Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1157
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / гендер / гендерная идентичность / маскулинность / фемининность / гендерная идентичность личности / гендерные исследования / пол / identity / gender / gender identity / masculinity / femininity / gender studies / sex

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Довженко А., Дудина В., Карпова Н., Колбасюк У., Яценко А.

В данной работе описываются результаты эмпирических исследования гендерной идентичности в России и за рубежом. Представленная работа имеет определенную актуальность для психологов (клинических психологов), которые могут проводить эмпирические исследования гендерной идентичности. В то же время описанные в настоящей публикации результаты, полученные в ходе теоретико-методологического анализа, затрагивают зарубежные исследования, которые могут послужить началом для дальнейших исследований в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING GENDER IDENTITY

For many years, the issue of gender psychology, in general, and gender identity in particular, has been mainly dealt with by foreign researchers. As for Russian research, only relatively recently (since the 1960s) did Russian scientists begin to make their significant contribution to this branch of psychology. The empirical significance of foreign and Russian studies is different. The presented work implies some relevance for psychologists (clinical psychologists) who can conduct empirical studies of gender identity. At the same time, the results described in this publication, obtained in the course of theoretical and methodological analysis, touched upon foreign studies, which may serve as the beginning for further research in Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

7. Хисрик Р., Джексон Р. Торговля и менеджмент продаж. М.: Филинъ, 2013.

8. Ходаков А. Психология успешных продаж. СПб.: Речь, 2013.

9. Хопкинс Т. Как стать мастером продаж. М.: Эксмо, 2008.

10. Шнаппауф Р. Практика продаж. М.: Интерэксперт, 2012.

11. Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Гарда-рики, 2015. - 544 с.

ANALYSIS OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING GENDER

IDENTITY

Dovzhenko A.,

Senior Lecturer, Pacific State Medical University, Vladivostok

Dudina V.,

student, Pacific State Medical University, Vladivostok

Karpova N.,

student, Pacific State Medical University, Vladivostok

Kolbasyuk U.,

student, Pacific State Medical University, Vladivostok

Yatsenko A.

student, Pacific State Medical University, Vladivostok

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Довженко А.,

Старший преподаватель, ФГБОУ ВО ТГМУМинздрава России, Владивосток

Дудина В.,

Студент, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, Владивосток

Карпова Н.,

Студент, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, Владивосток

Колбасюк У.,

Студент, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, Владивосток

Яценко А.

Студент, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, Владивосток

Abstract

For many years, the issue of gender psychology, in general, and gender identity in particular, has been mainly dealt with by foreign researchers. As for Russian research, only relatively recently (since the 1960s) did Russian scientists begin to make their significant contribution to this branch of psychology. The empirical significance of foreign and Russian studies is different. The presented work implies some relevance for psychologists (clinical psychologists) who can conduct empirical studies of gender identity. At the same time, the results described in this publication, obtained in the course of theoretical and methodological analysis, touched upon foreign studies, which may serve as the beginning for further research in Russia.

Аннотация

В данной работе описываются результаты эмпирических исследования тендерной идентичности в России и за рубежом. Представленная работа имеет определенную актуальность для психологов (клинических психологов), которые могут проводить эмпирические исследования тендерной идентичности. В то же время описанные в настоящей публикации результаты, полученные в ходе теоретико -методологического анализа, затрагивают зарубежные исследования, которые могут послужить началом для дальнейших исследований в России.

Keywords: identity; gender; gender identity; masculinity; femininity; gender studies; sex.

Ключевые слова: идентичность, гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, гендерная идентичность личности, гендерные исследования, пол.

