УДК 159
Виноградов А.А.
магистрант 3 курса Херсонский государственный педагогический университет
(г. Херсон, Россия)
СВЯЗЬ ХАРАКТЕРА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С ДОМИНИРУЮЩИМИ СТРАХАМИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в данной статье автор описывает исследование взаимосвязи доминирующих страхов и самоэффективности личности, описываются основные методы дана характеристика выборки, анализируются результаты и приводятся основные выводы.
Ключевые слова: самоэффективность личности, доминирующие страхи, отечественная психология.
Страх - нормальная инстинктивная защитная реакция организма, основанная на инстинкте самосохранения. Но если он проявляется в ситуациях, когда жизни и жизненным ценностям ничто не угрожает, можно говорить о фобии. Другими словами, фобия - это навязчивый страх, она может возникнуть, как под гнётом внешних обстоятельств, так и из-за слишком богатой фантазии человека, обусловленной его психической организацией. Это неразумная, непроизвольная, неадекватная реакция страха, которая заставляет избегать определенных мест, ситуаций и обстоятельств.
Испытывающий фобию человек сильно потеет, у него учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, возникает чувство неминуемой гибели и всё это сопровождается непреодолимым желанием бежать, куда глаза глядят, только подальше от этого места. Например: Если вы летите на самолёте во время грозы и вам страшно - это нормально. Если же при одном упоминании слова «самолёт» начинается приступ паники - это уже фобия [45].
В соответствии с целями нашего исследования необходимо рассмотреть фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся теоретических и прикладных проблем тревоги и страха, которые помогли бы нам раскрыть особенности проявления страхов у младших школьников.
Подробно остановимся на понятии страха. Психическими и физиологическими особенностями страха занимались такие учёные как:
З. Фрейд, И.П. Павлов, А.И. Захаров, Г. Эбермин, Э. Изард. Достаточно полно раскрывшие понятие страха, их психофизиологические особенности, причины возникновения и пути коррекции.
В отечественной психологии наиболее известны и распространены теории страха И.П. Павлова и А.И. Захарова. Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх, считал он, основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.[13, С.45-49]
А.И. Захаров, рассматривая понятие «страх» отмечает, что в нём отображено восприятие угрозы или отчуждения чувства безопасности.
Страх, по его определению - это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. В его работах страх делится на ситуационный (возникает в необычной или опасной обстановке) и личностный (предопределен характером человека), реальный и воображаемый, острый и хронический.
Многие авторы, такие как С.С. Степанов, Р.В. Овчарова, А.О. Прохоров считают, что страх как эмоционально насыщенное ощущение способствует формированию у индивида устойчивого и постоянного беспокойства, которое готовит человека к ответной реакции на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия человека [22].
В зарубежной психологии наиболее распространены теории: З. Фрейда, Г. Эбермин, Э.Изарда. З. Фрейд считал, что страх детей первоначально является только выражением того, что им не хватает любимого человека, поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхом, они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека, и успокаиваются, если могут держать в темноте руку этого лица. Также он считал, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех последующих переживаний и страхов.[26, С.7]
Г. Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была, бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха: нарушение работоспособности и умения концентрировать внимание, нервность, расстройство сна, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства, бронхиальная астма, аллергия, сверхгигиена и т.д.[40]
Э. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.[26,С.42-44].
К числу философов, которые, по общему мнению, в наибольшей степени оказали влияние на современные представления о страхе, относится прежде всего Б. Спиноза. Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Б. Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности. В работе Дж. Локка страх - это беспокойство души при мысли о будущем зле, которое вероятно, на нас обрушится [2].
Несмотря на существенный вред, который причиняет страх, он несет еще и положительное значение для человека, так как первоначально эмоция страха
возникла в процессе эволюции с целью защиты организма человека от всевозможных опасностей первобытной жизни.
Таким образом, проведенный теоретический анализ в области изучения функций страха, позволяет нам говорить о его двойственном воздействии на человека: с одной стороны, страх активизирует нас, выступая в качестве активно-оборонительной реакции, с другой - парализует, проявляясь в пассивно-оборонительных реакциях, таких как оцепенение, ступор и т.д. Страх всегда есть сигнал предупреждения об опасности, содержащий импульс к преодолению этой опасности. Однако, страх также может держать человека в постоянном напряжении, порождая неуверенность в себе и не позволяя реализоваться в полную силу [26].
