Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА СВЕРШЕНИЯ СОБЫТИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА СВЕРШЕНИЯ СОБЫТИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ДЕТСКАЯ АМНЕЗИЯ / «ЭФФЕКТ ПИКА ВОСПОМИНАНИЙ» / ПОЛ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситнянская Эллина Андреевна

В статье приведен теоретический анализ представленных в литературе исследований «эффекта пика воспоминаний». Также работа содержит в себе результаты эмпирического исследования особенностей распределения автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста свершения событий у юношей и двушек. Для исследования автобиографической памяти использовалась методика «Линия жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ситнянская Эллина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE DISTRIBUTION OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORIES DEPENDING ON THE AGE OF THE EVENTS IN BOYS AND GIRLS

The article presents a theoretical analysis of the studies of "peak memory effect" presented in the literature. Also the work includes the results of empirical research of features of distribution of autobiographical memories depending on age of accomplishment of events in young men and two women. For research of autobiographical memory method "Life Line" was used.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА СВЕРШЕНИЯ СОБЫТИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

УДК 159.953

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА СВЕРШЕНИЯ СОБЫТИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Ситнянская Эллина Андреевна

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе

Севастополь, Россия E-Mail: ellina96606@mail.ru

Аннотация. В статье приведен теоретический анализ представленных в литературе исследований «эффекта пика воспоминаний». Также работа содержит в себе результаты эмпирического исследования особенностей распределения автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста свершения событий у юношей и двушек. Для исследования автобиографической памяти использовалась методика «Линия жизни».

f Актуальность. Актуальность выбранной темы определяется ее высокой значимостью для решения вопросов конструктивного развития и функционирования личности с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований данной области - с другой.

Цель. Исследовать особенности распределения автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста свершения событий у юношей и двушек.

Выводы и заключение. Респонденты обоих полов склонны отмечать небольшое количество воспоминаний раннего детского возраста, пик воспоминаний у всех участников относится к подростковому периоду, у всех респондентов наблюдается снижение количества воспоминаний о событиях, относящихся к молодости и юности.

* jfl" Ключевые слова: автобиографическая память, детская амнезия, «эффект пика воспоминаний», пол, возраст.

Введение. С начала XX века исследование особенностей автобиографической памяти является актуальным направлением в психологической науке [3]. Однако сам термин «автобиографическая память» был введен только в 1976 году Дж. Робинсоном, для различения памяти о себе и памяти о мире [6]. В дальнейшем были предприняты попытки дать различные определения данному феномену отечественными и зарубежными психологами, в зависимости от подходов ученых.

Начиная с конца XX века в психологической науке происходит ряд активных экспериментальных исследований автобиографической памяти и впоследствии -публикация монографий, в которых утверждается мысль о том, что автобиографическую память необходимо изучать как абсолютно новый самостоятельный объект исследования, который является

единым для общей психологии (психологии памяти) и психологии личности [1].

Д. Пиллемер, известный американский психолог, отмечает, что автобиографическая память представляет собой «вид памяти, хранящий информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и связи между этими событиями, которые всегда автобиографичны» [7].

В данной работе мы придерживаемся трактовки, введенной профессором МГУ В.В. Нурковой, согласно которой «автобиографическая память - это высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, оперирующая с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории жизни, и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути» [5].

Вопрос о пике воспоминаний, то есть возрастном периоде, на который приходится большое количество вспоминаемых событий, исследовался психологами (Д. Рубин, Д. Бернтсен, Л.С. Выготский и др.) на протяжении долгого времени. Д. Рубинном и Д. Бернтсен было проведено эмпирическое исследование на датской выборке, в котором респондентам предлагалось отметить семь наиболее вероятных событий. Датировать их и классифицировать по критериям величины вероятности присутствия данных эпизодов в жизни самого участника, позитивности и важности этих событий. По итогам исследования было сформулировано ряд выводов, в числе которых «эффект пика воспоминаний» -когда испытуемых просят вспомнить события своей жизни, наблюдается воспроизведение непропорционально большого количества событий, относящихся к периоду юности и ранней зрелости (15-30 лет) [8].

