Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / КУРСАНТЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Елизавета Михайловна, Данилова Е.А.

В статье рассмотрены аспекты формирования и проявления гендерной идентичности курсантов ведомственных вузов МВД России. Особое внимание уделено вопросам изменения и трансформации гендерной идентичности под воздействием внешних факторов и условий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF GENDER IDENTITY IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the aspects of the formation and manifestation of gender identity of cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to the issues of changing and transforming gender identity under the influence of external factors and learning conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-24-3 0

© Гончарова Е.М., Данилова Е.А. 2021

THE MANIFESTATION OF GENDER IDENTITY IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Elizaveta M. Goncharova,

Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: goncharova_e_79@mail.ru

E.A. Danilova,

2nd year cadet, 992 training platoon of the Faculty of Training specialists in the field of information Security of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: Jeny1505@mail.ru

Елизавета Михайловна Гончарова,

старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: goncharova_e_79@mail.ru

Е.А. Данилова,

курсант 2 курса, 992 учебного взвода факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: Jeny1505@mail.ru

Для цитирования: Гончарова Е.М., Данилова Е.А. Проявление гендерной идентичности у курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 24-30.

Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Abstract. The article deals with the aspects of the formation and manifestation of gender identity of cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to the issues of changing and transforming gender identity under the influence of external factors and learning conditions.

Keywords: gender identity, masculinity, femininity, androgyny, cadets, learning process.

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты формирования и проявления гендерной идентичности курсантов ведомственных вузов МВД России. Особое внимание уделено вопросам изменения и трансформации гендерной идентичности под воздействием внешних факторов и условий обучения.

Ключевые слова: гендерная идентичность, маскулинность, феминность, андрогинность, курсанты, процесс обучения.

Актуальность темы исследования обусловлена наличием проблем в принятии и проявлении гендерной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России (на примере Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя). Особые требования, предъявляемые к курсантам, напрямую влияют на модификацию гендерной идентичности.

На данном этапе наблюдается наибольший приток в образовательные организации МВД, МЧС, МО девушек, что также отражает общую мировую тенденцию по отказу женского пола от своей феминности.

Новизна исследования обусловлена тем, что в современном мире прослеживается тенденция на изменение гендерной идентичности у представителей женского пола. Женщины стали все чаще и чаще выбирать себе профессии, которым раньше отдавали предпочтение исключительно мужчины; женщины занимают руководящие посты в правительстве и на предприятиях, в семье женщины также выходят в лидеры и становятся главами семьи.

В настоящий момент исследований по изучению увеличивающего с каждым годом количества

девушек-курсантов в военных и ведомственных вузах крайне мало, поэтому данная научная работа имеет высокую степень актуальности и раскрывает разные стороны изменения гендерной идентичности у девушек.

На сегодняшний день накоплен необходимый объем материала, рассматривающий проблему гендерной идентичности в отечественной и зарубежной психологии, данными исследованиями занимались: Эриксон Э., Джеймс Марсия, Фрейд З., Мид Дж., Гофман И., Родригес Томэ, Тешфел А., Брейкуэлл Г., Кон И.С. и др., что позволило нам рассмотреть данный феномен на примере курсантов образовательных организаций МВД России.

Объект исследования - гендерная идентичность курсантов образовательных организаций МВД России, сформированная в процессе обучения.

Предмет исследования - проявление гендер-ной идентичности у курсантов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить специфику гендер-ной идентичности курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России.

Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик: Полоролевой опросник (С.С. Бем); Методика изучения идентичности Л.Б. Шнейдер (Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ); Методика изучения тендерной идентичности (МИГИ); Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ); Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).

Эмпирическая база исследования составила 57 курсантов с факультетов: ФПСОИБ (Факультет подготовки специалистов в области информационной безопасности); ИПСОПР (Институт подготовки сотрудников для органов предварительного расследования); ФПСППООП (Факультет подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка), исследование проходило на базе Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, среди которых 31 девушка и 26 юношей.

Проблемы идентичности в психологии изучаются различными методами, существуют три основных подхода к изучению идентичности: психоаналитический, интеракционистский и когнитивный. Каждый из них по-своему трактует идентичность.

Изучением идентичности с точки зрения психоаналитического подхода занимался З. Фрейд. Основными этапами формирования идентичности Фрейд считал социальный и биологический процессы.