В настоящее время изучено значительное количество страхов, сопровождающих нас от рождения до самой смерти, которые у авторов классифицируются по-разному, в зависимости от признаков, лежащих в их основании (А. И. Захаров, Б. Д. Карвасарский, С. О. Мамонтов, Н. Е. Осипов, Ф. Риман, Б. Сэдок, З. Фрейд, Ю. В. Щербатых).
В исследованиях А. И. Захарова в самом общем виде страх условно делится на ситуационно и личностно обусловленный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной для взрослого человека или ребенка обстановке. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений [26].
Такие исследователи, как Б. Сэдок и Г. Каплан, предлагают делить страхи на конструктивные- представляющие естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические страхи, являющиеся неадекватным ответом на определенный
стимул по интенсивности или длительности, и часто приводящие к психопатологиям [45].
В своей работе, посвященной данной проблеме, С. Ю. Мамонтов, разграничивает все имеющиеся страхи на пять групп:
Экзистенциальные страхи (страх перед смертью и самим процессом умирания, страх перед свободой, страх перед одиночеством и изоляцией, перед бессмысленностью, страх перед нищетой),
Опасения по поводу собственной бездарности (страх неудачи и поражения, боязнь говорить, выглядеть хуже других),
Фобии и связанные с ними приступы паники,
Страхи перед болью (боязнь медицинского обследования, операции) и перед болезнью (например, обнаружить рак или СПИД, потерять контроль над собой, показаться окружающим сумасшедшим, попасть в психиатрическую больницу),
Социальные страхи, по мнению С. Ю. Мамонтова, основываются на неуверенности личности в собственных возможностях и подразумевают боязнь того, что посторонние могут оттолкнуть, осудить, обидеть. Автор выделяет следующие виды социальных страхов:
- страх отвержения (страх получить отказ, быть непризнанным, недооцененным, презираемым, страх осуждения, боязнь равнодушия),
- боязнь потери (оказаться брошенным своим партнером, страх развода, боязнь потерять работу, обеднеть, лишиться красоты),
- страх принять самостоятельное решение (взять на себя ответственность, нежелание рисковать, начать учиться, выбрать себе партнера),
- страх публично проявлять свои чувства, а также высказываться, обозначать потребности, предъявлять требования, сказать «нет», раскритиковать кого-то, страх конфликтов,
- страх перед авторитарными личностями [45].
Свою классификацию страхов предлагает Ю.В. Щербатых [26]. Он делит все страхи на три группы: природные, социальные и внутренние.
Природные страхи, непосредственно связаны с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира.
Вторую группу в классификации Ю.В. Щербатых составляют социальные страхи - боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания.
Третью группу составляют внутренние страхи - рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним исследователь относит не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками [26].
Анализируя состояния страха, А. Кемпински выделяет четыре вида страха: биологический, общественный, моральный и дезинтеграционный [10]. Ситуации, связанные с непосредственной угрозой жизни, вызывают биологический страх, который является первичной формой страха, возникающей в случае депривации первичных, жизненных потребностей. Общественный страх развивается в случае нарушения взаимодействия с ближайшим социумом. Моральный страх А. Кемпински рассматривает в качестве последующего развития общественного страха. Дезинтеграционный страх появляется при каждом изменении информационной структуры. Данная классификация исходит из особенностей ситуации, вызвавшей страх, и является, по мнению автора, генетической, а не симптоматологической классификацией.
Проведенный нами анализ доступной литературы показал, что на данный момент не существует общепринятой классификации страхов, авторы обычно выбирают для собственных исследований отдельные, невзаимосвязанные
страхи.
Проблема изучения человеческих страхов на сегодняшний день остро стоит в психологической науке. Страх рассматривают как один из регуляторов человеческой жизни, как необходимое и органическое для психики чувство. Являясь отрицательно окрашенным состоянием, страх обусловлен грозящим реальным или предполагаемым бедствием [1].
Особую теоретическую ценность в психологии составляют исследования, направленные на изучение страхов, связанных с возрастными и гендерными особенностями личности.
В данном исследовании мы обратились к изучению страхов, присущих возрастным категориям взрослых людей, от периода юности (17-21 год), до пожилого возраста (от 65 лет) (используется возрастная периодизация В. Квинна), в результате чего стало возможным представить широкую иерархическую сетку страхов, составленную по возрастному и гендерному принципу, отражающую специфику настоящего времени. Отметим, что в задачи исследования входит изучение причин, вызывающих страхи и влияющих на уровень их выраженности.