Особенности гендерной культуры и тендерных отношений активно изучаются в рамках различных наук — философии, культурологии, социологии, экономики, политологии и др. В мировой истории исследования гендера за последние тридцать лет

произошли глобальные изменения, теперь описание и изучение данного феномена входит высококонцептуальные и теоретико-методологические рамки, совершён переворот в теории, методологии и осмысление гендерной идентичности [13, с.280-

282] . На протяжении многих годов вопросом тендерной психологии, в общем, и тендерной идентичности в частности занимались в основном зарубежные исследователи. Батлер говорила: «Идентичности могут возникать и исчезать в зависимости от конкретных практик, которые их конституируют». Понимание этого открывает вход в проблему ген-дерных определений мужчины и женщины, различий между женственностью и мужественностью, которые меняются с течением времени" [15, с. 135]. Что же касается российских исследований, только сравнительно недавно (с 1960-хх годов) российские ученые начали вносить свой весомый вклад в данную отрасль психологии. Несмотря на оформление в самостоятельную область знания и выделение специальных категорий (пол, гендер, ролевое поведение, статусная позиция) вопрос о гендерных различиях, гендерной идентичности весьма противоречив как на нормативноправовом, так и на феноменологическом уровне, что вызывает ряд других противоречий и затруднений [9, с. 198; 1, с. 266].

Актуальность данной работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ современных исследований позволяет объединить знания о гендерной идентичности, используя исследования не только российских, но и зарубежных исследователей, что позволяет рассмотреть данный феномен более комплексно. Также, полученные результаты в ходе теоретического и методологического анализа могут быть использованы психологами как основа для дальнейших эмпирических исследований, в том числе и тех, которые еще не проводились в России, но уже проведены в зарубежных странах.

Результаты

Феномен «гендер» берет свое начало в 60-е года ХХ века, и рассматривается с самых различных направлений. Одну из основных ролей в истории изучения гендера играла теория социокультурного конструирования гендера, параллельно с ней развивались и другие критические конструктивистские концепции. Но в тоже время, с развитием постмодернистской феминистской философии, концепция гендера начинает изменяться, и на её место приходит перформативная модель Джудит Батлер, согласно которой не только гендер, но биологический пол не существуют вне культурных рамок и властного дискурса [4, с. 132].

Идентичность является наиболее чувствительной частью процесса социализации, очень остро реагирующей на все изменения, происходящие в обществе. Среди многих факторов, участвующих в формировании ядра гендерной идентичности: физиологические и биологические силы, психологические факторы, объектные отношения, функции Эго и когнитивные способности [3, с.7].

Гендерная идентичность, по мнению И.С. Кон, - это «базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, "промежуточного", или "третьего", пола. Гендерная идентичность формируется в ре-

зультате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации человека, где активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения» [11, с.168].

Олейникова Е.Ю. при определении понятия «гендерная идентичность», ссылается на определение Клециной И.С., где гендерная идентичность -это аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола [12, с. 176-178]. Гендерная идентичность - это всё то, что мы чувствуем, переживаем на опыте, считаем, ожидаем, выражаем и представляем о себе в контексте пола.

Таким образом, существует множество определений, где каждый автор по-разному трактует понятие "гендерная идентичность". Зарубежные исследователи также подчеркивают то, что понятие «гендер» состоит рассматривать с различных сторон, так как это помогает решать соответствующие проблемы и вопросы, связанные с эмпирическими исследованиями гендера, расширить область знаний, не рассматривая гендерную идентичность только с социального подтекста [22, с.3].

В связи с этим мы подробно остановились на анализе исследований применения гендерного подхода современными зарубежными и российскими авторами

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), где пересмотрела класс "Психическое здоровье и расстройства поведения" в МКБ-10, и предложила изменения в рубрике F64 расстройства половой идентификации. Также было принято сохранить в МКБ-11 пункт гендерного несоответствия, но при этом исключить его из класса психических расстройств и поведения, и включить новый класс «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем» [26, с.205-209].

Также, среди зарубежных авторов, появились исследования, которые описывают как изменится жизнь отдельных граждан после принятия МКБ-11. Мнение авторов расходятся, одни считают, что новые изменения только усугубляют ситуацию пато-логизации среди трансгендеров (несовпадение ген-дерной идентичности или гендерного выражения человека с зарегистрированным при рождении полом), другие авторы, напротив, считают что это способствует уменьшению дстресса [27, с.851].

