Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАХОВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАХОВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СТРАХА / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PHENOMENON OF FEAR / SOCIAL FEARS / IRRATIONAL FEARS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / YOUTH AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубцева И. Ю.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение особенностей взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте. Описана специфика переживания различных видов страха в период юности. Выявлена взаимосвязь между страхами и особенностями проявления типов межличностных отношений в юношеском возрасте. Результаты исследования расширяют теоретические представления о роли различных форм страхов в процессе формирования межличностных отношений. Они могут применяться для диагностики и профилактики возникновения страхов в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN FEARS AND INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN YOUTH

The paper presents the results of an empirical study whose purpose is to study the features of the interrelation between fears and interpersonal relationships in youth. As a result of the study, the interrelation between fears and features of the manifestation of types of interpersonal relationships in youth was revealed and the dominant types of interpersonal relationships in youth were identified. The negative role of fear in social and interpersonal interaction is established, manifested in the formation of avoidance motivation, caused by fear to meet with subjectively insuperable obstacles. To solve the tasks, empirical methods were used, such as testing, methods for qualitative and quantitative processing of the data obtained, their generalization and analysis, and a meaningful interpretation. The results of the research broaden the theoretical understanding of the relationship between fears and interpersonal relationships in adolescence. They can be used to diagnose fears in adolescence and assess the specificity of their influence on the formation of interpersonal relationships. According to the results of the study, practical recommendations for the prevention and overcoming of fears among young men and women were proposed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАХОВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 3. С. 92-101.

УДК 159.923.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАХОВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Стародубцева И. Ю.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение особенностей взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте. Описана специфика переживания различных видов страха в период юности. Выявлена взаимосвязь между страхами и особенностями проявления типов межличностных отношений в юношеском возрасте. Результаты исследования расширяют теоретические представления о роли различных форм страхов в процессе формирования межличностных отношений. Они могут применяться для диагностики и профилактики возникновения страхов в юношеском возрасте.

Ключевые слова: феномен страха, социальные страхи, иррациональные страхи, межличностные отношения, юношеский возраст.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развитие и становление личности представляет собой творческий и профессиональный поиск своего предназначения, актуализации своих возможностей. Умение контролировать и формировать дальнейшие пути развития, всегда сопровождается присутствием страха. С одной стороны, данный феномен выступает как определённый регулятор поведения, выполняющий защитные функции, а с другой стороны, постоянная подверженность данной эмоции негативным образом воздействует на развитие личности, формы реагирования и способы взаимодействия с другими людьми. Поэтому важен комплексный подход к изучению феномена страха, включающий рассмотрение его позитивных и негативных компонентов.

Актуальность темы обусловлена отсутствием системного представления о феномене страха, а также комплексных исследований влияния страха и его проявлений на формирование и развитие межличностных отношений в юношеском возрасте. Рассматривая период юности, важно отметить, что он представляет собой важнейший этап в становлении личности человека, его интеграции в общество, посредством установления новых социальных и межличностных контактов. В данном контексте процесс формирования межличностных отношений в юношеском возрасте представляется непростым и обусловлен наличием различных форм страха, вследствие неготовности личности адаптироваться к изменяющимся условиям

92

современного общества. Актуальность исследования существует и в связи с практической необходимостью разработки методов диагностики и профилактики возникновения различных форм страха в межличностных отношениях у юношей и девушек. Практические рекомендации по профилактике и преодолению страхов у юношей и девушек могут быть использованы психологами и педагогами не только для предотвращения их возникновения, но и с целью развития навыков саморегуляции страхов, а также развития личностных характеристик, способствующих преодолению негативных переживаний и снижению эмоционального напряжения в межличностном взаимодействии.

Анализ психологической литературы показывает, что страх относится к базовым эмоциям, выражающим личностные особенности каждого человека. Важным аспектом является подверженность переживаниям не только общечеловеческих страхов - страха смерти, болезней, войны, но и социально обусловленных - страха публичных выступлений, ответственности, долга и т.д.