При определении средств научного исследования, мы обратились к психосемантическим методам, позволяющим определить субъективное отношение личности к собственным страхам. Данный выбор обоснован тем, что на сегодняшний день в психологии не существует методов изучения страхов, позволяющих провести объективный анализ данных и определить уровень их выраженности, т.к. для этого необходимо экспериментальное столкновение личности с изучаемыми страхами и отслеживание реакции, что является невозможным с точки зрения этики. В результате апробации методик стало возможным построение иерархической сетки страхов личности, составленной по возрастному и гендерному принципу.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в построении общей иерархии страхов людей, относящихся к различным возрастным и гендерным группам, что позволяет продолжать исследования страхов в таких
областях психологии, как социальная психология, психология личности, психология развития, этнопсихология и др. Практическая значимость состоит в как в конкретизации содержания страхов личности, так и непосредственном использовании данных исследования в условиях психологического консультирования, по средствам сопоставления проблемы клиента с данными, характерными для его возрастной и гендерной группы, и определения исключительности случая.
Выводы теоретического исследования Анализ подходов к изучению страхов личности (изучены работы авторов: Абакумова Т.В., Байкова И.А., Берзин А., Вилюнас В.К., Захаров А.И., Изард К., Ильясов Ф.Н., Квинн В., Кемпински А., Кирилов И.О., Крайг Г., Крейнина О.В., Левис Ш., Леонтьев А.Н., Нардонэ Дж., Тайсон Ф., Шкуратова И.П., Щербатых Ю.В.) позволил сделать следующие выводы:
- наличие определенных страхов является возрастной нормой и неотъемлемой частью человеческой жизни, обусловленной необходимостью реакции на грозящие реальные или предполагаемые бедствия и мобилизации организма на реализацию избегающего поведения,
- крайней формой проявления страха является фобия, или фобическое расстройство
- иррациональный неконтролируемый страх,
- страхи имеют тенденцию к изменениям на протяжении жизни человека, при этом проявление страхов, специфичных для пройденных человеком возрастных этапов в последующем, является отражением недостаточной психологической зрелости личности,
- данные теоретического исследования обосновывают выбор темы исследования, по средствам необходимости изучения возрастных и гендерных особенностей страхов личности, что позволяет конкретизировать их содержание, отражая специфику настоящего времени. Процедура эмпирического исследования состояла из нескольких этапов:
1 этап: изучение возрастных и гендерных особенностей субъективной выраженности страхов личности у респондентов.
2 этап: изучение причин возникновения страхов личности, описанных респондентами.
3 этап: анализ результатов.
1. Психологический анализ данных возрастных и гендерных особенностей субъективной выраженности страхов личности у респондентов
В целях исследования респонденты были разделены на 4 возрастные группы. При разделении респондентов на группы, мы использовали возрастную периодизацию В. Квинна, современную (2000 год) и широко используемую на сегодняшний день. Таким образом, группы имели следующие характеристики:
1. «Юность» (17-21 год) - 15 респондентов: 9 женщин, 6 мужчин.
2. «Молодость» (21-35 лет) - 12 респондентов: 6 женщин, 6 мужчин. 3. «Зрелость» (35-65 лет) - 11 респондентов: 5 женщин, 6 мужчин.
4. «Пожилой возраст» (от 65 лет) - 12 респондентов: 7 женщин, 5 мужчин.
Для изучения возрастных особенностей субъективной выраженности страхов личности у респондентов мы использовали метод «Незаконченные предложения» и «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева).
«Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» имеет вид теста, ответы, на вопросы которого, представлены шкалами. Каждый вопрос содержит в себе описание одного типа страха и позволяет определить интенсивность выраженности данного страха у респондента. Испытуемому необходимо дать количественную характеристику выраженности страха от 1 (полное отсутствие) до 10 (яркая фобическая выраженность), соответственно, 29 промежуточные результаты. По результатам методики нам были получены следующие данные (в скобках указан средний бал - уровень выраженности страха в каждой группе по 10 бальной шкале, математически рассчитанный по данным респондентов):
- В группе «Юность» доминируют страхи:
1) страх болезни и смерти близких людей (9,6),
2) страх изменений в личной жизни (6,5),
3) страх одиночества (6,1),
4) страх изменений во внешности (5,9),
5) страх животных (5,0).
К тому же, нам удалось выявить страхи, выраженные в данной возрастной группе наименьшими показателями:
1) страх самоубийства (2,6),
2) страх вероятности стать родителем (2,6),
3) страх самому совершить преступление (2,7),
4) страхи, связанные с половой (сексуальной) функцией (2,9),
5) страхи замкнутых пространств (3).
- В группе «Молодость» доминируют страхи:
1) страх болезни и смерти близких людей (8,6),
2) страх животных (5,6),
3) страх бедности (5,5),
4) страх старости (5,3),
5) страх высоты (5,3).