В МКБ-10 была изменена подрубрика F64.0 «Транссексуализм»на «Гендерное несоответствие в подростковом и зрелом возрасте», и подрубрика F64.2 «Расстройство половой идентификации в детском возрасте» на 'Тендерное несоответствие в детском возрасте». В МКБ-11 отказались от терминов, используемых в МКБ-10, таких как "противоположный пол" и "анатомический пол" в пользу более современных, таких как "ассоциируемый пол" и "приписанный при рождении пол". В отличие от МКБ-10, диагностические критерии, представленные в МКБ-11, не подразумевают безоговорочное

желание индивидов найти или воспользоваться услугами по смене пола. Также, в отличие от МКБ-10, в представленных критериях обращается внимание на предстоящее развитие вторичных половых признаков в раннем подростковом возрасте, когда стадия пубертата еще не достигнута [26, с.206].

Диагностические критерии,представленные в МКБ-11 для рубрики «Гендерное несоответствие в детском возрасте», значительно более жесткие, чем в МКБ-10 во избежание ошибочной постановки диагноза детям настолько, насколько это возможно. Чтобы поставить диагноз, должны быть представлены все критерии указанные в МКБ-11 [26, с.206].

Российские исследователи уделяли внимание компонентам гендерной идентичности, включающим в себя биологический пол (женский/мужской) и маскулинность / феминность, как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты (Воронина О.А, Курочкина И.А., Пузы-рев В.В., Мелкова С.В., Знаков В.В. и др.).

Так в некоторых работах было описано, что в современном обществе претерпевают сильные изменения, которые зависят от социокультурных условий. Условия семейного воспитания и преобладание в семье определенных паттернов гендерно-ролевого поведения способствуют формированию соответствующего типа гендерной идентичности [7, с.145]. Курочкина Т.И. указывает на то, что эффективно выстроенные отношения в семейной системе способствуют хорошей дифференциации Я [10, с.94].

Авторы других статей также приводят результаты исследований идентичности личности подростков из семей разведенных родителей. По результатам исследования Веселовой Е.К. и Галаше-вой О.С. развод родителей является трудной жизненной ситуацией для подростка и меняет внутреннюю картину его самосознания. Они высказали гипотезу о наличии различий в особенностях личностной идентичности подростков из полных семей и из семей разведенных родителей. Также анализируется взаимосвязь гендерной идентичности молодых людей и особенностей отношения к собственному телу [2, с. 35; ,5, с. 41-43].

Развитие представления о гендере и гендерной идентичности, по мнению Мелкова С. и Кудриной А., приводит к смещению фокуса того, «что есть гендер?», к его смысловому и функциональному значению для развития и быта человека как личности. С точки зрения Мелкова С. в современном обществе гендерная идентичность структурирует как сложившиеся общественные отношения, так и восприятие человеком себя и других в этих отношениях. Например, в экстремальных ситуациях или обыденной жизни человеку необходимо знать, с партнером какого пола он имеет дело [11, с.170].

В качестве примера эмпирической верификации интерактивных предпочтений подростков в социальных взаимодействиях можно привести исследование М.Н. Родштейн. Анализ гендерных характеристик детей возраста 11-12 лет показал большую полотипизированность гендерной идентичности, чем у детей 7-10 лет. В младшей группе

андрогинность составила 60%, в старшей - 50%. При этом можно отметить, что полотипизирован-ных мальчиков несколько больше чем полотипизи-рованных девочек. Анализ качеств, которые дети хотели бы приобрести, показал, что желаемыми являются маскулинные или гендерно-нейтральные качества, что говорит о социальной востребованности маскулинности у детей данного возраста. Однако доминирующей и в этой возрастной группе является андрогинная идентичность [15, с. 140].

В исследовании "Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса" Н. В. Родиной, исследовались абитуриенты вузов во время вступительных экзаменов [14, с. 327]. Харламова Т. М. и Ряпосова А.В. изучали роль гендерной идентичности в выборе стратегий поведения в конфликте [18, с. 35].

