся в фондах Государственного архива Забайкальского края приходно-расходным книгам Свято-Успенского мужского монастыря за 1720-1726 годы и введенное в научный оборот автором данной статьи. Показывается, что православные ризы из монастырской Успенской церкви удачно сочетали в себе буйную игру красок дорогих восточных тканей, к тому же богато декорированных жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, с изысканной роскошью европейских серебряных и золотых кружев. Эта комбинация деталей священнического одеяния способствовала созданию образа преуспеяния и могущества новой для здешних мест восточно-христианской религии. Обосновывается, что богатые и изысканные наряды иноков Нерчинской Успенской церкви могли соперничать исключительно с платьями высшей аристократии складывающейся Российской империи, чем демонстрировался уровень, достигнутый Нерчинским Свято-Успенским мужским монастырем как в экономическом благосостоянии, так и в суверенности своего статуса от духовной власти любого уровня.

Ключевые слова: ризница Нерчинской Успенской церкви; подризник; стихарь; епитрахиль; риза; жертвователи-меценаты; цельные серебряные пуговицы под позолотой; священническое облачение.

DESCRIPTION OF CEREMONIAL GARMENTS OF NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH PRIESTS IN THE EARLY XVIII CENTURY E.S. Bushueva

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

For the first time in the history of the Orthodox Church in Eastern Siberia a detailed descriprion of the ceremonial clergy garments of the early XVIII century is given on the example of the robes of priests from the Nerchinskaya Assumption Church. The clergy garments were reconstructed by the account books of the Holy Dormition Monastery of 1720-1726 that were preserved in the collections of the State Archive of the Trans-Baikal Territory and introduced into the scientific use by the author of this article. The Orthodox vestments of the Monastery Assumption Church are shown to successfully combine the festive colors of expensive oriental fabrics richly beset with pearls, precious and semi-precious stones with fine European luxury of silver and gold lace. This combination of clergy garment pieces helped to create the image of prosperity and power of Eastern Christian religion that was new for local places. It is proved that the rich and refined garments of the monks of Nerchinskaya Assumption Church could compete with the dresses of the upper classes in the forming Russian Empire. This fact demonstrates the level reached by the Nerchinsk Holy Dormition Monastery both in the economic well-being and in the sovereignty of its status from the spiritual authority of any level. Keywords: sacrarium of Nerchinskaya Assumption Church; surplice; sticharion; epitrahelion; vestment; donators; gold-plated solid silver buttons; clergy vestment.

История полуразрушенного древнего каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, руины которого возвышаются среди обезлюдевшего села Калинино (бывшего Монастырского), практически не известна и туманна. Скупые сведения сохранились лишь в чудом уцелевших немно-

гочисленных исторических документах Государственного архива Забайкальского края. Пожелтевшие от времени листы приходно-расходных книг некогда широко известного своим богатством Нерчинского Свято-Успенского мужского монастыря представили картину былого величия обители. В

1

Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: 89145256996. Bushueva Elena, Senior Lecturer, Competitor for a scientific degree, tel.: 89145256996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.