Психологи интеракционистского направления: Дж. Мид, И. Гофман, Г. Родригес Томэ и др. делают акцент на социальной обусловленности идентичности, объектом исследования является не отдельный индивидуум, а процесс интеракции индивидуума в группе.

Когнитивное направление: А. Тешфел, Г. Брей-куэлл и др. идентичность представляется как результат процесса самокатегоризации.

Главная мысль состоит в том, что впечатления о мире индивидуума организуются в определенные теории, концепции, понятия, стандарты, которые влияют на поведение человека в социуме.

Исследование идентичности занимает одно из центральных мест в трудах отечественных исследователях и имеет важное теоретическое и прикладное значение.

В отечественной психологии особое внимание было уделено профессиональной идентичности, такими учеными как Л.Б. Шнейдер; Е.П. Ермолаевой; Д.И. Завалишиной, Н.С. Пряжниковым и др.

Профессиональная идентичность имеет немалое значение. В ней проявляются особенности личности, которые предоставляют направление профессиональном мире, именно по этой причине в современной российской психологии эта проблема имеет большое значение1.

Проанализировав работы психологов о проблеме идентичности, можно прийти к выводу, что в профессиональную деятельность личностные характеристики оказывают большое влияние.

Проблеме гендера в зарубежной литературе рассматривалась с большим вниманием. Н. Белл и Э. Фогель занимались исследованием структурного функционализма и теории половых ролей, Р. Коннел исследовал теорию гендерной системы, Р. Коллинз занимался теорией конфликта в гендер-ных отношениях, а теорию гендера как культурную метафору изучали Ж. Деррид и Л. Ирригарэй. Так же в российской науке активно поднимался вопрос гендерных особенностей такими учеными, как Д.В. Воронцов, Л.В. Штылева, Н.П. Реброва, и др. Исследователи дают определение «гендерной роли», это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам2.

Подход в обучении по гендерному принципу -это новое направление в общепринятой системе преподавания, которое учитывает особенности восприятия, логики и мышления мужчин и женщин. Преподаватель разделяет учащихся по ген-дерному признаку и старается донести изучаемый материал с учетом индивидуальных психофизиологических параметров личности3.

В современном мире существует большое количество методик и разработок по улучшению учебного процесса, принимая во внимание тендерную принадлежность студентов.

Это не самая простая задача, так как приходится учитывать не только индивидуальные особенности студентов, но и их половую принадлежность. Большое значение в воспитании и обучении имеет комфортная тендерная обстановка, в которой проявляются личностные и гендерные характеристики, заложенные человеку природой от рождения.

Свое признание тендерные исследования в России получили совсем недавно. Наиболее основательные теоретические разработки этой проблематики содержатся в работах Каменская Е.Н., Федосеева И.А., Толстых М.А. и др.

Психологи утверждают, что на тендерное развитие личности влияет не только принадлежность к определенному полу, но и социальные факторы.4

В системе МВД, где в личном составе значительно преобладает количество мужчин, наблюдается искажение психофизиологических параметров личности девушек.

Большие физические нагрузки, ношение форменной мужской одежды, казарменная система, запрет на использование косметики и украшений меняют психические и поведенческие особенности девушек. Девушки ощущают, что их гендерное поведение не совпадает с нормами, принятыми в этой системе. Гендерная идентичность размывается и у девушек наблюдется гендерная неконформность.

Результаты, полученные с помощью выбранных нами методик, представлены в таблицах, для лучшего понимания.

Таблица 1

Результаты Полоролевого опросника (С.С. Бем) на факультете ФПСОИБ

Таблица 2

Результаты Полоролевого опросника (С.С. Бем) на факультете ИПСОПР

Таблица 3

Результаты Полоролевого опросника (С.С. Бем) на факультете ФПСППООП

Психологический пол

Кол-во чел. Маскулин- Феминин- Андрогин-

ность ность ность

жен: 11 0 2 9

муж: 13 5 2 6

всего: 24 5 4 15

Полученные результаты по данной методике свидетельствуют о том, что на всех представленных факультетах большинство курсантов и мужского и женского пола проявляют андрогинность. Это можно охарактеризовать тем, что в данном коллективе присутствует тенденция к развитию андрогин-ных характеристик, из-за специфической системы обучения в университете МВД: большие физические нагрузки, большие ограничения, а точнее лимит свободного времени, постоянная сосредоточенность на исполнение своих служебных обязанностей, это все влияет на человека. Индивидуум пытается приспособиться в окружающей обстановке, считается, что адаптивные возможности андрогенного типа, выше, чем у представителей маскулинного и фемининного пола, так же у них отсутствует резко выраженная доминантно-агрессивная тенденция, что помогает им мирно существовать с окружающими.