«Эффект пика автобиографических воспоминаний» получил интерпретацию с позиции различных подходов в психологии. Так, согласно мнению М. Шам, «пик вос-

поминаний» связан с возрастным этапом, в котором человек получает «первый опыт» в различной, значимой для него деятельности. Такие события отпечатываются в памяти из-за новизны, и впоследствии являются «опорными точками памяти», к которым снова и снова возвращается человек

[4].

По мнению отечественных психологов, «эффект «пика» определяется не только универсальными механизмами социализации, но и механизмами самодетерминации [7; 10].

Методы исследования. В исследовании прияли участие 50 респондентов (в равном соотношении девушек и юношей) в возрасте от 18 до 26 лет.

Большая часть респондентов находится в возрасте от 16 до 19 лет (юноши - 56%, девушки - 36 %), к возрастному диапазону от 20 до 22 лет относится 28 % среди представителей мужского пола и 48 % - среди представителей женского пола, количество респондентов в возрасте от 23 до 26 лет среди представителей обоих полов равно соответственно по 16 % (рис. 1).

■ 16-19 ■ 20-22 « 23-26 «16-19 «20-22 «23-26

Рис. 1. Распределение респондентов по возрастным группам

При подсчете данных мы опирались на возрастную периодизацию Л.С. Выготского [2], согласно которой: период от 0 до 1 года - младенчество; 1-3 года - ранее детство; 3-7 лет - дошкольное детство; 7-13 лет - школьный возраст; 13-17 лет - пубертатный период. Разделение на возрастные этапы было дополнено периодизацией Э. Эриксона, по которой: 17-20 лет -юность; >20 лет - молодость [9].

Результаты. Всего испытуемыми на «Линии жизни» было отмечено 366 воспо-

минаний, практически в равном соотношении названных девушками (186 воспоминаний) и юношами (180 воспоминаний).

Согласно результатам (рис.2), справедливо сказать, что графики распределения числа автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста в момент свершения события у юношей и девушек примерно одинаковые. Количество воспоминаний, относящихся к периодам младенчества и раннего детства у всех участников равно менее 5 % от общего числа событий.

Рис. 2. - Распределение числа автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста в момент свершения события

го исследования, можно сделать ряд выво-

Представители женского пола отметили большее число эпизодов, относящихся к дошкольному детству (17 %), чем юноши (13 %), в то время как ситуация, связанная с периодом школьного детства, противоположная: юноши - 22 %, девушки - 18 % событий. Период подросткового возраста содержит большее количество событий у всех респондентов (36 % - юноши, 33 % - девушки). К этапу молодости у мужчин и женщин относится равное количество событий - менее 20%, а вот воспоминаний, связанных с периодом юности у девушек (12%) практически в два раза больше, чем у мужчин (7%).

Обсуждение результатов. Таким образом, на основе проведенного эмпирическо-

дов:

1. Участники обоих полов отмечают небольшое количество воспоминаний о событиях, относящихся к первым годам жизни, что может быть связано с явлением «детской амнезии».

2. Возрастным этапом, к которому относится большее количество воспоминаний всех участников является период подросткового возраста (13-17 лет).

3. У всех респондентов наблюдается снижение количества воспоминаний о событиях, относящихся к юности и молодости, что может быть связано со средним возрастом респондентов - 22 года.

Литература:

1.Глебкин В.В. Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти / В.В. Глебкин // Историческая психология и социология истории. 2013. Т. 6, № 2. С. 169-184.

2. Махова И.Ю. Отечественные теории периодизации психического развития / И.Ю. Мавхова // Психология развития: теоретические основы. Москва, 2006.

3. Набиева У.А. Особенности автобиографической памяти у студентов с разным типом темперамента / У.А. Набиева, И.Л. Аристова // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1.

4. Нуркова В.В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятель-ностной методологии / В.В. Нуркова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 64-82.

5. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. ... доктора псх. Наук / В.В. Нуркова. Москва, 2009. 50 с.

6. Нуркова В.В. Общая психология. Т. 3. Москва: Академия, 2006. 320 с.

7. Нуркова В.В. Анализ феноменологии автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 17-26.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. 2007. 352 с.

9. Rubin D.C., Bemtsen D. Cultural Life Scripts Structure Recall from Autobiographical Memory // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32. № 3.