На сегодняшний день существует многообразие теоретических подходов к исследованию феномена страха в рамках философии, психологии и социологии. Изучением страха занимались известные зарубежные психологи и философы: Изард К. Е., Перлз Ф., Риман Ф., Холл Ст., Хорни К., Фрейд А. Свой вклад в развитие обозначенной проблемы внесли и отечественные авторы. Среди них особого внимания заслуживают работы Василюка Ф. Е., Андрющенко А. В., Яковлевой В. А., Ивлевой Е. И., Щербатых Ю. В. и др.

В частности, большинство авторов в отечественной и зарубежной психологии, исследуя феномен страха, отмечают его важность как фундаментальной эмоции, выполняющей роль биологического регулятора поведения (Изард К., Захаров А. И., Ярошевский М. Г., Платонов К. К.). Страх, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, воздействует на нас на каждом возрастном этапе, предопределяя наши действия и выполняя защитную функцию при возникновении опасности (Риман Ф., Выготский Л. С.). Многочисленные исследования подчеркивают значение отрицательного воздействия эмоции страха на человека, тем не менее, здесь важно сделать акцент на количестве страхов, воздействующих на человека (Фресс П., Захаров А. И.).

Проблема феномена страха широко рассматривается в рамках психоаналитического подхода. В работах Зигмунда Фрейда страх представляется как аффективное состояние, которое можно почувствовать. Фрейд отмечает, что развитие и формирование страха является процессом нецелесообразным, «если страх чрезмерно силен, он парализует тогда любое действие», а сам процесс готовности к страху, который заключается «в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении», является несомненным преимуществом человека и его отсутствие может повлечь за собой серьезные последствия [1].

В отечественной психологии большое количество работ было проведено в русле изучения физиологических механизмов возникновения страха. Большой вклад в данную область исследований внес известный психофизиолог Павлов И. П., который рассматривал страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх

93

основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [2]. Механизмы возникновения навязчивых страхов, согласно автору, восходят к условно-рефлекторной теории, то есть фобии формируются согласно механизму наложения во времени индифферентных условных или безусловных раздражителей, которые приводят к возникновению чувства страха. Также он отмечал, что частота проявлений эмоции страха может привести к возникновению неврозов, в основе возникновения которых лежат причины психологического и биологического характера.

Рассмотрим кратко теоретические аспекты, касающиеся исследования роли страхов в проявлении типов межличностных отношений в юношеском возрасте. На сегодняшний день существует недостаточное число работ, посвященных изучению взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте. Отечественные психологи Захаров А. И. и Андреева И. С. отмечают, что особенности детско-родительских отношений оказывают главенствующее влияние на формирование способов взаимодействия с различными категориями партнеров, формирование различных форм страха относительно социальных ситуаций и межличностных взаимодействий [3].

Другая точка зрения о роли страхов в межличностном взаимодействии представлена Селигманом М. и Майером М., которые исследовали и описали феномен выученной беспомощности. Представленный подход базируется на положении о нарушении мотивации, в результате невозможности контролировать различные ситуации, вследствие чего формируется такой тип поведения, как избегание. Таким образом, человек, испытывая страх лишиться привычного способа удовлетворения потребностей, «входит» в состояние тревожности и боязни встречи с новыми событиями и их последствиями. В этом заключается негативная роль страха в социальном и межличностном взаимодействии. Привычный алгоритм действий приводит к стагнации в межличностном взаимодействии, обострению чувства одиночества, росту социальных страхов, возрастанию негативного восприятия собственного «Я» [4].

Рассматривая механизмы формирования страхов, Бандура А. отмечает, что моделирование является основным механизмом усваивания определенных паттернов поведения, в том числе и страхов. Отношения в диаде «преподаватель-студент», которые представляют собой один из доминирующих форм межличностных отношений в юношеском возрасте, отражают в широком смысле возникающие страхи перед авторитетом, являющиеся следствием моделирования поведения родителей [5].

