Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 16-23. Eurasian Humanitarian Journal. 2022. No. 3. P. 16-23.
Научная статья
УДК 81'27'83: 070.4:808.1
ЭМОЦИЯ СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ Г. ПЕРМИ)1
1 2 Лариса Сергеевна Тихомирова , Елена Петровна Карзенкова
1 2
' Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
Аннотация. Данная статья выполнена в рамках исследования массовой речевой культуры Пермского края, поддрежанного РФФИ. В статье изучается трансформация языковых, коммуникативных и этических норм в коммерческой и социальной рекламе. Авторами данной статьи рассматривается эскалация использования эмоции страха в текстах современной социальной и коммерческой рекламе (на примере текстов г. Перми). В рамках представленного научного исследования используются отечественные и зарубежные источники, выявлены речевые тактики, определяющие место и значение эмоции страха в коммуникативном пространстве современного рекламного текста. В статье рассматриваются тексты социальной и коммерческой рекламы: выделяются культурно-языковые факторы, имеющие первостепенное значение в процессе установления контакта, появления коммуникативного барьера или в случае возникновения непонимания и так или иначе «вызывающие» эмоцию страха. На основании эксперимента, проведённого с горожанами Перми разных возрастных групп, авторами статьи определена динамика оценки рекламных тектов, построенных на стимуляции страха как одной из базовых эмоций человека. В ходе анализа были выявлены особенности восприятия рекламы горожанами различных возрастов. Респонденты оценили тексты социальной и коммерческой рекламы в когнитивном, коммуникативном, эмоциональном аспектах, что позволило авторам статьи сделать предварительные выводы. Содержание данного исследования ориентировано на систематизацию подходов к изучению чувства страха в ситуациях, социально значимых для потребителя, в частности для «потребителя» рекламных текстов. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы при подготовке специалистов в области рекламоведения, а также в области теории и практики коммуникации.
Ключевые слова: рекламный текст, эмоция страха, социальная реклама, коммерческая реклама, когнитивная оценка, эмоциональная оценка, город Пермь.
Для цитирования: Тихомирова Л.С., Карзенкова Е.П. Эмоция страха в социальной и коммерческой рекламе (на примере текстов г. Перми) // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 16-23.
Original article
THE EMOTION OF FEAR IN SOCIAL AND COMMERCIAL ADVERTISING (ON THE EXAMPLE OF THE TEXTS FROM PERM)
12 Larisa S. Tikhomirova , Elena P. Karzenkova
1 2
, Perm State University, Perm, Russia
1 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20-412-590006 «Массовая речевая культура
Пермского края: трансформация языковой, коммуникативной, этической нормы в XXI веке»). © Тихомирова Л.С., Карзенкова Е.П., 2022
Abstract. This article is carried out within the framework of the study of the mass speech culture of the Perm Region, supported by the RFBR. The article studies the transformation of linguistic, communicative and ethical norms in commercial and social advertising. The authors of this article consider the escalation of the use of the emotion of fear in the texts of modern social and commercial advertising (on the example of the texts of Perm). Within the framework of the presented scientific research, which has its theoretical basis from domestic and foreign sources, speech tactics that determine the place and meaning of the emotion of fear in the communicative space of a modern advertising text are identified. The article examines the texts of social and commercial advertising: cultural and linguistic factors that are of paramount importance in the process of establishing contact, the appearance of a communicative barrier or in case of misunderstanding and somehow "causing" the emotion of fear are highlighted. Based on an experiment conducted with Perm citizens of different age groups, the authors of the article determined the dynamics of the evaluation of advertising texts based on the stimulation of fear as one of the basic human emotions. During the analysis, the peculiarities of the perception of advertising by citizens of different ages were revealed. Respondents evaluated the texts of social and commercial advertising in cognitive, communicative, and emotional aspects, which allowed the authors of the article to draw preliminary conclusions. The content of this study is focused on the systematization of approaches to the study of feelings of fear in situations that are socially significant for the consumer, in particular for the "consumer" of advertising texts. The results of the research can be used as a theoretical basis for training specialists in the field of advertising science, as well as in the field of theory and practice of communication.
Keywords: advertising text, emotion of fear, social advertising, commercial advertising, cognitive, communicative, emotional evaluation of the feeling of fear.