Страхи, выраженные в данной возрастной группе наименьшими показателями:
1) страх самоубийства (1,3),
2) страх замкнутых пространств (1,8),
3) страх смерти (1,8),
4) страх показаться смешным (2,7),
5) страх мистики (2,7). -
В группе «Зрелость» доминируют страхи:
1) страх болезни и смерти близких (9,5),
2) страх заболеть каким-либо заболеванием (7,6),
3) страх появления сильной боли (7,3),
4) страх изменений в личной жизни (7,2),
5) страх ответственности (6,8).
Страхи, выраженные в данной возрастной группе наименьшими показателями:
1) страх самоубийства (2,3),
2) страх мистики (2,5),
3) страх замкнутых пространств (2,8),
4) страх показаться смешным (2,9), 5
) страх стать родителем (2,9).
- В группе «Пожилой возраст» доминируют страхи:
1) страх болезни и смерти близких людей (8,8),
2) страх войны (8,7),
3) страх стать жертвой преступления (7,5),
4) страх заболеть каким-либо заболеванием (7,1),
5) страх появления сильной боли (7,1).
Страхи, выраженные в данной возрастной группе наименьшими показателями:
1) страх родов (1),
2) страх вероятности стать родителем (1),
3) страхи, связанные с половой (сексуальной) функцией (1,1),
4) страх самому совершить преступление (1,5),
5) страх самоубийства (1,7).
При изучении гендерных особенностей мы рассчитывали данные мужчин и женщин раздельно, при этом, не подразделяя их на возрастные группы, тем самым высчитывая средний результат, характерный для людей от юного до пожилого возрастного периода. Такое решение обоснованно недостаточным количеством респондентов различной половой направленности в возрастных группах, поэтому при изучении гендерных особенностей в возрастных группах анализ данных был бы искажен.
Метод «Незаконченные предложения». В данной методике, основанной на вербальном завершении и предназначенной для выявления индивидуальных особенностей выраженности страхов личности, респондентам предлагалось завершить предложение «Больше всего я боюсь...». Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы,
- в группе «Юность» доминируют страхи, связанные с семьей и близкими людьми (выделяют 20% респондентов), страхи, связанные с различными видами животных (20%), а также страхи, связанные с мистикой, чем-либо паранормальным (20%),
- в группе «Молодость» доминируют страхи, связанные с семьей и близкими людьми (41,6%), а также боязнь высоты (выражена у 25%),
- в группе «Зрелость» доминируют страхи, связанные с семьей и близкими людьми (36,4%), а также страхи, связанные с собственной жизнью -боязнь смерти (18,2%) и физического насилия (18,2%),
- в группе «Пожилой возраст» доминируют страхи войны (25%), страхи конца света (25%) и боязнь природных катаклизмов (25%).
Общий анализ полученных данных на первом этапе эмпирического исследования позвонил сделать следующие выводы:
- доминирующим страхом во всех группах является боязнь за здоровье и жизнь близких людей.
- была выявлена следующая тенденция: с возрастом у людей пропадают страхи, связанные с внешним видом и чувством одиночества, а также животными, при этом появляются страхи, связанные с собственным здоровьем, материальным благополучием семьи, а также боязнь наступления войны и конца света,
- при изучении общих показателей (средний балл по данным всех респондентов) было установлено, что в современном обществе доминируют такие страхи, как:
1) боязнь за смерть и болезнь близких (9,2),
2) страх заболеть каким-либо заболеванием (5,8),
3) страх публичных выступлений (5,8),
4) страх оказаться жертвой преступления (5,7),
5) страх бедности (5,7),
при этом меньше всего выражены такие страхи, как:
1) страх самоубийства (2),
2) страх самому совершить преступление (2,4),
3) страх вероятности стать родителем (2,5),
4) страхи, связанные с половой (сексуальной) функцией (2,7),
5) страх замкнутых пространств (2,7),
- по результатам исследования гендерных особенностей проявления страхов личности можно сделать вывод о том, что у мужчин наблюдаются страхи, основанные на взаимодействии с другими людьми (семья, близкие, начальство, публика, одиночество, ответственность за других), при этом у женщин в ярко выражены страхи, акцентированные на себя (жертва нападения, заболевание, изменение во внешности) и страхи естественной среды (высота, глубина).
Понятие «самоэффективность» было введено в психологию Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности, в которой Бандура подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, где особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность.
Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.
Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, таким образом, способствует самоуважению личности. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений.
Развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.
Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмотрим каждый из этих четырех факторов.
Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если
человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, самоэффективность будет усиливаться.
Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, косвенный опыт также может быть источником высокой самоэффективности. То есть наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться. Студенты, которые боятся задавать вопросы в большом классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с "я не могу сделать это" на "возможно, я смогу", если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной способности выполнить подобные действия.
Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Возьмем мать, которая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в школе. Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что ей по силам "сделать это", но и может способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Конечно, такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успехи в освоении трудного предмета не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на ребенка, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно, напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного
пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями, но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.
Эмоциональный подъем. И, наконец, так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Медицина. Д988 - 323 с;
2. Бреслав Г.М Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М. Педагогика, 1990 - 207с;
3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. Изд-во МГУ,1988;
4. Дорофеева Г.А. Страхи: определения, виды, причины - Научная статья по спец. «Психологические науки», МИС - 2002, Информационно-психологическая безопасность человека, 179-182 с;
5. Захаров А.П. Ночные дневные страхи у детей, «Издательство СОЮЗ» Санкт-Петербург, 2000г;
6. Иванова А.Н., Иванова М.К. ОСОБЕННОСТЬ СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-4. ,
URL: https: //eduherald.ru/ru/article/view?id=13904;
7. Готвальд Ф.Т., Ховланд В. Помоги себе сам: Медитация. -М.:СП «Интерэксперт», 1992- 235 с;
8. Грэйс Крайг "Психология развития" СПб, Питер, 2000г-992с;
9. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др., под ред. А. В. Петровского. Возрастная и педагогическая психология Учебник для студентов -2-е изд., М. Просвещение, 1981. -288с;
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей М.: ЛитернаВита, 1995-218с;
11. С.В.Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении личности: 3-е изд., СПб: Союз, 1997 - 224с;
12. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь, М, 1999- 195 с;
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Детская психология: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Университетское, 1993 -399с;
14. Кэррол Э. Изард Психология эмоции СПб, Изд-во Питер, 2000г-464с;
15. Лешли Дж. Работа с детьми школьного возраста, поощрять их развитие и решать проблемы М.: Просвещение,1996г. -304с;
16. Майерс Дэвид Социальная психология СПб 2000-673с;
17. Мухина B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1990;
18. Немов Р. С. Психология Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997-576с;
19. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. - СПБ.: Петербург - XXI век 1995- 432с;
20. Практическая психология. Самара "БАХРАХ-М", 1999- 389с;
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-304 с;
22. Психолог в школьном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996-244с;
23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании
М.:ВЛАДОС, 1996-529с;
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб 1998-679с;
25. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -М.,1989-490с;
26. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.-Спб.: Издательство «Речь», 2003.-624 с;
27. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980-230 с;
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - С-Пб: «Питер», Серия «Мастера психологии», 1999 - 980с;
29. Эриксон Э. Детство и общество. - Спб.,1996 - 286 с;
30. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М.,1996 - 345 с;
31. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличения индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний //Вопросы психологии. 1993. №1;
32. Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. - Новокузнецк, 1995;
33. Дусовицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии.1982. №2;
34. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома// Семья и школа, 1988г;
35. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: Что, откуда, почему?// Семья и школа, 1988-№8;
36. Кочубей Б., Новикова Е., Как "лечить" тревожность? // Семья и школа, 1988-№11;
37. Кочубей Б., Новиковой Е., Журнал Семья и школа № 10, 1988- Статья Ярлыки для тревожности;
38. Кочубей Б., Новиковой Е., Журнал Семья и школа №9, 1988 - Статья Снимем маску с тревоги;
39. Кузина С. Социальный портрет. Страх. // Комсомольская правда, 29 июня
1993;
40. Медведева И. Убить дракона. Как преодолеть детские фобии. // Крестьянка, № 10,1994;
41. Морган УЛ., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии.1990.№3;
42. Мурзина О. Р. Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности // Психологические науки // URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1203/;
43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [текст] / А.Н. Леонтьев. -М., 1971. -с;
44. Квинн В. Прикладная психология [текст] / В. Квинн. - СПб: Питер, 2000. -560 с.
Vinogradov A.A.
Kherson State Pedagogical University (Kherson, Russia)
RELATIONSHIP BETWEEN NATURE OF SELF-EFFICACY AND DOMINANT FEARS OF INDIVIDUAL
Abstract: in this article, the author describes the study of the relationship between dominant fears and self-efficacy of a personality, describes the main methods, characterizes the sample, analyzes the results and provides the main conclusions.
Keywords: self-efficacy ofpersonality, dominant fears, domestic psychology.