Яковлева М. В., в с своей статье "Мода в гендерной идентичности молодежи цифровой эпохи", рассматривает проблематику влияния на формирования гендерной идентичности в молодежной среде модных тенденций проецируемых цифровыми технологиями [19, с. 99]. Гриневич Д.О., рассматривая различные исследования влияния информационных технологий на гендерные представления, отметил, что телевидение и её реклама играет важную роль в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин. Использование интернета доказывает, что люди не всегда могут анализировать поступающую информацию от различных социальных сетей. Гендерная дискриминация наблюдается в сексуали-заций женских образов, эйджизме и унизительных шутках о когнитивных способностях женщин [16, с. 37].

Переходя к методологическим аспектам исследования гендерной идентичности в России следует упомянуть работы Фетискина Н.П., который приводит примеры различных методик по изучению ген-дерной идентичности: Полоролевая диагностика маскулинности/феминности (С. Бем), Экспресс-диагностика уровня феминности и Экспресс-диагностика уровня маскулинности (Е. П. Ильин), Оценка гендерного типа личности в контексте маскулинно-сти/феминности (С. Бем, модификация О. Г. Лопу-ховой), Диагностика психологического пола личности (С. Бем, модификация О. Г. Лопуховой), Исследование гендерно-типологических тенденций (Т. Лири), Самооценка гендерного типа (Н. Н. Обозов, модификация Н. П. Фетискина), Самооценка ген-дерно-полотипизированной дифференциации (обработка и интерпретация Н. П. Фетискина) [16, с. 34-36].

Таким образом, методологические аспекты рассматриваемых эмпирических исследований в России представлены следующим образом: среди респондентов выступают школьники пятых - одиннадцатых классов, абитуриенты или студенты Вузов [14, с. 320; 16, с. 34], исследуется влияние одного определенного фактора на гендерную идентичность [14, с.318; 15, с. 140; 16, с. 34].

Использовались методы: анкетирование, метод социометрии и проективные методы. В отношении методологической базы исследования гендерной идентичности выступают такие методики как Репертуарная решетка Дж. Келли (TRR), Полоролевая анкета С. Бем, тесты MMPI и PPI, проективная методика «Изображение мужчины и женщины» (модификация Н.Н. Романовой), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ), методика изучения гендерной идентичности (МИГИ), методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер, тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, опросник "Маскулинность, феминность и гендерный тип личности" (российский аналог "Bem sex inventory"), социометрическая техника Дж. Морено, методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), методы полового дифференциала В.Е. Кагана, опросник М. Куна «Кто я?», личностный опросник «Установки к сексу».

Качественные методы изучения гендерной идентичности включает в себя: биографическое интервью, анкетирование, наблюдение и беседа. Данные техники помогают получить более развернутую информацию о гендерных характеристиках [17, с. 280-282].

В России на современном этапе наблюдается сокращение публикаций по гендерной психологии. Сейчас появляются статьи, направленные на анализ теоретико-методологических оснований развития гендерной психологии. Россия не отказывается от изучения традиционных тем гендерной психологии, как правило, она затрагивает анализ личностных характеристик обоих полов и феномены ген-дерных содержаний. Продолжается развитие ген-дерных исследований в тех направлениях психологической науки, где уже были созданы заделы для будущих гендерно-ориентированных разработок: в спортивной психологии, в психологии сексуальности, в психологии межличностных отношений.

Также появляются новые исследования, направленные на изучение психологического содержания гендерных явлений: гендерная психология семьи и родительства, гендерная компетентность личности, феномен «материнского штрафа», гендерная самопрезентация [8, с. 68].

Таким образом, можно заключить, что отечественные исследования гендерной идентичности строятся на базе зарубежных классических авторов, таких как Сандры Бем и Шона Берна. В работах часто затрагиваются темы закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации, т. е. противопоставлением мужчин и женщин по личностным качествам, социальным ролям и статусу. Следует отметить, что в российских исследованиях основной выборкой является молодое поколение, относящиеся к нему школьники, студенты и более зрелые респонденты, которые изучаются рамках социально-психологических причин и последствий явления половой дифференциации.