For citation: Tikhomirova L.S., Karzenkova E.P. The emotion of fear in social advertising (on the example of texts from Perm). Eurasian Humanitarian Journal. 2022;3:16-23. (In Russ.).
Введение
Реклама окружает нас повсюду, можно сказать, что мы живём в мире рекламы и уже, кажется, что существовать без неё не сможем. Влияние рекламной индустрии на все сферы жизнедеятельности отдельного человека и человечества трудно переоценить. Но какова реклама, каково её содержание? Какие интенции она в себе несёт и за счёт каких речевых стратегий достигает эффекта? Актуальность данного исследования обусловлена значимостью и ролью рекламы, которая в настоящее время является одной из самых динамичных сфер мировой экономики, а также тем, что рекламный текст всегда рассчитан на эмоциональное воздействие и, вызвав состояние страха, реклама застаёт адресата врасплох.
Индустрия социальной и коммерческой рекламы - это относительно новый социально-экономический, социально-культурный и научный феномен. К социальной рекламе относятся реклама по борьбе с наркотиками, по соблюдению правил дорожного движения, а кроме того, пропаганда здорового образа жизни и необходимости охраны окружающей среды. Нельзя не упомянуть и о коммерческой рекламе - рекламе товаров или услуг. Таким образом, реклама тесно связана и с социально-культурной сферой, и со сферой экономики, что свидетельствует о её интегративном характере. Совокупность и многообразие функций рекламы определяет трудность структурирования речевых приёмов и тактик, эффективно / неэффективно воздействующих на потребителя.
В рамках данной статьи нас будет интересовать социальная и коммерческая реклама, основанная на манипуляциях различными страхами и фобиями человека, то есть реклама, построенная с использованием «стимулирования» и/или провоцирования страха. Эмоция страха, по рабочему определению К.Э. Изарда, «складывается из определённых и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности» [Изард 2002: 293; Izard 1991]. Эмоция страха имеет своим предназначением адаптацию человека к явлениям, потенциально опасным или выходящим за рамки его понимания [Вилюнас 1990; Ильин 2007; Ланге 2008; Фромм 1995, 2003; Шах 2008; Щербатых 1998; Edmondson 2021; Izard 1991]. «Человек, предмет или ситуация могут стать источником стараха в результате формирования гипотез (воображаемых источников вреда) или ожидания вреда», однако страх «в процессе
научения и обретения опыта» может претерпевать изменения [Изард 2002: 295-296; Izard 1991]. Преодолевать разного рода страхи - то есть адаптироваться к ним - человеку помогают жизненный опыт, самообладание и разносторонняя информированность. Однако реклама нередко «стимулирует» появление и проявление страхов, позволяет себе играть на страхах потребителя.
Рекламные тексты, как известно, разрабатываются с целью привлечь внимание потребителя, в следствие чего привлекают это внимание любой ценой. Умышленное нагнетание страха как стратегия в рекламном сообщении позволяет адресанту - рекламщику и рекламодателю - добиться нужной ему реакции адресата. Это происходит благодаря сосредоточению внимания (при активизации центров тревоги и страха!) на рекламируемом продукте, что приводит к «лучшей запоминаемости» рекламного слогана и «активации» механизма «поиска путей решения» в потенциально опасной ситуации. Тактика запугивания (угрозы), которая используется при создании рекламного слогана, так или иначе является отражением вербальной агрессии [Фомин, Якимова эл. ресурс: 197], направленной на адресата рекламы. Рекламный слоган может быть построен и строится на описании проблемной -потенциально опасной и содержащей угрозу для адресата - ситуации и «рекламируемого» предложения путей ухода от этой угрозы. Однако здесь возникают вопросы, связаннные с дозированностью «страха в рекламе» и с манипуляцией сознанием потенциального потребителя товара, рекламируемого подобным образом. Вызванное подобным образом чувство страха и становится «якорем» в сознании адресата рекламного текста, за который и прицепляется адресант (рекламодатель и рекламщик). При этом вовсе не исключается и противоположная реакция на такого рода текст - отторжение адресатом рекламного посыла.