В исследованиях отечественных авторов, особое внимание уделяется рассмотрению влияния страха одиночества на различные типы межличностных отношений. При этом необходимо подчеркнуть связь возникновения страха с возрастными аспектами в психосоциальном развитии личности. Возрастные факторы возникновения социальных страхов были отмечены в работах известных отечественных психологов таких, как Фельдштейн Д. И., Кон И. С., Орлов Ю. М., Осипов П. Н. и других. Авторы утверждают, что в юношеском возрасте на первый

94

план выходят такие социальные потребности, как потребность в образовании социальных связей и взаимодействий, потребность в достижении удовлетворительного социального статуса в пределах этих связей, потребность в признании статуса окружающими, потребность в признании своей индивидуальности и самостоятельности со стороны взрослых [6].

Современные исследования отечественных ученых обозначают в качестве одного из психологических факторов возникновения определенных психологических проблем культурные особенности современного этапа развития общества [7]. Авторы полагают, что тревога и страх являются социальной болезнью современного общества. Щербатых Ю. В. отмечает, что «тревога, вызванная осознанием сегодняшних проблем, отказом от базисных духовных ценностей и быстротой социальных изменений, пронизывает едва ли не все стороны нашей жизни» [8].

На данный момент существует множество теоретических подходов к определению феномена страха и классификации различных видов страха, однако, на наш взгляд, существует необходимость системного изучения феномена страха, учитывая влияние психофизиологических, личностно-психологических и социальных компонентов. В проведенном исследовании, страх рассматривается как главенствующий регулятор межличностных отношений, обладая как конструктивным, так и деструктивным характером воздействия.

Целью работы является изучение особенностей взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте. Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между определенными видами страхов и типами межличностных отношений в юношеском возрасте.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения выдвинутого теоретического предположения было проведено эмпирическое исследование на базе ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь. В исследовании приняли участие юноши и девушки, обучающиеся на первом и втором курсе факультета психологии и истории в возрасте от 18 до 20 лет. Количество респондентов составило 88 человек, из них 48 девушек и 40 юношей. Исследование проводилось на протяжении 2016-2017 года.

В работе был применен следующий комплекс психодиагностических методик:

1. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири. Опросник был применен с целью выявления доминирующих типов межличностных отношений характерных для юношеского возраста;

2. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, направленная на оценку структуры отношений к различным категориям субъектов межличностного взаимодействия;

3. Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС) Щербатых Ю. и Ивлевой Е. Опросник был использован с целью изучения особенностей переживания страхов, характерных для периода юности;

4. Опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ) Сагалаковой О. А., Труевцева Д. В., направленный на выявление доминирующего типа социальной

95

тревоги, а также выраженность отдельных аспектов проявления страха в ситуациях межличностного общения.

Для обработки результатов исследования осуществлялась математико-статистическая обработка данных методом корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции Спирмена

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Проведенное исследование позволяет выделить доминирующие типы межличностных отношений, характерных для юношеского возраста.

Исходя из полученных результатов, полученных с помощью методики диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, в представленной выборке испытуемых преобладает агрессивный тип отношений - 59,09%, в пределах умеренной выраженности, что свидетельствует о прямолинейности и откровенности в общении с окружающими, настойчивости в достижении поставленных целей.

Анализ результатов распределения типов межличностных отношений показал более высокую выраженность у юношей эгоистичного типа отношений - 70%, авторитарного - 45% и подозрительного - 45%. У девушек наблюдается высокий уровень выраженности подчиняемого типа - у 37,5% и зависимого типа отношений - 16,67%. Вероятно, такой результат обусловлен гендерно-типичной моделью поведения у юношей, связанной с враждебным и доминантным стилем межличностных отношений в группе, а у девушек - с показателями дружелюбия, подчинения и зависимости. Представленные различия отражают формирование гендерных стереотипов поведения у юношей и девушек в процессе социализации.

С целью изучения структуры отношений к различным категориям субъектов межличностного взаимодействия в юношеском возрасте нами была использована методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви. Для выявления различий в системе личностных отношений и установок у юношей и девушек представлены средние значения полученных результатов в таблице 1.