Зарубежные исследователи уделяют внимание социальным аспектам, связанным с вопросами ген-дерной идентичности. Так, обращаясь к истории исследований гендерной идентичности в США, можно отметить, что со второй половины 80-х годов 20 века исследуются гендерно-стереотипные черты характера, что предполагает, что человек соотносит окружающих его людей к определенным социальным группам (категориям) [6, с. 107].

В 2019 году в международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения было опубликовано исследование, связанное с вопросами дискриминации и патологиза-ции транссексуалов. Авторы утверждают, что определение гендерного разнообразия как болезни или иного аномального явления является необоснованным, дискриминационным и не имеющим очевидной клинической пользы. Особое влияние это оказывает на сферу медицинских услуг, так как трансгендеров стигматизируют, связывая это с психическим заболеванием, тем самым ухудшается качество их обслуживания. Так авторы уверяют, что существует серьезная проблема, связанная с детской патологизацией, так как этот диагноз " гендерная дисфория "у детей в DSM-V или" гендерная несогласованность " в детском возрасте в МКБ-11 не имеет клинической пользы, поскольку дети не нуждаются в лечении. Правительство стран имеют определенные обязательства перед гражданами, а именно: не допускать дискриминации и защищать право своих граждан на охрану здоровья. Таким образом, трансдепатологизация как право человека подразумевает право на наивысший достижимый уровень здоровья, то есть доступ к трансспецифическому здравоохранению. Таким образом, право на доступ к трансспецифическому здравоохранению служит оправданием для утверждения права на депатологизацию [20, с. 15].

Последние современные исследования, проведенные в Мехико трансгендерных взрослых, показало, что дистресс и дисфункция, проявляющиеся при трансгендерной идентификации, были общими для всех. При этом более треть четверти участников подверглись социальному порицанию, около двух трети становились объектами проявления жестокости в школе и зрелом возрасте, связанной с их ген-дерной идентификацией. Эти данные дают основания в пользу концепции МКБ-11 и исключении ген-дерного несоответствия из группы психических расстройств [27, с. 859].

Канадские исследователи также затрагивают проблемы сексуальных меньшинств и нетрадиционных гендерных ориентаций, для того чтобы использовать полученные данные на улучшение качества медицинского обслуживания лиц с нетрадиционным гендером и ориентацией [25, с. 63-65].

В США, ввиду высокой распространенности суицидальных идей и попыток самоубийства в сообществе трансгендерных ветеранов проводилось исследование, направленное на понимание потенциального влияния внешнего и внутреннего стресса меньшинства, испытываемого вовремя и после во-

енной службы, на прошлогодние и недавние суицидальные идеи трансгендеров. Таким образом, данное исследование позволила расширить теорию стресса среди меньшинств [28, с. 166].

Среди стран, в которых культурально поддерживаются различные взгляды на мужчин и женщин (Иран) имеется исследование, цель которого определить процесс развития гендерной идентичности, для того, чтобы предотвратить возникновение неадекватной гендерной идентичности на любом этапе ее эволюции. Данная работа изучает как формируется гендерная идентичность среди иранских девушек-подростков. В результате было выявлено, что гендерная идентичность у иранских девушек-подростков развивается через социализацию в семье, со сверстниками, с противоположным полом и обществом в целом, имея следующую структуру: 1) сексуальное самовыражение в период полового созревания, 2) привязанность к родителям и сверстникам, 3) склонность к противоположному полу и 4) стремление к социальному принятию [24, с. 251].

Также имеется исследование, в котором на примере подростков общины Майя Зинакантан рассматриваются потенциальные последствия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на мировоззрение, в особенности на гендерные представления. В результате, авторы пришли к выводу что ИКТ имеют особую ценность и ее наличие помогает лучше сформировать представление о жизни, о гендерных ролях, хотя это и имеет свои негативные стороны [23, с. 11-12].