В психологической литературе существует множество определений страха; отмечаются его психические и физиологические особенности. Некоторые авторы определяют страх как психологическое состояние, как аффективное состояние [Изард 2002; Ильин 2007; Мокшанцев 2000 и другие], как эмоциональное состояние [Раншбург, Поппер 1983 и другие]. Исследователи эмоций связывают страх с такими психологическими категорями, как чувство [Блейхер 2009], эмоция [Петровский, Ярошевский 1990 и другие], ощущение [Степанов 2003], рефлекс (И.П. Павлов). Сравнив различные определения страха [Вилюнас 1990; Петровский, 2001; Щербатых 1998; Edmondson 2021; Fuhrer 1964; Izard 1991; Plutchik 1966 и другие], можем сделать вывод о том, что «стимуляция» в рекламном тексте одной из базовых эмоций - эмоции страха- это точный расчёт на эмоциональную реакцию потребителя. При этом страх возникает под влиянием настоящей, воображаемой или внушённой рекламой опасности, угрозы социальному благополучию человека.
В рамках исследования рассмотрим и ещё один термин - фобия. Фобии (от греч. 9oßo^ 'страх') - это «навязчивые неадекватные переживания страха конкретного содержания, охватывающие субъекта в определённой обстановке и сопровождающиеся вегетативными дисфункциями» и «субъективно мучительными переживаниями» [Петровский, Ярошевский 1990: 429]. К ним обычно относят «клаустрофобию (страх замкнутых пространств), агорафобию (страх открытых пространств), нозофобию (страх заболеть каким-либо заболеванием), лиссофобию (страх сойти с ума), мизофобию (страх загрязнения), танатофобию (навязчивый страх смерти)» и другие [Дорофеева 2022]. Началом систематического изучения фобий принято считать 1871 г., когда К.Ф. Вестфаль «описал агорафобию, указав, что фобии возникают в сознании человека помимо его воли и не могут быть произвольно изгнаны из сознания» [там же: 178]. Далее рассмотрим, каким же образом эмоция страха репрезентируется в текстах пермской рекламы.
Основная часть
Материал нашего исследования представляет собой совокупность текстов рекламных вывесок социальной и коммерческой рекламы в г. Перми в количестве 100 единиц. Задача, которую поставили перед собой авторы, - лингвостилистическое описание основных видов
номинаций страхов, обнаруженных в текстах рекламы (вывесок) социальной и коммерческой направленности, заполняющей пространство города Перми, приёмов, провоцирующих страх, а также анализ результатов эксперимента. В процессе работы был использован ряд методов: описательный метод (сбор и систематизация материала), позволяющий выделить основные типы речевых тактик, отражающих чувство страха в социальной и коммерческой рекламе; количественно-качественный метод, позволяющий дать разного вида оценку страхам в рекламном сообщении; коммуникативно-прагматический метод, с помощью которого выявлены эффективные / неэффективные приёмы речевой репрезентации страха в рекламе.
В данном исследовании впервые представлено комплексное описание социального или коммерческого рекламного текста (вывески) как особого речевого жанра в аспекте отражения в нём «стимулирующих» человеческие страхи элементов; на основе разноаспектного анализа выявлены речевые тактики эффективности / неэффективности воздействия рекламы на потребителя. Кроме того, работа выполнена с использованием регионального фактического материала, то есть рекламных текстов вывесок г. Перми.
Проявления «мотивирующей силы» страха, вызывание тревоги и ужаса у потребителя можем наблюдать в текстах социальной и коммерческой рекламы. Так, рассмотрим несколько видов тактических речевых приёмов, провоцирующих страх, обнаруженные в социальной рекламе г. Перми (см. о тактиках [Иссерс 1999, 2013].
К первому виду можно отнести предписывающую социальную рекламу, которая блокирует волю человека, для чего содержит конкретные алгоритмические указания: «Не вылезай на забитый перекресток» (с изображением барана), «Выбирай трезвость ради здоровья детей», «Не делай аборт - мы против», «Не загрязняй водоёмы», «Сохрани мне жизнь» и другие.
Ко второй группе можно отнести речевые тактики, демонстрирующие устрашающие последствия каких-либо действий адресата: «Куришь лёжа - сгоришь заживо!», «Курящая никому не нужна!», «Куришь? Кури больше! Похоронное бюро ожидает» и другие.
К третьей группе можно отнести рекламу, в которой изображение (визуальный образ) производит шокирующее впечатление: «Осторожно, опасно, незаконно! (с изображением обезьянки на цепи)», «Дети не должны быть забыты. Заплати алименты» (на фоне дорогого автомобиля изображён плачущий младенец), «Курить в присутствии ребенка - большая пытка для него» (взрослые тушат папиросу о тело младенца).