Что же касается маскулинности и феминности, то здесь мы получили неожиданные результаты.

На факультете ФПСОИБ у 2 девушек прослеживается ярко выраженная маскулинность, у 2 сохранилась гендерная идентичность, оставшиеся 3 девушки относятся к андрогенному психологическому полу..

На факультете ФПСОИБ у 2 юношей сохранилась маскулинность, у 5 проявляется феминность. Это объяснимо тем, что в настоящее время существует всемирная тенденция появления феминности у представителей мужского пола. Так же следует учитывать специфику данного факультета, обучающимся курсантам нужна усидчивость, внимательность, дотошность и спокойствие для решения многочисленных задач, особенно в большом количестве.

На факультете ИПСОПР большинство курсантов проявляют андрогинность и только 23 % девушек смогли сохранить свою феминность.

На факультете ФПСППООП так же, как и на остальных факультетах большая часть курсантов относятся к андрогенному типу, достаточно малый процент девушек сохранил свою фемин-ность - 18 %, но на данном факультете сохранение маскулинности у юношей присутствует в хорошем соотношение, по сравнению с остальными факультетами.

Психологический пол

Кол-во чел. Маскулин- Феминин- Андрогин-

ность ность ность

жен: 13 0 3 10

муж: 2 0 1 1

всего: 15 0 4 11

Психологический пол

Кол-во чел. Маскулин- Феминин- Андрогин-

ность ность ность

жен: 7 2 2 3

муж: 11 2 5 4

всего: 18 4 7 7

Таблица 4

Результаты методики изучения идентичности Л.Б. Шнейдер на факультете ФПСОИБ

Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная идентичность Диффузная идентичность Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная идентичность

жен: 7 0 4 2 1 0

муж: 11 2 6 1 0 2

всего: 18 2 10 3 1 2

Методика изучения тендерной идентичности (МИГИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная Диффузная Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная

идентичность идентичность идентичность

жен: 7 0 5 1 1 0

муж: 11 4 5 1 0 1

всего: 18 4 10 2 1 1

Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная Диффузная Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная

идентичность идентичность идентичность

жен: 7 1 4 0 1 1

муж: 11 2 3 3 1 2

всего: 18 3 7 3 2 3

Анализируя полученные данные на факультете ФПСОИБ согласно методике изучения идентичности Л.Б. Шнейдер, можно заключить, что у большинства курсантов наблюдается кризис идентичности. У большинства обследуемых на данном факультете проявля-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется диффузная идентичность. Индивидуумы с диффузной идентичностью не имеют прочных целей и убеждений, и попыток их сформировать, у них наблюдаются сомнения в собственной личности, конфликты внутреннего «Я» и самообвинение.

Таблица 5

Результаты методики изучения идентичности Л.Б. Шнейдер на факультете ИПСОПР

Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная Диффузная Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная

идентичность идентичность идентичность

жен: 13 1 1 8 3 0

муж: 2 0 1 1 0 0

всего: 15 1 2 9 3 0

Методика изучения тендерной идентичности (МИГИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная Диффузная Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная

идентичность идентичность идентичность

жен: 13 2 5 3 3 0

муж: 2 0 0 1 1 0

всего: 15 2 5 4 4 0

Методика изучения профессиональной идентичности (МИНИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная идентичность Диффузная идентичность Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная идентичность

жен: 13 0 2 6 5 0

муж: 2 0 0 1 1 0

всего: 15 0 2 7 6 0

Проведя анализ полученных данных на факультете ИПСОПР, можно заключить, что у большинства респондентов наблюдается кризис идентичности, который они пытаются разрешить. У курсантов проявляется «мораторий» - это статус идентичности, который сопутствуется кризисом и высокой уровню тревожности.