Крупнейшее в мире исследования транссексуальных детей с социальными изменениями, проведенного учеными из Вашингтонского университета, показывают, что гендерная идентичность и гендерные предпочтения одинаково проявляются как у детей цис-, так и у транссексуалов. Трансген-дерные дети в этом исследовании в возрасте от 3 до 12 лет, имели социальный, но не медицинский переход. Дети изначально были социализированы среди семей и друзей и определяли свой пол как пол, связанный с их полом при рождении. Однако спустя годы, похоже, не было никакого влияния этой ранней половой специфической социализации. Эти результаты свидетельствуют о том, что спустя годы влияние этой ранней социализации, специфичной для пола, не проявляется на этих показателях гендерных предпочтений и идентичности детей. Это говорит о том, что трансгендерные дети могут самообучаться, чтобы научиться «быть» своим нынешним полом [21, с. 30].

Таким образом, можно заключить, что иностранные исследования, связанные с аспектами гендерной идентичности, в большинстве своем, имеют практическую направленность и организуются исходя из актуального запроса и необходимости дополнения уже имеющихся знаний. Так, практическая значимость связана, преимущественно с попыткой улучшения качества жизни тех или иных граждан с разной гендерной идентичность. Следует отметить, что зарубежные исследователи изучают гендерную идентичность и ее аспекты преимуще-

ственно в двух группах, выборка подростков, в которой исследуется как формируется гендерная идентичность и что на это влияет, и выборка, состоящая из людей с нетрадиционной гендерной идентичностью, где исследуются социальные аспекты, которые ухудшают качество жизни для данной категории лиц.

Методологические аспекты гендерной идентичности в зарубежных исследованиях можно охарактеризовать следующим образом: исследования охватывали большую выборку (более 100 человек) [21, с. 27-29; 25, с. 251], некоторые из которых являются лонгитюдными и проводились на протяжении нескольких лет [23, с. 2; 24, с. 20-22]. Что касается методологического аппарата исследований гендерной идентичности среди зарубежных стран, то большинство исследователей составляют собственные анкеты, беседы и интервью, и используют метод наблюдения в своих работах [20, с. 15; 21, с. 26; 23, с. 18].

Заключение

Таким образом, было выявлено, что существуют различия эмпирических исследований в России и за рубежом. Практическая значимость зарубежных и российских исследований имеют отличия. В зарубежных они связаны с попыткой улучшения качества жизни тех или иных граждан с разной гендерной идентичность, и организуются исходя из актуального запроса и необходимости дополнения уже имеющихся знаний. В России исследования гендерной идентичности связаны с дополнением и нехваткой имеющихся знаний в различных науках.

Также была обнаружена разница методологических аспектах исследований в России и за рубежом. Методологическая значимость зарубежных исследований охарактеризована большой выборкой; составлением собственных анкет, прописывание бесед и применение метода наблюдения в своих исследованиях, что тоже является отличительной чертой от российских исследований в плане количества составленных методик.

Исследования нетрадиционной гендерной идентичности за рубежом имеет ряд отличий от российских исследований. Возможно, это можно охарактеризовать тем, что за рубежом людей с нетрадиционной гендерной идентичностью, которые открыто говорят об этом-их гораздо больше, чем в России. И общество населения, и государство в целом относится более толерантно к такому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барышникова Е.Л. Гендерная педагогика: проблемы и методы исследования В сборнике: Ак-меология профессионального образования. Материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2020. С. 264-267.

2. Веселова Е.К., Галашева О.С. Особенности идентичности подростков из семей разведенный родителей // Психология человека в образовании. 2020. №1. С. 33-43.

3. Воропай Е.В. Маскулинность и феминин-ность в представлениях современной молодежи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. № 6. С. 5-15.

4. Дерябина А.С. Гендерные особенности образа будущего // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. № 4. С. 130-136.

5. Дзялошинский И.М. Телесная идентичность в системе самосознания индивида. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». // Журнал Corpus Mundi. 2020. №1. С. 36-58.

6. Жидких Л.А., Голодова О.А. К вопросу о проблеме изучения гендерной идентичности в США // В сборнике: Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. отв. ред. Е.Е. Сухова; Т.В. Ризина. 2019. С. 103-105.