Таблица 1

Различия в показателях отношений и установок у юношей и девушек по методике «Незаконченные предложения» Сакса-Леви

Пол Система отношений и установок

к страхи к к к

преподава и опасения друзьям противополо семье

телям жному полу

Девушки 1,1 -2,9 1,6 -1,5 2,3

Юноши 1,4 -1,25 2,2 -1,2 1,8

Установлены незначительные различия в позитивном отношении к руководителям (преподавателям), к друзьям, семье, а именно: у девушек показатели в системе «отношение к семье» выше, однако у юношей выявлены более высокие значения в системе «отношения к друзьям».

96

И юношам и девушкам свойственно переживать страхи и опасения, при этом отмечается более негативная установка и выраженность страхов и опасений у девушек. У 37,5% девушек обнаружено наличие различных видов социальных страхов, 37,5% - переживают различные формы природных страхов (насекомых, животных и т.д.), 20,8% - испытывают боязнь темноты. В отношении страхов и опасений у 35% юношей наблюдаются такие ответы, как «я боюсь признать, что испытываю страх», что позволяет утверждать о тенденции не выражать свои эмоции, в особенности страхи и опасения, что на наш взгляд обусловлено гендерными различиями.

Особо следует отметить негативные показатели у юношей и девушек в отношении лиц противоположного пола. Так 29,1% девушек считают, что большинство юношей глупы и легкомысленны. У юношей в отношении противоположного пола также наблюдаются негативные установки: у 35% наблюдаются следующие ответы относительно девушек - «неответственные, глупые», у 25% - «эгоистичные».

В отношении оценки преподавателей у девушек преобладают положительные установки, 29,1% отмечают их как «умных», «профессионалов своего дела». Преподаватель рассматривается как субъект, инициирующий обучение, передающий знание. Однако такие варианты ответов, как: «Когда ко мне приближается мой преподаватель, я испытываю волнение, начинаю нервничать» (40,1%), в большей степени отражают значимость для девушек-студенток фигуры преподавателя как статусного лица, воспринимаемого в системе «руководитель-подчиненный». Качественный анализ результатов юношей, выявил следующие тенденции: 30% юношей оценивают преподавателей, как «умных и квалифицированных», 35% ответили «я ничего не испытываю», 20% - «я здороваюсь с ним».

В системе «отношение к семье» у юношей преобладает положительная динамика: 50% юношей отмечают, что семья обращается «со мной как с равным», 25% - как «со взрослым человеком». Несмотря на общую положительную динамику в системе «отношение к семье», 41,6% девушек отмечают, что «моя семья обращается со мной как с ребенком». Такая тенденция обусловлена большей эмоциональной зависимостью от родителей.

В системе «отношение к друзьям» выраженных положительных или негативных установок у юношей и девушек выявлено не было. 35% юношей отмечают, что друзья «скучают по ним в их отсутствие», 25% - «помнят о них».

Рассматривая различия в интенсивности проявления различных страхов по гендерному признаку, мы можем отметить более низкую выраженность интегрального показателя страха у юношей, что может свидетельствовать об устойчивых эмоциональных реакциях в ситуациях опасности, сдержанности в проявлении эмоций, меньшей склонности к негативным переживаниям и подверженности воздействию мнимых страхов. У девушек обнаружен повышенный уровень склонности к переживанию различных видов страхов.

97

По результатам исследования взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте, были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Значимые корреляционные связи между показателями видов страха и типами межличностных отношений, N=88

Виды страхов Типы межличностных отношений

Ав По За Эг Аг Пч Др

Ик -0,576*

Нэ 0,751* 0,657*

Пр 0,618*

Спб 0,644*

Ссу 0,557* 0,638*

Сбб -0,586*

Спф -0,523* -0,657*

Св -0,637*

Са 0,678* 0,654*

Сзп 0,532*

Сзм 0,632*

См 0,584*

Сн 0,593*

Си 0,772*

Примечание: * уровень значимости - р < 0,01; Ав - авторитарный; По - подозрительный; За -зависимый; Эг - эгоистичный; Аг - агрессивный; Пч - подчиняемый; Др - дружелюбный; Ик -избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях; Нэ -сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях; Пр - постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях; Спб - страх перед будущим; Ссу - страх самоубийства; Сбб - страх болезни близких; Спф - страхи, связанные с половой функцией; Св - страх высоты; Са - страх агрессии по отношению к близким; Сзп - страх замкнутых пространств; Сзм - страх пауков и змей; См - страх смерти; Сн -страх начальства; Си - страх изменений в личной жизни.

Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные корреляционные взаимосвязи между показателями различных видов страха и типами межличностных отношений в юношеском возрасте. Наиболее сильная связь наблюдается между показателями шкалы «сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях» и такими типами межличностных отношений, как подчиняемый (г=0,751, при р<0,01) и зависимый (г=0,657, при р<0,01). Следовательно, в юношеском возрасте стремление к принятию групповых норм и ценностей, зависимость от мнения группы сопряжено с контролем над выражением своих эмоций, что выражает общую склонность к переживанию страха

98

отвержения. Также показатели шкалы «страх изменений в личной жизни» положительно коррелируют с зависимым типом (г=0,772, р<0,01). Преобладание зависимого типа отношений, который характеризуется повышенной чувствительностью к средовым воздействиям, тенденцией к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений отражает склонность к переживанию опасений и страхов, связанных с изменениями в личной жизни. В юношеском возрасте формирование первых романтических отношений представляет собой первостепенную задачу и служит дальнейшим фактором психологического благополучия в сфере межличностных отношений, в связи с этим переживания, сопряженные с возможными переменами в личной жизни, являются актуальными.

При анализе корреляционных взаимосвязей была обнаружена значимая положительная связь между показателями шкалы «страх перед будущим» и авторитарным типом межличностных отношений (г=0,644, р<0,01). На наш взгляд, характерные для данного типа отношений такие личностные характеристики, как переоценка собственных возможностей, повышенный уровень притязаний, ориентация на собственное мнение и минимальная зависимость от внешних средовых факторов свидетельствуют о доминировании потребности в самореализации. Недостаточное количество ресурсов и отсутствие необходимого социального опыта для реализации поставленных целей способствуют формированию страхов, связанных с временной перспективой.

Положительная значимая корреляционная связь наблюдается между показателями по шкале «страх начальства» и дружелюбным типом отношений (г=0,593, р<0,01). Данный тип отношений связан с такими личностными характеристиками как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, низкий уровень агрессивности, склонность к сотрудничеству, поиск признания в глазах значимых авторитетных лиц.

В ходе анализа были выявлены значимые коэффициенты корреляции между показателями по шкале «страх замкнутых пространств» и подчиняемым типом межличностных отношений (г=0,532, р<0,01), по шкале «страх пауков и змей» и зависимым типом (г=0,632, р<0,01). На наш взгляд, такие личностные характеристики как повышенная тревожность, мнительность, склонность к самоуничижению, высокая чувствительность к средовым воздействиям способствуют формированию иррациональных страхов. Таким образом, мы можем говорить о значимой роли поведенческих факторов в формировании иррациональных страхов. Склонность к драматизации ситуации и сосредоточение своих мыслей на ее переживании ведет к увеличению количества страхов, формированию установки на избегание.

ВЫВОДЫ

1. В результате проведенного теоретического анализа проблемы взаимосвязи страхов и межличностных отношений в юношеском возрасте, была установлена негативная роль страха в социальном и межличностном взаимодействии, проявляющаяся в формировании мотивации избегания, обусловленная страхом

99

субъективно непреодолимых препятствий. Таким образом, закрепленный паттерн поведения приводит к стагнации в межличностном взаимодействии и росту социальных страхов.

2. Установлено, что существует взаимосвязь между определенными видами страхов и особенностями проявления типов межличностных отношений в юношеском возрасте. Выявлено, что страхи обуславливают различную специфику взаимодействия с окружающими людьми, заключающуюся в следующем: преобладание зависимого, подчиняемого и дружелюбного типа отношений отражает склонность к переживанию социальных страхов, в особенности страха негативной оценки и отвержения; авторитарный тип межличностных отношений отражает склонность к переживанию иррациональных страхов.

