Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С НЕКОТОРЫМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ АСПЕКТАМИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ МОЛОДЕЖИ'

СВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С НЕКОТОРЫМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ АСПЕКТАМИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситнянская Эллина Андреевна

В данной статье рассматриваются теоретико прикладные аспекты проблемы гендерных различий: вопросы развития гендерной психологии. Также в работе представлены результаты эмпирического исследования связи гендерной идентичности с некоторыми аспектами автобиографических воспоминаний. Выборку составили 50 человек (в равном соотношении девушек и юношей) в возрасте от 16 до 26 лет. Исследование гендерной идентичности проводилось с помощью полоролевого опросника С. Бем, особенности автобиографической памяти исследовались с помощью методики «Линия жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ситнянская Эллина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF GENDER IDENTITY WITH SOME CONTENT ASPECTS OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORIES OF YOUNG PEOPLE

This article deals with the theoretical and applied aspects of the problem of gender differences: the issues of development of gender psychology. It also presents the results of empirical research into the connection between gender identity and some aspects of autobiographical memories. The sample consisted of 50 people (in equal proportions of girls and boys) between the ages of 16 and 26. Study of gender identity was conducted with the help of gender questionnaire S. Bem, features of autobiographical memory were studied with the help of "Life Line" method.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С НЕКОТОРЫМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ АСПЕКТАМИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.922.

СВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С НЕКОТОРЫМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ АСПЕКТАМИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ МОЛОДЕЖИ

Ситнянская Э.А.

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе

Севастополь, Россия E-mail: ellina96606@mail.ru

Jpi Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты проблемы тендерных различий: вопросы развития тендерной психологии. Также в работе представлены результаты эмпирического исследования связи гендерной идентичности с некоторыми аспектами автобиографических воспоминаний. Выборку составили 50 человек (в равном соотношении девушек и юношей) в возрасте от 16 до 26 лет. Исследование гендерной идентичности проводилось с помощью полоролевого опросника С. Бем, особенности автобиографической памяти исследовались с помощью методики «Линия жизни». Актуальность. Проблематика гендерных особенностей автобиографической памяти изуча-

feтcя в психологической науке на протяжении долгого времени, однако результаты эмпирических исследований носят противоречивый характер.

Цель. Исследовать связь гендерной идентичности с некоторыми содержательными аспектами автобиографических воспоминаний молодежи

Выводы и заключение. Индекс гендерного типа (С. Бем) у представителей мужского пола связан с тематическим разнообразием воспоминаний, количеством воспоминаний, связанных с категориями «Профессия» и «Бытовая сфера». У участников женского пола индекс гендер-ной идентичности связан с длинной расстояния от первого воспоминания, нанесенного на Линию жизни до настоящего момента.

;<Р° Ключевые слова: тендер, тендерные различия, феминность, маскулинность, андро-гинность, автобиографические воспоминания.

Введение. Гендерные исследования в науке носят сложный междисциплинарный характер, поскольку гендер как научная категория рассматривается в социологии, политологии, юриспруденции, психологии, педагогике [5]. В психологии понятием «гендер» обозначается фактор, обуславливающий психологические, социальные и культурные различия полов [6]. «Мужское» и «женское» представляют собой значимые способы самопрезентации человека в социуме. Следовательно, от того, насколько точно «считывается» пол человека, насколько четко обозначена и воспроизведена доминирующая схема полового различия в таких характеристиках как: поведение, внешность, ментальные конструкции, которыми оперирует человек, напрямую зависит успешность его социализации, а следовательно, и субъектив-

ное восприятие собственного жизненного пути, ощущение социального благополучия и личного счастья [7].

В конце прошлого столетия американский психолог С. Бем, известная своими исследованиями в гендерной психологии внесла огромный вклад в изучение гендер-ных различий, в ее монографии «Линзы гендера» рассматривается проблема представлений общества о составляющих «женских» и «мужских» черт личности, о возможностях и поступках [4]. С. Бем, в качестве характеристик, определяющих психологический пол, выделила «маскулинность», «феминность» и «андрогин-ность» [2].

• Феминность - модель, включающая совокупность психологических и поведенческих качеств женского гендера (чувстви-

тельность, верность, нежность, эмоциональность, общительность и т.д.).

• Маскулинность - совокупность психических и поведенческих особенностей, приписываемых мужчине (рациональность, холодность, сила и т.д.).

• Андрогинность - явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества [8,9].

Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п.. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. [1].

Таким образом, «феминность» и «маскулинность» включают в себя набор психических и поведенческих «мужских» и «женских» черт, а «андрогинность» - это объединение качеств, характерных для первых двух понятий.

Проблема гендерных различий автобиографической памяти также является широко изучаемой в психологической науке, результаты исследований данного направления представлены в трудах отечественных (К.Н. Василевская, М.К. Кабардов, В.В. Нуркова, 2011; И.С. Осипова,

С.Н. Никишов, 2017) и зарубежных психологов (Siedlitz, Diener, 1998; Pillemer et al., 2003; Davis, 1999; Fivush, 2003; Niedzwienska, 2003; Ross, Holmberg, 1990; Fivush, 2004; Wang. Q. et al., 2011), однако опубликованные результаты носят противоречивый характер.

Целью данного исследования было: выявить связь некоторых аспектов автобиографической памяти с гендерной идентичностью респондентов.

Методы. В исследовании приняли участие 50 человек, из которых 25 - девушек и 25 - юношей в возрасте от 16 до 26 лет.

Для диагностики гендерного типа использовался полоролевой опросник С. Бем (BSRI - Bem Sex-Role Inventory) (1974, адаптирован Клециной И.С. в 2003 г.) [4], для выявления особенностей автобиографической памяти была использована методика «Линия жизни» [3].

Для обработки данных использовался контент-анализ и корреляционный анализ (коэффициент Спирмена) в программе 1MB SPSS Statistics 23.

Результаты. На первом этапе выборка была разделена на три группы (рис. 1), в соответствии с гендерным типом респондентов. Таким образом, в группу с андро-гинным гендерным типом вошло 62% респондентов, с феминным гендерным типом - 24%, и с маскулинным типом - 14% респондентов от общего количества участников.

Рис. 1. Соотношение респондентов с разной гендерной идентичностью (Полоролевой опросник С. Бем)

На втором этапе нами был произведен контент-анализ воспоминаний, отмеченных респондентами на «Линии жизни». Всего респондентами было отмечено 366 воспоминаний, практически в равном соотношении названных девушками (186 воспоминаний) и юношами (180 воспоминаний). Для качественного контент-

анализа нами были выделены следующие девять категорий: «Учебная деятельность», «Саморазвитие», «Романтические отношения», «Досуг», «Семья», «Бытовая сфера», «Межличностные отношения», «Здоровье», «Профессия».

На третьем этапе обработки данных нами был произведен статистический ана-

лиз на наличие корреляционных связей индекса гендерного типа К (Полоролевой опросник С. Бем) респондентов с некоторыми содержательными аспектами автобиографических воспоминаний (рис. 2).

По результатам были вычислены средние показатели частоты называния воспоминаний из некоторых категорий у всех участников исследования, а также был выявлен ряд корреляционных связей (коэффициент Спирмена) с индексом гендерного типа К:

• тематическое разнообразие воспоминаний у мужчин (ср.= 0,5; г = 0,54; р = 0,01), у женщин (ср. = 0,56).

• количество воспоминаний, относящихся к категории «Профессия» у мужчин (ср. = 0,66; г = 0,57; р= 0,01), у девушек (ср. = 0,76)

• количество воспоминаний, относящихся к категории «Бытовая сфера» у мужчин (ср. = 0,72; г = 0,55; р= 0,01), у девушек (ср. = 0,6)

• расстояние от начала ЛЖ до настоящего момента у девушек (ср. = 76 мм.; г = 0,41; р = 0,05), у юношей (ср. = 86 мм.

0,54,^ Тематическое разнообразие воспоминаний

Индекс гендерного типа ^ (юноши) J

0,57 Количество воспоминаний, относящихся к категории «Профессия» ,

^0,55

относящихся к категории «Бытовая

Индекс гендерного

типа 18 (девушки)

0,41

Расстояние от начала ЛЖ до настоящего момента

Положительная корреляция (р <0,01) Положительная корреляция (р < 0,05)

Рис. 2. Связь индекса гендерного типа (Полоролевой опросник С. Бем) с некоторыми аспектами автобиографических воспоминаний («Линия жизни»)

ских направлений затрагивает респондент

Обсуждение результатов. Таким образом, на основе результатов проведенного исследования, целесообразно сделать ряд выводов:

Во-первых, чем выше индекс гендерно-го типа у представителей мужского пола, то есть чем более выражены феминные черты у юношей, тем: больше тематиче-

при нанесении воспоминаний на Линию жизни; тем больше событий относится к темам профессиональной деятельности и бытовой сферы.

Во-вторых, чем более выражены фе-минные черты у девушек, тем больше расстояние от первого до последнего события, отмеченных на «Линии жизни».

Литература

1. Дмитриева, А. В. Тендерные особенности проявления агрессивности личности у девочек-подростков / А. В. Дмитриева, В. С. Шамаева, С. В. Федорова // Вестник Северовосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2019. - № 2(14). - С. 27-34.