7. Зиязова А.М. Взаимосвязь гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению // Наука через призму времени. 2019. № 4 (25). С. 144-146.

8. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в отечественной психологии: итоги и перспективы // Педагогика. Психология. Философия.

2017. №3 (07). - 68-74 с.

9. Кузнецова А.А., Хахутадзе Н.М.К. Библио-метрический анализ публикационной активности по проблеме "гендер" в отечественной и зарубежной психологической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. 2019. № 4. С. 195-204.

10. Кучина Т.И. Исследование дифференциации "я" женщин с разным типом гендерной идентичности // Проблемы Науки. 2017. №36 91-97 с.

11. Мелков С. В., Кудрина А. В. Представления о гендере и гендерной идентичности в современном психоанализе // Развитие личности. 2016. №3. 165-186 с.

12. Олейникова Е. Ю. К проблеме исследования гендерной идентичности // Вопросы науки и образования. 2018. №8 (20). 176-178 с.

13. Реснянский С.И., Амиантова И.С Гендер в российской истории: обзор новейших исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. № 2. С. 278301.

14. Родина Н.В. Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. 313327 с.

15. Родштейн М.Н. К вопросу о динамике изменений гендерной идентичности // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки.

2018. №1 (37). 131-140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. Интер-секциональный поворот в гендерных исследованиях // ЖССА. 2017. №5. 15-38 с.

17. Фарбер А.В. Особенности и методики изучения гендерных характеристик // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 4А. 275-283 с.

18. Харламова Т.М., Ряпосова А.В. Роль ген-дерной идентичности в выборе стратегий поведения в конфликте // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. №1. 25-35 с.

19. Яковлева М.В. Мода в гендерной идентичности молодежи цифровой эпохи // Вестник СПбГИК. 2019. №1 (38). 99-102 с.

20. Castro-Peraza ME, Garcia-Acosta JM, Delgado N, et al // Gender Identity: The Human Right of Depathologization // International journal of environmental research and public health. 2019 № 16(6). P. 1115

21. Kim Eckart UW News // Among transgender children, gender identity as strong as in cisgender children, study shows. 2019. P. 22-30

22. Lindqvist A., Senden M.G., Renstrom E.A. What is gender, anyway: a review of the options for op-erationalising gender // Psychology & Sexuality Latest Articles 2019. № 10. P. 1-13

23. Manago AM, Pacheco P. Globalization and the Transition to Adulthood in a Maya Community in Mexico: Communication Technologies, Social Networks, and Views on Gender//New directions for child and adolescent development// 2019 № (164). 11-25

24. Mousavi MS, Shahriari M, Salehi M, Kohan S. Gender identity development in the shadow of socialization: a grounded theory approach/Archives of women's mental health. 2019. №22(2). P.245-251

25. Pinto AD, Aratangy T, Abramovich A, et al. Routine collection of sexual orientation and gender identity data: a mixed-methods study // CMAJ : Canadian Medical Association journal = journal de l'Association medicale canadienne. 2019 №191(3) Р.63-68

26. Reed G. M. et al. Расстройства, связанные с сексуальностью и половой принадлежностью в МКБ-11: пересмотр классификации МКБ-10, основанный на последних научных доказательствах, клиническом опыте и правовых соображениях //Официальный журнал всемирной психиатрической ассоциации (ВПА). - 2016. - Т. 15. - №. 3. P. 205-209

27. Robles R, Fresan A, Vega-Ramхrez H et al. Removing transgender identity from the classiёcation of mental disorders: a Mexican ёeld study for ICD-11 // The Lancet Psychiatry. - 2016. - т. 3. - №. 9. P. 850859

28. Tucker RP, Testa RJ, Reger MA, Simpson TL, Shipherd JC, Lehavot K. Current and Military-Specific Gender Minority Stress Factors and Their Relationship with Suicide Ideation in Transgender Veterans //Suicide & life-threatening behavior// 2019 №49(1) Р. 155166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.