3. Выраженная тенденция к доминированию свидетельствует о стремлении юношей и девушек к лидерству в общении, тем самым обуславливая отсутствие страхов и тревожности во взаимодействии с окружающими. Однако взаимосвязь авторитарного типа отношений и страха перед будущим отражает особенности юношеского возраста, главенствующими задачами которого являются потребность самореализации себя как субъекта жизни. Высокий уровень притязаний идет в разрез с отсутствием необходимых ресурсов и социального опыта, что создает предпосылки для формирования негативных переживаний относительно своего будущего.

Список литературы

1. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - СПб.: Лениздат, 2012. - 544 с.

2. Григорьев А. И. И. П. Павлов о проблемах России / А. И. Григорьев, Н. А. Григорьян // Вестник Российской академии наук. - 2008. - № 1. - С. 65-70.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 336 с.

4. Абрамова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность, стратегии преодоления / П. А. Абрамова // Вестник ВЭГУ. - 2013. - № 1 (63). - С. 8-15.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. - 480 с.

6. Кон И. С. Многоликое одиночество: (Психол. исслед.) / И. С. Кон // Знание - сила. - 1986. - № 12. - С. 40-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Густодымова В. С. Феномен психологической зависимости у мужчин с позиций юнгианского подхода / В. С. Густодымова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. - 2016. - Том 2 (68), № 4. - С. 78-85.

8. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева // Истоки. - Воронеж, 1998. - С. 73.

INTERRELATION BETWEEN FEARS AND INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN YOUTH

Starodubtsevа I. Y.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected]

100

Cmapo6y6^ea H. O.

The paper presents the results of an empirical study whose purpose is to study the features of the interrelation between fears and interpersonal relationships in youth. As a result of the study, the interrelation between fears and features of the manifestation of types of interpersonal relationships in youth was revealed and the dominant types of interpersonal relationships in youth were identified. The negative role of fear in social and interpersonal interaction is established, manifested in the formation of avoidance motivation, caused by fear to meet with subjectively insuperable obstacles. To solve the tasks, empirical methods were used, such as testing, methods for qualitative and quantitative processing of the data obtained, their generalization and analysis, and a meaningful interpretation.

The results of the research broaden the theoretical understanding of the relationship between fears and interpersonal relationships in adolescence. They can be used to diagnose fears in adolescence and assess the specificity of their influence on the formation of interpersonal relationships.

According to the results of the study, practical recommendations for the prevention and overcoming of fears among young men and women were proposed.

Keywords: phenomenon of fear, social fears, irrational fears, interpersonal relationships, youth age.

References

1. Freud Z., Introduction to Psychoanalysis, 544 p. (Lenizdat, SPb., 2012).

2. Grigorev A. I., Grigoryan N. A. I. P. Pavlov o problemah Rossii, VestnikRossiiskoi akademii nauk, 1, 65 (2008).

3. Zaharov A.I., Nevrozi u detei ipsihoterapiya, 336 p. (SOYUZ, SPb., 2000).

4. Abramova P.A., Obschestvennie strahi ponyatie suschnost strategii preodoleniya, Vestnik VEGU, 1 (63), 8 (2013).

5. Zimnyaya I.A., Pedagogicheskayapsihologiya: Uchebnoeposobie, 480 p. (Feniks, Rostov n/D, 1997).

6. Kon I.S., Mnogolikoe odinochestvo: Psihol. issled., Znanie - sila, 12, 40 (1986).

7. Gustodymova V.S., Fenomen psihologicheskoi zavisimosti u mujchin s pozicii yungianskogo podhoda, Uchenie zapiski Krimskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya, 2 (68), 4, 78 (2016).

8. Scherbatih Yu.V., Ivleva E.I., Psihofiziologicheskie i klinicheskie aspekti straha, trevogi i fobii, Istoki, P. 73 (Voronej, 1998).

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.