Четвертая группа тактик связана с предоставлением альтернативы потребителю: «Ты решаешь, каким будет наш город», «Разговор ребенку - ремень брюкам», «Носи маску или твоим близким понравиться кутья», «Выбирай, куда посадить ребенка (с изображением автокресла и инвалидного кресла)» и другие.
К пятой группе можно отнести рекламные тактики аргументации, при использовании которых предлагаются способы снятия страха: (1) - У вас не будет сигаретки? - У меня не будет ни сигаретки, ни рака легких, ни больных детей; (2) Не убивай ребенка, его сердце начинает биться с третьей недели и другие.
Особое место среди страхов человека занимают боязнь неудач и страх быть отверженным [Маккелелланд 2007]. Исследованный нами материал показывает, что в основу пермской социальной рекламы заложена «стимуляция» (1) страха человека за себя и за свою семью; (2) отвращения к виду крови, трупов, травм; (3) чувства стыда и чувства вины за незнание, неумение, неспособности к решению какой-либо проблемы. Это основные «болевые точки» воздействия, позволяющие вызвать желаемую реакцию потребителя на демонстрируемые социальные «призывы». Следует подчеркнуть, что если в случае классических фобий чаще встречаются выраженные монофобии, то есть боязнь чего-то одного и вполне определённого, то применительно к «стимуляции» социальных страхов, отражённых в рекламном тексте, эти случаи довольно редки. Чаще всего потребителя социальной рекламы «провоцируют» на боязнь смерти, осуждения и критики со стороны окружающих, а также на страх оказаться в центре внимания. Социальные страхи, по мнению
специалистов [Дорофеева 2022; Изард 2002; Щербатых 1998], легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что, в конечном счёте, может привести к повышенной личностной тревожности и нервозности.
Рассмотрим коммерческую пермскую рекламу, в которой маркетологи (рекламодатели и рекламщики) активно используют мучительные для человека чувства страдания и боли (боязнь боли, как известно, связана с базовым страхом - страхом смерти). Так, например, демонстрация различного рода недомоганий - их названия и изображения - «заставляют», вынуждают потребителя рекламы активно искать способы избавления от боли с помощью медицинских препаратов (например, реклама средств «Ренни», «Ношпа», «Пенталгин-Н», «Фастум гель» и других) или услуг клиник и медицинских центров («Гастроцентр», «Флеболог», «Клиника иммунологии», «НейроМед» и других).
В данном случае реклама «стимулирует» страх перед ощущением боли. Безусловно, подверженный аллергии или астме испытывает боязнь возобновления приступов, подверженный болезням сердца - страх пред инсультом или инфарктом, родители хотят, чтоб их дети не болели и т. п. На чувстве нагнетаемого рекламой страха многие фармацевтические компании и медицинские центры поднимают свои позиции в продажах за весьма короткий срок. Так, например: «Защити себя и своих близких от гриппа»; «Поставь прививку от Covid-19»; «Не подвергай себя опасности», «Прививка от гриппа. Сведи риск к нулю»; «Заходи в наш медицинский центр, и ты забудешь о боли»; «Заходи. Мы избавим от боли и страданий!» и т. п.
Однако следует подчеркнуть, что, предупредив о возможных страшных последствиях болезни, рекламный текст нарушает права потребителя, поскольку реклама не имеет права навязывать страхи и манипулировать сознанием. Так, в Своде обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации, в разделе 2 «Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью», говорится следующее [Свод обычаев и правил...эл. ресурс].
Реклама не должна создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства.
Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая вызывает (может вызвать) чувство страха.
Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувство страха при отказе от приёма препарата.
Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает (обостряет) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего - подростковые.
В некоторых случаях рекламисты (и рекламодатели как их заказчики) справедливо используют иносказательные приёмы, например, вымышленных рекламных персонажей. Так, например, «ожившими» персонажами «страшной» рекламы нередко становятся мокрота, микробы, бактерии, грибки и т. п. Эта тактика является эффективной, так как она образна, и щадящей для чувств адресата, так как проблема для потребителя становится несколько «отстранённой», на неё он смотрит как бы со стороны. Кроме этого, в литературе описана тактика вербальной упаковки [там же], суть которой заключается в использовании эвфемизмов для называния неприятных проблем. Например, вместо прямого высказывания «кожа в прыщах, угрях, морщинах» предпочтительней воспользоваться нейтральными и щадящими: «проблемная кожа», «возрастная кожа», «зрелая кожа». Вместо «жидкие волосы» использовать «негустые или необъёмные». Тем самым реклама перестаёт дискриминировать потребителя по его возрасту, внешности или состоянию здоровья.