10. Shum M.S. The role of temporal landmarks in the autobiographical memory processes // Psychological Bulletin. 1998. № 124.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ситнянская Э.А. Особенности распределения автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста свершения событий у юношей и девушек / Э.А. Ситнянская // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6. С. 5054.

Сведения об авторе Ситнянская Эллина Андреевна

студент бакалавриата факультета психологии

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе

Севастополь, Россия E-Mail: ellina96606@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 50-54.

SPECIFICS OF THE DISTRIBUTION OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORIES DEPENDING ON THE AGE OF THE EVENTS IN BOYS AND GIRLS

Sitnyanskaya E.A.

Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Sevastopol, Russia

E-mail: ellina96606@mail.ru

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the studies of "peak memory effect" presented in the literature. Also the work includes the results of empirical research of features of distribution of autobiographical memories depending on age of accomplishment of events in young men and two women. For research of autobiographical memory method "Life Line" was used.

Relevance. Relevance of the chosen theme is defined by its high importance for the solution of questions of constructive development and functioning of the personality on the one hand, and insufficiency of theoretical and empirical researches of this area - on the other hand. Goal. To study features of distribution of autobiographical memories, depending on the age of occurrence of events in young men and two women.

Conclusions and conclusion. Respondents of both sexes tended to note a small number of memories of early childhood, the peak of memories for all participants refers to adolescence, for all respondents there is a decrease in the number of memories of events related to youth and adolescence.

Keywords: autobiographical memory, childhood amnesia, "peak memory effect", gender, age.

References

1. Glebkin V.V. Kulturno-istoricheskie osnovaniya gipotezy o dvuh sistemah avtobiografich-

eskoj pamyati [Analysis of the phenomenology of autobiographical memory from the standpoint of cultural and historical approach]. Istoricheskayapsihologiya i sociologiya istorii [Cultural and historical psychology], 2013, vol. 6, no. 2, pp. 169-184. (In Russ.).

2. Mahova I.Yu. Otechestvennye teorii periodizacii psihicheskogo razvitiya [Domestic theories of periodization of mental development]. Psihologiya razvitiya: teoreticheskie osnovy [Psychology of development: theoretical foundations]. Moscow, 2006. (In Russ.).

3. Nabieva U.A., Aristova I.L. Osobennosti avtobiograficheskoj pamyati u studentov s raznym tipom temperamenta [Features of autobiographical memory in students with different types of temperament]. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya [The world of science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 1. (In Russ.).

4. Nurkova V.V. Avtobiograficheskaya pamyat v optike kulturno-istoricheskoj i deyatelnostnoj metodologii [Autobiographical memory in the optics of cultural-historical and activity methodology]. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2010, vol. 7, no. 2. pp. 64-82. (In Russ.).

5. Nurkova V.V. Kulturno-istoricheskij podhod k avtobiograficheskoj pamyati: avtoref. dis. ... doktorapsh. Nauk [Cultural and historical approach to autobiographical memory. Thesis]. Moscow, 2009. 50 p. (In Russ.).

6. Nurkova V.V. Obshayapsihologiya. T. 3. [General psychology. Vol. 3.]. Moscow, 2006. 320 p. (In Russ.).

7. Nurkova V.V. Analiz fenomenologii avtobiograficheskoj pamyati s pozicij kulturno-istoricheskogo podhoda [Analysis of the phenomenology of autobiographical memory from the standpoint of cultural and historical approach]. Kulturno-istoricheskaya psihologiya [Cultural and historical psychology], 2008, vol. 1, pp. 17-26. (In Russ.).

8. Shapovalenko I.V. Vozrastnayapsihologiya [Age psychology]. Moscow, 2007. 352 p. (In Russ.).

9. Rubin D.C., Berntsen D. Cultural Life Scripts Structure Recall from Autobiographical Memory. Memory & Cognition. 2004. Vol. 32. № 3. (In Engl.).

10. Shum M.S. The role of temporal landmarks in the autobiographical memory processes. Psychological Bulletin. 1998. № 124. (In Engl.).

Information about the author Ellina Andreevna Sitnyanskaya

Bachelor's student of the Faculty of Psychology

Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Sevastopol, Russia

E-Mail: ellina96606@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.