При рассмотрении методики изучения гендерной идентичности (МИГИ) можно сделать выводы что, у малой части респондентов, как мужского, так и женского пола сохранилось общепринятое самоощущение себя, как представителей определенного пола. Это подтверждается методикой,

Результаты методики изучения идентичности

по ее результатам только у 23 % девушек достигли позитивной идентичности. У юношей представление о своем поле сформулировано лучше, 50 % юношей-курсантов придерживаются правильного представления.

При рассмотрении методики изучения профессиональной идентичности (МИПИ) можно сделать вывод, что степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации, лучше сформирована у девушек-курсантов, так же большая часть девушек находятся в состоянии кризиса, и пытаются решить проблему профессиональной идентичности.

Таблица 6

Л.Б. Шнейдер на факультете ФПСППООП

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная идентичность Диффузная идентичность Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная идентичность

жен: 11 0 0 7 2 2

муж: 13 1 2 1 9 0

всего: 24 1 2 8 11 2

Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ)

Методика изучения тендерной идентичности (МИГИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная идентичность Диффузная идентичность Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная идентичность

жен: 11 1 0 5 5 0

муж: 13 0 0 0 11 2

всего: 24 1 0 5 16 2

Методика изучения профессиональной идентичности (МИНИ)

Статусы идентичности

Кол-во чел. Преждевременная идентичность Диффузная идентичность Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Псевдопозитивная идентичность

жен: 11 0 1 4 6 0

муж: 13 0 3 4 4 2

всего: 24 0 4 8 10 2

Анализируя полученные данные, можно за- тета ФПСППООП отсутствует кризис идентично-ключить, что у большинства респондентов факуль- сти, большинство курсантов достигли позитивной

идентичности. Они обладают, определенной совокупностью личностно значимых целей, ценностей и убеждений.

Подводя итоги результатов методики изучения идентичности Л.Б. Шнейдер, можно сделать некоторые выводы. Из трех представленных факультетов, только на факультете ФПСППООП большинство курсантов достигли позитивной идентичности, на данном факультете есть проблема принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации среди юношей, но даже с учетом этого, учащиеся данного факультета имеют больший

Результаты Тест

процент учащихся достигший позитивной идентичности, в сравнение с остальными факультетами. На факультете ФПСОИБ наблюдается кризис идентичности. Они не имеют прочных целей и убеждений, и не совершают попыток их сформировать, так же у них наблюдаются конфликты внутреннего «Я». Представление о собственном поле у них нарушено, как и принятие избранной профессиональной деятельности. На факультете ИПСОПР ситуация лучше, чем на факультете ФПСОИБ, но половина личного состава находиться в кризисе и с этим необходимо работать.

Таблица 7

[а. Тест «Кто Я?»

Факультет Кол-во чел. Самооценка

Адекватная Неустойчивая Завышенная Заниженная

муж 11 3 4 2 2

ФПСОИБ жен 7 4 1 0 2

всего 18 7 5 2 4

муж 2 2 0 0 0

ИПСОПР жен 13 6 2 3 2

всего 15 8 2 3 2

муж 13 10 1 1 1

ФПСППООП жен 11 7 2 0 2

всего 24 17 3 1 3

Таблица 8

Результаты Тест Куна. Тест «Кто Я?»

Факультет Кол-во чел. Гендерная идентичность

Маскулинность Фемининность Андрогинность

ФПСОИБ муж 11 3 4 4

жен 7 2 2 3

всего 18 5 6 7

ИПСОПР муж 2 0 0 2

жен 13 0 4 9

всего 15 0 4 11

ФПСППООП муж 13 5 2 6

жен 11 0 3 8

всего 24 5 5 14

Анализируя данные, представленные в таблице 7 - результаты Тест Куна. Тест «Кто Я?», можно сделать вывод, что проблема с самооценкой наблюдается на факультете ФПСОИБ. На данном факультете процент курсантов с заниженной самооценкой равен 22 %, на ИПСОПР 13 %, на ФПСППООП 12,5 %. (Процент считается от общего количества учащихся, прошедших тестирование на данном факультете.) Большинство респондентов имеющих адекватную самооценку находиться на факультете ФПСППООП, процент

равен 70,1 %, на ИПСОПР 53 %, на ФПСОИБ 39 %.