В некоторых ситуациях рекламное сообщение строится на подавлении эмоции страха. Так, например, было установлено, что так называемые «шоколадные наркоманы» из-за недовольства своей фигурой часто испытывают страх и, как следствие, подвержены нервным расстройствам. Перед рекламистами встала задача разработать рекламу, которая способствовала бы «снижению» у таких людей чувства вины за чрезмерное потребление
шоколада. Пермской кондитерской фабрикой было принято решение выпускать маленькие плиточные формы шоколада, которые можно употреблять маленькими порционными кусочками, и, тем самым, контролировать и калории, и вес.
С целью выявления общественной оценки недопустимых текстов социальной и коммерческой рекламы нами был проведён опрос горожан, в котором приняли участие около 100 человек разного пола, возраста, социального положения, образования и т. д. Респондентам был предложен список вышеназванных, «страхогенных» (по мнению авторов статьи) рекламных объявлений, которые используются на территории города Перми. Участники опроса должны были оценить тексты по следующим критериям: (1) «хорошо / нормально / плохо» (когнитивное содержание оценки); (2) «одобряю / безразлично / не одобряю» (коммуникативное содержание оценки); (3) «приятно / удовлетворительно / неприятно» (эмоциональное содержание оценки).
Таблица 1. Роль когнитивной оценки эмоции страха в текстах социальной и коммерческой рекламы горожанами Перми
Социальные параметры Когнитивная оценка (%)
Хорошо Нормально Плохо
13 25 лет М 70 20 10
Ж 45 40 15
30 60 лет М 25 25 50
Ж 10 40 50
Как видно из таблицы 1, при когнитивной оценке содержания «страшной рекламы» респонденты «первого возраста» оценивают рекламные тексты, как «хорошие» (70 % - муж. и 45 % - жен.) и «нормальные» (40% - жен. и 20 % муж.), тогда как представители «второго возраста», как «плохие» (по 50 % и жен., и муж.) и как нормальные (40 % - жен. и 25 % -муж.). Как оказалось, нагнетание страха в рекламе считается вполне нормальным и даже хорошим и среди большинства молодёжи, и среди женщин старшего возраста.
Таблица 2. Роль коммуникативной оценки эмоции страха в текстах социальной и коммерческой рекламы горожанами Перми
Социальные параметры Коммуникативная оценка (%)
Одобряю Безразлично Не одобряю
13 25 лет М 70 20 10
Ж 45 40 15
30-60 лет М 25 25 50
Ж 10 20 70
Коммуникативное содержание «устрашающих» рекламных текстов, предъявленных респондентам, оценивается с «одобрением» молодёжной аудиторией (70 % - муж. и 45 % -жен.), при этом старшее поколение не одобряет такой вид «общения» между рекламой и потребителем (50 % - муж. и 70 % - жен.).
Таблица 3. Роль эмоциональной оценки в текстах социальной и коммерческой рекламы горожанами Перми
Социальные параметры Эмоциональная оценка ( %)
Приятно Удовлетворительно Плохо
13 25 лет М 70 20 10
Ж 45 40 15
30-60 лет М 25 25 50
Ж 10 35 55
Данные, приведённые в таблицах 1, 2, 3 показывают, что молодежь в возрасте от 16 до 25 лет преимущественно положительно оценивает номинации, основанные на «нагнетании страха», слоганы, стимулирующие боязнь, страх. При этом наибольшее количество ответов с оценкой «хорошо / одобряю / приятно» наблюдается у юношей до 25 лет. Люди 30-60 лет оценивают подобного рода рекламу нейтрально (безразлично) - 20 %, а не одобряют - 50-55 %.
Заключение
Проблема возникновения и дополнительной «стимуляции» страха приобретает особое социокультурное и нравственное значение в современном обществе. В связи с этим предлагаем несколько рекомендаций по использованию / не использованию тактики нагнетания страха.