2. Долгова В. И. Исследование адаптации первоклассников с учетом гендерных различий / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, Н. Н. Дедышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2021. - № 12(202). - С. 486-492.

3. Нуркова В.В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятель-ностной методологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики / под ред. В. В. Нуркова - 2010. - Т. 7. - № 2. - С. 64-82.

4. Семенова, Ф. О. Особенности переживания стресса у молодежи с разным уровнем фемин-ности и маскулинности / Ф. О. Семенова, С. Н. Бостанова, С. В. Чербиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4(194). - С. 511-517.

5. Старовойтова, Ж. А. Опыт гендерного просвещения будущих педагогов профессионального обучения / Ж. А. Старовойтова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-2. - С. 299-302.

6. Филиппова, С. А. Гендерные различия: социокультурный аспект / С. А. Филиппова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2007. - № 3. - С. 247-251.

7. Хитрук, Е. Б. К вопросу об актуальности гендерных исследований в философии / Е. Б. Хитрук // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 41. - С. 72-79.

8. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634-643.

9. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny. Journal of Consulting and Clinical Psychology journal. 1974. Vol. 42, no. 2. pp. 155-162.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ситнянская Э.А. Связь гендерной идентичности с некоторыми содержательными аспектами автобиографических воспоминаний молодежи / Э.Ф. Ситнянская // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6. С. 55-60.

Сведения об авторе Ситнянская Эллина Андреевна

студент бакалавриата факультета психологии

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе

Севастополь, Россия E-Mail: ellina96606@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 55-60.

RELATION OF GENDER IDENTITY WITH SOME CONTENT ASPECTS OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORIES OF YOUNG PEOPLE

Sitnyanskaya E.A.

Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Sevastopol, Russia

E-mail: ellina96606@mail.ru

Abstract. This article deals with the theoretical and applied aspects of the problem of gender differences: the issues of development of gender psychology. It also presents the results of empirical research into the connection between gender identity and some aspects of autobiographical memories. The sample consisted of 50 people (in equal proportions of girls and boys) between

the ages of 16 and 26. Study of gender identity was conducted with the help of gender questionnaire S. Bem, features of autobiographical memory were studied with the help of "Life Line" method. Relevance. Problematic of gender specifics of autobiographical memory was being researched in psychology for a long time, however the results of empirical studies are of controversial nature. Goal. To investigate the connection of gender identity with some content aspects of autobiographical memories of young people

Conclusions and conclusion. Gender type index (S. Bem) in male participants is associated with thematic diversity of memories, the number of memories related to the categories "Profession" and "Domestic sphere". In female participants gender identity index is associated with the length of distance from the first memory drawn on the Lifeline to the present moment.

K Keywords: gender, gender differences, femininity, masculinity, androgyny, autobiographical memories.

IP References:

1. Dmitrieva A. V., Shamaeva V. S., Fedorova S. V. Gender peculiarities of personality aggression in adolescent girls / A. V. Dmitrieva, V. S., Fedorova S. V. Bulletin of M.K. Ammosov NorthEastern Federal University. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. - 2019. - № 2(14). - C. 2734.

2. Dolgova V. I. Research of adaptation of first-graders taking into account gender differences / V.

1. Dolgova, E. G. Kapitanets, N. N. Dedysheva // Scientific Notes of P. F. Lesgaft University. -2021. - № 12(202). - C. 486-492.

3. Nurkova V. V. Autobiographical memory in the optics of cultural-historical and activity methodology // Psychology. Journal of the Higher School of Economics / ed. V. Nurkov - 2010. - T. 7. - №

2.-C. 64-82.

4. Semenova F. O. Peculiarities of experiencing stress in young people with different levels of femininity and masculinity / F. O. Semenova, S. N. Bostanova, S. V. Cherbiev // Scientific Notes of P. F. Lesgaft University. - 2021. - № 4(194). - C. 511-517.

5. Starovoitova J. A. Experience of gender education of future teachers of professional education / J. A. Starovoitova // Problems of modern pedagogical education. - 2022. - № 75-2. - C. 299-302.

6. Filippova S. A. Gender differences: a socio-cultural aspect / S. A. Filippova // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. - 2007. - № 3. - C. 247-251.

7. Kitruk, E. B. To the Question of Relevance of Gender Studies in Philosophy / E. B. Kitruk // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. - 2018. - № 41. - C. 7279.

8. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634-643.

9. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny. Journal of Consulting and Clinical Psychology journal. 1974. Vol. 42, no. 2. pp. 155-162.

Information about the author Sitnyanskaya Ellina Andreevna

Bachelor's student of the Faculty of Psychology

Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Sevastopol, Russia

E-Mail: ellina96606@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.