Таблица 8 (результаты Тест Куна. Тест «Кто Я?») подтверждает результаты Полоролевого опросника (С.С. Бем), представленные в таблице 1, 2, 3.

В заключение необходимо отметить, что в рамках проведенного исследования наблюдается большой процент деформации гендерной идентичности среди испытуемых. Лишь у малой части респондентов, как мужского, так и женского пола

сохранилось общепринятое самоощущение себя, как представителей определенного пола.

Опираясь на данные, полученные в рамках нашей работы, можно констатировать тот факт, что у курсантов образовательного учреждения существует изменение гендерной идентичности, и только на факультете ФПСППООП большинство курсантов достигли позитивной идентичности.

Полученные данные отражают актуальность нашего исследования. Это связано с необходимостью учета гендерной идентичности в ведомственных учебных организациях в рамках реализации образовательного процесса.

Библиографический список

1. Judith Butler. Gender Trouble. Routledge. 1990.

2. Parsons, T.E., The Structure of Social Action, 2nd Ed. N.Y. : Free Press, 1949. P. 62.

3. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т.С. Баранова // Психология самосознания: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2003.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология : учебное пособие / Т.В. Бендас. СПб. : Питер, 2006.

5. Гончарова, Е.М. Гендерные особенности проявления личностных качеств сотрудников полиции с разной профессиональной направленностью : дисс. ... канд. психол. наук. М., 2019.

6. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4.

7. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. СПб. : Питер, 2010.

8. Кон, И.С. Пол и гендер: Заметки о терминах / И.С. Кон // Андрология и генитальная хирургия. 2004.

9. Бем, С.С. Полоролевой опросник. Практикум по гендерной психологии / С.С. Бем ; под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277-280.

10. Рубин, Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола: хрестоматия феминистских текстов. [Переводы] / Г. Рубин ; под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. СПб., 2000.

11. Шнейдер, Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. М., 2007.

12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; пер. А.М. Прихожан, В.И. Ри-вош, А.Д. Андреева. М., 1996.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Judith Butler. Gender Trouble. Routledge. 1990.

2. Parsons, T. E., The Structure of Social Action, 2nd Ed. N.Y.: Free Press, 1949. P. 62.

3. Baranova, T. S. Theoretical models of social identification of the individual / T. S. Baranova // Psychology of self-consciousness: a textbook / ed. Samara : Bahrakh-M, 2003.

4. Bendas, T. V. Gender psychology: a textbook / T. V. Bendas. St. Petersburg : Peter, 2006.

5. Goncharova, E. M. Gender features of the manifestation of personal qualities of police officers with different professional orientation: diss. ... cand. psikhol. nauk. M., 2019.

6. Ermolaeva, E. P. Professional identity and marginalism: the concept and reality (article one) / E. P. Ermolaeva // Psychological Journal. 2001. Vol. 22, no. 4.

7. Ilyin, E. P. Paul and gender / E. P. Ilyin. SPb.: Peter, 2010.

8. Kon, I. S. Paul and gender: Notes on terms / I. S. Kon // Andrology and genital surgery. 2004.

9. Bem, S. S. Polorolevoy questionnaire. Practicum on gender psychology / S. S. Bem; edited by I. S. Kletsina. SPb., 2003. pp. 277-280.

10. Rubin, G. Exchange of women. Notes on the" political economy " of Gender: a textbook of feminist texts. [Translations] / G. Rubin; edited by E. A. Zdravomyslova, A. A. Temkina. St. Petersburg, 2000.

11. Schneider, L. B. Personal, tender and professional identity: theory and methods of diagnostics / L. B. Schneider, M., 2007.

12. Erikson, E. Identity: youth and crisis / E. Erikson; per. A. M. Prikhozhan, V. I. Rivosh, A.D. Andreeva. M., 1996.

1 Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Академия, 2014.

2 Гончарова Е.М. Гендерные особенности проявления личностных качеств сотрудников полиции с разной профессиональной направленностью : дисс. ... канд. психол. наук. М., 2019. 157 с.

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер.: А.М. Прихожан, В.И. Ривош, А.Д. Андреева. М., 1996.

4 Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.