При использовании в рекламном тексте тактики нагнетания страха по принципу «от противного» за угрозой должно следовать обязательное некое спасительное решение. При этом в рекламном сообщении необходимо идти по следующей траектории: от негативной неопределённости - к конкретному алгоритму решения проблемы, например: «Многие люди страдают от алкоголизма. Вам поможет...».
Обсуждение наболевших проблем адресата рекламы должно, как нам представляется, осуществляться с соблюдением определённых этикетных норм, ибо «слишком прямолинейный» текст может отпугнуть потенциального потребителя, то есть иметь обратный эффект. Чтобы показать сложные для осознания потребителя проблемы, вполне допустимым является использование в социальной и коммерческой рекламе вымышленных персонажей, эвфемизмов. Рекомендации по визуализации рекламного образа в социальной рекламе могут быть следующими. Решение проблемы должно быть изображено как более значительное, значимое и выразительное, в сравнении с заявленной в рекламе и требующей решения проблемой. Сама проблема должна быть визуально и «словесно» отдалена от адресата рекламы, а средство её решения - максимально приближено.
Список литературы
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология. М., СПб.: МОДЭК, 2009.
623 с.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во «Московский государственный университет», 1990. 283 с.
3. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ТРТУ. Технические науки. 2022. № 5. С. 177-184.
4. Изард К.Э. Страх и тревога // Психология эмоций / перевод с англ. А. Татлыбаева. М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер. 2002. С. 292-335.
5. Ильин Е.П. Эмоции ожидания и прогноза: Волнение. Тревога. Страх // Эмоции и чувства. М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2007. С. 156-176.
6. Ильин Е.П. Вызов желательных эмоций // Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2007. С. 280-286.
7. Иссерс О С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд-во «Омский университет», 1999. 285 с.
8. Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта; Наука, 2013. 240 с.
9. Ланге Г. Страх // Психология эмоций / автор-составитель В. Вилюнас. М.; СПб., Нижний Новгород: Питер, 2008. С. 116-118.
10. Маккелелланд Д. Мотивация человека / научная ред. перевода Е.П. Ильина. М.; СПб., Нижний Новгород: Питер, 2007. 672 с.
11. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новосибирск: ИНФРА-М; Сибирское соглашение, 2000. 230 с.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь. М.: Изд-во политической литературы. 1990. 496 с.
13. Петровский А.В. Формы переживания чувств // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М.: ACADEMIA, 2001. С. 321-330.
14. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М.: Педагогика, 1993. 157 с.
15. Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации URL: http://www.dv-reclama.ru/russia/laws/selfreg/svod_oborota.php (дата обращения: 20.05.2022).
16. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2003. 640 с.
17. Фомин А.Г., Якимова Н.С. Тактики и маркеры вербальной агрессии в коммуникативном поведении россиян и американцев (на материале речеситуационного исследования). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/taktiki-i-markery-verbalnoy-agressii-v-kommunikativnom-povedenii-rossiyan-i-amerikantsev-po-materialam-rechesituativnogo-issledovaniya/viewer (дата обращения: 20.05.2022).
18. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 414 с.
19. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Истоки, 1998. 281 с.
20. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: Харвест, 2003. 384 с.
21. Фромм Э. Человеческая ситуация / перевод с англ. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995. 240 с.
22. Edmondson A. C. The Fearless Organization: Creating Psychological Safety in the Workplace for Learning, Innovation, and Growth .2021. 197 р.
23. Fuhrer M. Differential verbal conditioning of heart rate with minimization of changes in respiratory rate. // J. Comper. Physiol. Psychology. 1964. Vol. 58. N 2. P. 283-289.
24. Izard C. E. The psychology of emotions. N.Y.; London: Plenum press, Cop. 1991. 451 p.
25. Plutchik R. Psychophysiology of individual differences with special reference to emotions. // Ann. N.Y. Acad. Sci. 1966. Vol. 34. N 2. P.776-781.
Информация об авторах Л.С. Тихомирова - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и стилистики, Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Е.П. Карзенкова - старший преподаватель, кафедра русского языка и стилистики, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Information about the authors L.S. Tikhomirova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, the Department of Russian Language and Stylistics,
Perm State University; E.P. Karzenkova - Senior Lecturer, the Department of Russian Language and Stylistics, Perm State University.
© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета